ⓘ Избиение младенцев, значения. Избиение младенцев: библейский

Алфавитный каталог крылатых фраз

А А без тернового венца / Что слава русского певца?  А был ли мальчик?  А в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо  А Васька слушает, да ест  А воз и ныне там!   Всего фраз: 80
Б Базаровщина  Баклуши бить  Бальзаковский возраст  Бандитская пуля  Банкроты истории   Всего фраз: 100
В Багдаде всё спокойно  В бирюльки играть  В борьбе обретешь ты право свое  В бутылку загнать  В воздухе пахнет грозой   Всего фраз: 195
Гадкий утенок  Газетная утка  Галопом по Европам  Ганимед  Ганнибал у ворот! (hannibal ante portas!)   Всего фраз: 78
Да будет выслушана и другая сторона  Да будет свет  Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает  Да минует меня чаша сия  Да позаботятся консулы, чтобы республика не понесла ущерба   Всего фраз: 99
Европа может подождать  Египетская тьма  Его пример другим наука  Единожды солгавший, кто тебе поверит?  Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения   Всего фраз: 37
Жвачка для глаз  Жди меня, и я вернусь  Желание — отец мысли  Желающего судьба ведет, не желающего тащит  Железная леди   Всего фраз: 41
За деревьями не видеть леса  За державу обидно  За красивые глаза  За круглым столом  За пояс заткнуть   Всего фраз: 67
И башмаков еще не износила  И вновь продолжается бой  И дурак ожидает ответа  И жизнь хороша, и жить хорошо  И какой же русский не любит быстрой езды?   Всего фраз: 80
К нему и на козе не подъедешь  К шапочному разбору (прийти)  Кабы знала я, кабы ведала  Кавардак в голове  Кадры решают всё   Всего фраз: 174
Лабиринт  Лабиринт Минотавра  Лавры Герострата  Лавры Мильтиада не дают мне спать  Лавры пожинать, лавровый венок, увенчать лаврами, почивать на лаврах, лавры Мильтиада, лавры Герострата   Всего фраз: 78
«Меня так учили…» Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?  Мавр сделал свое дело, мавр может уходить  Маг и волшебник  Маланьина свадьба (на Маланьину свадьбу наготовить)  Маленькая хозяйка большого дома   Всего фраз: 127
На (во) всю Ивановскую кричать  На блюдечке с голубой каемкой (подать, принести)  На блюдечке с голубой каемочкой  На воре шапка горит  На все времена   Всего фраз: 159
О бедном гусаре замолвите слово  О вкусах не спорят  О времена! О нравы!  О времена, о нравы! (о tempora, о mores!)  О мертвых или хорошо, или ничего   Всего фраз: 56
Пальма первенства  Панегирики произносить  Панический страх (ужас)  Панургобо стадо  Парнас   Всего фраз: 116
Раба любви  Разбирать по косточкам  Разделяй и властвуй  Разумное, доброе, вечное  Рвать и метать   Всего фраз: 21
С ветряными мельницами (воевать, сражаться)  С иголочки  С корабля на бал  С красной строки  С лихвой (вернуть, хватает)   Всего фраз: 85
Табула раза (tabula rasa)  Табула раса  Так говорил Заратустра  Так проходит слава мира (sic transit gloria mundi)  Талант зарыть (в землю)   Всего фраз: 43
У войны — не женское лицо  У меня есть мечта  У меня есть мысль, и я ее думаю  У нас дважды два тоже четыре, да как-то бойчее выходит  У нас незаменимых нет   Всего фраз: 40
Фабрика грёз  Факт биографии  Факты говорят сами за себя  Факты — упрямая вещь  Фантомас разбушевался   Всего фраз: 27
Хамелеон  Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца  Хвалы приманчивы, — как их не пожелать!  Хитрая механика  Хлеб насущный   Всего фраз: 29
Царица доказательств  Царских путей (к геометрии) нет  Царь Голод  Царь Мидас (суд Мидаса; уши Мидаса; брадобрей Мидаса)  Царь! Помни о греках   Всего фраз: 17
Чего моя левая нога хочет  Человек есть то, что он ест  Человек за бортом  Человек, который слишком много знал  Человека ищу!   Всего фраз: 14
Шаг вперед, два шага назад  Шапками закидаем  Шемякин суд  Шендеровича на вас не хватает…  Шерлок Холмс   Всего фраз: 10
Щас спою!  Щей нахлебаться  Щёлкни кобылу в нос — она махнет хвостом  Щит на вратах Цареграда  Щуку бросили в реку   Всего фраз: 5
Эврика!  Эдипов комплекс  Эзопов (ский) язык  Эзопов язык  Элементарно, Ватсон!   Всего фраз: 19
Юдоль скорбей (слёз)  Юнкер Шмидт из пистолета хочет застрелиться  Юноша бледный со взором горящим  Юноше, обдумающему житье  Юпитер, ты сердишься!   Всего фраз: 6
Я вас люблю, к чему лукавить?  Я доверяю тебе настолько, что не стану спрашивать, если ты не захочешь объяснить  Я и сам шутить не люблю, и людям не дам  Я к вам пишу — чего же боле? / Что я могу еще сказать?  Я могу прожить без необходимого, но без лишнего — не могу   Всего фраз: 35
Bien ou rien (бья н у рьян)  Cherchez la femme  Conditio sine qua non (кондицио синэ ква нон)  Die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert… (ди эрстэ копоннэ марширт, ди цвайтэ копоннэ марширт)  Dolce far niente (дольче фар ниентэ)   Всего фраз: 22

© 2002 — 2021 https://letter.com.ua/ Использование материалов с этого сайта только с разрешения

Что означает «вифлеемское избиение младенцев»

Вифлеемское избиение младенцев

эпизод евангельской истории, повествующий о том, как иудейский царь Ирод, узнав о рождении Иисуса Христа, послал в Вифлеем воинов, чтобы они перебили всех младенцев до двух лет. Всего было убито 14 тысяч младенцев. Церковь причислила всех их к лику святых мучеников (память 29 декабря/II января).

Вифлеемское избиение младенцев

— событие, находящееся в связи с рождением И. Христа в Вифлееме. Это — один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Его не могла не поразить весть, что с далекого Востока прибыли в Иерусалим какие-то знатные путешественники — волхвы — и спрашивали, где родился царь иудейский, которому они хотят поклониться и принесть дары. Ирод немедленно созвал совет из первосвященников и книжников, чтобы узнать место рождения опасного соперника. Ему было указано древнее пророчество, что местом рождения Мессии должен быть Вифлеем (см. это слово). Чтобы еще более увериться в местопребывании Мессии, Ирод призвал к себе волхвов, направил их в Вифлеем с просьбой, чтобы они, найдя там Мессию, сообщили ему в точности, где Он находится: «чтобы и мне пойти поклониться Ему» — добавил царь. Волхвы, по высшему откровению узнав о замысле Ирода, не возвратились к нему с желанною вестью. Зная только одно — что будущий царь иудейский еще грудной младенец (так как на Востоке матери обыкновенно кормят своих детей грудью в течение двух лет), Ирод издал повеление избить в В. всех младенцев мужеского пола «от двух лет и ниже» (Матф. II, 16). О том, как производилось это избиение, ничего не известно. По преданию, детей было избито 14000; память их чтится прав. церковью 29 декабря. Это избиение вполне в духе Ирода, который не останавливался даже перед убийством своих собственных сыновей и совершал всевозможные злодейства. Несколько странным кажется, что Иосиф Флавий, подробно описывая царствование Ирода, ничего не говорит об избиении младенцев в Вифлееме; но этот историк не был свободен от лести, заставлявшей его иногда ослаблять или замалчивать наиболее мрачные акты из жизни Ирода. Намек на В. избиение некоторые исследователи находят у Макробия, по словам которого «император Август, будучи извещен о том, что среди мальчиков от двух лет и ниже, избитых по приказанию Ирода в Сирии, был убит также и его собственный сын, сказал: «лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном» (здесь по-гречески игра слов: ύν θ υίον). Ρвидетельство это довольно позднее (Макробий жил около 400 г. по Р. Хр.), но как смутное воспоминание об историческом факте оно не лишено некоторого значения. — Избиение младенцев в Вифлееме нередко было предметом иконописных и художественных изображений, первые следы которых встречаются на мозаиках и миниатюрах не ранее V века (мозаичное изображение в церкви Марии Великой в Риме, миниатюра в сирийском евангелии Раввулы и др.: см. Н. В. Покровского, «Евангелие в памятниках иконографии», стр. 145-147).

А. Л.

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Главная / Крылатые выражения, афоризмы / Избиение младенцев

Страшная резня состоялась. С тех пор самое имя «Ирод» стало обозначением изверга, злодея. Что же до выражения «избиение младенцев», то оно стало употребляться в перенос­ном значении. Мы говорим так, когда какой-либо человек кру­то расправляется – обычно просто в споре – со своими сла­быми, как дети, противниками.

Избиение младенцев

← Бей, но выслушай Соломоново решение → », ‘clear’ => », ‘margin_top’ => », ‘margin_bottom’ => », ‘padding_top’ => », ‘padding_bottom’ => »), array(), array()) —>Сказал как отрезал:

  • Драконовы (драконовские) законы (меры) Не следует думать, что речь тут идет о мифическом чудище – драконе. Дракон (точнее, Драконт) – имя древнего афинского законодателя, который впервые собрал и записал действовавшие в Афинском государстве старые законы. Они оказались чрезмерно суровыми: даже за кражу плодов Дракон требовал смерти. Именно поэтому под выражением «драконовские законы» или «меры» мы и разумеем крайне суровые,…

«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год) О других историях избиения младенцев см. Избиение младенцев (мотив)

Избиение младенцев — эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея. В переносном значении фраза означает чрезмерную жестокость по отношению к беззащитным.

Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики, в Православии их память совершается 29 декабря (11 января)[1], в Католицизме 28 декабря.[2]

Евангельское повествование

Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения себя царём со стороны римлян»[3]. Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до Р. Х.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.(Мф. 2:16)

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

«Избиение младенцев»(фреска Джотто в капелле Скровеньи)

Апокрифические истории

Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».

Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.

Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их.[4]

Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф. 23:35.

Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

Богословское толкование

«Избиение младенцев» (Кодекс Гертруды, X век)

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут.[5]

Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи, встречается и символическая цифра 144 тысячи (12 в квадрате, соответствует числу запечатлённых в Апокалипсисе, по 12 тысяч от каждого из 12 колен Израиля). Богословы отмечают, что сам факт избиения младенцев упомянут только Матфеем, о нём не пишет Иосиф Флавий — всё это заставляет учёных ставить под сомнение данный факт. Но поскольку жестокость Ирода нашла отражение у историков, то часть из них соглашается, что убийство младенцев могло быть осуществлено по приказу царя, но число их было незначительным, а не 14 000 (или 144 000), как указано в богослужебных книгах[6]. Действительно, например, по наиболее вероятным подсчётам[7] население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости 30 детей в год младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.

Тем не менее сторонники большого количества убитых младенцев обычно ссылаются на приведённые Матфеем слова Иеремии[8] о «вопле великом» и заявляют, что жертв было гораздо больше.

В изобразительном искусстве

«Избиение младенцев»(Гвидо Рени, 1611—1612) «Избиение младенцев»(Даниэле да Вольтерра)

Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Данная мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него.

Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).

Следуя апокрифическому рассказу в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Также могут присутствовать изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

День Избиения младенцев

Считался одним из самых несчастных дней в году[9]. Как церковный праздник отмечается с V века. Погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа.

Опубликовано пн, 08/05/2013 — 16:00 пользователем

Оригинал: Избиение младенцев и наказание Ирода11 января Русская Православная Церковь отмечает память 14 тысяч младенцев от Ирода в Вифлиеме убиенных…Поклонение волхвов имело зловещее последствие, последовавшее после их ухода и выразившееся в избиении Вифлеемских младенцев. Сам факт прихода волхвов на поклонение к новорожденному Царю Иудейскому в глазах Ирода поднял авторитет родившегося Мессии Христа и вызвал к Нему неприязнь. С этих пор Ирод в родившемся Младенце стал видеть законного престолонаследника, родившегося в царском роде царя Давида, Который представляет опасность для престола Ирода. Поэтому Ирод, после того как волхвы не явились к нему после поклонения Богомладенцу, отдает свой зверский приказ об избиении Вифлеемских младенцев. На вопрос о том, почему он приказал казнить всех младенцев «от двух лет и ниже», можно ответить так. Ирод знал от волхвов, что новорожденный Царь Иудейский был Младенец. Согласно древнееврейскому обычаю младенцем считается ребенок до двухлетнего возраста, и до двух лет его на востоке ещё кормят грудью. Ирод был не единственным тираном древнего мира, совершившим такое жестокое преступление. Так, например жизнеописатель Светоний в описании биографии римского императора Августа, рассказанной вольноотпущенником Юлием Маратом, описывает такой случай. Незадолго до рождения императора Августа по Риму распространилось предсказание о том, что скоро родится человек, который низложит Римскую республику и станет диктатором. Тогда Римский сенат под предлогом того, чтобы спасти республику, издал приказ о том, чтобы все мальчики, рожденные в течении года, должны быть забраны правительством. Жены сенаторов, которые были беременны, прятали родившихся детей, потому что каждая из них, надеясь, что это предсказание о воцарении относится именно к её ребенку. Евсевий, взяв предсказание еврея Егезиппа, рассказывает о том, что римский император Доминициан, встревоженный возрастающей известностью имени Иисуса Христа, решил истребить всех потомков дома Давидова. К тому времени два потомка этого рода остались в живых и были известны под именем Деспосиков. Их выдал императору некий назорейский еретик Иокат. Но когда император Доминициан увидел, что это простые люди и руки их покрыты мозолями от тяжелого труда и что они не могут претендовать на его престол, он их отпустил невредимыми. Как видим, вышеприведенные примеры указывают на то, что языческие правители пытаясь защитить свое пребывание у власти, не брезговали массовыми расправами. Ирод, получивший воспитание в Риме, вобрал худшее из языческой культуры, жестокость и кровожадность. И проявил эти черты характера в своем решении об избиении младенцев. Многие комментаторы, ставя под сомнение факт избиения младенцев, ссылаются на то, что у известного писателя Иосифа Флавия об этом событии ничего не говорится. То обстоятельство, что Иосиф Флавий не упомянул об избиении младенцев, ещё не говорит о том, что такого факта не было. Не упомянуть он мог потому, что не счел нужным это сделать по какой-либо причине, нам не известной. Сохранились сведения, что акция избиения младенцев проводилась секретно, в условиях строжайшей тайны, что также способствовало скудному распространению слухов об этом событии. Однако сам факт избиения младенцев не противоречит жестокому характеру Ирода и его преступной жизни. Достоверно известно, что Ирод избивал первосвященников и знатных людей, устраивал казни членов синедриона. Так для собственного увеселения Ирод заставил на своих глазах утопить первосвященника, своего шурина, молодого и благородного Аристофула. Заставил задушить свою жену, асмонейскую княжну, Мариамну. Его сыновья Александр, Аристофул, дядя Иосиф, дядя жены его Антигон, теща Александра, родственник Тобан, друзья Досифей и Гадий, павшие от его гнева, являются немногими примерами его жестокости. Брат его Ферора и сын его Архелай чудом избежали казни. Иудейские послы в своем сообщении об Ироде императору Августу говорили: «Оставшиеся в живых при нем были несчастнее даже замученных». «Безжалостным чудовищем» назвал Ирода Иосиф Флавий. Под конец жизни Ирод мучился не только от многочисленных болезней, но и от того, что его преследовали призраки задушенной жены и умертвленного сына. За пять дней до своей смерти Ирод казнил своего любимого сына, Антипатра, обвинив его в дворцовом заговоре. Сам Ирод мучился от нестерпимых болей. Он был сжигаемый неутолимой жаждой, голодом. Его палил медленный жар. А тело внутри и снаружи покрывали болезненные язвы. Его внутренности разлагались изнутри и испускали зловоние такое сильное, что рядом с ним невозможно было стоять. Его заживо пожирали могильные черви, которые выползали из его утробы и от которых он не мог избавиться. Жизнь его превратилась в сплошные страдания. Даже перед смертью он продолжал отдавать преступные кровожадные приказания. Зная, что он ненавидим и презираем народом, он приказал, чтобы знатные люди государства и начальники колен израильских прибыли в Иерихон. Собрав их всех в ипподроме, Ирод тайно приказал своей сестре Саломии казнить их в момент своей смерти, для того чтобы народ плача по достойным людям, как бы оплакал и его смерть. Однако этот последний зверский приказ Ирода не был выполнен. И день смерти Ирода стал всенародным праздником. Символично, что Ирод был погребен в склепе Иродии, находящемся недалеко от того места, где родился Иисус Христос. Завещание его оспаривалось, а царство его распалось. Сыновья его умерли в бесславии и ссылке. И несмотря на то, что он от своих десяти жен и многих наложниц имел девять сыновей и пять дочерей, в течение одного столетия его род, над которым тяготело проклятие Божее, погиб от болезней и насилия. И не осталось ни одного его потомка для того, чтобы носить его проклятое имя. Из выше изложенных фактов видно, что Ирод более придерживался языческих традиций. Это подтверждается и перестройкой Иродом Иерусалимского храма с добавлением в него элементов языческого храма Юпитера. Из всего этого можно сделать вывод о том, что в решении Ирода об избиении младенцев сказалась не только врожденная жестокость, но и римское воспитание и варварские языческие традиции.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий