Значение «гермес с младенцем дионисом»

Перейти к навигации Перейти к поиску

image
Пракситель
Гермес с младенцем Дионисом. около 330 до н. э.[1] и 350 до н. э.[2]
др.-греч. Ερμής Κρατά το παιδί-Διόνυσο
паросский мрамор. Высота 212 см
Археологический музей Олимпии, Олимпия
image Медиафайлы на Викискладе

«Гермес с младенцем Дионисом» или «Гермес Олимпийский» — классическая статуя из паросского мрамора, обнаруженная Эрнстом Курциусом в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии. Высота фигуры Гермеса — 212 см, с пьедесталом — 370 см.

На основании известия Павсания о том, что в храме Геры стояла фигура Гермеса работы Праксителя, её зачастую приписывают этому великому скульптору античности. Даже если допустить авторство Праксителя, статуя в древности не относилась к числу знаменитых, ибо копии её неизвестны (хотя дальнейшую эволюцию того же типа, возможно, представляет «Гермес Бельведерский»).

Статуя находится в собрании Археологического музея Олимпии. Конечности фигур Гермеса и Диониса частично утрачены; на волосах Гермеса сохранились следы киноварного покрытия.

Примечания

  1. http://odysseus.culture.gr/h/4/eh430.jsp?obj_id=8898
  2. Make Lists, Not War (англ.) — 2013.

Ссылки

Что означает «гермес с младенцем дионисом»

Гермес с младенцем Дионисом

   мраморная статуя, найденная в Олимпии в 1877. По-вид., представляет собой оригинал работы Праксителя (ок. 340 — 330).

   Д.М.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Lists

Есть много исторических фактов, относящихся к греческим статуям (в которых мы не будем углубляться в этой подборке). Однако, не обязательно иметь диплом историка, чтобы восхититься невероятным мастерством исполнения этих великолепных скульптур. Действительно бесконечные произведения искусства, эти 25 самых легендарных греческих статуй — шедевры разных пропорций.

Атлет из Фано

Известная итальянским именем Атлет из Фано, Победоносная молодость — греческая бронзовая скульптура, которая была найдена в море Фано на Адриатическом побережье Италии. Атлет из Фано был построен между 300 и 100 годами до н.э и в настоящее время находится среди коллекций Музея Дж. Пола Гетти в Калифорнии. Историки полагают, что статуя была однажды частью группы скульптур победных атлетов в Олимпии и Дельфи. Италия до сих пор хочет вернуть скульптуру и оспаривает её вывоз из Италии.

Посейдон с мыса Артемисион

Древняя греческая скульптура, которая была найдена и восстановлена у моря Мыса Артемисион. Бронзовый Артемисион, как полагают, представляет или Зевса, или Посейдона. Все еще ведутся дебаты по поводу этой скульптуры, потому что ее недостающие удары молнии исключают возможность, что это — Зевс, в то время как ее недостающий трезубец также исключает возможность, что это — Посейдон. Скульптура всегда связывалась с древними скульпторами Майроном и Онатасом.

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса в Олимпии — 13-метровая статуя, с гигантской сидящей на троне фигурой. Эта скульптура была создана греческим скульптором по имени Фидий и в настоящее время находится в Храме Зевса в Олимпии, Греция. Статуя сделана из слоновой кости и древесины и изображает греческого бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном золотом, черным деревом и другими драгоценными камнями.

Афина Парфенонская

Афина Парфенонская — гигантская статуя из золота и слоновой кости греческой богини Афины, обнаруженной в Парфеноне, что в Афинах. Сделанная из серебра, слоновой кости и золота, она была создана известным древним греческим скульптором Фидием и рассматривается сегодня, как самый известный культовый символ Афин. Скульптура была разрушена пожаром, который имел место в 165 до н.э, но была восстановлена и размещена в Парфеноне в 5-ом столетии.

Дама из Осера

75 сантиметровая Дама из Осера — критская скульптура, в настоящее время размещенная в Лувре в Париже. Она изображает архаичную греческую богиню в течение 6-ого столетия, Персефон. Хранитель из Лувра по имени Максим Коллиньон нашел мини-статую в хранилище Музея Осера в 1907. Историки полагают, что скульптура была создана в течение 7-ого столетия в греческий переходный период.

Антиной Мондрагон

Мраморная статуя 0.95 метра высотой изображает бога Антиноя среди массивной группы культовых статуй, построенных, чтобы поклоняться Антиною, как греческому богу. Когда скульптура была найдена во Фраскати в течение 17-ого столетия, то была идентифицирована из-за его полосатых бровей, серьезного выражения, и взгляда, который был направлен вниз. Это творение было куплено в 1807 для Наполеона и в настоящее время показывается в Лувре.

Аполлон Странгфорда

Древняя греческая скульптура сделала из мрамора, Странгфордский Аполлон был построен в период между 500 и 490 до н.э и был создан в честь греческого бога Аполлона. Его обнаружили на острове Анафи и назвали в честь дипломата Перси Смита, 6-ого виконта Странгфорда и настоящего владельца статуи. Аполлон в настоящее время размещается в 15-ой комнате британского Музея.

Кройсос из Анависоса

Обнаруженный в Аттике, Кройсос из Анависоса — мраморный курос, который когда-то служил надгробной статуей для Кройсоса, молодого и благородного греческого воина. Статуя является известной своей архаичной улыбкой. 1.95 метра высотой, Кройсос — автономная скульптура, которая была построена между 540 и 515 до н.э и в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин. Надпись под статуей гласит: “остановитесь и поскорбите у надгробия Кройсоса, которого убил неистовый Арес, когда он был в передних рядах.”

Битон и Клеобис

Созданные греческим скульптором Полимидисом, Битон и Клеобис — пара архаичных греческих статуй, созданных Аргивянами в 580 до н.э, чтобы поклоняться двум братьям, связанным Солоном в легенде под названием Истории. Статуя теперь находится в Археологическом Музее Дельфи, Греция. Первоначально построенные в Аргосе, Пелопоннесе, пара статуй была найдена в Дельфи с надписями на основе, идентифицирующими их, как Клеобис и Битон.

Гермес с младенцем Дионисом

Созданный в честь греческого бога Гермеса, Гермес Праксителя представляет Гермеса, несущего другого популярного персонажа в греческой мифологии, младенца Диониса. Статую сделали из Паросского мрамора. Как полагают историки, она была построена древними греками во время 330 до н.э. Она известна сегодня, как один из большинства оригинальных шедевров великого греческого скульптора Праксителя и в настоящее время размещается в Археологическом Музее Олимпии, Греция.

Александр Великий

Статуя Александра Великого была обнаружена во Дворце Пеллы в Греции. Покрытая мраморным напылением и сделанная из мрамора, статуя была построена в 280 до н.э, чтобы чтить Александра Великого, популярного греческого героя, который прославился по нескольким частям мира и провел сражения против персидских армий, особенно в Гранисусе, Иссуе и Гаугамеле. Статуя Александра Великого теперь демонстрируется среди греческих коллекций произведений искусства Археологического Музея Пеллы в Греции.

Кора в Пеплосе

Восстановленная из Афинского Акрополя, Кора в Пеплосе — стилизованное изображение греческой богини Афины. Историки полагают, что статуя была создана, чтобы служить исполненным по обету предложением во время древних времен. Сделанная во время Архаичного периода греческой истории искусств, Кора характеризуется жесткой и формальной позой Афины, ее величественных локонов и архаичной улыбки. Статуя первоначально появилась в множестве цветов, но только следы её оригинальных цветов могут наблюдаться сегодня.

Эфеб с Антикитеры

Сделанный из прекрасной бронзы, Эфеб с Антикитеры — статуя молодого человека, бога или героя, держащего сферический объект в его правой руке. Будучи творением пелопоннесской бронзовой скульптуры, эту статую восстановили в области кораблекрушения около острова Антикитера. Как полагают, она является одной из работ известного скульптора Ефранора. Эфеб в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин.

Дельфийский возничий

Более известный, как Хениокос, Возничий Дельфи — одна из самых популярных статуй, которые пережили Древнюю Грецию. Эта бронзовая статуя в натуральную величину изображает водителя колесницы, который был восстановлен в 1896 в Прибежище Аполлона в Дельфах. Здесь он был изначально установлен в течение 4-ого столетия, чтобы увековечить память победы команды колесницы в древних спортивных состязаниях. Первоначально часть массивной группы скульптур, Дельфийский Возничий теперь показан в Археологическом Музее Дельф.

Гармодий и Аристогитон

Гармодий и Аристогитон были созданы после учреждения демократии в Греции. Созданные греческим скульптором Антенором, статуи были сделаны из бронзы. Это были первые статуи в Греции, за которые заплатили из государственных средств. Целью создания было почтить обоих мужчин, которых древние Афиняне приняли, как выдающиеся символы демократии. Первоначальным местом установки был Керамеикос в 509 году нашей эры, наряду с другими героями Греции.

Афродита из Книдоса

Известный, как одна из самых популярных статуй, созданных древним греческим скульптором Праксителем, Афродита из Книдоса была первым представлением в натуральную величину нагой Афродиты. Пракситель построил статую после того, как он был уполномочен Косом создать статую, изображающую красивую богиню Афродиту. Помимо статуса культового изображения, шедевр стал достопримечательностью в Греции. Его оригинальная копия не пережила массивный пожар, который однажды имел место в Древней Греции, но ее точная копия в настоящее время выставлена в Британском Музее.

Крылатая Победа Самотраки

Созданную в 200 году до н.э. Крылатую Победу Самотраки, изображающую греческую богиню Нику, рассматривают сегодня, как самый большой шедевр Эллинистической скульптуры. Она в настоящее время показывается в Лувре среди самых знаменитых оригинальных статуй в мире. Она была создана в период между 200 и 190 до н.э., но не для того, чтобы почтить греческую богиню Нику, а в честь морского сражения. Крылатая Победа была установлена македонским генералом Деметриусом, после его военно-морской победы на Кипре.

Статуя Леонида I в Фермопилах

Статуя Спартанского короля Леонида Первого в Фермопилах была установлена в 1955, в память о героическом короле Леонидасе, отличившемся во время Сражения против персов в 480 до н.э. Знак был помещен под статуей, которая гласит: “Приди и Возьми”. Именно это произнес Леонидас, когда король Ксеркс и его армия попросили, чтобы они сложили свое оружие.

Раненный Ахиллес

Раненый Ахиллес является изображением героя Илиады по имени Ахиллес. Этот древний греческий шедевр передает его мучения перед смертью, будучи раненным смертельной стрелой. Сделанная из алебастрового камня, оригинальная статуя в настоящее время располагается в резиденции Achilleion королевы Елизаветы Австрийской в Кофу, Греция.

Умирающий Галл

Также известный как Смерть Галатиана, или Умирающий Гладиатор, Умирающий Галл — древняя Эллинистическая скульптура, которая была создана в период между 230 до н.э. и 220 до н.э. для Атталуса I из Пергамона, чтобы праздновать победу его группы над галлами в Анатолии. Считается, что статуя была создана Эпигонусом, скульптором династии Атталид. Статуя изображает умирающего кельтского воина, лежащего на его упавшем щите рядом с его мечом.

Лаокоон и его сыновья

Статуя, в настоящее время расположенная в Ватиканском Музее в Риме, Лаокоон и его Сыновья, также известна, как Группа Лаокоона и была первоначально создана тремя великими греческими скульпторами из острова Родос, Агесендером, Полидорусом и Атенодоросом. Эта статуя в натуральную величину сделана из мрамора и изображает троянского священника по имени Лаокоон, вместе с его сыновьями Тимбрэусом и Антифантесом, задушенными морскими змеями.

Колосс Родосский

Статуя, изображающая греческого Титана по имени Гелиос, Колосс Родосский был сначала установлен в городе Родосе в период между 292 и 280 до н.э. Признанная сегодня, как одно из Семи Чудес Древнего Мира, статуя была построена, чтобы праздновать победу Родоса над правителем Кипра в течение 2-ого столетия. Известная, как одна из самых высоких статуй Древней Греции, оригинальная статуя была уничтожена землетрясением, которое поразило Родос в 226 до н.э.

Дискобол

Построенный одним из лучших скульпторов Древней Греции в течение 5-го столетия — Мироном, Дискобол был статуей, первоначально помещенной у входа на Стадион Панатинайкон в Афинах, Греция, где первое мероприятие Олимпийских Игр было проведено. Оригинальная статуя, сделанная из алебастрового камня, не переживала разрушение Греции и никогда не восстанавливалась.

Диадумен

Найденный у острова Тилос Диадумен — древняя греческая скульптура, которая была создана в течение 5-ого столетия. Оригинальная статуя, которая была восстановлена в Тилосе, в настоящее время входит в коллекции Национального Археологического Музея в Афинах.

Троянский конь

Сделанный из мрамора и покрытый специальным бронзовым напылением, троянский конь — Древняя греческая скульптура, которая была построена между 470 до н.э и 460 до н.э, чтобы представлять троянского коня в Илиаде Гомера. Оригинальный шедевр пережил опустошение Древней Греции и в настоящее время находится в Археологическом Музее Олимпии, Греция.

Понравился материал? Вы можете поблагодарить автора! Поделитесь этой статьей со своими друзьями.

Остались только на фотографиях… (К вопросу о скульптуре Массандровского дворца)

Иосиф Бродский

Воображение создателя проекта Массандровского дворца, архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера, породило в Верхней Массандре «поэму в камне». Её зрительным воплощением стало органичное единение дворцовой архитектуры, скульптуры и природного ландшафта. С течением времени творения мастера неизбежно претерпевают изменения: тускнеют используемые в экстерьере строительные материалы, перерождается растительный покров местности. Тем не менее, архитектурный облик дворцово-паркового ансамбля вполне осязаем. Однако чуткий зритель, осматриваясь на придворцовой территории, неизменно ощутит некую недосказанность. Эта статья посвящена той части ансамбля, которая навсегда для нас утеряна и осталась только на старых открытках и любительских фотографиях начала ХХ века. Речь пойдёт о скульптуре.

Известно, что к 1902 году, ко времени принятия дворца комиссией Управления уделов, двадцать девять скульптур были привезены и установлены вокруг здания. Двенадцать из них изготовлялись из искусственного камня, выписывались через петербургскую фирму «Кос и Дюр» из Метлаха и обошлись в среднем по 250-300 рублей за одну статую. Семнадцать скульптур были отлиты из гипса, некоторые из них, в целях экономии, окрашивались масляными красками под цвет мрамора и бронзы.

В 1909 году последовало высочайшее указание о снятии статуй, выполненных из гипса, поскольку они начали портиться от дождей и снега. Одновременно, чтобы не нарушать симметрии, были сняты и скульптуры, выполненные из керамики. Этот факт подтверждают фотографии из фотоальбома 1909 года Анны Вырубовой, ближайшей подруги императрицы Александры Фёдоровны.

Фото из альбома А. Вырубовой. 1909 год

 (Статуи на подпорных стенах уже отсутствуют)

Тематика изваяний была традиционной для дворцово-парковых ансамблей тех лет: произведения по мотивам греческой и римской мифологии, различные аллегории, статуи исторических деятелей. Вопросом расстановки скульптур, их аналогов и прототипов серьёзно интересовались крымские исследователи Аза Павловна Пальчикова и Николай Николаевич Калинин. Согласно их публикациям скульптуры имели следующие наименования:

1 – Цезарь (Древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель Гай Ю́лий Це́зарь); 2 и 3 – Сатиры (В греческой мифологии жизнерадостные козлоногие лесные и горные духи. Олицетворяют элементарную грубую силу природы, что выражается в звериных атрибутах их внешнего облика. Сатиры составляли свиту бога виноделия Диониса); 4 – Аполлон с Вакхом; 5 – Центавр (То же, что и кентавр – мифологическое существо с головой и туловищем человека на теле лошади. По преданию, кентавры – дикое фессалийское племя, отличавшееся животными наклонностями и прогнанное из Фессалии лапифами. В древнегреческой мифологии сопровождают бога вина Диониса.); 6,7 – Лев сидящий и Лев лежащий; 8 – греческий пастушок Антинус (Прекрасный юноша родом из Клавдиополя в Вифинии, любимец и постоянный спутник императора Адриана. Решившись в религиозном экстазе пожертвовать собою для своего повелителя, а может быть, в припадке меланхолии, он недалеко от Безы бросился в Нил. В безграничной скорби о его смерти Адриан воздвиг ему множество статуй и алтарей.); 9 – Помпеянка (по-видимому, жительница древнеримского города Помпеи); 10 – Эсхил (древнегреческий драматург, отец европейской трагедии); 11 – Аполлон с лирой (Древнегреческий бог, покровитель искусств с музыкальным струнным щипковым инструментом – лирой); 12 – Софокл (афинский драматург, трагик); 13 – Мелеагр (в мифологии герой Этолии); 14 – Аполлон (Один из наиболее почитаемых античных богов); 15 – Давид с головой Голиафа; 16 – Сатир льющий (Сатира также изображали в облике прекрасного юноши с атрибутами виночерпия как спутника бога вина и веселья Диониса); 17 – Гермес с Вакхом (В древнегреческой мифологии Гермес – сын Зевса, бог хитрости и счастливого случая, по велению громовержца, спасая младенца Вакха (Диониса) от гнева Геры, перенёс его на воспитание нимфам Нисейской долины, где юный бог был обучен изготовлению вина); 18 – аллегория Искусства; 19 – аллегория Науки; 20 – аллегория Скульптуры; 21 – аллегория Архитектуры; 22 – аллегория Художества; 23, 24 – Драконы; 25, 26 – Сфинксы (В древнегреческой мифологии — чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, персонаж легенды об Эдипе); 27 – Ваза с Купидоном (Купидон – латинское название Эрота, в древнегреческой мифологии олицетворение любовного влечения, помощник богини любви и красоты Афродиты); 28 – Олень; 29 – Римлянка.

Николай Николаевич Калинин полностью описал расположение скульптур на придворцовой территории. При детальном изучении текстового описания каждое утверждение Николая Николаевича удалось подкрепить фотоматериалами и уже на основании этого составить полную схему расположения скульптур.

image

Все 29 скульптур были установлены вокруг дворца: 1 – Аполлон – в северной арке подпорной стены; 2 – Гермес с Вакхом – в южной арке подпорной стены; 3 – Лев сидящий – справа от южной арки на крайнем пилоне; 4 – Олень – на тумбе южной балюстрады у лестницы, ведущей на поляну; 5,6 и 7 – аллегории Скульптура, Архитектура и Художество – на тумбах южной балюстрады террасы партера; 8 – ваза с Купидоном – на тумбе балюстрады веранды второго этажа, перед окнами Кабинета Её Императорского Величества; 9 и 10 – Римлянка и Помпеянка – на тумбах западной баллюстрады партера; 11 и 12 – Сфинксы – на тумбах верхней терассы перед западным фасадом; 13 и 14 – аллегории Науки и Искусства – на тумбах баллюстрады веранды перед окнами бильярдной комнаты дворца; 15 – Сатир льющий – в центре веранды II этажа перед опочивальней; 16 – Давид с головой Голиафа – в нише галереи второго этажа перед кабинетом Его Императорского величества; 17 и 18 – Сатиры – у ниш северной части западного фасада первого этажа; 19 и 20 – Драконы – у чаш-фонтанов северной части западного фасада первого этажа; 21 – Юлий Цезарь – перед западным фасадом на тумбе у основания лестницы, ведущей к северному фасаду; 22 – Аполлон с Вакхом – на верхней площадке лестницы, ведущей к северному фасаду; 23 – Центавр – на тумбе напротив северной подпорной стены; 24 – Антиной – крайний левый пилон-контрфорс северной подпорной стены; на следующем пилоне располагалась ваза-кратер, затем ниша в подпорной стене, ещё одна ваза-кратер на пилоне-контрфорсе и последовательно на каждом последующем пилоне слева направо; 25 – Лев лежащий; 26 – Эсхил, 27 – Аполлон с лирой; 28 – Софокл; 29 – Мелеагр.

Со времён исследования Калинина Н. Н, посвящённого скульптуре Массандровского дворца, информационные ресурсы научных сотрудников выросли благодаря пополнению библиотечных фондов и появлению интернет-источников, в том числе электронных библиотек, каталогов и официальных сайтов музеев. Исследовательская работа возобновилась. Были найдены изображения 13 изваяний, которые могли послужить прототипами утерянной пластики Массандровского дворца. В скульптуре сидящего льва нетрудно распознать статую Антуана Луи Бари (1795-1875), оригинал которой хранится в Музее Орсе в Париже. Статуя «Давид с головой Голиафа» – копия работы Андреадель Верроккьо (1435–1488) из Национального Музея Барджелло, что во Флоренции. Изображение Цезаря идентично экспонату Старого музея в Берлине. Скульптура Мелеагра имеет несколько интерпретаций, но, вероятнее всего, прототипом послужила статуя Гермеса Бельведерского, хранящаяся в Ватикане, т. к. только у этой фигуры правая рука согнута в локте и отведена за корпус обнажённого туловища. Золочёную копию с античного оригинала под названием «Мелеагр Бельведерский» можно увидеть в Петергофе на восточной лестнице Большого каскада. Немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и археологии Иога́нн Ви́нкельман в ХVIII веке принимал эту скульптуру за изображение Мелеагра. Вероятно, отсюда её название. Скульптурную группу Аполлон с Вакхом можно считать копией с работы Стютзеля Карла Генриха Эдуарда (1795 – 1862) «Аполлон с мальчиком Меркурием», которая экспонируется в Новом дворце Сан-Суси в Потсдаме в Германии. Центавр – точное воспроизведение статуи молодой кентавр Фуриетти, оригинал её находится в Капитолийском музее Ватикана. Копии этой скульптуры украшают Мост Кентавров в Павловском парке. Греческий пастушок Антинус аналогичен статуе Антиной из Пергамского музея в Берлине. Предположения о скульптуре Сатира льющего (в исследовании А. П. Пальчиковой – «Вакх льющий») как копии с работы итальянского мастера Якопо Сансовино были опровергнуты в результате анализа фотодокументов: статуя – однозначное повторение изображения Сатира из собрания скульптур Альбертинума в Дрездене. «Аполлон с лирой» своим силуэтом напоминает «Аполлона Кифаред» из музея Пия-Климента в Ватикане. Скульптура южной декоративной арки подпорной стены внутреннего дворика «Гермес с Вакхом» явный аналог известной работы Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» – гордости Археологического музея Олимпии в Греции. Прототипом для статуи Софокла могла послужить римская копия с греческого оригинала, который находится в Латеранском музее в Риме. Согласно публикациям Калинина Николая Николаевича статуи Эсхил и Софокл однотипны. В процессе исследовательской работы пришлось опираться на выводы исследователя и размытый профиль изображения скульптуры на ксерокопии очень плохого качества. В результате было найдено изображение статуи греческого оратора Эсхина, на первый взгляд, очень похожее на статую Софокла. Можно предположить, что в документах была допущена опечатка. На данный момент статуя Эсхина – единственное подходящее название скульптуры. Упоминание о её изображении было найдено в электронном варианте книги немецкого историка античности, искусствоведа, археолога Германа Хафнера (German Hafner) «Выдающиеся портреты античности», изданной в 1981 году. В этом же издании она числится в собрания Национального музея в Неаполе.

Скульптура, именуемая в архивных документах просто «Аполлон» долгое время считалась копией с работы Праксителя «Апполон Савроктон» (убивающий ящерицу). Но если сравнить два этих изображения, то различия станут очевидны. У статуи Аполлона, стоящей в декоративной арке на подпорной стене курдонера Массандровского дворца, правая рука запрокинута за голову. Такого жеста мы не видим в скульптуре «Апполон Савроктон» Праксителя. Скульптура Аполлон в Массандре напоминает статую Аполлона Флорентийского. Было рассмотрено много вариантов других скульптур Аполлона, однако только Аполлон Флорентийский повторяет изгиб фигуры и пластику рук. Оригинал хранится в галерее Уффици в Италии. Копию этой скульптуры и сейчас можно увидеть в Софиевском парке в г. Умани (Украина).

Из 23 утерянных скульптур 10 остаются загадкой – их прототипы установить не удалось. Это статуи-аллегории Искусства, Науки, Скульптуры, Архитектуры, Художества, скульптур «Римлянка» и «Помпеянка», «Олень», «Ваза с купидоном»,  «Лев лежащий». Изображения последних двух настолько условны, что сбор любых сведений по данным объектам представляется возможным лишь на основании конкретных архивных документов.

Безусловно, отсутствие 23 скульптур – весомый урон садово-парковому ансамблю дворца Александра III в Массандре. Однако, то не многое, что осталось – даёт пищу воображению. Кажется, слышно журчание фонтана у масок львов, некогда заменивших разрушающихся наяд на подпорной стене внутреннего дворика курдонера (В древнегреческой мифологии наяды – дочери Зевса, нимфы влажной стихии, подают изобилие, плодородие и здоровье, покровительствуют бракам). Любуясь сохранившимися статуями сфинксов, сатиров, драконов, лепниной на фасадах дворца с элементами пламенеющего факела, на ум приходят поэтические строки:

Иосиф Бродский

Литература

  1. Брокгаузъ, Ф. А., Энциклопедическій словарь / Ф. А. Брокгаузъ, И. А. Ефронъ. – СПб.: АО «Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон», 1903. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения 20.02.2020)
  2. Гнусов, О. В. Текст экскурсионного рассказ по придворцовой части парка Массандровского дворца [Текст] / О. В. Гнусов, Н. Н. Калинин // Утверждён на заседании научно-методического совета АГДПМЗ, протокол №12, 19.11.1997 г.
  3. Калинин, Н. Н. Скульптура Массандровского дворца [Текст] / Н. Н. Калинин // Крымские искусствоведческие чтения. Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма: материалы республиканской научно-теоретической конференции. Симферопольский художественный музей. –1996. – 45-47 с.
  4. Пальчикова,  А. П. Массандра. Дворец. Парк. Усадьба. Очерк-путеводитель / А.  П.Пальчикова. – Симферополь: СОНАТ, 2003. – 160 с.
  5. Хафнер, Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе / Г. Хафнер. – М.: Прогресс, 1984 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000219/st336.shtml (дата обращения 21.02.2020)

*В тексте использованы фотографии из открытых источников.

Рубрики: Научная и просветительская деятельность, Новости

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий