Анатомо-физиологические особенности детей  дошкольного возраста

Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии — водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее — дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38°С) «сбивать» не следует — она естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).

Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких.

Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. — 35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.

Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти — этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса и мимику, с которыми к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки.

Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами.

Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

Занятия:

От 1 до 3 месяцев. Выкладывать ребенка на живот не только перед кормлением, но и в середине бодрствования, периодически подставлять к стопам ребенка свою ладонь (опора при ползании).

От 3 до б месяцев. Разговаривать с ним, вызывая ответный лепет. Часто и на более долгое время класть ребенка на стол или в манеж на живот, стимулируя ползание, протягивать ему игрушки. Показывая их сбоку, добиваться переворачивания. В этом возрасте ни в коем случае не следует ни ставить, ни сажать ребенка.

Из рекомендуемых игрушек функциональны кольца, удобные для захватывания.

От 6 до 12 месяцев. Вызывать подражание произносимым слогам и простым словам. Называть окружающих людей, предметы, действия. Учить выполнять некоторые движения и действия по слову взрослого, подкрепляя его показом. Побуждать к ползанию, вставанию, ходьбе с опорой, а позднее и без нее. Для обогащения ребенка впечатлениями и развития его речи показывать животных, заводные игрушки, а с 10 мес. и картинки. Игрушки не подвешивать, а класть в манеж, в кроватку, на пол. Совершать элементарные приемы с предметами, наглядные для подражания.

Рекомендуемые игрушки: многокрасочные, звучащие, мячи, легко открывающиеся коробочки, складные матрешки, небольшие пирамидки.

Курс повышения квалификации. Цель: Формирование и развитие профессиональных компетенций специалистов в области сестринского дела.  В программе рассматриваются особенности периода грудного возраста, нейро- и психофизиологические особенности функционирования нервной системы ребенка и т.д.

Программа предназначена для:

image

Сотрудников и руководителей структурных подразделений медицинских организаций. Педагогов и преподавателей медицинских образовательных организаций. Студентов, магистрантов и аспирантов медицинских  образовательных организаций.

Программа разработана в соответствии с:

imageФедеральными государственными образовательными стандартами. Профессиональными стандартами. Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

Форма обучения

Заочная с применением дистанционных образовательных технологий (дистанционная). На курсе доступны: лекции, презентации, практические задания, итоговые тестирования.

Продолжительность обучения

от 1 недели, в зависимости от выбора количества часов обучения, а так же времени прохождения слушателем учебного материала и итогового тестирования.

Учебный план

Скачать учебно-тематический план на 144 часа

Программа доступна в объеме: 16, 32, 72, 144 часа. По согласованию с ОЦ “НауТех” возможно уменьшение или увеличение количества обучаемых часов.

Выдаваемый документ

Удостоверение о повышении квалификации

Сертификат специалиста

Правила приема и условия для зачисления

Правила приема на обучение и зачисление

Перечень документов для зачисления на повышение квалификации

Обязательное условие для поступающих: Наличие среднего профессионального или высшего образования

Стоимость обучения

от 3 000 руб., в зависимости от выбора количества часов обучения.

Расписание занятий и зачисление

Зачисление на обучение проводится ежедневно. Слушатель самостоятельно определяет период и время прохождения обучения и сдачи итогового теста.

Вы можете начать обучение в любой день или прямо сейчас, перейдя по ссылке ниже.

Анатомо-физиологические особенности детей  дошкольного возраста

Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.

Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни (в возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.

Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2,5 кг, за 7-й около 3,5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте.

В дошкольном возрасте формируются базовые двигательные уме­ния и навыки, создается фундамент двигательной деятельности.

В младшем дошкольном возрасте движения еще несовершенные, неточные, сознательное управление движениями ограниченно, изгибы позвоночника, сводов стоп маловыраженны, вестибуляр­ный аппарат развит недостаточно, центр тяжести расположен высоко, мышцы ног слабые, поэтому часты падения. Двигатель­ная реакция замедленна, мышцы-разгибатели развиты недоста­точно. Малыши быстро утомляются. Движения дети выполняют схематично, несогласованно, ча­сто замедленно.

На 3-м и 4-м году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка, развивается произвольность управления движени­ями. К 3 годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом воз­расте дети способны последовательно выполнять несколько дви­гательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В 4-летнем возрасте малыши достаточно хорошо сохраняют равновесие, спус­каются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.

В среднем дошкольном возрасте движения ребенка разнообраз­нее, так как расширяются возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобретает прочность в связи с активным про­цессом окостенения: начинается сращение костей таза, изгибы позвоночника шейного и грудного отделов вполне отчетливы и определенны. Ребенок гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Под руководством взрослых дети могут дать элементар­ный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Более устойчивыми становятся внимание, двига­тельная память, мышление, воображение. Дети лучше ориентиру­ются в пространстве, согласовывают свои движения с движения­ми товарищей. На 5-м году жизни в силу наступающей морфо-функциональной зрелости центров головного мозга, регулирую­щих крупные группы мышц, движения становятся точнее и энер­гичнее, формируются способность удерживать исходное положе­ние, сохранять направление, амплитуду и темп движений, уме­ние участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит от совместных действий.

В старшем дошкольном возрасте позвоночник еще недостаточ­но сформирован, поэтому надо следить за осанкой детей. На 6-м и 7 м году жизни происходит качественный скачок в развитии дви­жений, появляются выразительность, плавность и точность, осо­бенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети луч­ше осваивают ритм движения, точнее оценивают пространственное располо­жение частей тела, предметов. Ребята начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании не только его основные элементы, но и детали, начинают изучать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по ше­сту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание.

Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.

Сензитивные периоды развития психофизических качеств:

В 3-4 годабыстрота, выносливость, мышечная сила;

В 4-5годабыстрота, выносливость, гибкость;

В 5-6 лет — скоростно-силовые качества и выносливость;

В 7 лет — ловкость и выносливость.

Новорожденный ребёнок существенно отличается от взрослого человека не только основными антропометрическими параметрами (ростом и весом), но и имеет целый ряд особенностей строения и функционирования различных систем организма.

Главной особенностью новорожденного является его способность к интенсивному росту и развитию, что сопровождается на органном уровне морфологическим и функциональным совершенствованием. Одновременно происходит созревание центральной нервной системы.

Центральная нервная система

На момент рождения кора головного мозга ещё незрелая, относительно большой головной мозг ни морфологически, ни функционально ещё не сформировался. Рецепторная система новорожденного также подлежит созреванию.

Спинной мозг к моменту рождения уже практически полностью сформирован, что проявляется целым рядом врождённых рефлексов у малыша.

Кожа и её производные

Кожные покровы новорожденного отличаются ярко-красным цветом и наличием первородной смазки, которая выполняет защитную функцию и является продуктом деятельности сальных желез. Через несколько дней покраснение кожи (физиологическая эритема) исчезает.

Потовые железы у новорожденного недоразвиты. Особенностью волоса новорожденного является его мягкость, поскольку на данном этапе в нём ещё не окончательно сформировался стержень.

Подкожная жировая клетчатка новорожденного характеризуется наличием отложений так называемого бурого жира, который используется для более эффективной терморегуляции.

Кроме морфологических особенностей, кожа новорожденного отличается от кожи взрослого и функционально. Прежде всего, высока роль кожных покровов в дыхании ребёнка первых дней жизни. Поэтому недопустимо наносить на кожу избыточное количество непроницаемых для воздуха и воды веществ.

Кроме того, функциональной особенностью кожи новорожденного является её высокая способность к регенерации (восстановлению).

Мышечная система

Мышцы новорожденного развиты недостаточно: их масса составляет лишь четверть от всего веса, в то время как у взрослого этот показатель достигает 45%. Мышечные волокна новорожденного намного тоньше, чем у взрослых, а их тонус и сила, соответственно, слабее.

Костная система

На клеточном уровне костная система новорожденного отличается высоким содержанием воды при низком уровне минеральных веществ. Ребёнок первых дней жизни имеет эластичные, гибкие, более мягкие кости, чем взрослый.

К моменту рождения процессы оссификации завершаются не во всех костях скелета.

Голова новорожденного равна одной четвёртой от общей длины его тела, а кости черепа подвижны. В месте схождения лобной кости и двух теменных прощупывается ромбовидный большой родничок, нормальные размеры которого 2,5 на 2,5 см.

Позвоночный столб новорожденного представлен хрящевой тканью.

Грудная клетка имеет форму усечённого конуса. Рёбра размещаются горизонтально, образуя с позвоночником прямой угол, что в определённой степени ограничивает её подвижность в акте дыхания.

Дыхательная система

Рассматривая дыхательную систему новорожденного, следует отметить, что его нос характеризуется узкими носовыми ходами, а слизистая носа тонкая и хорошо снабжена сосудами.

Носоглотка тоже достаточно узкая, а носовые пазухи ещё в зачаточном состоянии. Хрящи гортани мягкие, а тонкая слизистая изобилует кровеносными сосудами.

Лёгкие новорожденного довольно большие, полностью заполняют грудную полость, а рёбра недостаточно твёрдые. Оптимальный газообмен возможен только при условии частых дыхательных движений — до 60 в минуту.

Пищеварительная система

Пищеварительная система новорожденного характеризуется функциональной несостоятельностью. Именно поэтому идеальным продуктом признано женское молоко, позволяющее обеспечить организм ребёнка необходимым количеством питательных веществ.

Новорожденному присущи сосательный и глотательный рефлексы. Слюнные железы ещё функционально не зрелые.

Желудок располагается горизонтально, а кардия (верхний сфинктер) закрывается недостаточно плотно, что является основной причиной срыгивания новорожденных.

У новорожденного объём желудка не превышает 150 мл. Соляная кислота и пищеварительные ферменты образовываются в небольших количествах.

Поджелудочная железа в полном объёме выполняет свои функции. Печень относительно большая, хотя желчи вырабатывает немного. Петли кишечника у новорожденного отличаются относительно большей длиной, чем у взрослого.

Сердечно-сосудистая система и кровь

Сердечно-сосудистая система новорожденного также имеет свои особенности. Сердце имеет тонкие стенки. Оно расположено горизонтально из-за высоко стоящей диафрагмы.

Желудочки сердца новорожденного достаточно большие, а просветы крупных сосудов широкие. Стенки желудочков имеют одинаковую толщину.

У новорожденных ещё некоторое время сохраняется так называемая эмбриокардия, когда продолжительность систолы (сокращения) и диастолы (расслабления) сердца практически равны. Частота сердечных сокращений 140-150 ударов в минуту или 4 ударных волны на одно дыхательное движение.

Артериальное давление новорожденного низкое, что определяется относительно широким просветом сосудов. На килограмм веса ребёнка приходится в среднем 100 г крови.

В крови у новорожденных отмечается повышенное количество лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина вследствие потери жидкости. У эритроцитов могут определяться остатки ядра, чего не бывает у взрослого человека.

Выделительная система

Почки новорожденного характеризуются дольчатой структурой. Лоханки развиты, а мочеточники перегнуты.

Мочевой пузырь ребёнка первых дней жизни способен вместить до 50 мл мочи. Поэтому мочеиспускание отмечается около 16 раз в сутки. В моче новорожденного определяется белок (физиологическая альбуминурия).

Половая система

У мальчиков внутренние половые органы — яички — располагаются в мошонке, отмечается физиологический фимоз.

У девочек яичники полностью развиты, половые губы сомкнуты.

Выброс большого количества материнских гормонов в родах может привести к проявлению полового криза, который проявляется у обоих полов на 2-3 сутки нагрубанием молочных желез.

Органы чувств

Что касается органов чувств, то новорожденный способен воспринимать только громкие звуки. Его наружный слуховой проход узкий.

Выраженная кривизна хрусталика новорожденного делает его дальнозорким, его аккомодация (наведение на чёткое зрение) несовершенна. У новорожденных слёзы не вырабатываются.

Обоняние плохо развито. Буквально с первых дней новорожденный способен различать основные вкусовые характеристики пищи.

Тактильная чувствительность особенно выражена на коже подошв, ладоней и лица.

Ещё статьи из раздела

В последние пару недель, в связи с началом обязательной вакцинации и вводом QR-кодов о вакцинации, широкое распространение получило относительно новое понятие «медотвод от вакцинации». Рассмотрим что это такое, кому положен медотвод от вакцинации и как его оформить

17:55, Москва, Медотвод от вакцинации — это специальная медицинская справка, которая даёт её обладателю право не делать прививку от коронавируса, даже при необходимости обязательной вакцинации, на законных основаниях — по медицинским показаниям.

Медотвод даёт своему обладателю право не предоставлять, если это требуется, сертификат о вакцинации или соответствующий QR-код, а также даёт право, даже в случае, если человек обязан сделать прививку в рамках обязательной вакцинации для определённых категорий, не делать её. Во всех таких случаях, гражданин и предоставляет справку о медотводе от прививки, вместо установленных требований и документов.

Хронические заболевания

Вопреки расхожему мнению, далеко не все хронические заболевания являются показаниями к медотводу от прививки. Более того, стандартные хронические заболевания, являются скорее показаниями к прививке. Как всем известно, и это абсолютно точно, при заболевании коронавирусом, он сильно обостряет хронические заболевания человека. Кроме того, люди, заболевшие ковидом, умирают не от самого ковида как такового, а от его последствий, которые и возникают часто из-за обострений хронических заболеваний при коронавирусе.

Также надо учитывать и то, что людей абсолютно здоровых, абсолютно без хронических заболеваний, найти очень сложно. Если бы все хронические заболевания были бы основанием для медотвода от прививки, то массовой вакцинации просто не могло бы быть чисто физически. Поэтому, вопреки массовому заблуждению, которое распространяют сейчас антипрививочники, хронические заболевания, сами по себе как таковые, основанием для медотвода — не являются. Основанием для этого являются только некоторые из них и при определённых условиях, о чём делает заключение только врач.

Основанием для медотвода могут являться только те хронические заболевания, которые находятся в данный момент в стадии обострения, в своей активной фазе. В этом случае, конечно, прививку не делают и это является основанием для временного медотвода, который устанавливает врач.

Существуют также и различные редкие хронические заболевания, тяжёлые, врождённые, генетические и т.д. По многим таким заболеваниям медотвод может быть оформлен на постоянной основе, но решение об этом принимает специалист — лечащий врач или профильный специалист.

Кто точно имеет право на медотвод

Как рассказали изданию Tochka Zрения на горячей линии Минздрава по вакцинации, основанием для получения медотвода, точно является аллергия на любые компоненты вакцины. При наличии различных аллергий, аллергии на медицинские препараты и компоненты, людям с серьёзными аллергиями, может быть предоставлен медотвод. Для этого, как и в случае с хроническими заболеваниями, необходимо обращаться к лечащему врачу или специалисту в данной области, который и принимает решение о таком отводе. В данном случае, медотвод будет постоянным.

Так же, как пояснили нам на горячей линии Минздрава, временный медотвод положен переболевшим коронавирусом, если с момента болезни прошло менее шести месяцев. При наличии перенесённого заболевания, у гражданина на руках остаётся выписка, с которой он обращается к своему врачу и получает временный медотвод. Данный медотвод будет действовать только в течение полугода после перенесённого заболевания, затем прививку прийдётся всё-таки сделать.

Кроме того, если человек перенёс заболевание в лёгкой форме, не лежал в стационаре и не имеет выписки о перенесённом заболевании, а коронавирусом он всё же болел, он также имеет право на получение медотвода от прививки в течение полугода с момента болезни. Для получения медотвода в таком случае, необходимы анализы на установление количества антител. Как пояснили нам на горячей линии, на получение медотвода в таком случае, непосредственное влияние оказывает сам уровень антител, их определённое количество. Точное количество этих антител, дающих право на медотвод, нам не назвали, но сообщили, что более подробно об этом, опять же, расскажет лечащий врач.

Где и как оформить медотвод от вакцинации

Как заверили нас на горячей линии Минздрава по коронавирусу, за оформлением медотвода гражданин может обратиться в любую поликлинику по месту своего жительства или, если он прикреплён к определённой поликлинике, то в эту поликлинику. Также гражданин может обратиться и непосредственно к своему лечащему врачу, если он наблюдается по хроническим заболеваниям и т.д.

В любом случае решение о таком медотводе от вакцинации принимается исключительно специалистом во всех случаях, о чём и выдаётся соответсвующая справка.

фото: архив, текст: Александр Точка Издание Tochka Zрения Рекламодателям — реклама в TZ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий