Почему ребенок в возрасте 3 месяцев и старше жует язык, как отучить его это делать?

Зачастую молодые родители сталкиваются с самыми разнообразными проблемами, возникающими у их ребенка. Вредные привычки — распространенные явления у маленьких детей. Они могут навредить самому малышу, или их пагубное воздействие скажется через годы. Кроме того, это некрасиво. Среди множества привычек самые частые – жевание и сосание языка.

Почему грудничок жует и сосет язык?

imageНе стоит паниковать, если вы заметили это, а следует разобраться в причинах и устранить «вредную привычку» у ребенка самостоятельно или прибегнуть к помощи врача. Существует множество факторов развития данного явления, и в этой статье мы попытаемся выявить возможные источники проблемы и найти способы их решения.

Возможные заболевания

Иногда причиной жевания и сосания язычка могут быть различные патологии:

  • Так называемая молочница (инфекционное грибковое заболевание, поражающее слизистую полости рта малыша) – частая проблема, с которой сталкиваются родители. Из-за белесого налета на щеках, деснах, а особенно — языке ребенок может высовывать его, жевать и обсасывать. Помимо плотных отложений ребенок может чувствовать боль и ощущать дискомфорт. Для выявления и лечения болезни нужна консультация педиатра.
  • Если ребенок жует язык, причиной могут послужить эндокринные заболевания. Гипотиреоз – недостаточная выработка гормонов щитовидной железы — может проявляться и со стороны мышечного органа. Он опухает, становится больше нормальных размеров. Ребенок старается «убрать» его изо рта, то есть ходит с высунутым языком. Понятно, что дискомфорт может повлечь за собой в том числе и жевание язычка. Такую патологию выявляют эндокринологи, они же назначают лечение.
  • imageПатологии челюстных костей и нарушения прикуса – явления, вследствие которых дети нескольких месяцев отроду жуют и сосут язык. Из-за чрезмерно маленькой нижней челюсти и неправильной формы зубной дуги дети могут чувствовать «размеры» языка, вследствие этого обращать на него внимание и жевать его.
  • Также это может касаться детей в период прорезывания зубов – когда десны воспаляются, зудят и болят. Ребенок для уменьшения неприятных ощущений старается компенсировать боль за счет жевания языка. Во время прорезывания зубов нужно посещать детского стоматолога, а для детей с уже имеющимися зубами и патологией прикуса или челюстей – ортодонта.
  • Причина жевания и высовывания языка во сне – повышенное внутричерепное давление. Дети с такими проблемами должны быть срочно показаны педиатру.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему грудной ребенок иногда высовывает язык?

Если ребенок придерживается этой привычки продолжительное время, а других симптомов не существует, то следует обратиться к невропатологу. Он поможет найти проблему и устранить ее.

Причины, не связанные с патологиями

Самой распространенной причиной жевания языка у грудничков является переход ребенка на кормление взрослой пищей. Перед тем как кроха начнет питаться пищей, содержащей твердые элементы, у него развивается повышенное слюноотделение.

Данный процесс проявляется как раз в 3-4 месяца и старше. Механизм явления прост – для нормального усвоения такой пищи слюна механически помогает переходу ее из полости рта дальше по ЖКТ. Она выполняет важную функцию — расщепляет углеводы при помощи содержащихся в ней ферментов. В связи с этим обильное слюноотделение нередко заставляет малыша ворочать языком в полости рта, жевать и сосать его.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: повышенное слюноотделение у грудничка: причины и способы устранения

Причиной может быть и банальный голод. Когда наступает время кормления, малыш начинает жевать язык, если он не получает еды. Однако со временем, когда ребенок научится выражать свою потребность в пище и тут же получать ее, вредная привычка прекратится.

В период развития малыша в то время, как его отучают от соски-пустышки, он может жевать и сосать язык вследствие привычки. Привыкший к постоянному нахождению пустышки во рту, ребенок при ее отсутствии чувствует, что что-то не так, и машинально делает жевательные движения вкупе с сосанием – только теперь эти действия распространяются непосредственно на язык.

Когда кроха занят интересной игрой, просмотром мультфильмов или общением с людьми и домашними животными, он может жевать и сосать язычок или даже высунуть его. В этом нет ничего страшного и, скорее всего, он просто занят интересным делом, а, как известно, даже взрослые, увлеченные каким-либо процессом, могут совершать бесконтрольные действия.

Как вредная привычка жевание языка может выработаться у детей старше 12-ти месяцев. Это одна из распространенных привычек (наравне с сосанием пальцем и обгрызанием ногтей), которую дети вырабатывают, когда им скучно. Без должного внимания со стороны взрослых кроха начинает забавлять себя сам, а это приведет к таким действиям как систематическое жевание и сосание языка.

Сопутствующие симптомы

Сопутствовать жеванию языка могут многие симптомы различных болезней. Как было указано выше, это эндокринные нарушения, инфекционные заболевания, часто — прорезывание зубов или патологии прикуса и развития челюстных костей.

Кроме всего перечисленного, данной привычке могут сопутствовать многие воспалительные заболевания полости рта:

  • глоссит – воспаление языка;
  • стоматит – воспаление слизистой оболочки;
  • гингивит – воспаление десен.

Указанные патологии всегда вызывают дискомфорт у крох в виде зуда и боли, поэтому они и начинают заглушать ее посредством жевания языка. Тут создается замкнутый круг – ребенок кусает язычок, тем самым травмирует его, чем еще больше усугубляет воспалительный процесс. Именно поэтому жевание языка само по себе способствует развитию болезней.

Как отучить от этой привычки?

Трехмесячного малыша

Ответ на вопрос «почему малыш кусает и сосет язык» получен. Теперь ответим, как отучить кроху от этой привычки.

В первую очередь, нужно отвлечь ребенка. Если возраст малыша — три месяца и более, то можно дать ему пустышку. Рекомендуется купить резиновые игрушки для детей в период прорезывания. То же самое касается и сосания языка – взамен этого дайте ребенку соску или игрушку, отучите его от привычки с помощью отвлекающей беседы, песни, стихотворения.

После 3-х месячного возраста не пеленайте кроху с руками. В этом периоде развития дети познают окружающий мир и себя – изучать и пробовать «на вкус» руки и пальцы — это естественно. Если же не давать ребенку такую возможность, вполне возможно развитие у него пагубной привычки жевать язычок.

Ребенка постарше

Детям после 1 года категорически нельзя давать соску – уже прорезавшиеся зубки в период от 5 до 6 месяцев будут испытывать на себе лишнее давление, что приедет к патологии прикуса. Замечательной альтернативой соске может послужить любимая игрушка малыша. Не стоит забывать также и о специальных резиновых кольцах, которые дают детишкам в период прорезывания зубов – ребенок переключится на них и перестанет жевать язык.

Если ребенок уже понимает речь, объясните, что его манера жевать язычок – вредное занятие, ведущее к развитию воспалительных заболеваний, и, наконец, что ребенок, жующий язык — это некрасиво и неуважительно к окружающим его людям. Чаще уделяйте внимание своему ребенку, следите за его мимикой и жестами, не пренебрегайте рекомендациями педиатров и детских стоматологов, и ваш кроха не будет допускать проявления таких действий как жевание и сосание языка.

Поделитесь с друьями! 07/14/20

Оглавление

Лучший способ общения — взять малыша на руки

Почему важно реагировать на сигналы

Какие знаки подают нам младенцы

«Я устал!»

  • отстраненный взгляд;
  • резкие движения ручками и/или ножками;
  • зевание, потирание глаз ручками;
  • сосание пальцев;
  • потеря интереса к людям и игрушкам.

«Я голоден!»

  • он причмокивает;
  • открывает ротик;
  • высовывает язычок;
  • ищет глазами маму или утыкается в материнскую грудь, когда находится на руках.

«Я хочу играть!»

  • глаза широко раскрыты и блестят;
  • зрительный контакт со взрослым (если вы чем-то заняты, малыш с интересом за вами наблюдает);
  • улыбка;
  • движения становятся более плавными;
  • ребенок тянет к вам ручки.

«Мне нужен перерыв!»

  • отворачивается от взрослого;
  • прикрывает ручками уши или глаза;
  • извивается или пинается.

Лучший способ общения — взять малыша на руки

Очень часто родители обращаются к логопеду с проблемой нечеткого звукопроизношения у детей. Причиной являются неправильный прикус, амимичность лица, нарушение функции глотания и жевания, преобладание ротового дыхания. Одним логопедом тут не обойдешься. Нужна комплексная работа специалистов: ортодонта, психолога, стоматолога, логопеда, невролога, инструктора ЛФК.

В 

Что такое миофункциональные нарушения

В 

При обследовании у многих детей выявляется аномальное строения ротовой полости: мелкие зубы, искаженный прикус, верхняя челюсть выступает над нижней или наоборот, короткая уздечка, неправильная позиция языка в покое, вялые, несмыкающиеся губы (поэтому рот все время открыт) и т.п.В  Вследствие перечисленного снижается или повышается тонус жевательных и мимических мышц, нарушается процесс глотания и дыхания (ротовое). Все это в совокупности и называется миофункциональными нарушениями (МФН). По их причине у ребенка не только дефекты звукопроизношения и В«кашаВ» во рту (нарушение темпа речи, просодики), но и проблемы с постановкой и автоматизацией звуков. Использования логопедического зондового массажа и артикуляционной гимнастики в данном случае недостаточно. Необходим расширенный и углубленный подход.

В 

Причины миофункциональных нарушений

В 

Генетические – 25 %. Короткая уздечка часто передается по наследству. Одновременно и неправильный прикус бывает В«унаследованнымВ», когда искажено произношение звуков [р], [л], [с], а также шипящих.

Вредные привычки: сосание пальца, соски после года, закусывание языка, губ, щек, высовывание языка между зубов. Сосание не является физиологической нормой, поэтому к году, послеВ 

В В 

появления первых зубов, не рекомендуется сосать не только пустышку, бутылочку, но и грудь. Процесс сосания должен плавно перейти в паттерн жевания, что благоприятно скажется на четком звукопроизношении. Сосание активизирует работу мозга до определенной поры. Позже может оказать обратное влияние, вплоть до задержки психического развития. Чем дольше развивается сосание, тем больше усложняется ситуация с поддержанием мышечного тонуса. Сосание пальца приводит к деформации челюсти. Ротовое дыхание.В Может возникать вследствие аллергических реакций на бытовую химию, продукты питания. Реакции могут быть вялотекущими, характеризуются частой заложенностью носа. Чтобы получить кислород, необходимый для мозга, ребенок начинает дышать ртом. Со временем из-за неправильной работы дыхательной системы развивается хроническая гипоксия. Даже если у ребенка немного разомкнуты губы, устанавливается смешанное дыхание. Инфантильное глотание. Является нормой до года жизни. После прорезывания молочных зубов заменяется жеванием. В связи с тем, что многих детей длительное время кормят измельченной пищей, формируется неправильный паттерн при глотании, сохраняется инфантильное. Процесс жевания укрепляет жевательную мышцу языка. Часто с закреплением жевания улучшается качество речи. Вялое сосание и жевание. В последнее время стремительно развивается в связи с появлением различных пакетов и бутылочек для высасывания. Это поддерживает инфантильное глотание, нижнее положение языка, которое не является нормой у ребенка старшего дошкольного возраста. Раннее удаление молочных зубов.

Признаки МФН

Понять, есть у ребенка миофункциональные нарушения или нет, можно даже по внешнему виду:

  • все время приоткрытый рот;

  • дыхание через рот;

  • напряжение губ при глотании;

  • язык вываливается в межзубное пространство во время разговора;

  • неправильное произношение многих звуков;

  • часто дистальное положение нижней челюсти (верхние зубы выступают над нижними), при этом нижняя челюсть вместе с положением языка отодвигается к глотке;

  • гиперсаливация (слюнотечение), повышенное слюноотделение;

  • снижение иммунитета и частые простудные заболевания.

В 

У малышей с МФН инфантильный тип глотания. При сглатывании выдвигаются вперед губы, при этом работают мышцы, которые заставляют делать кивок шеей. Поэтому очень часто возникает гипертонус шейно-воротниковой зоны. Из-за того, что нижняя челюсть при глотании отодвигается кзади, она частично перекрывает дыхательные пути. Так как организму нужен кислород, ребенок начинает выдвигать голову вперед. В результате, меняется соотношение головы и туловища, голова как бы подвешивается. Центр тяжести смещается. Чтобы удержать голову, мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это напряжение вызывает механическое сдавливание сосудов, которые питают головной мозг, и формирует хроническую гипоксию. Питательные вещества не поступают в мозг полноценно, меняется координация движений ребенка. Чтобы удержать голову, тело смещается вперед: руки В«завернутыВ» вперед, лопатки торчат, позвоночник искривлен.

В 

Чтобы уравновесить свое тело в пространстве, ребенок находит удобную, но неправильную позу. Развивается поясничный гиперлордоз, становятся слабыми мышцы живота, возникает синдром выпяченного животика. Дети с МФН ставят ноги не в то положение, которое должно быть в норме. Из-за этого формируется вальгусное или варусное состояние стоп. В связи с изменением положения тела в пространстве, ребенок не может качественно владеть своим телом. По сути, это как ребенок с ДЦП.

В 

В В 

Также причиной аномального прикуса является нарушение работы мышц щек, языка, губ, подбородка. Если язык работает неправильно, развивается гипоксия, деформация лица, уплощение глазничных областей. Язык, который находится в гипертонусе, имеет высокий рвотный рефлекс. Во время пережевывания достаточно тяжело переворачивает пищу и обрабатывает ее слюной. Ребенок не может полноценно двигать пищу в полости рта. При любом прикосновении, возникает позыв к рвоте, а это неприятно, поэтому малыш будет рефлекторно его избегать. Станет жевать передней частью языка или перетирать еду о передние зубы. При плохой обработке пищи слюной она поступает в желудок в достаточно грубом состоянии и раздражает слизистую, поэтому у детей бывают частые дисфункции ЖКТ, ранние гастриты, запоры, расстройства стула.

В 

Работа с детьми, имеющими миофункциональные нарушения

В 

У детей с МФН часто наблюдается задержка речевого развития, дислалия, дизартрия. Если обратиться за помощью только к логопеду, который начинает работать с органами артикуляционного аппарата, проблемы с речью не решатся. В данном случае нужно провести грамотную комплексную работу с несколькими специалистами.

В 

Прежде всего важно скорректировать тип глотания. Для этого необходимо посетить миофункционального терапевта, который поможет укрепить круговую мышцу рта с использованием трейнеров, проведет грамотный массаж стоп, грудной клетки, шейно-воротниковой зоны, миофасциальный релиз, ДЭНС-терапию, тейпинг-терапию.

В 

Для восстановления носового дыхания нужна консультация лор-врача. Хорошо поможет тейпирование пазух носа.

В 

Стоит обратиться к ортодонту и детскому стоматологу. Чтобы устранить открытый прикус, специалисты рекомендуют применять особые вестибулярные пластины (трейнеры). Это мягкие силиконовые насадки, регулирующие состояние языка и нормализующие мышечный баланс ротовой полости. Также рекомендуют применять пластинки с проволочной заслонкой (для установления правильной позы языка) и с бусинкой (для разминки мышц языка перед проведением артикуляционной гимнастики). Такие пластины облегчают работу логопеда. Благодаря им можно поставить сложные звуки.

Есть вопросы?

В Задайте ихВ 

логопеду

детскому стоматологу

детскому неврологу

Если логопед не владеет техниками массажа, можно обратиться к миофункциональному массажисту, неврологу, инструктору ЛФК. Для улучшения общей моторики и координации движений необходимы специально подобранные физические упражнения. Посещение психолога необходимо, если вследствие МФН возникает задержка психического развития и нарушение эмоционально-волевой сферы.

В 

Юлия Савельева

При простудах у детей часто отмечаются общее недомогание и лихорадка. Родителям не стоит пугаться высоких цифр на градуснике. В статье пойдет речь о том, какую температуру следует сбивать у ребенка, чем можно ее снижать, какие лекарства актуальны для самых маленьких пациентов.

Причины повышения температуры у ребенка

Повышенная температура говорит об активности иммунной системы организма. Контролируется уровень терморегуляции частью промежуточного мозга – гипоталамусом. Он отвечает не только за деятельность центральной нервной системы, но и за обмен веществ, вырабатывая соответствующие гормоны.

Важно! Именно гипоталамус регулирует наши память и эмоциональное состояние, процессы сна и бодрствования, ощущения голода и сытости, а также половое поведение, репродуктивную функцию.

Нормальной считается температура 36°-37°C, но в течение суток гипоталамус через кожные рецепторы видоизменяет ее под влиянием холода, жары, стрессов.

Воздействие бактерий, вирусов и простейших провоцирует активацию иммунитета и развитие лихорадки. Состояние сопровождается:

  • бледностью, вызванной сужением периферических сосудов;
  • мышечной дрожью, обусловленной сокращением различных групп мышц;
  • слабостью и головной болью (следствие интоксикации).

Благодаря ознобу включаются защитные свойства организма – вырабатываются клетки иммунного ответа (макрофаги, нейтрофилы, Т-киллеры). Все это замедляет рост патогенной микрофлоры, стимулирует процессы метаболизма, улучшается работа печени и почек (очистительная функция).

Что делать при повышении температуры

Думая о том, как сбить температуру у ребенка, важно учитывать цифры на термометре. Повышение температуры является естественной защитой от инфекций.

Важна оценка общего самочувствия маленького пациента, степень его активности, окраска кожных покровов, аппетит. Внешний вид малыша поможет обозначить дальнейшие действия.

Жаропонижающая терапия не всегда приводит к положительному результату. Даже при субфебрилитете (незначительное повышение до 37,5°C) рекомендуется неотложный осмотр и помощь педиатра при соответствующей симптоматике:

  • жалобы на интенсивную головную боль, головокружение;
  • неутихающий плач или постоянная вялость;
  • судороги;
  • эпизоды потери сознания;
  • снижение артериального давления (для младенцев ниже 80/40 мм.рт.ст.);
  • рвота или понос больше 5 раз сутки;
  • острая боль в животе;
  • боль в горле при глотании или самостоятельная;
  • боль в ухе самостоятельная или при нажатии на козелок;
  • резкая затылочная боль при приведении подбородка к груди.

Чтобы избежать осложнений, стоит обратиться к врачу:

  • если у младенца до 3 месяцев отмечается температура от 38,0°C;
  • если на фоне жаропонижающих препаратов у детей до 3 лет в течение 3 дней держится 38,0°C и выше;
  • если у ребенка старше 3 лет сохраняется температура выше 38,5°C;
  • температура от 39,5°C у любой возрастной категории;
  • возвращение приступов озноба после нескольких дней нормализации самочувствия;
  • сухость кожных покровов, редкое мочеиспускание.

В каких случаях и какую температуру сбивать у ребенка?

В ряде случаев жар необходимо устранить:

  1. Малыш жалуется на плохое самочувствие (вне зависимости от цифр на градуснике).
  2. У ребенка с хроническими врожденными или приобретенными заболеваниями (пороки сердца, проблемы с центральной нервной системой, с легкими).
  3. В прошлом у пациента отмечались судороги.

В случае хорошего самочувствия малыша ректальная температура (градусник вставляют в прямую кишку) равняется 38,8°C и ниже, не стоит принимать жаропонижающие препараты (антипиретики).

Важно! Иммунная система активируется при повышении температуры выше 38°C. Массивная выработка иммунитетом биологически активных веществ начинается при показателе 38,5°C и выше.

Если вас настораживают определенные симптомы и нет уверенности, какую температуру сбивать у ребёнка, желательно проконсультироваться с опытным педиатром.

Чем и как правильно сбивать жар у ребенка

До 12-15-летнего возраста детям противопоказаны следующие антипиретики: обезболивающее анальгин, нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) аспирин и нимесулид.

Малышам разрешаются только лекарства (таблетки, капсулы, сиропы, свечи), в составе которых есть парацетамол (с 3 месяцев) или ибупрофен (с 6 месяцев). Если речь идёт о приеме сиропа, следует грамотно рассчитать дозировку.

Концентрацию действующего вещества в жидкой форме лекарства (сироп, капли) подсчитывает лечащий врач, анализируя каждый клинический случай индивидуально. Количество препарата чаще всего зависит от возраста, веса маленького пациента и отмеряется специальной мерной ложкой или шприцом-дозатором, а не «на глаз».

При ветряной оспе (ветрянка) температура имеет волнообразное течение. При этом допускается только прием парацетамола для ее снижения.

Жаропонижающие препараты – как применять детям

Следует отметить, что жаропонижающие анальгетики и противовоспалительные средства не принимаются профилактически. Дети могут использовать их только при имеющихся высоких цифрах на термометре.

Младенцам (младше 1 года) желательно применение ректальных свечей. В подобной форме средство действует несколько позже, чем в пероральной форме (через рот). Для детей с года до 6 лет включительно фармацевтические компании выпускают жаропонижающее в виде сиропов, растворов.

С семилетнего возраста ребенку можно давать таблетки или капсулы.

Нужно учитывать ещё одно условие борьбы с жаром у детей. Цифры на градуснике не обязательно должны достигать нормальных показателей. Хороший результат – снижение температуры у ребенка хотя бы на 1°C. Также положительной динамикой будет улучшение самочувствия больного: появление бодрости, аппетита.

Краткие выводы

Если ребёнок заболел, и термометр показывает температуру выше нормы, не стоит паниковать. Большинство вирусных инфекций и детских болезней сопровождается недомоганием и лихорадкой. Ничего страшного нет, если знать, как правильно сбить температуру у ребёнка. В случае нетипичных проявлений болезни, рекомендуется незамедлительный осмотр и консультация педиатра.

Записаться на прием

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий