Какие рефлексы должны быть у новорожденного ребенка?

imageДля успешного выживания в новых условиях природа наградила грудных детей рефлексами, которые помогают им приспособиться к внутренним и внешним раздражителям окружающей среды.

Многие из них присутствуют в жизни человека лишь на протяжении первого месяца появления на свет.

Разновидности

imageРефлексы — ответная реакция организма на внешние раздражители.

Они крайне важны для любого человека, а для младенцев в особенности.

Безусловные (врожденные)

Эти физиологические рефлексы появились в процессе эволюции.

Их принято считать относительно постоянными, зарождаются они с помощью всей центральной нервной системы.

Малая часть исчезает спустя определенное время после рождения.

Условные

Данные реакции являются индивидуальными, обозначающимися благодаря коре головного мозга. Их формирование продолжается на протяжении всей жизнедеятельности. Одно из наиболее важного значения — способность человека приспосабливаться к новой среде.

ВАЖНО! В начале своей жизни младенец обладает лишь безусловными рефлексами, некоторые из которых сопровождают его на протяжении всей последующей жизни.

Таблица по месяцам

Название Описание До какого момента существует
Моро Проверка центральной нервной системы на быстроту реакции. До 6 месяцев включительно.
Сосательный Способность сосать грудь матери или же соску, встроенную в бутылочку для кормления. До 12 месяцев ослабевает, полностью исчезает через 3-4 года.
Защитный Способность защищать жизненно необходимые органы восприятия. Наблюдается на протяжении всей жизни.
Хватательный (поисковый) Способность познавать мир путем тактильных ощущений и хватания различных объектов, находящихся поблизости. До 12 месяцев включительно.
Бабинского Является разгибательным рефлексом стопы. До 12-14 месяцев включительно.
Бабкина Способность при воздействии на ладонь поворачивать голову и открывать рот. До 3 месяца включительно.
Хоботковый Способность при прикосновении складывать губы в трубочку, связана с сосательным рефлексом. До 3 месяцев включительно.
Бауэра Способность уходить от раздражителя, действующего на стопы путем отползания в противоположную сторону. До 4 месяцев включительно.
Рефлекс опоры (опорный) Способность полностью вставать на стопы при наличии поддержки со стороны. До 2 месяцев включительно.
Рефлекс ходьбы (шаговый) Способность делать мелкие шаги при наклоне ребенка из положения «опоры». До 2 месяцев включительно.
Рефлекс задержки дыхания Способность задерживать дыхание дальше обычного. До 2 месяцев включительно.
Галанта Способность выгибаться при воздействии раздражителя на поясницу. До 3 месяцев включительно.
Ландау Способность совершать более сложные движения, держать голову, руки и ноги навесу. От 4 до 8 месяцев включительно.
Переса Реакция на раздражитель, вызывающий болевые ощущения. До 4 месяцев включительно.
Робинсона Способность сильно обхватывать раздражитель, который воздействует на ладонь. До 4 месяцев включительно.
Глотательный Способность проглатывать необходимую для жизнедеятельности пищу. Остается на всю жизнь.

А из видео вы узнаете как можно проверить большинство реакций:

Атавистические рефлексы

Атавистические рефлексы — безусловные рефлексы, отпадающие в процессе жизнедеятельности малыша за ненадобностью. Большинство подобных реакций действует лишь в первые 6 месяцев жизни.

Примеры атавистических рефлексов:

  • Робинсона;
  • Моро;
  • задержки дыхания;
  • ходьбы.

Данные реакции организма не формируют дальнейшее его развитие, а лишь указывают на полноценное функционирование центральной нервной системы. Даже рефлекс Бауэра не является источником дальнейшего обучения ползать, поскольку малютка передвигается при помощи движения рук, а не отталкивания. Рефлексы младенчества имеют вес лишь в животном мире.

Тонические рефлексы

Тонические рефлексы — безусловные рефлексы, исчезающие из жизни малыша после 3-х месяцев жизни. Если же они наблюдаются далее, то можно говорить о ДЦП ребенка.

Примеры тонических рефлексов:

  • Ландау;
  • симметричный шейный рефлекс;
  • асимметричный шейный рефлекс.

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Рефлекс Моро

Действия для взрослого:

  1. Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
  2. Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).

Ответная, нормальная реакция:

  1. Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
  2. Разжимание кулачков.
  3. Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.

Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.

  1. Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.

ВАЖНО! Рефлекс можно наблюдать и в повседневной жизни. К примеру, при резком сигнале машины, неожиданно включившимся телевизоре или падении какого-то предмета.

Сосательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.

После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.

Хватательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.

Ответная нормальная реакция:

  1. Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.

Рефлекс Бабинского

Действия взрослого:

  1. С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.

Ответная, нормальная реакция:

  1. Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
  2. Все пальцы веерообразно расходятся.

ВАЖНО! Действия должны быть симметричны.

Рефлекс Бабкина

Действия взрослого:

  1. Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.

Нормальная реакция ребенка:

  1. Открытие рта, возможно, высовывание языка.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Рефлекс Бауэра

Действия взрослого:

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Слегка надавить на стопы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Совершение движения, имитирующего ползание.

Рефлекс Ландау

Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.

Для выявления верхнего рефлекса необходимо:

  1. Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.

Нормальная ответная реакция:

  1. Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.

Для выявления нижнего рефлекса необходимо:

  1. Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки дугой.
  2. Поднятие ножек в направлении к себе.

Рефлекс Переса

Действия взрослого:

  1. Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.

Ответная нормальная реакция:

  1. Плач или крик.
  2. Сгибание конечностей.
  3. Поднятие головки.
  4. Разгибание туловища.

Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Действия взрослого:

  1. Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
  2. Чуть наклонить вперед.

Ответная реакция ребенка:

  1. Имитация шагов в наклоненную сторону.

Рефлекс Галанта

Действия взрослого:

  1. Провести ладонью по спинке малыша.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки.
  2. Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.

Рефлекс опоры

Действия взрослого:

  1. Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.

Ответная реакция:

  1. Выпрямление туловище.
  2. Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.

Рефлекс Робинсона

Действия взрослого:

  1. Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
  2. Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
  3. Приподнять.
  4. Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.

Как вырабатывать?

Главное, что необходимо при вырабатывании любой реакции — регулярность.

К примеру, слабый хватательный рефлекс можно укрепить, вкладывая в ручку малыша различные предметы и подвесив к кроватке яркие, привлекающие внимание игрушки.

Рефлекс ползания также не является сложным, требуется лишь стимулировать его, как описано выше.

Самостоятельно родители способны выработать хватательный,ходьбы, ползания, сосательный и прочие рефлексы.

Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует?

Если рефлексы запаздывают или проявляются крайне слабо, то у ребенка могут обнаружить повреждение центральной нервной системы.

После рождения следует ежемесячно посещать педиатра, который сможет проверить наличие необходимых реакций и в случае их отсутствия или слабости, направить на более серьезную проверку к неврологу.

ВАЖНО! В младенческом возрасте главным рефлексом является сосательный, поскольку благодаря ему в организм малютки поступает пища, необходимая для дальнейшего роста и развития. В случае слабого или, если сосательный рефлекс отсутствует, могут назначить кормление через зонд или внутривенно.

Без консультации специалиста сделать ничего не получится, поскольку каждый случай является уникальным.

Внимательно следите за поведением новорожденного ребенка. Ни в коем случае не пренебрегайте регулярными походами к педиатру для отслеживания здоровья, потому что ситуацию можно запустить до предельного уровня. Берегите свою малютку!

Также познавательно будет узнать мнение доктора Комаровского из следующего видео:

Похожие записи

Нюансы и особенности подсчета по Шкале Апгар
Основные правила, которые помогут родителям быстро уложить спать новорожденного малыша днем и ночью
Правильное развитие ребенка в 1 месяц: особенности режима дня и ухода

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННЫХ

Основные безусловные рефлексы новорожденных принято делить на две группы:

     Сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся  сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы);      Надсегментарныепозотонические автоматизмы, обеспечивающие регуляцию мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы (регулируются центрами продолговатого и среднего мозга).

     Оральные сегментарные автоматизмы имеют большой значении для новорожденных, так как обеспечивают возможность сосания. Они выявляются у доношенного новорожденного с первого дня жизни.    Сосательный рефлекс — возникает при раздражении полости рта, сохраняется в течение первого года жизни.

  Хоботковый рефлекс — вытягивание губ хоботком за счет сокращения круговой мышцы рта — возникает при быстром легком ударе пальцем по губам новорожденного, Рефлекс является постоянным компонентом сосательных движений. В норме рефлекс определяется до 2— 3 месяцев, угасание его задерживается у детей с поражением ЦНС.    Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля — при поглаживании пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) угол рта опускается и ребенок поворачивает голову в сторону раздражения хорошо выражен перед кормлением. Наблюдается у всех детей до 3-4-месячного возраста, а затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.    Ладонно-рото-головной рефлекс (рефлекс Бабкина) — при надавливании большими пальцами на ладони новорожденного близ теноров происходит открывание рта и приведение головы к груди; этот рефлекс ярче выражен перед кормлением. Быстрое становление этого рефлекса у детей, родившихся в асфиксии или с родовой травмой, является прогностически благоприятным признаком. В первые два месяца рефлекс ярко выражен, а затем ослабевает; в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты.

     Спинальные двигательные автоматизмы.    Защитный рефлекс — если положить новорожденного на живот, то он рефлекторно поворачивает голову в сторону. Этот рефлекс выражен у новорожденных с первых часов жизни. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать.    Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы — если поддерживаемого под мышки ребенка поставить на опору, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе; если его слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук (автоматическая походка новорожденного). Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1-1,5 месяца, затем они угасают и только к концу первого года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

   Рефлекс ползания (Бауэра) — если новорожденного положить на живот или на спину, то он начинает совершать ползающие движения (спонтанное ползание), если при атом приставить ладонь к подошвам ребенка — движения усиливаются. Рефлекс физиологичен с 3-4-го дня жизни до 4 месяцев, затем он угасает.    Хватательный рефлекс (обезьяний) — при надавливании на ладони новорожденного он схватывает и прочно удерживает пальцы, вложенные в его ладонь. Если при этом удается поднять ребенка над опорой — рефлекс Робинсона. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев.    Нижний хватательный рефлекс (тоническая реакция сгибателей пальцев) — при надавливании большим пальцем на подошву у основания II—III пальцев стопы новорожденный производит подошвенное сгибание пальцев ноги; если же  пальцем произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II—V пальцев (рефлекс Бабинского).    Рефлекс объятия (рефлекс Моро} — симметричное разведение рук и сведение их — вызывается различными приемами. Он может быть продолжением хватательного рефлекса, мажет быть вызван путем похлопывания по бедру или ягодице, при ударе рукой по пеленальному столу на расстоянии 15 см от головы ребенка, при поколачивании пальцем по грудине новорожденного, при внезапном шуме.  Выражен сразу после рождения, угасает после 4-5 месяцев. Рефлекс Галанта — при проведении большим и указательным пальцем по околопозвоночным линиям (в направлении от шеи к копчику) новорожденного, лежащего на боку, он дугообразно изгибает спину в сторону раздражителя, Рефлекс вызывается с 5~6-го дня жизни. Физиологичен до 3-4 месяцев. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует.    Рефлекс Переса — ребенка кладут вниз лицом и проводят указательным пальцем, слегка надавливая, по остистым отросткам позвонков в направлении от копчика к шеи, реакция характеризуется резким криком после кратковременного апноэ, лордозом и приподниманием таза, сгибанием верхних и нижних конечностей, повышением мышечного тонуса, иногда наблюдаются мочеиспускание и дефекация. Физиологичен до 3-4 месяцев. При поражении ЦНС наблюдается угнетение и задержка в обратном развитии рефлекса.

  Важнейшие этапы моторного развития ребенка: способность поднимать голову, сидеть, стоять, ходить — тесно связаны с совершенствованием регуляции мышечного тонуса, адекватного перераспределения его в зависимости от положения тела в пространстве. В этой регуляции принимают активное участие центры продолговатого мозга, а в дальнейшем центры среднего мозга. Несвоевременная редукция позотонических рефлексов продолговатого мозга приводит к формированию патологической тонической активности, которая препятствует овладению важнейшими двигательными навыками.    Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна) — если повернуть голову лежащего на спине новорожденного так, чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, то происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо и сгибание противоположных. Более постоянной является реакция верхних конечностей: рука, к которой обращено лицо, выпрямляется (повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.    Симметричные тонические шейные рефлексы — при сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей верхних конечностей и разгибателей нижних конечностей; при разгибании головы повышается мышечный тонус разгибателей рук и сгибателей ног. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблюдаются у новорожденных постоянно. У недоношеных они слабо выражены.    Тонический лабиринтный рефлекс — в положении на спине повышается мышечный тонус разгибателей шеи, спины, ног; под влиянием этого же рефлекса, в положении на животе ребенок принимает положение эмбриона (голова приводится к груди либо запрокидывается назад, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти — в кулачки, ноги сгибаются и приводятся к животу).

     Мезенцефальные установочные рефлексы. Параллельно с редукцией миелэнцефальныхпозотоиичиских рефлексов постепенно формируются мезэнцефальные установочные рефлексы (цепные симметричные рефлексы), обеспечивающие выпрямление туловища. На втором месяце жизни эти рефлексы рудиментарны и проявляются в виде выпрямления головы (лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову).    Лабиринтный установочный рефлекс — первый антигравитационный рефлекс приходит на смену врожденному тоническому лабиринтному рефлексу. Благодаря ему ребенок начинает «держать голову»; из положения на животе начинает приподнимать ее, опираясь на предплечья, и удерживать плечевой пояс, а затем верхнюю часть туловища приподнятыми; может переходить к стоянию на четвереньках, на коленях, а затем в вертикальное положение и удерживать тело в положении сидя, стоя, в ходьбе

     Цепные симметричные рефлексы обеспечивают установку шеи, туловища, рук, таза и ног ребенка. К ним относится: шейная выпрямляющая реакция, туловищная выпрямляющая реакция, выпрямляющий рефлекс туловища, действующий на туловище.    Шейная выпрямляющая реакция. В результате этого рефлекса ребенок к 4-му месяцу жизни может из положения на спине повернуться на бок. Этот рефлекс выражен уже при рождении, когда туловище ребенка следует за поворачивающейся головой, т. е. поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно – сначала поворачивается грудной отдел, затем тазовый. Отсутствие или угнетение рефлекса могут быть причиной затяжных родов и гипоксии плода.

   Туловищная выпрямляющая реакция (выпрямляющий рефлекс с туловища на голову). При соприкосновении стоп ребенка с опорой происходит выпрямление головы. Наблюдается с конца 1-го месяца жизни.    Выпрямляющий рефлекс туловища, действующий на туловище. Этот рефлекс становится выраженным к 6-му месяцу жизни и видоизменяет примитивную шейную выпрямляющую реакцию, вводя ротацию туловища между плечами и тазом. Во втором полугодии повороты уже осуществляются с торсией. Ребенок поворачивает голову первой, затем плечевой пояс и, наконец, таз вокруг оси тела. Ротация в пределах оси тела дает возможность ребенку повернуться со спины на живот, с живота на спину, сесть, встать на четвереньки и принять вертикальную позу.

Выпрямляющие реакции направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Они развиваются с конца 1-го месяца жизни, достигают согласованности в возрасте 10-15 месяцев, затем видоизменяются, совершенствуются.

Другая группа рефлексов не относится к истинным выпрямляющим рефлексам, но на определенных стадиях способствует развитию двигательных реакций. К ним относятся:    Защитная реакция рук — разведение их в стороны, вытягивание вперед, отведение назад в ответ на внезапное перемещение туловища. Эта реакция создает предпосылки для удержании теле в вертикальном положении. Рефлекс Ландау является частью выпрямляющих рефлексов. Первая фаза: ребенок 4-6 месяцев, уложенный на живот на столе так, чтобы голова и плечевой пояс были вне стола, разгибает туловище, поднимает голову и грудь, руки вытягивает вперед. Вторая фаза: ребенок 6-8 месяцев, уложенный на спину на столе так, чтобы ноги его были вне стола, поднимает ноги вверх на уровень туловища. Таким образом, овладев тонусом позы, ребенок начинает овладевать все более сложными движениями.

     Реакции равновесия — группа рефлекторных реакций, обеспечивающих сохранение равновесия при сидении, стоянии, ходьбе. Механизм этих реакций сложный, осуществляется при участии мозжечка, базальных ганглиев, коры больших полушарий. Реакции равновесия появляются и нарастают в тот период, когда реакции выпрямления уже полностью установились. Реакции равновесия заканчивают свое формирование в период с 18 месяцев до 2 лет. Их совершенствование продолжается до 5-6 лет.    Реакции выпрямления и равновесия представляют нормальный постуральный рефлекторный механизм, который формирует необходимую базу для выполнения любых двигательных навыков. У новорожденных хорошо выражены коленные сухожильные рефлексы, брюшные рефлексы непостоянны и становятся более отчетливыми во втором полугодии, когда ребенок начинает садиться.

Речь звукопроизношение заикание Мышление познание понимание Внимание концентрация поведение память Координация движений моторика Главная Для детей Погашение примитивных рефлексов

«Самые первые рефлексы новорожденного никуда не исчезают, они продолжают работать, но функционируя в составе формаций высшей нервной деятельности», — Лев Выготский, 1930 г.

Поэтому прежде, чем говорить о сенсо-моторной интеграции, следует погасить все, предусмотренные природой примитивные рефлексы, дав развитие таким образом следующему этапу развития функций.

Новорожденный ребенок выполняет хаотичные движения рефлекторно, тренируя будущие паттерны движений взрослого, соответственно, наших социальных навыков, речи, письма, т.е. всю нашу будущую деятельность.

На этапе младенчества и далее могут происходить нарушения, примитивные рефлексы не преобразуются в следующие этапы движений, что ведет к нарушению в определенной степени моторных, социальных, психических функций.

Примитивный рефлекс Влияние его непогашенности на сферы жизни человека
Защитный рефлекс новорожденного — положение тела в пространстве — инстинкт самосохранения — слух и зрение
Рефлекс Роббинсона — моторика рук (письмо …) — творческие способности — аналитический ум — усвоение информации
Рефлекс Переса — осанка — ориентация в пространстве — самообладание
Рефлекс Моро — управление эмоциями — ритмичность дыхания — подавление страха
Рефлекс последовательного закрытия и раскрытия пальцев — навык счета — планирование
Сосательный рефлекс — эмоции — речь — внимание
Ладонно – ротовой рефлекс — речь — невербальное поведение — контроль речи

Метод используется при ДЦП, РАС, СДВГ, нарушениях речи, внимания, поражениях головного мозга. Широко применяется при заболеваниях позвоночника.

Противопоказанием является только ярко выраженные отрицательные эмоции при выполнении упражнений.

В нашем центре применяется в рамках занятий по сенсорной интеграции.

Для детей

  • Патопсихологическое обследование
  • БОС Биологически обратная связь
  • Адаптивная физкультура
  • Погашение примитивных рефлексов
  • Адаптивная КАПОЭЙРА
  • Семейная мягкая школа
  • Экспресс-подготовка к школе
  • Кинезиотейпирование
  • Клуб Буквоед
  • Логотейпирование
  • Оздоравливающий массаж
  • Самообслуживание и бытовые навыки
  • Телесно ориентированная терапия
  • ABA терапия
  • Томатис метод (оборудование Besson)
  • Интерактивный метроном (IM)
  • Клуб по деревообработке «Город мастеров»
  • Нейрологопед
  • Занятия с логопедом
  • Занятия с дефектологом
  • Развитие речи у детей с аутизмом
  • Коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ
  • Коррекция заикания
  • Логопедический массаж
  • Холистический массаж
  • Исправление нарушений чтения, письма, каллиграфии
  • Занятия с нейропсихологом
  • Занятия с психологом
  • Мозжечковая стимуляция
  • Сенсорная интеграция Айрес

Для взрослых

  • Восстановление речи после инсульта
  • Психологическая помощь при ЭКО
  • Ускорение изучения иностранного языка
  • Избавление от акцента

image

Казалось бы, ребенок рождается абсолютно беспомощным. Он не может самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, поэтому ему требуется помощь и поддержка взрослых. Но природа очень мудра, поскольку наделила даже новорожденных особыми реакциями, позволяющими ему выжить в первые месяцы. Такие врожденные реакции организма на внешние раздражители только что родившегося ребенка называют рефлексами. Их спектр меняется и расширяется по мере роста малыша.

Оценивая рефлексы новорожденного, врачи определяют, насколько малыш здоров, а в помощь мамам даже разработана специальная таблица по месяцам. С ее помощью родители могут сами оценить состояние своего ребенка и сразу заметить отклонения от нормы, чтобы вовремя обратиться за квалифицированной помощью.

Виды и функции рефлексов

Врожденные рефлексы (первый вдох и плач младенца, сосание груди, хватание руками предметов) также принято называть безусловными. С их помощью кроха способен выжить в новых для него условиях – главная функция рефлекторной деятельности. Со временем они угасают, а некоторые из них исчезают к 3-6 месяцам. Основные виды врожденных реакций в зависимости от их направленности:

  1. Обеспечивающие жизнедеятельность. Это реакции, без которых малыш не смог бы выжить. Сюда относят дыхательный, сосательный, глотательный рефлексы. А также спинальные, которые обеспечивают нормальное функционирование мышечного аппарата.
    image
    Перечень рефлексов
  2. Защитные. Такие реакции помогают ребенку защититься от раздражителей внешнего мира — яркого света, холода или жары.
  3. Кратковременные. Они возникают лишь на короткое время при необходимости. Например, задержка дыхания во время прохождения по родовым путям. Сюда же относят рвотный или рефлекс выталкивания, необходимый для предотвращения попадания твердой пищи в пищевод (кроха может подавиться).

Большинство их них угасает по мере взросления ребенка. Но некоторые остаются на всю жизнь — это глотательный, рвотный, роговичный и другие.

Смотрите также: Как научить ребенка переворачиваться с живота на спину и наоборот? 👶

Таблица основных рефлексов новорожденного по месяцам

Их у младенца очень много. В таблице представлены основные из них, их описание и время проявления (по месяцам).

Оральные автоматические:

Название Описание Длительность по возрасту младенца
Ладонно-ротовой Если надавить на ладошку, кроха открывает рот 0 — 3 мес.
Ротовой При надавливании на верхнюю губу малыш выпячивает губы в виде хоботка 0 — 1 месяц
Сосательный Когда ротик малыша погладить, он начинает ритмично двигать губами и языком от 0 до 2 мес.
Поисковый Если погладить щеки или уголок рта,  младенец поворачивает голову и вытягивает губы. 2 — 4 мес.

Спинальные автоматизмы:

Название Описание Длительность по возрасту младенца
Защитный При выкладывании младенца на живот, он поворачивает голову вбок. 0 — 2 мес.
Опорный и шаговый Когда кроху поставить вертикально, он будет пытаться упереться в опору. При наклоне вперед он будет пытаться делать шаги. до 3 месяцев
Хватательный Если вложить в ладонь крохи какой-либо предмет, он рефлекторно сожмет его в руке. 0 — 3 мес.
Спонтанное ползание Если в положении лежа на животе надавить на стопу, малыш попытается оттолкнуться от опоры. с 1 недели до 4 месяцев
Рефлекс Галанта Если провести рукой вдоль позвоночника, ребенок выгибает спинку, а его нога вытягивается. с 5 дня до 4 мес.
Рефлекс Бабинского Когда проводят рукой по стопе, она рефлекторно сгибается, при этом пальцы на руках расходятся в виде веера. 0 — 2 года

Смотрите также: Что должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик и девочка) — точная таблица 🤱

Подробное описание

Ученые обнаружили огромное количество безусловных рефлексов, которые появляются у малыша после рождения и помогают ему приспособиться к новому миру. Из них только около 15 являются действительно важными для жизнедеятельности. Их разделяют на несколько групп.

Оральные рефлекторные реакции

  1. Сосательный. Это один из основных рефлексов, необходимых крохе для поддержания жизнедеятельности. Он появляется в первые часы после рождения и сохраняется до 1-2 лет. Его суть — при прикладывании к груди ребенок плотно обхватывает губками сосок и начинает ритмично двигать губами и языком, высасывая ее содержимое. Если предложить крохе бутылочку, он также сможет поесть.
  2. Глотательный. Он очень важен, поскольку позволяет еде попасть в пищевод. Сохраняется на протяжении всей жизни человека.
  3. Хоботковый. Он проявляется выпячиванием губ в виде хоботка при надавливании на верхнюю губу малыша. Такая реакция исчезает к 3 месяцам.
    image
    Рефлекс ротовой Эшериха
  4. Ладонно-ротовой. Считается смешанным (орально-двигательным). Он проявляется открыванием рта при одновременном надавливании на центр ладоней младенца. Уже после 2 месяца он исчезает.
  5. Поисковый (реакция Киссмауля). Необходим для поиска еды. При малейшем прикосновении к щекам или уголку рта, младенец поворачивает голову и открывает рот. Исчезает, когда малыш начинает видеть еду.

Хватательные рефлекторные движения

  1. Рефлекс Робинсона-Янишевского. Проявляется крепким сжиманием пальцев взрослого. При этом ребенка можно даже приподнять. Сохраняется несколько месяцев, а потом исчезает. Если он присутствует у детей старше 5 — 6 месяцев, то у него скорей всего имеются неврологические нарушения.
    image
    Верхний хватательный рефлекс
  2. Рефлекс Бабинского (или подошвенный). Если погладить или легонько нажать на подошву стопы, то ребенок рефлекторно ее сожмет, а его пальцы на руках при этом разгибаются в виде веера. При оценивании учитывают симметричность и энергичность движений. Может сохраняться достаточно долгое время — до 1 или даже 2 лет.

Двигательные реакции

  • Рефлекс Кернига. Проверяют его так — у лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в бедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в колене. При положительном рефлексе это сделать не получится.
  • Рефлекс Моро. Эта реакция наблюдается при резком звуке (например, удар по поверхности, где лежит малыш). Проходит в 2 фазах:

    • кроха выпрямляет ножки и раскидывает руки в стороны;
    • возвращение в обратное положение (при этом ребенок как бы обнимает себя).
      image
      Рефлекс Моро

Он сохраняется до 5-месячного возраста, а после исчезает.

Защитные реакции

Если младенца положить на живот, он инстинктивно приподнимает голову и поворачивает ее набок. Так он обеспечивает доступ воздуха, чтобы не задохнуться. Еще один пример — задержка дыхания на несколько секунд в случае, когда на лицо попадает вода или струя воздуха.

Смотрите также: Как научить ползать ребенка в 6-8 месяцев на четвереньках? 👶

Как определить нарушения в развитии?

Бывают дети, у которых та или иная реакция ослаблена или вовсе отсутствует. Это связывают с несколькими причинами:

  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • неврологические патологии;
  • кислородное голодание вследствие асфиксии;
  • неправильное развитие позвоночника.

При определении нормального или нарушенного развития реакций у младенца обращают внимание на следующие характеристики:

  1. Выраженность реакции. Если рефлексы (особенно спинальные) полностью отсутствуют, то это плохой признак. Часто их отсутствие свидетельствует о неврологических патологиях — церебральном параличе (ДЦП), сниженном мышечном тонусе.
  2. Симметричность и равномерность проявления движения. При оценке реакции важна симметричность движений малыша. Например, если при хватании работает только 1 рука, то это может быть симптомом ДЦП, парезов или мозгового кровоизлияния. Когда проверяют рефлекс Моро, также обращают на симметрию. Обратите внимание! Если ребенок разводит в сторону 1 конечность, то это часто свидетельствует о парезе или проблемах с ключицей.
  3. Быстрота ответной реакции. Важный показатель здорового ребенка — быстрая ответная реакция на раздражитель. Замедленный ответ может быть симптомом слабого мышечного тонуса или психического отклонения.
  4. Длительность проявления. Большинство исчезает по мере взросления ребенка. Если какой-либо остается, это говорит о неврологическом нарушении.

Смотрите также: Как научить ребенка садиться самостоятельно — из положения лежа в 6 месяцев? 👶🏻

Развитие рефлексов по Комаровскому

Известный доктор Евгений Комаровский советует родителям развивать рефлексы новорожденного. Для этого ежедневно следует выполнять простые рекомендации:

  1. В первые недели жизни малышу необходим сон и еда. Частое прикладывание к груди развивает у крохи сосательный и глотательный рефлексы. Чтобы проверить поисковую реакцию, мама может не сразу дать грудь, а легонько притронуться нею к ротику крохи, чтобы он попытался дотянуться к желаемому объекту.
  2. Следует периодически давать в руку разные предметы.
    Также хорошим упражнением, которое еще и укрепляет мышцы спины, станет поднятие крохи, который крепко ухватился за мамины пальцы.
  3. Очень важно говорить с малышом, издавать разные звуки. Так он будет поворачивать голову в сторону звука, прислушиваться к нему.
  4. Ежедневное купание. Некоторые мамы также практикуют ныряние. При этом ребенок пытается задерживать дыхание.
  5. Рекомендуется каждый день по несколько минут выкладывать кроху на животик. Таким образом еще и укрепляются спинные мышцы, и улучшается пищеварение.

Смотрите также: Как одеть ребенка по погоде — таблица на каждый возраст

Наиболее популярные вопросы

Для этого следует знать, какой реакции ожидать от того или иного действия. Недоношенные дети отличаются задержкой развития, поэтому они проявляются у них несколько позже. Если задержка значительная, стоит обратиться к специалисту за консультацией.

Врожденные рефлексы предназначены для поддержания жизнедеятельности новорожденного. Их наличие — важный показатель здоровья малыша.

МЕНЮ

  • Мужские имена
  • Женские имена
  • Новости
  • Дети
  • Рукоделие

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий