Почему дети находятся в животе 9 месяцев, но при рождении им не 9 месяцев?

Содержание

Рейтинг: / голосов

Когда ребенок называется новорожденным, а когда младенцем. сколько длится такой возраст, в чем его особенности?

Базовое определение. Возраст, до которого ребенок считается новорожденным

Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет. Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности. Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.

Развитие новорожденного:

Физическое развитие

Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет. Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.

Двигательное развитие

Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:

  • По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
  • Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
  • Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
  • После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
  • В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
  • К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
  • В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.

Двигательные способности формируются и реализуются у всех детей индивидуально, кто с 8 уже может не только стоять, но и ходить, иные никак не хотят подниматься на ножки, но виртуозно передвигаются ползком. Как в одном, так и в другом случае развитие считается в пределах нормы.

Психологическое развитие

В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:

  • Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
  • После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
  • Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
  • Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
  • Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
  • Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.

Так же за год наблюдается большой прогресс в речевом развитии, от агуканий и бессмысленного лепетания, до достаточно большого словарного запаса, правда среди него мало различимых, правильно произнесенных слов, но ребенок может объяснить чего он хочет и что болит. Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития.    

Кризис новорожденности

Малыш рождаясь в этот мир с порога сталкивается с множеством неприятных ощущений. Он из одной среды попадает в совершенно другую и необходимо за короткий срок адаптироваться к ней. Этот процесс привыкания называют кризисом новорожденности, у него есть две причины – физиологическая и психологическая.  Физиологические проявления – малыш вынужден самостоятельно дышать, употреблять пищу, привыкнуть к смене температур, яркому свету и громким звукам. Что касается психологии, то в утробе было абсолютное ощущение безопасности, никто и ничто не касалось тела. Теперь возникает очень много тактильных ощущений, на руки берут только время от времени, нет постоянного ощущения присутствия матери – это пугает и повышает чувство тревоги. Привыкнуть к окружающей среде помогают врожденные рефлексы:

  • Сосательный, который появляется в ответ на прикосновение к губам малыша или его языку.
  • Закрывание глаз в ответ на яркий свет, хлопки руками или прикосновению к переносице.
  • Хватание руками всего, что к ним прикасается.
  • Сжимание пальцев при надавливании на подошву.
  • Резкие движения и плач в ответ на щипание.
  • Сжимание и разжимание пальцев на руках.
  • При переворачивании на животик малыш пытается приподнять голову.

Если ребенка держать под руки и “ставить” на твердую поверхность он отталкивается ножками. Буквально за месяц жизни малыш уже вырабатывает рефлекторные реакции, например, если принять привычную позу для кормления, он начинает искать сосок.

Виды рефлексов:

Безусловные рефлексы новорожденного

Период младенчества (первый год жизни) 

Познавательное развитие ребенка

Первые месяцы, когда ребенок еще лежит, он начинает наблюдать за окружающими предметами. Происходит это не сразу, а когда зрение уже концентрируется на том, что находится рядом на расстоянии не дальше 30 см. Сначала малыш видит яркие, крупные предметы, со временем различает их цвет. Позже, когда будет хвататься ручками, примерно на 2-3 месяце, он начнет различать форму и размер. Пока он только познает окружающий мир, рассматривая его. Затем все хватает руками, пытается удержать. В возрасте 6-7 месяцев, малыш уже не только различает предметы, но и может их запоминать. Как раз можно потихоньку знакомить с формами, цветовой гаммой и другими качественными характеристиками. Ребенок привыкает к тем людям, которые его окружают. Он практически с рождения узнает мать, сначала по запаху, а позже различает ее лицо. Постепенно знакомится со всеми родными. Ближе к 6-8 месячному возрасту начинает плакать при появлении чужих и когда долго отсутствует мать.

Движение и действия

До года малыш растет и развивается очень быстро:

  • 1 месяце – смотрит на то, что находится перед ним, поднимает подбородок.
  • 2 месяце – Пытается приподняться, следит глазами за яркими предметами.
  • 3 месяце – умеет хвататься за предметы с высокой точностью, различает свои игрушки.
  • 4 месяце – переворачивается на животик самостоятельно, скрючивается таким образом, чтобы сесть, сидит на руках у мамы.
  • 5-6 месяце – берет руками те предметы, что его привлекают, откликается на свое имя поворотом головы.
  • 7 месяце – самостоятельно сидит. Знает какие его игрушки, выделяет любимую.
  • 8 месяце – самостоятельно может сидеть без посторонней помощи. Играется игрушками более осмысленно.
  • 9 месяце – пытается стать на ножки с поддержкой, немного ползает отталкиваясь одной или двумя ножками.
  • 10 месяце – Хорошо “бегает” на четвереньках, может ходить, держась за мебель или руки родителей, но долго не устоит на ногах.
  • 11 месяце – без посторонней помощи стоит, ходит еще с поддержкой.
  • 12 месяце – хорошо ходит, но держась одной рукой.

Память

На первых этапах малыш просто узнает то, что часто видит – родственников и знакомые предметы.Постепенно малыш связывает несколько событий. Он различает то, что делает больно, включается и выключается, узнает свои игрушки. Сначала формируется краткосрочная память. Он не долго держит в памяти все что видит, и только то, с чем часто сталкивается узнает. Долгосрочная память начнет формироваться значительно позже. 

Эмоциональное развитие

 Сразу после рождения малыш практически не реагирует на окружающий мир. Из всех эмоций, только плачет, когда испытывает дискомфорт. Как только он начинает узнавать лица родных, улыбается в ответ на улыбку. Со временем уже более активно проявляет радость, грусть, страх, отчаяние. Он сигнализирует плачем, когда голоден, когда нужно сменить памперс. Когда становится контактным, демонстрирует смех, обиду. Его эмоции более понятны со временем. Если чего-то хочет делает ручкой “дай-дай”, если что-то не нравится плачет или отталкивает рукой. Позже уже с помощью слов передает свои желания.

Речь 

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. За нее отвечает специальный отдел головного мозга. Примерно в полугодовалом возрасте малыш издает различные звуки, они никак не связаны с эмоциями, просто лепечет что-то. Он еще четко не различает речь и копирует как поток звуков. К 8-9-10 месяцам, младенец воспроизводит звуки, которые издают животные или машины. К одному году, он понимает много слов, некоторые, самые простые, может повторять или уже использовать.  

Конец этапа младенчества

К 12 месяцам заканчивается этап младенчества. Малыш уже более самостоятельный. Он потихоньку ходит, сам стает на ножки. Понимает речь и пытается повторять некоторые слова. Принимает “взрослую” пищу. Учится пользоваться горшком. Всего за год он прошел колоссальные изменения – научился поднимать и держать голову, переворачиваться, держать в руках предметы, самостоятельно держаться за что-то, сидеть, ползать, вставать, ходить.

Кризис одного года

Когда малышу исполняется год, этот период условно называют кризисным из-за перехода от одного вида развития к другому. Если в младенческий период малыш только познавал окружающий мир сенсорно, то есть своими рецепторами, то в годик, у него начинают развиваться речевые навыки. Они очень важные. Чем раньше ребенок научиться связно говорить, тем легче он будет обучаться в будущем. В годик ребенок знает до 100 слов и до 20 использует. Некоторые детки только указывают пальчиком на предметы, названия которых слышат. Это еще не значит, что они отстают в развитии, просто по-разному этот процесс происходит. Кто постепенно пополняет свой запас новыми словами, а кто мычит, а потом начинает сразу говорить предложениями. Однако бывают и нарушения развития, поэтому нужно наблюдать за малышом и стараться его обучать новым словам и понятиям. Если к 3-4 годам ребенок не говорит понятно и связно, то нужна помощь логопеда. За год ребенок из одного состояния переходит в другое – он из беспомощного младенца превращается в почти самостоятельного малыша. Значительно увеличивается в размере и в весе. Приобретает новые навыки и рефлексы.  

Ваше мнение очень важно для нас! Оцените статью!

21.06.2019 11151

Чесотка у малыша. Симптомы и лечение

Ребенок в пять месяцев – развитие…

Как ввести прикорм для малыша

Родиться в рубашке – предрассудки или…

Год ребенку – кризис подростания

Как помочь ребенку остановить икоту?

Когда ребенок начинает держать голову?

Бруксизм или почему ребенок скрипит зубами?

Боязнь рожать ребенка

Как правильно прикладывать ребенка к груди?

После появления малыша на свет ему предстоит со многим познакомиться. Учиться новому придется и его маме. Часто в специальной литературе можно встретить понятие новорожденного малыша. А, до какого возраста ребенок считается новорожденным? Ведь многие рекомендации даются именно в отношении новорожденных малышей.

Возраст, до которого ребенок считается новорожденным?

Всем родителям важно знать, до какого возраста ребенок считается новорожденным. Ведь именно с этим периодом их жизни связан ряд особенностей и рекомендаций.

В соответствии с современными медицинскими понятиями, новорожденным ребенок считается в первые 28 суток своей жизни, которые отсчитываются с момента рождения. Причем первые семь дней обозначаются, как ранняя новорожденность, а с 7 по 28 день наступает поздняя новорожденность. Не стоит путать новорожденный и грудничковый период. Так, грудничковый возраст разделяется на 4 квартала – до 3, 6, 9 и 12 месяцев, соответственно. Поэтому понятия грудничка и новорожденного путать ни в коем случае нельзя.

Так или иначе, самым важным периодом в развитии любого человека считается первый год его жизни. Именно во время новорожденности и грудничкового периода у малыша происходит формирование физических способностей, а также психических функций организма.

Особенности развития ребенка в первые месяцы жизни

Ни для кого не секрет, что развитие основных внутренних органов ребенка к моменту его рождения не завершается. Поэтому их совершенствование продолжается уже после рождения. Именно по этой причине в период новорожденности педиатры уделяют малышам столь пристальное внимание, тщательно контролируя их развитие. В ходе осмотра крохи они оценивают, как состояние самого младенца, так и его двигательные функции, работу кишечника, режим и объем питания, реакции малыша, чистоту кожу и некоторые другие показатели. В первое время после рождения к числу важнейших показателей относится и вес крохи, ведь сразу после появления на свет основная масса детей несколько теряет в весе. В норме такая потеря может составлять 5-7% от массы при рождении. Поэтому это не должно становиться причиной волнения.

Для новорожденных малышей характерен водянистый стул, в котором может присутствовать даже немного слизи. При этом дефекация происходит порядка 5-8 раз на протяжении дня. Мочиться малыш может до 15-ти раз в день. Для периода новорожденности характерен гормональный криз, на фоне которого может происходить некоторое набухание молочных желез. А у девочек могут появиться мутные выделения из влагалища. Но и то и другое быстро проходит без какого-то вмешательства из вне.

Так же у многих новорожденных малышей кожа приобретает желтый оттенок. Это также вполне нормально для их организма. Объясняется это массовым распадом эритроцитов или красных кровяных телец, сопровождающимся ростом в крови билирубина. В норме она должна бесследно пройти уже через пару недель после рождения.

Спят новорожденные малыши по 16-18 часов на протяжении суток. Поэтому иногда перед родителями даже встает вопрос, нужно будить ребенка для кормления, или нет? Причем в большинстве случаев ответ на него будет положительным.

Чтобы не допустить деформации головы ребенка, а также его шеи, нужно внимательно следить за регулярной сменой положения головы крохи с одной стороны на другую.

Поздний период новорожденности предполагает постепенное привыкание к его новому существованию. Поэтому он может бодрствовать чуть больше. Новорожденные малыши по мере роста и развития начинают все активнее сосать молоко, а также двигать ножками и ручками, хватать пальцы мамы. Причем это уже осознанные, а не просто рефлекторные движения. Многим удается уловить первые улыбки именно в период поздней новорожденности. И другие эмоции постепенно становятся все более выраженными.

В России принято считать, что если ребенок родился крупным — значит, родителям повезло: «богатырь будет здоровым и сильным». Однако врачи полагают иначе, ведь беременность и роды крупным ребенком могут быть чреваты осложнениями для новорожденного и матери.

Акушеры-гинекологи констатируют, что ребенок родился крупным, если его масса тела достигает 4-5 кг, плод свыше 5 кг называют гигантским. Тело и крупного новорожденного ребенка, и гиганта, помимо «серьезного» веса, может обладать также и другими нестандартными параметрами. Статистика говорит, что крупные дети стали появляться на свет гораздо чаще в течение последнего десятилетия. А вот гигантские малыши, напротив, рождаются реже.

Почему рождаются крупные дети

Если у матери родился крупный ребенок, причин для этого может быть множество. И не все они являются патологическими. Однако некоторые из них врачи относят к факторам риска.

  • Неграмотное питание. Когда беременная превышает потребности своего организма и растущего плода, потребляя слишком высококалорийную пищу и мало двигаясь, избыточные калории не могут адекватно усваиваться. Это оказывает неблагоприятное воздействие на процессы обмена веществ в организме матери, ведь в ее крови повышается не только сахар, но также холестерин и липиды. В результате ваши темпы прироста веса становятся причиной для развития крупного ребенка при беременности. Рост и набор мышечной массы, а также формирование органов и систем плода происходят в третьем триместре. И если в этот период вес беременной за неделю увеличивается более чем на 500 г, это может свидетельствовать о тревожных показателях: либо о том, что у беременной откладывается лишний жир, либо что у нее появляются отеки.
  • Наследственные причины. Если родители имеют высокий рост, гармоничное развитие и отменное здоровье, гинекологи говорят о наследственной обусловленности появления крупного ребенка. Обычно такой плод при рождении имеет большую массу тела и пропорциональную ей длину, но при этом у малыша не наблюдается никаких патологий. Предположить вероятность патологии у крупного ребенка по УЗИ можно, сопоставив величину длины бедренной кости и окружности живота плода. Если у женщины уже были роды крупным ребенком, (к примеру, если второй ребенок крупнее первого и сейчас мать ожидает третьего; или если первый ребенок крупнее второго), то высока вероятность повторного рождения «богатыря». Такая закономерность, по мнению гинекологов, может быть связана с особенностями кровотока в плаценте и матке.
  • Сахарный диабет. При сахарном диабете обмен веществ и возможность нормального усвоения глюкозы нарушены. Однако содержание глюкозы повышается не только в крови матери, но и в пуповинной крови плода. По этой причине масса плода увеличивается, а изменения липидного обмена становятся причиной откладывания жировых запасов, из-за чего рост плода меняется неравномерно (то замедляется, то ускоряется). В таком случае крупный ребенок рождается с дисгармоничными признаками: с лицом, имеющим признаки одутловатости, короткой шеей, с широким и крупным плечевым поясом и туловищем, так как селезенка и печень у ребенка увеличены за счет накопленного подкожного жира. Длина туловища такого ребенка также увеличена, однако непропорционально: у него довольно крупный живот, а отношение длины бедренной кости к окружности живота находится ниже нормальных показателей.
  • Ожирение. При нарушении липидного обмена в организме беременной свободные жирные кислоты из крови матери поступают к плоду, что провоцирует его быстрый рост. Но не только ожирение у матери может способствовать тому, что ребенок родился крупным: излишняя масса тела у отца также является фактором риска. Ответить на вопрос «Почему ребенок крупный у женщины с ожирением?» можно так: поскольку у тучной женщины во второй половине беременности повышается уровень сахара в крови, то усвоение глюкозы при таких обстоятельствах ухудшается. В результате возникает так называемая «относительная инсулиновая недостаточность» (часто это называют «скрытым сахарным диабетом»). Когда в организме плода оказывается достаточно большое количество глюкозы, его поджелудочная железа испытывает повышенную нагрузку. Это становится не только причиной крупного ребенка при рождении, но также дополнительным риском появления сахарного диабета у женщины.
  • Переношенный плод. Беременность физиологически может продлеваться на 2 недели — при таких естественных обстоятельствах плод не страдает. А вот при так называемом «биологическом перенашивании» появляются признаки перезрелой плаценты. Это приводит не просто к тому, что ребенок родился крупным, при этом у новорожденного формируются более плотные и массивные кости черепа, а родничок становится менее растяжимым. По этим причинам у плода снижается подвижность костей черепа, что способно серьезно осложнить течение родов.
  • «Особенная» плацента. Причиной развития крупного ребенка могут стать и особенности объема и размеров плаценты. Если ребенок родился крупным, толщина и площадь плаценты обычно бывают увеличены — из-за этого плод и развивается ускоренными темпами. Не случайно у беременной с развитием крупного ребенка гинекологи часто отмечают изменение уровня плацентарных гормонов в крови. Если кровоснабжение плаценты осуществляется в интенсивном режиме, объем циркулирующей в ней крови увеличивается, плод получает значительно больше питательных веществ, что становится причиной появления крупного ребенка при рождении. Еще одна причина — плацента, расположенная по задней стенке матки: в таких условиях кровоснабжение плода также усилено.
  • Повторная (третья, четвертая, пятая)беременность. Крупный грудной ребенок при повторной беременности — явление нередкое, ведь сеть кровеносных сосудов в стенке матки развита лучше, чем во время первых двух вынашиваний, да и растяжимость матки также улучшается — все это создает условия для развития крупного плода.
  • Длительное применение лекарств, воспалительные заболевания у женщин. Применение некоторых препаратов и развитие воспалительных заболеваний может способствовать усиленному кровообращению в сосудах матки и плаценты. И в результате приводить к формированию крупного плода.

Диагностика крупного плода

  • Традиционные методы: гинеколог измерит высоту стояния дна матки над лоном, окружность живота беременной. Если примерно на 24-й неделе эти параметры превышают норму (объем живота — более 100 см на уровене пупка, высота стояния дна матки превышает 42 см), то они укажут на формирование крупного плода.
  • УЗИ определит более точные параметры: исследование покажет размер головы ребенка между височными областями, окружность его живота и длину бедренной кости. Сопоставив цифры, врач уточнит предположения о крупном плоде.
  • Вес беременной. Если у беременной нет симптомов гестоза (повышенного артериального давления, белка в моче, отеков), то прибавка в весе более 500 гр в неделю будет сигналом развития крупного плода.

Рождение крупного ребенка: возможны ли осложнения?

Если крупный ребенок рождается при наследственной предрасположенности у здоровых родителей с высоким ростом и пропорциональным сложением, обычно это происходит своевременно и без патологий.

С чем может столкнуться женщина, вынашивающая крупный плод?

  • Околоплодные воды изливаются преждевременно. Это может произойти до начала родов или до открытия шейки матки. Из-за высокого стояния головки плода воды уже не разграничиваются на передние и задние. Несвоевременное излитие вод способно спровоцировать выпадение петли пуповины, а это опасно для жизни ребенка.
  • Слабая родовая деятельность. Если сокращения матки не скоординированы, схватки становятся короткими либо редкими, поэтому матка медлит раскрываться. Поэтому ребенку становится труднее продвигаться по родовым каналам.
  • Недостаток кислорода у плода (гипоксия) может возникнуть из-за слишком долгих родов или по причине инфицирования (из-за того, что плод долго находится в безводном пространстве).
  • Дистоция плечиков у новорожденного — это затруднение при рождении плечевого пояса. Обычно проблема возникает у женщин с клинически узким тазом, размер которого не соответствует размерам плечиков плода. Во время родов голова ребенка нормально продвигает по родовым путям, а вот плечики в них застревают. При высвобождении акушером плечевого пояса могут произойти серьезные травмы — в ключице, плечах или шейном отделе позвоночника малыша.
  • Проведение кесарева сечения. При осложненных родах женщине обычно проводят кесарево сечение. Это наиболее вероятно при клинически узком тазе, если родовая деятельность протекает слабо или наблюдается тазовое предлежание у крупного плода, или у женщины присутствует рубец на матке, или если беременная уже в возрасте и перенашивает плод.
  • Амниотомия (вскрытие плодного пузыря) обычно проводится, чтобы простимулировать вялую родовую деятельность.

Возможные проблемы после родов у матери и крупного новорожденного

Проблемы у матери:

  • Кровотечения могут возникнуть из-за того, что сократительная пособность матки снижена, а площадь раневой поверхности на месте прикрепления плаценты довольно высока. В таких случаях гинеколог удаляет неотделившиеся части плаценты, проводит ручной массаж матки, чтобы заставить ее мышцы сокращаться и остановить кровотечение.
  • Разрывы промежности и влагалища. Чтобы не произошло серьезных травм, акушер-гинеколог проводит рассечение промежности во время родов.
  • Замедленная инволюция матки (проблемы ее обратного развития).
  • Анемия (снижение гемоглобина в крови).
  • Проблемы с выработкой молока.
  • Тромбоэмболии — образование тромбов в сосудах ног.
  • Воспалительные заболевания (эндометрит, симфизит, мастит).
  • У женщины с сахарным диабетом возможны преждевременные роды.

Проблемы у новорожденного:

  • Внутриутробная гипоксия плода грозит асфикцией — прекращением доступа кислорода.
  • Замедление периода адаптации ребенка к условиям внешней среды.
  • Неврологические нарушения: тремор и беспокойное поведение из-за нарушенного мозгового кровообращения или родовых травм.
  • Гнойно-септические осложнения у крупного ребенка могут возникать из-за первичного иммунодефицита.
  • Эндокринологи также могут отмечать нарушения у крупного ребенка с особенностями развития. Причем, эти особенности могут проявиться не только у новорожденного, но и у крупного ребенка в год, и в более поздний период. Крупные дети предрасположены к развитию сахарного диабета и ожирения, у них чаще возникают нервно-психические отклонения и аллергии.

Как сделать беременность крупным ребенком безопасной

Если гинеколог определил, что развитие крупного плода для беременной является риском, он может предложить следующее:

  • Госпитализацию до родов, чтобы подобрать правильный способ родоразрешения.
  • Изменение рациона питания. Хотя бы на период беременности желательно исключить из меню все «плохие» углеводы (дрожжевой хлеб, булочки, конфеты, сладкую газировку, энергетические напитки, пасту из пшеничной муки). Включите в рацион больше фруктов, ягод и белков. При нарушении жирового обмена старайтесь подсчитывать калорийность съеденного, не превышая в сутки 1200 ккал. Лучше есть чаще и небольшими порциями.
  • Физические нагрузки. Они помогут не только поддерживать вес и всегда быть в тонусе, но и укрепить мышцы тазового дна (которые станут вашими основными помощниками в родах), улучшить кровообращение, уменьшить отеки.
  • Мониторинг и контроль за состоянием матки и плода в родах: врачи будут наблюдать за процессом раскрытия шейки матки, за продвижением головы малыша по родовому каналу. Если будет установлена слабость родовой деятельности или другие проблемы, вам окажут своевременную помощь.
  • Витамины и медикаменты: обезболивающие, спазмолитики, терапия для стимуляции родов, профилактика гипоксии у плода, препараты, способствующие сокращению матки во время родов и после них.
  • Наблюдение после родов. За крупным новорожденным необходимо тщательно наблюдать и грамотно ухаживать — только тогда крупный ребенок в год и старше будет развиваться нормально. За матерью крупного ребенка также необходимо наблюдение гинеколога и эндокринолога — особенно, если у нее выявлены сахарный диабет, проблемы обменных процессов, ожирение.
  • Статьи
  • физиология
  • развитие человека
  • развитие детей
  • Шкала Апгар: оценка жизнеспособности новорожденного

Подготовлено: MedWeb Шкала Апгар: оценка жизнеспособности новорожденного

Шкала Апгар

Шкала Апгар: оценка жизнеспособности новорожденного Сразу после рождения малыша врачи ставят ему первую оценку в жизни – до 10 баллов по шкале Апгар. Таким образом оценивается общее состояние ребенка, характеризующее его жизнеспособность. О чем свидетельствуют медицинские баллы?

Шкала Апгар была предложена Вирджинией Апгар, американским врачом-анестезиологом в акушерстве, в 1952 году. Она разработала методику для определения, какому малышу при рождении следует оказывать больше внимания. Состояние здоровья младенцев оценивалось по пяти признакам:

  • A (appearance) – цвет кожи;
  • Р (puls) – пульс;
  • G (grimace) – гримасы;
  • A (activity) – активность движения, тонус мышц;
  • R (respiration) – дыхательные движения, рефлекторная возбудимость.
  • Таким образом Вирджиния Апгар вписала свое имя в историю акушерства.

Технология тестирования по шкале Апгар

Для оценки состояния здоровья недоношенных детей их жизнеспособность определяется по шкале Апгар трижды:

  • спустя 1 минуту после рождения;
  • через 10–15 минут;
  • через 2 часа после рождения.

5 признаков жизнеспособности новорожденного

Признак № 1: работа сердца Сердце новорожденных совершает до 130–140 ударов в минуту. Поэтому частота сердцебиений свыше 100 в минуту оценивается в 2 балла. Если пульс менее 100 ударов в минуту – 1 балл, отсутствие пульса – 0 баллов. На работу сердца может повлиять нехватка кислорода во внутриутробном периоде или во время родов.

Признак № 2: частота дыхания Новорожденный может совершать до 40–45 дыхательных движений в минуту. Это оценка в 2 балла. При таком дыхании первый детский крик очень  громкий. Если дыхание медленное и нерегулярное, а крик похож на стон, по этому показателю оценка 1 балл. Отсутствие дыхательных движений и крика у новорожденного – 0 баллов.

Признак № 3: мышечный тонус 2 балла врачи дают новорожденным, поза которых выглядит так: голова приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачках, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, в положении на боку голова слегка запрокинута. Это характеризует повышенный тонус мышц-сгибателей, то есть норму для младенца. Если же у ребенка ручки и ножки лишь слегка согнуты, движения медленные и редкие, ставится 1 балл. Отсутствие активных движений и слабый мышечный тонус означают 0 баллов.

Признак № 4: рефлексы Первые врожденные рефлексы, проявляемые уверенно, дают ребенку 2 балла. Это первый крик, первый вдох, сосательный и глотательные рефлексы. Когда они вызываются у ребенка неуверенно, ставится 1 балл по шкале Апгар, при полном отсутствии рефлексов – 0 баллов.

Признак № 5: цвет кожных покровов Кожа у новорожденного бывает от бледной до розовой. Розовая оценивается в 2 балла. За синюшный оттенок ручек и ножек ребенок получает 1 балл. А вот полностью бледный или синюшный цвет кожи означает 0 баллов.

Таблица оценки состояния здоровья новорожденных по шкале Апгар

Клинический признак 1 2
Частота сердцебиений Отсутствует

Менее 100 сердцебиений в 1 минуту 

100 и более сердцебиений в 1 минуту
Дыхание Отсутствует  Нерегулярное, крик слабый  Нормальное, крик громкий
Мышечный тонус Отсутствует, конечности свисают Снижен, некоторое сгибание конечностей Выражены активные движения
Рефлекторная возбудимость (реакция на носовой катетер или на раздражение подошв) Не реагирует Реакция слабо выражена (гримаса, движение) Реакция в виде движения, кашля, чихания, громкого крика 
Окраска кожи Бледность Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей  Розовая окраска всего тела и конечностей

Низкая оценка по шкале Апгар: причины и последствия

Причинами оценки от 0 до 4 баллов могут являться:

  • кислородная недостаточность ребенка во время беременности и в родах;
  • хроническая гипоксия;
  • физиологическая незрелость ребенка (вялость, пассивность, ребенок не реагирует на грязный подгузник, подолгу спит, требует есть реже, чем через каждые 3–4 часа).

При низкой оценке по шкале Апгар на 1 минуте жизни малыша очень важна прибавка 2 и более баллов к 5-й минуте жизни новорожденного. Это свидетельствует о благоприятной динамике. Но даже при этом ребенку с низкой оценкой в роддоме будет уделяться особое внимание врачей. Вполне возможно, что возникнет необходимость в лечении и последующем медицинском наблюдении.

Все дети хороши

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Хочется уточнить, что оценка по шкале Апгар – это не приговор и ни в коем случае не диагноз. Эти цифры необходимы докторам для того, чтобы оценить состояние малыша на данный конкретный момент – сразу же после рождения. Шкала Апгар не используется для прогнозов и не может служить ориентиром в детском здоровье».

Эксперт: Олеся Бутузова, врач-педиатр Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

–> –>

Диспансеризация детей до года – важный процесс, пренебрегать которым нельзя. Многие заболевания поддаются успешному лечению, если выявлены в младенчестве. Именно посещение обязательных врачей до года избавит малыша от серьезных проблем со здоровьем, когда он вырастет.

Диспансеризация предполагает ежемесячные визиты к докторам, которые необходимы для контроля над процессом развития новорожденного, наблюдения за его состоянием здоровья. Специалисты также отвечают на вопросы родителей, касающиеся ухода, кормления, гигиены, развития младенцев в возрасте до 1 года. Наблюдение осуществляется по родовому сертификату, который будущая мама получает, когда она еще беременна. Этот документ обязывает медиков и родителей провести ряд осмотров ребенка и взять у него основные анализы. План диспансерного наблюдения предусматривает, что ребенок должен проходить каждый месяц осмотры у педиатра, а также в определенные периоды посещать узких специалистов в детской поликлинике по месту прописки или частном медицинском центре.

Чтобы зарегистрировать ребенка в поликлинике, нужно принести страховой полис новорожденного и его свидетельство о рождении. Кроме того, во время осмотров нужны следующие вещи:

image

  • подгузник;
  • одноразовая впитывающая пеленка;
  • смена одежды для ребенка;
  • влажные и сухие бумажные салфетки;
  • соска, бутылочка.

График прохождения врачей до года (по месяцам)

image

В течение первого года жизни ребенку необходимо пройти 6 плановых осмотров. Первый – наблюдение и обследование в роддоме, а далее – в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев. При этом раз в месяц нужно ходить с ребенком к педиатру. Если вы обращаетесь в муниципальную поликлинику, то следует предусмотреть время визитов на так называемые «грудничковые дни», когда ведется прием только детей до года, чтобы снизить риск передачи инфекции от больных детей – здоровым.

Таблица плановых осмотров и анализов для ребенка до года

Возраст Врач Необходимые анализы
Новорожденный Педиатр Аудиологический скрининг (проверка слуха специальным прибором), неонатальный скрининг на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, адреногенитальный синдром и галактоземию      
1 месяц Педиатр, детский хирург, офтальмолог, невролог УЗИ органов брюшной полости, сердца, тазобедренных суставов, головного мозга (нейросонография), аудиологический скрининг    
2 месяца Педиатр
3 месяца Педиатр, травматолог-ортопед, невролог Аудиологический скрининг, общие анализы мочи и крови
4 месяца Педиатр
5 месяцев Педиатр
6 месяцев Педиатр, невролог, детский хирург Общие анализы мочи и крови
7 месяцев Педиатр
8 месяцев Педиатр
9 месяцев Педиатр, стоматолог Общие анализы мочи и крови
10 месяцев Педиатр
11 месяцев Педиатр
12 месяцев Педиатр, ЛОР, детский психиатр, детский хирург, офтальмолог, детский стоматолог Общие анализы мочи и крови, ЭКГ, анализ на уровень сахара в крови

Плановые осмотры специалистами ребенка до года

Помимо педиатра, ребенка должны осматривать узкие специалисты. Это необходимо для профилактики и ранней диагностики заболеваний, проверки уровня и темпов развития и др.

В первый год жизни ребенку необходимо пройти 6 осмотров в плановом порядке: в роддоме, и по месяцам – в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев.

В роддоме

Новорожденных детей в роддоме осматривает педиатр, который измеряет рост, вес, окружность груди и головы, проводит оценку по шкале Апгар. При отсутствии противопоказаний и при согласии родителей в первые сутки делается прививка против вируса гепатита В, на третьи – БЦЖ. На четвертые сутки проводится неонатальный скрининг (у недоношенных детей – на седьмые сутки). Он представляет собой обследование новорожденных по государственной программе с целью наиболее раннего обнаружения серьезных генетических болезней. При условии раннего обнаружения эти заболевания либо не развиваются далее, либо не дают осложнений. Скрининг выполняется путем забора крови из пятки ребенка и дальнейшего нанесения ее на тест-полоску, которая затем проверяется в лаборатории.

В 1 месяц

Педиатр измеряет рост и вес ребенка, окружность груди и головы, размеры большого родничка. Врач также должен осмотреть место прививки БЦЖ. Помимо педиатра, ребенку нужно пройти осмотры у детского хирурга, невролога, офтальмолога, сделать ряд УЗИ и аудиоскрининг. Рекомендуется сначала пройти УЗИ, с результатами которых затем идти к профильным специалистам. Если нет противопоказаний, то в этом возрасте также проводится повторная вакцинация от вируса гепатита В.

image

  • Детский хирург осматривает ребенка на предмет таких патологий, как грыжи, вывихи и т. д., оценивает особенности строения опорно-двигательного аппарата и скелета, осматривает наружные половые органы (для мальчиков).
  • Невролог получает от родителей информацию о поведении ребенка, оценивает нервно-психическое развитие. Если выявлены отклонения, то малыша относят к определенной группе риска.
  • Офтальмолог проверяет остроту зрения, оценивает то, как ребенок фокусирует взгляд на каком-то объекте. Также специалист проверяет состояние слезных протоков, глазных мышц, век, глазного дна.

В 3 месяца

Сначала следует сдать общий анализ мочи и общий анализ крови, пройти аудиологический скрининг, если он не проводился ранее либо его результаты вызывают сомнения. Затем с результатами нужно идти к педиатру, который измеряет большой родничок, вес и рост ребенка, окружность его головы и груди, осматривает место прививки БЦЖ.

image

  • Травматолог-ортопед проверяет, есть ли дисплазия, на основе осмотра и УЗИ тазобедренных суставов. Если данное заболевание вовремя не обнаружить и не лечить, ребенок, когда вырастет, может стать инвалидом.
  • Невролог проводит осмотр с целью оценки психомоторного развития.

В 6 месяцев

Необходимо сдать общий анализ мочи и общий анализ крови. С результатами нужно посетить педиатра, который, помимо стандартных замеров, осматривает ротовую полость и отмечает, сколько у ребенка уже имеется зубов. В возрасте полугода рекомендуется начать вводить прикорм. Педиатр предоставляет информацию об этом, отвечает на вопросы родителей, а также принимает решение о проведении вакцинации от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка и вирусного гепатита В.

Также врач даст направления к профильным специалистам.

  • Детский хирург осматривает малыша для выявления патологий развития скелета, опорно-двигательного аппарата и др.
  • Невролог проводит плановое сравнение психомоторного развития с нормами.

В 9 месяцев

Сначала ребенок должен сдать общий анализ крови и общий анализ мочи. Далее проводится стандартный осмотр педиатром. После него ребенок направляется к стоматологу, который:

image

  • оценивает, есть ли патологии на уздечке языка, языке, небном язычке, деснах;
  • консультирует родителей о гигиене полости рта, уходе за зубами, дает рекомендации о том, как уменьшить неприятные ощущения для ребенка в период прорезывания зубов.

В 1 год

Ребенку нужно сдать анализы крови – общий и на глюкозу – и общий анализ мочи. Ему также проводится ЭКГ – электрокардиография. С результатами анализов и обследования ребенка нужно отвести к педиатру, который проведет стандартный осмотр, сделает отметку о количестве зубов. В этом возрасте делается реакция Манту. Через трое суток оценивается результат. Затем делаются прививки от краснухи, кори, паротита. Кроме этого, ребенок посещает следующих специалистов:

image

  • отоларинголог (ЛОР) – осматривает уши, носовые ходы, горло, консультирует родителей по уходу за слизистыми для профилактики воспалений и простуд;
  • детский хирург – проводит осмотр живота (для исключения грыжи), наружных половых органов (у мальчиков);
  • детский психиатр – оценивает психическое развитие ребенка;
  • офтальмолог – осматривает глазное дно, оценивает остроту зрения (сравнивает с нормой), проводит проверку на косоглазие и назначает при необходимости коррекцию очками или лечение;
  • стоматолог – оценивает количество и состояние зубов, прикус.

В случае необходимости может быть назначено УЗИ.

Записаться на прием

image image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий