Логопедические нормы речевого развития ребенка по возрастам

Развитие речи ребенка – процесс, который заложен природой. Ведь речь – основное средство коммуникации человека с миром. С помощью вербальной речи ребенок познает мир, учится, дружит, выражает чувства.

image В этой статье мы будем обсуждать речевое развитие. Об общем психо-физическом развитии можно почитать здесь: от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 12 лет.

Кратко можно выделить следующую схему развития речи по возрастам:

  • Новорожденный ребенок реагирует на интонацию родителя
  • У малыша от 1 до 3 месяцев активно развито гуление (а-а-а, о-о-о, м-м-м)
  • Карапуз 3-6 месяцев много и с удовольствием лепечет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.)
  • С 5 месяцев ребенок начинает подражать речи взрослого
  • В 6-9 месяцев  продолжается подражание произношению слогов (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п)
  • Развитие детей раннего возраста 1 — 1,3 года в норме, если ребенок активно повторяет за взрослыми слова, допустимы искажения или путаница звуков или слов
  • В 1,5 года словарный запас ребенка составляет примерно 100 слов, ребенок может использовать в речи простые предложения («Мама, дай!»)
  • В 1 год и 10 месяцев словарный запас составляет уже 150 слов
  • В 2 года появляется фразовая речь (из 2-3 слов)image
  • В 3 года словарный запас увеличивается до 1500 слов. У многих детей присутствуют недостатки произношения, это нормально. Если в активном словаре ребенка 100 и менее слов, включая звукоподражания, это свидетельствует о задержке речевого развития.
  • Речевое развитие детей 4 лет заметно отличается от уровня, который был у ребенка ещё год назад. Словарный запас увеличивается каждый день. Ребенок говорит полноценными сложными фразами, рассказывает истории, может кратко перессказать сюжет. Если есть нарушения звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.
  • В 5 лет ребенок уже может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. Это время, когда формируется произвольность и самоконтроль, поэтому пора отдавать ребенка на занятия по обучению основам грамоты и математическому счету. Если у ребенка были логопедические сложности, то заниматься следует с логопедом, который предотвратит нарушения письменной речи.
  • В 6 лет ребенок должен произность без искажений все звуки, полноценно перессказывать, выделять четвертый лишний и считать в пределах 10.
  • К 7 годам ребенок умеет строить любые предложения, пишет и читает по слогам.
  • Развитие речи 7 лет характеризуется тем, что у ребенка появляется письменная речь, а начиная с подросткового возраста – литературная.

Если в перинатальном или неонатальном периоде были сложности: мама болела во время беременности, принимала антибиотики, роды были долгими, в родах у ребенка была гипоксия, невролог на первом году жизни ставил диагноз ПЭП, ММД, сосудистые нарушения, поражения ЦНС и другие, помните: чем раньше вы обратитесь к специалистам: неврологу и нейропсихологу, тем быстрее ваш ребенок справится с задержкой речевого развития или психоречевого развития.

Скачать

Поделиться

Чтобы сформировать правильную и чёткую речь ребёнка, нужно уделять внимание её развитию в течение всего дошкольного периода. Особенно активно свой первый опыт малыш начинает получать в возрасте 1-2 лет. Именно в этот период идёт интенсивное накапливание пассивного слова, который постепенно переходит в активный.

Аудио-версия статьи “РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ” РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Содержание

Характеристика речи ребёнка в 1-2 лет

Советы для мам

Формирование речи – это не только работа над конкретными дефектами произношения и пополнением запаса слов, но и всестороннее развитие крохи. Речь зависит от активности нейронов мозга, поэтому важно уделять внимание разным сферам: развивать координацию движений малыша, мелкую моторику, следить за артикуляцией и дыханием, накапливать сенсорный опыт и т.д.

Речь формируется постепенно, шаг за шагом. Для каждого возраста существуют свои приблизительные нормы. Зная их, можно определить, насколько богатый словарный запас у вашего малыша, есть ли пробелы в знаниях и умениях. При серьёзных нарушениях стоит обратиться к специалисту, но в большинстве случаев достаточно следовать нескольким советам и уделять чуть больше времени на общение с крохой.

Характеристика речи ребёнка в 1-2 лет

Лексика

Первые слова у малыша можно услышать в возрасте примерно от 8 месяцев до 1,5 лет. Чаще всего они состоят из одного-двух слогов, например: мама, папа, деда, баба, дай. Среди них немало звукоподражательных слов, таких как ку-ку, мяу-мяу, гав-гав, кап-кап и т.д. Часто вместо полноценного слова кроха воспроизводит только его часть: «пи» вместо пить, «бака» вместо собака или «йо» вместо йогурт. Но, так как эти обозначения относятся к определённым предметам и действиям, то их вполне можно назвать словами, а не случайным набором букв.

То, что малыш называет и произносит, является частью его активного словаря. Однако понимает кроха уже намного больше. И то, что он ещё не может сказать, но знает, что это значит, составляет его пассивный словарь.

Количество слов, входящих в общий лексикон малыша, около 500. Их набор зависит от того, в какой обстановке растёт кроха, о чём с ним разговаривают, какие игрушки у него есть. Немаловажную роль также играет пол малыша и его возраст. В начале пути интенсивного формирования речи малыш часто использует одно слово для обозначения разных действий. Например, слово «киса» может обозначать, что «киса прыгнула», «киса кушает» или «киса умывается». Понять, что именно имел в виду ребёнок можно из конкретной ситуации, а также по его жестам и мимике.

Научившись произносить несколько слов, непоседа может остановиться на этом уровне. Это значит, что в этот период интенсивно пополняется пассивный словарь. Примерно с 1,5 до 2 лет у крохи происходит «лексический взрыв». Именно так обозначают это явление специалисты, когда вместо пары десятков ребёнок начинает употреблять несколько сотен активных слов.

К двум годам малыш пробует изъясняться словосочетаниями: «где папа?» или «мама, дай». Часто фразы ещё не оформлены, т.к. ребёнок только копирует глаголы из разговоров взрослых и не умеет изменять формы слов в зависимости от ситуации. Поэтому вполне типичная ситуация, когда кроха путает склонения и род. Если мальчик в 2 года скажет «я оделась», то ничего удивительного в этом нет. Это значит, что он чаще общается с мамой и повторяет словосочетание за ней. Чуть позже малыш начнёт понимать разницу, и некорректные словообразования будут встречаться всё реже.

Нормы развития речи у детей 1-2 лет

1 год

  • Появление первых слов, как правило, из двух одинаковых слогов: мама, папа, дядя. Их количество может разниться от 2 до 10.
  • Подражает голосам животных.
  • Играет в «Ладушки».
  • Малыш понимает и выполняет простые просьбы: сядь, дай, положи.
  • Машет рукой на прощание.
  • Мотает головой «нет».

1 г. 6 м. – 1 г. 9 м.

  • Увеличение активного словаря до 30 слов.
  • Обозначение себя в третьем лице.
  • Попытки построить фразу: «мама, где», «баба тю-тю».
  • Усвоение повелительного наклонения глагола: «иди», «дай», «возьми», «надень».
  • Появление вопросительной интонации.
  • Договаривание знакомой строчки.
  • Лепет во время самостоятельной деятельности.
  • Малыш способен внимательно слушать стихи, сказки и рассказы.
  • Знание различных частей тела.

1 г. 9 м. – 2 года

  • Резкое увеличение активного словаря.
  • Копирование новых слов и фраз за взрослыми.
  • Лепет постепенно уходит на второй план.
  • Ребёнок называет вещи и явления по просьбе взрослого.
  • Появляются формы множественного числа.
  • Комментирование собственных действий.
  • Применение уменьшительно-ласкательных слов.
  • Использование словосочетаний.

Как определить задержку развития речи

Стоит учесть, что скорость овладения речью у каждого отдельного малыша индивидуальная. Одни дети к году активно используют несколько слов, другие начинают это делать гораздо позже. Значительные отличия наблюдаются и по половому признаку. Например, у девочек задержка развития речи наблюдается реже, чем у мальчиков.

Бывает и так, что те детки, которые заговорили позже своих сверстников, в дальнейшем догоняют их и продолжают развиваться в соответствии с нормами. У детей с явным нарушением речевого развития проблемы не уходят на протяжении всего дошкольного периода. Затем трудности переходят на обучение в школе.

Один из важных критериев, по которому можно определить задержку речевого развития, умение ребёнка правильно понимать адресованную ему речь.

Помощь специалиста может потребоваться в том случае, если:

  • малыш не знает, как правильно заниматься с игрушками, а просто балуется с ними;
  • объясняет свои желания только при помощи жестов;
  • плохо понимает обращения к нему, не выполняет просьбы;
  • не пытается освоить новые слова и не пробует говорить фразы;
  • перестал употреблять слова, которые уже говорил;
  • предпочитает быть в стороне от других детей и не наблюдает за их деятельностью.

Как развивать речь ребёнка

Игры и упражнения для формирования речи

Пальчиковые игры

Нейронные окончания в мозге, которые отвечают за координацию движений пальцев и рук, располагаются рядом с областями, ответственными за формирование речи. Поэтому активная жестикуляция и работа пальчиков занимает значимое место среди других развивающих игр.

Кроме увлекательных пальчиковых стишков, полезно тренировать ручки ребёнка в повседневной жизни, разучивая несложные жесты. Например, показывать «ай-ай-ай», считать при помощи пальчиков количество лет, соглашаться или отказываться, кивая и мотая головой, благодарить кивком и т.д.

Игры для развития мелкой моторики

Чтобы движения малыша были точные и скоординированные, ребёнок умел одеваться, рисовать, писать и выполнять самые разные действия руками, нужно развивать его мелкую моторику. Она оказывает благотворное влияние на формирование его речи.

Для тренировки мелкой моторики рук выбирают несколько вариантов занятий.

Игры с сыпучими материалами. Пересыпать крупу из одной ёмкости в другую, искать клад в тазике с гречкой и фасолью, рисование пальчиком на муке или манке, сортировка разных видов круп по цвету, виду, размеру.

Игры с мелкими предметами. Нанизывание бусин на верёвочку, проталкивание монет в тонкое отверстие, перебирание пуговиц, открывание и закрывание крышек, расстёгивание и застёгивание молний, игры с застёжками и липучками.

Рисование. Самые удобные материалы для малышей от года до двух лет – гуашь и пальчиковые краски. Основная задача родителей – познакомить ребёнка со свойствами художественных материалов и цветом.

Лепка. Сложные поделки пока лучше оставить на потом. В первую очередь кроху нужно научить разминать пластилин в ладошке, давить небольшие шарики пальчиком, катать колбаски и колобки, отщипывать небольшие кусочки.

Книги и стихи

Полезно читать детям стихи, побуждающие произносить звуки и слова. Текст в них построен таким образом, что мотивирует малыша к разговору. Даже если поначалу кроха будет не очень активен, стоит немного подождать и время от времени читать такие стихи. Чуть позже малыш начнёт заканчивать предложения вместо вас.

Например:

Когда читаете истории, сказки и рассказы не забывайте подмечать интересные детали и задавать вопросы, например: «Кого встретил Колобок?», «А это кто?», «Как говорит петушок?». Возможно, первое время вам придётся отвечать самим, тем не менее такая форма разговора активизирует мыслительную деятельность крохи и побуждает его к общению.

Полезно заниматься с малышом и по специально разработанным учебным книгам, в которых собраны упражнения, направленные на формирование речи у детей. Например, альбом по развитию речи для самых маленьких от Савостьяновой Е. В. и Батяевой С. В. Выполняя задания одно за другим, вы поможете крохе перевести пассивный словарь в активный.

Карточки для развития речи

Стимулировать малыша к общению можно при помощи специальных развивающих карточек. Покажите крохе изображение и спросите, кто или что на нём нарисовано. Можно положить перед ребёнком несколько карточек, пусть он попробует найти кошку или собачку. Помимо игр на обогащение словарного запаса, можно подготовить упражнения на изучения цвета, формы, величины.

Яркие картинки привлекают к себе внимание малыша. Он сможет их спокойно рассматривать и со временем начнёт стремиться повторять названия карточек. Особенно понравившиеся изображения будут побуждать говорить всё больше и больше новых слов.

Сделать развивающие пособия можно самостоятельно, вырезав картинки животных и предметов и приклеив их на плотный картон.

Для удобства мы подготовили набор тематических карточек для детей с предметными картинками. Скачать их можно у нас на сайте.

Советы для мам

Чтобы помочь малышу овладеть речью, предлагаем несколько простых рекомендаций:

  • Постоянно разговаривайте с крохой. Обсуждайте всё, чем вы занимаетесь, куда пойдёте, объясняйте свои действия. При этом не сюсюкайте и не заменяйте слова звукоподражанием, говорите «машина», а не «би-би».
  • Чётко проговаривайте слова. Показывайте, как правильно произносить звуки, чтобы дети видели вашу артикуляцию.
  • Полезно делать упражнения на артикуляцию, например, дуть мыльные пузыри и вертушки с лопастями, играть в дудочку, задувать свечку, делать пузыри в стакане с помощью трубочки и т.д.
  • Пойте малышу песенки. Так ребёнок будет полноценно воспринимать мелодию, ритм и слова. Именно мамино пение оказывает большое влияние на гармоничное развитие речи крохи.

Формирование речи малыша 1-2 лет – это увлекательное и содержательное общение взрослого и ребёнка. Развивать и побуждать к общению можно, гуляя на улице, играя и занимаясь дома, во время одевания или обеда, перед сном. Так, постепенно, день за днём расширяется пассивный словарный запас крохи, он всё больше начинает понимать речь, изучает окружающий мир, предметы и явления и начинает говорить всё больше новых слов, которые постепенно складываются в словосочетания, а затем и в предложения.

1-2 года

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

Задача родителей – вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.

Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет “само собой”, “когда-нибудь он научиться говорить'”? Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните – он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка. Речевые проблемы – это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова (“ба”, “да” и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нужно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.

Примерный возраст и умения ребенка:

4 месяца: Произносит гласные звуки, близкие к “а”, “ы”, “у”, возможно с сочетанием с согласным “г” (гулит).

  • 8 месяцев: Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное, и увиденное.
  • 10 месяцев: Произносит серии одинаковых слогов: “дядядя”, “бабаба”, “мамама” (лепечет).
  • 1 год 2 месяца: Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: “ба”, “дя” и т.п. Реагирует на свое имя.
  • 1 год 6 месяцев: “Говорит на своем языке” – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие “папа”, “мама”, “деда”, “баба” и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: “папа”, “мама”, “на”, “да”, “дай” и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.
  • 1 год 8 месяцев: Активно произносит двухсложные слова: “тетя”, “кися” и т.п. Стремительно растет словарный запас.
  • 1 год 10 месяцев: Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов (“синя” – машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.
  • 2 года – 2 года 2 месяца: Говорит словосочетания: “мама Лена”. Строит предложения из двух слов: “мама, дай”, “баба, ди (иди)”. Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: “положи мяч стол”. Использует дательный падеж для обозначения лица: “дай Вове”, обозначает направление, опуская предлог: “иди маме”. Использует творительный падеж в значении орудийности действия: “бить молотком”, предложный падеж со значением места: “лежит сумке”.
  • 2 года 2 месяца – 2 года 6 месяцев: Произносит простые предложения из трех – четырех слов: Сложносочиненные предложения: “это мой большой мишка”. Начинает употреблять в речи предлоги.
  • 3 года: Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: “когда папа придет с работы, мы пойдем гулять”. Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый “кризис трех лет”. Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей – проявить терпение и понимание.
  • 4 года: В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.
  • 5 лет: В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо – железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.
  • 6 лет: Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Очень важно, чтобы родители понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.

–> –> –>

В последние годы специалисты начали отмечать неутешительную для современного общества тенденцию – количество детей, у которых отмечается задержка развития речи, увеличивается с каждым годом. Объясняется такое положение вещей очень просто: чтобы обеспечить своим детям достойный уровень существования родителям приходится практически все свое время посвящать работе, поэтому на воспитание и развитие подрастающего поколения у них не остается ни сил, ни времени.

А ведь речь для ребенка едва ли не самое главное умение, благодаря которому он переходит на качественно новый уровень развития. Естественно, поскольку освоение речи заложено в нас самой природой, рано или поздно любой ребенок начинает говорить (если, конечно, у него нет психо-физических отклонений). Но чем позже это произойдет, тем с большим количеством психологических проблем малыш столкнется в будущем.

Именно поэтому очень важно, чтобы родители все-таки понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.

Процесс раннего развития речи

Голосовая активность детей проявляется с самого рождения в виде крика, переходящего в плач, посредством которого ребенок сообщает о том, что он испытывает определенный дискомфорт (голод, холод, жару, боль и т.д.). К третьему месяцу сытый и здоровый малыш проявляет голосовую активность в форме “гуления”, которое является следствием непроизвольно возникающих позиций развивающегося артикуляционного аппарата (мягкого неба, губ, языка, глотки и гортани). С помощью “гуления” младенцы постепенно осваивают интонационную систему языка, подражая интонациям окружающих людей.

Уже к шестому-восьмому месяцу ребенок произносит первые “внятные” звуки (“ма”, “па”, “ба” или “на”) ритмически и многократно повторяя их. В этом же возрасте малыши начинают понимать, о чем говорят взрослые (причем, даже не столько речь, сколько интонации), и реагировать на нее определенными действиями (например, подползать на зов мамы или махать ручкой). Они учатся варьировать свои возгласы и интонации в зависимости от тех чувств, которые его переполняют (радость или недовольство, страх или боль).

Свои первые осмысленные слова ребенок произносит в возрасте 12-14 месяцев. Конечно же, это еще примитивные слова типа “дай”, “ав-ав” или “би-би”, но с их помощью ребенок вполне внятно может объяснить, что он хочет или видит.

Сразу скажем, что такой процесс развития детской речи возможен только при одном условии – взрослые будут не просто кормить, мыть и переодевать ребенка, но и много разговаривать с ним, предоставляя малышу “материал” для подражания. Если к первому году жизни гуление не перейдет в лепет, а затем в слова, родителям стоит проявить беспокойство.

Что делать, если ребенок, по мнению родителей, немного отстает в речевом развитии? Многие родители уверены, что в таком случае необходимо обратиться за помощью к психологу и записать малыша в какой-нибудь развивающий центр. Но чаще всего вполне достаточно уделять ребенку немного больше внимания и заботы. Следуя нашим простейшим рекомендациям, вы не только поможете ребенку стать гармонично развитой личностью, но и сами весело проведете время.

Знакомьте ребенка с окружающим миром

Стимулировать речевую активность и познавательную потребность ребенка необходимо с самого первого дня рождения. Поэтому не нужно пеленать малыша. Пусть его ручки всегда будут свободными, чтобы он мог их изучать и наблюдать за тем, как они двигаются. Постоянно разговаривайте с ребенком, рассказывая ему обо всем, что происходит вокруг. Ведь разговор – это диалог, позволяющий сформировать первые речевые навыки ребенка, даже если они пока проявляются в виде детского лепета, улыбок и жестов.

Всегда разговаривайте с малышом спокойно и ласково, чаще улыбайтесь и старайтесь заинтересовать его своей речью. Поскольку на первых порах для него важны не столько слова, сколько мимика, жесты и интонация, не стесняйтесь проявлять свои эмоции и вести себя немного по-детски. Стремление подражать вам будет способствовать развитию подвижности его губ и языка. Комментируйте каждое свое действие: “Ты проголодался, сейчас мы будем кушать”, “Ты уписался, сейчас мы поменяем подгузник” и т.д.

Предлагайте ребенку разнообразные предметы для изучения: давайте ему в ручки погремушки, мягкие игрушки, ткань разной фактуры и т.д. Описывайте те тактильные ощущения, которые малыш испытывает при соприкосновении с предметом. Описывайте также части тела ребенка, к которым вы прикасаетесь. Например, какие красивые пальчики, замечательные ноготочки, ровные ножки и т.д.

Помните, первичные знания об окружающем мире малыш получает в процессе наблюдения и общения с вами. Постарайтесь не оставлять его надолго в одиночестве, и ни в коем случае не становитесь молчаливой мамой.

Важно! Специалисты рекомендуют разговаривать с детьми “взрослым” языком (то есть, без “сюсюканья” и детского лепета). В противном случае, ваш малыш еще долго не сможет научиться говорить, например, вместо “бибика” машина или правильно выговаривать слова.

Развивайте мелкую моторику рук

Ученые доказали, что речевая зона в коре головного мозга находится в непосредственной близости с проекцией кисти руки. Этот факт позволяет рассматривать руки ребенка как “орган речи”, практически равноценный артикуляционному аппарату. Именно поэтому специалистами в свое время было выдвинуто предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие речевой функции малыша. Таким образом, чтобы научить ребенка говорить, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат и общаться с ним, но и развивать мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики полезно еще и тем, что в процессе разработки детских пальчиков у малыша развивается внимание, воображение, мышление, координация, наблюдательность, двигательная и зрительная память. Кроме того, развитые пальцы помогут малышу впоследствии быстро освоить самостоятельное одевание, прием пищи и другие бытовые и учебные действия.

Наилучшими методами развития мелкой моторики принято считать:

  • массаж рук, а также пальчиковую гимнастику и игры типа “ладушки”, “коза-рогатая” и “сорока-белобока”;
  • фасолевые ванны (ребенок достает мелкие игрушки из миски с фасолью);
  • лепка из самых разных материалов (пластилин, глина, соленое и обычное тесто);
  • мозаика;
  • игры с крупами (например, пересыпать пальчиками фасоль, горох или гречку);
  • игры-шнуровки;
  • игры с бусинами и пуговицами (можно нанизывать бусинки на нитку или выкладывать из пуговиц панно);
  • пазлы;
  • катание по столу ладошкой шариков, ручек, карандашей и т.д.

Читайте вслух сказки

Наполнять жизнь ребенка сказочными героями можно с первых же месяцев его рождения. Во-первых, таким образом ваш малыш сможет познакомиться со словами, которые в обычной жизни вы не используете, а во-вторых, это прекрасная возможность пережить общие эмоции и укрепить внутреннюю взаимосвязь между ребенком и родителями. Кстати, помимо речевого развития, чтение книг в самом раннем возрасте приносит еще одну небольшую, но очень приятную пользу – под чтение малыши засыпают намного быстрее и спят гораздо спокойнее.

Желательно выбирать книги для прочтения основываясь не только на возрастных особенностях ребенка, но и на ваших предпочтениях. Другими словами, из книг, рекомендованных возрастной категории вашего малыша, отдавайте предпочтение тем сказкам, которые нравятся лично вам. Маленький слушатель обязательно почувствует вашу заинтересованность и поймет, что чтение книг может доставлять огромное удовольствие.

Постарайтесь как можно чаще привлекать внимание ребенка к содержанию сказки, например, с помощью изменения интонации. Этим вы не только “оживите” сказочных героев, но и поможете малышу развить свою фантазию и воображение. Желательно также вовлекать ребенка в обсуждение только что прочитанной сказки и сравнение сказочных героев с реальными прототипами (например, после прочтение сказки “Волк и семеро козлят” можно показать малышу картинки с настоящими козой и волком, и предложить ему найти отличия).

Вместо заключения

Как вы уже убедились, развитие речевой активности ребенка не потребует от вас больших материальных затрат и какой-то сверхестественной заботы и внимания. Всего лишь немного терпения, хорошего настроения, творческого подхода и совсем скоро по вашему дому будет бегать разговорчивый, активный, внимательный, развитый и позитивно настроенный карапуз.

Как появляется речь

Это — не врожденная функция. Поэтому если ребенка с рождения не окружают звуки и слова, то он не научится разговаривать. Первым критическим периодом считается возраст от рождения до полутора лет. В этот период формируются связи между нейронами и созревают зоны речи в коре головного мозга. В итоге малыш сначала начинает понимать отдельные слова, интонации, а затем начинает говорить сам.  

Освоение речи — сложный процесс. Для этого нужно не только созревание речевых центров, но и артикуляционного аппарата: языка, мышц и нервов лица. Поэтому у каждого ребенка речь развивается по своему сценарию, который зависит не только от врожденных особенностей, но и от окружающей среды. Она определяет язык, на котором ребенок будет говорить и даже может повлиять на интеллектуальное развитие малыша.  

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий