Развитие ребенка в 9 месяцев жизни: что должен уметь

Рост и вес ребенка являются основными показателями его физического развития. Именно поэтому сразу после рождения малыша обязательно измеряют массу его тела и длину туловища и продолжают ежедневно взвешиваться в одно и то же время вплоть до выписки из роддома.

Существует множество факторов, влияющих на физическое развитие ребенка, например:

  • наследственность (не стоит ожидать у невысоких родителей сына-баскетболиста)
  • питание (ни для кого не секрет, что при дефиците питательных веществ, витаминов и минералов замедляется рост и развитие ребенка)
  • физические нагрузки (например занятия теннисом, волейболом, баскетболом способствуют увеличению роста)
  • здоровье ребенка (дети, имеющие хронические заболевания зачастую отстают в физическом развитии от своих сверстников)
  • психологическая ситуация в семье, в школе, недостаток сна и т.д.

Как понять, что является нормой?

Всероссийской организацией здравоохранения рекомендованы специальные таблицы соответствия роста и веса детей, или как их называют, центильные таблицы. При каждом осмотре педиатр измеряет рост и вес ребенка, сравнивает полученные значения с нормативными показателями. Такие таблицы позволяют выявить явные патологии, для более точного анализа врач рассчитывает дополнительные показатели по специальным формулам.

Таблица веса и роста грудного ребенка по месяцам (до 1 года)

В таблице представлены усредненные значения роста и веса грудных детей (возрастом до 1 года) по месяцам для мальчиков и девочек.

Возраст Девочки Мальчики
Вес, кг Рост, см Вес, кг Рост, кг
Новорожденные 3,33 ± 0,44 49,50 ± 1,63 3,53 ± 0,45 50,43 ± 1,89
1 месяц 4,15 ± 0,54 53,51 ± 2,13 4,32 ± 0,64 54,53 ± 2,32
2 месяца 5,01 ± 0,56 56,95 ± 2,18 5,29 ± 0,76 57,71 ± 2,48
3 месяца 6,07 ± 0,58 60,25 ± 2,09 6,26 ± 0,72 61,30 ± 2,41
4 месяца 6,55 ± 0,79 62,15 ± 2,49 6,87 ± 0,74 63,79 ± 2,68
5 месяцев 7,38 ± 0,96 63,98 ± 2,49 7,82 ± 0,80 66,92 ± 1,99
6 месяцев 7,97 ± 0,92 66,60 ± 2,44 8,77 ± 0,78 67,95 ± 2,21
7 месяцев 8,25 ± 0,95 67,44 ± 2,64 8,92 ± 1,11 69,56 ± 2,61
8 месяцев 8,35 ± 1,10 69,84 ± 2,07 9,46 ± 0,98 71,17 ± 2,24
9 месяцев 9,28 ± 1,01 70,69 ± 2,21 9,89 ± 1,18 72,84 ± 2,71
10 месяцев 9,52 ± 1,35 72,11 ± 2,86 10,35 ± 1,12 73,91 ± 2,65
11 месяцев 9,80 ± 0,80 73,60 ± 2,73 10,47 ± 0,98 74,90 ± 2,55
12 месяцев 10,04 ± 1,16 74,78 ± 2,54 10,66 ± 1,21 75,78 ± 2,79

Таблица веса и роста ребенка по годам (от 1 до 18 лет)

В таблице представлены усредненные значения роста и веса ребенка по годам в возрасте от 1 до 18 лет для мальчиков и девочек.

Возраст Девочки Мальчики
Вес, кг Рост, см Вес, кг Рост, кг
1 год 3 месяца 10,52 ± 1,27 76,97 ± 3,00 11,40 ± 1,30 79,45 ± 3,56
1 год 6 месяцев 11,40 ± 1,12 80,80 ± 2,98 11,80 ± 1,18 81,73 ± 3,34
1 год 9 месяцев 12,27 ± 1,37 83,75 ± 3,57 12,67 ± 1,41 84,51 ± 2,85
2 года 12,63 ± 1,76 86,13 ± 3,87 13,04 ± 1,23 88,27 ± 3,70
2 года 6 месяцев 13,93 ± 1,60 91,20 ± 4,28 13,96 ± 1,27 81,85 ± 3,78
3 года 14,85 ± 1,53 97,27 ± 3,78 14,95 ± 1,68 95,72 ± 3,68
4 года 16,02 ± 2,30 100,56 ± 5,76 17,14 ± 2,18 102,44 ± 4,74
5 лет 18,48 ± 2,44 109,00 ± 4,72 19,70 ± 3,02 110,40 ± 5,14
6 лет 21,34 ± 3,14 115,70 ± 4,32 21,9 ± 3,20 115,98 ± 5,51
7 лет 24,66 ± 4,08 123,60 ± 5,50 24,92 ± 4,44 123,88 ± 5,40
8 лет 27,48 ± 4,92 129,00 ± 5,48 27,86 ± 4,72 129,74 ± 5,70
9 лет 31,02 ± 5,92 136,96 ± 6,10 30,60 ± 5,86 134,64 ± 6,12
10 лет 34,32 ± 6,40 140,30 ± 6,30 33,76 ± 5,26 140,33 ± 5,60
11 лет 37,40 ± 7,06 144,58 ± 7,08 35,44 ± 6,64 143,38 ± 5,72
12 лет 44,05 ± 7,48 152,81 ± 7,01 41,25 ± 7,40 150,05 ± 6,40
13 лет 48,70 ± 9,16 156,85 ± 6,20 45,85 ± 8,26 156,65 ± 8,00
14 лет 51,32 ± 7,30 160,86 ± 6,36 51,18 ± 7,34 162,62 ± 7,34
15 лет 56,65 ± 9,85 161,80 ± 7,40 56,50 ± 13,50 168,10 ± 9,50
16 лет 58,00 ± 9,60 162,70 ± 7,50 62,40 ± 14,10 172,60 ± 9,40
17 лет 58,60 ± 9,40 163,10 ± 7,30 67,35 ± 12,75 176,30 ± 9,70

Отклонения веса или роста от табличных значений

Не нужно при минимальном расхождении с указанными значениями в таблице, паниковать, и вот почему:

  1. Прежде всего, таблицы роста и веса ребёнка содержат эталонные показатели, то каким в идеале должен быть вес и рост ребёнка, без учёта множества других факторов. Иногда родители недоношенных малышей ошибочно используют для сравнения стандартную таблицу, в то время как для оценки развития детей, рожденных раньше срока, существуют специальные таблицы.
  2. Темп роста и набора веса для каждого ребенка уникален. В первый год жизни детки развиваются скачками. Например, в период введения прикорма вес малыша может не дотягивать до “нормы” из-за адаптации к новому виду пищи, а не из-за патологии.

Это не означает, что отклонения от нормы нужно игнорировать, но лучше расценивать их как повод обратить внимание и проконсультироваться со специалистом с целью выявить возможные проблемы со здоровьем, либо убедиться, что их нет.

С чем могут быть связаны явные отклонения от нормы?

Ранее речь шла о незначительных отклонениях от нормы и о том, что не нужно пугаться, если ваш ребенок растет и набирает вес не строго по таблице. Но что делать, если значения существенного вышли за границы допустимых параметров, либо находятся на стыке нормы и патологии?

Причины возможных отклонений можно разделить на две группы::

1. Неэндокринные:

  • Конституциональная задержка роста. Или по-другому, синдром позднего пубертата. Один из вариантов нормы, когда пубертатный скачок наступает позже, чем у остальных детей.
  • Семейная низкорослость. Имеет наследственную предрасположенность, в семье таких детей имеются родственники с низким ростом. Задержка роста проявляется с раннего детства.
  • Недоношенность, внутриутробные и послеродовые травмы.
  • Генетические синдромы. Как правило, имеют множество клинических проявлений, одним из которых является отставание в росте.
  • Хронические заболевания сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем, желудочно-кишечного тракта, а также анемия.
  • Голодание.
  • Прием некоторых лекарственных препаратов.

2. Эндокринные:

  • Недостаточность гормона роста. Биологически активного вещества, который является главным регулятором процесса роста после 2 лет.
  • Недостаток гормонов щитовидной железы. Чаще врожденного характера, клинически характеризуется задержкой физического и интеллектуального развития с рождения.
  • Сахарный диабет 1 типа. Заболевание, при котором вследствие дефицита инсулина нарушено поступление глюкозы в клетки организма, т.н. «голодание» клеток, в итоге темпы роста замедляются.
  • Болезнь (или синдром) Иценко-Кушинга. ри этом повышена продукция гормонов коры надпочечников — глюкокортикоидов, которые в больших дозах приводят нарушению секреции гормона роста.
  • Рахит. Недостаток витамина Д приводит к разрушению костей и деформациям скелета, что в свою очередь проявляется в том числе и уменьшением роста.
  • Другие редкие нарушения эндокринной системы.

Как видите, причин достаточно много.

При задержке роста ребенка родители должны обратиться к врачу для выявления причин низкорослости и своевременной ее коррекции.

К какому специалисту стоит обратиться? Для начала, следует записаться к педиатру. Также в большинстве случаев требуется консультация детского эндокринолога.

Помните, что для нормального роста ребенка необходимо полноценное, сбалансированное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, а также дозированные физические нагрузки.

В 19 месяцев ребенок окончательно превращается в настоящую личность со своими характером, темпераментом и желаниями. Он может отказываться делать то, что просят родители, и настоятельно требовать выполнения своих потребностей. Кроха становится активным. Иногда, даже слишком. Он не может остановиться в познания мира. За этим очень интересно наблюдать. Но иногда такое поведение может привести к травмам. И тут родителям надо быть начеку.

Малыш уже очень многое умеет и хочет делать все сам, без помощи родителей. Но у него не всегда это получается. Именно поэтому ему нужны родители, которые помогут закрепить уже приобретенные навыки и научиться новым. Для развития ребенка в 1 год и 7 месяцев надо использовать его любимое занятие – подражание. Благодаря ему можно постепенно приучить кроху к помощи в бытовых делах, хорошим манерам и правильной речи. Кроме этого, надо предлагать карапузу и подвижные игры, поскольку он очень активен и постоянно хочет узнавать что-то новое.

Развитие ребенка в год и 7 месяцев

У ребенка в год и 7 месяцев уже есть много навыков и умений.  Но ему предстоит научиться еще больше. У малыша уже проявляется характер и темперамент. Он становится более самостоятельным и хочет делать все без родительской помощи. В год и семь месяцев дети очень активные. Они постоянно бегают и резвятся. При этом часто их трудно уложить поспать. Им слишком интересно то, что происходит вокруг. А сидение в кресле становится для них невыносимым, хотя самостоятельно выходить целый день они пока не могут.

image

При этом у них появляются новые знания. Они точно знают, что некоторые вещи в доме трогать нельзя, но не всегда слушаются. Детки становятся ревнивыми и очень протестуют против появления у родителей на руках какого-то другого малыша.  А когда мама уходит, они впадают в отчаяние и плачут.

В основе развития ребенка в 19 месяцев лежит подражание. Крохи в этом возрасте постоянно копируют взрослых и пытаются быть как они. Это баловство и стоит использовать для того, чтобы развивать новые умения малыша. К примеру, можно его попросить помочь со складыванием игрушек или сортировкой носков. К отличным детским развивающим играм в этом возрасте относятся мозаика и конструктор. Крохе очень нравится находить и соединять разные детали.

Не забывайте, что для полноценного развития малышу надо придерживаться четкого распорядка дня, который включает в себя еду, сон, прогулки, игры и обязательно развивающие упражнения. Питание крохи надо тщательно продумывать, поскольку оно должно быть сбалансированным. В основе рациона – белки животного происхождения.

Ребенок начинает формировать предпочтения в еде и уже знает, что ему нравится, а что нет. Корректировать рацион надо в соответствии с предпочтениями малыша.

Физическое

Физические показатели детей в год и 7 месяцев в среднем такие: девочки весят 11,2 кг при росте 81 см, мальчики – 11,5 при росте 84 см. Но у некоторых детей данные могут быть другими и это тоже нормально. Дети в этом возрасте очень активны, постоянно резвятся, бегают и балуются. В то же время они становятся самостоятельнее. Им уже не требуется помощь в доставании игрушки со стола.

image

Карапузы становятся осторожнее, и снижается риск того, что стягивая игрушку с высокой поверхности, они опрокинут и рядом стоящие вещи. Координация малышей становится намного лучше. Дети умеют строить башни из кубиков и не рушить их.  Крохе удается довольно хорошо ходить и танцевать. Правда, бегать он продолжает с широко расставленными коленями, невысоко поднимая ноги.

Умственное

У детей начинает развиваться абстрактное мышление. Они умеют и любят притворяться и воображать что-то. Карапуз уже осознает абсурдность некоторых ситуаций, замечает противоречия и может рассмеяться из-за них. К примеру, если ногу назвать рукой, он поймет, что это шутка.

Он очень активно учится и повторяет различные эксперименты. Это даже не всегда может быть игра. Малыш пристально и сосредоточено наблюдает за родителями и имитирует их поведение. У детей в этом возрасте хорошо работает память: он легко запоминает стишки и песенки. Ему достаточно для этого нескольких повторений.

Социальное

Ребенок в 1,7 любит компании. Ему просто необходимо общаться со своими сверстниками. И хотя он все еще нуждается в постоянном контакте с родителями, больше интереса он проявляет к игре с другими карапузами. Иногда дети в этом возрасте могут проявлять агрессию, гнев и недовольство.

Не удивляйтесь, если ваш ребенок дерется, кусается или кричит – это все в пределах нормы. Он просто не умеет по-другому показывать свое негодование и не имеет самоконтроля.

Не поощряйте такое поведение или даже просто не обращайте на него внимания, пока кроха не успокоится. Хотя объяснить малышу, что так делать нельзя, все же нужно. Но не кричите на него, всегда можно поговорить с карапузом спокойно.

Речь

В 1,7 малыш уже много говорит. Хотя и не всегда понятно. Он умеет конструировать простые фразы из двух-трех слов. Больше общайтесь с чадом. Даже если он занят чем-то другим.

Все сказанное вами отложится у него в подсознании и сформирует пассивный словарный запас. Дети понимают просьбы взрослых и знают слова-запреты. Хотя не всегда на них реагируют.

Психика ребенка в 19 месяцев

Дети в этом возрасте уже имеют и осознают свои потребности, желания и запросы. Они превращаются в полноценного человека. Если кроха что-то захочет, он непременно начнет требовать это. Однако родители не всегда способны понять, чего хочет их чадо, поэтому могут возникнуть проблемы.

Родителям надо научиться интуитивно понимать кроху и устранять то, что может его тревожить. Будьте готовы к тому, что на ваши замечания малыш ответит агрессией или гневом. Часто в 19 месяцев дети боятся темноты и пугаются непонятных звуков и шорохов.

Что умеет делать

Карапуз продолжает активно развиваться и приобретать новые навыки. При этом у каждого малыша набор умений разный и зависит от того, что больше развивали родители до этого. При этом все же существует определенный набор навыков, без которых в 1,7 карапуз просто не может.

Вот небольшой перечень того, что должен уметь ребенок в этом возрасте:

  • называть свое имя;
  • узнавать себя в зеркале;
  • понимать, когда ему разрешают, а когда запрещают;
  • ходить без помощи, и даже бегать, дети в этом возрасте могут при надобности подниматься по лестнице;
  • переступать препятствия;
  • пытаться одеваться;
  • помогать в некоторых бытовых делах.

Игры и игрушки для этого возраста

Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом малыша. Ему будут не интересны слишком детские игрушки, но и с теми, которые предназначены для малышей постарше, он еще не сможет справиться. Лучшая игра для детей этого возраста – подражание. Он как никогда активно копирует действия и манеру поведения своих родителей. Воспользуйтесь этим и превратите подражание в игру. К примеру, попросите помочь убрать носки или рассортировать их по цветам.

Предложите малышу поиграться с мозаикой, пазлами или конструктором. Ему надо будет подбирать и складывать детали по размеру и цвету. Кроха будет в восторге от этого занятия. Также стоит использовать развивающие наборы.

Не забывайте про подвижные игры. Побегайте с карапузом во время прогулки или поиграйте с ним в прятки. Физические нагрузки помогут вашему чаду тренировать мышцы и совершенствовать уже приобретенные умения.

Питание

Кушать малыш должен 4 раза в день. При этом в его рационе должно быть разнообразие каш, супов, овощей, фруктов, рыбы, мяса и кисломолочной продукции. Можно давать крохе сладости. Но не много. А вот жареные блюда в рацион ребенка включать нельзя.

Инфографика питательных продуктов

Перетирание супов и овощей уже не требуется. Благодаря новым зубам малыш с легкостью управится с тушеной и вареной пищей. И салат можно натирать на крупной терке, а не на мелкой, как раньше.

Примерное меню

Рацион лучше формировать исходя из того, что любит и не любит ваше чадо. Но можно воспользоваться примерным меню для малыша в год и семь месяцев.

Завтрак: каша, творог, хлеб с маслом и чай.

Обед: салат из свежих овощей, овощной или мясной суп, второе с гарниром, хлеб и морс.

Полдник: кефир, немного фруктов и печенье.

Ужин: мясное блюдо, гарнир, фруктовое пюре, хлеб и молоко.

Что делать, если у ребенка плохой аппетит

Если малыш плохо кушает, измените его рацион. Может, ему не нравятся продукты, которые вы ему предлагаете. Ведь у детей в этом возрасте уже имеются свои предпочтения в еде: некоторые блюда он любит, а к другим отказывается даже притрагиваться.

Составляя рацион малышу, помните, что основу его питания должны составлять белки животного происхождения.

Сон и режим дня

Кроха должен жить по режиму. Его должны составлять взрослые, но с учетом особенностей своего чада. В распорядке надо по часам распланировать каждое действие малыша. Вы должны выделить время для еды, сна, игр, развивающих занятий, прогулок и гигиенических процедур.

Спать малыш должен ночью от 10 до 11 часов беспробудным сном. Днем укладывайте кроху один раз на несколько часов. Делайте это, даже если карапуз утверждает, что не устал. Пускай хотя бы просто полежит.

Инфографика режима дня

Несколько дней без дневного сна — и малыш станет капризным, нервным и агрессивным. Если ребенок плохо спит ночью, то попробуйте позже его укладывать или обеспечивайте больше активности на свежем воздухе.

Безопасность

Малыш в 19 месяцев очень активно ходит и бегает, поэтому возрастает риск получения травм. К тому же ребенок уже может ходить по лестнице и забираться в различные места. Он просто не может оценить, какая опасность может его поджидать, а значит, не может от нее обезопасится. Постоянно присматривайте за крохой и при надобности страхуйте от травм.

Будьте осторожны и в ванной комнате во время купания. Лучше повытаскивать все электроприборы из розеток. И не допускайте малыша с такими предметами к ванной. На кухне рекомендуют всю горячую посуду ставить ручками назад, чтобы карапуз не схватился за них. Ничего, что может ударить, поранить или разбиться, нельзя ставить на краю стола. Также ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка самим возле воды.

Чему нужно научить ребенка

В 1 год и 7 месяцев стоит начать постепенно приучать малыша к горшку. Нельзя делать этого насильно. Все должно проходить в форме игры. Объясните ему, зачем надо уметь это делать, познакомьте с унитазом.

Приучайте ребенка следить за собой: умываться, мыть руки и чистить зубы. Научите кроху играм, в которые он может играть с другими детьми. Помогайте малышу совершенствовать свой словарный запас, постоянно общаясь с ним. Постоянно называйте ему разные цвета и указывайте на них. Учите его помогать вам в быту.

Несколько советов для родителей

Постоянно занимайтесь своим малышом. Не думайте, что, если он самостоятельно может играться игрушками, то можно пустить его развитие на самотек. Не кричите и не бейте ребенка. Но наказывайте его за ошибки: оставьте на какое-то время без игрушек или запретите смотреть любимый мультик. Как правило, дети очень быстро понимают правила поведения и в следующий раз надо просто напомнить им последствия их поведения. Однако им нужна и похвала за хорошее поведение.

Просите малыша о помощи. Во-первых, ему это понравится, а во-вторых, это приучит его помогать.

Давайте карапузу возможность проявлять самостоятельность и разрешайте ему больше ходить. Не запрещайте своему чаду копаться в листьях или песке. Поощряйте проявления симпатии чада к другим людям. Пускай он им машет, улыбается, говорит с ними.

Уход за малышом

Чем старше становится карапуз, тем легче за ним ухаживать. В 1,7 малыш меньше ходит в штаны, а некоторые даже довольно хорошо умеют пользоваться горшком. Утром и вечером карапуза надо умыть, почистить ему зубы. В этом возрасте следует закалять кроху.

Гуляйте с ним больше на свежем воздухе, выводите на солнце, обтирайте водой и обливайте. Не забывайте и про гимнастику. Пускай карапуз повторяет за вами элементарные физические упражнения: повороты в стороны, махи руками, прыжки и броски мяча в цель.

Реклама Статья дня

Как играют дети 1 год 9 месяцев? Игровые действия в основном отобразительные:

  • Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает).
  • Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в возрасте 1 год 9 месяцев

  • Поведение спокойное, уравновешенное.
  • Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
  • Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
  • Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.
  • При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения.
  • Скучает при расставании с мамой.
  • Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.
  • Напряжен в незнакомой обстановке.
  • Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
  • Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными «высказываниями», мимикой.
  • Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
  • Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.
  • Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
  • Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
  • Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.

Нормы речевого развития детей в 1 год 9 месяцев

Понимание речи:

  1. Понимает несложный сюжет на картинке. Отвечает на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?».
  2. Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.).
  3. Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.

Активная речь: Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх). Называет словом свои или чьи-то действия. Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.

В возрасте 1 год 9 месяцев у ребенка особенно активно развивается речь: накапливаются слова, ребенок может произнести почти любое слово (по-своему), к концу этого периода появляются настоящие предложения, фразовая речь. Реклама

Бытовые навыки ребенка 1 год 9 месяцев

  1. Самостоятельно ест любую пищу. Ест с хлебом.
  2. Ест только из своей тарелки.
  3. Самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь.
  4. Частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки).
  5. Обращает внимание на грязное лицо, руки.
  6. Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).
  7. Проявляет желание многое делать самостоятельно.
  8. Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.

Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны «Развитие ребенка раннего возраста» издательства «Линка-Пресс».

При простудах у детей часто отмечаются общее недомогание и лихорадка. Родителям не стоит пугаться высоких цифр на градуснике. В статье пойдет речь о том, какую температуру следует сбивать у ребенка, чем можно ее снижать, какие лекарства актуальны для самых маленьких пациентов.

Причины повышения температуры у ребенка

Повышенная температура говорит об активности иммунной системы организма. Контролируется уровень терморегуляции частью промежуточного мозга – гипоталамусом. Он отвечает не только за деятельность центральной нервной системы, но и за обмен веществ, вырабатывая соответствующие гормоны.

Важно! Именно гипоталамус регулирует наши память и эмоциональное состояние, процессы сна и бодрствования, ощущения голода и сытости, а также половое поведение, репродуктивную функцию.

Нормальной считается температура 36°-37°C, но в течение суток гипоталамус через кожные рецепторы видоизменяет ее под влиянием холода, жары, стрессов.

Воздействие бактерий, вирусов и простейших провоцирует активацию иммунитета и развитие лихорадки. Состояние сопровождается:

  • бледностью, вызванной сужением периферических сосудов;
  • мышечной дрожью, обусловленной сокращением различных групп мышц;
  • слабостью и головной болью (следствие интоксикации).

Благодаря ознобу включаются защитные свойства организма – вырабатываются клетки иммунного ответа (макрофаги, нейтрофилы, Т-киллеры). Все это замедляет рост патогенной микрофлоры, стимулирует процессы метаболизма, улучшается работа печени и почек (очистительная функция).

Что делать при повышении температуры

Думая о том, как сбить температуру у ребенка, важно учитывать цифры на термометре. Повышение температуры является естественной защитой от инфекций.

Важна оценка общего самочувствия маленького пациента, степень его активности, окраска кожных покровов, аппетит. Внешний вид малыша поможет обозначить дальнейшие действия.

Жаропонижающая терапия не всегда приводит к положительному результату. Даже при субфебрилитете (незначительное повышение до 37,5°C) рекомендуется неотложный осмотр и помощь педиатра при соответствующей симптоматике:

  • жалобы на интенсивную головную боль, головокружение;
  • неутихающий плач или постоянная вялость;
  • судороги;
  • эпизоды потери сознания;
  • снижение артериального давления (для младенцев ниже 80/40 мм.рт.ст.);
  • рвота или понос больше 5 раз сутки;
  • острая боль в животе;
  • боль в горле при глотании или самостоятельная;
  • боль в ухе самостоятельная или при нажатии на козелок;
  • резкая затылочная боль при приведении подбородка к груди.

Чтобы избежать осложнений, стоит обратиться к врачу:

  • если у младенца до 3 месяцев отмечается температура от 38,0°C;
  • если на фоне жаропонижающих препаратов у детей до 3 лет в течение 3 дней держится 38,0°C и выше;
  • если у ребенка старше 3 лет сохраняется температура выше 38,5°C;
  • температура от 39,5°C у любой возрастной категории;
  • возвращение приступов озноба после нескольких дней нормализации самочувствия;
  • сухость кожных покровов, редкое мочеиспускание.

В каких случаях и какую температуру сбивать у ребенка?

В ряде случаев жар необходимо устранить:

  1. Малыш жалуется на плохое самочувствие (вне зависимости от цифр на градуснике).
  2. У ребенка с хроническими врожденными или приобретенными заболеваниями (пороки сердца, проблемы с центральной нервной системой, с легкими).
  3. В прошлом у пациента отмечались судороги.

В случае хорошего самочувствия малыша ректальная температура (градусник вставляют в прямую кишку) равняется 38,8°C и ниже, не стоит принимать жаропонижающие препараты (антипиретики).

Важно! Иммунная система активируется при повышении температуры выше 38°C. Массивная выработка иммунитетом биологически активных веществ начинается при показателе 38,5°C и выше.

Если вас настораживают определенные симптомы и нет уверенности, какую температуру сбивать у ребёнка, желательно проконсультироваться с опытным педиатром.

Чем и как правильно сбивать жар у ребенка

До 12-15-летнего возраста детям противопоказаны следующие антипиретики: обезболивающее анальгин, нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) аспирин и нимесулид.

Малышам разрешаются только лекарства (таблетки, капсулы, сиропы, свечи), в составе которых есть парацетамол (с 3 месяцев) или ибупрофен (с 6 месяцев). Если речь идёт о приеме сиропа, следует грамотно рассчитать дозировку.

Концентрацию действующего вещества в жидкой форме лекарства (сироп, капли) подсчитывает лечащий врач, анализируя каждый клинический случай индивидуально. Количество препарата чаще всего зависит от возраста, веса маленького пациента и отмеряется специальной мерной ложкой или шприцом-дозатором, а не «на глаз».

При ветряной оспе (ветрянка) температура имеет волнообразное течение. При этом допускается только прием парацетамола для ее снижения.

Жаропонижающие препараты – как применять детям

Следует отметить, что жаропонижающие анальгетики и противовоспалительные средства не принимаются профилактически. Дети могут использовать их только при имеющихся высоких цифрах на термометре.

Младенцам (младше 1 года) желательно применение ректальных свечей. В подобной форме средство действует несколько позже, чем в пероральной форме (через рот). Для детей с года до 6 лет включительно фармацевтические компании выпускают жаропонижающее в виде сиропов, растворов.

С семилетнего возраста ребенку можно давать таблетки или капсулы.

Нужно учитывать ещё одно условие борьбы с жаром у детей. Цифры на градуснике не обязательно должны достигать нормальных показателей. Хороший результат – снижение температуры у ребенка хотя бы на 1°C. Также положительной динамикой будет улучшение самочувствия больного: появление бодрости, аппетита.

Краткие выводы

Если ребёнок заболел, и термометр показывает температуру выше нормы, не стоит паниковать. Большинство вирусных инфекций и детских болезней сопровождается недомоганием и лихорадкой. Ничего страшного нет, если знать, как правильно сбить температуру у ребёнка. В случае нетипичных проявлений болезни, рекомендуется незамедлительный осмотр и консультация педиатра.

image Дети с рождения и до 6 месяцев не нуждаются в прикорме. Идеальная созданная природой еда для младенцев — это грудное молоко матери, с которым он получает необходимые питательные вещества, витамины, минералы и антитела. Если у мамы нет либо недостаточно молока, то ребенку необходимо ввести прикорм в виде искусственных смесей. Но сейчас это уже не является проблемой, так как производители большинства искусственных смесей довели продукт до должного уровня, который способен полноценно заменить грудное молоко. И вне зависимости от того, какой вид кормления ребенка выберет мать — грудное вскармливание или искусственные смеси, основной прикорм ребенка должен начинаться не ранее 6 месяцев по рекомендациям ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), если другое не предусмотрено медицинскими рекомендациями по состоянию здоровья ребенка. Ранний прикорм (раньше, чем 6 месяцев) вводится по рекомендации педиатра в соответствии с медицинскими показаниями, поэтому его еще называют педиатрическим. Начиная с 6-ти месячного возраста, потребность детского организма в питательных веществах перестает удовлетворяться только материнским молоком и необходимо постепенно вводить прикорм. В этом возрасте малыши начинают проявлять интерес к  взрослой пище. Вводить прикорм необходимо с небольших количеств новых для ребенка пищевых продуктов и постепенно увеличивать их по мере того, как ребенок становится старше. Ребенка приучают к новой пище постепенно, начиная с совсем маленьких порций . К новому виду питания малыша относят пищевые добавки и прикорм.

 Пищевые добавки:

 Прикорм:

Прикорм же является качественно новым видом питания, который удовлетворяет потребности растущего детского организма во всех пищевых ингредиентах и приучает к густой пище. К нему относятся:

Правила введения прикормов:

  1. Прикорм следует давать перед кормлением грудью.
  2. Каждый вид прикорма надо вводить постепенно, начиная с небольшого количества (10-15 г) и увеличивая его до нужного объема в течение 7-10 дней, полностью замещая одно грудное кормление.
  3. Нельзя одновременно вводить два или несколько новых блюд. Переходить к новому виду пищи можно только тогда, когда ребенок привыкнет к предыдущему.
  4. По консистенции блюда прикорма должны быть гомогенными и не вызывать затруднения при глотании.
  5. Прикорм следует давать только с ложки.
  6. Число кормлений с введением прикорма сокращается до 5 раз, затем до 3-х основных и 2 перекусов по желанию ребенка.
  7. Температура блюда должна равняться температуре получаемого материнского молока (примерно 37 С).

Схема введения пищевых добавок

Фруктово-ягодный сок (вводится с 7-8 месяцев) Сок нужно начинать с капель. В течение 7-10 дней довести до необходимого суточного объема.  Давать после кормления или между кормлениями. Желательно использовать свежеприготовленные соки (необходимо разбавлять водой в соотношении 1:1), но подойдут и соки в пакетах, специально предназначенные для детского питания. Последовательность введения соков из ягод, фруктов и овощей: яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, вишневый, черносмородиновый, гранатовый, клюквенный, лимонный, морковный, свекольный, капустный. Цитрусовые, томатный, малиновый, клубничный соки, соки из тропических плодов (манго, папайя, гуава…) — эти соки следует давать не ранее 11-12 месяцев. Виноградный сок не рекомендуется включать в рацион ребенка в столь раннем возрасте, так как он может вызывать вздутие животика. Фруктово-ягодное пюре (вводится с 7 месяцев) Пюре нужно начинать с 0,5 чайной ложки. В течение 7-10 дней довести до необходимого суточного объема. Давать после кормления или между кормлениями. Используются как свежеприготовленные пюре, так и в виде фруктово-ягодных консервов для детского питания. Желток (вводится в 8-9 месяцев) Начинать нужно с 1/4 желтка. Давать можно ежедневно до конца года по 1/2 желтка в начале кормления, предварительно растерев с молоком или с блюдом прикорма. Творог (вводится в 9-10 месяцев) Начинать вводить с 5 граммов (1 чайная ложка). Постепенно, в течение месяца довести до 20 граммов. К концу первого года – 50-70 г. Давать творог нужно в конце кормления.

Примечание:

  1. Для сохранения лактации после прикорма целесообразно предложить ребенку грудь.
  2. При условии хорошего состояния здоровья, оптимальных показателей физического и нервно-психического развития, устойчивой и достаточной лактации у матери, качественном ее питании, первый прикорм можно вводить не ранее 6 месяца.
  3. При приготовлении блюд прикормов (безмолочные каши, пюре) оптимальной жидкостью для их разведения является грудное молоко или адаптированная молочная смесь.

Пять ключевых рекомендаций относительно безопасности еды:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий