Одиннадцатый месяц жизни ребенка

Содержание

Содержание:

  • Физиологические особенности грудничка
  • Психоэмоциональное поведение ребенка
  • Осмотр у врачей и вакцинация малыша 
  • Уход за малышом 
  • Игры и упражнения для развития 

Развитие ребенка в 11 месяцев отличается появлением новых индивидуальных черт характера, а также ускорением физиологического роста. В этом возрасте малыш уже может сказать первое слово или сделать первый самостоятельный шажок.

Кроме приобретения новых умений происходит закрепление уже усвоенной информации. Процесс развития у каждого ребёнка индивидуален, но есть и общие черты.

Физиологические особенности грудничка

Вес ребенка в 11 месяцев составляет в среднем 9 -10 кг,

а рост малыша равен 72-74 см.

За месяц малыш прибавит около 250-400 гр. и подрастет на 1,5-2 см.

image

К тому же на этом этапе у малыша успевает вырасти 5-8 зубов (в некоторых случаях 3-4 зуба или они вообще отсутствуют). Пищеварительная система полностью сформирована и готова к употреблению грубой пищи. Ребёнку можно дать попробовать продукты, которые едят взрослые члены семьи (овощи, фрукты, разнообразные каши). Жёсткую пищу, такую как яблоки или сушки дают, только если прорезались как минимум 4 зуба. Умеренное употребление более грубых продуктов поможет сформировать правильный прикус.

Если мама планирует свернуть кормление грудью в ближайшее время, то стоит давать обычную еду чаще, а грудное молоко всего 1 раз в сутки. Ребёнку по-прежнему нельзя готовить жареную, жирную, острую, солёную пищу. С осторожностью вводят в прикорм продукты, способные вызвать аллергию. Чаще всего это: апельсины; мёд; помидоры; коровье молоко; орехи и грибы.

image

Мышечная система окрепла и ребёнок уже пробует передвигаться самостоятельно, слегка придерживая взрослого за руку. Кроме этого малыш зачастую уже умеет садиться из любого положения и сам поднимается на ноги. У некоторых детей эти умения появляются чуть позже.

Отсутствие уверенных навыков ходьбы считается нормой до 1,5 года. Если по истечении этого периода ребёнок не станет ходить самостоятельно, родителям стоит обратиться к педиатру или ортопеду.

Развитие любого ребёнка происходит в индивидуальном темпе, поэтому не все укладываются в установленные рамки.

Психоэмоциональное поведение ребенка

В 11 месяцев практически у всех детей главной чертой характера становится любознательность. Окружающий мир груднички изучают с помощью прикосновений и зрения. Этап, когда ребёнок боялся чужих, постепенно подходит к концу. Теперь он охотнее идёт на контакт с другими детьми и взрослыми. Когда 11 месячный малыш оказывается в компании своих сверстников он может начать неосознанно копировать их поведение и привычки. Людей часто приходящих в гости он начинает узнавать и быстро привыкает к только что появившимся незнакомцам.

Свои желания ребенок уже может выражать с помощью простых звуков и слов. Кроме этого он становится способен отзываться на просьбы окружающих (покажи, брось, дай, посмотри). Сделав что-то он может ожидать похвалы со стороны родителей.

Ребёнок становится настойчивее. Если какое-то действие не получается с первого раза, он повторяет попытку, пока не достигнет результата.

Ближе к году малыш уже способен воспринимать слова окружающих и реагировать на них соответствующим образом. И хотя многие слова для него еще остаются загадкой, тон голоса он улавливает прекрасно. Расширяется и эмоциональная палитра чувств самого ребёнка. Хорошее настроение быстро сменяется на плохое и наоборот. Если грудничку что-то запрещают он может начать капризничать.

Иногда плач и капризы могут служить средством манипулирования. Ребёнок замечает, что стоит только заплакать — мама сразу же появляется. Однако, важно понимать, что плохое настроение может сигнализировать о плохом самочувствии и научится отличать обычные капризы от болезни.

В возрасте 11 месяцев дети с каждым днём становятся всё самостоятельнее и хорошо справляются с разными задачами. Например:

  • с лёгкостью забираются на небольшие возвышения (кресло, диван, ступенька);
  • пытаются ходить самостоятельно, без чьей-либо помощи;
  • уверенно передвигаются за руку со взрослыми;
  • кивают в знак согласия или мотают головой в качестве отрицания;
  • умеют самостоятельно пить из бутылочки или поильника;
  • пытаются кушать ложкой или вилкой;
  • обозначают некоторые свои действия звуками;
  • быстро передвигаются на четвереньках;
  • пытаются произносить слова;
  • умеют захватывать мелкие предметы или, по просьбе родителей или других взрослых, указывают на них пальцем;
  • внимательно рассматривают иллюстрации в книгах и имеют переворачивать страницы;
  • выделяют свои любимые игрушки среди остальных;
  • складывают из кубиков небольшую башенку или собирают пирамидку;
  • оборачиваются на звук своего имени.

Хотя и считается, что мальчики отстают в развитии и начинают говорить чуть позже чем девочки, учёными доказано, что развитие детей в физическом и эмоциональном плане в этом возрасте не зависит от пола и находится практически на одном уровне.

С некоторыми детьми это так, но всегда существуют исключения из правил. Главное отличие между мальчиками и девочками в этом возрасте заключается в манере общения со сверстниками, активности и в выборе любимых игрушек.

Девочки более спокойны и могут надолго увлечься игрой с кубиками или собиранием пирамидки. К тому же девочки охотнее контактируют со взрослыми и играют с другими детьми. А вот мальчики предпочитают более энергичные игры, редко сидят на одном месте и нередко стесняются при первом знакомстве со сверстниками.

Осмотр у врачей и вакцинация малыша 

В первые месяцы жизни закладываются основы здоровья ребёнка. Поэтому при наличии каких-либо жалоб следует немедленно записаться на приём и получить консультацию педиатра. Визиты в поликлинику способны выявить врождённые заболевания или склонность к ним, а также раннюю стадию только зарождающейся болезни.

В возрасте 11 месяцев малышу необходимо посетить педиатра для профилактического осмотра. Доктор проводит общий осмотр, оценивает состояние здоровья ребёнка, проверяет прибавил ли малыш в весе. Кроме этого, у специалиста можно проконсультироваться по поводу закаливания и лечебной физкультуры.

Согласно календарю прививок, в возрасте 11 месяцев никаких прививок малышу не ставят. Исключение возможно лишь в ситуации, которая предусмотрена индивидуальным графиком прививок.

Однако, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.

Уход за малышом 

В 11 месяцев возрасте полным ходом идёт приучение к горшку. У всех малышей этот процесс протекает по-разному. Один ребёнок быстро привыкает, а другой игнорирует горшок и плачет.

Изменяется и режим дня ребёнка. На дневной сон уделяется чуть меньше времени. Некоторые груднички вместо 2-х раз днём спят только 1. Большая часть дня теперь уходит на познание окружающего мира. Однако за сутки малыш всё равно должен спать не менее 10-12 часов. Ночной сон становится спокойнее. Ребёнок на ночное кормление просыпается реже (2-3 раза за ночь).

На прогулку следует выходить не менее двух раз в день. Причём лучше, если один выход будет активным (песочница, игры с другими детьми), а другой полностью займёт обеденный сон.

Если возникают проблемы с укладыванием на ночь или ребёнок слишком возбуждён эмоционально помогут простые ритуалы перед сном: тихая колыбельная, чтение сказки перед сном, спокойная музыка или расслабляющий массаж.

Чтобы процесс укладывания на ночь проходил чуть легче, за 1.5-2 часа до сна исключают подвижные игры. Наилучшим занятием на этот период времени станет купание.

Для маленького ребёнка очень полезны занятия общеразвивающей гимнастикой или лёгкий массаж. Правильно выполненные упражнения укрепляют детский организм и развивают ребёнка. В качестве массажа подойдут поглаживания, растирание мышц и лёгкое пощипывание.

Очень полезно для укрепления организма закаливание. Ребёнок может ходить босиком по тёплому песку, ковру с мягким ворсом, прохладной плитке. Кроме того, в магазинах продают специальные ортопедические коврики, которые имитируют различные поверхности. В возрасте 11 месяцев лучше приобрести вариант, для малышей только-только начинающих ходить.

В 11 месяцев ребёнка уже можно научить ухаживать за собой. Например, надеть носочки или панамку, застегнуть сандалии.

Игры и упражнения для развития 

Главная задача родителей в период до года — максимально помочь малышу в закреплении двигательных, речевых и игровых умений и направить его формирование в правильное русло.

В первую очередь необходимо по возможности брать ребёнка на руки. Это касается и тех малышей, что уже умеют ползать или даже ходить. Физический контакт поможет сохранить чувство близости с матерью. Кроме этого, психологи рекомендуют во время игры садится на пол, рядом с малышом. Видя выражение лица взрослого ребёнку проще учится перенимать эмоции и общаться.

В этом возрасте важно развивать речевой аппарат. Главные помощники в этом деле — речевые игры. Одна из простейших — доставать из коробки разные игрушки и пытаться вместе с малышом дать им название. Если ребёнок во время игры произнёс слово, обозначающее какую-то вещь можно вместе с ним поискать этот предмет.

Отличным занятием станет совместное чтение сказок. Сказки можно читать вслух, или же воспользоваться аудиосказками. 

Для развития речи важно постоянно разговаривать с ребёнком. Делать это можно не отрываясь от домашних дел. Например, описывать свои действия во время приготовления пищи или уборки.

Общение со сверстниками очень важно на этом жизненном этапе. Интерактивные коврики, детские музыкальные игрушки или телевизор уже не достаточно, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в играх. Завести новых друзей помогут прогулки на детской площадке или игры в песочнице.

Развитие речевого аппарата тесно связано с мелкой моторикой. Активные игры с кинетическим песком, пластилином, соленым тестом или глиной развивают ловкость и стимулируют речь. Практически все дети в этом возрасте любят проводить время с мамой на кухне. Малыш может пересыпать крупы из одной тарелки в другую или рисовать на гладкой поверхности, посыпанной мелкой крупой.

Однако не теряйте бдительности, не оставляйте ребенка одного с мелкими деталями, малышу будет интересно взять ее в рот или засунуть ее в нос или ухо. Это не единственная опасность, которая существует для ребенка такого возраста. Подробнее о безопасности в доме мы говорили в этой статье.

В этом возрасте во время игры с ребёнком можно начинать разыгрывать мини-сценки с сюжетом. Самый простой вариант — уложить спать куклу или переодеть её, покормить игрушечную собачку. Во время игры ребёнок своим поведением может стараться рассмешить или удивить взрослых.

Развивающих методик для детей много. Одна из самых популярных — карточки Домана. На специальных карточках изображены предметы и слова, их обозначающие. Все изображения объединены общей тематикой. Например, «Животные», «Транспорт», «Продукты». Мама или папа демонстрируют карточку в течении нескольких секунд, проговаривая при этом название изображённого предмета. Во время занятия учитывают несколько моментов:

  • нельзя мешать малышу рассмотреть изображение;
  • одну карточку показывают не чаще 3 раз в день;
  • необходимо постараться прекратить занятие до того, как малыш потеряет интерес;
  • старые наборы по мере изучения необходимо заменять на новые;
  • занятия должны быть систематическими.

Чтобы укрепить ножки и развить навык ходьбы необходимо насколько это возможно отказаться от ходунков. Вместо этого лучше использовать игрушки, которые ребёнок сможет катать самостоятельно. Игрушка-каталка с ручкой или маленькая коляска с куклой внутри — отличный вариант для 11-месячного малыша.

Возможно с первого раза некоторые задания будут казаться слишком трудными для ребёнка. Однако не стоит забывать, что дети не перестают развиваться ни на минуту. И то, что казалось сложным сегодня, завтра станет забавной игрой.

Малышу 11 месяцев и малыш уже не просто откликается на просьбы взрослых, но и сам произносит несколько простых слов, а самое главное — стоит на своих ножках и пытается сделать первые шаги. Возможно, он еще не пошел самостоятельно, но с опорой он добивается потрясающих успехов – принесет тапочки или старательно перенесет и выбросит в мусорное ведро фантик от конфеты, покажет все части тела – ручки ножки носик ушки. Прекрасно! Поощряйте эти действия, активно сотрудничайте с ним, хвалите и одобряйте.

В конце первого года жизни многие мамочки окончательно отлучают малыша от груди. Это сложно для ребенка, так как кормление грудью поддерживало психологическую связь с матерью. Он и сейчас ждет эмоциональной поддержки, ваши положительные эмоции помогают ему адаптироваться к новому образу жизни. Большинство малышей в этом возрасте активно жестикулирует. Они уже могут сообщить, что голодны простыми слогами «ам-ам», и указать на йогурт на столе, яблочко или печенье. Самое значительное слово — «Дай» кроха произносит со всей требовательностью и категоричностью, а не получив желаемое может долго капризничать.

К году у малыша вырастает 8 зубов, он способен пережевывать более плотную пищу, активно развивая жевательные движения. Нужно отметить, что появление зубов и их количество — явление индивидуальное, и не стоит бросаться в панику, хотя снимок сделать можно. Если зубки не растут – пока не стоит увлекаться твердым прикормом.

Развитие ребенка в 11 месяцев (что должен уметь)

Первые слова малыша – облегченные, состоят из повторяющихся слогов. Смысл их зависит от интонации – он указывает на кошку, на еду на столе. Мозг его достаточно созрел для того, чтобы начинать использовать полноценную речь.

Уход за ребенком в 11 месяцев

В возрасте около года многие малыши топают ногами — с поддержкой или самостоятельно. В любом случае следует обратить внимание на обувь – ему потребуются ботинки с подошвой, с твердым задником, но хорошо сгибающиеся, чтобы ножка не могла соскользнуть в сторону. Для формирования и укрепления мышц стопы в летнее время полезно походить босиком по твердой неравномерной поверхности — например, песок, трава. В квартире можно разложить под ногами малыша резиновый ортопедический коврик.

Препятствия в виде ямок, камушков, веточек хорошо массируют стопы, тем самым способствуют улучшению кровообращения и правильному формированию стопы. Продолжаем приучать карапуза к горшку. В этот период он уже достаточно долго способен оставаться сухим, поэтому потребуется терпение, чтобы подкараулить его, не принуждая. Это важно! Обязательно хвалите его даже за то, что он просто посидел на горшке. В остальном уход остается прежним.

Питание ребенка в 11 месяцев

Первая важная тема, которую обсуждают мамочки на детской площадке — питание детей. Как увеличивать порции, когда ребенок приближается к годовалому юбилею? Какие новые виды продуктов предлагать? Рацион малыша можно сравнить со взрослым диетическим меню (каши, овощи, обезжиренное мясо, творог, кефир и другие кисломолочные продукты, хлеб, печенье, булочки, фрукты), однако есть продукты, с введением которых желательно повременить. Это, прежде всего, цитрусовые плоды, способные вызывать аллергию, тяжелые для кишечника и желудка орехи, цельное жирное молоко, рыба. Отличается и степень измельчения пищи. Большая часть питания — это каши или измельченное с мелкими кусочками пюре. Нельзя давать пищу острую, жареную, копченую и с большим количеством специй. Лучше всего готовить пищу на пару или отваривать.

Режим дня ребенка в 11 месяцев

Распорядок дня 11-месячного малыша составляется с учетом его выросшей активности. Количество кормлений уже как у взрослого человека. В промежутках между ними малыш спит один или два раза, кушает, играет. Просыпается достаточно рано — около 6-7 утра. Первое кормление проводится после утренних процедур, примерно в 8 – 8,30 утра. Массаж и физкультуру можно планировать достаточно рано, еще до дневного сна, но примерно через час после первого кормления. Купание уже не обязательно проводить ежедневно, но подмывать по пояс обязательно. Для купания лучше выбрать определенные дни. Питание пятиразовое, последний прием пищи в 22-00.

Интервалы между кормлениями не должны быть более чем 4-4,5 часов. Ночной сон длится 10-11 часов, многие в это время переходят на одноразовый дневной сон. Главное, чтобы малыш хорошо высыпался. В возрасте около годика можно подумать о будущем посещении детского садика, и подстроить режим дня под детсадовский, чтобы впоследствии было легче адаптироваться – дневной сон 13.00 -15.00. Помогите малышу адаптироваться к новым условиям, вводите изменения незаметно, не акцентируя на этом внимание. Помните о том, что выполнение режима дня – это всего лишь помощь развитие малыша, а маме облегчение ухода. Будьте внимательны, но не раздражительны, старайтесь правильно уловить настрой ребенка.

Занятия с ребенком в 11 месяцев (как развивать)

Ваш голос и ваша близость очень важны для ребенка. Чтение как нельзя лучше способствует развитию мышления. Малыши начинают ассоциировать книги с вашей манерой общения, поэтому прививать любовь к книгам в этом возрасте очень легко. Давайте ребенку играть с красочными картонными книжками, указывайте на картинки, рассказывайте, что на них нарисовано. Читайте, варьируя тембром голоса, поддерживайте интерес к сюжету. Старайтесь проделывать это достаточно часто, но не долго. Малыш еще не может долго сосредоточиться на одном действии. Прочитайте ему короткий стишок на страничке, рассмотрите с ним картинки — и пусть он немного отвлечется, если не в силах усидеть на одном месте. Затем переходите к другой страничке.

Расширяйте запас имитирующих слов. Называйте все, на что указывает чадо, имена близких, знакомых, маленьких детей на площадке, названия игрушек. Повторяйте звуки животных, рассматривая картинки – очень скоро малыш расскажет вам, как коровка говорит «муу», котик «мяу», а лягушка «ква-ква». Он не просто играет с куклой, а способен разыгрывать с ней целый спектакль – покормить, покачать, уложить спать, посадить на горшок и накормить из детской посудки. У вашего чада должно быть для этого все необходимое — детские чашечки, ложечки, кроватки для кукол, даже горшок и обеденный столик.

Играя на площадке или в другой компании, старайтесь рассказывать ребенку, что игрушками нужно делиться с друзьями. Расчесывайте вместе с малышом волосы кукле, купайте пупсов в игрушечной ванночке, в общем — научите малыша играть. Складывайте с ним кубики, пирамидки, домики и башенки. Поощряйте в нем активное сотрудничество, хвалите и поддерживайте эмоционально.

Игры и игрушки для детей в 11 месяцев

Почти годовалый малыш готов играть уже со взрослыми предметами, часто категорически отметая обыкновенные игрушки. Используйте его желание при готовке на кухне — пусть кроха складывает кусочки овощей на тарелку, или полощет в мисочке с водой ложки. В магазине карапуз может складывать небольшие продукты в корзинку. Играя, малыш будет приобщаться к труду. Каждый день показывайте малышу новые действия. Периодически меняйте и игрушки, чтобы они не приелись. Не предлагайте все игрушки сразу – это большая ошибка! Малыш может потерять к ним интерес.

Медицинское наблюдение в 11 месяцев

Если ваш ребенок стоит на ногах, но не ходит самостоятельно, однако держится за руку и хорошо передвигается возле кроватки – не стоит переживать. Но если он не становится на ноги — проконсультируйтесь у ортопеда. Возможно, вам назначат специальные упражнения, дающие нагрузку на мышцы ног, чтобы достаточно окрепнуть. Массаж и гимнастика по-прежнему требуются всем деткам. Хорошие результаты дают водяной массаж во время купания, но утром или за несколько часов до сна, чтобы не вызвать излишнего возбуждения.

Полезные советы родителям

Жадина?

В возрасте 11 месяцев – год малыши общаясь на детских площадках или в гостях, проявляют собственнические инстинкты. За это не стоит сильно ругать, так как игрушка сейчас воспринимается как продолжение себя, и малышу трудно представить, как можно «часть себя» отдать другому. Жадность малышей – явление временное, очень скоро они понимают, что для настоящих игр лучше делиться с другими.

Но общение малышей нужно всячески поощрять, только помните, что они не смогут играть длительное время – им еще трудно сосредоточиться. Наблюдая друг за другом, детки повторяют движения, разговаривают на своем младенческом языке. Приглашайте в гости таких же мамочек с детьми или сами ходите в гости, постигайте культуру «застольного поведения» в общем обеде или угощении фруктовым соком. Оставляйте детишек вдвоем и какое-то время просто наблюдайте за ними, не вмешиваясь в их действия.

Сюжетные игры

Выстраивая несложные сюжеты с куклами, фигурками животных, можно отражать целый эмоциональный мир. Например, куколка стояла или танцевала и упала. Пришел зайка и пожалел. Затем они танцевали вместе и пели песенки, кружились. Другие варианты — ложились спать, кушали. Малыш начинает понимать, что эмоциональные реакции существуют не только у него. Куколка плачет, потому что ей больно, зайка смеется, потому что ему весело. Мир становится ближе и понятнее. Сюжетные игры позволяют обобщать информацию, применяя ее к себе и окружающим, дает опыт для участия в общении между людьми.

Помните о том, что личность ребенка в большой мере создается вашим положительным примером, старайтесь, чтобы ваши слова не расходились с делом.

Полезные ссылки:

Осталось совсем немного времени, и ваш малыш перешагнет рубеж своего двухлетия. Давайте рассмотрим, какие же задачи должны решать родители на этом этапе, и какие новые навыки появляются у ребенка в возрасте 1 года 11 месяцев.

  • Большинство детей уже научились строить башню из четырех кубиков, называть и показывать простые предметы на картинке, использовать в своей речи около пятидесяти слов. Формируются такие умения, как составление предложений из нескольких слов (как правило, двух-трех).
  • Малыши учатся напевать различные простенькие мелодии.
  • Ребенку уже становится скучно играть в одиночестве, он предпочитает компанию других детей.
  • Лишь малая часть ребят умеет спускаться вниз по лестнице.
  • Также абсолютное меньшинство начинают задавать вопрос «Почему?», и рассказывать о себе (что нравится, что не любит).

Зачастую родители замечают, что одной из характерных черт развития ребенка в 1 год и 11 месяцев выступает тот факт, что малыш начинает требовать носить его на руках. Взрослые недоумевают, какова причина такого поведения. Ведь совсем недавно их чадо носилось по квартире, а сейчас вдруг такие перемены. Подобная просьба малыша связана с тем, что наступил период, когда самостоятельное передвижение для ребенка далеко не новость, а тягостная обязанность. И как все дети, карапуз объявляет протест против того, к чему его принуждают. Также кроха еще не совсем готов к абсолютной самостоятельности, и ему, как и прежде, необходима ваша забота и поддержка.

Еще одной особенностью является то, что малышам нравится играть с другими детками, проводить вместе время, общаться. Однако на этой ступени развития ребята не отличаются особой приветливостью к ровесникам. Дружба в этом возрасте основывается на схожести темпераментов и общих интересах.

Несмотря на то, что вы уже не ходите в поликлинику на ежемесячные взвешивания и замеры роста, каждому родителю интересно, как в этом плане развивается его ребенок. Высокий он или низкий, худой или толстый в сравнении со сверстниками. Также знание нормативных показателей поможет вовремя скорректировать рацион питания малыша, если это необходимо.

В среднем нормой роста в возрасте 1 год 11 месяцев являются показатели:

  • для мальчиков — 86,4 см;
  • для девочек – 84,9 см.

При этом колебания роста в пределах 3 процентов является абсолютной нормой.

опасноЕсли же разница с нормативами достигает 10 %, то необходима консультация врача. Ведь болезни, которые сопровождаются нарушениями роста, в дальнейшем могут привести к разнообразным нарушениям психического и физического здоровья.

Нормальным весом является:

  • для мальчиков — 12,3 кг;
  • для девочек – 11,9 кг.

При этом норма может варьировать в пределах 6-7%. Склонность к недовесу либо перевесу будет отображать показатель в пределах 12-14%. Ребенок с весом, отклоняющимся на 12-14% и до 20-25% от средних показателей, требует коррекции питания по согласованию с педиатром. А вот если разница в показателях составляет 20-25% , то уже требуется консультация соответствующего специалиста.

В возрасте 1 года 11 месяцев детки, как правило, спят 10-12 часов ночью и 2 часа днем. При этом основная масса малышей спит один раз в день. Тем не менее, если ваш ребенок спит два раза, то не стоит беспокоиться. Это тоже считается нормальным.

Одна из наиболее распространенных проблем этого возраста – неоднократные ночные пробуждения. В этом случае специалисты советуют учить ребенка засыпать самостоятельно. В результате при пробуждении он не будет звать родителей. Не стоит делать малыша зависимым от ночных кормлений, света или музыки. Это связано с тем, что если ребенок привыкнет к этим вещам, то каждый раз, просыпаясь, он будет требовать их.

Одной из вех развития ребенка 1 года 11 месяцев является готовность справлять нужду в горшок. Многие родители ждут не дождутся этого момента. Ведь тогда не придется тратиться на подгузники и постоянно их менять. Бывает так, что ребенок обучается новой науке буквально за пару дней, однако, как правило, это более длительный процесс, который занимает несколько месяцев.

советНесмотря на то, что большинство начинают приучать к горшку в возрасте около двух лет, многие детки показывают признаки готовности только лишь к трем годам. В этом случае не стоит торопиться, подождите, пока малыш проявит определенные признаки.

Среди таковых выделяются:

  • умение самостоятельно снимать и надевать нижнее белье;
  • подражание взрослым;
  • демонстрация ребенка своим поведением, что он хочет в туалет;
  • умение сидеть и ходить;
  • умение говорить слова «какать» и «писать».

Совсем необязательно, что все эти признаки должны присутствовать. Главное в этом деле, чтобы малыш понимал, что от него хотят, и проявлял стремление к самостоятельности.

Не вызывает сомнений, что родители лучше всех знают своих детей, поэтому быстрее, чем участковый педиатр, смогут заметить отклонения в поведении либо определенные проблемы на ранних сроках. Следует доверять своим инстинктам. Если что-либо в развитии ребенка беспокоит вас, то стоит не откладывая обратиться к врачу. Как правило, эти проблемы могут быть связаны с отставанием в навыках ходьбы или речи.

важноОднако необходимо помнить, что за развитием малыша также наблюдает доктор. Ведь зачастую человеку, далекому от медицины, тяжело определить у ребенка проблемы со зрением либо слухом. Таким образом, родители должны регулярно приводить ребенка на осмотр соответствующим врачам.

Итак, подытожив вышеизложенное, хочется акцентировать внимание на задачах, которые стоят перед родителями малыша 1 года 11 месяцев. Вам необходимо всячески способствовать благополучию ребенка, обеспечивать малышу развивающее общение со старшими, знакомить ребенка с социальными нормами, воспитывать послушание и расширять знания об окружающем мире.

Возможно, некоторые родители ждут первого дня рождения своего ребенка, думая, что наконец-то все эти непростые скачки и регрессы закончились! Однако, развитие Вашего малыша не останавливается.

И так, скачок роста «Мир задач», который наступает между 49 и 53 неделей жизни малыша. Во время прошлого скачка развития Ваш ребёнок научился видеть последовательности. Когда одно событие следует за другим или предметы соединяются совершенно определённым образом.

Скачок роста в 11-12 месяцев характерен тем, что малыш учится решать задачи. Задача – это более сложный мыслительный процесс, чем последовательность. Основная характеристика задачи – результата можно достичь с помощью разных действий, операций. Этим задача отличается от последовательности действий.

Признаки этого периода:

Ребенок цепляется за Вашу одежду, особенно при встрече незнакомых ему людей; Часто малыш начинает снова виснуть на маме; Ребенок становится более недоверчивым; Требует, чтобы его развлекали; Малыш может начать ревновать; Быстрая смена настроения. Только что Ваш ребёнок счастливо возился сам, и вдруг он огорчён, зол или в ярости без видимой на то причины; Требовать к себе повышенного внимания, тактильности; Малыш может хуже кушать, спать или  засыпать; Не редко ребенок привлекает Ваше внимание сильным непослушанием; Малыш может разозлиться просто поняв, что Вы не собираетесь позволить ему сделать или получить то, что он хочет; Не расстается с любимой игрушкой; Ну и конечно вредничать.

❗Все эти признаки могут проявляться скачкообразно.

Какими играми можно занять в такой период малыша?
«Сделай сам»

Детки в этом возрасте обожают, когда им разрешают делать что-то по-настоящему взрослое. При этом игры с водой обычно являются наиболее любимыми. Многие дети успокаиваются, играя с водой. Позвольте  искупать в ванной куклу или машинку, оденьте фартук и дайте возможность помыть что-то из посуды (безопасное).

«Помощник»

Дайте малышу возможность делать повседневные дела вместе с вами. Например, протереть пыль, принести Вам что-то нужное или разобрать продукты после магазина. Старайтесь активно вовлекать его в Вашу деятельность. И не забывайте благодарить за помощь.

«Прятки»

Можно игру упрощать или усложнять в зависимости от настроения. Старайтесь приспособиться к своему ребёнку.

❗ВАЖНО: Развитие не останавливается на каком-то определенном возрасте. Ваш малыш растет, развивается, получает новые знания и опыт, отрабатывает всю полученную информацию в действиях. Часто с высокочувствительными детьми этот период проходит достаточно тревожно и беспокойно. Помочь в этот период мама может своим пониманием, принятием малыша таким, какой он есть и, конечно, спокойствием. Именно этого нам хочется пожелать каждому родителю.

Статья подготовлена консультантами по детскому сну KiddyHelp.

Появление малыша в семье – это не только радостные хлопоты, но и «мамины тревоги» о том, как правильно должен расти ребенок. Нормами развития по месяцам с нами поделился ведущий детский невролог России.

image

image

Нормы — условная единица. Не все дети и не всегда четко соответствуют им полностью, однако, на них все же стоит ориентироваться, чтобы в нужный момент не упустить нечто важное и в будущем не столкнуться с различными проблемами! Малыш до года развивается очень стремительно, поэтому в этот период нормы, как правило, устанавливаются и отслеживаются ежемесячно!

Первый месяц: первая улыбка!

В 1-й месяц жизни ребенок уже может кратковременно фиксировать взгляд, плавно следить за движущимся предметом. Малыш реагирует на голос взрослого: меняет характер плача, когда слышит речь мамы или папы. А еще в речи даже появляются первые отдельные звуки — «г», «к». Лежа на животе, ребенок может начинать кратковременно приподнимать голову и стараться ее удерживать в таком положении. И у малыша появляется первая улыбка при общении со взрослыми или во сне!

image

Второй месяц: начинает гулить!

Во 2-й месяц жизни у малыша формируется четкий ритм сна и бодрствования. Предметы в поле зрения ребенок удерживает уже длительно, а также ищет источник звука поворотом головы. Крик становится интонационно выразительным, и важно, что он понемногу начинает гулить. В положении «на животе» ребенок в 2 месяца более продолжительно стремится удержать голову и даже, возможно, непродолжительно — вложенную в руку игрушку.  

Не пропустите

  • Не пропустите 200 слов к двум годам: 8 принципов, которые каждой маме нужно знать о развитии речи

Третий месяц: со спины на бок и на живот

В 3 месяца дети уже активно бодрствуют, чуть меньше спят. При общении у них ярче проявляется комплекс оживления: активные движения, улыбка при общении со взрослыми или при виде интересной игрушки. Малыш плавно следит за игрушкой взглядом во всех на правлениях и уже направляет руку к игрушке. Как правило, к этому возрасту ребенок уже хорошо удерживает голову, может начать переворачиваться со спины на бок. И конечно, у ребенка постепенно продолжает формироваться речь: малыши певуче гулят!

Четвертый месяц: «свой-чужой»

В 4 месяца малыш начинает различать лица и дифференцировать «свой-чужой». Ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Рассматривает, ощупывает свои руки, одежду. И да! Впервые тянет руки в рот, потому что ему становится интересно исследовать себя. Дети уже могут четко на слух определить источник звука в пространстве и различать голоса близких. Лежа на спине, ребенок приподнимает голову, подтягивается, поворачивается со спины на бок или живот. И родители уже могут услышать первый смех!

image

Пятый месяц: придерживаем бутылочку!

К 5 месяцам малыш четко дифференцирует окружающих на «свой-чужой», среди всех, как правило, выделяя маму. Ребенок тянется к игрушке, захватывает ее, перекладывает из руки в руку, двумя руками может придерживать бутылочку. Лежа на животе, малыш опирается на вытянутые руки и, возможно, даже на одну руку. Также ребенок уверенно поворачивается со спины на живот.

Шестой месяц: ребенок реагирует на имя!

В 6 месяцев у малыша появляется четкая ориентировочная реакция, ребенок рассматривает окружающие предметы и людей. Ребенок захватывает игрушку с любой стороны, держит в каждой руке по предмету, перекладывает игрушки из руки в руку. Малыш хорошо ест с ложки, снимая губами пищу самостоятельно, пьет из чашки. Посаженный ребенок удерживает позу с опорой на две руки, свободно поворачивается со спины на живот и обратно. В лепете уже четко проявляются отдельные слоги! И дети начинают реагировать на свое имя!

image

Седьмой месяц: «на четвереньки» и «по-пластунски»!

К 7 месяцам ребенок рассматривает взрослых, и обязательно их изучает, прежде чем вступить в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом. Все процессы постепенно начинают сопровождаться активными движениями. Дети могут взглядом находить знакомый предмет по просьбе взрослого, самостоятельно пить из чашки, которую держит взрослый, поворачиваться с живота на спину и обратно. Посаженный ребенок сидит без опоры на руки. К этому возрасту малыш постепенно становится на четвереньки, ползает на животе по-пластунски.

Не пропустите

  • Не пропустите Технарь или гуманитарий: кто твой ребенок по гороскопу

Восьмой месяц: первые «ладушки»

В 8 месяцев у ребенка сохраняется игровой контакт со взрослыми. Дети четко и безошибочно дифференцируют «своих» и «чужих», различают лица людей, знают и с легкостью распознают свое имя. У малышей сформирован активный, интонационно-выразительный лепет. Ребенок уже может активно пользоваться предметами: стучать предметом о предмет, манипулирует 2-3 игрушками. Ребенок играет в свои первые «ладушки», хлопая в ладоши, машет ручкой «пока-пока», тянется на руки ко взрослым, достаточно умело берет мелкие предметы, вкладывает их в крупные, интересуется пирамидкой. Малыши к 8-ми месяцам подражают взрослым, понимают некоторые слова — «дай», «на», «где». Ребенок самостоятельно садится и ползает на четвереньках. 

Девятый месяц: яркие эмоции!

В 9 месяцев у ребенка устанавливается игровой контакт со взрослыми, при этом появляются самые разные эмоциональные реакции! Малыш осознанно отвечает действием на словесные инструкции, например, может найти спрятанную игрушку, понимает общение при помощи жестов. Ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами. В лепете 9-ти месячного крохи появляются разнообразные звуковые сочетания, он произносит отдельные слогоподражательные слова. И даже интонационно-мелодические имитации фразы. 

Малыш пьет из чашки, придерживая ее руками, легко сохраняет равновесие сидя, даже если при этом берет в руки какой-либо предмет. Ребенок без особых трудностей встает, ухватившись за опору.

image

В 10 месяцев у ребенка появляется яркая реакция неудовольствия на различные ситуации. У малыша уже есть полноценные лепетные слова, а еще — подражательные движения рук: например, условный жест «до свидания». Дети легко вступают в игровой контакт со взрослыми, без труда всеми пальцами захватывают игрушку. 

Ребенок без труда играет с игрушками в соответствии с их назначением — машинки катает, пирамидку собирает, мячик бросает, кубики ставит друг на друга. Показывает части тела другого человека. Стоит самостоятельно. Ходит при поддержке за ручку или держась за опору одной рукой. 

Одиннадцатый месяц: «ма-ма», «да-да», «тя-тя»

11 месяцев: малыш выполняет просьбы, избирательно относится к окружающему. У него уже сформировалась четкая реакция торможения при слове «нельзя». Ребенок говорит лепетные слова «ма-ма», «да-да», «тя-тя». Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком. Дети в этом возрасте способны выполнять более сложные подражательные движения: такие, как перелистывание страниц, катание машинок. Малыши уверенно стоят без опоры, приседают.

image

Двенадцатый месяц: простые инструкции!

К 12-ти месяцам у детей совершенно точно присутствует избирательное отношение к окружающим, малыш понимает простые инструкции. В разговоре присутствует 5-6 лепетных слов, выражена интонация просьбы, соотнесение лепетных звуков с лицами и предметами. Ребенку начинает нравится слушать чтение книг, искать знакомых героев и предметы в книжке. Малыш пользуется ложкой по назначению, а не как игрушкой!

Не пропустите

  • Не пропустите Младенец и гаджеты: в чем польза и вред для ребенка?

Признаки нарушения моторного развития ребенка до 1 года

Конечно, все дети индивидуальны! Однако обратить внимание нужно, если: 

  • К концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает на мгновение в вертикальном положении головку.
  • К концу 2-го месяца не приподнимает голову на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками.
  • К концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе — в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним.
  • К концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется голова назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать себя, лежа на животе, опираясь на предплечья.
  • К концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке.

image

  • К концу 6-го месяца не пытается группироваться при присаживании, не переворачивается со спины на живот и обратно, не перекладывает игрушки из рук в руку.
  • Концу 7-го месяца при поддержке за ручку ребенок не пытается сесть.
  • К концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами.
  • К концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается совершать простые движения: например, сдергивать шапочку, К концу 11-го месяца жизни не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору.

Комментарии Мы знаем, вам есть что сказать!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий