Развитие личности ребенка и формирование в дошкольном возрасте — программы, индивидуальное обучение

В условиях нового законодательства об основах охраны здоровья граждан начало уголовно-правовой охраны жизни человека должно датироваться юридически определенным моментом его рождения. Таким образом, присутствующее в литературе по уголовному праву мнение о том, что начальным моментом уголовно-правовой охраны человеческой жизни является начало физиологических родов, получило законодательное подтверждение.

image Автор: Шарапов Р.Д.

С 1 января 2012 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1]. Среди нововведений норма, имеющая особое значение для правового регулирования момента возникновения правоспособности граждан и уголовно-правовой охраны их жизни и здоровья. Речь идет о ч. 1 ст. 53, регламентирующей момент рождения ребенка. Впервые российский законодатель нормативно определил момент начала жизни человека, что произошло спустя без малого девятнадцать лет после законодательной констатации момента ее прекращения (ч. 2 ст. 9 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека»[2]).

  1. Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов. Очевидно для истолкования данной дефиниции, чтобы детально разобраться с моментом рождения человека, не обойтись без обращения к медицинским понятиям, которые использовал законодатель.

С медицинской точки зрения‚ плод – это «человеческий зародыш с девятой недели внутриутробного развития до момента рождения»[3].

В Большой медицинской энциклопедии роды (родовой акт) определяются как «физиологический процесс изгнания плода, плаценты с плодными оболочками и околоплодными водами из матки через родовые пути после достижения плодом жизнеспособности»[4]. В современной медицине роды рассматриваются как сложный многозвеньевой процесс, продолжительность которого составляет от 10 до 20 часов в зависимости от первичности или повторности родов. Исходя из приведенного определения, понятие родов базируется на двух периодах родового процесса: изгнании плода и последовом периоде. Между тем в клиническом течении родов выделяют еще один период – раскрытие шейки матки (родовые схватки), который предшествует изгнанию плода и последа‚ и с которого собственно и начинаются роды.

Второй период – изгнание плода (продолжительность 1-2 часа) начинается после полного раскрытия шейки матки, включает продвижение плода из матки по родовому каналу к половой щели и заканчивается рождением плода, также в свою очередь имеющим стадийность: появление головки плода в половой щели (врезывание и прорезывание головки), рождение головки, рождение плечиков, туловища и ножек.

Третий период родов – последовый (продолжительность до 30 минут) начинается после полного рождения плода и заканчивается изгнанием последа (плаценты, плодных оболочек и пуповины) из половых путей роженицы.

В итоге, рождением ребенка следует считать не момент полного изгнания или извлечения младенца из организма роженицы, когда новорожденный начинает проявлять жизненно важные обменные функции, свойственные самостоятельному человеческому организму (легочное дыхание, сопровождаемое первым вдохом и криком), а момент наступления первых родовых схваток у беременной женщины, когда только начинается процесс отделения плода от материнского организма.

  1. Состоявшееся законодательное определение момента рождения человека напрямую взаимосвязано с моментом возникновения субъективного права человека на жизнь, который уже давно закреплен в российском законодательстве. Согласно ч. 2 ст. 17 и ч. 1 ст. 20 Конституции РФ право на жизнь принадлежит каждому от рождения, а в соответствии с ч. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения. Формулу «от рождения» («в момент рождения») следует толковать в точном соответствии с вышеприведенным положением ч. 1 ст. 53 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Поэтому привычная в гражданском праве позиция, согласно которой момент возникновения правоспособности граждан, в том числе права на жизнь, связывается с медицинскими критериями живорождения человека‚ которые как известно констатируются после полного рождения ребенка (появления его на свет в целом)[5], уже не может считаться соответствующей закону. Право на жизнь и другие правомочия, наполняющие понятие правоспособности, теперь официально признаны за непоявившимся на свет ребенком на исходе его внутриутробного существования, когда только начались роды.
  2. Юридическое начало жизни человека предопределяет и начало ее уголовно-правовой охраны. Напомним, что в доктрине отечественного уголовного права, согласно господствующему взгляду начало уголовно-правовой охраны жизни человека связывается с моментом появления вне утробы матери какой-либо части тела изгоняемого (извлекаемого) ребенка. Соответственно, умерщвление плода в утробе матери, до его появления на свет, не расценивается как преступление против жизни, а считается прерыванием беременности, которое при известных условиях квалифицируется как преступление против здоровья.

Читайте также:  Содержание основного непосредственного объекта нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой

В условиях нового законодательства об основах охраны здоровья граждан начало уголовно-правовой охраны жизни человека должно датироваться юридически определенным моментом его рождения. Таким образом, присутствующее в литературе по уголовному праву мнение о том, что начальным моментом уголовно-правовой охраны человеческой жизни является начало физиологических родов, получило законодательное подтверждение[6].

Это означает, что виновное посягательство в отношении рождающегося плода, приведшее к его мертворождению или причинению вреда его здоровью, в зависимости от оснований, предусмотренных уголовным законом, должно квалифицироваться как преступление против жизни или здоровья человека. В частности, оставление без уважительных причин роженицы без родовспоможения со стороны медицинского персонала родильных домов и других лечебных учреждений, повлекшее по неосторожности мертворождение плода, либо ненадлежащее исполнение акушерами своих профессиональных обязанностей при принятии родов, приведшее по неосторожности к членовредительству плода или его смерти, должно влечь уголовно-правовую оценку содеянного по ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118 или ст. 124 УК РФ, а при умышленном отношении виновного к указанным последствиям содеянное следует квалифицировать как убийство или умышленное причинение вреда здоровью человека. Убийство роженицы вместе с плодом должно квалифицироваться по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

  1. Принимая норму о моменте рождения ребенка, законодатель, к сожалению, не привел в соответствие с ней уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность за детоубийство (ст. 106 УК), в части предмета данного преступления. Согласно диспозиции указанной статьи жизнь человека начинает охраняться хотя и во время родов, но с момента новорожденности ребенка, что в медицинском смысле означает полное изгнание (извлечение) плода с признаками живорождения (легочное дыхание, сердцебиение, крик, произвольные движения мускулатуры и др.)[7]. Таким образом, буквальное толкование данной нормы означает, что жизнь продукта рождения в период его изгнания из организма роженицы до полного появления на свет, выпадает из-под уголовно-правовой охраны ст. 106 УК РФ[8]. Следуя логике конкуренции между общей и специальной нормами, в которой состоят ст. 105 и ст. 106 УК РФ, получается, что намеренное умерщвление роженицей своего собственного ребенка во время его рождения до момента полного отделения от материнского организма новорожденного должно квалифицироваться как убийство малолетнего по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Читайте также:  Дискуссионные вопросы реализации уголовной политики в уголовном судопроизводстве

Для расширения границ состава детоубийства, чтобы последнее распространялось на редкие с практической точки зрения, но все же возможные ситуации, когда роженица умышленно умерщвляет во время родов еще не изгнанный из ее утробы плод, законодателю потребуется исключить из диспозиции ст. 106 УК РФ термин «новорожденный» применительно к первой разновидности детоубийства (убийство ребенка во время или сразу же после родов). Аналогичное изъятие следует произвести из названия ст. 106 УК РФ.

  1. Предусмотренный ч. 1 ст. 53 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» момент рождения человека, знаменующий собой появление нового субъекта права, не соответствует по своему смыслу юридически признанной границе прекращения жизни человека, означающей исчезновение субъекта права. Напомним, таковой границей считается смерть головного мозга. Поэтому «юридически жизнь человека есть жизнь его мозга, и начало жизни мозга означает начало жизни человека. Следовательно‚ с правовых позиций начальная граница жизни человека на сегодняшний день как минимум должна связываться с появлением оформившейся массы мозговых клеток (рождением головного мозга), делающих плод жизнеспособным. А это происходит еще в материнской утробе задолго до рождения самого ребенка (к пятому месяцу беременности)»[9].

К сожалению, российский законодатель измеряет начало жизни человека и конец его жизни в разных величинах, что разумеется противоречит законам логики, однако сообразуется с законами бытия современного российского общества, в котором идея абсолютной неприкосновенности и защиты человеческой жизни и нравственно-правовая концепция свободы материнства, подразумевающая политику семейного планирования, в том числе проведение абортов (ст. 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), существуют практически на паритетных началах. Очевидно, по этой причине общество, а вслед за ним законодатель, не готовы к исчислению начала жизни человека в величине, принятой для исчисления ее конца (рождение и смерть головного мозга).

Читайте также:  Уголовная ответственность за подстрекательскую деятельность «потерпевшего»

В целом же, решимость российского законодателя обратиться к проблеме правовой регламентации момента рождения человека следует оценить положительно. Юридическое определение момента рождения позволило воссоединить начала уголовно-правовой охраны жизни человека и возникновения права на жизнь, что в совокупности с существенным за последнее десятилетие сокращением социальных показаний для искусственного прерывания беременности (с тринадцати до пяти, а затем до одного[10]) можно рассматривать как серьезный шаг законодателя в деле расширения правовой охраны права человека на жизнь и обеспечения единства правового измерения последней.

Примечания и литература

  1. Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. ст. 6724.
  2. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. с. 122.
  3. В соответствии с ч. 1 ст. 66 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека). Допущение законодателем альтернативы в определении момента смерти человека (смерть головного мозга или биологическая смерть) не затрагивает сути юридического вопроса о конечной границе человеческой жизни. Указанная альтернатива продиктована значением различных стадий процесса умирания человека для реаниматологии и трансплантологии, разными условиями умирания человеческого организма и зависящими от них отличиями в порядке установления смерти. С юридической точки зрения для признания наступления смерти человека нет необходимости в ожидании трупных изменений, характерных для конечной стадии умирания организма – биологической смерти, достаточно констатации смерти головного мозга. Поэтому, как и прежде, умершим надлежит считать того, чей головной мозг полностью и необратимо прекратил свое функционирование (см. подробно: Крылова Н., Сафонов В. К вопросу об определении момента окончания жизни человека в уголовном праве Российской Федерации // Уголовное право. 2010. № 3. с. 54-57).
  4. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах. М.: Советская энциклопедия, Т.2. 1983. с. 335.
  5. Большая медицинская энциклопедия. 3-е изд. М., Т. 22. 1984. с. 327.
  6. Гражданское право: Часть. I.Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1998. С.98; Романовский Г.Б. Гносеология права на жизнь. СПб., 2003. с. 45-46, 52.
  7. Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 1999. с. 19.
  8. Большая медицинская энциклопедия. 3-е изд. М., Т. 17. 1981. с. 35.
  9. Подробно об этом изъяне ст. 106 УК РФ см.: Шарапов Р.Д. Начало уголовно-правовой охраны жизни человека: опыт юридического анализа // Уголовное право. 2005. № 1. с.75-77.
  10. Там же. с. 75.
  11. О социальном показании для искусственного прерывания беременности: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 98 // Российская газета. 2012. 15 фев.

Опубликовано: Уголовное право. 2012. № 3. с. 75-78.

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации — подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Развитие личности ребенка представляет собой формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром. Это сложный, многогранный процесс, требующий внимания и участия родителей и других окружающих взрослых, при этом подчиняющийся определенным универсальным законам. Он тесно связан с развитием физических, когнитивных, коммуникативных и других навыков и способностей. Психологи и философы на протяжении веков искали ответ на вопрос о том, что такое личность и когда она начинает зарождаться. Высказывались разные позиции на этот счет, в том числе и о том, что личность – это то, что есть только у взрослых. В этой статье мы поделимся некоторыми идеями о том, что представляет собой система развития личности ребенка. На самом деле формирование и развитие личности ребенка начинается уже с первых дней жизни. С точки зрения Э. Эриксона, в течение первого года в психике младенца закладывается основа для развития различных сторон личности: базовое доверие к миру. Это отношение к жизни, становление которого зависит от того, насколько в младенчестве внешний мир был безопасен и комфортен для ребенка. Если малыш был окружен заботой родителей, его потребности в пище, физической активности, прикосновениях и позитивном эмоциональном внимании удовлетворялись, то и доверие к миру будет высоким. Напротив, у детей, лишенных постоянной заботы со стороны близких взрослых, возможности иметь одного или двух значимых надежных людей рядом, закладывается базовая установка на то, что мир не дружелюбен, ему доверять нельзя. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит в нескольких направлениях, каждое из которых становится более или менее приоритетным в зависимости от этапа. Малыш активно исследует окружающий мир, что проявляется в постоянных поисках интересных предметов во всех доступных маленькому человечку местах, а также в попытках эти предметы разобрать, сломать, попробовать на вкус и тому подобное. Несмотря на то, сколько хлопот приносит такой научный интерес, родителям следует проявить терпение, с одной стороны, поощряя ребенка в стремлении к познанию мира, с другой – обеспечивая безопасность ему, себе и своему дому, приучая его к наличию правил и границ. Важно не оказать слишком сильное давление на ребенка, поскольку именно этот зарождающийся интерес к новым знаниям и впечатлениям Вы будете пытаться возродить, когда придет пора учиться. Также развитие личности ребенка дошкольника направлено на понимание, кто он такой, где границы между ним и окружающим миром, ним и мамой. Первым ярким проявлением этой стороны развития становится появление местоимения «Я» в речи ребенка. В дальнейшем малыш начинает искать подтверждение в том, что он существует. Это проявляется в желании рисовать на стенах, разбрасывать свои вещи даже в комнате старшего брата, а также, в восприятии всех игрушек вокруг как своих. Вопрос границ между «я – внешний мир» и «мое – чужое» решается на протяжении ряда лет. В этот период можно рассказывать ребенку о том, что такое личное пространство, что в него входит: место, личные вещи, время, которое хочется провести одному. Важно научить его спрашивать разрешения войти в это личное пространство, узнавать, хочет ли человек сейчас общаться. Также необходимо показать малышу, как он сам может защитить себя и свое пространство: как можно ответить, если он не хочет общаться, как вести себя, если граница грубо нарушается, когда и в каких обстоятельствах допустима физическая защита. Еще одно направление в развитии личности ребенка, которое необходимо держать в фокусе внимания – социальное развитие. Одни родители смело ведут малыша с первых лет в детский сад, другие предпочитают домашнее обучение и развитие. Но и в том, и в том варианте важно наблюдать, как ребенок учится общаться, формировать у него первые, невероятно важные навыки: знакомиться, делиться, договариваться о том, во что поиграть и так далее. Развитие личности ребенка в общении подразумевает не только получение навыков, но и последовательную смену интересов и потребности во взаимодействии с другими. Если в раннем детстве ребенок нуждается в основном в общении с взрослыми, то уже к трем четырем годам появляется игровая мотивация, а к пяти она перерастает в интерес к ролевым играм, где, примеряя на себя роль принцесс, супергероев, волшебников и преступников, дети познают и себя, и мир. Если ребенок к этому возрасту все еще общается только с родителями и не стремится к самостоятельному времяпрепровождению со сверстниками, важно обратить на это внимание и разобраться в причинах такой особенности. Она может заключаться в недостатке навыков, страхе перед другими детьми и/или в слишком крепкой привязанности к родительским фигурам, что говорит о некотором отставании в развитии. Чем ближе к школьному возрасту, тем большее значение играет обучение в развитии личности ребенка. В детском саду или дома дошкольник начинает пробовать учиться: читать, писать, считать, выполнять творческие задания. Этот опыт закладывает представление о том, насколько я могу быть успешен, компетентен, а также что такое ошибка и как на нее реагировать. Важно в этом возрасте донести мысль о том, что ошибаться – не страшно. Что только благодаря неудаче можно понять, как сделать лучше, научиться чему-либо. Для ребенка будет важна поддержка и принятие со стороны самых близких взрослых, ощущение, что они в него верят, потому что именно из этого ощущения формируется собственная самооценка. Написано сотни книг о том, что и в каком возрасте ребенок должен уметь, к чему стремиться и чего избегать. Но надо помнить, что индивидуальное развитие личности ребенка может отличаться от стандартов и статистических норм. Поэтому, ориентируясь на информацию о том, как должно быть, наблюдайте, как есть, отмечайте малейшие изменения, сообщающие о том, что малыш развивается и взрослеет. Если Вы замечаете, что в некоторых областях происходит задержка или, напротив, слишком быстрый и несбалансированный скачок, важно обратиться к детскому психологу, который сможет провести диагностические мероприятия, найти причины данного явления. А окончательным результатом обращения станет уникальная программа развития личности ребенка, учитывающая все особенности его индивидуальности и окружающей среды. Она может включать и конкретные мероприятия, такие как занятия с ребенком дома, походы на групповые занятия, целью которых является получение опыта общения и развитие коммуникативных навыков. Также психолог даст рекомендации относительно изменений в системе воспитания и отношений в семье, которые необходимы в обеспечении благоприятных условий для развития малыша. Мария Борисова, психолог центра тренинга и консультирования «12 Коллегий».

image

Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология. Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит семья, родители. Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.

Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.

Что такое личность?

Категория «личность» является составным элементом понятийного аппарата большого числа научных направлений. В обычной жизни люди пользуются данным понятием довольно часто. Существует огромное число теорий (например, системно ролевая теория формирования личности ребенка), посвященных проблеме личностного становления.

Что же понимается под личностью и ее развитием? Что влияет на этот процесс? Личность представляет собой качество, приобретаемое человеком в процессе социокультурной жизни. Каждый человек рождается индивидом, то есть имеет набор определенных уникальных характеристик. При взаимодействии с социумом происходит развитие личности.

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Фазы личностного развития

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
  • Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и взаимодействия с окружающими. В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Значение родителей для личностного развития

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни. В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться сделать ошибки. Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. Формирование личности в раннем возрасте во многом определяется степенью влияния родителей, их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.

Основные периоды психического развития ребенкаКупить игрушки для малышей>>В В В  Чтобы грамотно развивать и обучать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. В этой статье мыВ  кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста.1. Период младенчества. В В В  Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденностьВ  (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, image Embrace, SisterBeBe (автокресло, фиолетовый, 9-36 кг, IsoFIX, JM01)6 100 руб. 6 740 руб. image Embrace, SisterBeBe (автокресло, тиффани, 9-36 кг, IsoFIX, JM01)6 100 руб. 6 740 руб. image САРМАТ Амага робот, Ларт (электронный конструктор, на основе контроллера Arduino)4 200 руб. 4 650 руб. image Интерактивный стол, Kiddieland (развивающая игрушка)3 340 руб. 3 700 руб. image Bombus, Labeille (комплект в кроватку, 6 предметов, 5973)2 950 руб. 3 270 руб. image Домик для кукол Замок Принцессы, Нордпласт (игровой набор, 1 этаж)2 770 руб. 3 080 руб. image Архитектор, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей)2 240 руб. 2 490 руб. image Конфетти, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей в круглую кроватку, голубой, 414-12/1)2 100 руб. 2 340 руб. Кантри, Сонный гномик (бортик для детской кроватки, бежевый, 117-11/4)2 080 руб. 2 320 руб. Круизер, МагМастер (магнитный конструктор, 32 детали)2 060 руб. 2 290 руб. Зоопарк, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей)2 010 руб. 2 240 руб. Кукла Еви, Домик на дереве, Simba (игровой набор)1 890 руб. 2 110 руб. Дом Коллекция, Огонек (игровой набор)1 860 руб. 2 080 руб. Пупсик, 20 см, Asi (кукла, арт 2110005)1 750 руб. 1 960 руб. Оленята, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей для детской кроватки, бежевый, 427-10/4)1 730 руб. 1 930 руб. Машины с мотором, Engino (пластмассовый конструктор, серия ECO BUILDS)1 700 руб. 1 900 руб. Мишка Рони, Maxitoys (мягкая игрушка, 70 см, MT-TS031210-70 S)1 700 руб. 1 900 руб. Мега вызов, Piatnik (настольная игра)1 670 руб. 1 870 руб. 10 Smart Numbers, Marbotic (пособие для изучения цифр, SN15)1 500 руб. 1 690 руб. Фантазия, МагМастер (магнитный конструктор, 26 деталей)1 410 руб. 1 580 руб.‹›

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий