Плохое обращение с ребенком и недостаточный уход

10 июля 2020

К консультантам по грудному вскармливанию часто обращаются мамы со схожими вопросами. Один из самых популярных: «ребёнок сильно беспокоится у груди — с молоком что-то не так?»

В ответ на уточняющие вопросы про памперс и предложение высадить ребёнка мамы чаще всего недоумевают, при чём тут это, и иногда даже сердятся.

Мы постарались как можно более тезисно написать как раз о том, при чём же тут это.

Что такое высаживание?

Это способ помочь ребёнку расслабиться и сделать туалетные дела. Суть в том, что ребёнок, как и взрослые, чувствует позывы «в туалет», хотя и не знает ещё, что это и как с ними справиться.

Ощущение переполненного мочевого пузыря знакомо всем, и оно не из приятных. Высаживание направлено в первую очередь на то, чтобы облегчить ребёнку этот процесс, избавить от длительного дискомфорта и научить чувствовать и реагировать на сигналы собственного тела. Сам термин не очень удачный, потому что это скорее не «высаживание» на горшок, а «вывешивание» попы с рук взрослого — но, увы, он уже прижился.

Зачем?

Мой ребенок начинал орать примерно через полчаса — час после каждого кормления. И мог затем кричать непрерывно минут 30-40. Все заканчивалось либо тем, что я кормила его снова, либо он засыпал от усталости.

Многие дети беспокоятся, чувствуя позывы в туалет. А поскольку сосание одновременно стимулирует все выделительные процессы, чаще всего они испытывают это желание через несколько минут от начала кормления. При этом они начинают крутиться и ёрзать, особенно характерное — оттягивать сосок или крутить головой, не отпуская грудь, потом отпускать её и тут же захватывать снова, и так по кругу много-много раз.

С этим можно справляться двумя способами: можно много-много раз перекладывать ребёнка от одной груди к другой (смена положения отвлекает, и он ещё какое-то время будет нормально кормиться), а можно постепенно приучить его и себя распознавать такие сигналы: тогда он через некоторое время научится реагировать на них быстро, и вместо мучительных десятков минут верчения на груди с перерывами на поорать это будет занимать несколько секунд на пописать и кормиться спокойно дальше.

Очень часто именно это принимают за колики. Истинные колики — несколько часов нытья и плача с острыми приступами по несколько минут, часто в одно и то же время суток. А вот «распределённые» рыдания в течение всего дня, с определёнными промежутками между или связанные с кормлением, почти всегда на поверку оказываются желанием писать.

Как?

Здесь нужны картинки. Физиологичное положение для расслабления мышц малого таза, в котором легче всего опорожнить мочевой пузырь и кишечник — положение на корточках, или сидя с коленями выше попы. Дети первых месяцев жизни на сидение не способны, но комфортная поза та же самая — поэтому ноги приводятся в эту позицию мамиными руками. Это же положение сохраняется и для детей, умеющих сидеть и ходить.

image

Как понять, что он/она беспокоится именно от этого?

Попробовать высаживать! Если делать это регулярно, постепенно ты начнёшь замечать, как именно ребёнок проявляет беспокойство на эту тему.

У младенца первых 3-4 месяцев есть только физиологические потребности: воздух, вода, пища, сон, физиологический комфорт (в том числе чувство безопасности), экскреция (опорожнение и мочеиспускание). Воздух у него есть; вода, пища, сон и львиная доля телесного комфорта обеспечиваются сосанием груди; а вот экскреция как раз сильно упрощается с помощью высаживания.

Если коротко, то при любом беспокойстве ребёнка можно следовать этой схеме: Взять на руки. Дать грудь. Высадить. Попробовать отвлечь от причины беспокойства (и далее по кругу).

Если какой-то пункт не помог — переходим к следующему. Если ничего не помогает, можно попробовать отвлечь от причины беспокойства — в этот пункт попадают все укачивания, погремушки, разговоры и песенки, белый шум, успокаивающие травы, пеленания и все остальные советы добрых родственников.

Что делать, если я решила, что хочу сейчас высадить ребёнка?

— Оголить попу ребёнка

— Взять его под коленки в высаживательную позу, с грудью или без

— Подержать в этом положении над чем-то (над тазиком, раковиной, ванной, расстеленной пелёнкой и т. п.) в течение одной-двух минут (в первые дни можно держать чуть дольше, до 3-5 минут)

Можно приговаривать что-то вроде «псссь-псссь-пссс», можно включить белый шум или открыть воду, можно легонько похлопать по промежности, намекая, на какой части тела нужно сосредоточиться. Это поможет ребёнку связать твое намекающее действие с его ощущениями, и тогда через пару недель он начнёт быстрее понимать, что происходит и как ему реагировать.

И что должно произойти?

В этом положении детям легче: — пукать (до свидания, газоотводные трубочки!), — писать, — какать.

Процессы расположены по возрастанию их сложности для ребёнка (и заодно заметности результата для вас).

Какое-то время ребёнок может продолжать возиться и ёрзать: дискомфорт пока продолжается, а младенец ещё не понимает, какие мышцы расслабить. Как правило, опорожнение мочевого пузыря происходит, когда он перестанет ёрзать, затихнет и расслабится (или, наоборот, начнёт тужиться, если он хочет какать).

После всего ребёнок обычно или успокаивается, или прикладывается к груди и успокаивается. Если перед тем как забеспокоиться, он спал или засыпал, то после высаживания вполне может заснуть обратно прямо у вас на руках.

Посмотрите: на фото малышу 13 дней, и предыдущие десять минут он хныкал. Он очень напряжён в начале, но по мере ослабевания струи явно чувствует себя лучше, успокаивается и к концу уже почти спит.

image

А если ребёнок отказывается высаживаться?

Здесь есть три варианта.

1. Ему не подходит предложенная поза или место. Пробуй разные, постепенно выяснишь, какой вариант удобен именно тебе и твоему ребёнку.

2. Он не хочет. Это абсолютно нормально, учитывая, что мы действуем, в общем-то, наугад. Просто переходи к очередному пункту «схемы при любом беспокойстве»

3. Он хочет, но он не понимает, что ты ему предлагаешь. Такое бывает в самом начале высаживания и проходит за 2-3 недели регулярных высаживаний. Здесь помогает настойчивость: если ребёнок начинает вырываться через минуту, но ты уверена, что он хочет в туалет (проявляет характерное беспокойство или очень давно не писал) — отпусти, но повторяй попытки высадить через каждые 3-5 минут, пока не получится.

Как понять, что его/её пора высадить?

У каждого ребёнка свои сигналы. Наблюдай, и постепенно ты заметишь, какое беспокойство характерно для твоего ребёнка в этих случаях.

Типичные маячки для мамы, что младенец, возможно, хочет в туалет: — во время кормления он начинает возиться, сползает на сосок, выгибается, крутит головой и дёргает ногами, выплёвывает грудь и опять хватает, потом хнычет или даже плачет; — во время сна делает мелкие сосательные движения короткими сериями, несколько минут спит спокойно, потом опять сосёт; — явно хочет спать, но никак не засыпает; — просыпается с резким криком, не берёт грудь и ничем не успокаивается; — проявляет общее беспокойство, хотя вроде бы всё остальное в порядке.

Если ребёнок заходится криком, в этот момент высаживать обычно бесполезно. Точно так же рыдающие дети не берут грудь, пока немного не успокоятся. Успокой его чем-то отвлекающим — вода, шум, покачивание и т. п. — и потом пробуйте. Если не высадился, но ты видишь очень характерные сигналы — попробуй ещё раз минут через пять.

Что за чушь вы мне рассказываете!

Идея о том, что младенец может страдать из-за такой банальности, как необходимость ежедневно писать, для многих оказывается очень неожиданной и даже дикой. Рассказывая о высаживании как о способе облегчить материнские будни, мы слышали немало возражений самого разного рода. Возможно, наши ответы помогут тебе разобраться в своих мыслях или пригодятся в спорах.

  • Он прекрасно писает в подгузник, с чего бы его это беспокоило?

Это не означает, что он ничего не чувствует. Младенец, как и взрослый, ощущает дискомфорт от переполнения мочевого пузыря, ощущает вытекание мочи. Ему, как и взрослому, нужно для этого накопить мочу, а в нужный момент расслабить определённые мышцы — иначе дети писали бы не лужицами, а беспрерывно по капле в течение всего дня.

В силу ограниченной подвижности, ему сложно самому принять удобное положение, а в силу незрелости мозга — своевременно отреагировать на ощущение. Он сигналит об этом — точно так же, как и о голоде или потребности в безопасности. И, точно так же, сделать всё сам он пока не может, но в силах взрослых помочь ему справиться.

  • Я понаблюдала: орёт он много, но писает совершенно спокойно. Не думаю, что его может беспокоить это.

Да, туалетный дискомфорт ощущают не все дети. Но нередко наблюдатели попадаются в ловушку: плач и лужи на самом деле разделены во времени. Сквозь рыдания расслабиться невозможно, и даже очень чувствительным младенцам сперва нужно успокоиться. В большинстве случаев они сначала 10-40 минут маются, потом успокаиваются, и только после этого делают лужи.

  • Зачем просыпаться по ночам, если можно дать грудь и спать дальше?

Обычно вопросы начинаются, когда давать грудь приходится всю ночь напролёт. Работает это так: ребёнок забеспокоился — заёрзал, застонал, проснулся — приложился к груди — пососал, успокоился — уснул — высосанное молоко переработалось — писать захотелось ещё сильнее. Где-то в этой цепочке может находиться пункт «расслабился, пописал». Некоторые дети делают это в процессе кормления, некоторые — только когда мочевой пузырь заполнен до предела, но факт в том, что в результате ребёнок вынужден засыпать в гораздо менее комфортном состоянии, чем если предварительно пописал и выпустил всё накопившееся — так что он засыпает дольше, а просыпается раньше.

  • Ещё и ночью вставать и бегать в ванную каждый час?!
  • С ума сойти, какие сложности.

Простая арифметика: грудные дети в возрасте до полугода писают до 25 раз в сутки. И перед каждым разом они беспокоятся: кто-то по пять минут, кто-то все сорок… 20-25 раз в день по 10-20 минут — в сутки это 3-6 часов постоянного ёрзания или крика.

Если подловить ребёнка в начале беспокойства — время на каждый подход сокращается до нескольких минут.

Начиная высаживать своих детей по совсем другим причинам, мы не могли даже представить, насколько это облегчит жизнь взрослого, остающегося наедине с младенцем. Теперь, когда за плечами опыт наблюдения не за парой собственных детей, но за многими десятками младенцев с консультаций — мы думаем, что сложно переоценить его важность. Да, высаживание — новый навык, и на его освоение уходит некоторое время. Но в большинстве случаев через пару недель оказывается, что он уже сэкономил маме больше сил, чем вынудил потратить.

Анна Поспелова, Ольга Нугуманова

*********************

Если вы только начали задумываться о высаживании ребенка, но не знаете с чего начать — в нашем магазине Мамин Кит есть книга Ингрид Бауер «Жизнь без подгузников».

Бауэр Ингрид «Жизнь без подгузника» catad_tema Педиатрия — статьи Статьи Комментарии —>

ЖУРНАЛ «ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»

Опубликовано в журнале: «Практика педиатра», февраль 2010, с. 21-25

Д.А. Харламов, ведущий научный сотрудник ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий», канд. мед. наук, руководитель нервномышечного центра

Начиная с 1900 года выдающийся немецкий невролог Г. Оппенхейм описал состояния, наблюдавшиеся у детей раннего возраста, при которых основным проявлением была мышечная гипотония. С тех пор описано множество подобных заболеваний, а в 1958 году Гринфилд предложил термин «вялый ребенок» («floppy baby»).

Отечественные неврологи долгое время объясняли многие патологические состояния раннего детства «перинатальной энцефалопатией», «гипертензионно-гидроцефальным синдромом», травматическим поражением шейного отдела спинного мозга. До сих пор гипердиагностика указанных состояний объясняется малой доступностью в России тонких молекулярно-генетических, биохимических, морфологических методов исследования, позволяющих выявить многообразные группы заболеваний, иногда редких, которые протекают с выраженной мышечной гипотонией.

Клинические проявления симптомокомплекса «вялый ребенок»

Термин «вялый ребенок» применяется в отношении детей раннего возраста, у которых мышечная гипотония развивается в период становления основных моторных навыков.

Симптомокомплекс представлен однотипной картиной и обычно распознается на основе четырех клинических признаков. Часто уже в роддоме можно увидеть:

  • необычную «распластанную» позу;
  • снижение сопротивления в суставах при пассивных движениях;
  • увеличение амплитуды движений в суставах.

Несколько позже выявляется задержка моторного развития.

При неврологическом осмотре необходимо провести три простых пробы: тракцию за ручки в положении лежа, горизонтальное и вертикальное подвешивание.

При выявлении мышечной гипотонии в первую очередь целесообразно исключить курабельные соматические заболевания. Сначала выделяют следующие состояния:

  • сепсис, инфекционные заболевания (менингит, энцефалит);
  • врожденные пороки сердца;
  • заболевания эндокринной системы (гипотиреоз);
  • нарушения питания (мальабсорбция, недостаточность питания);
  • метаболические нарушения (ренальный тубулярный некроз, гиперкальциемия);
  • медикаментозные интоксикации матери (нейролептики, бензодиазепины, снотворные, сернокислая магнезия).

При исключении вышеперечисленных нарушений переходят к следующему этапу дифференциальной диагностики. Следует различать центральное и периферическое происхождение мышечной гипотонии. Чаще гипотония у новорожденных обусловлена поражениями центральной нервной системы (ЦНС) – на их долю приходится около 80% случаев; в 20% случаев встречается поражение моторной единицы, включая все ее элементы: от моторного нейрона до мышечного волокна.

При поражении ЦНС, как правило, гипотония в дальнейшем сменяется спастичностью, тогда как гипотония при поражении двигательной единицы сохраняется на протяжении всего времени болезни. Мышечная сила при центральной гипотонии может не снижаться или снижаться незначительно, тогда как при периферическом поражении она снижена значительно.

Выраженность сухожильных рефлексов также значительно различается: при центральном поражении она повышена, а при периферическом – снижена. Следует помнить, что иногда сухожильные рефлексы могут быть длительно угнетены при тяжелом гипоксическом поражении головного мозга. И напротив, нередко при врожденных структурных миопатиях рефлексы бывают нормальными или даже повышенными. Часто приходится ориентироваться на задержку редукции рефлексов новорожденных. Если наблюдается такая задержка, то перед врачом – случай нарушения ЦНС. При родовом поражении спинного мозга выраженность нарушений сухожильных рефлексов зависит от уровня травмы.

Атрофия мышц отмечается только при гипотонии периферического генеза, но в случаях заболевания младенцев она может отсутствовать. Для дифференциального диагноза важно выявить задержку психического развития, судороги, которые часто встречаются при центральном поражении.

Рассмотрим некоторые заболевания, наиболее часто приводящие к развитию мышечной гипотонии.

«Центральная» гипотония

Перинатальные поражения центральной нервной системы

У детей с умеренной или тяжелой гипоксически-ишемической энцефалопатией, родовой травмой или внутричерепным кровоизлиянием может наблюдаться гипотония, как одно из клинических проявлений поражения головного или спинного мозга. В таких случаях показана нейровизуализация (нейросонография, магнитно-резонансная томография). При тяжелой степени поражения угнетены сухожильные рефлексы, имеются нарушения дыхания, глотания. При такой симптоматике нередко врачу следует решить: не лежит ли в основе клинической картины патология нервно-мышечной системы? Практический опыт говорит о том, что на этом этапе диагностики особенно часто врачи пропускают наличие у ребенка врожденных миопатий.

Нарушения чувствительности (трудно диагностируемые у младенцев), отсутствие сухожильных рефлексов, задержка мочи, снижение тонуса сфинктера заднего прохода служат важными дифференциально-диагностическими признаками перинатального поражения спинного мозга. Важно не пропустить экстрамедуллярное кровоизлияние, которое требует экстренного хирургического вмешательства. В этом случае в уточнении диагноза помогает магнитно-резонансная томография.

Органические ацидурии

Органические ацидурии (ацидемии) – группа наследственных заболеваний, обусловленных нарушением обмена органических кислот и их накоплением в биологических жидкостях. Эти заболевания проявляются вялостью, сонливостью, нарушениями дыхания. Часто наблюдаются судороги, рвота, отказ от еды, нарушение стула, обезвоживание. Для течения ацидурий характерны светлый период и дебют клинических проявлений после смены режима питания, голодания или жировой нагрузки, приступообразное течение. Из лабораторных признаков диагностике помогают анемия, тромбоцитопения, лейкопения, гипогликемия, метаболический ацидоз, повышение уровня трансаминаз. В специализированных лабораториях возможно исследование уровня органических кислот в моче.

Общие принципы лечения органических ацидурий следующие: ограничение белка в пищевом рационе, применение витаминов (биотин, тиамин), левокарнитина, глицина. Следует отметить, что в случаях ранней диагностики и адекватной терапии у многих больных заболевание принимает благоприятное течение.

Доброкачественная врожденная гипотония

Доброкачественная врожденная гипотония – диагноз исключения. Этот термин применим к детям, у которых при рождении и в младенчестве отмечается гипотония, а в дальнейшем наблюдается нормальный мышечный тонус. В конечном итоге по моторному развитию эти дети не отстают от сверстников. Однако иногда в раннем возрасте подобным пациентам ставят диагноз «атонически-астатическая форма детского церебрального паралича». У этих детей чаще, чем в популяции в целом, встречаются гиперактивность и синдром дефицита внимания.

«Периферическая» гипотония

Спинальная мышечная атрофия Верднига-Гоффмана

Спинальная мышечная атрофия – это прогрессирующее заболевание клеток переднего рога спинного мозга. Причины заболевания, вероятно, связаны с нарушением процессов апоптоза (программируемой клеточной гибели). Наследование спинальной мышечной атрофии аутосомно-рецессивное. Спинальная мышечная атрофия первого типа (ВерднигаГоффмана) дебютирует у новорожденных с проявления мышечной гипотонии. В грудном возрасте заболевание проявляется тем, что ребенок не может сидеть. Лицевая мускулатура не поражена, сохраняется хорошая мимика. Позже могут присоединиться фасцикуляции языка (быстрые подергивания пучков мышечных волокон). Характерно снижение общей двигательной активности. Сухожильные рефлексы угнетены.

При электронейромиографии выявляется характерный признак – так называемый «ритм частокола». В настоящее время диагноз в 95% случаев подтверждается при молекулярно-генетическом исследовании.

Лечение до сих пор неэффективно. Но в последнее время впервые появилось патогенетическое лечение — вальпроевая кислота. В настоящее время этот метод терапии проходит испытания. Предварительные данные пока противоречивы.

Врожденные структурные миопатии

Врожденные структурные миопатии – гетерогенная группа генетически детерминированных заболеваний с разными типами наследования и многообразием вариантов течения. Общими проявлениями врожденных структурных миопатий, как правило, считаются ранний дебют (с рождения или с первых месяцев жизни), генерализованная мышечная гипотония, снижение или отсутствие сухожильных рефлексов, атрофия мышц и структурные аномалии скелета. Однако иногда при врожденных структурных миопатиях дебют заболевания может произойти не только с рождения, но и в раннем детском, и в юношеском возрасте, и даже у взрослого человека. Как правило, данная группа заболеваний плохо диагностируется, и большинство детей наблюдается с диагнозом атонически-астатической формы детского церебрального паралича или с диспластическими кифосколиозами неизвестной этиологии.

Ранний дебют в период младенчества характерен для немалиновой миопатии, которая имеет три формы:

  • пренатальная, очень тяжелая форма;
  • типичная врожденная, обычно медленно прогрессирующая форма;
  • поздняя форма.

При пренатальной форме ребенок рождается с отсутствием спонтанных движений и самостоятельного дыхания, иногда встречаются контрактуры суставов. Как правило, дети так и не начинают самостоятельно дышать. Прогноз неблагоприятный. Начало типичной формы аутосомно-рецессивной немалиновой миопатии обычно отмечают у младенцев. Гипотония отмечается с рождения. Болезнь сопровождается нарушениями глотания и дыхания. Течение медленно прогрессирующее.

Среди врожденных структурных миопатий наиболее распространена болезнь центрального стержня – медленно прогрессирующее заболевание. Она может дебютировать в раннем возрасте, поэтому важно установить точный диагноз. Патогенетическое лечение отсутствует. Однако установление диагноза до того, как ребенок начнет принимать вертикальное положение, может предотвратить тяжелое осложнение – сколиоз, который при доброкачественном течении может стать основным инвалидизирующим фактором.

Врожденные мышечные дистрофии

Врожденные мышечные дистрофии – гетерогенная группа наследственных нервномышечных заболеваний, для которых характерна мышечная гипотония и слабость, множественные симметричные контрактуры крупных суставов и относительно стабильное или прогрессирующее течение. Характерной морфологической особенностью поврежденной скелетной мышцы служат изменения ее ткани, напоминающие прогрессирующую мышечную дистрофию: атрофия мышечных волокон с расширением и фиброзом эндомизия, а также с разрастанием жировой ткани. Тяжесть заболевания значительно варьируется. При магнитно-резонансной томографии головного мозга часто выявляется гипомиелинизация, которая характерна для дефицита альфа-2-ламинина.

В диагностике врожденных структурных миопатий и врожденных мышечных дистрофий наиболее информативна мышечная биопсия. Причем диагноз часто устанавливается с помощью иммуногистохимических методов исследования. При исследовании биоптатов мышечной ткани у 52% пациентов с врожденными структурными миопатиями и у 27% при врожденных мышечных дистрофиях выявляются признаки митохондриальной дисфункции.

Энерготропная терапия

В Московском НИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий проводятся исследования эффективности лечения пациентов с врожденными заболеваниями нервной и нервно-мышечной систем препаратами, улучшающими работу дыхательной цепи митохондрий. При лечении нервно-мышечных заболеваний с положительным эффектом применяется следующая схема лечения:

  • левокарнитин (20–30 мг/кг в сутки);
  • коэнзим Q10 (30–60 мг/сут);
  • лимонтар (10 мг/кг в сутки по янтарной кислоте);
  • витамины группы В (В1, В6, В12).

В настоящее время применяется удобная форма левокарнитина – препарат Элькар, который может быть назначен с первых дней жизни. Пациенты принимают комплексную терапию (в том числе Элькар) в течение 2 месяцев, затем делается двухмесячный перерыв, после чего курс лечения повторяется. Анализ клинических данных демонстрирует существенное улучшение у большинства больных со структурными миопатиями и почти у всех пациентов с врожденными мышечными дистрофиями. При отсутствии эффективных этио-патогенетических методов лечения предложенная схема терапии позволяет (иногда значительно) улучшить качество жизни пациентов с мышечной гипотонией, дебютировавшей в раннем возрасте.

1 февраля 2010 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ) Если Вы медицинский специалист, войдите или зарегистрируйтесь Связанные темы: Педиатрия — статьи Значение хронодиагностики и хронотерапии для оптимизации лечения детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы Оценка эффективности применения гопантеновой кислоты у детей с задержкой психического развития Применение деанола ацеглумата при лечении неврастении у подростков со школьной дезадаптацией ​ Что такое «Кидз (Kidz) Умная омега» ​Новые возможности для детей и подростков с ДЦП Эффективность Канефрона Н у детей с дизметаболической нефропатией с оксалатно-кальциевой кристаллурией Результаты лечения детей с хроническим тонзиллитом препаратом Тонзилгон Н Осень в практике участкового педиатра. Сезонные проблемы. Пути решения Расстройства баланса натрия и его коррекция у детей с тяжелой сочетанной травмой Тактика ведения детей с затяжным кашлем Концепция профилактики респираторных инфекций у часто болеющих детей

Роды индуцируются определенным соотношением нескольких гормонов. Женщина находится под воздействием своего рода «гормонального взрыва». Разумеется, изменяющееся гормональное состояние оказывает влияние также и на нервную систему.

Известно, что у рожающей женщины высок уровень окситоцина. Окситоцин — противострессовый гормон. Уровень окситоцина повышается от поглаживаний кожи, в процессе сексуальной активности, во время родов и в течение периода грудного вскармливания. Окситоцин – гормон благополучия. Если у человека все хорошо и спокойно, уровень окситоцина в его крови выше. Обычно кормящая мама спокойна и расслаблена. Это скорее свидетельствует о «правильном» течении послеродового процесса, чем о каких-то негативных изменениях в организме родившей женщины.

В регулировке лактации тоже принимает участие гормон пролактин. Пролактин отвечает за выработку молока, разумеется, его уровень в организме повышается в процессе лактации. Известен обезболивающий эффект пролактина, что способствует снижению чувствительности кормящей мамы к внешним раздражителям.

У психологов есть интересный термин — «послеродовый блюз» Это определенное адаптивное состояние психики, подстраивающегося под изменившиеся обстоятельства человека.

Согласно зарубежным исследованиям, вероятность блюза или даже послеродовой депрессии выше у тех мам, которые испытывают проблемы с грудным вскармливанием или вообще не кормят грудью. Если женщина испытывает боль при кормлении, ее психологическое состояние обоснованно сложное.

Поэтому так важно при проблемах и трудностях как можно раньше обращаться за помощью и поддержкой к опытным мамам и специалистам по лактации.

Исследование

В 2012 году белорусский психолог и консультант по грудному вскармливанию Ольга Бабаян провела работу по изучению эмоционального состояния кормящей женщины и степенью благополучия ее грудного вскармливания. Обнаружилась тесная связь. Чем выше субъективная оценка женщиной своего эмоционального состояния (настроения), тем ближе она к благополучию грудного вскармливания и наоборот, чем благополучнее грудное вскармливание, тем выше субъективная оценка женщиной своего эмоционального состояния.

Исходя из предположения о том, что благополучное грудное вскармливание и эмоциональное состояние женщины тесно взаимосвязаны, если помочь матери наладить лактацию, она сможет получать удовольствие от естественного вскармливания и ее эмоциональное состояние, ее настроение будут преимущественно положительными. А это, в свою очередь, будет способствовать гармоничному становлению и развитию полноценной личности ребенка.

Поскольку мы знаем, что кормить грудью естественно, при возникновении проблем и закономерного снижения настроения, может возникнуть еще и чувство вины. На помощь придут консультанты по ГВ, способные помочь с налаживанием кормлений. Есть альтернативные кормлению из груди способы – кормление сцеженным молоком, кормление донорским молоком. Вероятно, это будет решением текущего момента, а через какое-то время ситуация наладится.

Немедикаментозное лечение психологических проблем, рекомендуемое зарубежными специалистами по грудному вскармливания, состоит в следующем:

  1. Омега-3 жирные кислоты;
  2. Регулярные физические упражнения;
  3. Физиотерапия;
  4. Травы отдельно и в сборах (неоднозначный способ, так как не все лекарственные травы приемлемо употреблять при кормлении грудью).
Проблема Способ решения

Мама ограничена в перемещениях

Использование слинга/эргономичного рюкзака

Частые кормления

Оптимизация режима и поз, позволяющая читать/смотреть фильмы и т.п.

Сложности со сном у мамы

Сон днем, подбор удобной позы для кормления

Невозможность концентрироваться на делах, не касающихся ребенка

Записки, напоминания. Важно помнить, что это временное состояние

Социализация, работа

Занятие новыми видами деятельности, связанными с детьми – магазины. Организация занятий и праздников и т.п

Полина Лыкова Врач, консультант по лактации, член АКЕВ Преподаватель курса ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию

Описание
Плохое обращение с ребенком – физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку. Недостаточный уход за ребенком – ситуация, когда ребенок недостаточно обеспечивается питанием, одеждой, не получает необходимой поддержки и любви.

В России эта проблема только начинает изучаться и поэтому недостаточно исследована, однако она существует. Так, по статистике в США от плохого обращения или недостаточного ухода каждый год страдает больше миллиона детей. Ежегодно около 20% детей, подвергающихся физическому насилию, получают необратимые физические повреждения, и приблизительно 1200 от них умирают. Большинство этих детей младше 5 лет, и почти 50% – младше 1 года. До 200 000 детей каждый год испытывают сексуальное насилие или домогательства. Взрослый, подвергающий ребенка сексуальному насилию или досаждающий ему, часто связан с ним близкими родственными узами. Половой контакт между ребенком и близким кровным родственником называется инцестом (кровосмешением).

Около 25% случаев плохого обращения и недостаточного ухода касается детей младше 2 лет. Мальчики и девочки страдают одинаково часто. Случаи недостаточного ухода отмечаются примерно в 10-15 раз чаще, чем плохое обращение, хотя обычно они сопутствуют друг другу. Недостаточный уход за детьми чаще встречается в семьях с низким материальным уровнем.

Симптомы
Плохое обращение может вести к заметным изменениям поведения как ребенка, так и человека, подвергающего его насилию. Например, родитель не проявляет беспокойства по поводу очевидных физических травм ребенка и может отказываться рассказать врачу или друзьям, как произошло повреждение; каждый раз при новом пересказе описание события изменяется. Часто травма бывает необычной для возраста ребенка.

У ребенка, неоднократно подвергающегося физическому насилию, могут быть одновременно видны следы свежих и старых травм. Часто очевидны ушибы, ожоги, рубцы или царапины. На руках или ногах могут быть заметны следы ожогов горячей жидкостью или сигаретой; могут присутствовать тяжелые повреждения полости рта, глаз, головного мозга или внутренних органов, но они, как правило, не видны. Нередко у ребенка имеются признаки переломов костей.

У маленького ребенка после сексуального насилия вследствие физического повреждения возможен дискомфорт при ходьбе или в положении сидя. Могут развиваться инфекция мочевыводящих путей или заболевание, передаваемое половым путем; у девочек появляются выделения из влагалища. Зачастую никакие физические повреждения не видны, однако ребенок раздражителен или напуган, вздрагивает во сне. Поскольку ребенку нередко угрожают, что если он сообщит о случившемся, то подвергнется новому насилию, врачу, представителям органов правопорядка и родственникам не всегда легко узнать от ребенка что-либо.

При плохом обращении ребенок может быть истощен, измучен и неопрятен, плохо одет. В крайних случаях он может жить один или с братом или сестрой без опеки взрослых. В результате плохого обращения дети могут умереть от голода и холода.

Некоторые родители не следят за тем, чтобы ребенок получал профилактическую стоматологическую помощь, иммунизацию и посещал плановые приемы у педиатра. Такие родители часто поздно обращаются за медицинской помощью, когда ребенок болен.

При плохом обращении и недостаточном уходе ребенок часто отстает в физическом и психическом развитии. Дети первого года жизни, лишенные родительской любви, могут казаться неэмоциональными или не интересующимися окружающим. Иногда им ошибочно ставят диагноз умственной отсталости или соматического заболевания. Социальные и речевые навыки могут быть не развиты из-за недостаточного внимания. Маленький ребенок может быть недоверчив, застенчив и обычно старается своим поведением «угодить» взрослым. Старшие дети нерегулярно посещают школу или плохо успевают. Им трудно завязать отношения с другими одноклассниками и преподавателями.

Когда обратиться к врачу

При обнаружении у ребенка следов побоев, плохого или грубого отношения, сексуального насилия.

Причины
Плохое обращение обычно связано с тем, что родители или опекуны не могут контролировать свои эмоции и импульсы. Приводим четыре фактора, которые делают такую потерю контроля над собой более вероятной:
  • психологические нарушения у родителей, например расстройства личности или низкая самооценка, злоупотребление наркотиками или алкоголем;
  • ребенок отличается от других (раздражительный, требова­тельный, гиперактивный или имеет физические недостатки);
  • недостаточная эмоциональная поддержка со стороны семьи, соседей или друзей;
  • кризис в семье, например потеря денег или работы.

Недостаточный уход часто встречается в тех семьях, где много проблем. Злоупотребление наркотиками или алкоголем, хроническое заболевание у кого-либо из членов семьи может вызывать финансовые затруднения, которые приводят к тому, что ребенок неадекватно питается, уход и внимание к нему недостаточны. Уход из семьи одного из родителей может способствовать недостаточному уходу за ребенком со стороны другого.

Диагностика

Диагностировать плохое обращение с ребенком часто приходится педиатру по косвенным признакам и свидетельствам.

Лечение

Разрешение этой ситуации осуществляется совместно с социальными службами.

При плохом обращении и недостаточном уходе ребенку может быть необходима госпитализация. Работники социальной службы оценивают ситуацию в семье. Социальные работники, психиатр и педиатр совместно планируют и обеспечивают уход за ребенком.

Врачи и медсестры в соответствии с законом должны немедленно сообщать о случаях плохого обращения с ребенком или недостаточного ухода в органы защиты прав детей. Незамедлительно сообщать о подобных случаях должны и все те, кто несет ответственность по роду работы за детей младше 18 лет: преподаватели школ, работники детских садов, милиция и юридические органы. Граждан также просят сообщать, если им известно о случаях плохого обращения или недостаточного ухода или они подозревают это, но по закону они не обязаны это делать.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий