Язык, голос матери и уровень стресса: что мы запоминаем ещё до рождения

image

Международная команда ученых пришла к выводу, что тип языка, на котором говорит мать младенца, влияет на акустические свойства его плача с первой минуты после рождения. Так, если женщина говорит на одном из тонических языков, например на африканском языке ламнсо, то звуковые частоты в голосе ее ребенка будут более разнообразными по сравнению с частотами в голосе ребенка, родившегося у носительницы атонического языка, например немецкого. Исследование авторов было опубликовано в Speech, Language and Hearing, кратко о нем рассказывает пресс-релиз на сайте Университета Юлия Максимилиана в Вюрцбурге.

Известно, что ребенок, находящийся в утробе женщины, уже к 26-й неделе беременности способен слышать звуки и реагировать на них. Исследования показали, что среди шума, окружающего плод, наиболее значимым оказывается именно голос матери: при его звуке у детей учащается пульс, что свидетельствует об их повышенном внимании. Однако амниотическая жидкость уменьшает громкость любого внешнего шума примерно в два раза, поэтому ребенку в утробе трудно улавливать тонкие особенности человеческой речи. Тем не менее, исследования показывают, что новорожденные умеют отличать родной язык от иностранного.

В новой работе исследователи изучили, каким образом специфичная языковая среда влияет на формирование голосовых свойств новорожденных детей. Для этого они сравнили плач младенцев, чьи матери говорят на языках, различающихся по типу ударения, — тонических и атонических. В тонических языках ударный звук выделяется повышением или понижением тона, то есть основной частоты гласного, которая соответствует частоте колебания голосовых связок. В атонических языках ударный звук выделяется усилением напора выдыхаемой струи воздуха, а также более значительным напряжением мускулатуры, участвующей в артикуляции. В тонических языках тон ударного слога может выполнять смыслоразличительную функцию, и поэтому тонов может быть несколько — например, в китайском языке их насчитывается четыре, а во вьетнамском — шесть. Каждому из них соответствует своя основная частота, соответственно, в речи людей, владеющих тоническим языком, она изменяется более значительно, чем в речи носителей атонического языка. Изучению основной частоты в плаче новорожденных детей и было посвящено новое исследование.

Лингвисты записали фрагменты спонтанного, не спровоцированного плача 42 младенцев в течение первой недели их жизни. Родным языком матерей одной половины новорожденных был немецкий, а второй — африканский язык ламнсо. Особенность последнего заключается в том, что для передачи семантических различий в нем используются восемь тонов. Ламнсо входит в бенуэконголезскую семью языков, и на нем говорит малочисленный народ нсо, проживающий на территории Камеруна.

Исследователи наблюдали, как изменяются диапазон основной частоты и другие акустические параметры в голосе младенцев, а также фиксировали продолжительность плача. Лингвистам удалось записать в среднем по 26 фрагментов плача каждого немецкого ребенка и по 22 фрагмента плача каждого новорожденного, чьи родители говорят на ламнсо. Всего авторы работы получили 1002 коротких аудиозаписей.

image
Образец обработки фрагмента плача ребенка нсо. По оси икс — время в секундах, по оси игрек — основая частота в герцах. Справа обозначен максимальный диапазон основной частоты данного фрагмента. Слева внизу — спектрограмма этого фрагмента Speech, Language and Hearing

Для каждой записи была создана спектрограмма, которую исследователи делили на пять равных по времени частей, чтобы составить график изменения амплитуды звуковой волны. Сопоставительный анализ показал, что между плачем двух групп детей наблюдаются существенные отличия. Перепад между наиболее высокой и наиболее низкой основной частотой в голосах немецких младенцев оказался меньше, чем у детей нсо. Меньшим был и разброс средних значений основной частоты в небольших звуковых интервалах.

Эти результаты подтверждаются выводами другого исследования, в котором другая группа ученых, связанная с первой, сравнивала плач китайских и немецких детей по той же методике. Их выводы также говорят о том, что плач новорожденных, чьи родители говорят на тоническом языке, оказался «мелодичнее», чем у детей носителей атонического языка.

Кристина Уласович

  • Вы здесь:  
  • Аудиосказки
  • Подборки
  • Звуки для детей

Здесь вы можете слушать различные звуки для детей, а также шумы для засыпания. Новорожденные и младенцы еще не знают всех звуков, поэтому этот раздел содержит много элементарного для взрослого слушателя, но очень познавательного для малышей.

  • Звуки и шум для сна (5)

  • Звуки природы (9)

Звук шума пылесоса

Звук для тех младенцев, которые засыпают под шум пылесоса.

Автор: Звуки и шум для сна

Шум водопада

Шум большого водопада, издающий розовый шум.

Автор: Звуки природы

Розовый шум

Звук похож на шум отдаленного водопада, подходит для убаюкивания младенцев до года.

Автор: Звуки и шум для сна

Шум ветра

Звук не очень сильного ветра, похожий на белый шум.

Автор: Звуки природы

Звук воды из под крана

Шум воды из под крана поможет новорожденным уснуть.

Автор: Звуки и шум для сна

Шум волн

Морской звук волн во время прибоя с криками чаек.

Автор: Звуки природы

Звук фена

Успокаивающий монотонный звук для засыпания малышей.

Автор: Звуки и шум для сна

Шум прибоя

Звуки прибоя с волнами и криками чаек.

Автор: Звуки природы

Белый шум

Звук для сна новорожденных, похожий на шум водопада или потерянный ТВ сигнал.

Автор: Звуки и шум для сна

Звуки леса

Приятный шум живого леса с пением птиц, ветром и журчанием ручейка.

Автор: Звуки природы

Шум океана

Расслабляющие звуки шума океана с волнами и криками чаек.

Автор: Звуки природы

Звук грозы

Звук дождя с раскатами грома.

Автор: Звуки природы

Срыгивания

Асимметрия головы

Неонатус Санус /Блог /Груднички /Тревожный младенец Тревожные дети часто плачут, могут быть беспокойными и раздражительными, периодически вздрагивают, особенно от громких звуков, подолгу не могут заснуть, часто просыпаются ночью, теребят себя за ушки, царапают лицо. Обычно такие малыши чувствуют себя более комфортно, когда их носят на руках.

Важно понимать, что тревожное поведение ребёнка не является проявлением характера или капризов. Практически всегда это обусловлено определенными причинами. Дети могу страдать головными болями, так же как и взрослые. Эти боли вызываются чаще всего сохраняющимися последствиями родовой травмы.

После стремительных родов часто отмечается беспокойство и раздражительность в поведении у младенца. Ребёнок, который «застрял» в родовом канале, или имел обвитие пуповины вокруг шеи, становится пугливым и нуждается в постоянном внимании со стороны мамы. Большую часть времени такие дети предпочитают проводить в вертикальном положении на руках.

Эти симптомы указывают на дискомфорт в голове, который ребёнок испытывает из-за сохраняющихся послеродовых деформаций. Сохраняющаяся компрессия черепа может передаваться через оболочки мозга к самому веществу головного мозга. Напряжение мозговой оболочки способствует венозному застою и повышению внутричерепного давления, что может сопровождаться головной болью у ребёнка.

Остеопатическое лечение делает возможным избавить ребёнка от сохраняющейся послеродовой компрессии головы, а также создаёт оптимально нормальные условия для функционирования нервной системы и развития малыша. При этом исчезает необходимость в назначении каких-либо препаратов.

Клинический пример лечения беспокойного ребенка в нашем остеопатическом центре

В 4 месяца и 10 дней мы впервые познакомились с Мироном, которого родители привезли к нам из города Норильск. Их очень беспокоил сон ребёнка: спал он только с мамой, просыпаясь при этом каждый час. Также родители обратили наше внимание на асимметрию черепа у ребёнка. Родился ребёнок в результате срочных родов с применением эпидуральной анестезии. В первые дни жизни отмечалось вялое сосание, во время УЗИ головного мозга были выявлены постгеморрагические проявления.

Во время остеопатического осмотра действительно была выявлена асимметрия черепа, отмечался наклон головы влево и ротация вправо, отмечался выраженный гипертонус мышц.

В результате остеопатического лечения имеющиеся нарушения были устранены и состояние Мирона значительно улучшилось, он стал спокойнее, сон нормализовался, появился скачок в двигательном развитии.

Видеоотзыв доступен по ссылке

Записаться на прием

Ваше сообщение успешно отправлено.

Зачем ребенку кричать? Как распознать, почему ребенок кричит? И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. Характерно, что младенческие крики бесконечно вариативны по своим акустическим свойствам: ни один ребенок не кричит одинаково дважды и нет двух детей, крики которых подобны.

 И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Первый крик ребенка возникает как компонент стволовоподкорковой оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Падение степени насыщения крови кислородом (химический фактор) «включает» врожденные синергии (сложные двигательные координации) дыхания, а падение температуры тела (физический фактор) — такие же врожденные синергии мышц тела и конечностей: возникает генерализованное тоническое напряжение мышц ребенка с беспорядочными движениями рук и ног (Винарская Е.Н., 1987). Новая сложная синергия голосообразования образуется на наших глазах как побочное следствие врожденных синергии терморегуляции и дыхания; вначале она обслуживает оборонительное поведение ребенка. Существенно, что голосовая реакция во время первых дыхательных синергии младенца отсутствует, т.е. одного дыхательного фактора недостаточно для голосообразования. Отношение младенческого крика-плача к речи определяется двумя основными аспектами: 1) семантическим — различные по интонации крики являются знаками, воспринимаемыми окружающими как сигналы дискомфортных состояний; значение интонации связано с пониманием матерью конкретных причин крика-плача своего ребенка; 2) фонематическим — крик-плач содержит компоненты, квалифицируемые как «начальные» фонемы (Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В., 2001).      Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом (Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 1998).     А.Н.Гвоздев подчеркивает, что крик невозможно разбить на отдельные составляющие его элементы, выделить в нем те или иные звуки.     Характерно, что младенческие крики бесконечно вариативны по своим акустическим свойствам: ни один ребенок не кричит одинаково дважды и нет двух детей, крики которых подобны. Их невозможно запомнить и невозможно воспроизвести, ибо они не поддаются квалификации согласно каким-либо известным фонетическим признакам. Вместе с тем крики каждого ребенка обладают индивидуальными чертами, которые настолько хорошо выражены, что по особенностям криков можно опознать индивида так же безошибочно, как это делается по отпечаткам пальцев. Первоначально в крике превалируют компоненты, воспринимаемые при фонетической интерпретации как гласные «а» и «э». Они доминируют среди всех речевых сигналов первого года жизни.     Крики закономерно не соотносятся ни с вдохом, ни с выдохом. Крики (их спектрографические выражения) напрямую зависят от вида вызвавшего их дискомфорта. Крики как целостная реакция выражают дискомфортные функциональные состояния, а каждый отдельный крик, сопряженный с одним дыхательным циклом, выражает относительную степень и фазу этого состояния. Начиная с третьего месяца, по характеру крика мать может определить состояние своего ребенка: мокрый, голодный, болит живот. Поэтому принято подразделять крики детей на три вида: крики «боли», крики «удовольствия» и крики «голода». В возрасте 12-13 нед можно говорить о превращении младенческого крика-плача в просьбу. Крик-плач младенца может возникнуть также как реакция гнева и протеста в ответ на прекращение общения с ребенком или ограничение свободы движений. С 10-12 нед жизни появляется хныканье, несущее значение реакции недовольства. Хныканье, в отличие от крика, прерывисто, меньше сопровождается двигательным возбуждением (Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В., 2001). В конце 1 месяца реактивный крик ребенка сменяется активным. Критерию реактивности соответствует крик-плач терпеливый, доверчивый, успокаивающийся, уступчивый, обиженный, протестующий; критерию активности — подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий (Лебединская К.С., Никольская О.С., 1991). Дифференциация крика-плача возможна только при наличии между матерью и ребенком тесной эмоциональной привязанности. Способность матерей распознавать крик-плач детей в первые месяцы жизни прямо коррелирует с показателями их дальнейшего психического развития. Чем чаще мать отзывается на крик-плач, тем меньше ребенок плачет в дальнейшем. Крик, вызывая у матери состояние тревожного аффекта, является психологическим механизмом мотивации ухода за ребенком. Продолжительному крику-плачу способствует также материнская депрессия. По мере приобретения матерью опыта по уходу за ребенком, понимание причин крика-плача в целом становится более полным, реакция на него более адекватной, что приводит, в конечном счете, к более эффективному успокоению младенца. Повторнородящие матери выявляют по этим показателям более высокие результаты (Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В., 2001).       Младенец уже первой недели жизни реагирует на речь человека, а с конца второй недели он прекращает крик, как только с ним начинают разговаривать. Замолкая, младенец внимательно следит за матерью и запечатлевает в памяти особенности ее эмоционально положительного поведения: неторопливые и плавные движения рук, головы и глаз, умеренные темп и громкость ее речи.      На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из ноля зрения и т.п. Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием (Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 1998). Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения. Потребность ребенка в общении со взрослыми возникает в первые 2 месяца жизни на основе первичных органических нужд детей и их потребности в новых впечатлениях. Решающим фактором служит поведение взрослого человека, опережающего достигнутый ребенком уровень и изначально истолковывающего его поведение как деятельность разумного субъекта. Период интенсивного интонационного обогащения крика совладает с определенным этапом развития моторики. Ребенок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать кисть, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на лице, губах взрослого.

Признаки речевого дизонтогенеза на этапе детских криков-плачей:

•    Мать не может интерпретировать крик-плач ребенка в 2-3 месяца (может быть одним из симптомов раннего детского аутизма, ДЦП) (Архипова Е.Ф., 1989; Манелис Н.Г., 1999). •    Отсутствие интонационной выразительности крика. •    Слабый крик, похожий на «мяукание». •    Сильно выраженный носовой оттенок крика. •    Слишком пронзительный, резкий крик.

Автор статьи: Марианна Ильинична Лынская

Литература:

1.    Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с. 2.    Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М.: Просвещение, 1987. 3.    Кушнир Н. Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни // Вопр. психол. — 1994. — № 3. — С.34-51. 4.    Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. — М., Просвещение, 1991. — 96 с. 5.    Манелис Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы/ Н.Г. Манелис // Шк. здоровья. -1999. -N 2. — C. 6-22 6.    Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. — СПб: Питер, 2001. 256 с. 7.    Чудинова Е. В. Развитие крика младенца // Журн. высш. нервн. деят. — 1986. — № 3. — С. 441-449. 8.    Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь, 2006, №8, с.39-43.

Рекомендуем обратить внимание:

Infantia. Учебник первого года. Игры и упражнения для самых маленьких

850,00 ₽

image

  • Rw Спокойной ночи и АнгелРасслабляющая мелодия (Для новорожденных)

    05:03

  • Крепкий CонУспокаивающая музыка для детей (Мелодии для новорожденных)

    05:33

  • Rw Спокойной ночи и АнгелБезмятежность (Мелодии для новорожденных)

    04:35

  • Неизвестный исполнительДля релаксации (Мелодии для новорожденных)

    06:12

  • Rw Спокойной ночи и АнгелОбними меня (Для новорожденных)

    04:04

  • Татьяна MелодичныйМузыка для сна (Для новорожденных)

    04:42

  • Rw Спокойной ночи и АнгелСпокойное дыхание (Для новорожденных)

    03:16

  • Неизвестный исполнительБлики на воде (Мелодии для новорожденных)

    02:47

  • Rw Спокойной ночи и АнгелУспокаивающая мелодия (Мелодии для новорожденных)

    04:32

  • Звуки природыЗима: Стужа (Для новорожденных)

    15:19

  • Soothing Baby Music ZoneВесь мой мир (Мелодии для новорожденных)

    03:27

  • Звуки природыДождь (Для новорожденных)

    02:06

  • Звуки природыМузыка воды (Для новорожденных)

    06:08

  • Неизвестный исполнительСпокойной ночи (Мелодии для новорожденных)

    03:10

  • Звуки природыКукушка (Для новорожденных)

    01:46

  • Неизвестный исполнительЧтобы быстрее уснуть (Для новорожденных)

    04:32

  • Звуки природыВсплески воды (Мелодии для новорожденных)

    01:57

  • Неизвестный исполнительСны малыша (Мелодии для новорожденных)

    03:29

  • Rw Спокойной ночи и АнгелСладкие Мечты (Мелодии для новорожденных)

    03:17

  • Песни для малышейМузыка для сна (Для новорожденных)

    02:52

  • Неизвестный исполнительМесяц в небе засиял (Мелодии для новорожденных)

    03:26

  • Relax Baby Music CollectionКолыбельные на ночь (Для новорожденных)

    03:44

  • Звуки природыПлеск воды (Для новорожденных)

    04:44

  • Классика для детейВолшебная музыка (Для новорожденных)

    03:08

  • Звуки природыНочная: Сверчки (Для новорожденных)

    04:57

  • Rw Спокойной ночи и АнгелМузыкальная терапия (Мелодии для новорожденных)

    03:30

  • Классическая музыкаВальс (Классика для новорожденных)

    03:01

  • Звуки природыСеребрянная река (Для новорожденных)

    07:00

  • Rw Спокойной ночи и АнгелГлубокое расслабление (Для новорожденных)

    04:16

  • Звуки природыЛес (Для новорожденных)

    04:03

  • Звуки природыЛёгкий дождь (Успокаивающая музыка для новорожденных)

    15:20

  • Татьяна MелодичныйУспокаивающая музыка без слов (Мелодии для новорожденных)

    03:54

  • Rw Спокойной ночи и АнгелСпокойный вечер (Мелодии для новорожденных)

    04:00

  • ШубертКолыбельная (Классика для новорожденных)

    03:24

  • Татьяна MелодичныйКолыбельные для малышей (Для новорожденных)

    06:47

  • Rw Спокойной ночи и АнгелКолыбельная для новорожденного (Для новорожденных)

    04:00

  • Звуки природыЖурчание ручья (Мелодии для малышей)

    03:40

  • Неизвестный исполнительКолыбельная (Классика для новорожденных)

    03:03

  • БетховенЛунная соната (Классика для новорожденных)

    Инструментальная Классическая музыка 05:03

  • Rw Спокойной ночи и АнгелМерцающие звезды (Для новорожденных)

    03:02

  • Звуки природыВолны (Мелодии для новорожденных)

    00:26

  • Звуки природыТреск огня (Успокаивающая мелодия для деток)

    00:26

  • Baby Songs AcademyГлазки закрывай (Для новорожденных)

    03:21

  • Favourite Lullabies Baby LandСпящее счастье (Мелодии для новорожденных)

    03:19

  • МоцартМузыка ангелов (Классика для новорожденных)

    Классическая музыка 03:49

  • Неизвестный исполнительДля убаюкивания детей (Мелодии для новорожденных)

    09:52

  • Звуки природыУтро (Для новорожденных)

    00:55

  • Rw Спокойной ночи и АнгелПора спать (Мелодии для новорожденных)

    03:12

  • Звуки природыСоловьиная роща (Мелодии для новорожденных)

    01:00

  • МоцартМузыка для новорожденных (Мелодии для новорожденных)

    Классическая музыка 02:18

  • Звуки природыШум моря (Для новорожденных)

    07:21

  • Rw Спокойной ночи и АнгелКолыбельная для фортепиано (Мелодии для новорожденных)

    04:45

  • Звуки природыНаступает ночь (Мелодии для малышей)

    04:28

  • Звуки природыШум листвы (Успокаивающая музыка для новорожденных)

    04:56

  • Rw Спокойной ночи и АнгелДетский сон (Мелодии для новорожденных)

    05:24

  • МузыкаШум грозы (Для новорожденных)

    00:52

  • Музыка природыРассвет (Мелодия для малышей)

    10:36

  • Rw Спокойной ночи и АнгелУспокаивающая колыбельная (Для новорожденных)

    04:10

  • Звуки природыУтро певчих птиц (Мелодии для малышей)

    01:00

  • Успокаивающая музыка для малышейУ озера (Для новорожденных)

    03:18

  • Звуки природыЛягушки (Мелодии для новорожденных)

    02:24

  • Неизвестный исполнительКапель (Мелодии для новорожденных)

    05:03

  • Неизвестный исполнительДля малыша (Мелодии для новорожденных)

    Русский поп Инструментальная Авторские песни 03:51

  • Звуки природыПлавный полёт (Успокаивающая мелодия для деток)

    04:57

  • Неизвестный исполнительС вечера до утра (Мелодии для новорожденных)

    03:03

  • Звуки природыГолоса птиц (Успокаивающая музыка для новорожденных)

    02:21

Похожие сборники

  • image Песни из советских мультфильмов
  • image Детская дискотека. Танцевальные хиты
  • image Весёлые детские песни
  • image Фиксики
  • image Из мультфильма Маша и Медведь
  • image Бурёнка Даша
  • image Колыбельные
  • Детская танцевальная музыка
  • Из мультсериала «Синий трактор»
  • Детям 10 — 14 лет
  • Из мультфильма «Малышарики»
  • Зарядка для малышей
  • Детские современные популярные песни о лете
  • Лучшее из Дисней / The Best Of Disney
  • Детские песни про лето и каникулы
  • Из мультсериала «Смешарики»
  • Утренняя музыка для детей
  • Из мультфильма «Клуб Винкс – Школа волшебниц» / «Winx Club»
  • Музыка из мультфильмов
  • Новогодние песни для детей 2021

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий