Асфиксия новорождённых. Реанимация новорождённых

Ранняя реабилитация новорожденных, перенесших перинатальную гипоксию

Ежегодно в  мире рождается около 4  млн. новорожденных, перенесших перинатальную асфиксию, которая является основной причиной неонатальной смертности. У  части выживших детей развивается гипоксически-ишемическая энцефалопатия, проявляющаяся моторными, сенсорными, когнитивными и поведенческими дисфункциями. Нарушение плацентарного кровотока и гипоксия вызывают у плода нейрональное повреждение, имеющее непредсказуемые последствия в  ближайшем и  отдаленных периодах жизни. Воздействие гипоксии на развивающийся головной мозг опасно во  всех периодах беременности, начиная с  ранних сроков.

Специалистами ФГАО УВО БФУ им. И. Канта и ФГБНУ ФНКЦ РР были проанализированы зарубежные научные публикации, посвященные использованию технологий ранней реабилитации новорожденных в отделении реанимации и интенсивной терапии.

Последствия перинатальной асфиксии связаны с процессом реоксигенации структур головного мозга. При этом происходит образование активных форм кислорода, возникает чрезмерная активация глутаматных рецепторов при дефиците митохондрий. Гипоксия индуцирует избыточный синтез белков, включая фактор-1а, что приводит к увеличению потребления аденозинтрифосфата (АТФ), усугубляется энергетический дисбаланс, нарушается АТФ-зависимый транспорт, включая обратный захват глутамата астроглией. Реоксигенация приводит к ядерной транслокации субъединицы p65 NF-kB, повышенной продукции провоспалительных цитокинов IL1 в и TNF-a. Кора головного мозга использует различные энергетические ресурсы для восстановления баланса АТФ в периоде реперфузии.

Временная гипоксия, ограничение транспорта глюкозы и трофических факторов к плоду вызывают нарушения морфогенеза, приводят к изменению дифференцировки, функционирования или гибели нейронов. Частью уязвимых клеток являются олигодендроциты, отвечающие за миелинизацию центральной нервной системы и образование белого вещества. Из-за дефицита или неполноценности олигодендроцитов могут развиваться лейкодистро-фические заболевания.

Морфологическими признаками гипоксии являются повреждение нейрональных клеток и реактивные глиальные изменения. Наблюдается высокая иммунореактивность аквапорина-4 в клетках астроглии, гиппокампе. У пациентов с судорогами увеличивается активация микроглии, в глиальных клетках повышается экспрессия глутаматных рецепторов, IL1P и комплемента 1q. Полученные результаты подтверждают сложный каскад клеточных и молекулярных изменений, происходящих в гиппо-кампе новорожденных, перенесших перинатальную асфиксию. Эти изменения могут способствовать развитию судорог, приводящих к вторичному повреждению головного мозга.

Недоношенные дети подвержены большему риску смертности и заболеваемости, чем доношенные новорожденные. Незрелость органов и отсутствие функционального контроля могут нарушать физиологические защитные реакции на гипоксию. Однако, несмотря на незрелость, недоношенный плод реагирует на асфиксию аналогично доношенному новорожденному. У недоношенных детей осложнения возникают чаще, и недоношенность сама по себе увеличивает риск энцефалопатии.

Факторами, увеличивающими неблагоприятные ближайшие и отдаленные исходы, являются низкая оценка по шкале Апгар на 1-й и 5-й мин, аномальная электроэнцефалограмма и судороги у новорожденных, тяжесть и характер повреждений структур головного мозга, определяемые с помощью нейровизуализации.

Ранние признаки повреждения центральной нервной системы выявляются на первом году жизни и проявляются изменениями мышечного тонуса и силы, аномальными сухожильными рефлексами, задержкой нервно-психического развития. Умеренная и тяжелая гипоксия способствует формированию широкого спектра нарушений развития нервной системы и когнитивных функций, аутизма. Судороги и эпилепсия являются наиболее частыми последствиями гипоксически-ишемической энцефалопатии. Их появление обусловлено наличием патологической электрической активности головного мозга, которые могут появляться в неонатальном периоде. В дальнейшем доминирующими симптомами являются двигательные нарушения, грубая задержка речевого развития, тугоухость, снижение зрения.

Прогнозирование ближайших и отдаленных последствий перинатальной асфиксии обеспечивает основу для решения фундаментальной проблемы, связанной с пластичностью центральной нервной системы, а терапевтические стратегии, применяемые для лечения детей, направлены на уменьшение повреждения головного мозга и стимулирование эндогенных нейрорепаративных механизмов.

Первый этап реабилитации новорожденных — отделение реанимации и интенсивной терапии

В настоящее время дополнительными потенциальными факторами риска, негативно влияющими на постнатальное развитие недоношенного ребенка, признаются окружающая среда в целом и ОИТН, что подразумевает чрезмерную световую и звуковую стимуляцию, боль, которые влияют на развитие головного мозга.

Американская академия педиатрии определила руководящие принципы, согласно которым в ОИТН родовспомогательных учреждений высокого уровня должны работать неонатолог и физиотерапевт, т. к. именно в таких отделениях концентрируются новорожденные любого гестационного возраста, которым показаны сложные медицинские или хирургические вмешательства.

Основами реабилитации новорожденных в ОИТН являются четыре главных раздела: развитие ребенка независимо от гестационного возраста, участие семьи в процессе лечения, обеспечение нервно-психического развития и сенсорная интеграция. Ключевой момент в этой работе — индивидуальный подход к каждому новорожденному. Сначала происходит оценка автономных и двигательных функций, состояния сознания, способности к взаимодействию с окружающей средой, способности к саморегуляции. Эту работу проводит профессиональный специалист, который поощряет саморегуляцию ребенка и участие семьи в ежедневной работе с ребенком.

Многочисленные научные исследования, посвященные недоношенным новорожденным, способствовали разработке Программы индивидуального ухода и оценки развития новорожденных в отделениях реанимации и интенсивной терапии родильных домов, перинатальных центров высокого уровня. Программа направлена на улучшение постнатального развития недоношенных детей в ОИТН, развитие и поддержку их физиологических, неврологических, поведенческих навыков. Главное условие — нормальные показатели метаболизма, стабильная центральная и периферическая гемодинамика. Все время за ребенком проводится тщательное клиническое, мониторное наблюдение. При появлении минимальных признаков усталости ребенка действие Программы временно прекращается.

Развивающий уход — неотъемлемый компонент, учитывающий на раннем этапе особенности постнатального развития недоношенного ребенка. Подход NIDCAP — это индивидуальная комплексная программа по уходу и оценке развития новорожденных, направленная на постнатальную адаптацию, поддержку нервно-поведенческого развития ребенка, а также содействие ранним отношениям родителей и детей. Участие матерей является обязательным в Программе. Это позволяет им сосредоточиться на своем недоношенном ребенке, узнать особенности его развития, способствовать постнатальной адаптации. Родительское воспитание является неотъемлемой частью в раннем уходе за новорожденным. Для матерей предлагаются три темы: выбор участия, общение с окружающими людьми, погружение в роль матери. Конечной целью Программы для матерей являются преодоление страха, управление ситуацией, социальная адаптация и обретение уверенности, что можно преодолеть настоящую проблему, в которой находится ее семья. Для изучения опыта матерей используется экзистенциально-феноменологический метод. Матери, участвовавшие в NIDCAP, удовлетворены результатами, которые достиг их ребенок.

Внедрение NIDCAP в ОИТН уменьшило развитие ятрогенных осложнений у недоношенных и повысило нейроповеденческие реакции ребенка. Этот подход, основанный на теории и фактах, предполагает обучение медицинского персонала и родителей, а полученные знания должны привести к глобальным изменениям в ОИТН. Оценка места и самооценка слушателей инициируют процесс изменения подхода к ребенку в клинической практике. Тренинг состоит из уроков с инструктором NIDCAP, во время которых происходит наблюдение за нейроповедением ребенка. Клинический отчет интерпретирует значение наблюдаемого поведения в контексте окружающей среды отделения интенсивной терапии, медицинского состояния ребенка и семейных проблем, чтобы наилучшим образом сформулировать задачи дальнейшего развития, на основании которых разрабатываются индивидуальные предложения по уходу.

Массаж также является методом ранней реабилитации новорожденных. Его назначение возможно после стабилизации ребенка. Массаж обеспечивает тактильно-кинестетическую стимуляцию и повышает парасимпатическую активность. Во время массажа у недоношенных новорожденных изменяется амплитуда электроэнцефалограмм, на которых преобладают 6-волны. Их частота значительно увеличивается во время массажа и возвращается к исходному уровню после лечения. Массаж способствует созреванию головного мозга у недоношенных детей с гестационным возрастом 30-33 нед., что подтверждается параметрами электроэнцефалографии.

Массаж является семейно-ориентированным методом, позволяющим не только оказать благоприятное влияние на развитие новорожденного в ОИТН, но и установить эмоциональный контакт матери и ребенка. Для этого матери активно вовлекаются в процесс ухода за своим ребенком, они осваивают практику массажа на манекенах, а затем активно включаются в процесс лечения своих детей. Массаж, который ежедневно проводят недоношенным новорожденным их матери, может способствовать созданию и поддержке эмоциональной связи между ними. Для младенцев, которые испытывают болезненные процедуры, подвергаются воздействию стрессовой среды ОИТН и разлучены со своими родителями, массаж рассматривается как метод снижения неблагоприятного воздействия.

Методы физиотерапии для новорожденных

Физиотерапия применяется для реабилитации новорожденных и маленьких детей. Физиотерапевтические вмешательства в ОИТН являются дополнением к основной терапии, способствующим формированию спокойной поведенческой реакции и двигательной функции, решению вопросов позиционирования и ухода за младенцем. Виды и сроки физиотерапии определяются на основании анализа состоянии ребенка, периода болезни.

Позиционирование, или смена положения тела, ребенка является одним из первых методов физиотерапевтического вмешательства. Основная цель заключается в улучшении контроля положения тела, головы и ориентации ее по средней линии. Вмешательство подбирается индивидуально, исходя из уровня развития каждого ребенка и толерантности к движению. К методике активно привлекаются родители, которые проходят специальный курс обучения. Важным элементом этого вмешательства является улучшение взаимодействия между родителями и детьми. Родителей учат ждать ответ младенца и изменять поддержку в соответствии с его реакцией, чтобы обеспечить активное участие детей во время вмешательства. Если у младенца появились признаки усталости или беспокойства, вмешательство приостанавливают, чтобы успокоить его, или сеанс прекращают. Включение позиционирования в общий план лечения имеет лучшие ближайшие исходы (двигательная активность), чем стандартное лечение. С медицинской точки зрения и точки зрения родителей, внедрение этого типа вмешательства в ОИТН целесообразно для недоношенных новорожденных начиная с 34-й нед. гестации.

Проведение физиотерапии возможно у недоношенных детей, находящихся на искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Основными задачами респираторной физиотерапии являются нормализация оксигенационной функции легких, улучшение реологии мокроты, что способствует снижению отрицательных эффектов и осложнений ИВЛ, сокращению сроков госпитализации. Адаптированными методами для недоношенных пациентов, находящихся на ИВЛ, являются позиционирование, положение ребенка на животе и метод медленного увеличения скорости выдоха. Позиционирование и прон-позиция могут применяться с первых часов проведения ИВЛ. Эффективность методов высокая. Метод медленного увеличения скорости выдоха показан пациентам с кислородной зависимостью и повышенной секрецией мокроты. Стандартную процедуру выполняет один и тот же физиотерапевт. Производится медленное небольшое давление на грудь ребенка одной рукой в цефалокаудальной и переднезадней плоскостях, начиная с конца плато вдоха и заканчивая в конце выдоха. Другая рука физиотерапевта помещается на нижние ребра без приложения силы, таким образом,  избегают контакт с брюшной полостью ребенка, а подвижность нижних ребер ограничена, что позволяет улучшить экскурсию диафрагмы и предотвратить повышение внутрибрюшного давления. В результате маневра происходит удлинение выдоха.

Гидрокинезитерапия может также применяться для лечения недоношенных новорожденных в ОИТН. В исследовании Ш. Tobinaga и соавт.  показано, что сразу после гидрокинезитерапии происходит статистически значимое снижение уровня кортизола в слюне, частоты сердечных сокращений и частоты дыхания, увеличивается насыщение гемоглобина кислородом. Полученные результаты соответствуют показателям здоровых доношенных новорожденных. Этот метод может быть включен в комплексное лечение недоношенных новорожденных. Методика технически проста в применении и имеет низкую стоимость.

Качественный уход и реабилитация должны быть непрерывными в течение многих месяцев жизни ребенка. При этом нужна преемственность между медицинскими учреждениями, которые сопровождают развитие новорожденного. Конечная цель работы — снижение инвалидности детей, перенесших перинатальную гипоксию и рожденных преждевременно.

Источник: Ранняя реабилитация новорожденных, перенесших перинатальную гипоксию. С.А. Перепелица

Выпуск №1 2020

Метки: методы реабилитации, научные исследования, неврология, неонатология, физиотерапия

06.07.2020

22.07.2019
Просмотров: 1121

imageРождение ребенка — огромное счастье. 

Но каждая мама должна помнить, что жизнь и здоровье её крохи может зависеть от множества факторов.

Предотвратить опасность возникновения, которых её главная обязанность.

Аспирация у детей — это попадание в дыхательные пути инородного тела (молоко, молочная смесь, кусочки пищи, содержимое желудка).

В случае аспирации, из-за возникающего механического препятствия в дыхательных путях, ребенок не может дышать.

Причины развития аспирации

  • при кормлении у новорожденных детей во время сосания воздух поступает через носовые ходы. Если носовые ходы во время кормления, перекрываются молочной железой, ребенок пытается вдохнуть ртом и молоко попадает в дыхательные пути;
  • при неправильном положении во время кормления, когда голова ребенка запрокинута назад, затрудняется процесс глотания, что может привести к аспирации;
  • у новорожденных детей для нормального дыхания во время кормления осуществляется синхронизация процессов сосания и глотания. Эта синхронизация может нарушаться у недоношенных младенцев, у детей с различными заболеваниями периода новорожденности (пороки развития, перинатальные поражения центральной нервной системы, инфекционные заболевания, и др.);
  • недостаточно внимательный уход за ребенком.

Профилактика аспирации у детей

  • носовые ходы не должны, закрываться грудью матери во время кормления;
  • удерживать малыша у груди не более 20 минут. Большую часть необходимого объема кормления ребенок высасывает за 5-10 минут, в остальное время он в основном удовлетворяет рефлекс сосания;
  • при кормлении из бутылочки следить за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки и соска постоянно были заполнены смесью и не содержали воздух;
  • питательная смесь должна быть теплой. Холодная или горячая смесь может вызывать рефлекторный спазм мускулатуры пищевода и желудка;
  • после кормления необходимо 2-3 минуты подержать ребенка в вертикальном положении, что будет способствовать отхождению воздуха, попавшего при кормлении в желудок;
  • во время приема пищи на глотательный акт могут повлиять различные психоэмоциональные состояния. Внезапный смех, крик, испуг или плач способны привести к запрокидыванию пищевого комка из глотки в верхние дыхательные пути;
  • внимательнее относитесь к маленькому ребенку. Не оставляйте его одного! Не позволяйте играть с мелкими предметами (монетами, шариками, пуговицами и другими мелкими предметами). Обращайте внимание на мелкие фрагменты игрушек, даже если ребенок у Вас на глазах, ведь вдохнуть их — дело нескольких секунд! Не нужно кормить малыша орешками, семечками, горохом, плотными целыми ягодами, маленькими конфетами, потому что часто малыши вдыхают именно эти продукты питания.

Первая помощь при аспирации

  • сделать срочный вызов скорой помощи;
  • до приезда скорой помощи освободить дыхательные пути;
  • удалить остатки молокасмеси резиновой грушей, шприцем из ротовой полости, носовых ходов;
  • при отсутствии груши повернуть голову ребенка на бок и пальцем, обернутым в салфетку или платок удалить остатки, пищи из ротовой полости, очистить носовые ходы;
  • при отсутствии эффекта, поместить ребенка, в положении со слегка опущенной головой и не сильными движениями похлопать между лопатками для удаления остатков пищи из ротоглотки;
  • если ребенок не начинает дышать самостоятельно, необходимо провести искусственное дыхание;
  • ребенок укладывается в положение на спине со слегка запрокинутой головой. Для этого под плечи ребенка надо положить валик из пеленки высотой 1 — 2 см.;
  • искусственное дыхание ребенку проводят, одновременно закрывая губами рот и нос новорожденного. При правильном проведении вы увидите подъем грудной клетки ребенка. Частота дыхания должна быть 40-60 в минуту;
  • проводить искусственное дыхание следует до восстановления дыхания у ребенка и приезда медицинских сотрудников.

Лубочникова Аксинья Григорьевна

—>

Асфиксия — это синдром, характеризующийся отсутствием дыхания или отдельными

нерегулярными или неэффективными дыхательными движениями при рождении

ребёнка при наличии сердечной деятельности (может отмечаться расстройство

сердечного ритма).

Ребёнок с отсутствием пульса, дыхания, пульсации пуповины и произвольных

движений мышц считается мертворождённым и реанимации не подлежит.

По данным разных авторов асфиксия диагносцируется у 5 — 9% новорождённых.

Асфиксия возникает внутриутробно при недостаточном поступлении кислорода к

плоду или при рождении в результате расстройства дыхания у новорождённого.

Выделяют:

1. асфиксию плода, которая подразделяется на:

· антенатальную

· интранатальную

2. асфиксию новорождённого, которую делят на:

· первичную, когда родившийся младенец после перевязки пуповины самостоятельно не дышит

· вторичную, возникающую в последующие часы и дни жизни новорождённого и которая может развиться вследствие аспирации, пневмопатии, родовой травмы головного и спинного мозга, врождённых пороков лёгких, сердца, мозга.

В основе любой асфиксии лежит недостаток кислорода в крови (гипоксемия), тканях (гипоксия), накопление в организме углекислоты (гиперкапния) и других кислых продуктов обмена веществ, что приводит к развитию метаболического ацидоза.

В тканях отмечаются глубокие метаболические изменения, что приводит к нарушению функций жизненноважных органов и систем.

Клиника.

Состояние новорождённого после рождения оценивается по шкале Апгар на 1 и 5 минутах по 5 наиболее важным клиническим признакам:

1. частота сердечных сокращений

2. частота дыхательных движений

3. мышечный тонус

4. реакция на носовой катетер или реакция на раздражение подошв

5. цвет кожи

Состояние оценивается суммой баллов (максимально по 2 балла по каждому признаку в отдельности).

Здоровые новорождённые имеют оценку 8 -10 баллов.

Различают 3 степени тяжести асфиксии по шкале Апгар:

· лёгкая

· средней тяжести

· тяжёлая

При асфиксии лёгкой степени тяжести – нормальное дыхание не установилось в течение первой минуты после рождения, но чсс более 100 ударов в 1 минуту, мышечный тонус снижен, незначительный ответ на раздражение подошв, акроцианоз.

Оценка по шкале Апгар 6 – 7 баллов.

При асфиксии средней степени тяжести — в первые минуты жизни ребёнок вялый, наблюдается спонтанная двигательная активность, реакции на раздражение подошв слабые, физиологические рефлексы угнетены, крик короткий, неохотный, малоэмоциональный.

Дыхание редкое, нерегулярное.

Кожа может быть цианотичная, на фоне дачи кислорода быстро розовеет, но нередко остаётся акроцианоз.

Чсс менее 100 ударов в 1 минуту.

Оценка по шкале Апгар – 4 – 5 баллов.

При тяжёлой асфиксии — пульс при рождении менее 100 ударов в 1 минуту.

Дыхания нет или оно затруднено, редкое, нерегулярное.

Мышечный тонус, реакции на раздражение подошв низкие или отсутствуют.

Кожа бледная или цианотична, цвет её восстанавливается медленно.

Большинство физиологических рефлексов вызвать не удаётся.

Оценка по шкале Апгар – 0 – 3 балла.

Асфиксия новорождённого — терминальное состояние, которое требует проведения реанимационных мероприятий.

С 1994 года американские и русские неонатологи разработали протокол первичной реанимации новорождённого, по которому оказание неотложных мероприятий длится 15 – 20 минут (у нас — 20минут).

Обязательные условия проведения неотложных мероприятий:

1. по протоколу работают 2 специалиста (искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) + непрямой массаж сердца (НМС))

2. начинаем работать с предродовой, изучая анамнез, прогнозируем рождение ребёнка в асфиксии и готовим всё необходимое:

Ø в родильном зале должна быть закрыта дверь, не допускается движение воздуха,

Ø включаем, проверяем установку источника лучистого тепла, прогреваем столик для ребёнка

Ø готовим маски и мешок Амбу, источник кислорода

Ø готовим валик под плечики ребёнка и лекарственные средства

Эти показатели оцениваются последовательно.

Существует три закона реанимации:

1. срочно освободить дыхательные пути (от слизи, мекония)

2. восстановить дыхание

3. поддержать кровообращение

 Статьи / ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ: ОСТОРОЖНО АСФИКСИЯ И АСПИРАЦИЯ!

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБУ РО «МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

БЕГЕГИТЕ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ! НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ИХ БЕЗ ПРИСМОТРА!

(памятка для родителей)

Внешние причины (не связанные с состоянием здоровья) вызывают смерть  детей до года  не часто, но составляют до 30-35% от всех причин детской смертности.  Особенно высок риск внезапной смерти в кроватке у детей в возрасте 2-4 месяца.

Удушение

   Аспирация  у детей  —  попадание в дыхательные пути инородного тела (молоко, молочная смесь, кусочки пищи, содержимое желудка) при вдохе — другая причина смерти детей до года.  Это происходит при неправильном положении во время кормления  ребенка и обильном срыгивании,   когда голова ребенка запрокинута назад, затрудняется  процесс глотания, а также,  если носовые ходы во время кормления  перекрываются молочной железой, ребенок пытается вдохнуть ртом и молоко попадает в дыхательные пути, все это может привести к аспирации.     

ПОМНИТЕ!  БЕЗОПАСНОСТЬ  ДЕТЕЙ – ЗАБОТА  ВЗРОСЛЫХ!

Рекомендации для молодых мам: обеспечить малышу безопасную среду и исключить факторы риска!

  • удерживать малыша у груди не более 20 минут;
  • не закрывать грудью матери носовые ходы во время кормления ребенка;
  • кормить ребенка грудью и продолжать естественное вскармливание как можно дольше, особенно  в первые 6 месяцев жизни, что укрепляет иммунную систему и снижает риск внезапной смерти ребенка;
  • подержать ребенка после кормления «столбиком», прижав вертикально к себе 2-3 минуты, что будет способствовать отхождению воздуха, попавшего при кормлении в желудок;
  • укладывать ребенка первых месяцев жизни на  бок, чтобы в случае срыгивания желудочное содержимое не попало в дыхательные пути;
  • при кормлении из бутылочки следить за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки и соска постоянно были заполнены смесью и не содержали воздух;
  • питательная смесь должна быть теплой, но не холодной  или горячей, чтобы  не  вызвать спазм.
  • не следует перекармливать детей;
  • не укладывать ребенка на живот для сна пока он сам не начнет активно переворачиваться;
  • не допускать укладывания  ребенка в постель для сна вместе с собой;
  • не укладывать ребенка в кроватку с мягкими одеялами, периной мягкими игрушками; подушка должна быть плоской, не более 3 см толщиной;
  • избавиться от никотиновой  зависимости:  пассивное вдыхание табачного дыма приводит к внезапной смерти ребенка во сне;
  • не допускать перегревания или переохлаждения ребенка, что может оказать неблагоприятное влияние на дыхательную и сердечную деятельность;
  • не практиковать тугое пеленание, которое может  вызвать  перегрев малыша и ограничить  его двигательную активность;
  • обеспечить постоянную оптимальную (23-24 гр.С) температуру в помещении для пребывания ребенка;
  • категорически запрещается  встряхивание новорожденного при играх, закачивании и т.п., чтобы не повредить тонкие сосуды головного мозга;
  • не уклоняться от вакцинации: она защищает младенца от множества серьезных проблем,  при отсутствии медицинских противопоказаний ребенок должен быть привит.

    При возникновении критических ситуаций, угрожающих жизни ребенка, немедленно обращайтесь за медицинской помощью!

Особенностью неотложной помощи новорожденным является необходимость быстрого, в течение нескольких минут оказания адекватной, часто реанимационной помощи. Во время рождения ребенка такие ситуации встречаются чаще всего.

Основным состоянием, при котором требуется проведение реанимационных мероприятий, является асфиксия новорожденных, синдром, характеризующийся развитием при рождении у ребенка острых расстройств основных жизненно важных систем — ЦНС, дыхания и кровообращения, приводящих к развитию острой гипоксии сразу же после рождения.

Адекватная реанимационная помощь новорожденному при этом должна быть оказана сразу же после рождения, поэтому знаниями и практическими навыками по реанимации новорожденного должен владеть каждый специалист, работающий в родильном зале.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕАНИМАЦИИ НОВОРОЖДЕННЫХ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ

ПРИНЦИПЫ УСПЕХА

1. Доступность реанимационной бригады

Никогда нельзя быть уверенным, что не возникнет необходимость в реанимации, поэтому реанимационная бригада должна быть на всех родах.

2. Квалифицированный персонал

Медицинский персонал родильного зала не только должен знать, что делать , но и выполнять свои обязанности квалифицированно и эффективно.

3. Скоординированная бригада

Персонал, участвующий в реанимации новорожденного, должен работать вместе как скоординированная команда.

4. Реанимация с учетом реакции пациента

Реанимация должна быть начата моментально; каждое последующее действие должно быть предпринято с учетом реакции пациента.

5. Доступность и исправность оборудования

В любом месте, где происходит рождение ребенка или возможно проведение реанимации новорожденного, необходимо обеспечить незамедлительную доступность и исправность реанимационного оборудования.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАНИМАЦИИ НОВОРОЖДЕННОГО

Осуществляется на основании антенатального и интранатального анамнеза.

Антенатальные факторы для прогнозирования реанимации новорождённого.

Диабет беременной Многоводие
Артериальная гипертензия Маловодие
Гипертоническая болезнь Перенашивание
Предшествующая резус- сенсибилизация Многоплодная беременность
Наличие в анамнезе мертворождений Внутриутробная гипотрофия
Кровотечение во втором или третьем триместре Лекарственная терапия: резерпин, магнезия, адреноблокаторы
Материнские инфекции Употребление наркотиков матерью

Интранатальные факторы прогнозирования реанимации новорождённого.

Плановое или экстренное кесарево сечение Меконий в околоплодных водах
Брадикардия плода Отслойка плаценты
Патологическое предлежание плаценты Зловонные околоплодные воды
Длительный безводный период (более 24 ч.) Введение наркотиков матери менее чем за 4 ч. рождения
Преждевременные роды
Стремительные роды
Затянувшиеся роды (более 24 ч.) Гипертонус матки
Затянувшийся второй период родов (более 2 ч.) Применение общей анестезии

ДИАГНОСТИКА АСФИКСИИ

Шкала Апгар

Признак

1

2

ЧСС

Менее 80 уд/мин 80-100 уд/мин Более 100

Дыхание

Отсутствует Патологическое Ритмичное, громкий крик

Цвет кожного покрова

Розовый Акроцианоз или генерализованная бледность Разлитой цианоз

Мышечный тонус

Общая мышеч-ная гипотония Сгибание конечностей Активные движения

Реакция на раздражение

Нет реакции Гримаса плача Громкий плач

Следует также оценивать ребенка по шкале Апгар через каждые 5 мин. до 30-ой мин. Если новорожденный имеет 6 и менее баллов, то ему показана ИВЛ!

В случае тяжелой асфиксии оценка проводится сразу же после помещения пациента на реанимационный столик, т.е. через 15-20 с! Ребенок оценивается по следующим признакам: ЧСС, дыхание, цвет кожного покрова!

Примечание: При проведении ИВЛ признак «дыхание» оценивается на 0 баллов !

ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ РЕАНИМАЦИИ НОВОРОЖДЕННЫХ

Препарат

Концентрация

кол-во р-ра в шприце

Доза/Путь введения

Общая доза мл (мг)

Примечания

Адреналин

1:10000

1 мл

0,1-0,3 мл/кг

вес мл

1 кг -0,1-0,3

2 кг -0,2-0,6

3 кг -0,3-0,9

4 кг -0,4-1,2

С «А» начинается медикаментозная терапия. Вводится эндотрахеально или в/в струйно

Восполнители ОЦК

альбумин 5%

NaCl 0,9%

Рингер-Лактат

40 мл

10-15 мл/кг

вес мл

1 кг 10-15

2 кг 20-30

3 кг 30-45

4 кг 40-60

Вводить в/в микроструйно или болюсно фракционно в течение 10-15 мин

Гидрокарбонат Na

0,5 мэкв/мл

4,2% р-р

20 мл

2 мэкв/кг или 4-5 мл/кг

вес мл

1 кг 4-5

2 кг 8-10

3 кг 12-15

4 кг 16-20

Вводить медленно в течение

4-5 мин

Только при адекватной ИВЛ

Допамин

0,5% или 4 %

Расчет дозы:

6*вес (кг)* доза (мкг/кг/мин)/скорость введения жидкости (л/час)

= мг допмина на 100 мл

Начать с

5 мкг/кг/мин, увеличивая дозу на 5 мкг/кг/мин каждые 2-5 мин до 20 мкг/кг/мин

вес мкг/мин

1 кг 5-20

2 кг 10-40

3 кг 15-60

4 кг 20-80

Вводить в/венно микро-струйно

Непрерывный мониторинг ЧСС и АД!

Налоксон

0,4 мг/мл

1 мг/мл

1 мл

0,1 мг/кг

0,25 мл/кг в/в

в/трахеально

вес мл

1 кг 0,1

2 кг 0,2

3 кг 0,3

4 кг 0,4

Струйно в/в или эндотрахеально при использовании в родах наркотических анальгетиков

ОСОБЕННОСТИ РЕАНИМАЦИИ ПРИ СИНДРОМЕ МАССИВНОЙ АСПИРАЦИИ МЕКОНИЯ

1. Диагностика. Окрашенные меконием околоплодные воды и оценка по шкале Апгар 6 баллов и менее.

2. Реанимация:

2.1. Сразу после рождения головки провести аспирацию содержимого изо рта и носа!

2.2. После помещения ребенка на столик и осушивания его, желательно до НАСТУПЛЕНИЯ ПЕРВОГО ВДОХА, провести интубацию трахеи трубкой максимально большого диаметра и провести аспирацию содержимого трахеи и бронхов, используя интубационную трубку как катетер для отсасывания!

При получении в аспирате примеси мекония быстро реинтубировать ребенка, НЕ ВЕНТИЛИРУЯ его, другой трубкой!

Искусственную вентиляцию легких начинать только после отсутствия мекония при аспирации через интубационную трубку!

ОСОБЕННОСТИ РЕАНИМАЦИИ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ДИАФРАГМАЛЬНУЮ ГРЫЖУ

1. Диагностика. Клиника ОДН сразу же после рождения на фоне возможного даже эффективного первого крика в сочетании с бочкообразной формой грудной клетки, отсутствием дыхания на поврежденной стороне (в 90% слева), смещении средостения в сторону, противоположную стороне поражения и западении живота в эпигастрии.

2. Реанимация.

2.1. Вне зависимости от степени цианоза и ЧСС немедленная интубация трахеи и ИВЛ. (ИВЛ мешком и маской приводит в перераздуванию желудка и кишечника и увеличению внутрибрюшного давления).

2.2. Ввести назогастральный зонд для предупреждения дальнейшего перераздувания желудка.

2.3. Если необходимо введите миорелаксанты и проводите ИВЛ в режиме гипервентиляции для создания алкалоза.

2.4. Медикаментозно снижайте легочную гипертензию и увеличивайте сердечный выброс.

2.5. Транспортировка в центр детской хирургии для оперативного лечения осуществляется в условиях ИВЛ в подобранных параметрах и на фоне инфузии кардиотропных и сосудорасширяющих препаратов силами реанимационной бригады!

(Visited 311 times, 1 visits today)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий