Признаки нарушения координации движения или патологии развития

  1. Главная
  2. Здоровье
  3. Болезни
  4. Болезни детей (педиатрия)

Медицинский эксперт статьи

image Доктор Дорон РОЛЛ Педиатр A A A Алексей Портнов, медицинский редактор Последняя редакция: 11.04.2020 image х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Гиперкинезы у детей проявляются в бессознательных, то есть непредумышленных учащенных сокращениях или подергиваниях отдельных групп мышц, которые периодически повторяются и при определенных обстоятельствах могут значительно усиливаться. Данная неврологическая патология встречается у детей различных возрастных групп и чаще всего затрагивает мышцы лица и шеи.

Следует иметь в виду, что до сих пор возникает путаница в использовании термина «гиперкинез» в качестве синонима к понятию гиперактивность детей. Однако гиперактивность (hyperactivity) является проблемой психиатрической и в соответствии с МКБ-10 Всемирной организации здравоохранения отнесена к детским психическим и поведенческим расстройствам – СДВГ, синдрому дефицита внимания и гиперактивности (F90). К экстрапирамидным расстройствам, каковыми являются гиперкинезы у детей, данный психогенный синдром не имеет отношения.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]

Код по МКБ-10

F90 Гиперкинетические расстройства

Причины гиперкинеза у детей

Ключевые причины гиперкинеза у детей аналогичны этиологии гиперкинезов у взрослых. Данная патология является следствием:

  • нарушения функций мотонейронных центров экстрапирамидной двигательной системы, расположенных в ретикулярной формации ствола головного мозга;
  • поражения глубинных нейронных ядер (базальных ганглиев) подкорки головного мозга и нарушений их координации со спинным мозгом;
  • поражений белого вещества мозга;
  • мозжечковой или спиномозжечковой атрофии;
  • расстройства латеральной двигательной системы ствола мозга, передающей импульсы от мотонейронов к мышечным нервным рецепторам;
  • дисбаланса синтеза ответственных за коммуникации между нервными клетками ЦНС нейротрансмиттеров: ацетилхолина, гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), дофамина, серотонина, норадреналина и др.
  • повреждения миелиновой оболочки нервных волокон, приводящие к нарушению нейросинаптической передачи.

Эти процессы могут возникать из-за поражений сосудистой системы головного мозга или компрессионного воздействия на его отдельные структуры при родовых травмах, церебральной гипоксии или гемолитической желтухе новорожденных; внутриутробных патологий мозга (ДЦП, адренолейкодистрофии); воспалений при энцефалите или менингите; системных аутоиммунных патологий (ревматизма, системной красной волчанки, тромботической васкулопатии); черепно-мозговых травм; интоксикации, а также развития опухолей головного мозга.

Среди неизлечимых генетических мутаций, вызывающих гиперкинезы у детей, неврологи обращают внимание на проявляющийся в возрасте 4-10 лет синдром Шильдера-Аддисона детскую церебральную адренолейкодистрофию. Механизм развития этого заболевания связан с нарушением функций клеточных органелл пероксисом, которые перестают окислять токсичные для белого вещества мозга жирные кислоты с длинной цепью (VLCFA), а также прекращают синтезировать плазмоген основной фосфолипид миелина. И это вызывает глубокие нарушения нервных клеток не только головного, но и спинного мозга.

[10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]

Симптомы гиперкинезов у детей

Основные клинические симптомы гиперкинезов у детей различаются в зависимости от типа аномалий мышечной моторики.

Для хореического гиперкинеза (хореи) характерны нерегулярные спонтанные быстрые сокращения-расслабления мускулатуры конечностей или мимических мышц лица, заставляющие быстро двигать кистями и предплечьями рук, глазами, ртом и даже носом – на фоне общего пониженного мышечного тонуса.

При ревматической хорее (хорее Сиденхема), которая является осложнением ревматического поражения оболочек и клапанов сердца, негативно влияющим на церебральные кровеносные сосуды, у детей (особенно часто у девочек) возникают различные непреднамеренные движения мышц лица (в виде гримас) и конечностей, нарушения глотания, мелкой моторики, а также эпизодические трудности при ходьбе и сохранении определенной позы.

Гиперкинез языка у детей – разновидность так называемой орофациальной дистонии, при которой эпизодически движутся мышцы языка и нижней части лица, и ребенок бессознательно выгибает и высовывает язык, как бы выталкивая его из полости рта. При этом временно нарушаются речь и глотание.

Признаками атетоидного гиперкинеза (атетоза) являются характерные бесконтрольно производимые изгибания фаланг пальцев, запястий рук, голеностопов, а также судорожные движения языка, шеи (спастическая кривошея) или торса (торсионный спазм). Нередко эти аритмичные скручивающие движения приводят к неестественным положениям тела. А в случае миоклонического гиперкинеза очень быстрые и резкие движения языка, лицевых мышц, шеи и всей головы сменяются фазой полного мышечного расслабления с элементами тремора.

Тикозный гиперкинез у детей

Тикозный гиперкинез у детей неврологи отмечают среди наиболее часто диагностируемых экстрапирамидных расстройств. При данном виде гиперкинеза наблюдаются повторяющиеся однотипные подергивания век, мигания, зажмуривание глаз, похожие на кривлянье искажения лица, повороты и наклоны головы в различных плоскостях, глотательные движения мышц гортани. Также могут быть фонические тики, когда движения сопровождаются различными непроизвольными звуками. Если ребенок волнуется, чем-то обеспокоен или напуган, движения могут учащаться. А при попытках сдержать приступ ребенок еще больше напрягается, что выливается в усиление гиперкинетической атаки.

Отдельно специалисты отмечают наследственную болезнь (синдром) Туретта; симптомы этой разновидности тикозного гиперкинеза чаще всего проявляются у детей 2-12 лет, у мальчиков почти вчетверо чаще, чем у девочек. Голова ребенка начинает дергаться в обе стороны, ребенок пожимает плечами, вытягивает шею, часто моргает (одним или обоими глазами) и открывает рот; при этом появляется вокализация: звуки типа фырканья, кашлянья, жужжания или мычания, а в очень редких случаях – повторение только что услышанного (эхолалия) или ругань (копролалия).

Несколько слов нужно сказать о невротических тиках у детей с ранее упомянутым синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Детские психоневрологи утверждают, что у таких детей тик движение условно рефлекторное, то есть возникает не из-за патоморфологических изменений и нарушений функций мозговых структур, а является психогенной неврастенической реакцией. Невротический тик начинается только в определенных обстоятельствах и, как правило, направлен на привлечение внимания к себе.

При своевременной психологической помощи ребенку и правильном поведении его родителей невротический тик может через определенное время пройти, а вот тикозные гиперкинезы у детей в большинстве остаются и при взрослении.

[19], [20], [21], [22], [23], [24]

Гиперкинезы у детей с ДЦП

Гиперкинезы у детей с ДЦП вследствие дисфункции регулирующих различные сокращения мускулатуры стволовых и подкорковых отделов мозга характерны для экстрапирамидной формы данного заболевания, на которую приходится до 25% всех клинических случаев.

Кроме проблем с координацией движений, удержанием тела в вертикальном положении и устойчивости в сидячем положении, у детей с таким диагнозом постоянно возникают различные непроизвольные движения конечностей, шеи и головы атетоидные, хореатетоидные, дистонические или атетоидно-дистонические гиперкинезы. Эти чаще или реже повторяющиеся движения могут быть медленными и аритмичными либо быстрыми и достаточно ритмичными, могут иметь вид сильных толчков, рывков и скручиваний.

Атетозы проявляют себя замедленными ритмичными и часто повторяющимися корчами, в том числе конвульсивными скрючиваниями кистей и стоп. При хореических моторных невропатиях движения рук и ног регулярные быстрые и порывистые. Дистонические гиперкинезы при ДЦП затрагивают в основном мышцы шеи и туловища, что выражается в различных искривленных позах.

По словам специалистов в области педиатрической неврологии, при детском церебральном параличе гиперкинезы мимической мускулатуры и мышц конечностей начинают проявляться в 1,5-2 года.

Диагностика гиперкинезов у детей

Дифференциальная диагностика гиперкинезов у детей должна исключить наличие у ребенка эпилепсии (с ее характерными судорожными приступами) и врожденной детской церебральной адренолейкодистрофии (синдрома Шильдера-Аддисона).

Обследование детей с гиперкинезами проводится с помощью:

  • биохимического исследования крови на содержание аминокислот, иммуноглобулинов, альфа-фетопротеина, длинноцепочечных жирных кислот (VLCFA);
  • электроэнцефалографии (ЭЭГ) головного мозга;
  • ультразвукового исследования (УЗИ) головного мозга;
  • электромиографии (исследования электропотенциала мышц и скорости прохождения к ним нервных импульсов);
  • компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга.

Поскольку в большинстве случаев гиперкинезы у детей генетически обусловлены, то уточнить этиологию конкретного заболевания помогает анализ генов обоих родителей.

[25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], [32], [33], [34]

К кому обратиться?

Невропатолог Невролог Педиатр

Лечение гиперкинезов у детей

Лечение гиперкинезов у детей процесс длительный и сложный, поскольку на сегодняшний день причины их возникновения устранить невозможно.

В арсенале неврологии есть только фармакологические средства и физиотерапевтические методы для облегчения проявлений симптомов данных заболеваний, позволяющие значительно улучшить состояние больных детей.

Для улучшения кровообращения головного мозга и полноценного обеспечения кислородом клеток его тканей применяются витаминами В1, В6 и В12, а также такие препараты, как Пирацетам, Пантокальцин, Глицин.

Пирацетам (Ноотропил, Пиратропил, Церебрил, Циклоцетам и др.) в таблетках, в форме гранул для приготовления сиропа и раствора для приема внутрь. Этот ноотропный препарат способствует нормальной работе сосудистой системы головного мозга, а также повышает уровень веществ-нейромедиаторов ацетилхолина, дофамина и норадреналина. Стандартная дозировка для детей по 15-25 мг дважды в сутки (перед утренним и вечерним приемами пищи), допускается разбавлять водой или соком. Уточнение дозы и определение длительности применения осуществляется лечащим врачом в индивидуальном порядке.

Лекарственное средство Пантокальцин (кальциевая соль гопантеновой кислоты) снижает двигательную возбудимость и назначается детям старше трех лет по 0,25-0,5 г 3-4 раза в день (через полчаса после еды), курс лечения длится 1-4 месяца. Возможные побочные действия: ринит, конъюнктивит, высыпания на коже.

Улучшает метаболизм клеток головного мозга и успокаивающе действует на ЦНС препарат Глицин (Аминоуксусная кислота, Амитон, Гликозил) в таблетках по 0,1 для рассасывания под языком. Детям 2-3 трех лет рекомендовано давать по полтаблетки (0,05 г) дважды в сутки в течение 1-2 недель, детям старше трех лет – по целой таблетке. Затем разовая доза принимается однократно. Максимальная продолжительность приема месяц, повторный курс лечения может назначаться через 4 недели.

В медикаментозной терапии гиперкинезов при ДЦП неврологи применяют аналоги гамма-аминомасляной кислоты с противоконвульсивным эффектом. Это такие препараты, как Габапентин и Ацедипрол. Габапентин (Габантин, Габалепт, Нейронтин) рекомендован для детей старше 12 лет по одной капсуле (300 мг) три раза в сутки. Однако препарат может давать побочные действия: головокружения и головную боль, повышение артериального давления, тахикардию, нарушения сна.

Расслаблению мускулатуры способствует и Ацедипрол (Апилепсин, Диплексил, Конвулекс, Орфирил) в таблетках по 0,3 г и в виде сиропа. Его назначают из расчета 20-30 мг на килограмм массы тела в сутки. Побочные действия могут быть в виде тошноты, рвоты, поноса, боли в животе, а также кожных высыпаний.

Назначение миорелаксанта Баклофена (Баклосана) при гиперкинетических формах ДЦП у детей старше 12 лет направлено на стимулирование рецепторов ГАМК и снижение возбудимости нервных волокон. Препарат принимается внутрь по определенной схеме, вызывает множество побочных действий: от энуреза и отвращения к пище до угнетения дыхания и галлюцинаций.

Также может назначаться препарат Галантамин (Галантамина гидробромид, Нивалин), который активизирует передачу нервных импульсов путем стимулирования рецепторов ацетилхолина. Данное средство предназначено для подкожных инъекций и выпускается в виде 0,25-1% раствора.

При гиперкинезах детям полезны физиотерапия и лечебная физкультура, водные процедуры и массажи. В особо тяжелых случаях может быть проведено хирургическое вмешательство: деструктивная или нейромодулирующая операция на головном мозге.

Родителям необходимо знать, что профилактика гиперкинезов у детей на сегодняшний день не разработана, если не считать генетической консультации пред планируемой беременностью. А прогноз гиперкинезов у детей сводится к хроническому течению заболеваний, которые вызывают данный синдром. Тем не менее, у многих детей с течением времени ближе в 17-20 годам состояние может улучшиться, но эти патологии являются пожизненными.

4 апреля 2019

Удары головой часто начинаются во второй половине первого года жизни и достигают пика в возрасте от 18 до 24 месяцев. Привычка стучать головой у вашего ребенка может длиться несколько месяцев или даже лет, хотя большинство детей перерастает ее к 3 годам.

Возможные причины, по которым ваш малыш может удариться головой:

Self-комфорт. Как бы странно это ни звучало, большинство малышей, которые так ведут себя, делают это, чтобы расслабиться. Они ритмично бьются головой, когда засыпают, когда просыпаются посреди ночи или даже когда спят. Некоторые качаются на четвереньках. Эксперты по развитию полагают, что ритмичное движение, например, покачивание в кресле, может помочь вашему малышу успокоиться.

Обезболивание. Ваш малыш может также биться головой, если ему больно – например, от прорезывания зубов или ушной инфекции. Удары головой помогают детям чувствовать себя лучше, возможно, отвлекая их от дискомфорта во рту или ухе.

Разочарование. Если ваш малыш колотит головой во время истерики, он, вероятно, пытается выразить сильные эмоции. Он еще не научился адекватно выражать свои чувства словами, поэтому он использует физические действия. И снова, он может успокаивать себя во время этого очень стрессового события.

Потребность во внимании. Постоянный стук головой также может помочь вашему малышу привлечь внимание. Он понимает, что вы можете проявлять осторожность, когда видите, как ваш ребенок делает что-то опасное. И поскольку ему нравится, когда вы суетитесь из-за его поведения, он может продолжать стучать головой, чтобы привлечь внимание, которое он хочет.

Проблема развития. Удары головой могут быть связаны с аутизмом и другими нарушениями развития – но в большинстве этих случаев это всего лишь один из многих поведенческих красных флажков. Ситуации, когда раскачивание и удары головой сигнализируют о серьезной проблеме редки.

Что я могу с этим поделать?

Обращайте внимание на своего малыша, но не тогда, когда он стучит.

Убедитесь, что ваш ребенок получает много положительного внимания от вас, когда он не бьет себя по голове. Если он продолжает биться головой, чтобы привлечь ваше внимание, постарайтесь не придавать этому большого значения, иначе вы можете усилить поведение. Даже если вы не можете полностью игнорировать это, не ругайте и не наказывайте его. Он слишком мал, чтобы понять ситуацию, и ваше неодобрение может только усугубить ситуацию.

Защитите своего ребенка от травм.

Проверяйте все винты и болты и острые углы на детской кроватке или другом месте где он делает это, раз в месяц или чаще, чтобы убедиться, что раскачивание ничего не повредит. Вы также можете поставить резиновые ролики на ножки кроватки и повесить мягкую ткань или одеяло между кроваткой и стеной, чтобы уменьшить шум и свести к минимуму износ на стенах и полу.

Не кладите подушки или одеяла в его кроватку, чтобы смягчить окружающее пространство, потому что это повышает опасность удушья. Если вы хотите использовать бамперы на кроватке вашего малыша, чтобы смягчить его удары, убедитесь, что они тонкие, прочные (не пухлые) и надежно привязаны к перилам кроватки, чтобы ваш малыш не мог просунуть голову между бампером и стенками.

Постарайся не беспокоиться.

Ваш малыш может получить синяк или два, но не волнуйтесь – раскачивание и удары головой, как правило, является “саморегулирующимся” поведением. Это означает, что ваш ребенок вряд ли ударится головой достаточно сильно, чтобы серьезно пораниться. Он знает свой порог боли и скорее всего, приостановится, чтобы не сделать себе боольно.

Помогите воспитать любовь вашего ребенка к ритмичным действиям другими способами.

Вашему ребенку явно нравится хороший устойчивый ритм, поэтому помогите ему найти другие выходы для его любви к ритму. Эксперты часто рекомендуют танцевать, маршировать, играть на барабанах или хлопать в ладоши под музыку. Вы также можете попробовать поместить метроном в комнату вашего ребенка, чтобы обеспечить ему постоянный ритм. Удостоверьтесь, что он получает много физических упражнений в течение дня, чтобы помочь ему сжечь часть нервной энергии, которая может питать его удары головой.

Начните успокаивающий режим сна.

Если ваш ребенок качается и стучится головой чтобы успокоиться после напряженного дня, попробуйте настроить расслабляющий режим. Теплая ванна, теплый камушек на коленях и тихая сказка или песенка могут помочь. Вы можете потратить несколько минут легко поглаживая его по спине или другим частям тела. Мягкая музыка в его спальне тоже может оказать успокаивающий эффект.

Обратитесь к врачу, если поведение вашего ребенка вызывает беспокойство.

Если ваш ребенок сильно бьет себя по голове в течение дня или продолжает бить себя по голове, даже если он причиняет себе боль, у вас может быть повод для беспокойства. Хотя это встречается редко, но удары головой могут быть связаны с аутизмом и другими нарушениями развития, которые иногда становятся очевидными в дошкольном возрасте.

Аутичные дети обычно меньше контактируют с окружающими. Они часто не заинтересованы в физическом контакте со своими родителями и, кажется, смотрят куда угодно только не на них. Если вы заметили, что ваш ребенок теряет физические способности, хуже говорит или деградируют другие приобретенные навыки; если он становится все более замкнутым; или если он постоянно отстает в развитии, посоветуйтесь с его врачом.

Качание (или мотание) головой – это достаточно распространённое явление среди маленьких детей. Зачастую такое поведение настораживает взрослых, которые находятся рядом с ребёнком.

Говоря о том, что лежит в основе такого поведения малыша и его качания головой, можно сказать о следующем:

  1. Иногда дети при раскачивании головой из стороны в сторону испытывают удовольствие. Связано ли это с перевозбуждением центра равновесия в головном мозге малыша раннего возраста, пока достоверно не установлено. Но такая теория имеет место быть и от неё пока что не отказываются врачи-педиатры и нейрофизиологи.
  2. Возможны случаи, когда карапуз качает головой для облегчения испытываемой им боли. Это может быть прорезывающийся зуб или же боль при отите. В любом случае раскачивание головой в таких ситуациях носит исключительно отвлекающий характер.
  3. Выплеск эмоций. Дети могут раскачивать головой в той или иной степени интенсивности для эмоциональной разрядки. Эмоции у детей реализуются до определённого возраста лишь на базовом уровне. И чтобы справиться, например, со вспышкой гнева, крохе требуется физическая реализация эмоций.
  4. В некоторых особо серьёзных случаях мотание головой у малыша может быть связано с аутизмом или же с другими нейропсихическими расстройствами или пороками развития. В подобных случаях раскачивание головой является поведенческим симптомом и крохе требуется помощь профильного специалиста.
  5. Требования внимания к себе. Порой маленький человечек использует мотание головой как приём манипуляции поведением родителей. Происходит это при избалованности ребёнка излишним вниманием. Если же уровень внимания взрослых по каким-то причинам снижается, маленький манипулятор прибегает к такому нетривиальному способу получить своё.

В подавляющем большинстве случаев медицинская помощь при мотании головой карапузу не нужна. Исключением являются случаи аутизма и прочие, о которых упоминалось выше.

информацияЕдинственное, что требуется в ситуациях подобного рода, — это контроль над тем, чтобы малыш не нанёс себе повреждений при раскачивании головой из стороны в сторону при любой амплитуде.

Нужно регулярно осматривать детский манеж, чтобы вовремя заметить и убрать выступающие шурупы. При свободном передвижении маленького путешественника по квартире также нужно убирать все свободно стоящие предметы, которые могли бы повредить ребёнка в случае их падения.

Если же карапуз просто требует у вас непомерно много внимания и при этом мотает головой — можно просто игнорировать его такое поведение, одновременно наблюдая за недопущением получения травм ребёнком.

Может конечно глупо с моей стороны такое спрашивать, но мы же все мамочки, и из-за каждой мелочи бьём тревогу, и вы надеюсь меня поймете. У меня ребенок очень, часто любит мотать головой из стороны в сторону, типо “нет, нет, нет” (надеюсь понятно), я конечно не думаю что это отклонение какое то или что то беспокоит, но а вдруг… И я решила поинтересоваться у вас, может у кого то тоже так ребенок делает и кто то более осведомлён? Он у меня очень любит так делать, ему нравится мотать и он смеётся при этом

Другие обсуждения в этом форуме

Смотрите также

Бабушки и дедушки в жизни ребенка

Как бабушки и дедушки могут участвовать в жизни ребенка, как правильно выстроить отношения.

Отношения Рецепты блюд из «Агуши» для детей от 1 года до 4 лет

Меню подросшего ребенка должно быть питательным, и блюда из «Агуши» отлично решают эту задачу.

Питание Что должно быть дома к рождению ребенка

Как обустроить дом, чтобы после родов он был максимально комфортным?

Отношения 3-й месяц беременности

Как протекает беременность на третьем месяце?

Здоровье Агуша – мамы проверят 19 Вопросы – ответы Консультации экспертов 14186 Agumoms 187 Обсуждение первого видео Обсуждение проверок Вопрос-ответ с экспертом Конкурс Обзор Агуши Акция «Одни плюсы от Агуша!» 1106 Вопрос – ответ по акции Обсуждение активностей на сайте 184 Новости Agulife Обсуждение промо-акций Вопросы по «Копилке» Отзывы и предложения по новому сайту Отзывы и предложения по сайту Конкурсы Агуша — 30 лет делаем детское питание 4 Агуша – покупаем выгодно 119 Беременность и роды 2324 Планирование Беременность 1 триместр Беременность 2 триместр Беременность 3 триместр Ведение беременности Роды Восстановление после родов Здоровье мамы и ребенка 197 Здоровье новорожденных Первый год Второй год Третий год После трех Зубки Кормление грудью Питание мамы и ребенка 1643 Диета беременных Питание для кормящих мам Первый прикорм Детское питание Детские рецепты Кулинарные достижения Развитие ребенка 15354 Первый год Второй год Третий год После трех лет Игры и игрушки Режим дня Возрастные кризисы Подготовка к детскому саду Дети и спорт Сделай сам Приучение к горшку Психология, семья, отношения 3058 Отношения в семье Женские дела Воспитание детей Бабушки и дедушки Общение ребенка с другими детьми Семья и общество Наш дом 10858 Полезные хитрости Увлечения и хобби Детские вещи Наши дети – наше вдохновение! 1141 Станьте нашим экспертом 102 Здоровье Развитие Питание Отношения Другое Имеем право 982 Путешествия с детьми 257 Мамы проверяют 118 Песочница 13325

Во-первых, необходимо отметить, что истинное повышение внутричерепного давления возникает в результате достаточно серьёзного ряда причин: объёмное образование головного мозга (аневризма сосуда, опухоль и т.д ), воспаление структур головного мозга, повышение продукции ликвора (спиномозговой жидкости), блок оттока ликвора (нарушение строения ликворсодержащих пространств, кровоизлияние в желудочки головного мозга и т.д.).

Во-вторых, любое из этих состояний характеризуется рядом симптомов, сопровождается повышением внутричерепного давления, которое проявляется стойким выраженным беспокойством ребёнка, нарушениями сна, аппетита, рвотой, выбуханием родничков и постепенным расхождением швов между костями черепа, прогрессирующим ростом размеров желудочков головного мозга по данным УЗИ головного мозга (НСГ – нейросонографии).

Если Вы заметили у ребёнка подобные симптомы, необходимо в строгом порядке обратиться к неврологу для исключения серьёзных заболеваний, проявляющихся данной симптоматикой. В то же время, существует ряд симптомов, которые зачастую служат основанием для постановки диагноза: внутричерепная гипертензия. Тем не менее, наличие у ребёнка лишь одного из них ставит диагноз “повышения внутричерепного давления” под сомнение.

Симптом Греффе (появление полоски белка (склеры) между верхним веком и радужкой глаза) достаточно распространённое явление у детей первых месяцев жизни. Это связано с некоторым несоответствием размеров глазницы и глазного яблока. В процессе роста, объём глазницы увеличивается, глазное яблоко занимает более глубокую позицию, и  полоска склеры над радужкой исчезает.

Прирост окружности головы служит для невролога ориентировочным признаком, по которому можно заподозрить внутричерепную гипертензию, при условии наличии других симптомов.

В норме наиболее активно окружность головы (ОГ) увеличивается в первые месяцы жизни: 1 мес. – до 3,5 см; 2 мес. – 2 см и 3 мес. – 2 см. Далее темпы снижаются и прибавка составляет в среднем по 1-1,5 см в месяц до 6 мес. У недоношённых детей эти темпы ещё выше. Представление о том, что прибавка составляет по 1-1,5 см в месяц ошибочно!

Не существует и абсолютных норм окружности головы. Правильно отталкиваться от показателей при рождении, ведь если при рождении окружность головы составила 33 или 35 см, а прибавка за 1 месяц – 3 см, то в итоге показатель к 1 мес. будет соответственно – 36 и 38 см, и оба значения являются нормой.

Увеличение размеров ликворсодержащих пространств по данным НСГ – нейросонографии

Превышение размеров на 1-2 мм, без каких-либо иных неврологических симптомов и динамики стоит рассматривать как возможную индивидуальную норму для конкретного ребёнка. Ведь мы не лечим данные УЗИ головного мозга (НСГ – нейросонографии), необходимо смотреть на всю ситуацию в комплексе.

Так же незначительное увеличение размеров вовсе не свидетельствует о повышении внутричерепного давления. Внутричерепное давление достоверно измеряется только при проведении пункции, а расширение ликворсодержащих пространств на нейросонографии (НСГ) говорит лишь об их расширении, а не о повышении внутричерепного давления. Ликвор заполняет расширенные пространства компенсаторно, что обеспечивает постоянство внутричерепного давления и  амортизационный эффект.

Носко Анастасия Сергеевна, к.м.н., врач-невролог.

image Прием ведёт:

Носко Анастасия Сергеевна

Кандидат медицинских наук

 

Cпециализация:

  • Неврология;
  • Ботулинотерапия.

С 2006 года активно применяет в своей практике препараты для проведения ботулинотерапии для коррекции повышения тонуса мышц у пациентов с ДЦП, последствиями инсультов, травм и нейроинфекций, спастической кривошеей, дистониями различного генеза. В процессе стажировки в Великобритании овладела уникальной методикой проведения инъекций под контролем УЗИ.

Образование:

  • ММА им. И.М.Сеченова по специальности “Лечебное дело”;
  • Клиническая ординатура по неврологии на кафедре “Неврология детского возраста” РМАПО (Москва);
  • Защита кандидатской диссертации в 2007 году.

Курсы повышения квалификации:

  • Специализация по клинической ЭЭГ (Школа клинической электроэнцефалографии и нейрофизиологии им. Л.А. Новиковой) и УЗ диагностике в педиатрии (РМАПО).

Достижения:

  • В 2011 году получила стипендию, учреждённую фондом Princess Diana Trust, для обучения в Великобритании молодых учёных, и прошла стажировку по контракту Clinical Fellow в Great Ormond Street Hospital (London): отделение неврологической инвалидности и ботулинотерапии им. Вулфсона и нейро-мышечного центра им. Дубовитца;
  • Член Европейского общества детский неврологов.

Опыт работы:

  • Сотрудник кафедры Неврологии детского возраста РМАПО, где ведёт преподавательскую и научную деятельность;
  • В период с 2006 по 2011 гг. – руководитель психо-неврологическим отделением Российского реабилитационного центра “Детство”, специализирующимсся на диагностике и реабилитации детей с такими заболеваниями, как ДЦП, последствия травм ЦНС, нейроинфекций,  инсультов, нейро-мышечные заболевания, пороки развития ЦНС, синдром Дауна и нарушения ментального развития различного генеза.

Наверх

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий