Аудиологический скрининг. Отоакустическая эмиссия (ОАЭ-тест). Диагностика нарушений слуха у детей.

Слух имеет важное значение для нормальной жизнедеятельности любого человека. Сразу после появления на свет врачи-неонатологи оценивают общее состояние новорожденного малыша по шкале Апгар. Через некоторое время крохе вновь предстоит пройти обследование – аудиоскрининг. Он помогает определить наличие каких-либо патологий или отклонений слухового анализатора малыша и предотвратить их дальнейшее развитие. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять комплекс необходимых мер для исправления ситуации и нормального развития новорожденного малыша. Именно поэтому многих новоиспеченных родителей волнует, как проверяют слух у новорожденных.

Данное обследование является обязательным для каждого малыша и проводится в стенах родильного дома специалистами детского отделения. Именно поэтому многих новоиспеченных мам интересуют тонкости проведения процедуры, а также показатели нормы и отклонений. Нарушения слуха той или иной степени тяжести обнаруживаются у 3-4 детей из одной тысячи. Как правило, патология выявляется уже в первый месяц жизни малыша.

Именно поэтому аудиоскрининг на ряду с другими исследованиями входит в обязательное комплексное обследование младенцев – скрининг новорожденных.

Что такое аудиоскрининг. Когда проверяют слух у новорожденного малыша

image

Аудиоскрининг – процедура обследования слухового анализатора новорожденного малыша и детей до шести месяцев. Массовое внедрение исследования слуха в стенах государственных учреждений Российской Федерации произошло не так давно, в 2008 году. Хотя документально должно быть внедрено с 1996-го, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения.

Исследование проводится в два этапа; первый — в стенах родильного отделения через 2-3 дня после рождения младенца, а второй – в стенах детской поликлиники через несколько дней после выписки.

Аудиометрия – без преувеличения самый эффективный способ определения слуховой дисфункции в раннем возрасте.

Цель проверки

image

Целью проведения обследования является выявление дисфункции слухового анализатора новорожденного на ранних этапах развития. Ранняя диагностика нарушения слуха позволяет увеличить шансы на устранение имеющихся проблем и восстановление нормальной чувствительности слуховых рецепторов.

Несвоевременное обнаружение патологии анализаторной системы способно привести к развитию стойкой тугоухости и, как следствие, к задержке речевого развития.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме? Описание процедуры

Как проверяют слух у новорожденного аппаратом? Обследование проводится в два этапа. Первый — в стенах родильного отделения через несколько дней после появления на свет новорожденного.

  • В ухо спящего малыша специалист вводит наконечник от аудиологического прибора.
  • Затем с помощью специального устройства создается звуковой сигнал, который попадает в наружное ухо крохи через трубку.
  • В завершение прибор фиксирует показатели остроты слуха малыша по данным, предоставленным от электродов, которые, в свою очередь, регистрируют всплески активности в определенных зонах головного мозга младенца при обработке звуковых сигналов, которые производит прибор.

Нельзя проводить обследование, если у ребенка заложен нос. Это может значительно исказить результаты аудиоскрининга.

Второй аудиоскрининг

Где проверить слух ребенка повторно? Второй аудиоскрининг проводится в стенах детской поликлиники через некоторое время после выписки. Повторное обследование проводится в том случае, если во время первого скрининга прибор не смог уловить колебания. Помимо этого, второй этап необходим, когда не было первого обследования (по медицинским показаниям). Как правило, аудиоскрининг проводится в первый месяц жизни малыша.

Новоиспеченные мама и папа очень тщательно должны подготовить своего кроху к повторному обследованию слухового анализатора. Ребенок должен быть накормлен. При себе следует иметь пеленку, пустышку и погремушку (на всякий случай). Очень хорошо, если малыш во время проведения скрининга будет спать. Задача родителей — обеспечить спокойное состояние новорожденного.

Особенности проверки слуха у недоношенных малышей

Процедура проведения обследования слухового анализатора доношенных и недоношенных малышей не имеет существенных отличий. Различия заключаются лишь в сроках проведения аудиоскрининга.

Из-за морфофизиологической незрелости систем обследование у малышей, родившихся раньше положенного срока, проводится несколько позже. Дети, появившиеся на свет до 32 недели включительно, проходят обследование на 2-6 неделе жизни, в зависимости от общего состояния здоровья.

Для малышей, которые родились между 33 и 37 неделями беременности, скрининг проводится на второй или первой неделе жизни. А вот повторный скрининг слуха недоношенного малыша назначается в те же сроки.

Если малыш не прошел аудиоскрининг

Родителям нужно понимать, что отрицательный результат скрининга – не повод обрекать себя и своего малыша. И даже повторный отрицательный результат обследования не может говорить о наличии отклонений или патологии, а лишь служит поводом к дальнейшим исследованиям слуха маленького ребенка.

Методики проверки слуха имеют некоторую погрешность. Так, например, исследование на определение реакции мозга на звук способно дать до 4 % ложных результатов, а результат проверки внутреннего уха может быть неверным в 21 % случаев. Именно поэтому о наличии патологии можно говорить только после аудиологической проверки, которая осуществляется с участием врача-сурдолога. Также проводится ряд дополнительных исследований.

Дополнительное обследование

Если результат аудиоскрининга отрицательный, специалисты дают направление на прохождение дополнительных обследований, в том числе:

  • осмотр и консультация ЛОРа, который оценивает строение уха и ушной раковины малыша;
  • импедансометрия, которая включает в себя тимпанометрию и акустическую рефлексометрию;
  • объективная аудиометрия КСВП;
  • игровая тональная аудиометрия;
  • сурдопедагогическое обследование, на котором педагог, имеющий специальное образование, дает оценку поведенческим реакциям крохи на различные звуки;
  • генетическое обследование, целью которого является определение наличия в организме малыша гена, вызывающего тугоухость.

Только по результатам всех вышеперечисленных исследований, специалист может говорить о наличии патологии, о степени тяжести отклонения.

Группы риска

По результатам исследования слухового анализатора ребенка выделяют группы риска по тугоухости. В особом внимании нуждаются малыши, родители которых имеют указанное отклонение. В первые месяцы жизни такие младенцы должны находиться под наблюдением сурдолога.

В группу риска попадают маленькие дети, у которых мать в период беременности перенесла какое-либо инфекционное или вирусное заболевание. Особо опасными являются болезни, перенесенные в первом триместре, в период заложения основных органов и систем организма будущего ребенка.

Причиной появления проблем со слухом могут стать родовые травмы.

Вместо заключения

Слух играет важную роль в жизни каждого человека. Способность слышать позволяет человеку полноценно изучать окружающий его мир, определять опасность и нормально общаться с людьми. Несвоевременное обнаружение проблем со слуховым анализатором у малыша способно привести к серьезным последствиям, в том числе, к глухоте. Именно поэтому с 2008 года во всех родильных домах Российской Федерации стало обязательным аудиологическое обследование. Именно поэтому практически всех мам и пап интересует, как проверить слух у новорожденного ребенка и какова практическая значимость этой проверки.

По результатам скрининга специалисты делают выводы о наличии или отсутствии у новорожденного малыша проблем со слухом. При наличии отрицательного результата обследования, малышу назначается повторный скрининг. При повторном отрицательном результате младенцу необходимо пройти ряд дополнительных исследований, по результатам которого ставится диагноз.

Ранняя диагностика позволяет определить вид патологии, а также предотвращает полную потерю слуха, а также развитие стойкой тугоухости, которая, в свою очередь, чревата задержкой речевого развития.

Многих мам и пап волнует, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях и нужно ли это делать. Да, нужно. Специалисты настоятельно рекомендуют периодически проводить аудиологические исследования в домашних условиях с целью проверить остроту слуха. Для исследования достаточно методик, не требующих наличия специальной аппаратуры. Слух младенца можно проверить с помощью обычной погремушки. Об отсутствии патологий слухового анализатора говорят поведенческие реакции крохи. Если малыш реагирует на голос мамы, папы или близких людей, вероятность наличия проблем минимальна.

Как утверждают специалисты, четвертая часть всех пациентов с нарушением слуха страдают им с детства. По меньшей мере, половину всех случаев ухудшения или потери слуха можно предотвратить. Основную роль в профилактике нарушений слуха играет иммунизация против таких детских болезней, как корь, менингит, краснуха и свинка. Выявление и лечение нарушений слуха у младенцев и детей младшего возраста чрезвычайно важно для их полноценного развития: не слыша, ребенок никогда не научится нормально говорить.

Своевременное определение этих проблем позволяет рано начать вмешательства, нацеленные на увеличение коммуникативных, социальных и образовательных навыков у этих детей. Давно ведутся споры о ценности избирательного скрининга на слух и о всеобщем аудиологическом скрининге в период новорожденности. К сожалению, только половина новорожденных со значительным нарушением слуха выявляются с использованием селективного (выборочного) скрининга на присутствие или отсутствие факторов риска нарушений слуха.

К ним относятся:

  • наследственный синдром (наличие в роду глухих и слабослышащих родственников);
  • слуховые аномалии детства, анатомические пороки развития головы, шеи или ушей;
  • вес при рождении менее 1500 г;
  • уровень билирубина в крови, превышающий критический уровень;
  • тяжелая асфиксия при рождении;
  • введение больших доз мощных антибиотиков (ототоксических препаратов);
  • инфекции (бактериальный менингит, цитомегаловирус, сифилис, герпес, токсоплазмоз);
  • низкая оценка общего состояния новорожденного через минуту после рождения и повторно через пять минут по шкале “апгар” (Apgar): пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы, цвет кожи.

Специалисты делают акцент на генетических нарушениях, которые автоматически в восемь (!) раз повышают риск развития нарушений слуха. В то же время примерно у половины малышей, страдающих дефицитом слуха, не выявлено известных на сегодня факторов риска. Еще более любопытным является тот факт, что у половины малышей из групп риска нарушения слуха остаются не выявленными.

Ежегодно по всему миру из каждых 100.000 новорожденных в “стране глухих” оказывается до 200 человек. Немало само по себе, тем более, если учесть, что каждые пять минут на Земле появляется еще один такой младенец. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 300 миллионов человек во всем мире страдают нарушением слуха, под которым подразумевается полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

По данным американских педиатров, средний возраст, в котором ребенок со значительными отклонениями от слуховой нормы выявляется в США, – 14 месяцев. Итальянские врачи сообщают о том, что детям, которым не был проведен аудиологический скрининг на момент рождения, диагноз “глухота” выставляется с чрезвычайным запозданием: на 22-28-м месяцах жизни. Ведущие научно-исследовательские институты мира, специализирующиеся в данной области, подтверждают, что максимально ранняя диагностика болезни в сочетании с хирургическим вмешательством в первые 6-12 месяцев жизни приводит к значительному улучшению психического и умственного развития ребенка и резкому сокращению уровня инвалидности.

Ученые делают вывод о том, что в идеале первый скрининг должен проводиться до выписки из роддома.

В 1999 году правительство США подтвердило приверженность политике всеобщего скрининга слуха в период новорожденности с целью выявления всех новорожденных со значительным нарушением слуха к трехмесячному возрасту так, чтобы начать вмешательство к шестимесячному возрасту. Спустя 10 лет, в конце 2009 года, Министерство здравоохранения Израиля издало приказ, согласно которому аудиологический скрининг новорожденных в течение первых 24 часов после появления младенцев на свет становится обязательной процедурой для всех родильных домов и отделений. Приближаясь к стандартам развитых стран Европы, вот уже семь лет Италия проводит первичный аудиологический скрининг новорожденных в рамках национальной программы “Глухие дети Италии”. Проект осуществляется под руководством Института социальных проблем (Istituto per gli affari sociali; IAS), который на сегодняшний день является обладателем крупнейшей в мире базы данных о детях с нарушениями слуха, появившихся на свет на территории страны. Институт поддерживает прямую связь со всеми родильными клиниками и отделениями страны. В планах – формирование “Национального реестра глухих и слабослышащих людей”, проживающих в Италии.

Новорожденные до 6 месяцев, а также младенцы, с нарушениями, выявленными при первичном аудиологическом скрининге, традиционно исследуются с использованием тестирования реакции ствола мозга (методика ABR). Более современная физиологическая методика – тестирование отоакустической эмиссии или вызванных потенциалов мозга (методика OAE) – является многообещающей как простая скрининговая методика. Некоторые педиатры защищают двухшаговую скрининговую стратегию, посредством которой детей, имеющих недостаточность при тестировании отоакустической эмиссии, направляют для скрининга с помощью исследования реакции ствола мозга. Пока лучший скрининговый метод не появится, специфическая методология скрининга слуха у новорожденных ограничена этими тестами.

Детей старше 6 месяцев можно исследовать с использованием поведенческих, слуховых реакций ствола мозга или тестирования отоакустической эмиссии. Независимо от используемой методики скрининговые программы должны быть способны определять потерю слуха в 30 децибелл или более в 500-4000 Гц области (речевая частота) – уровень дефицита, при котором нормальное развитие речи может нарушаться. Если подтверждается дефицит слуха, ребенка следует своевременно направить для дальнейшего обследования и получения необходимой помощи в виде направленного образования и социализации.

По официальным данным ВОЗ, в Российской Федерации из 1000 новорожденных один ребенок рождается с тотальной глухотой. Кроме того, в течение первых 3-х лет жизни теряют слух еще 2-3 ребенка из тысячи.

Вдобавок к выполнению грубой оценки слуха и опросу родителей относительно слуховых проблем при каждом диспансерном визите в США, как и в России, проводится формальный скрининг слуха у всех детей в возрасте 3, 4, 5, 7 и 10 лет и каждые 2-3 года в подростковом возрасте.

Если новорожденный младенец не удовлетворяет стандартам аудиологического скрининга, причин может быть несколько, а нарушения слуха (постоянные или хронические) – лишь одна из них. Для новорожденных характерен застой амниотической жидкости (жидкость, которая окружает плод, пока он пребывает в материнской утробе) в слуховом канале. Эта жидкость препятствует прохождению звуковой волны во внутреннее ухо. Застой жидкости в среднем ухе, позади барабанной перепонки, создает те же помехи, к тому же является частой причиной отитов (воспалений уха). После устранения этих преград назначают “переэкзаменовку”. Другая типичная причина – шумная реакция самого малыша на проведение исследования. В этих случаях чувствительные приборы регистрируют только детские крики и плач. Поэтому предпочтительнее проводить скрининг, когда ребенок не испытывает беспокойства или вообще спит.

В чем разница между плановым (диагностическим) обследованием на качество слуха и аудиологическим скринингом

?

Прежде всего, разница заключается в количестве информации, которую удается получить в ходе планового обследования и скрининга. Предположим, ребенок “провалил” аудиологический скрининг. Перед нами всего лишь голый факт. Теперь предстоит получить ответы на следующие вопросы: действительно ли у ребенка имеются нарушения слуха, в каком объеме, носят ли они постоянный или временный характер. С этой целью проводится диагностическое обследование слухового анализатора.

Естественно, оно занимает больше времени, чем скрининг, и предполагает активный контакт с ребенком. Для сравнения: первичный скрининг может проводиться, даже когда ребенок спит. При этом предполагается проведение OAE-теста и ABR-теста с последующим сравнительным анализом полученных результатов. Для большей полноты результатов выполняется еще один, специальный тест: ребенка на 45 минут оставляют спать в пустом помещении и проверяют его реакцию на возбудители. Достоверность результатов диагностического обследования напрямую зависит от объема полученной информации.

Что делать, если малышу не провели аудиологический скриниг в роддоме?

В этом случае ребенок должен пройти полное диагностическое обследование в специализированном медицинском учреждении.

Справка “Здоровье-инфо”:

С рождения человек наделен несколькими “рецепторными” органами, предназначенными для регистрации внешних воздействий. Ухо – один из таких “информационных входов”, через которые организм получает полную и объективную картину окружающего мира, что позволяет ему “выбрать” оптимальный вариант реакции – внутренней, двигательной, поведенческой. Как и все анализаторные системы, звуковой анализатор имеет уровневое строение: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.

Ухо состоит из трех основных отделов

Orecchio esterno

– наружное ухо (видна ушная раковина и наружный слуховой проход) Orecchio medio – среднее ухо (видны барабанная перепонка, за ней – молоточек, наковальня и стремечко)

Orecchio interno

– внутреннее ухо (видны полукружные каналы и улитка)

В последние пару недель, в связи с началом обязательной вакцинации и вводом QR-кодов о вакцинации, широкое распространение получило относительно новое понятие «медотвод от вакцинации». Рассмотрим что это такое, кому положен медотвод от вакцинации и как его оформить

17:55, Москва, Медотвод от вакцинации — это специальная медицинская справка, которая даёт её обладателю право не делать прививку от коронавируса, даже при необходимости обязательной вакцинации, на законных основаниях — по медицинским показаниям.

Медотвод даёт своему обладателю право не предоставлять, если это требуется, сертификат о вакцинации или соответствующий QR-код, а также даёт право, даже в случае, если человек обязан сделать прививку в рамках обязательной вакцинации для определённых категорий, не делать её. Во всех таких случаях, гражданин и предоставляет справку о медотводе от прививки, вместо установленных требований и документов.

Хронические заболевания

Вопреки расхожему мнению, далеко не все хронические заболевания являются показаниями к медотводу от прививки. Более того, стандартные хронические заболевания, являются скорее показаниями к прививке. Как всем известно, и это абсолютно точно, при заболевании коронавирусом, он сильно обостряет хронические заболевания человека. Кроме того, люди, заболевшие ковидом, умирают не от самого ковида как такового, а от его последствий, которые и возникают часто из-за обострений хронических заболеваний при коронавирусе.

Также надо учитывать и то, что людей абсолютно здоровых, абсолютно без хронических заболеваний, найти очень сложно. Если бы все хронические заболевания были бы основанием для медотвода от прививки, то массовой вакцинации просто не могло бы быть чисто физически. Поэтому, вопреки массовому заблуждению, которое распространяют сейчас антипрививочники, хронические заболевания, сами по себе как таковые, основанием для медотвода — не являются. Основанием для этого являются только некоторые из них и при определённых условиях, о чём делает заключение только врач.

Основанием для медотвода могут являться только те хронические заболевания, которые находятся в данный момент в стадии обострения, в своей активной фазе. В этом случае, конечно, прививку не делают и это является основанием для временного медотвода, который устанавливает врач.

Существуют также и различные редкие хронические заболевания, тяжёлые, врождённые, генетические и т.д. По многим таким заболеваниям медотвод может быть оформлен на постоянной основе, но решение об этом принимает специалист — лечащий врач или профильный специалист.

Кто точно имеет право на медотвод

Как рассказали изданию Tochka Zрения на горячей линии Минздрава по вакцинации, основанием для получения медотвода, точно является аллергия на любые компоненты вакцины. При наличии различных аллергий, аллергии на медицинские препараты и компоненты, людям с серьёзными аллергиями, может быть предоставлен медотвод. Для этого, как и в случае с хроническими заболеваниями, необходимо обращаться к лечащему врачу или специалисту в данной области, который и принимает решение о таком отводе. В данном случае, медотвод будет постоянным.

Так же, как пояснили нам на горячей линии Минздрава, временный медотвод положен переболевшим коронавирусом, если с момента болезни прошло менее шести месяцев. При наличии перенесённого заболевания, у гражданина на руках остаётся выписка, с которой он обращается к своему врачу и получает временный медотвод. Данный медотвод будет действовать только в течение полугода после перенесённого заболевания, затем прививку прийдётся всё-таки сделать.

Кроме того, если человек перенёс заболевание в лёгкой форме, не лежал в стационаре и не имеет выписки о перенесённом заболевании, а коронавирусом он всё же болел, он также имеет право на получение медотвода от прививки в течение полугода с момента болезни. Для получения медотвода в таком случае, необходимы анализы на установление количества антител. Как пояснили нам на горячей линии, на получение медотвода в таком случае, непосредственное влияние оказывает сам уровень антител, их определённое количество. Точное количество этих антител, дающих право на медотвод, нам не назвали, но сообщили, что более подробно об этом, опять же, расскажет лечащий врач.

Где и как оформить медотвод от вакцинации

Как заверили нас на горячей линии Минздрава по коронавирусу, за оформлением медотвода гражданин может обратиться в любую поликлинику по месту своего жительства или, если он прикреплён к определённой поликлинике, то в эту поликлинику. Также гражданин может обратиться и непосредственно к своему лечащему врачу, если он наблюдается по хроническим заболеваниям и т.д.

В любом случае решение о таком медотводе от вакцинации принимается исключительно специалистом во всех случаях, о чём и выдаётся соответсвующая справка.

фото: архив, текст: Александр Точка Издание Tochka Zрения Рекламодателям — реклама в TZ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

При микротии недостаточно развита или полностью отсутствует ушная раковина. Атрезия наружного слухового прохода — это патология развития наружного слухового прохода, полное или частичное его отсутствие. Данные аномалии зачастую сочетаются с нарушениями слуха в виде кондуктивной или смешанной формой тугоухости I-III степени. Поскольку развитие уха идет последовательно, атрезия, как правило, сочетается с аномалиями ушной раковины (примерно в 75% случаев). Микротия и атрезия бывают односторонними или двусторонними.

Данные диагнозы подразумевают под собой поэтапный подход к устранению дефектов и делится на восстановление слуха и эстетику – формирование ушной раковины.

Первоначальным и самым важным аспектом должен стать СЛУХ. С самого раннего возраста ребенка необходимо протезировать слуховым аппаратам костной проводимости на бандаже, который передает звуки по кости непосредственно в улитку внутреннего уха независимо от состояния слухового канала, наружного и среднего уха.

В возрасте 4-5 лет завершается этап роста височной кости, и тут родители встают перед выбором, сделать имплантацию слухового аппарата костной проводимости или открыть слуховой проход.

Открытие слухового прохода – сложная, многочасовая и кропотливая операция, несущая большое количество рисков возникновения осложнений. При этом надо понимать, что она не сможет полностью восстановить слух, а способна лишь улучшить его, и слуховой аппарат все равно придется носить всю жизнь. Если обратиться к статистике и комментариям в Интернете, то мы поймем, что данный метод не панацея, и большое количество людей теряют слух повторно после того, как оперированный проход зарастает вновь. К тому же не стоит забывать, что созданный канал не способен очищаться сам и требуются периодические чистки.

Имплантация слухового аппарата костной проводимости представляет собой малоинвазивную операцию, которая длится не более 20 минут. За это время в височную кость вживляется имплантат размером не более 4 мм, после полного заживления (2-3 месяца) пациент может носить Ponto на опоре имплантата.

Ношение аппарата Ponto на опоре дает массу преимуществ пациенту, таких как:

  • расширение возможности восприятия звука на 15-20 дБ,
  • отсутствие потерь слуховой информации, что улучшает разборчивость речи,
  • отсутствие обратной связи.

Если возвращаться к вопросу эстетики (формированию ушной раковины), то тут есть несколько вариантов решения:

1. Протезирование наружного уха из силикона (на клею или имплантируемых магнитах)

Силиконовый ушной протез внешне ничем не отличается от здорового уха, полностью повторяет его конфигурацию, имеет натуральные пропорции и цвет, а по тактильным ощущениям напоминает настоящую человеческую кожу. Фиксация ушного протеза надежна и выбирается пациентом в зависимости от возраста и пожеланий. Главный плюс технологии – в отсутствии сложного, многочасового хирургического вмешательства и в возможности получить протез от государства при наличии инвалидности.

2. Проведение операции по формированию ушной раковины с применением Medpor

Чаще всего формирование ушной раковины с применением Medpor рекомендуют проводить одновременно с формированием слухового прохода. Это связано с тем, что во время операции можно повредить готовое ухо из Medpor, что может привести к его деформации, инфицированию. Имплант не имеет кровоснабжения, поэтому при его оголении во время проведения операции по устранению атрезии заживление будет осложнено.

Каркас Medpor поставляется в готовом виде, то есть форма уха всегда будет одинаковой. Ухо, созданное таким образом, как правило, будет отличаться внешне от второго уха при односторонней микротии. Кроме того, полиэтиленовый каркас не живой, такое ухо не будет иметь чувствительности, и оно останется неизменным в течение всей жизни.

Данная методика применяется не так давно, и пока нет полноценной статистики результатов. Возможны сложности с долговременным эффектом. С течением времени такое ухо может измениться, потерять форму, сместиться.

Так как большинство таких операций проводится за границей, то и получить повторную помощь в случае возникновения проблем будет проблематично. В России врачи не готовы оказывать помощь после неудачных операций за границей.

3. Проведение операции по формированию ушной раковины из хрящевых тканей

Формирование ушной раковины из хрящевых тканей выполняется в несколько этапов, что займет от нескольких месяцев до 1,5 лет. Такая операция рекомендуется к проведению детям от 8 до 10 лет. Реберный хрящ пересаживают из груди ребенка и используют для создания формы уха. Затем его имплантируют под кожу там, где находилось бы здоровое ухо. После того, как новый хрящ будет имплантирован в нужное место, ребенку могут назначить дополнительные операции, а также пересадить кожу для улучшения внешнего вида ушной раковины.

В отличие от Medpor, выполненное из хряща ухо меняется со временем по форме, взрослеет, кожа на нем, адаптированная из лоскута, соответствует внешнему виду окружающей кожи, хрящевая ткань служит проводником роста сосудов. Такое ухо ведет себя как родное – это одно из основных отличий метода с хрящевым каркасом от метода с применением Medpor.

Реконструктивно-пластические операции, направленные восстановление структур среднего уха, а также на на формирование ушной раковины и наружного слухового прохода, являются технически сложными и далеко не всегда приносят ожидаемый функциональный и эстетический результат. Кроме того, они связаны с высоким риском послеоперационных осложнений. Наиболее часто возникают зарастание наружного слухового прохода, что требует повторных вмешательств в 30—46% случаев. Костная облитерация слухового прохода создает дополнительные трудности при оперативном вмешательстве, поскольку ее устранение с помощью фрез нередко приводит к развитию сенсоневральной тугоухости вследствие чрезмерного вибрационного воздействия на внутреннее ухо.

Слуховой аппарат костной проводимости Ponto ребенку необходимо поставить как можно раньше. Это станет залогом успешной адаптации ребенка в обществе и значительно облегчит реабилитацию. Позднее протезирование слуха, даже при односторонней тугоухости, приводит к задержке речевого развития ребенка, трудностям при школьном обучении, психологическим и поведенческим проблемам.

Европейские врачи рекомендуют проведение операции по установке слухового аппарата Ponto в младшем дошкольном возрасте, что, судя по проведенным исследованиям, дает ребенку возможность использовать максимальные возможности когнитивных функций. Имплантированные дети в 2,5 раза быстрее запоминают новые слова, им легче воспринимать и запоминать новую информацию.

Что же касается эстетики, то каждый сам должен сделать выбор. Готов ли он годами собирать деньги на дорогостоящую операцию в Америке, эффективность которой не доказана? Готов ли рисковать здоровьем ребенка во время 6 часовой операции, а потом наблюдать, как слуховой проход закрывается вновь?

При выборе технологии Medpor и каналопластики необходимо задуматься о следующем:

  1. Это инвазивное вмешательство (многочасовая, достаточно сложная операция).
  2. Использование кожного трансплантата с другой части тела.
  3. Использование расширяющего молда в течение 5 месяцев после операции.
  4. Созданный канал не способен очищаться сам, требуются периодические чистки.
  5. Открытие прохода не гарантирует восстановление слуха на 100%, в большинстве случаев пациент продолжает использовать слуховой аппарат.
  6. Остается высокая вероятность зарастания слухового прохода.
  7. Проведение операции за рубежом, то есть отсутствие ответственного лица в РФ. Пациенту некуда обращаться в РФ в случае осложнений.
  8. Стоимость операции – 85 000–90 000 долларов США.
  9. Ухо не стареет (через 50 лет будет выглядеть как после операции).
  10. Отсутствие статистики о результатах данной технологии.

СУРДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР 

Потеря слуха может быть не только генетической или врожденной, но и  приобретенной в результате болезни или травмы. Некоторые заболевания могут протекать у детей незаметно, вызывая при этом существенное снижение слуха. Поэтому необходимо регулярно проверять слух у ребенка – в возрасте до 7 лет два раза в год. 

Для проверки слуха, коррекции его нарушений и комплексной работы с детьми с нарушением слуха в ДКМЦ МО на фукнкциональной основе работает Сурдологический центр.

imageРуководитель

Торопчина Лия Владимировна

Кандидат медицинских наук, врач высшей квалификационной категории, ассистент кафедры детской оториноларингологии ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ, Член Национальной медицинской ассоциации сурдологов, Российского общества аудиологов и Союза педиатров России

Центр включает кабинет сурдолога с акустической кабиной, ЛОР-кабинет, комнату для исследования слуха у детей раннего возраста в состоянии сна, кабинет логопеда и сурдопедагога. 

Медицинский персонал Сурдологического Центра: врачи сурдологи-оториноларингологи, логопеды, учитель дефектолог-сурдопедагог. Сотрудники центра работают в тесном сотрудничестве с врачами неврологами, генетиками и врачами лучевой диагностики. 

Наши сотрудники

В своей работе мы придерживаемся принципов: •    Ранняя диагностика снижения слуха; •    Раннее слухопротезирование, а при необходимости – кохлеарная имплантация; •    Индивидуальный подход в обучении (составление индивидуальных программ обучения для каждого ребенка); •    Развитие импрессивной (понимания) и экспрессивной (активной) речи, опираясь только на слух (без использования жестовой речи, дактилологии и чтения с губ); •    Развитие познавательных навыков ребенка; •    Активное участие родителей и близких людей в процессе обучения; •    Обучение в домашней обстановке при выполнении ежедневных дел, внедрение разговорной речи во все аспекты жизни ребенка; •    Самостоятельное использование устной речи ребенком в его повседневной жизни; •    Интеграция детей с недостатками слуха в общество слышащих детей;

В Центре проводиться комплексное исследование слуха, которое в зависимости от возраста ребенка, может включать в себя следующие методы:  •    Камертональные пробы; •    Тональная пороговая аудиометрия – для детей от 4 лет и взрослых; •    Речевая аудиометрия в игровой форме (тест пилота) – для детей от 2 до 7 лет; •    Акустическая импедансометрия (тимпанометрия и регистрация акустического рефлекса); •    Регистрация отоакустической эмиссии (задержанная вызванная ОАЭ и ОАЭ на частоте продукта искажения); •    Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – скрининг и диагностика; •    Объективная аудиометрия путем регистрации стационарных ответов мозга на модулированный тон (ASSR);  

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий