Мадонна с младенцем и младенцем Иоанном Крестителем (Леонардо) — Madonna and Child with the Infant Saint John the Baptist (Leonardo)

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Если вы получили приглашение на торжество Ивана, то вам необходимо знать, что этот именинник — высоко ценит дружбу, верный и надежный товарищ, а также человек с великой широкой душой. Поэтому, когда будете готовиться к именинам, подбирая подарки и поздравления, акцентируйте внимание на его характере и личности.

279

Характер именинника

Это очень древнее славянское имя. С иврита оно переводится как «милость Божья». Названые так мальчишки становятся обладателем:

  • нестандартного мышления;
  • непростого характера;
  • умения стоять на своем и добиваться желаемого.

И при этом они умудряются помогать всем окружающим. Также стоит учесть, что Иван — это мужчина, в котором постоянно протекают внутренние глубокие противоречия. Они часто не дают покоя его душе и кипучей натуре. В те моменты, когда Ваня становится агрессивным, не нужно думать и принимать все на свой счет. Ведь на самом деле этот человек никогда никому не пожелает чего-то плохого.

Ваня творитель добрых дел. Он всегда находит новые пути для создания чего-то уникального, для решения старых проблем, для достижения новых высот.

Дата празднования Ваниных именин — это всегда незабываемый, интересный и веселый праздник. Обладатели этого имени всегда славились щедростью и равнодушием. Поэтому, когда будете идти поздравлять именинника, не забудьте с собой искреннюю радость и хорошее настроение.

День Ангела Ивана по церковному календарю

Главной датой почитания Святого покровителя Ивана считается дата наиболее приближенная к дате его рождения. Сколько именин у Ивана в году? Если хорошо изучить православный календарь, то можно отметить, что праздновать именины Вани придётся несколько десятков раз.

Какого числа именины Ивана по православному календарю:

Дата Святой покровитель
2 января (20 декабря) мученик Иоанн, отрок и праведный Иоанн (Сергиев) Кронштадтский († 1908; рус.).
4 января (22 декабря) священномученик Иоанн Пьянков и священномученик Николай Яхонтов († 1918).
11 января (29 декабря) преподобный Иоанн многострадальный, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий († 1160; рус.).
20 (7) января пророк Иоанн Предтеча (Собор).
28 (15) января преподобный Иоанн Кущник (V в.).
30 (17) января святитель Иоанн, епископ Ростовский (рус.)
3 февраля (21 января) праведный Иоанн († ок. 817).
4 февраля (22 января) мученик Иоанн, пресвитер.
6 февраля (24 января мученик Иоанн Казанский († 1529; рус.).
8 февраля (26 января) преподобный Иоанн (V— VI вв.).
9 февраля (27 января) святитель Иоанн Златоуст (перенесение мощей, 438).
12 февраля (30 января) святитель Иоанн Златоуст.
13 февраля (31 января) бессребреник Иоанн и бессребреник Кир († 311).
17 (4) февраля святитель Иоанн, епископ Иринопольский.
23 (10) февраля праведный Иоанн.
6 марта (21 февраля) святитель Иоанн Схоластик, патриарх Константинопольский.
8 марта (23 февраля) преподобный Иоанн, пустынник Сирийский (V в.).
9 марта (24 февраля) пророк Иоанн Предтеча (Первое (IV) и Второе (452) обретение главы).
11 марта (26 февраля) мученик Иоанн Калфа († 1575).
18 (5) марта мученик Иоанн Болгарин.
22 (9) марта мученик Иоанн Севастийский († ок. 320).
24 (11) марта преподобный Иоанн Мосх.
29 (16) марта преподобный Иоанн в Руфианах
2 апреля (20 марта)  преподобный Иоанн, в обители св. Саввы убиенный († 796).
9 апреля (27 марта)  преподобный Иоанн прозорливый, Египетский († 394-395).
В четвертую неделю Великого поста (переходящее празднование)  преподобный Иоанн Лествичник († 649).
11 апреля (29 марта)  преподобный Иоанн пустынник (IV вв.).
12 апреля (30 марта)  святитель Иоанн, патриарх Иерусалимский; преподобный Иоанн Лествичник († 649) и преподобный Иоанн Безмолвник (VI в.).
21 (8) апреля  мученик Иоанн Навклир († 1669).
24 (11) апреля  преподобный Иоанн, ученик святителя Григория Декаполита (IX в.).
25 (12) апреля  преподобномученик Иоанн († 1669).
27 (14) апреля  мученик Иоанн Литовский († 1347; рус.).
1 мая (18 апреля)  мученик Иоанн Новый из Янины († 1526); мученик Иоанн Кулика и преподобный Иоанн, ученик святителя Григория Декаполита († 820).
2 мая (19 апреля)  преподобный Иоанн Ветхопещерный (VIII в.).
10 мая (27 апреля)  преподобный Иоанн, игумен Кафаров (ХIII в.).
12 мая (29 апреля)  мученик Иоанн Валах (Румын.).
19 (6) мая  праведный Иоанн Новый.
20 (7) мая  преподобный Иоанн Зедазнийский (VI в.).
21 (8) мая  апостол и евангелист Иоанн Богослов († ок. 44).
25 (12) мая  мученик Иоанн Влах.
27 (14) мая  мученик Иоанн Болгарин († 1802).
1 июня (19 мая)  благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий Вологодский († 1523; рус.).
2 июня (20 мая)  преподобный Иоанн.
4 июня (22 мая)  мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский († 1015).
5 июня (23 мая)  блаженный Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский († 1580; рус.).
6 июня (24 мая)  мученик Иоанн (ок. 218).
7 июня (25 мая)  пророк Иоанн Предтеча (Третье обретение главы, 850).
8 июня (26 мая)  преподобный Иоанн Психаит, исповедник († IX в.).
9 июня (27 мая)  праведный Иоанн Русский, исповедник († 1730; рус.).
11 июня (29 мая)  мученик Иоанн (Наун) Солунский; праведный Иоанн Устюжский († 1802; рус.) и блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский († 1494; рус.).
15 (2) июня  великомученик Иоанн Новый, Сочавский († 1330-1340).
20 (7) июня  мученик Иоанн († 1922).
23 (10) июня  святитель Иоанн, митрополит Тобольский всея Сибири († 1715; рус.).
25 (12) июня  преподобный Иоанн и праведный Иоанн, воин Египетский (IV в.).
2 июля (19 июня)  преподобный Иоанн отшельник (IV в.).
3 июля (20 июня)  апостол Иоанн Богослов (перенесение мощей).
7 июля (24 июня) пророк Иоанн Предтеча (Рождество) и праведный Иоанн, отрок Менюжский († ок. 1566-1569; рус.).
9 июля (26 июня)  святитель Иоанн, епископ Готфский, VIII в.).
10 июля (27 июня)  преподобный Иоанн отшельник.
11 июля (28 июня)  бессребреник Иоанн и бессребреник Кир (перенесение мощей) († 412).
13 июля (30 июня)  апостол и евангелист Иоанн Богослов.
16 (3) июля  преподобный Иоанн Яренгский († ок. 1544-1545; рус.) и блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Московский († 1589; рус.).
25 (12) июля  мученик Иоанн варяг, Киевский сын Феодора варяга († 983; рус.), и преподобный Иоанн († 988).
31(18) июля  святитель Иоанн, исповедник, митрополит Халкидонский и преподобный Иоанн многострадальный, Печерский (рус.).
3 августа (21 июля)  преподобный Иоанн († ок. 250).
12 августа (30 июля)  мученик Иоанн Воин и праведный Иоанн, пресвитер (IV в.).
13 августа (31 июля)  праведный Иоанн, экзарх Болгарский († 1922).
15 (2) августа  мученик Иоанн Римский.
16 (3) августа  преподобный Иоанн, исповедник Русский († 1730; рус.).
17 (4) августа  святитель Иоанн монах, архиепископ Ефесский; святитель Иоанн Новый, архиепископ Ефесский, и мученик Иоанн, отрок Ефесский († ок. 250).
22 (9) августа  мученик Иоанн († 730).
31 (18) августа  святитель Иоанн, патриарх Константинопольский († 674), и преподобный Иоанн Рыльский († 946).
4 сентября (22 августа)  священномученик протоиерей Иоанн Восторгов († 1918; рус.).
7 сентября (25 августа)  святитель Иоанн Каппадокиец, патриарх Константинопольский.
11 сентября (29 августа)  пророк Иоанн Предтеча (усекновение главы).
12 сентября (30 августа) и 15 (2) сентября  святитель Иоанн IV постник, патриарх Константинопольский († 595).
16 (3) сентября  блаженный Иоанн Власатый, чудотворец Ростовский (рус.).
20 (7) сентября  святитель Иоанн, архиепископ Новгородский († 1186; рус,), священномученик иерей Иоанн (Масловский) († 1921; рус.).
21 (8 ) сентября  мученик Александр (Якобсон) († 1930; рус.).
27(14) сентября  святитель Иоанн Златоуст (преставление, † 407).
28 (15) сентября  мученик Иоанн Критский († 1811).
30 (17) сентября  мученик Иоанн Цареградский.
3 октября (20 сентября)  преподобномученик Иоанн, исповедник Египетский († 1804).
6 октября (23 сентября)  пророк Иоанн Предтеча (зачатие) и мученик Иоанн (IX в.).
9 октября (26 сентября)  апостол и евангелист Иоанн Богослов († начало II в.).
11 октября (28 сентября)  мученик Иоанн, младенец († 1188); преподобные Иоанн постник (XII в.; рус.) и Иоанн многострадальный († 1160; рус,), Печерские.
14 (1) октября  преподобный Иоанн Кукузель.
15 (2) октября  мученик Иоанн Казанский (рус.).
16 (3) октября  святитель Иоанн Хозевит, епископ Кесарии Палестинской (VI в.).
25 (12) октября  пророк Иоанн Предтеча (перенесение из Мальты в Гатчину десной руки).
28 (15) октября  святитель Иоанн, епископ Суздальский († 1373; рус.).
1 ноября (19 октября)  преподобный Иоанн Рыльский (перенесение мощей) († 1238).
3 ноября (21 октября)  мученик Иоанн Пелопоннесский.
4 ноября (22 октября)  преподобный Иоанн, отрок Ефесский († 408).
10 ноября (28 октября)  преподобный Иоанн Хозевит, епископ Кесарийский (VI в.).
13 ноября (31 октября)  священномученик Иоанн (Кочуров), Царскосельский, Петроградский († 1917; pyc.).
14 (1) ноября  священномученик Иоанн, епископ Персидский († 345).
22 (9) ноября  преподобный Иоанн Колов (V в.).
25 (12) ноября  святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский († 616-620).
26 (13) ноября  святитель Иоанн Златоуст († 407).
30 (17) ноября  праведный Иоанн Олимпийский.
3 декабря (20 ноября)  священномученик Иоанн, епископ Персидский († 343).
11 декабря (28 ноября)  мученик Иоанн (VIII в.).
16 (3) декабря  преподобный Иоанн молчальник, бывший епископ Колонийский († 558).
17 (4) декабря  святитель Иоанн, епископ Поливотский (VIII в.), преподобный Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.); священномученик Иоанн († 1918).
20 (7) декабря  преподобный Иоанн постник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (XII в.).
23 (10) декабря  блаженный Иоанн (серб.) († 1503).
24 (11) декабря  священномученик Иоанн пресвитер († 1941).
30 (17) декабря  священномученик Иоанн пресвитер и священномученики Николай и Сергий пресвитеры († 1937).

Лучшая статья для Вас, переходите:  День Ангела Никиты по церковному календарю

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите так же видео о Дне Ангела Ивана:

News

image

Российская императрица Анна Иоанновна детей не имела. Чтобы престол не перешел к потомкам Петра I, перед смертью она назначила наследником Иоанна, старшего сына своей племянницы Анны Леопольдовны. В случае смерти мальчика престол наследовали младшие сыновья Анны Леопольдовны. Иоанну было всего два месяца, когда императрица в октябре 1740 года скончалась.

Неизвестный художник. Иоанн VI Антонович

Потомок Ивана Грозного

Первое время регентом при младенце был фаворит покойной императрицы Бирон. Отец Иоанна VI, принц Брауншвейгской династии Антон Ульрих, также претендовал на место регента, но не имел талантов правителя и заговорщика. Подвизавшись к заговору против Бирона (в первую же неделю регентства), он скомпрометировал себя. Рядовых участников наказали кнутом, а Ульриха отстранили от любого участия в державных делах.

Неизвестный художник. Антон Ульрих Брауншвейгский

Затем настал черед интриговать для маменьки императора. Анна Леопольдовна искала защиты от притеснений со стороны Бирона, и ее переворот удался. Гвардейцы во главе с Минихом арестовали Бирона. Хотели казнить, да милостиво сослали в Сибирь. Бирон пробыл регентом всего 22 дня. За закате дней своих его восстановили в некоторых правах, скончался Бирон в 82 года, пережив многих участников этой истории.

Переворот, еще переворот

Анна Леопольдовна оказалась дамой слабой и недальновидной и постепенно уступила все права Миниху. Вскоре Миниха потеснил Остерман, который предупреждал Анну Леопольдовну о заговоре со стороны младшей дочери Петра I, но к его предупреждению не прислушались.

Е. Лансере. Преображенцы провозглашают императрицей Елизавету Петровну

В декабре 1741 года Елизавета и ее лейб-гвардия произвели переворот. Миниха и Остермана приговорили к смерти, но в последний момент помиловали и отправили в ссылку. Брауншвейгскую семью арестовали, собирались выслать за границу, да раздумали и заточили с глаз долой.

Так, спустя год, закончилась чехарда над колыбелькой императора, а российский престол на 21 год достался императрице Елизавете I. О славных ее делах написано немало, а тем временем младенец Иоанн с родителями содержался то в одной тюрьме, то в другой. Пока в возрасте четырех лет не осел с родителями в северных Холмогорах.

Неизвестный художник. Иоанн Антонович и Анна Леопольдовна

Стереть из памяти

Елизавета повелела уничтожить любое упоминание о Иоанне VI. Монеты с его изображением и именем изъяли и переплавили, портреты уничтожили, официальные документы, в которых он упоминался, переписали или опечатали. Проповеди с упоминаем Иоанна изымали, книги с хвалебными одами уничтожали. При Елизавете следы его «правления» подчищали постоянно.

Иоанну дали новое имя — Георгий. В Холмогорах трехлетний мальчик жил в отдельной комнате, общался только с прислугой, а его родители даже не подозревали, что первенец живет в одиночестве под одной с ними крышей.

Знамя заговорщиков

За пять лет заточения Анна Леопольдовна родила четверых детей, двое младших мальчиков были наследниками своего брата. Прибавление в опальном семействе не радовало Елизавету, она рвала в клочья записки с донесениями и просила впредь сообщать добрые вести, например, причину смерти. В 1746 году, вскоре после родов, Анна Леопольдовна умерла.

Время от времени заговорщики и смутьяны пытались восстановить законную власть, не заботясь о благе государства. Выросший в изоляции, болезненный, не знавший наук и иностранных языков Иоанн-Григорий не подходил на роль правителя, но сам факт его существования мог объединить недовольных правлением Елизаветы.

Одиночка Шлиссельбурга

После очередного заговора (в котором Иоанн, конечно, не принимал участия) Елизавета удалила 16-летнего родственника в Шлиссельбургскую крепость. Остаток жизни «арестант без имени» провел в одиночке, спустя три у года у юноши появились признаки психического расстройства, возможно, притворного.

Шлиссельбургская крепость

По некоторым данным, на момент перевода в Шлиссельбург ему было известно о своей принадлежности к династии Романовых. Он умел читать и мечтал лишь об одном: пожить спокойно в уединении монастырской кельи.

Журнальная иллюстрация. Пётр III посещает Иоанна Антоновича в его шлиссельбургской камере

Попытки освободить Иоанна не прекращались все время правления Елизаветы, не прекратились они и при Екатерине. На втором году ее правления, в 1764 году служивший в крепости подпоручик Мирович подговорил к заговору часть гарнизона, и мятежники попытались освободить наследника.

Охранники Иоанна получили предписание в случае нападения заключенного убить. Так они и поступили. Закололи узника и сдались зачинщикам. За неимением узника царской крови мятеж провалился.

Говорили, что Екатерина сама подговорила Мировича, чтобы создать повод для убийства. А позже появилась версия, что наследник, по-прежнему безымянный, доживает дни свои в крепости Кексгольм.

Понравился материал? Вы можете поблагодарить автора! Поделитесь этой статьей со своими друзьями.

Избие́ние младе́нцев — эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. В переносном значении фраза означает чрезмерную и необоснованную жестокость по отношению к маленьким детям и вообще к беззащитным людям. Это одно из очень трудных для Вселенской Церкви мест Писания. Церковь не может сказать, заявить, что это ложь, эпический вымысел евангелистов. Ибо если допустить, что великая ложь с самого начала вкралась в Священное Писание, то нет никакой гарантии, что последующие, так сказать, малые лжи будут проникать в него беспрепятственно. Так и остается проблема Вифлиемских младенцев неопределенной, нерешенной с богословской точки зрения. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики: в православии их память совершается 29 декабря (11 января)[1], в католицизме 28 декабря[2]. ЕВАНГЕЛЬКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения себя царём со стороны римлян»[3]. Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до традиционной даты Рождества Христова. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16). Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел. МАТФЕЙ И ЛУКА. РАЗИТЕЛЬНЫЕ НЕСОСТЫКОВКИ Евангелист Лука дает совершенно иную картину Рождества. Создается впечатление, что они пишут о совершенно разных событиях. И дело не в звезде, волхвах и пастухах. У Луки никакой астрологии, никакой звезды, тем более звездочетов-волхвов нет. Особенно разность в описании Рождества у Матфея, бросается в глаза при сопоставлении его с евангелистом Лукой. Лука, как и Матфей, тоже подробно описывает повеление о переписи, поездку в Вифлием, пещеру и рождение… но, дальше начинаются странные вещи. У Луки нет, ни малейшего намека на гонение Ирода. Нет, не то что избиения младенцев, нет никакой поездки в Египет… но, более того, евангелист Лука упоминает обрезание и даже паломничество(о, страх какой!) в самый центр, в Иерусалим, в Храм. Иисус, Иосиф, Мария находились на виду, прямо под носом у Ирода, ничего не боясь и ни от кого не скрываясь. ПОЧЕМУ МОЛЧИТ ЛУКА ОБ ИЗБИЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ? Апостол и евангелист Лука, самый плодовитый, вернее сказать — плодотворный в описании мельчайших подробностей писатель. Недаром он еще и художник, человек, тщательно, работающий над образами и мельчайшими деталями в них. По объему текстов Лука наибольше всех потрудился и написал. Вы удивитесь сказанному: он написал в Новом Завете по общему объему текста больше, чем апостол Павел. Удивительно, но это так. Евангелия 24 главы, а Деяяния аж 28 глав! Апостольских посланий всего 14. И посему очень странно и удивления достойно, что описывая Рождество, вопиюще-кричащая драма избиения младенцев, потрясшая без сомнения Израиль, прошла мимо его детального взора, осталась им незамеченной, так сказать, легкомысленно намеренно проигнорированной? А такая, тоже не менее важная деталь, как бегство в Египет, у Луки богоглаголивого, тоже опущена, пропущена. Странно, очень странно… В истории человечества, так устроена наша психика, мирные дни, такого же мирного созидательного жительства не запоминаются. Запоминается жестокость! Летописцы описывают войны, истребления, резню людей, страшные природные катаклизмы и прочие потрясения. Жестокость запоминается надолго, доброденствие же не оставляет по себе мало записей и естественно следа… Такое событие без сомнения потрясло бы не только Израиль, но и всю Римскую империю… ого-го, резня младенцев! «Римское право», в лице прокуратора-консула, вряд ли не отреагировало бы на такое вопиющее беззаконие. Заговорили бы летописцы историки. Однако, молчит, как в рот воды набрал, серьезнейший историк Иосиф Флавий, составивший очень подробное жизнеописание Ирода Великого, и если гражданские историки для нас не авторитет, но так, молчит и, церковный собрат по Писанию — евангелист Лука, описывающий очень детально подробности Рождества? Почему молчит Лука? АПОКРИФИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ. Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея». Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии Иакова, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой. Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет небесный светил им там, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их[4]. Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф. 23:35. Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей. БОГОСЛОВСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ. Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению, это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет: Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут[5]. СКОЛЬКО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО УБИТО МЛАДЕНЦЕВ? Церковное предание и тут не отличилось единообразием, указывая различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — аж 64 тысячи. Противники большого количества убитых младенцев обычно делают акцент на том, что избиение упомянуто Матфеем, но о нём не пишет Иосиф Флавий. Брюс Алворд утверждает[6], что население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек. Это была маленькая деревушка под Иерусалимом. Соответственно, при рождаемости там даже 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20. Сторонники большого количества убитых младенцев ссылаются на приведенные Матфеем слова Иеремии[7] предполагая, что жертв было гораздо больше. Также некоторые историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем по причине переписи населения. Следовательно, маленькая деревушка Вифлием была переполнена, и им нашлось место только в хлеву[8]. Встает последующий интересный вопрос: известны ли в мировой практике переписи населения, что бы писцы совершающие перепись не шли к людям, но наоборот, люди, дабы переписаться, шли к писцам? Причем, на перепись шли не в Иерусалим, столицу, духовный, административный и политический центр, но что бы писцы заседали, где то в деревне под Иерусалимом? Известны ли случаи, что бы жители, для учетной записи, всего лишь в одну строку(для галочки), срывались с места проживания и отправлялись в неблизкий путь, да еще с беременными женщинами на сносях? Вопросы, и вопросы… В западной традиции они именуются святыми Невинноубиенными. Их число, сильно преувеличенное, является скорее символическим и перекликается со 144 000 избранных, которые упоминаются в Откровении Иоанна Богослова (см.: Откр. 7: 4). СОМНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧНОСТЬ. Предание об избиении младенцев отсутствует в реальных исторических античных источниках, исключая евангелие от Матфея и более поздние христианские тексты. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода — труд античного историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» — не содержит малейших упоминаний о резне младенцев в Вифлееме. Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию[9]. Некоторые учёные считают, что история — придуманное исполнение древнего пророчества[10]. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей[11]. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников[12]. Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения [Ветхого завета]»[13]. Стивен Харрис (Stephen Harris) и Раймонд Браун (Raymond Brown) аналогично утверждают, что цель евангелиста — представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии[14][15]. Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев[15]. В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Данная мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него. Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни). Следуя апокрифическому рассказу в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Также могут присутствовать изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества. ПРАЗДНОВАНИЕ ПАМЯТИ Считался одним из самых несчастных дней в году[16]. Как церковный праздник отмечается с V века. Погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа. ВЕРА Нам, верующим христианам, остается лишь смиренно пленять свой разум в послушание Божественному Промыслу, надеяться, верить и любить. Вся возможно верующему. Верою бо ходим, а не знанием. Мы, верующие, смиренно благоговеем перед вечной Тайной Бога, надеемся, что когда то, мы узнаем истину и все несостыкующиеся исторические факты о Рождестве, образуются, придут в порядок и станут на свои места. Текст составлен по материалам Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Избиение_младенцев ПРИМЕЧАНИЯ ИЗ ВИКИПЕДИИ 1.Вифлеемские младенцы защитят наших детей // Правда.ру, 11.01.2011 2.День святых Невинных Младенцев Вифлеемских. Справка. 28 декабря католики отмечают День святых Невинных Младенцев Вифлеемских // РИА Новости, 28.12.2009 3.Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVII, 8. 4.Протоевангелие Иакова. XXII 5.Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея 6.Брюс Алворд. Комментарии к Евангелию от Матфея 7.Иер. 31:15 8.Уильям Баркли. Комментарий к Новому Завету. Евангелие от Луки 9.Geza Vermes, The Nativity: History and Legend, London, Penguin, 2006, p22; E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, Penguin, 1993, p. 85 10.Paul L. Maier, «Herod and the Infants of Bethlehem», in Chronos, Kairos, Christos II, Mercer University Press (1998), p. 172-175 11.Robert Eisenman, James The Brother of Jesus, 1997, I.3 «Romans, Herodians and Jewish sects, » p. 49; see also E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, 1993, p. 87-88 12.Josephus, Antiquities of the Jews, Шаблон:Sourcetext (at Wikisource). 13. David Hill: The Gospel of Matthew, p. 84;Marshall Morgan and Scott; 1972. 14.Stephen L. Harris, Understanding the Bible, 2nd Ed. Palo Alto: Mayfield, 1985, p. 274 15.Перейти к:1 2 Raymond E. Brown, The Birth of the Messiah, pp. 104-121. 16.Избиение младенцев (день избиения младенцев)

Становление православной веры на Руси, как и во всем мире, проходило нелегко. Особенно тяжело давалось распространение христианства в лесных языческих племенах, которые значительно отставали по духовному развитию и уровню просвещенности от населения русских княжеств. Святой проповедник Кукша при выполнении миссии по обращению в православие племен вятичей принял смертные муки во имя Господа Бога, но смог донести до идолопоклонников учение Христа.

Биография святого Кукши

До наших дней дошло немного подтвержденной информации о происхождении святого праведника. Версии сходятся в том, что, будучи от роду язычником, Кукша принял православную веру и посвятил себя служению Господу. Сохранились сведения о чудесах, которые творил монах, чтобы показать людям силу истинной веры и несостоятельность их языческой религии.

Происхождение

Племена вятичей обосновались в лесах близ верховья реки Оки. Местный народ, погрязший в язычестве и жертвоприношении, вел дикий образ жизни. Нестор Летописец, описывая вятичей, сообщает об их телесной нечистоте, неразборчивости в еде и многоженстве. Идолопоклонники вели примитивный быт и отличались агрессивным нравом.

Территории, заселенные вятичами, присоединил к Киевской Руси князь Владимир в 981 году. Племена оказывали сопротивление и поднимали восстание против князя, который усмирял непокорный народ. Через 7 лет Владимир начал отбирать мужчин из вятских племен для переселения в южные города Руси. По одной из версий, Кукша оказался в числе избранных мужей.

По другим данным, святой был сыном побежденного правителя вятичей Ходоты. Наследника захватил в плен Владимир Мономах и обратил его в христианство, определив на монашеское служение в Киевский Печерский монастырь. Инок был наречен Иоанном, но языческое имя Кукша сохранилось за праведником.

image

Житие и служение Богу

Около 15 лет жизни инок Кукша провел в стенах Киево-Печерской лавры, где посвятил себя служению Господу, изучению Евангелия и богословия, смирению и молитве. Здесь он стал мантийным монахом и получил сан священника православной церкви. Искоренение язычества было приоритетным направлением деятельности монашеской обители, напрямую связанной с Черниговской кафедрой.

По решению Черниговского архипастыря Иоанна была организована группа монахов во главе с Кукшей и направлена с апостольской миссией в земли язычников. Монах не противился возложенной на него ответственности и отправился проповедовать учение Христа своим сородичам.

Преодолев долгий путь по реке Десне, лесные чащи и болотные топи, Кукша, его ученик Никон и соратники прибыли к Мценску, неподалеку от которого проповедник соорудил для чтения молитв скитский дом. Около строения собственноручно выкопал колодец, получивший название «Богомольный». По пути движения миссии Кукша проповедовал учение Христа в поселениях, расположенных на территории современной Брянской, Тульской, Орловской, Калужской областей.

Преподобный Кукша читал вятичам Евангелие, на доступном им языке объяснял православные каноны и заповеди. Проповеди святого сопровождались сотворенными им с Божьей помощью чудесными явлениями.

image

Согласно обнаруженным свидетельствам от современников, печерский священник, достигший высочайшего уровня просвещенности, веры, духовного и нравственного совершенства, творил истинные чудеса:

  • исцелял беснующихся людей;
  • очищал жилища местных жителей от демонического влияния;
  • вызывал дождь, спасающий урожай от засухи;
  • иссушил озеро, развеяв языческие поверья о водяных.

Долгожданный дождь, вызванный проповедником, спас народ от голода и бедствия. Кукша, наделенный Господом удивительной силой, доказал вятичам несостоятельность их мнимых богов, которым они приносили кровавые жертвы. Осушив озеро, святой показал народу, что на его дне нет водяных, которым вятичи в жертву приносили живых людей, утапливая несчастных с привязанными к шее камнями, в воде.

Видя чудеса Кукши, люди слушали монаха, дивились его чудотворным деяниям и, все больше доверяя святому, постепенно переходили в христианскую веру, принимали святое крещение.

Переход от язычества к православию не был массовым. Крещение шло постепенно, но верными шагами, развеивая облако непросвещенности над землями, населенными племенами. Но некоторые поселения оказывали сопротивление миссии. В особенности недовольство исходило от языческих жрецов и шаманов.

Кончина

Священномученик Кукша Печерский был жестоко убит группой местных жителей, противившихся принятию христианства. Августовской ночью убийцы ворвались в пристанище монахов и после жестокого истязания варварски в рассветные часы убили праведников. Тело Кукши нашли обезглавленным неподалеку от его колодца, который также стали называть «Страдальнический».

image

В некоторых источниках указано, что святого убили в городе Серенске Калужской области. Основанием для этого послужили найденные православные нательные кресты и другие следы пребывания апостольской миссии, но это может свидетельствовать о присутствии здесь монахов ранее.

В час кончины святого его страшную участь прозрел блаженный Пимен Постник. Посреди Великой Печерской церкви он вскрикнул братии о том, что Кукша убит на рассвете, и в ту же минуту преставился.

Значение и почитание в православии

Святой Кукша почитается церковью, как просветитель вятичей и священномученик, принявший мученическую смерть во имя Господа Бога и становления православной веры в центральной части современной России. Благодаря проповедям и чудесам преподобного удалось привнести слово Божие в языческие дебри.

Почитают память святого Кукши Печерского в следующие даты:

  • 9 сентября (27 августа по старому стилю), в день кончины преподобного Кукши и Пимена Постника;
  • 23 июня в Соборе Рязанских святых;
  • 5 октября в Соборе Тульских святых;
  • 11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных в ближних пещерах.

image

На месте колодца Кукши расположен святой источник, к которому приходят люди помолиться и набрать святой воды. Мощи святого Кукши, по его завещанию, находятся в Антиниевых пещерах в Киеве. Часть мощей представлена в Покровском храме Свято-Успенской мужской монашеской обители в городе Новомосковск.

Православные тексты

В памятные даты священнослужители и православные христиане вспоминают о великой миссии крестителя областей центральной части государства Российского, о муках святого, перенесенных им во имя Господа. К иконе праведника ставят свечи и читают православные тексты, восхваляя его подвиг и уповая на заступничество преподобного перед Богом.

Тропарь

Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.

Кондак

Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.

image

Молитва

О святый страстотерпче, священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреди обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго Богопознания, и по данней ти благодати Духа Святаго бесы прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро иссушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною!

Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством милостивый Господь в чадех святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к назиданию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи.

Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко, велиих ради страданий твоих, много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих дарованных по всеблагому промышлению Божию в наше освящение и в знамение твоего о нас заступления, молим тя в дусе сокрушением и смирением: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем (обители сей или веси сей), в немже чтися преславное имя твое, и люди живущий в нем да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешствуй, священномучениче Кукше, святыми твоими молитвами, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога в похвалу твоего имене и во благо святыя Православны Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще единаго истиннаго Бога, во Святой Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий