У ребёнка понос без температуры. Чем лечить?

2020 год ознаменовался пандемией нового коронавируса SARS-CoV-2. Свое шествие по планете он начал с рыбного рынка в китайском городе Ухань в конце ноября 2019 года, охватив за несколько месяцев весь мир. В некоторых странах ситуация развивается по сложному сценарию: врачи не успевают оказывать помощь всем заболевшим. В числе жертв вируса оказались и дети: в Бельгии умерла 12-летняя девочка, а в США – младенец.

Коронавирус SARS-CoV-2 вызывает у взрослых и детей заболевание, получившее официальное название COVID-19. Оно может протекать по-разному: от совершенно бессимптомного процесса до тяжелейшей пневмонии. У молодых людей чаще всего отмечается легкая форма, однако болезнь усугубляется, если имеются хронические недуги (диабет, сердечно-сосудистые патологии, онкология, астма). Тем не менее статистика свидетельствует, что от COVID-19 умирали и молодые, ничем ранее не болевшие люди. И медики пока не могут ответить на вопрос, почему организм этих пациентов не справился с болезнью.

Вакцинация от коронавируса

АО «Медицина» (Клиника академика Ройтберга) проводит вакцинацию от коронавирусной инфекции (COVID-19). Вы можете пройти процедуру в комфортных условиях. Услуга доступна всем гражданам РФ.

Узнать подробнее

Коронавирусы

Сегодня ученым известно около 40 видов коронавирусов. Большинство из них не представляют серьезной опасности для человека. Они вызывают ОРВИ, причем чаще всего симптомы проходят за несколько дней без особых последствий для здоровья. Однако в 2002 году ситуация изменилась. В Китае началась вспышка нового, ранее неизвестного коронавируса SARS-CoV, который провоцировал атипичную пневмонию. Позже, в 2015 году, на Ближнем Востоке появился коронавирус MERS-CoV, который также большей частью вызывал вирусную пневмонию. Тогда пандемии удалось избежать, потому что возбудители не отличались особой контагиозностью. Но новый коронавирус SARS-CoV-2 оказался очень заразным. Выяснилось, что его белковые образования в форме шипа захватывают клетки человека в 4 раза интенсивнее, чем другие виды SARS. Это значит, что при попадании в дыхательные пути вирус наверняка там закрепится и спровоцирует заболевание.

Однако в целом дети легче переносят заражение коронавирусом в сравнении с взрослым населением. На данный момент в разных странах число заболевших ребятишек было разным, однако оно не превышало 2-3%.

Симптомы COVID-19 у детей

У большинства инфицированных коронавирусом детей заболевание напоминает легкую простуду со стандартным набором характерных симптомов. Среди них:

  • насморк;

  • першение, боль в горле;

  • сухой кашель, одышка;

  • повышенная температура, лихорадка;

  • ломота в теле, головная боль;

  • отсутствие аппетита;

  • тошнота;

  • диарея (реже).

Заболевание развивается на 3-4-й день с момента инфицирования. Температура при коронавирусе у детей может быть невысокой, хотя у некоторых она может резко повышаться до критической отметки. Сложно однозначно сказать, что является первым признаком коронавируса у детей, потому что у одних все начинается с сухого кашля, у других – с першения в горле, а у третьих – с заложенности носа. У многих детей болезнь не проявляется вообще, однако они являются носителями возбудителя и представляют опасность для окружающих. Ученые пока не дают ответа на вопрос, почему эти дети не болеют коронавирусом. Среди взрослых вирусоносительство встречается также, однако в гораздо меньшей степени.

Заболевание у детей, как и у взрослых, может проявляться в трех основных клинических формах:

  • легкая острая респираторная вирусная инфекция;

  • пневмония в легкой форме без угрозы жизни;

  • тяжелая пневмония с острым респираторным дистресс-синдромом.

Гораздо реже наблюдается развитие гастроэнтероколита. В особо сложных случаях на фоне инфекции может развиться сепсис и септический шок.

Особенности COVID-19 у детей

Статистика гласит, что у 50 % детей, заболевших COVID-19, не отмечалось ярко выраженных симптомов. Температура была субфебрильной или же не повышалась вообще, кашель был несильным, одышки не наблюдалось, пневмония не развивалась. У 39% детей симптоматика была умеренно тяжелой. Им диагностировали воспаление легких, но серьезных проблем с дыханием не было. У 4% детей симптомов не было вообще. Однако у 6% детей болезнь имела тяжелый характер, некоторые из них находились в критическом состоянии, развивалась тяжелейшая пневмония, отказывали органы. В отдельных случаях у таких пациентов были сопутствующие заболевания, однако некоторые из них до этого были совершенно здоровы.

Особенно опасным коронавирус является для детей первого года жизни, потому что иммунная система малышей в принципе еще очень слабая, она не может противостоять большинству бактерий и вирусов. В грудном возрасте возможно одновременное заражение сразу несколькими вирусами, проникающими в организм респираторным путем, а также присоединение бактериальной инфекции.

Диагностика коронавируса у детей

Коронавирусная инфекция у детей диагностируется по итогам лабораторного исследования. Применяют два вида тестов:

  • экспресс-тест крови;

  • ПЦР-тест мазков из горла или носа.

Первый менее эффективен, потому что направлен на выявление антител к вирусу (иммуноглобулинов), а они появляются на 5-7-й день с начала болезни. То есть на начальном этапе инфекция может быть не обнаружена.

Второй тест – полимеразная цепная реакция – дает более точный результат. Его выполняют только в лабораторных условиях на специальном оборудовании.

Детям могут назначать дополнительные лабораторные исследования мочи и крови для контроля общего состояния, если болезнь приобретает более тяжелый характер, а также для своевременного выявления бактериальной инфекции, которая может присоединиться к вирусной. В случае развития острого бронхита и пневмонии рекомендуется компьютерная томография. Традиционное рентгенографическое исследование легких при вирусной пневмонии не всегда показывает реальную картину, потому что пневмония в этом случае имеет диффузный характер. Если при бактериальном воспалении легких наблюдаются плотные концентрированные очаги поражения легочной ткани, хорошо просматривающиеся на рентгенографическом снимке, то при COVID-19 имеют место множественные очаги поражения разных участков легких. Чем их больше, тем тяжелее протекает пневмония.

Лечение COVID-19 у детей

После лабораторного подтверждения диагноза COVID-19 за ребенком ведется наблюдение. Обычно госпитализация не требуется, ведь большинство детей переносят болезнь легко. Препаратов, специально предназначенных для лечения данной инфекции, пока не существует, терапия имеет симптоматический характер. Применяются жаропонижающие средства для нормализации температуры, рекомендуется обильное питье, отдых и сбалансированное питание. Родители ребенка все это время должны находиться в тесном контакте с врачом. Госпитализация показана, если у ребенка долгое время держится высокая температура, усиливается кашель, возникает одышка, резко ухудшается общее состояние, что может свидетельствовать о развитии пневмонии.

При неблагоприятном течении болезни возможно развитие острого респираторного дистресс-синдрома. В этом случае применяется кислородная терапия, предполагающая механическую вентиляцию легких. В еще более сложных случаях используется экстракорпоральная мембранная оксигенация. Это комплексный и дорогостоящий метод поддержки пациентов с острой дыхательной недостаточностью.

Во многих странах медики пытаются использовать для лечения COVID-19 уже известные фармацевтические средства, эффективные при борьбе с другими болезнями. В их число входят препараты, применяемые при терапии малярии и ревматоидного артрита. Они показали неплохой результат в лабораторных тестах, однако к ним есть много вопросов в плане побочных эффектов.

Однако все эти подходы являются экспериментальными и пока не имеют достаточной доказательной базы. Их назначение оправдано только в случае реальной угрозы жизни.

БЦЖ и SARS-CoV-2

Группа ученых из Нью-Йорка обнаружила связь между вакцинацией БЦЖ и низкой смертностью от COVID-19. Позже их поддержали эпидемиологи из Университета Техаса, опиравшиеся на статистику 178 стран. Они утверждают, что количество инфицированных на душу населения в странах, где БЦЖ-вакцинация является обязательной, примерно в 10 раз меньше, а число жертв – в 20 раз меньше.

Вакцина БЦЖ была разработана в 1921 году, и до сих пор она считается эффективным средством профилактики туберкулеза. Интересно, что задолго до появления коронавируса датские ученые Петер Ааби и Кристина Стабелл Бенн заявили: БЦЖ дает защиту от многих инфекций, способствуя укреплению иммунитета в целом. Они считают, что люди после вакцинации БЦЖ становятся на 30% более стойкими ко всем вирусам, бактериям и грибкам. Однако это утверждение пока еще только гипотеза, не имеющая достаточной доказательной базы. В любом случае БЦЖ делать нужно – в первую очередь для того, чтобы организм ребенка научился бороться с туберкулезной палочкой.

Вакцин против коронавирусов пока нет. Единственными эффективными методами профилактики являются следующие:

  • ограничение социальных контактов;

  • личная гигиена (частое мытье рук, использование санитайзеров).

Родителям следует сделать все возможное, чтобы ребенок не заболел, даже с учетом того, что COVID-19 у большинства малышей протекает легко. Ведь вирус до конца не изучен, неизвестно, какие последствия он может оставить после себя.

 [11] Можно сделать справочно на серой подложке

Карта распространения коронавируса в России

2021 UpToDate —> —>

Как известно, нормальный здоровый стул оформлен, однороден, мягок и имеет буро-коричневый цвет. Диарея, или понос, – состояние само по себе неприятное, но обычно оно не является симптомом чего-то клинически серьезного. Другое дело, если отмечается диарея «красная» или кровавая, – это признак тревожный, а возможно, и угрожающий.

Диарея возникает в том случае, когда пищевые продукты и жидкости продвигаются по кишечнику слишком быстро. Не успевая оформиться в однородную массу, продукты пищеварения выводятся в жидкой форме.

Диарея с примесью крови – в любом случае серьезный симптом, и оттенок стула может помочь установить причину явления. В данной статье рассматриваются наиболее вероятные причины и диагностическое значение некоторых специфических оттенков каловых масс.

Причины

1. Дизентерия. Воспаление кишечника, вызываемое болезнетворными бактериями или протозойными кишечными паразитами , может быть настолько сильным, что стенки кишечника начинают кровоточить.

2. Красная пища. Пищевые продукты, от природы имеющие красный цвет или содержащие красные пищевые красители, особенно если они к тому же токсичны или способны оказывать раздражающее действие. К наиболее распространенным продуктам такого рода относятся свекла, клюква, красные конфеты или красная глазурь, лакрица, помидоры и томатный соус.

3. Желудочно-кишечное кровотечение. Может возникать при ряде патологических состояний и условий, включая толстокишечные полипы, язвенный колит, рак желудка и т.д. В таких случаях кровопотеря может быть весьма значительной, что и приводит к появлению красной диареи.

4. Геморрой. Аномальное расширение и набухание кровеносных сосудов внутри прямой кишки и ануса может становиться причиной ректального кровотечения и красной диареи.

5. Прием медикаментов. Стул с примесью крови может быть побочным эффектом некоторых лекарств, которые раздражают желудок и в этом случае становятся причиной кровавого поноса. Примером выступают жидкие лекарственные формы антибиотиков.

6. Анальная трещина. В некоторых случаях незаживающая язва в ректально-анальной зоне также начинает кровоточить, что приводит к появлению в стуле небольших объемов ярко-алой крови.

Другие необычные оттенки стула

Аномальная окраска экскрементов может быть обусловлена различными причинами.

1. Черный оттенок. Дегтеобразный черный стул или стул с консистенцией кофейной гущи может свидетельствовать о выраженном гастроинтестинальном кровотечении. Характерный вид и цвет кровавая диарея приобретает в связи с более продолжительным пассажем масс из верхних отделов ЖКТ. Кроме того, аналогичный эффект может вызываться потреблением лакричного сиропа или виноградного сока в больших количествах.

2. Зеленый оттенок. Возникает из-за присутствия желчи в каловых массах, или же при приеме железосодержащих пищевых продуктов/добавок (в этом случае кал приобретает темно-зеленый оттенок).

3. Бесцветный стул. Напоминающий глину слабоокрашенный стул нередко наблюдается при желчнокаменной болезни. Если одновременно отмечается темная моча, это еще одно указание на возможные проблемы с печенью или желчным пузырем. Кроме того, к «выцветанию» стула может приводить прием некоторых антацидных препаратов, содержащих гидроксид алюминия, а также отдельные формы вирусного гепатита.

4. Желтоватый маслянисто-жирный стул с примесью слизи является частым симптомом кишечной инфекции или серьезных нарушений всасывающей функции кишечника (синдром мальабсорбции), например, при целиакии.

Когда обращаться за помощью

Поскольку красная диарея может оказаться одним из ранних симптомов (или первым проявлением) жизнеугрожающего состояния, обратиться к врачу следует как можно скорее.

В особенности это необходимо сделать в тех случаях, когда дополнительно к красной диарее наблюдается следующее:

  • — озноб;
  • — тенденция к жидкому столу на протяжении более двух недель, или же выраженный понос, который продолжается более двух дней подряд;
  • — полуобморочные состояния или обмороки, общая слабость;
  • — температура выше 38 градусов;
  • — рвота
  • — боли или спазмы, которые с течением времени прогрессивно усугубляются.

По материалам сайта Medical News Today

UpToDate Открыт новый регулятор иммунной системы
UpToDate Враг внутри: кишечная бактерия вызывает аутоиммунные заболевания
UpToDate Экспресс-оценка психического здоровья позволяет выявить психологическую уязвимость

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ —> image Как правильно выбрать обувь для ребенка

Все без исключения родители придают первому самостоятельному шажку крохи самое пристальн…

Насморк и кашель у ребенка

Дети более подвержены простудным и инфекционным заболеваниям, чем взрослые. Это связано …

У ребенка болит живот: что делать?

Дискомфорт в животе может возникнуть у ребенка любого возраста. У новорожденных он чащ…

Всему свое время: как понять, что ребенок развивается правильно

Сразу после рождения перед малышом стоит масса важнейших задач: научиться управлять св…

Малышу 11 месяцев: РАЗВИТИЕ

На этом этапе развития малыш во всем стремится подражать маме, папе, братику или сестричке. Теперь его привлекают не столько игрушки, сколько реальные предметы из мира взрослых: мобильные телефоны, часы, пластиковая посуда… Для гармоничного развития ребенка постарайтесь найти для него такие занятия, где бы он мог полностью удовлетворить этот интерес.

Учимся ходить

В 11 месяцев малыш уже умеет самостоятельно вставать на ножки, и теперь ваша задача – научить его ходить с поддержкой. Привлеките внимание малыша яркой игрушкой и, придерживая за ручки, побудите его сделать несколько шагов. Затем дайте ему возможность немного пройтись самостоятельно, но будьте готовы подстраховать малыша, если он вдруг устанет или потеряет равновесие.

Для развития мышц придержите малыша под мышками и предложите ему немного потанцевать. Сгибая и выпрямляя ножки под музыку, ребенок получит огромное удовольствие, а заодно подготовит свои мышцы к будущим пешим прогулкам. Пригласите потанцевать с вами и старшего ребёнка – так у вас получится настоящая семейная дискотека.

Действия с предметами

Малыш продолжает изучать свойства предметов, сравнивая их между собой в различных играх. Но если раньше его интересовали только внешние свойства (форма, размер, вес, цвет, текстура), то теперь его гораздо больше занимает механизм действия. Взяв в руки новую игрушку, малыш пытается понять, можно ли ее разобрать на части, будет ли она издавать звук, если на нее надавить, и менять форму, если ее потянуть в разные стороны. Чтобы побудить малыша искать скрытые свойства предметов, предложите ему несколько похожих по форме, размеру и цвету коробочек, но разных по материалу и наполнению. Например, одна коробочка будет из мягкого картона – во время игры малыш сможет ее мять, рвать, бросать на пол. Другая коробочка тоже будет из картона, но наполненная игрушками. Обнаружив ее содержимое, малыш будет играть с ней совсем по-другому: открывать и закрывать крышку, доставать предметы и складывать их обратно. Третья же коробочка будет жестяная, с одной деталью внутри. Ребенок с удовольствием начнет ее трясти, прислушиваясь к звонким звукам, идущим изнутри, а затем откроет крышку и достанет сюрприз.

В этом возрасте малыш с энтузиазмом повторяет многое из того, что делает его братик или сестричка. Предложите детям поиграть вместе: например, построить башню из кубиков или покидать друг другу мячик.

Развиваем понимание речи

К 11-ти месяцам малыш уже знает названия многих предметов и животных, однако необходимо и дальше развивать его пассивный словарный запас. Лучше всего для этой цели подойдут детские книжки с большими картинками.

Изучая с ребенком книжку, обращайте его внимание на иллюстрации и называйте изображенные предметы: это домик, это деревце. Пойте песенки из книги, при этом варьируйте тембр голоса и меняйте интонации, чтобы поддерживать интерес ребенка к сюжету. Такое чтение будет с интересом слушать и старший ребёнок. Читайте детям часто, но не долго, делая перерывы на игры и занятия. Таким образом, вы развиваете их мышление, расширяете словарный запас и с самого детства приучаете любить книги.

Развитие активной речи

Играйте с крохой в речевые игры, расширяя запас «имитирующих» слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. И вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, пока-пока, ку-ку, ква-ква. Это станет еще одним шагом в развитии общения между Вами и ребенком.

Малышу 11 месяцев: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

11 месяцев – это важный этап в развитии крохи, когда у него начинают формироваться представления о том, что можно делать, а что нельзя. В своих действиях он полностью ориентируется на реакцию взрослого, старается привлечь вас к своим играм и открытиям. В то же время, он уже знает слово «нельзя» и реагирует на него без бурных протестов. Именно в этот период закладываются основы будущего поведения ребенка. Будьте внимательным и мудрым воспитателем, и малыш, стараясь заслужить вашу улыбку и поощрение, будет радовать вас новыми и новыми достижениями.

Рост и вес

В 11 месяцев рост малыша составляет 73-76 см, вес – 9 200-10 500г.

Движения

В 11 месяцев малыш уже умеет стоять без поддержки. Более того, он может присесть, а потом выпрямиться без опоры, наклониться из положения стоя и поднять с пола какой-либо предмет. Однако ходить без поддержки ребенку пока сложно, поскольку его мышцы еще не достаточно развиты. Некоторые рекордсмены могут сделать самостоятельно несколько шажков, но большинство детей учатся ходить только в возрасте 12-14 месяцев.

Действия с предметами

Малыш уже умеет последовательно выполнять несколько действий с одной целью. Например, он может открыть коробочку, чтобы посмотреть, что находится внутри; снять шарики с ленты, чтобы их покатать; высыпать мелкие предметы из одной емкости, чтобы переложить их в другую.

Также в этом возрасте малыш учится воздействовать на один предмет с помощью другого. Например, во время прогулки малыш палкой откатывает от себя мяч, а совочком поднимает упавший листик.

Взяв в руки новый предмет, ваш маленький первооткрыватель внимательно рассматривает его со всех сторон. Сначала малыш изучает внешние свойства вещи: форму, вес, цвет, размер, текстуру, затем начинает искать скрытые свойства: нет ли у игрушки составных частей, которые можно вынуть и вставить вновь, может ли она издавать звук при нажатии или менять форму при сдавливании…Такие игры свидетельствуют о том, что малыш учится сопоставлять новые игрушки с уже имеющимися и действовать по аналогии. Это – важный этап в развитии мышления и расширении кругозора ребенка.

Понимание речи

Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, находить все предметы и игрушки, которые вы называете. Теперь, по вашему поручению, он может выполнить несколько связанных действий подряд: открыть шкафчик и достать свою чашечку, взять мыльце и вымыть ручки. Поощряйте малыша к этим действиям, ведь это первые навыки активного сотрудничества. И, конечно же, не забывайте его хвалить.

Одно и тоже действие, если оно заслужило ваше одобрение, кроха готов повторять десятки раз. Не стоит его останавливать: так он совершенствует свои навыки. Если по каким-то причинам игра не может быть продолжена, отвлеките внимание малыша – в этом возрасте дети готовы к быстрой смене деятельности.

Активная речь

К 11-ти месяцам ребенок начинает произносить первые слова. Пока это в основном короткие звукоподражания, но малыш вкладывает в них столько смысла, как в целое предложение. Например, простым словом «ам-ам» ребенок может сообщить вам, что он голоден, намекнуть на то, что у вас в руках его любимое лакомство и он не прочь его отведать, или рассказать о том, как он кормит с ложки куклу.

Речь малыша становится важным средством общения: с помощью коротеньких слов и звуковых сочетаний малыш делится с вами своими желаниями, наблюдениями и переживаниями. Обязательно отвечайте крохе на все его возгласы, чтобы ваше общение было взаимным.

Эмоции

Поведение ребенка в 11 месяцев становится все больше похожим на то, как ведут себя взрослые. Дети уже понимают, что в большом мире вокруг них не все доступно для исследования, и спокойно реагируют на слово «нельзя». Зато сколько усилий прилагает малыш, чтобы вызвать одобрение мамы! Он с большой охотой выполняет набольшие поручения: найти предмет, отдать игрушку, положить ключи на столик. Малыш будет в восторге, если вы поручите ему сложить порезанные яблоки для компота в кастрюльку и затем подобрать к ней подходящую крышку.

Игры с бытовыми предметами очень полезны для крохи. С одной стороны, они расширяют его кругозор, а с другой стороны, дают первые навыки поведения в семье.

Общение с ребенком в этот период может быть основано не только на играх, но и опираться на язык жестов. В 11 месяцев малыш уже может усвоить простейшие жесты: да – кивок головой, нет – покачивание.

Эти навыки ребенок может применять и в общении с другими детьми. Так, если на одной площадке оказываются дети одного возраста, которые еще не умеют говорить, то они выражают свою взаимную симпатию жестами и восклицаниями. Малыш сразу выбирает себе одного товарища и тянется к нему, а затем они с интересом друг за друга изучают. В 11 месяцев малыш еще не понимает, как можно играть с другими детьми, и пока он только наблюдает за ними со стороны и иногда пытается повторять их действия. Тем не менее, такой опыт очень важен для развития социальных навыков ребенка, и дает ему первое представление о взаимоотношениях между людьми вне его семьи.

Малышу 11 месяцев: ПИТАНИЕ

Сбалансированный рацион обеспечит малыша энергией на весь день

В одиннадцать месяцев организм ребенка значительно окреп, а желудочно-кишечный тракт сформировался настолько, что может принимать практически все продукты. С этого возраста в рацион малыша входят каши, отварные и сырые овощи, рыба, мясо, кисломолочные продукты, хлеб и фрукты. Однако в меню все еще есть двухразовое кормление грудным молоком или смесью. Для этого лучше всего подходит утреннее и вечернее время.

Как разнообразить питание малыша?

Для полноценного питания детей 11 месяцев в ежедневном меню обязательно должны быть супы, паровые, запеченные или тушеные овощные и мясные блюда.

В качестве мясного блюда можно приготовить фрикадельки, паровые котлеты или суфле из разных сортов мяса.

На гарнир лучше всего подать пюре из тыквы, кабачка, моркови, брокколи, или овощное ассорти и омлет из яичного желтка.

В рацион стоит ввести зелень и салаты из сырых овощей, заправленные йогуртом, растительным маслом или сливками.

Вкусным и питательным десертом станет пудинг из творога, кисель, компот из сухофруктов с небольшим количеством сахара или настой шиповника.

Рекомендуемое меню для ребенка в 11 месяцев

  • Оптимальное время завтрака – 8.00. В качестве основного блюда подойдет каша – примерно 180 г. На десерт можно предложить 40-50 г любимого фруктового пюре и натуральный сок (не более 50 мл).
  • Через 4 часа – в 12.00, малышу дают обед. Этот прием пищи более плотный и включает овощной суп, приготовленный на воде, половину яичного желтка, тщательно измельченное мясное пюре (70 г), пшеничный сухарик, а также сок – около 70мл.
  • Полдник в 16.00 позволит подкрепиться перед ужином. Он может включать 50г домашнего или готового фруктового пюре, 50 г нежирного творога, печенье и кефир или йогурт – примерно 120мл.
  • Ужин следует предлагать не позднее 20.00. Лучшими блюдами для вечернего приема пищи является каша или овощное пюре – 100 г. Также малышу следует дать 100 мл смеси или грудное молоко.
  • В 24.00 рекомендуется дать ребенку грудное молоко или 200мл смеси. Это позволит ему спокойно спать до самого утра.

ВАЖНО! До года нежелательно вводить в прикорм продукты, способные вызывать аллергию: цитрусовые, экзотические фрукты, орехи, неразбавленное коровье молоко, речную рыбу.

Еду нужно готовить на пару или отваривать, без специй и пищевых добавок.

Необходимо следить за качеством и свежестью продуктов, или же использовать готовые пюре и каши известных производителей.

Именно сейчас малыш начинает проявлять самостоятельность, а значит, пора научить его есть ложкой и пить из чашки без помощи взрослых.

Несмотря на то, что у ребенка интенсивно прорезаются новые зубы, ему все еще сложно пережевывать пищу, поэтому степень измельчения должна отличаться от «взрослой».

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш рос здоровым. И очень важно, чтобы малыш правильно питался, так как полноценный рацион питания обеспечивает быстрое и правильное развитие ребенка, укрепляя пищеварительную систему и иммунитет.

image Разговоры на эту тему могут смутить кого угодно. Однако именно по цвету кала, регулярности стула и моторике кишечника легче всего заподозрить патологию в организме. Рассказываем, как должен выглядеть нормальный стул, и о каких болезнях могут говорить его изменения.

Какого цвета должен быть кал?

В норме у него коричневый или золотисто-коричневый цвет. Этот оттенок фекалиям придаёт стеркобилин — красящий пигмент, который зависит от некоторых факторов:

  • Продукты: некоторые натуральные красители в овощах и фруктах могут придавать ему свою окраску. Например, в зелёных овощах содержится красящий хлорофилл, а в свекле —  бета-каротин.
  • Красители. Например, ферроцианид железа, который используют для лечения отравлений, может дать синюю окраску.
  • Работа ЖКТ — на пути к прямой кишке пища преобразуется под действием пищеварительных соков, ферментов и бактерий. Поэтому цвет кала зависит и от работы внутренних органов.

О каких болезнях могут говорить изменения цвета кала?

imageВ процессе формирования цвета участвуют жёлчный пузырь, поджелудочная железа и печень, поэтому большинство из патологий связаны с нарушениями в этих органах. Вот о чём может говорить цвет:

  • Тёмно-коричневый — о наличии нарушений пищеварения — колитах, гнилостных диспепсиях. А ещё такой цвет преобладает при запорах и чрезмерном употреблении мяса.
  • Светло-коричневый бывает при усиленной перистальтике кишечника, а также при большом количестве молочных продуктов в рационе.
  • Красный цвет бывает при кровотечениях из нижних отделов кишечника. Если вы уверены, что такой оттенок у вас не связан с пищей, необходимо срочно обратиться к врачу: кровь в стуле может быть причиной полипа, воспаления, дивертикулита или даже рака толстой кишки.
  • Жёлтый кал может говорить о проблемах с перевариванием жира. Желтый маслянистый стул может указывать на хронический панкреатит или целиакию.
  • Зелёный цвет бывает при усиленной перистальтике кишечника.
  • Чёрный бывает после приёма абсорбентов. Однако если вы их не пили, такой цвет может указывать на кровотечение в желудочно-кишечном тракте.
  • Белый стул может быть вызван проблемами с желчью — когда желчный канал заблокирован из-за камня или опухоли, она не может достичь кишечника, и стул светлеет. Также такой оттенок характерен для заболеваний печени.

Какой консистенции должен быть стул?

imageВ норме он мягкий, потому что состоит на 70% из воды и на 30% — из остатков переработанной пищи. Вот о чём могут говорить изменения плотности:

  • Кашицеобразный стул бывает при усиленной перистальтике, воспалениях или повышенной секреции кишечника.
  • Очень плотный — при спазмах и стенозе толстой кишки, а также запорах.
  • Мазевидный — при болезнях поджелудочной либо проблемах с желчью.
  • Глинистый стул (обычно серого цвета) бывает при болезнях печени.
  • Жидкий — при нарушениях пищеварения, а также при диарее.

А какое количество считается нормальным?

От 150 до 400 г в день. Если его меньше или больше, возможно, у человека есть следующие патологии:

  • Нарушения пищеварения;
  • Усиленная перистальтика, при которой полезные вещества не успевают всасываться;
  • Употребление слишком большого или, наоборот, недостаточного количества клетчатки;
  • Хронический панкреатит;
  • Недостаточное количество желчи вследствие желчнокаменной болезни или холецистита.

Как нормализовать стул?

imageЕсли на протяжении долгого времени вы замечаете один из признаков отклонения от нормы, обратитесь к врачу. Он назначит анализ кала — копрограмму и подберёт лечение.

Однако всем без исключения следует вести здоровый образ жизни и правильно питаться: Американская академия семейных врачей советует есть минимум 9 порций продуктов с высоким содержанием клетчатки в день. Грубые волокна содержатся в овощах, фруктах и бобовых. Также нужно пить много воды — кишечник нуждается во влаге, которая размягчает стул и улучшает его проходимость.

Узнать подробнее о том, как определить патологию по цвету стула, можно из сюжета программы «Жить Здорово»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий