Ежедневный уход за новорожденным

Рекомендации по уходу за новорожденным ребенком после выписки из родильного дома.

image

Грудное вскармливание на первом месяце жизни осуществляется в «свободном режиме» — по требованию ребенка. В дальнейшем малыш сам установит график кормлений.

При уходе за ребенком у матери и других близких людей руки должны быть чистыми. Необходимо соблюдать правила личной гигиены. При появлении катаральных симптомов в семье необходимо изолировать больного в отдельной комнате. Если заболеет мать – вскармливание грудью осуществляется в медицинской маске.

УХОД ЗА КОЖЕЙ НОВОРОЖДЕННОГО И ПРОФИЛАКТИКА ПОВРЕЖДЕНИЙ КОЖИ.

При уходе за здоровой кожей новорожденного следует избегать любых действий, которые могут нарушить эпидермальный барьер (воздействие повышенной влажности, трение, раздражающие вещества, травмы). Снижению бактерицидных свойств кожи способствуют обезжиривание (спиртом), охлаждение, раздражение кожи мочой и калом, приводящее к разжижению воднолипидной мантии эпидермиса.

Кожа новорожденных более чувствительна, и проницаема для различных химических агентов, чем у взрослых, поэтому риск системного отравления гораздо выше.

Рекомендуется купать ребенка в теплой воде, не добавляя никаких дезинфицирующих средств; ежедневное использование шампуней, пены для ванны и других моющих средств не показано.

Многие присыпки содержат частицы, вызывающие раздражение кожи, а также отдушки, провоцирующие аллергические реакции. Не содержащие тальк присыпки можно использовать для обработки шейных, подмышечных и паховых складок при пеленочной сыпи вследствие нерационального использования подгузников. Необходимо избегать широкого использования вазелина (растительного масла), задерживающего влагу и являющегося активным аллергеном. Средства по уходу за кожей необходимо наносить очень бережно, не растирать.

При неправильном уходе за кожей возникает пеленочный дерматит, который представляет раздражение кожи в области, контактирующей с подгузником. Основная причина развития пеленочного дерматита — дефекты ухода (редкая смена подгузника, тугое пеленание). Пеленочный дерматит не представляет серьезной угрозы для здоровья ребенка, но раздражение кожи очень болезненно, вызывает страдание и беспокойство ребенка, что отражается на его самочувствии.

Независимо от типа подгузников (одноразовые или многоразовые), необходимо соблюдать правила ухода за ребенком:

— менять подгузник при его наполнении;

— сразу менять подгузник после дефекации ребенка с последующим подмыванием его (девочку следует подмывать по направлению от половых органов к анальному отверстию).

— использовать «дышащие» подгузники;

(Полностью раздеть малыша, выложить на животик, провести простые приемы массажа – поглаживание и гимнастику. Все мероприятия необходимо проводить перед едой.)

Уход за кожей при использовании одноразовых и многоразовых подгузников отличается.

При использовании одноразовых подгузников кожа должна быть сухой; не рекомендуется применять жирные мази, кремы, создающие эффект компресса, что провоцирует развитие дерматита. Если на кожу нанесены мазь или крем, перед надеванием подгузника избыток средства необходимо удалить салфеткой. Рекомендуется использовать для ухода за кожей новорожденного крем на водной основе, лосьоны, молочко.

При использовании многоразовых подгузников можно применять кремы и мази, так как создание прослойки между кожей и подгузником уменьшает риск раздражения.

УХОД ЗА ПУПОВИННЫМ ОСТАТКОМ

Согласно международным рекомендациям ВОЗ, для ухода за пуповинным остатком не требуется создания стерильных условий.

Пуповинный остаток сначала высыхает, и мумифицируется при воздействии воздуха, а затем отпадает. У каждого ребенка свой срок отпадения пуповины – это зависит от ее толщины. Считается, что он должен отпасть до 14 дня жизни.

Не рекомендуется обрабатывать пуповинный остаток какими-либо антисептиками (растворы анилиновых красителей, спирт, раствор калия перманганата и т. п.), достаточно содержать его сухим и чистым, предохранять от загрязнения мочой, калом, а также от травмирования при тугом пеленании или использовании одноразовых подгузников с тугой фиксацией. Доказано, что местное использование антисептиков не только не уменьшает частоту инфекций, но и способствует задержке спонтанного отпадения пуповинного остатка. В случае загрязнения пуповинный остаток и кожу вокруг пупочного кольца можно промыть водой, и осушить чистой ватой или марлей. Купание разрешено в кипяченой воде с последующим высушиванием остатка пуповины.

Не рекомендуется пользоваться повязками и дополнительным подвязыванием пуповины для ускорения процесса мумификации.

Значительно снижает частоту гнойно-воспалительных заболеваний пупочной ранки ранняя выписка из родильного дома (на 2-4-е сутки после родов), в том числе до отпадения пуповины. Насильственное удаление (отсечение) пуповинного остатка не рекомендуется, так как подобная процедура опасна, и может осложниться кровотечением, ранением стенки кишки при недиагностированной грыже пупочного канатика, инфицированием. Эффективность процедуры не доказана; насильственное удаление пуповинного остатка следует признать необоснованным инвазивным вмешательством, потенциально опасным для жизни новорожденного. Выписка новорожденного домой ранее отпадения пуповинного остатка возможна.

ПЕЛЕНАНИЕ.

По рекомендации ВОЗ тугое пеленание не рекомендуется, так как приводит к нежелательным последствиям:

— блокированию движений диафрагмы, затрудняющее вентиляцию в легких;

— нарушению циркуляции крови в конечностях;

— дисплазии тазобедренных суставов, особенно когда ноги ребенка жестко фиксируют в положении разгибания и приведения;

— уменьшения воздушной прослойки между телом и одеждой, что ухудшает термоизоляцию; повышает риск как перегревания, так и гипотермии;

— ограничению движений конечностей, что снижает возможности развития нервно-мышечной координации;

— затруднению правильного прикладывания к груди и грудного вскармливания (ребенку трудно достаточно широко открывать рот и повернуть голову), что уменьшает вероятность успешной лактации.

Предпочтительно одевать ребенка в хлопчатобумажную одежду типа «боди» или свободно пеленая нижнюю часть тела, оставляя подвижными руки и голову.

КУПАНИЕ.

Детей до 6 месяцев купают ежедневно, более старших детей можно купать через день. В жаркое время года ребенка вне зависимости от возраста нужно купать ежедневно. Для купания необходимо использовать детскую ванночку (использовать только для ребенка), рН-нейтральное детское мыло, которое применяют 1 – 2 раза в неделю. В конце купания с мылом, ребенка нужно облить водой, температура которой на 1 – 2 градуса ниже, чем вода в ванне (простой метод закаливания).

Советы по купанию малыша:

  • Начинать купать ребенка нужно в кипяченой воде – до момента заживления пупочного кольца – до 1 месяца, далее можно в не кипяченой воде.

  • Температура воды для купания должна быть 36 – 37 градусов (необходимо использовать водный термометр), температура в помещении не менее 21 градуса (для недоношенных детей – 24 градуса).

  • Перед купанием ребенка рекомендуется на несколько минут выкладывать голеньким на живот, нужно сделать массаж и провести гимнастику.

  • Если ребенок покакал, его нужно подмыть перед купанием.

  • Пребывание ребенка в воде должно быть 5 – 10 минут. Волосистую часть головы ребенка можно мыть детским мылом или шампунем без слез в направлении ото лба к затылку. Купание тела ребенка с мылом должно быть не чаще 2 –х раз в неделю.

  • Лицо следует мыть отдельно чистой водой.

  • После купания кожу ребенка следует не вытирать, а осушать путем «промакивания» мягкой теплой пеленкой, которая хорошо впитывает влагу.

  • Ваши манипуляции должны приносить младенцу только положительные эмоции.

Нельзя купать ребенка в дни:

— отпадения остатка пуповины;

— вакцинации;

— повышения температуры тела выше 37,5

Купание в травах или с использованием каких-либо других средств должно быть рекомендовано только врачом.

Подбор детской косметики проводится по рекомендации врача с учетом типа кожи ребенка.

УХОД ЗА ГЛАЗАМИ, НОСОМ, УШАМИ, НОГТЯМИ.

Туалет глаз и носа проводится по мере необходимости:

  • Глаза нужно промывать от наружного края глаза ко внутреннему, каждый глаз отдельным ватным тампоном, смоченным кипяченой водой.

  • Туалет носа проводится только в случае, когда заложенность носа мешает грудному вскармливанию. К этому может привести срыгивание ребенком молока через нос – образуются «молочные корочки» или очень сухой воздух в комнате, где находится ребенок. Перед этой манипуляцией необходимо провести орошение носовых проходов раствором типа «Аквамарис». Можно сделать самостоятельно жгутик из ваты, смочить кипяченой водой и вкручивающим движением почистить носовые ходы поочередно. Даже если вам не удается качественно почистить нос, вы вызовете этой манипуляцией у ребенка чихание, с помощью которого малыш сам очистит нос. Частый туалет носа может привести к отеку слизистой, так как у малышей слизистая полости носа богато снабжена сосудами.

Слуховой проход новорожденного не чистят, обрабатывают лишь ушные раковины.

Ногти можно подстригать после выписки из родильного отделения и принятия ребенком ванны с мылом. Делать это лучше детскими ножницами с закругленными концами и удобнее во время сна ребенка. На ручках ноготки следует оставлять закругленными, а на ножках – ровными.

ПРОГУЛКИ.

Начинают по рекомендации врача и проводить их желательно ежедневно.

В зимний период года гулять с детьми можно при температуре воздуха не менее 10 градусов. Начинать с 15 – 20 минут, постепенно увеличивая время прогулки (необходимо ориентироваться на настроение ребенка).

В летний период можно гулять с малышом сразу после выписки из стационара, лучше в лесопарковой зоне. Нельзя размещать ребенка под прямыми лучами солнца – это может привести к ожогу и перегреву его!

Одежда для ребенка используется по сезону и по принципу: «Сколько слоев одето на маме – плюс один слой на ребенка».

ДЕТСКОЕ АВТОКРЕСЛО.

Без детского автокресла малыша нельзя перевозить в машине. Покупка автокресла для детей абсолютно необходимое действие, доказано — снижение детского травматизма при дорожно-транспортном происшествии при использовании-удерживающего средства на 70%.

Кроме того, детские автокресла способны предотвратить ушибы и повреждения при различных ситуациях, например, при резком торможении автомобиля или «прыжке» на «лежачем полицейском» и т.п.

Температурный баланс новорожденного

image

Температура тела у человека поддерживается на постоянном уровне и это является отличительной чертой гомойотермных (теплокровных) организмов. Новорожденный ребенок, даже здоровый доношенный, в первую неделю жизни, является пойкилотермным, т.е. его температура зависит от температуры окружающей среды. Нормальный уровень аксиллярной температуры у новорожденного 36,5–37,5°C (ВОЗ, 1997). Для того чтобы поддерживать данный термальный диапазон необходимо создание теромонейтральной окружающей среды, когда потребление кислорода и расход энергии являются минимальными для поддержания жизненной активности при условии сохранения нормальной температуры тела.

Температурный баланс в организме человека регулируется процессами теплопродукции и теплоотдачи, равновесие которых находится под контролем гипоталамуса. У новорожденных гипоталамическая система незрелая. Об относительном созревании центрального аппарата терморегуляции можно судить по установлению правильного циркадного ритма температуры тела (обычно к 1,5–2-х месячному возрасту). У недоношенных детей этот процесс может затянуться на неопределенное время. Острая и хроническая гипоксия, родовая травма, неонатальные инфекции и другие патологические состояния не только тормозят процесс созревания, но и могут быть причиной грубых нарушений в работе центра терморегуляции с угнетением функции «set-point» гипоталамуса, вплоть до его временного паралича.

Ответом организма на гипотермию являются: увеличение теплопродукции, уменьшение теплоотдачи и усиление мышечной работы (озноб). Нужно отметить, что последняя защитная реакция не характерна для новорожденных детей, а уменьшение их двигательной активности вследствие тугого пеленания делает их еще более уязвимыми в плане гипотермии.

Тепло в организме человека образуется в результате биохимических реакций окисления глюкозы и жиров. В случае отсутствия поступления извне и снижения эндогенных запасов данных питательных веществ, в целях образования энергии и тепла начинают использоваться белки, что ведет к замедлению роста и развития ребенка. Об этом говорили ученые больше века назад: «Ввиду того, что младенцы плохо приспособляются к окружающей среде, следует избегать у них всякого, даже временного охлаждения. Если оно наступило, то последствием является не только падение температуры тела, но также остановка или даже убыль веса, т.е мы видим, что при нарушении обмена веществ прежде всего приостанавливается прирост тела». (B.Balge, 1912).

Основными эндогенными источниками тепла в организме ребенка являются бурый жир и гликоген. У человека бурая жировая ткань хорошо развита только у новорожденных (примерно 5% от массы тела) и находится в районе шеи, почек, вдоль верхней части спины, на плечах. Также в организме младенцев бурая жировая ткань часто встречается в смешанном с белой жировой тканью виде. Для новорожденных бурая жировая ткань имеет уникальное значение, помогая избежать тяжелой гипотермии при рождении. Гликоген начинает накапливаться в печени плода в последний триместр беременности. При рождении запас гликогена у новорожденного ребенка в 5 раз больше относительно массы тела, чем у взрослого. Но через два часа уровень гликогена снижается на 90%, а через 6 часов в печени обнаруживаются лишь его следы и восстановление запаса гликогена у здорового доношенного новорожденного ребенка до взрослой нормы происходит только к концу первой недели жизни.

Процессы биохимического окисления питательных веществ происходят в присутствии кислорода. При охлаждении ребенка на 1°C его потребность в кислороде повышается в три раза.

Существуют два физиологических пути уменьшения теплоотдачи: вазоконстрикция и сознательное уменьшение открытой площади поверхности тела. Понятно, что последний способ не возможен в случае с новорожденным ребенком без посторонней помощи. Вазоконстрикция — защитная реакция организма, которая имеет свои негативные последствия, такие как снижение почечного и мезентериального кровотока, повышение тонуса легочных сосудов. Потери тепла из организма человека происходят по внутреннему и внешнему градиенту. Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка: тонкая, хорошо васкуляризированная кожа, слабо развитый подкожно-жировой слой, относительно большая площадь поверхности тела способствуют увеличению потерь тепла. Существует несколько механизмов потерь тепла. Радиация (потеря тепла в пространство) — низкая температура воздуха в родильном зале, палате, инкубаторе. Кондукция (потеря тепла при соприкосновении с холодными предметами) — пеленки, стол, весы, руки. Конвекция (потеря тепла с потоком воздуха) — сквозняк, холодный воздух в кувезе, вентиляция легких холодной кислородно-воздушной смесью. Испарение — влажная кожа ребенка, сухой воздух в кувезе, неувлажненная кислородно-воздушная смесь.

Температура внутри тела и в полости матки имеет относительно постоянную величину — около 38°C. Плод, находящийся в матке, независимо от срока гестации имеет температуру чуть выше на 0,3–0,5°C. Резкое охлаждение ребенка при рождении с 38,0°C до 35,0°C — имеет физиологический смысл, являясь одним из основных механизмов стимуляции первого вдоха. При этом скорость снижения температуры тела составляет 0,4°C/мин. Доказано, что обнаженный новорожденный ребенок в среде с температурой 23°C страдает от потери тепла так же, как обнаженный взрослый при температуре 0°C!

Поэтому если не принять меры к согреванию новорожденного, температура тела может снизиться до катастрофически низких цифр и стать непосредственной причиной гибели ребенка.

Существует подтвержденный практикой и данными доказательной медицины перечень мероприятий, направленных на профилактику и лечение гипотермии. Концепция «тепловой цепочки», предложенная Всемирной организацией здравоохранения, представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур, уменьшающих вероятность развития гипотермии и способствующих хорошей адаптации ребенка к новым условиям жизни.

Тепловая цепочка состоит из нескольких звеньев:

  • повышение готовности персонала (все медицинские работники, должны понимать важность поддержания нормальной температуры тела новорожденного, иметь соответствующую подготовку по мониторингу состояния и контроля температуры младенца);
  • создание оптимального температурного режима для новорожденного (температура воздуха в родильном зале не ниже 24,0°C, включение лампы лучистого тепла за 30 мин до родов, согревание комплекта белья, предназначенного для ребенка);
  • немедленное обсушивание родившегося ребенка теплой пеленкой, немедленная смена влажной пеленки на сухую;
  • выкладывание ребенка, накрытого сухой пеленкой, на грудь матери;
  • раннее прикладывание ребенка к материнской груди;
  • реанимация должна быть проведена на теплой поверхности под источником лучистого тепла;
  • транспортировка в теплых условиях; согревать ребенка пока ожидается его транспортировка; во время перевода внутри помещения использовать контакт — «кожа к коже»;
  • соответствующее пеленание ребенка;
  • совместное пребывание матери и ребенка.

Качественную защиту от теплопотерь в родильном зале обеспечивают лампы лучистого тепла в составе открытых реанимационных систем. Для недоношенных детей используются дополнительные средства термозащиты: прозрачные пакеты, пленка из термоустойчивого пластика, трикотажные шапочки и носки. Создание температурного комфорта и тепловой защиты остаются актуальными впоследующем на всех этапах выхаживания новорожденных детей.

Эффективность лучистой энергии, обеспечиваемая источником лучистого тепла, зависит от многих переменных факторов и технологических особенностей ОРС:

  • источники теплового инфракрасного излучения;
  • количество и мощность нагревательных элементов;
  • различные уровни термоцикла (колебания температуры ребенка);
  • диапазон инфракрасного излучения;
  • конструкция и диаметр рефлектора (отражателя);
  • возможности регулировки интенсивности лучистого тепла;
  • расстояние между нагреваемым элементом и матрасиком;
  • размеры и форма прогреваемого ложа(кроватки).

Специалистам необходимо знать особенности нагрева и термоцикла различных нагревательных элементов ОРС, локального и общего нагрева ложа, использовать свои собственные укладки и расположение ребенка на матрасиках, чтобы он не перегревался, получал тепло равномерно, без выраженного градиента температур или не остывал. Учитывая то, что в ОРС с лучистым теплом невозможно точно измерить температуру окружающей среды, всегда должен быть качественный сервоконтроль температуры кожи ребенка и аварийная сигнализация на случай непроизвольного отсоединения температурного датчика. В современных моделях ОРС с целью большей безопасности и лучшей эффективности вводятся следующие опции: регулировка расстояния между ложем и нагревательным элементом с автоматической корректировкой интенсивности излучения, температурные датчики матрасика/ложа с сервоконтролем, дополнительные функции, ограничивающие перегрев или нестабильную работу данных систем.

Для создания температурного комфорта больным и недоношенным новорожденным широко используются инкубаторы. Учитывая современные требования, предъявляемые к кувезам, целесообразно разделить их на несколько классов с учетом конструктивных особенностей и диапазона возможностей.

Базовые инкубаторы имеют простую систему обогрева и увлажнения — стандартный тепловентилятор (фен) для нагнетания и рециркуляции нагретого профильтрованного комнатного воздуха с фиксированной скоростью потока через встроенный резервуар с водой (увлажнитель). Система увлажнения пассивная, зависит от многих переменных и обычно не превышает 60%. Стенки инкубаторов в большинстве моделей одинарные. Скорость потока воздуха в колпаках может достигать 0,9 м/с, создавая «эффект ветра», что может увеличивать потери тепла с испарением и конвекцией. Большинство видов кувезов данной группы имеют сервоконтроль температуры воздуха, в некоторых – сервоконтроль температуры кожи с одного термистора. Система аварийной сигнализации простейшая, нерегулируемая.

Инкубаторы для интенсивной терапии и ухода имеют микропроцессорное регулирование температуры воздуха и ребенка и работы всех систем аппарата. Важная особенность сервоконтролируемых инкубаторов является автоматическое охлаждение кувеза при повышении температуры кожи ребенка (с кожного термистора). В случае, когда у ребенка имеется лихорадочное состояние, обусловленное инфекционным процессом, это может затруднить диагностику. Если у ребенка имеется выраженная термолабильность, тогда регулировка нагрева кувеза по температуре кожи может привести к выраженным температурным перепадам и непреднамеренно вызвать температурную и метаболическую дестабилизацию ребенка. В таких случаях особую важность приобретает двойной сервоконтроль температур. Система увлажнения в данных инкубаторах активная с сервоконтролем влажности. Стенки колпаков двойные. Имеется расширенная многоуровневая систем звуковой и визуальной сигнализации. Во многих кувезах есть возможность включения дополнительного апгрейда: увеличение диапазона нагрева воздуха, мониторинг концентрации кислорода и т.д.

Инкубаторы высокого класса предназначены для длительного и безопасного интенсивного выхаживания недоношенных и больных новорожденных, включая лечение близнецов. Принцип работы тот же- конвективный нагрев. Стенки колпака двойные. Скорость потока воздуха над ложем не превышает 0,1 м/с. Имеется более совершенная система нагрева и увлажнения. Данные инкубаторы отличаются самым низким уровнем шума от работы агрегатов, что приобретает особое значение при выхаживании детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Имеется «тонка» многоуровневая регулировка и контроль основных параметров с возможность поддержания максимально стабильной температуры среды и кожи ребенка, влажности и концентрации кислорода в колпаке кувеза. Система увлажнения активная. В некоторых инкубаторах увлажнители вынесены в отдельные дистанционно управляемые блоки со встроенными бактерицидными фильтрами. В стандарной комплектации имеются два канала термометрии — центральный и перифирический кожные датчики, сервоконтроль температуры воздуха, влажности, концентрации кислорода и трендсистемы по нескольким мониторируемым показателям. Дополнительными опциями являются: подогреваемые противопролежневые матрасики, подогреваемые полки для принадлежностей, встроенные электронные весы, системы фототерапии, дополнительный мониторинг витальных функций.

К этому же классу относятся инкубаторы-трансформеры, совмещающие функции закрытых конвективных инкубаторов и открытых реанимационных систем с лучистым теплом, которые на сегодняшний являются, пожалуй, лучшими системами интенсивной терапии и выхаживания для детей с ОНМТ и ЭНМТ.

К дополнительным средствам тепловой защиты относятся матрасики с подогревом, которые широко используются при уходе за новорожденными. Они представляют собой различные (поролоновые, гелевые, пенопластовые, водяные, воздушные) электрические системы с регулировкой температуры всего ложа или мест контакта с туловищем ребенка. Во многих исследованиях отмечается, что такой матрасик при изолированной использовании без других средств теплозащиты не может предать достаточного тепла ребенку. Поэтому применение таких систем возможно у термостабильных детей при постоянной температуре окружающей среды и требует обязательного пеленания, одевания и использования одеял.

Тепловое картирование недоношенных детей, находящихся при выхаживании в инкубаторах или ОРС, проведенное в нескольких исследованиях в клиниках США и Италии, показало, что имеется прямая зависимость температурной реакции ребенка от температуры рук медицинского персонала во время контакта. Нередко после таких контактов изменяется не только общий температурный статус, но и возникают негативые сердечно-сосудистые реакции. Поэтому всегда следует помнить, что температурная реакция новорожденного зависит и от такой мелочи, как теплые руки. Безусловно, какой бы не была техника «умной», самым надежным и безопасным источником тепла для ребенка является его мать. Тесное телесное соприкосновение – «кожа-к-коже» в отличии от других методов согревания никогда не приведет к перегреву, а эффект «импритинга» позволяет установить тесный ментальный и нейроэндокринный контакт, формируя адекватный психологический и соматический статус ребенка.

Таким образом, поддержание нормальной температуры тела для новорожденных имеет жизненно-важное значение. А невозможность обеспечения температурного комфорта и тепловой защиты могут «свести на нет» эффективность любых высокотехнологичных методов лечения.

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
  4. Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  5. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  6. Подолгу певуче гулит
  7. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «скамейка», «дом» из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос «Кто ты?». Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий