Период новорожденности: характеристика, особенности

image

О цветах детского кала

13.07.202109:3013.07.2021 09:30:24 image Какашки, особенно, на первом году жизни пристально изучаются мамами и педиатрами Но из всех цветов нас более всего обеспокоят три: красный, чёрный и белый Красный бывает при кровотечении из нижних отделов кишечника Это могут быть прожилки, капли, либо кровь, перемешанная с калом Чёрный бывает при кровотечении из желудка и пищевода – гемоглобин крови окисляется и приобретает такой цвет Белый бывает при непоступлении желчи в кишечник, что является признаком непроходимости желчных путей или гепатите Все три ситуации могут требовать госпитализации ребёнка для оказания неотложной медицинской помощи

Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан

Задержка внутриутробного роста и развития плода (ЗВУР) является актуальной проблемой, из-за сохраняющегося высокого уровня перинатальной заболеваемости, всегда предшествующей и часто приводящей к различной патологии периода новорожденности и детского возраста [1,2].

По данным экспертов ВОЗ, первое ранговое место в структуре перинатальной смертности принадлежит внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах, которые составляют около 48%, при этом 1,0-1,5% родившихся детей (по данным зарубежных и отечественных авторов) переносят асфиксию плода средней или тяжелой степени с развитием последующей гипоксически-ишемической энцефалопатии и поражением других органов [1,7].

Статистические данные свидетельствует, что от 5 до 17% детей, рожденных живыми, в числе которых более двух третей недоношенных, развиваются внутриутробно с отставанием от гестационного срока. Смертность среди доношенных детей с ЗВУР в 3-10 раз превышает таковую у новорожденных с нормальным физическим развитием [1,2].

Задержка развития может вести к изменению функции органов и систем вследствие нарушения постнатальной адаптации и негативно влияет на развитие ребенка на последующих этапах онтогенеза. ЗВУР считается одной из наиболее частых причин нарушений адаптации новорожденного в неонатальном периоде, высокой заболеваемости, способствует нарушению становления функций головного мозга, сердечно-сосудистой и других систем, росту соматических и нервно-психических заболеваний у детей. В последующие годы жизни у этой группы детей выявляется большая частота отклонений как физического, так и психомоторного развития [3,8].

У доношенных новорожденных с внутриутробной гипотрофией период ранней адаптации в 69% случаев протекает осложнено, преимущественно с поражением центральной нервной и сердечно-сосудистой системы [6].

Адаптационный период у недоношенных детей с задержкой развития протекает более напряженно, чем у детей, соответствующих своему гестационному возрасту. Гипоксия во время беременности и родов способствует более низкой оценке по шкале Апгар при рождении. Почти все недоношенные дети с задержкой внутриутробного развития рождаются в тяжелой и среднетяжелой степени асфиксии вследствие более неблагоприятного течения антенатального периода, родов, а также чаще и более продолжительно нуждаются в проведении реанимационных мероприятий [4,5,9].

Тяжесть состояния новорожденных со ЗВУР в первую неделю жизни обусловлена, в основном, перенесенной внутриутробной и интранатальной асфиксией, которая способствует появлению различных неврологических нарушений и неустойчивости метаболических процессов.

В связи с изложенным, анализ особенностей антенатального периода у новорожденных детей с задержкой внутриутробного роста и развития, родившихся в асфиксии представляют научный и практический интерес.

Целью исследования явилось изучение особенностей течения адаптационного периода у новорожденных с задержкой внутриутробного роста и развития, родившихся в асфиксии.

Материал и методы исследования. Под нашим наблюдением находились 113 новорожденных с задержкой внутриутробного роста и развития. Обследованные новорожденные были разделены в 2 группы: I основную группу составили – 58 новорожденных с ЗВУР, родившихся в асфиксии, а II группу сравнения – 55 новорожденных с ЗВУР, родившихся без признаков асфиксии. Клинические исследования проводились в Республиканском Перинатальном Центре и в Городской детской больнице №5 г. Ташкента. С целью изучения особенностей антенатального периода был проведен анализ историй родов, историй развития новорожденных и историй болезни новорожденных.

Оценка состояния новорожденных проводилась по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах жизни. Морфофункциональная и нейро-мышечная зрелость новорожденных оценивалась по шкале Ballard.

Результаты и обсуждение. Среди обследованных новорожденных число доношенных детей было больше во II группе 32,7% (18), чем в I 15,6% (9). Число недоношенных детей преобладало в основной (I) группе 84,4% (49), во II группе количество детей родившихся недоношенными также было значительным – 67,3% (37).

Недоношенных детей I группы, родившихся со сроком гестации 28-32 недель было 48,9%, 33-35 недель-34,7%, 36-37 недель-16,3%. Во II группе недоношенных новорожденных детей со сроком гестации 28-32 недель было значительно меньше, что составило 11,4%. Со сроком гестации 33-35 недель в этой группе родилось 40,0%, 36-37 недель 48,6%.

Отсюда видно, что среди детей, родившихся с ЗВУР в асфиксии, рождается больше новорожденных с малым гестационным возрастом по сравнению с детьми с ЗВУР, родившимися без асфиксии.

Нами был произведен анализ физического развития наблюдаемых детей. Средняя масса тела при рождении среди новорожденных детей I группы составила 1544,874±58,91 г, а среди новорожденных II группы 1876,69±60,3 (Р<0,001).</p>

В I группе новорожденные с экстремально низкой массой тела при рождении встречались – в 12,1±4,4%, с очень низкой массой тела в 43,1±6,7% случаев, во II группе соответственно в 5,5±3,3% и 18,2±5,6%, что имело достоверные отличия p<0,5 и p<0,01. Дети с массой тела при рождении 1500-2500 гр почти в 2 раза чаще встречались во II группе 80,0±5,8%, чем в I 44,8±6,8% (Р<0,001).</p>

Средние показатели длины тела у новорожденных основной группы составили 40,26±0,6см, а во II группе 44,1±0,5 см (p<0,001). Окружности головы и груди в I группе в среднем составили 28,7±0,4 см и 26,2±0,4 см, во II соответственно 30,4±0,3 см и 27,1±0,3 см, что не имело достоверных различий.</p>

Среди 58 новорожденных основной группы – у 31 (53,4±6,8%) детей диагностирована гипотрофическая, у 21 (36,2±6,5%) – гипопластическая, а у 6 (10,3±4,1%) – диспластическая форма задержки внутриутробного развития. В группе сравнения гипотрофическая форма была диагностирована у 33 (66,0±7,1%), гипопластическая форма у 12 (21,8±6,0%) и диспластическая форма у 2 (3,6±2,7%) новорожденных. Из этого следует, что диспластическая форма ЗВУР, среди детей, родившихся в асфиксии, встречалась в 2,6 раза чаще, чем среди новорожденных со ЗВУР, родившихся без асфиксии.

В I группе новорожденных средняя оценка по шкале Апгар на 1-й минуте жизни составила 3,67±0,1 балла, на 5-й минуте жизни 4,78±0,1 балла. Новорожденные дети II группы родились без признаков асфиксии.

Новорожденные с диспластической и гипопластической формой ЗВУР в основном рождались в асфиксии тяжелой степени, соответственно 44,5%.

Из общего числа новорожденных основной группы 70,7±6,2% детей при рождении нуждались в реанимации. Реанимационные мероприятия в виде отсасывания слизи из верхних дыхательных путей, тактильной стимуляции, подачи увлажненного кислорода проводились детям с гипопластической формой в 76,2±6,1%, с диспластической формой в 66,7±6,4%, а с гипотрофической формой в 58,1±6,7% случаев.

В более глубоких реанимационных мероприятиях в виде искусственной вентиляции легких, в непрямом массаже сердца, введении адреналина, заменителей объема циркулирующей крови нуждались с диспластической (50±6,8%) новорожденные и с гипотрофической формой ЗВУР (6,5±3,3%).

На 5-й минуте жизни у всех обследованных новорожденных детей основной группы жизненные показатели улучшились, однако еще 33,3±6,4% детям с диспластической формой ЗВУР продолжались реанимационные мероприятия. Следует отметить, что в основной группе к 5-й минуте жизни у 1/3 всех детей сохранялось состояние асфиксии тяжелой степени тяжести.

Новорожденные исследуемых групп имели различные по степени выраженности нарушения процессов адаптации в раннем неонатальном периоде.

Наши исследования показали, что новорожденные I группы в 4 раза чаще рождались в крайне тяжелом состоянии – 46,6±6,8%, чем во II – 10,9±4,5% (Р<0,05). Новорожденные дети II группы чаще рождались в тяжелом состоянии – 81,8±5,6%, а в I – 58,6±6,7% (Р<0,02). В среднетяжелом состоянии родилось только 7,3±3,7% новорожденных из II-ой группы.</p>

При анализе состояния при рождении по вариантам ЗВУР, мы выявили что, среди новорожденных основной группы в крайне тяжелом состоянии рождались чаще дети с диспластической формой 66,7±6,4%, чем с гипопластической 42,9±7,1% и гипотрофической 41,9±6,7% формой. В тяжелом состоянии в равных количествах рождались дети с гипотрофической и гипопластической формой ЗВУР, соответственно 58,1±6,7% и 57,1±7,1%. С диспластической формой 33,3±6,4% детей рождались в тяжелом состоянии.

Из группы сравнения 15±5,2% новорожденных с гипопластической формой и 9,1±3,9% с гипотрофической формой ЗВУР рождались в крайне тяжелом состоянии. В тяжелом состоянии в преобладающем количестве родились дети с диспластической и гипопластической формой 100% и 70,0±6,6%, чем с гипотрофической формой 63,6±6,5%. В этой группе двое детей с гипопластической и гипотрофической формой рождались в среднетяжелом состоянии.

Более половины новорожденных детей основной группы 55,2±5,3% сразу после рождения были помещены в кувезы, а в группе сравнения всего лишь 28,0± 4,04% (p<0,01).</p>

Новорожденные, из основной группы, родившиеся с гипопластическим и гипотрофическим вариантом ЗВУР в равных количествах 61,9±7,0% и 61,3±6,6, а дети с диспластическим вариантом в 50±6,8% случаях нуждались в кювезном содержании.

Анализ кювезного содержания новорожденных из группы сравнения показал, что 100% (2) детей с диспластическим вариантом, а также 35,0±6,9% с гипопластическим и 21,2±5,6% с гипотрофическим вариантом нуждались в тепловом содержании.

Число кислородозависимых детей также было больше в основной группе 60,3±6,7%, чем в группе сравнения 21,8±6,0% (p<0,05).</p>

Число кислородозависимых детей значительно больше было выявлено у детей с гипопластическим вариантом в основной группе 90,5±4,2%, среди них ИВЛ проводилось 28,6±6,5% детям, на SPAP аппарате находились 52,4±7,2%, остальным кислород давался свободным потоком через маску. Новорожденные с гипотрофическим вариантом в 64,5±6,5% случаях нуждались в кислороде, из них всего лишь 13±4,6% проводилась ИВЛ и 32,3±6,4% детей находились в SPAP аппаратном режиме.

Из группы сравнения всего лишь 15±5,2% детей с гипопластическим вариантом и 9,1±3,9% детей с гипотрофическим вариантом нуждались в кислороде, который давался через маску свободным потоком.

Нарушения микроциркуляции (бледность, мраморность кожных покровов, венозная сеть, акроцианоз, отёки, либо пастозность) наблюдалось в обеих группах в равных количествах, однако, эти симптомы сохранялись в основной группе в 2 раза дольше до 15-19 суток, чем в группе сравнения до 8-10 суток.

Нами был проведен анализ показателей максимальной убыли массы тела у обследованных новорожденных в зависимости от варианта ЗВУР (табл. 1).

Установлено, что у всех детей, родившихся с задержкой внутриутробного роста и развития, адаптационные процессы были нарушены и характеризовались большей потерей массы тела (более 6%) по отношению к первоначальной. Максимальная убыль массы тела достоверно выше наблюдалась у новорожденных с ЗВУР, родившихся в асфиксии (p<0,5), чем у детей, родившихся без признаков асфиксии. Также следует отметить, что длительность периода восстановления первоначальной массы тела была значительно больше у детей основной группы. Более длительное время для восстановления массы тела потребовалось детям основной группы с гипопластическим вариантом (25,4±1,4дней), что достоверно больше, чем в группе сравнения (16,3±0,7) дней.</p>

Методы вскармливания и сроки восстановления сосательного рефлекса представлены в табл. 2.

Таблица 1. Характеристика максимальной убыли массы тела у новорожденных с различными вариантами ЗВУР

Примечание: *- достоверность различий между группами p<0,5</p>

Наши исследования показали, что достоверно больше детей (43,6%) из группы сравнения были приложены к груди сразу после рождения, а в основной группе, в связи с тяжестью состояния, только 17,2% новорожденных были приложены к груди на второй день после стабилизации состояния. На зондовом кормлении достоверно больше находились дети основной группы 70,7% (41), чем новорожденные группы сравнения 45,5% (25). Из основной группы 14 (24,1%) новорожденным проводилось полное парентеральное кормление. Большинство детей, находящихся на полном парентеральном питании, родились с очень низкой массой при рождении (ниже 1000 гр). Количество детей, находящихся на зондовом и парентеральном кормлении по каждому варианту ЗВУР в основной группе значительно преобладало, чем в группе сравнения. Все новорожденные обеих групп, находящиеся на зондовом кормлении получали материнское молоко. В группе сравнения мы также наблюдали 3 случая искусственного вскармливания с рождения.

Кроме того, восстановление сосательного рефлекса происходило быстрее у детей из группы сравнения (18,7±1,1), чем у детей основной группы (26,05±1,6). К возрасту 1 месяца 1/4 детей из группы сравнения и 1/3 детей из основной группы продолжали вскармливаться через зонд.

Нами также был проанализирован характер желтушного синдрома у наблюдаемых новорожденных (табл. 3).

Таблица 2. Методы вскармливания и сроки восстановления сосательного рефлекса у обследованных новорожденных с ЗВУР

Примечание: *- достоверность различий между группами p<0,001; p<0,5</p>

Таблица 3. Характеристика длительности желтухи и уровня билирубина у новорожденных с ЗВУР

Примечание: *- достоверность различий между группами p<0,5; p<0,001</p>

Как видно из представленных данных, у всех обследованных новорожденных детей желтуха имела больше конъюгационный характер. У новорожденных основной группы наблюдался более длительный желтушный период 19,15±1,04, чем у детей группы сравнения 15,69±0,7. Анализ уровня билирубина показывает, что уровень непрямого билирубина достоверно выше у новорожденных из группы сравнения (153,11±6,85 мкмоль/л), чем у детей основной группы соответственно (118,57±6,25 мкмоль/л).

Уровень прямой фракции билирубина достоверно выше у новорожденных из основной группы (37±3,6 мкмоль/л), чем у детей из группы сравнения (15,25±0,18 мкмоль/л). Характер указанных изменений, по всей видимости, связан с гипоксическим воздействием на печень у новорожденных детей, родившихся в асфиксии.

Таким образом, течение адаптационного периода у новорожденных с задержкой внутриутробного периода, родившихся в асфиксии по сравнению с детьми, родившимися без асфиксии, характеризуется более низкими компенсаторно-приспособительными реакциями. В более глубоких и длительных реанимационных мероприятиях нуждаются дети с диспластическим и гипопластическим вариантом ЗВУР. Клинические проявления дизадаптационных механизмов в 2 раза дольше сохранялись у новорожденных с ЗВУР, родившихся в асфиксии. Сохранение желтушности, восстановление первоначальной убыли массы тела и установление самостоятельного грудного вскармливания у новорожденных детей с задержкой внутриутробного развития, особенно при диспластическом и гипопластическом вариантах требует более длительного периода.

При рождении ребенок физически отделяется от матери. В то же время он остается несамостоятельным биологически, так как его организм не способен выполнять жизненно важные функции. В течение первых 6-8 недель он занимает промежуточное положение между внутриутробным и постнатальным периодом жизни. Этот промежуток рассматривают как переходный этап от одного типа развития к другому.

Особенности кризиса у грудничка до года

Признак кризиса новорожденности – снижение массы тела ребенка в первые дни жизни. В этот период:

  • перестраиваются физиологические функции: дыхание, терморегуляция, выделение, питание;
  • на недостаточно зрелую нервную систему воздействует большое количество внешних раздражителей: свет, звуки, запахи и прочее;
  • иммунитет матери больше не защищает, организм становится уязвимым перед внешними факторами;
  • ощущается недостаточность врожденных коммуникативных рефлексов.

С точки зрения психологии кризис новорожденного можно описать как состояние, при котором маленький человек беспомощен и не выживет без взрослых, а потребности и средств общения у него пока нет.

Советы родителям

Справиться с кризисом младенцу помогает грудное вскармливание. Материнское молоко богато веществами, повышающими иммунитет ребенка, а физиологический контакт создает у него ощущение защищенности.

Ребенок успокаивается, когда его укачивают на руках, – это напоминает ему плавание в околоплодных водах. Для него важно слышать мамин голос и видеть ее лицо, так он учится узнавать их. Звуковые вибрации при пении колыбельных успокаивают нервную систему новорожденного.

Когда врач разрешит гулять на свежем воздухе, восприятие новых звуков и запахов будет способствовать развитию ребенка. Если вы будете носить его в слинге, он будет познавать окружающий мир визуально. Это поможет быстрее адаптироваться и преодолеть кризис.

По окончании кризиса новорожденности, к концу второго месяца жизни, у ребенка формируется первая социальная потребность ‒ общаться со взрослыми, ‒ а также соответствующие средства: так называемый комплекс оживления. Это особая эмоционально-двигательная реакция на знакомый голос. Улыбка на лице ребенка при виде близких свидетельствует о начале его индивидуальной психической жизни.

Записаться на прием

Скрыть спецпредложения Показать спецпредложения

  • Консультация проктолога – 50%! Скидки для друзей из социальных сетей! Для жителей районов Савеловский, Беговой, Аэропорт, Хорошевский 1

    Наблюдение в послеродовом периоде

    2

    Наблюдение в послеродовом периоде

    3

    Наблюдение в послеродовом периоде

    Какие изменения происходят в послеродовом периоде?

    Сразу после родов у женщины начинает сокращаться матка. Стенки матки уплотняются, происходит сжатие сосудов плацентарной площадки (т.е. места прикрепления плаценты). В дальнейшем матка продолжает сокращаться и приобретает первоначальные размеры.

    В течение послеродового периода происходит регенерация слизистой оболочки матки, сопровождающаяся выделениями (лохиями). В зависимости от срока послеродового периода лохии имеют различный цвет и характер – от кровянистых в начале до серозных в конце.

    Шейка матки окончательно формируется через 2-3 недели после родов.

    Влагалище сокращается и укорачивается в течение трех недель. Промежность восстанавливается через 10-12 дней.

    Особенности лактационного периода

    Из-за изменения уровня гормонов в послеродовом периоде у женщины возникает лактация. Как правило, на 3-4 сутки после родов у мамы появляется молоко.

    Женская грудь увеличивается в объеме, становится твердой и болезненной. Может повыситься температура тела. При правильном соблюдении режима кормления эти неприятные особенности постепенно проходят.

    В первые трое суток из молочных желез женщины выделяется молозиво. В отличие от молока, в нем содержится большое количество иммуноглобулинов и белка. Молозива немного, но оно в 10 раз питательнее молока, поэтому даже небольшого количества хватает, чтобы накормить малыша. Затем в груди появляется молоко. Но чтобы его всегда было в достаточном количестве, нужно придерживаться простого правила – регулярно прикладывать ребенка к груди и не докармливать младенца.

    1

    Консультация гинеколога в МедикСити

    2

    Консультация гинеколога в МедикСити

    3

    УЗИ в МедикСити

    Наблюдение в послеродовом периоде

    После того как завершились роды, у каждой роженицы оценивают состояние шейки матки, влагалища и промежности. Если обнаруживают разрывы, их сразу зашивают.

    В первые несколько дней мама находится в родильном доме под наблюдением медиков. Это крайне необходимо, так как подавляющая часть осложнений послеродового периода, таких, как кровотечения, связанные с плохой сократимостью матки, неполное отхождение плацентарной ткани, возникают в первые сутки после родов.

    В роддоме за мамой и младенцем ежедневно наблюдают врач и акушерка. Они стараются предотвратить появление гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденного и роженицы.

    Обязательно оцениваются общее самочувствие у роженицы, состояние матки, наружных половых органов, молочных желез, а также характер выделений. Дважды в день проверяется температура тела, ежедневно измеряются артериальное давление и пульс.

    В случае нормального протекания послеродового периода новорожденный проходит вакцинацию БЦЖ, и маму с младенцем на 3-4 сутки выписывают домой. Дальнейшее наблюдение проводит врач-гинеколог женской консультации.

    Некоторые мамы почему-то думают, что после рождения младенца в регулярной врачебной помощи нуждается только малыш. Но это ошибочное мнение!

    Чтобы избежать многочисленных проблем со здоровьем, маме также необходимо наблюдаться у врача-гинеколога!

    Какие проблемы могут появиться в послеродовом периоде?

    Запор и задержка мочеиспускания

    В первые дни после родов могут появиться проблемы с мочеиспусканием. Особенно это касается родов, длительных по времени или проводимых с помощью кесарева сечения. В таких случаях мочу выпускают с помощью катетера.

    При склонности к запору восстановить работу кишечника помогают физические упражнения и простая утренняя гимнастика. При отсутствии стула в течение 4 дней можно использовать слабительную свечу.

    Достаточно часто поле родов у женщины возникает геморрой, лечение которого нужно доверить профессионалу – врачу-проктологу.

    1

    Консультация проктолога

    2

    Консультация проктолога

    3

    Консультация проктолога

    Выделения из влагалища

    Появление выделений крови из влагалища в первые дни после родов – явление обычное. В первые 2-3 дня выделения достаточно обильные, затем их становится меньше, и они приобретают коричневый цвет.

    Трещины на сосках

    Трещины на сосках также встречаются достаточно часто. Чтобы избежать трещин, в первые дни старайтесь не кормить ребенка грудью больше 7 минут. Перед каждым прикладыванием ребенка к груди и после кормления промывайте молочные железы теплой водой с мылом, просушивайте их полотенцем. Обязательно перед кормлением мойте руки. Можно пользоваться специальным кремом от трещин на сосках.

    Тянущие боли в низу живота

    Сокращения матки сопровождаются болевыми ощущениями, которые немного напоминают схватки. Боли могут усиливаться при кормлении ребенка грудью. Выполнение послеродовых упражнений помогает укрепить мышцы малого таза и быстрее добиться реабилитации.

    Боли в промежности появляются у женщин, получивших во время родов разрывы в этой области. Заживление происходит в течение 7-10 дней. При сильных болях врач может назначить пациентке обезболивающие препараты.

    Ребенок не высасывает все молоко

    Если ребенок не высасывает все молоко, то необходимо сцедить его остатки во избежание застоя жидкости в груди. Благодаря этому простому приему можно усилить лактацию и предупредить лактостаз.

    Послеродовой период характеризуется обострением хронических заболеваний, нарушениями обмена веществ, эндокринологическими проблемами, также может измениться менструальный цикл.

    Заболевания послеродового периода

    Обязательно обратитесь к врачу, если у вас:

    • болезненные уплотнения в груди и высокая температура тела – это симптомы лактостаза или мастита;
    • боль в месте разреза промежности и появление выделений с неприятным запахом – это признаки инфицирования или расхождения швов;
    • сильное (со сгустками алого цвета) кровотечение из влагалища – один из симптомов маточного кровотечения;
    • неприятно пахнущие выделения из влагалища вместе с высокой температурой и ознобом могут говорить о наличии воспалительного процесса в матке;
    • появление горячих, красных, болезненных, припухших участков на ногах – симптомы начинающегося тромбофлебита.

    1

    Консультация терапевта в МедикСити

    2

    Консультация флеболога в МедикСити

    3

    Проктология в МедикСити

    Как правило, родившей женщине может быть необходима помощь сразу нескольких врачей, помимо гинеколога. При необходимости терапевт поможет скорректировать общее состояние мамы, проктолог даст рекомендации в случае обострения геморроя, а флеболог подскажет, как предупредить варикоз.

    В многопрофильной клинике «МедикСити» к вашим услугам профессиональный опыт специалистов более, чем 30 медицинских направлений. С нами вы под надежной защитой! Мы заботимся о вас, а вы просто наслаждаетесь материнством!

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

 

Таблица –  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица – Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо  

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов – роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще  нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

     1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

  2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

     1. Следует ли приучать ребенка к соске?

     2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий