Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

–>

Важным показателем в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующем об его эмоциональном благополучии, является его поведение, выражение им своих чувств.

Уже с рождения у ребенка начинают проявляться две основные реакции, вызываемые ощущением приятного и неприятного. Постепенная дифференциация эмоций, их поляризация – следствие не столько созревания детского организма, сколько результат воздействия на него социального окружения. Движущая сила развития эмоций в раннем детстве – общение со взрослым, и прежде всего с матерью. Мать наполняет смыслом и означивает витальные потребности и телесные функции ребенка («ты хочешь есть, пить», «тебе холодно»), она же опознает и называет (означивает) мимические, двигательные, физиологические признаки состояния ребенка в терминах эмоций – удовольствие, неудовольствие, радости, печали: «ты сердишься», «радуешься», «волнуешься», «расстроен» и т.д.

Следовательно, с одной стороны мать научается пониманию эмоциональных состояний ребенка, фиксируя их и обозначая словом, реагируя на них жестом, мимикой, интонацией, а порой – всем своим поведением. С другой стороны, тем самым она вызывает ответную реакцию малыша. В процессе общения ребенка со взрослым при создании ситуации их общей сопричастности, взаимной вовлеченности в переживание осуществляется обоюдное эмоциональное заражение посредством подражания и отождествления (идентификации друг с другом).

Благодаря этому ребенок овладевает социально-обусловленными формами эмоциональных переживаний. В ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе и недовольство отсутствием общения. В ситуативно-деловом общении у него проявляется удовольствие от манипулятивно-практических действий с предметами, производимых совместно со взрослым, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии. В этом же возрасте закладываются предпосылки высших чувств – любви и симпатии к близким, познавательных чувств. Симпатия – это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности. Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатии малыша проявляются к людям, которые ухаживают за ним, демонстрируя доброжелательность и любовь. Данное чувство проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. Симпатия проявляется и как стремление к совместному со взрослым действию с предметами: ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание, оно носит характер заражения эмоцией другого человека.

Нормативные показатели уровня развития эмоций у младенца представлены далее.

На 1-ом и в начале 2-го месяца жизни имеют место отрицательные эмоции (возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей).

После 3-ей недели возникает первая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо.

В 3 месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» – специфического поведения в отношении взрослого.

В 3-4 месяцау малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты также, как и общение со взрослым, манипуляции, движения уже прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувство радости постепенно становится ярче, закрепляется и сохраняется более длительное время.

В 4 месяца младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери; громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподымает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Данные выразительные положительные эмоциональные реакции ребенка – это главное коммуникативное средство общения в довербальный период.

С 4-5 месяцев младенец дифференцирует своих и чужих; в последующем на основе данной дифференциации, избирательности чувств начинает формироваться любовь и симпатия к близким. Большую радость доставляют действия с игрушкой, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается.

На 5-ом месяце обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое: на незнакомое свойство в предмете, а также когда при рассматривании предмета меняется его положение приближением или удалением. Новизна побуждает младенца совершать повторные цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая при этом положительные эмоции.

В 5-6 месяцев резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он улыбается, громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, становится первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые являются причиной данных эмоций, ребенок старается повторить; удовольствие доставляют собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если ему не удается перевернуться на живот или если он перестает видеть предмет, за которым следил.

После 6 месяцев само освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим его предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность ребенку сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами и способствует проявлению его внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций младенца связано с тем, насколько он умеет действовать с предметами и получает в результате действия желаемый эффект. В связи с этим эмоциональные переживания осуществляют функцию подкрепления успешных действий ребенка, участвуют в становлении его самосознания. На основании такого эмоционального подкрепления пассивность младенца постепенно переходит в активность ребенка раннего возраста.

В 8-9 месяцев положительное отношение младенца вызывают дети его же возраста; он реагирует на изменение выражения лица близких ему людей (их улыбка вызывает радость, гримасы – страх, слезы).

К концу 1-го годапоявляется чувство удивления, возникающее при воздействии нового необычного раздражителя. Постепенно ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления свидетельствует о зарождении высшей духовной потребности – познавательной.

В 1-1,2 года младенец уже дифференцировано относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает); начинает понимать нормы поведения («можно» и «нельзя»); радуется, произнося первые слова; легко «заражается» чувствами других людей (плач сверстника вызывает у него слезы).



  • До 12 месяцев
  • Методика Монтессори
  • От 1 до 3 лет
  • Развитие моторики
  • Музыкальные инструменты
  • От 3 до 5 лет
  • Конструкторы
  • Сюжетно-ролевые игры
  • От 5 до 7 лет
  • Настольные игры
  • Творчество
  • От 7 до 12 лет
  • Оригинальные подарки

image

Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития. Перемены, происходящие во взрослом обществе, изменение социально-экономических условий, в числе прочего, обуславливают увеличение количества детей с психоэмоциональными нарушениями. Такие тенденции приводят к осложнению процесса социализации ребёнка-дошкольника, затрудняют его вхождение в мир культуры межличностных отношений. Отражение социальных отношений в переживаниях ребенка не только определяет доминирующий эмоциональный фон, но и выступает источником развития и «кристаллизации» его эмоциональной сферы.

Опыт взаимодействия с детьми дошкольного возраста в рамках мониторинговой деятельности в дошкольных образовательных организациях позволяет говорить о том, что современная ситуация развития детей далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей ребёнка в эмоциональном переживании. Так, исследования последних лет показывают увеличение количества детей с признаками тревожности и агрессии, снижение эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности учитывать чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства. В исследованиях отмечается снижение возраста появлений эмоциональных нарушений у дошкольников.

Появление у ребёнка чувства психоэмоционального комфорта в целом фактически обеспечено ключевыми новообразованиями эмоциональной сферы. Становление ключевых новообразований эмоциональной сферы приходятся главным образом на дошкольное детство, что делает эмоциональную сферу ребёнка-дошкольника наиболее загруженной и компетентной, выступающей регулятором большинства важных жизненных функций, фактором формирования сложной системы эмоционального мироощущения ребёнка.

Изучение общих закономерностей эмоционального развития на разных этапах дошкольного детства значительно углубляет понимание механизмов личностного и интеллектуального развития детей. В рамках системно-деятельностного подхода, положенного в основу современных образовательных стандартов, эмоциональное развитие объясняется преимущественно с позиции появления новообразований в рамках эмоциональной сферы на определённых возрастных этапах. Значимые новообразования формируются в рамках эмоционально-экспрессивного развития; становления эмоциональной регуляции общения и поведения; развития эмоционального взаимодействия и социальных эмоций.

Одним из ключевых направлений процесса эмоционального развития учёными рассматривается становление восприятия и воспроизведения дошкольниками эмоциональных состояний. В рамках отдельных задач экспериментальных исследований (А. С. Золотникова, А. М. Щетинина, О. В. Гордеева, Е. М. Листик, И. О. Карелина, Н. В. Капитоненко, Н. А. Довгая, Т. В. Гармаева, Е. И. Изотова, Л. В. Попова, Т. В. Гребенщикова и др.) установлены особенности расширения модального ряда эмоциональных переживаний, усложнение системы знаний об эмоциях у детей на разных этапах дошкольного детства.

В отношении способности к восприятию и воспроизведению детьми эмоциональных состояний считаем правомерным рассматривать её становление в рамках эмоционально-экспрессивного развития дошкольников (Н. Е. Разенкова, Т. В. Гребенщикова). В процессе эмоционально-экспрессивного развития комплексно рассматривается становление «эмоционального кодирования», то есть способности трансформировать экспрессивное выражение (изменённое выражение) тех или иных эмоций в контексте социализации дошкольника, и «декодирование эмоций» детьми.

Так, в рамках эмоционально-экспрессивного развития Т. В. Гребенщикова выделяет две ключевые линии. Первую линию эмоционально-экспрессивного развития связывает с закономерными изменениями, происходящими в восприятии, распознании, определении детьми эмоции по экспрессии. Вторая линия определяет изменения, происходящие в воспроизведении детьми различных эмоциональных состояний. Последнее рассматривается автором как один из важнейших элементов социальной перцепции дошкольного периода онтогенеза.

Соглашаясь с Т. В. Гребенщиковой, считаем, что эмоционально-экспрессивное развитие в период дошкольного детства фактически обеспечивает способность ребёнка дифференцировать признаки экспрессии и идентифицировать значения эмоций в контексте определённых эмоциональных состояний. Данная способность выступает одним из ключевых новообразований эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 

Другим приоритетным направлением эмоционального развития в большинстве отечественных исследований называют совершенствование эмоциональной регуляции общения и поведения. В период дошкольного возраста ребёнок начинает отделять себя как причину своего настроения от внешнего мира, что приводит к постепенному ослаблению эгоцентризма. Совершенствование эмоциональной регуляции поведения непосредственно связано с развитием механизма эмоциональной децентрации, появлением эмоциональной синтонии и эмпатии, проявляющих себя в способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, переключиться на восприятие и понимание эмоций других. Отсутствие эмоциональной децентрации, эмпатии, эмоциональной саморегуляции к концу старшего дошкольного возраста Г. М. Бреслав рассматривает в качестве наиболее значимого фактора эмоционального неблагополучия дошкольников.

Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова отмечают, что в основе развития эмоциональной децентрации в дошкольном возрасте лежит психологический феномен позиционного эмоционального переключения. Становление механизма эмоциональной децентрации происходит по мере преодоления эгоцентризма и изменения позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной позиции ребёнка. При этом эмоциональная децентрация и, как её следствие, эмпатийность рассматриваются в качестве центрального феномена социализации эмоций. Следовательно, появление эмоциональной децентрации непосредственно обуславливает развитие эмпатии, которая в период дошкольного возраста начинает занимать важное место в круге социальных эмоций ребёнка.

В исследованиях Т. П. Гавриловой, Ю. А. Менджерицкой, Т. А. Гайворонской и др. отмечено, что эмпатия, в числе прочего, строится на умении детей правильно распознавать эмоциональное состояние человека. В сложной многоуровневой структуре эмпатии заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных, опосредованных опытом социального взаимодействия. Разделяя позицию отечественных учёных (Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Л. П. Стрелкова, А. Д. Кошелева и др.), согласно которой эмпатия рассматривается как особый процесс, развёртывание которого представлено в виде последовательного появления следующих форм (уровней) её проявления: «сопереживание – сочувствие – импульс к содействию», считаем, что развитие эмпатии в рамках процесса становления эмоциональной регуляции происходит в тесной взаимосвязи с другими направлениями эмоционального развития в дошкольном возрасте – эмоционально-экспресивным и развитием социальных эмоций.

Таким образом, становление эмоциональной регуляции общения и поведения в дошкольном возрасте как направление эмоционального развития обуславливает появление эмоциональной децентрации, совершенствование способности ребёнка к эмпатии, проявляющей себя в последовательной смене форм её проявления, от сопереживания к сочувствию, а от него к содействию. Считаем важным подчеркнуть, что развитие способности к эмпатии находится в прямой зависимости с уровнем развития у дошкольника способности к дифференциации и идентификации эмоциональных состояний, обуславливает становление социальных эмоций как самостоятельного направления эмоционального развития дошкольника.

База современных исследований в области развития социальных эмоций как отдельного направления развития эмоциональной сферы была заложена в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов, прежде всего в работах Л. С. Выготского, П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Развитие эмоций проходит путь прогрессивного развития и рассматривается преимущественно по законам развития высших психических функций, в связи с чем развитие социальных эмоций предполагает переход от внешних социально детерминированных форм эмоций к внутренним эмоциональным процессам. Поэтому на протяжении дошкольного детства у ребёнка постепенно формируются совершенно новые чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные), напрямую с натуральными аффектами и с удовлетворением органических потребностей не связанные. С одной стороны, в дошкольном детстве происходит заметное изменение содержания эмоций, возникают сложные чувства, вызванные оценкой действия, значением этого действия для других людей, мерой оценки того, как соблюдаются нормы и правила поведения при совершении данного действия. На этой основе складывается «мотивационно-смысловая ориентировка» деятельности. В период дошкольного детства мотивационно-смысловая ориентировка переходит от простой формы, осуществляемой в непосредственно воспринимаемом поле, к сложной форме, представленной в воображаемом плане.

С другой стороны, аффективные и познавательные процессы вступают во взаимосвязь, образуют единую аффективную систему предвидения и предчувствования отдельных последствий своих действий. Тем самым образовывается описанная в работах Л. С. Выготского взаимосвязь аффекта и интеллекта, взаимообусловленность эмоциональных и когнитивных процессов. Вышеозначенные тенденции развития социальных эмоций определяют появление эмоционального предвосхищения – способности ребёнка «не только заранее предвидеть, но и прочувствовать, какой личностный смысл будут иметь для него и для окружающих последствия совершаемых им действий и поступков».

Можно отметить, что проблема развития социальных эмоций в научных исследованиях представлена исключительно в свете работ Л. С. Выготского. Современные исследователи опираются на работы А. В. Запорожца, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелевой, Л. А. Абромян и других сотрудников Института дошкольного воспитания АПН СССР, которые уже более 40 лет остаются самыми авторитетным в области изучения социальных эмоций. Учёные выделили общие закономерности развития социальных эмоций, их зависимость от содержания и структуры детской деятельности.

Для построения модели эмоционального развития важное значение имеет точка зрения Я. З. Неверович и А. В. Запорожца, согласно которой эмоциональное предвосхищение является важным новообразованием эмоциональной сферы дошкольника, претерпевающее на протяжении всего дошкольного детства ряд закономерных изменений. Таким образом, в качестве основных взаимосвязанных направлений (линий) развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте считаем правомерным назвать эмоционально-экспрессивное направление, эмоциональное регулирование поведения и общения, развитие социальных эмоций.

Ключевые новообразования эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника появляются в результате прогрессивных закономерных изменений, происходящих в рамках восприятия, распознания, определения и вербального обозначения эмоций; становления эмоциональной децентрации; усложнения и расширения предметного содержания эмоций, появления новых форм мотивационно-смысловой ориентировки деятельности, обобщения аффекта и интеллекта. К эмоциональным новообразованиям прежде всего относим способность дифференцировать признаки экспрессии и идентифицировать их значения в кон тексте определённых эмоциональных состояний; развитие эмпатии как способности сопереживать, сочувствовать, содействовать чувству другого человека, способность к эмоциональному предвосхищению.

Считаем, что появление чувства эмоционального (психологического) комфорта у ребёнка фактически обеспечено вышеозначенными новообразованиями эмоциональной сферы дошкольника. В процессе диагностической оценки эмоционального развития необходимо также учитывать характер социальнозначимых отношений, складывающихся в пространстве детского сада. Принимая во внимание точку зрения Л. А. Абромян, А. Д. Кошелевой, эмоциональное мироощущение ребёнка рассматриваем как обобщённое чувство психологического комфорта в системе «Я – Мир», а также как показатель нормативного возрастного развития ключевых новообразований эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Теоретические обобщения вышеозначенных положений отечественных исследователей по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольника можно представить в виде модели (рис.).

250 руб

Домино классическое

Арт.: MS2291390 220 руб

Настольная игра – Покажи свои эмоции

Арт.: EM-01-01 450 руб

Кубики историй

Арт.: DE0140 500 руб

Кукольный театр – Колобок

Арт.: MS2499422 500 руб

Кукольный театр – Три поросенка

Арт.: kiН11 580 руб

Фигурки – Эмоции – 6 персонажей

Арт.: RAZ120 580 руб

Магнитная игра – Эмоции

Арт.: jvc0022 720 руб

Настольная игра – Башня

Арт.: И614 950 руб

Настольная игра – Цветная дженга

Арт.: viga56215 750 руб

Шахматы – лакированные, обиходные

Арт.: MSIN7520

Статьи по темам

Эмоциональный интеллект — вот что определяет нашу счастливую социальную жизнь. Как мы можем помочь малышам справляться с эмоциями, принимать их и себя, решать, а не отталкивать проблемы? В нашем материале найдете 14 полезных советов для взрослых, которые общаются с детьми.  13 апреля 2020

2. Уймите свое собственное беспокойство

Почти сто лет назад психолог Гарри Стэк Салливан высказал идею о том, что младенцам передается беспокойство их родителей.  Недавние исследования подтвердили, что прикосновения, тон голоса и движения родителей могут либо успокоить ребенка, либо вызвать беспокойство.  Очевидно, что мы всегда «излучаем» наше настроение и внутреннее состояние, будь то спокойное и довольное, измученное или капризное, и передаем его окружающим нас людям.  Поэтому при общении с ребенком стоит обращать внимание на свое состояние в первую очередь, учиться успокаивать и подбадривать себя. 

3. Примите и признайте эмоции вашего ребенка

Не все поведение приемлемо, это очевидно. Но все эмоции приемлемы. Вы можете (и должны) ограничивать действия вашего ребенка по мере необходимости. Но это ограничение будет работать лучше всего, когда вы понимаете, как именно он себя чувствует.  Объясните своим детям, что они не могут выбирать, что чувствовать (так же, как они не выбирают свои руки и ноги), но они могут — и должны —

4. В случае сомнений сопереживайте

Ваше сочувствие помогает ребенку принять свои собственные эмоции. Это позволяет ему «разрешить себе чувствовать» и только затем двигаться дальше, не застревая на внутренних разногласиях.   Ваша эмпатия учит ребенка, что эмоциональная жизнь не опасна, не постыдна, а на самом деле универсальна и управляема. Так ребенок узнает, что он не один, и что даже менее приятные части его личности приемлемы.  Многие проблемы взрослых, увы, всего лишь следствие того, что в детстве мы не научились понимать и принимать себя, запрещали и наказывали за грусть, слезы и другие «неприемлемые» эмоции. 

5. Не наказывайте ребенка за эмоции и не пытайтесь отвлечь его от чувств

И не позорьте малыша, когда ему больно. «Маленькая царапина, это же не больно, не ной!», «Большие мальчики не плачут». Вторая фраза еще и пронизана бесполезными стереотипами, о которых ради психологического здоровья ребенка стоит забыть навсегда.  Признайте проблему малыша, сопереживайте ему, позвольте показать вам, что именно произошло, дайте немного времени для осознания и обсуждения события. Тогда ребенку будет легче двигаться дальше.

6. Репрессии не работают

Отрицание страха или гнева не избавит ребенка от этих чувств, но вполне может заставить его подавить их. Подавленные же чувства не исчезают. Они попадают в ловушку и ищут выход. Поскольку у ребенка эмоции не находятся под сознательным контролем, они будут выходить бесконтрольно. Как? Дошкольник обижает свою сестру, у семилетнего ребенка появляются кошмары, у подростка — развивается нервный тик. Вариантов, увы, множество. 

7. Тренировка эмоций помогает рассеять интенсивные чувства

Ярость не уйдет, пока не будет услышанной. Услышать ≠ разрешить. Принятие чувств ребенка и их отражение не означает, что вы соглашаетесь с ними или одобряете их. Так вы только показываете ребенку, что понимаете ситуацию.  Как это сделать? Слушать. Признавать.

  • «Ты точно злишься на своего брата. Расскажи мне об этом».
  • «Тебе, наверное, очень грустно, да?».
  • «Сегодня все получается совсем не так, как хотелось? Понимаю тебя».

8. Научите ребенка успокаиваться

У малышей есть потребности, вызывающие яркие эмоции. Например, отсутствующий родитель/воспитатель, голод или боль. Без «успокоительного взрослого», в котором они нуждаются, нервная система не прокладывает пути, которые впоследствии позволили бы им контролировать себя.  Малышам очень трудно научиться успокаиваться или, иначе, самим регулировать свои эмоции, потому что каждое новое чувство заставляет их беспокоиться. В возрасте 4-5 лет чувства страха или гнева могут привести к тревоге или панике и заставить действовать, потому что терпеть и контролировать себя дети еще не могут, но выход энергии нужен.  Итак, чтобы успокоить себя, ребенку сначала нужно попросить кого-то другого успокоить его. Из этого процесса дети получают ценный опыт: мои физические и эмоциональные потребности терпимы и управляемы. 

9. Помогите своему ребенку научиться решать проблемы

Большую часть времени, когда дети (и взрослые) чувствуют, что их эмоции поняты и приняты, чувства рассеиваются — становятся не такими разрушительными. Эта среда оставляет возможность для решения проблем.  Иногда дети могут сделать это сами. Иногда им нужна ваша помощь для «мозгового штурма» по решению проблем: от забытого дома мишки до развязанного шнурка. Но не поддавайтесь желанию решить проблему за ребенка, если он не попросит вас об этом! Такое поведение дает вашему ребенку понять, что вы уверены в его неспособности справиться самостоятельно. 

10. Модель эмоционального интеллекта. Взрослые как пример

Дети нас не слушают, дети на нас смотрят. Слышали такое выражение? Вы становитесь раздражительными, хватаете вещи, суетитесь, когд тревожитесь? Плачете, если что-то идет не так? Можете ли вы сохранять спокойствие во время эмоциональных дискуссий? Вы сами сочувствуете другим людям, проявляющим эмоции?  Точно так же будет вести себя ваш ребенок.

11. Конструктивное обращение с гневом является одним из самых важных навыков, которые вы можете дать своему ребенку

Когда ребенок злится, ищите боль или страх — именно от них нас защищает гнев.  В ситуации, когда все спокойно и безопасно, ребенок вряд ли покажет вам все обидные чувства или страхи, которые обычно приводят к плохому поведению.  При попадании в стрессовую ситуацию не позволяйте своему гневу нарастать — ребенок знает, что именно вы — «модератор» происходящего. Используйте слова, но никогда не силу.  Не так-то просто, если он рыдает на виду у всех? Задумайтесь, ведь ваш гнев в этой ситуации прикрывает страх быть, например, плохой матерью на глазах посетителей магазина.  А теперь представьте, как тяжело вашему ребенку сохранять спокойствие, когда он недоволен ситуацией, а теперь еще и боится вас. Помните, вы образец для подражания.

12. Вмешайтесь ДО того, как ваши собственные чувства выйдут из-под контроля

Каждый раз, когда мы кричим на своих детей, вина лежит на нас. И мало того, что мы кричим, мы еще и не вмешиваемся в проблему действительно эффективно.  Ваш пятилетний сын Арсений не выключил компьютер, а теперь не торопится идти ложиться спать. Очевидно, он нуждался в вас, чтобы сделать действие, которое самостоятельно не мог проконтролировать — закрыть веселое приложение с зайчиками и пойти чистить зубы. Теперь вы кричите, потому что гоните его чистить зубы в 4 раз за 20 минут. Каждый раз из четырех, когда вы кричите, вы неэффективны. Вы не решаете проблему и не показываете, как ее решать.  Независимо от того, нужно вам оторвать уставшего малыша от мультиков или научить 14-летнюю дочь помогать вам с приготовлением ужина, вы должны сразу дать понять, что решение не будет пересмотрено. И сделать это спокойным тоном, внутренне и внешне поддерживая это спокойствие. Тем самым вы не только научите детей чему-то полезному, но и продемонстрируете, как управлять собой.  Если вы в конечном итоге просто кричите, дети чувствуют себя «прикованными узниками», некоторые даже действительно цепенеют. В этой ситуации дети не узнают ничего полезного, зато много вредного о том, как мама/папа/воспитатель не умеют справляться с собственными чувствами, но требуют того от детей.

13. Не подрывайте эмоциональное самопознание вашего ребенка

Ваш ребенок нуждается в вашей поддержке, чтобы развить свой внутренний компас эмоций.  Уважайте их чувства по отношению к другим. Если ребенку не нравится, что дядя Саша обнимает его, научите пожимать руки, вместо укора «Так правильно! Он тебя любит, будь вежливым!».  Когда дошкольник отказывается от игры с ребенком вашей подруги во дворе, выслушайте и попытайтесь помочь ему в решении проблем, вместо нравоучений «Надо делиться, надо дружить, не будь букой». Во что бы то ни стало позволяйте детям принимать решение о том, с кем они играют! В простых ситуациях вы должны подтвердить их право и способность доверять своим собственным чувствам, включая дискомфорт, который ребенок не может пока идентифицировать.  Дети должны принимать решения о том, что для них безопасно, с раннего возраста.

14. Как говорить о сложных вещах? 

Ваш ребенок может столкнуться с физиологическими проблемами, отсутствием папы, сложностями в учебе, вашим предстоящим разводом или алкоголизмом родственников. Или ему может быть просто трудно сказать вам, что он боится отвечать на уроке в школе, или что его тренер по футболу все время кричит, или дети в подготовительной группе дразнят его из-за ушей/веснушек/неправильного произношения согласных/отсутствия цветных шнурков. У каждого ребенка есть проблемы, которые он или она боятся обсуждать. И это те вопросы, где они больше всего нуждаются в вашей поддержке и руководстве. Конечно, сначала вам нужно преодолеть собственный дискомфорт, связанный с этой проблемой. Начните с того, чтобы не чувствовать себя виноватым. Вина тормозит решение.  Вы также должны выделить время, в которое ваш ребенок один на один, без лишних глаз, сможет рассказать вам, что его беспокоит. Один отличный способ — провести несколько спокойных минут перед сном. Выключите свет, поставьте красивый ночник, обнимите ребенка, расспросите о его дне. Что было здорово? Что было сложно? Что он узнал? Что получилось не очень хорошо?  Удивительно, но это сочетание ночи и комфорта побуждает детей, днем дерганых и закрытых, расслабиться и открыться. И обязательно раскрывайтесь в ответ — доверие может быть только обоюдным. И для этого нам, взрослым, потребуется развивать свой эмоциональный интеллект не меньше. image Каждая эмоция может стать ресурсом для достижения цели, поэтому развитие эмоционального интеллекта — важная составляющая успеха, уверена психолог Виктория Шиманская

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.

Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.

Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.

image Экономика инноваций Тонкая душевная организация: чем эмоциональный интеллект поможет бизнесу

Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.

Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.

Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.

Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

image Экономика образования Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Про понимание себя

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

image

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?

Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.

Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Про общение со сверстниками

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.

image

Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.

Про общение с родителями

image

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.

1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».

2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».

3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

image Социальная экономика Дорогая, я испортил детей: чему могут научить нас сериалы для подростков

Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.

Обновлено 26.04.2021

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий