Сколько мочи нужно собрать для анализа грудничка и как это сделать

Анализ мочи у грудничка является одним из самых первых обязательных исследований. Таким образом можно проверить, есть ли патология развития ребенка и правильно ли функционирует организм. Однако иногда при сборе урины у родителей возникают определенные трудности: они не знают, сколько мл мочи нужно собирать и как сделать это правильно.

Необходимое количество урины для исследования

Когда ребенку еще нет года, трудно собрать нормальное количество жидкости для анализа. Родители с трудом «добывают» 10 мл урины и несут в лабораторию. Однако стоит отметить, что далеко не каждая лаборатория может согласиться исследовать такие «экономные» образцы, особенно если они предоставлены для анализа по Сулковичу. Тяжело будет получить такой результат, как удельный вес урины и другие показатели здоровья организма малыша.

При выписке направления на исследования педиатр должен проконсультировать родителей, какой общий объем мочи понадобится сдать. Ориентировочная норма в мл представлена в таблице.

Название исследования Общий необходимый объем урины (мл)
Полное биохимическое исследование 20
По Сулковичу вся моча грудничка, собранная натощак
По Зимницкому вся урина, собранная в течение дня
Бакпосев 10 (обязательно утренняя)
По Нечипоренко 15-20

На что проверяют урину

Анализ урины грудничка проверяют на следующие показатели:

  • количество лейкоцитов и эритроцитов;
  • норма белка;
  • кислотность и сахар.

Если ребенок полностью здоров, его моча имеет желтоватый цвет и не отличается характерным запахом. На дне емкости, куда была собрана урина, не должен оставаться осадок. Чтобы не исказить результат, емкость надо предварительно промыть горячей водой и насухо вытереть.

Стоит также учесть и тот фактор, что цвет урины может поменяться из-за употребления определенных продуктов – например, свеклы или моркови. В таком случае урина будет иметь красноватый или ярко-желтый цвет.

Если цвет урины зеленый, это говорит о том, что у ребенка есть проблемы с желчными протоками – скорее всего, они закупорены. Если цвет урины темный и напоминает крепкую заварку чая, это является признаком проблем, связанных с печенью.

Как разобраться в результатах анализов

Когда родители получают на руки результат анализа своего ребенка, его расшифровка вызывает огромное количество вопросов. Чтобы разобраться в них, нужно знать, каковы норма и отклонение определенных показателей.

Расшифровка анализа: отклонение и норма

  1. Первым делом обращаем внимание на цвет и прозрачность урины. Не должно быть осадка в виде пивных хлопьев. Она должна быть прозрачной, иметь светло-желтый цвет.
  2. Ph – это показатель среды. У маленьких детей на грудном вскармливании отмечается слабо-щелочная среда. Когда в рацион питания вводится прикорм, среда со временем станет слабо-кислой.
  3. Удельный вес урины. Этот показатель указывает на количество веществ, которые растворены в детской моче. В раннем возрасте норма составляет от 1008 до 1020. Удельный вес мочи, собранной с утра, перед едой немного выше.
  4. В детской урине не должно быть белка.
  5. Лейкоциты. У мальчиков норма – показатель от 2 до 4, у девочек – от 4 до 6. Стоит отметить, что результат анализа здорового ребенка покажет практически полное отсутствие лейкоцитов. Если будет найдено их небольшое количество, скорее всего, перед сбором урины родители плохо подмыли малыша или не простерилизовали емкость.
  6. Обнаружение фосфатных солей – повод для тревоги. Чаще такой результат является предупреждением проблем с почками.

В том случае, если общий результат анализа малыша выявил отклонения, придется сдать его повторно или прибегнуть к дополнительным исследованиям (бакпосев, по Сулковичу). Для получения достоверной информации уточните у лечащего врача, какой объем мочи (мл) нужно повторно собрать и как это сделать правильно. Важно, чтобы у родителей не осталось вопросов. Если расшифровка какого-то показателя не ясна, попросите врача вам все объяснить.

Показатель относительной плотности урины

Удельный вес урины – это один из главных показателей, которые рассматривают врачи, получив результаты анализа детской мочи. У детей, которым еще нет месяца, норма составляет 1018. В дальнейшем этот показатель снижается. У ребенка от месяца до двух лет нормальным считается показатель от 1002 до 1004.

Важно знать, что в течение суток удельный вес урины колеблется. Это зависит от многих факторов:

  • объем выпитой жидкости;
  • какую пищу употреблял малыш;
  • частое или редкое мочеиспускание.

Именно по этой причине, чтобы определить максимальной точный удельный вес, моча (примерно 20 мл) собирается утром до того, как малыш покушает.

Расшифровка отклонений

  1. Низкий удельный вес может свидетельствовать о диабете или хроническом нефрите. Однако иногда показатель меняется по причине обильного питья или потому, что ребенок принимал по назначению врача мочегонные препараты.
  2. Если удельный вес повышен, это говорит о недостатке жидкости в детском организме, иногда указывает на проблемы с почками. Порой относительный вес меняется из-за присутствия в урине белка и глюкозы.

Нужно понимать, что относительный вес урины, который выявил анализ мочи, не является исчерпывающим показателем для постановки диагноза проблем с почками. Чтобы начать лечение, должно быть достаточно оснований. Для этого назначается исследование по Зимницкому, которое основано на изучении колебаний примесей в урине в течение суток (относительный вес утром, в обед и вечером). Уточните у врача, сколько и в какой промежуток дня для получения максимально точного результата надо будет собрать урины.

Исследование по Сулковичу

Исследование по Сулковичу – это проверка урины на содержания кальция. Данный анализ на сегодняшний день очень часто назначается маленьким детям. Если вовремя не выявить отклонения, могут быть спровоцированы проблемы с почками, системой ЖКТ и нервной системой.

Исследование по Сулковичу назначается по следующим показаниям лечащего врача:

  • ребенок употреблял много витамина D и А;
  • есть подозрение на гипертиреоз или саркоидоз.

Чтобы сдать урину малыша на пробу по Сулковичу, надо собрать 20-25 мл жидкости утром до приема пищи в стерилизованную емкость. При этом обратите внимание на то, есть ли в моче осадок и какой у нее цвет.

Расшифровываем полученные результаты пробы по Сулковичу.

  1. Тест отрицательный. Когда нет помутнения и осадка в жидкости и цвет светло-желтый, это свидетельствует об отсутствии кальция. Значит, в организме ребенка содержится недостаточное количество витамина D, что в дальнейшем может привести к рахиту.
  2. Тест положительный. Наличие кальция определяется крестиками – от 1 до 4-х. Максимальный показатель крестиков свидетельствует о переизбытке кальция в организме. В таком случае нужно отрегулировать прием витамина D. Нормальным считается результат в 1-2 крестика.

Проба по Сулковичу делается для того, чтобы определить возможную патологию на ранней стадии. Целесообразно будет дополнительно сдать анализ крови для подтверждения диагноза.

Как правильно собирать мочу для анализов

Собрать урину у взрослого человека проблем не составит, а проделать то же самое с маленьким ребенком уже сложно. Родителям будет полезно знать о том, как вызвать мочеиспускание у малыша, во что собирать урину и чего делать нельзя.

Вызываем мочеиспускание: проверенные методы и полезные советы

  1. Снимите с новорожденного подгузник и покормите его. Очень часто маленькие дети писают именно в такие моменты.
  2. Снимите подгузник сразу после того, как малыш проснется. Ночью он согрелся, а утром без подгузника может немного замерзнуть, что и вызовет мочеиспускание.
  3. Проверенный способ, которым пользовались еще наши бабушки и прабабушки – занести малыша в ванну и включить воду. Шум текущей воды стимулирует мочеиспускание.
  4. Если вы уже даете ребенку питьевую воду, то можете использовать ее в качестве средства для стимуляции мочеиспускания.

Емкости для сбора урины

Многие родители даже не догадываются о том, сколько самых разнообразных емкостей для сбора урины существует. Все они могут использоваться для детей любого возраста, в том числе и для новорожденных.

  1. Мочеприемник представляет собой небольшой по размерам пакетик, который может быть сделан из пластика или полиэтилена. Есть специальные липучки, которые закрепляются между ножками малыша. Все, что остается родителям – это подождать, когда малыш сделает свое дело.
  2. Пластиковые стаканы – емкости, которые удобнее использовать для детей постарше. Кстати, в них хорошо виден цвет урины и наличие осадка.
  3. Можно использовать стеклянные баночки, которые остались от детского питания. Главное – предварительно хорошо их промыть.

Чего делать нельзя

  1. Запрещено выжимать урину из детских пеленок и подгузников. Такие результаты не будут достоверными.
  2. Многие родители не знают о том, сколько времени может храниться урина перед тем, как будет доставлена в лабораторию. Нельзя собирать жидкость вечером и помещать ее в холодильник. Для любых анализов урина должна быть собрана утром и в ближайшие 2-3 часа доставлена в лабораторию.
  3. Нельзя собирать урину после того, как малыш пил сильные антибиотики или употреблял продукты с красящим составом. Все это скажется на результате, который будет искажен.
  4. Не собирайте урину в непромытую емкость. Она должна быть стерильной, чтобы исключить попадание посторонних бактерий.

Первые несколько лет ребенка необходимо регулярно отводить на обследование к врачу и сдавать анализы. Не игнорируйте эти процедуры – своевременные проверки позволят вовремя выявить патологию и устранить ее максимально быстро и безопасно для ребенка.

Прилетели как-то на Землю инопланетяне. Посмотрели: ледники тают, озоновые дыры растут, панды не размножаются. Стали думать, отчего это все. Спустились в московский район Бирюлево. Взяли сотню человек, раздели, пощупали, допросили. Сделали вывод: озоновые дыры — из-за брюнетов (много их попалось), панды не размножаются из-за мужиков — их на летающей тарелке оказалось больше половины. Ну, а глобальное потепление — из-за рубля: у всех жителей Бирюлево в карманах оказалась эта валюта. Улетели инопланетяне к себе домой и по результатам исследования напечатали своими зелеными щупальцами десять кандидатских диссертаций.

Вот как-то так и проводится «анализ на дисбактериоз». Поговорим об этом диагнозе с гастроэнтерологом GMS Clinic Головенко Алексеем.

image

Что не так с этим исследованием? Его же так часто назначают врачи!

  1. Давайте оговоримся: его назначают врачи только в странах бывшего СССР. За пределами этих государств простой посев стула для выявления дисбаланса микрофлоры не выполняется. Вы не найдете указаний на необходимость этого исследования ни в руководстве WGO по синдрому раздраженного кишечника, ни в рекомендациях ACG (Американской коллегии гастроэнтерологов) по острой диарее, ни в стандарте AAFP (Американской ассоциации семейных врачей) по наблюдению новорожденных с коликами. Ну и, естественно, никакого диагноза «дисбактериоз» нет ни в Международной классификации болезней, ни в хотя бы одном (!) нерусскоязычном учебнике.
  2. В нашем желудочно-кишечном тракте обитает не менее 1000 (тысячи!) видов бактерий, а число всех выявленных видов составляет 2172. Выполняя «анализ кала на дисбактериоз» мы помещаем в питательную среду стул и дожидаемся роста (появления колоний) приблизительно 20 видов бактерий, которые мы выбрали только потому, что они в состоянии расти в этой питательной среде. Большая часть кишечных обитателей не культивируется, то есть увидеть своими глазами их колонии в чашке Петри мы не можем. Иными словами, делая выводы о состоянии микрофлоры по размножению 20 видов, мы игнорируем подавляющее большинство бактерий.
  3. Норму количества бактерий в стуле, которые мы видим в бланке анализа на дисбактериоз, определяли неизвестно как. Есть целый отраслевой стандарт лечения пациентов с дисбактериозом. В нем нет ни единой фразы о том, почему нормальным мы должны считать содержанием каких-нибудь энтерококков от 10^5 до 10^8 в грамме стула. Ссылок на литературу в стандарте полно, но, что подозрительно, среди них нет ни одной зарубежной публикации. Ну а сами статьи и учебники не описывают, как именно сравнивали микрофлору здоровых и больных людей, то есть как именно был сделан вывод о нормальном содержании той или иной бактерии.
  4. Бактерии, обнаруживаемые в стуле (который формируется в толстой кишке) — это совсем не те же бактерии, что обитают в ротовой полости или тонкой кишке. Кроме того, бактерии в стуле (то есть в просвете кишки) — это совсем не бактерии, обитающие в слизи, защищающей кишечную стенку. Вообще, через наш пищеварительный тракт «пролетает» безумное количество чужеродных бактерий, грибов и вирусов. К счастью, большая их часть не могут подобраться к кишечной стенке: обитающая там пристеночная микрофлора конкурирует с «пришельцами». Мы называем это явление колонизационной резистентностью, и именно ему мы обязаны тем, что первая же проглоченная со стаканом московской воды условно-патогенная бактерия не вызывает у нас понос.
  5. Состав и соотношение кишечных бактерий у каждого человека свои. Изучив (не посевом кала, конечно, а сложнейшими генетическими методами) состав бактерий в стуле, можно, например, угадать принадлежит ли образец жителю Нью-Йорка или побережья Амазонки. Ну, или в каком регионе отдельной страны (например, Дании). проживает человек, отправивший на анализ свои фекалии. В общем, истинный состав кишечной микрофлоры — наши «отпечатки пальцев», и предполагать некую общую норму, а уж тем более судить о «нормальности» флоры всего по 20 видам из 1000 — смешно.
  6. То, будут ли размножаться бактерии на питательной среде, зависит не только от того, какие бактерии в стуле живут, но и от того, как стул собрали (с унитаза, со стерильной бумаги), как хранили (в холодильнике, у батареи, у окна), как быстро доставили в лабораторию. Много ли людей, которым рекомендовали анализ на дисбактериоз читали вот эту инструкцию, согласно которой кал нужно собрать в стерильную посуду, поместить в холодильник и нести в лабораторию не в руках, а в термосе с кубиком льда? Впрочем, даже при совершении этих действий результат анализа на дисбактериоз интерпретировать нормальный врач не может. А значит, не должен и пытаться это сделать.

В питательной среде появились колонии бактерий. К счастью для нас, действительно опасная Сальмонелла растет в питательной среде. Большая часть кишечных бактерий, увы, нет.

Так что, нет такого понятия — «дисбактериоз»?

Конечно, есть. Например, псевдомембранозный колит — тяжелое воспаление толстой кишки после антибиотика — самый настоящий дисбактериоз: погибли конкуренты, и поэтому размножается Clostridium difficile. Только для того, чтобы это лечить, совершенно не нужно констатировать очевидное — состав бактерий в кишке изменился. Достаточно подтвердить инфекцию (выявить токсины C.difficile) и назначить лечение.

Кишечная микрофлора, вне сомнения, влияет на все процессы в нашем организме. Пересадив стул от мыши с ожирением мышке с нормальным весом, у последней мы вызываем ожирение. Состав кишечных бактерий принципиально разный у людей с тревожностью и депрессией. Ну, а добавление пробиотика Bacteroides fragilis мышам, у которых искусственно вызвали аутизм, улучшает их социальные навыки. Прочитайте популярную книгу «Смотри, что у тебя внутри» известного микробиолога Роба Найта: наши знания о микрофлоре колоссальны, но применять их на практике (то есть для лечения болезней) мы пока только начинаем.

image

Состав бактерий можно и нужно изучать. Этому посвящено амбициозное международное исследование Human Microbiome Project с бюджетом $115 млн. Естественно, никакие «посевы стула» при этом не используются. Для анализа микробных «джунглей» кишечника используются методы метагеномики. Они позволяют описать, сколько уникальных последовательностей ДНК присутствует у конкретного человека, какие группы бактерий преобладают, а какие отсутствуют. К слову, когда такие технологии (например, секвенирование 16S-рРНК появились, выяснилось, что 75% видов, обнаруживаемых при генетическом анализе того же кала, вообще не известны науке.

Стоп. То есть делать посев стула вообще нет смысла?

Я этого не говорил. Мы обязательно выполняем посев стула, если хотим выявить рост по-настоящему вредных бактерий. Например, у человека с кровавой диареей мы пытаемся найти Сальмонеллу или Шигеллу, Кампилобактерию или особую разновидность кишечной палочки. Здесь посев кала жизненно необходим, ведь так мы сможем назначить лечение антибиотиком — убить конкретного возбудителя.

Грамотный врач выполняет диагностический тест только тогда, когда его результат может изменить лечение. Если и при «дефиците» лактобактерий, и при «избытке» кишечной палочки будет назначено одно и то же лекарство или диета, анализ является пустой тратой денег.

Полноценное исследование собственной микрофлоры уже можно сделать на коммерческой основе в США и Европе. Стоит «удовольствие» около 100 евро, и в результате генетического анализа микрофлоры вы получите заключение (например, вот такое) о преобладающих в вашем пищеварительном тракте бактериях. Проблема в том, что и эти результаты невозможно применить на практике. Потому что:

пока у нас НЕТ способа, избирательно менять состав кишечных бактерий.

Предположим, мы однозначно установили, что у человека имеется дефицит какой-то конкретной микроорганизмы (например, лактобактерий). Мы можем:

  • Дать пробиотик (то есть конкретную живую бактерию) и надеяться, что она останется жить в кишечнике.
  • Дать пребиотик (то есть «корм» для бактерии) и надеяться, что это усилит рост именно нужной нам бактерии.
  • Дать антибиотик (яд для бактерии) и надеяться, что погибнет именно чрезмерно размножившаяся бактерия.
  • Пересадить человеку чужую микрофлору — сделать трансплантацию фекальной микробиоты (ввести разбавленный стул здорового человека больному человеку).

Очевидно, избирательным действием можно считать только назначение пробиотика. Максимальная доза лучшего коммерческого пробиотика — это 10 млрд. жизнеспособных бактерий в дозе препарата. В кишечнике обитает около 100 триллионов бактерий. То есть, на каждую бактерию «из аптеки» приходится 10 тысяч бактерий, уже «проживающих» в кишке. Маловероятно, что это ничтожное количество бактерий сможет преодолеть колонизационную резистентность и «заселить» кишку. Кроме того, механизм действия пробиотиков (когда они работают) может вообще быть связан с не с самими бактериями: у трансгенных мышей, предрасположенных в воспалению кишечника это самое воспаление удалось остановить, применяя не «живой» пробиотик, а вообще ДНК и некоторые белки, выделенные из «убитого» температурой препарата.

Ну, а главное: одно дело — теория и лабораторные исследования, другое дело — клинические испытания (то есть изучение эффекта препаратов у людей). Разберем три типовых для России ситуации, когда человеку предлагают сдать «анализ кала на дисбактериоз»:

Колики у новорожденного

Мама жалуется, что ребенок много плачет. К слову, любой ребенок в первые три месяца жизни кричит от 117 до 133 минут в сутки (мета-анализ). Наличие или отсутствие колик (беспричинный крик более 3 часов за день хотя бы 3 дня в неделю), в целом, не влияет на риск задержки развития ребенка. В одном исследовании, простая беседа с родителями о «безопасности» колик уменьшала продолжительность плача с 2,6 до 0,8 часов в день. Дети — эмпаты.

Чаще бывает не так. Выполняется анализ кала на дисбактериоз, там, естественно (норма-то взята с «потолка»), обнаруживаются «отклонения». Назначается пробиотик. И часто ведь помогает: еще бы, ведь частота колик неумолимо снижается с возрастом ребенка. При этом уверенности в том, что пробиотики вообще эффективны при коликах, у нас нет. Многочисленные мета-анализы, посвященные лечению и профилактике этого состояния, не смогли однозначно подтвердить эффективность пробиотиков. Возможно, какое-то полезное действие оказывает пробиотик Lactobacillus reuteri. Вот только для того, чтобы назначить этот препарат, анализ кала на «дисбактериоз» нам совершенно не нужен.

Атопический дерматит у ребенка

Все уверены, что проблемы с кожей — от «живота». Будь это так, наверное, атопический дерматит прекрасно лечился бы пробиотиками. Но этот подход не слишком эффективен. Последний мета-анализ свидетельствует: применение пробиотиков (главным образом, Lactobacillus rhamnosus GG) несколько уменьшает выраженность экземы, но эффект этот весьма символический, а дополнительная терапия пробиотиком не позволяет сократить частоту применения местных стероидов, которые (вместе с увлажнением кожи) остаются основой лечения атопического дерматита. И вновь: назначить этот пробиотик мы можем вне зависимости от «результатов» «анализа на дисбактериоз».

Вздутие и спазмы в животе у взрослого

Вздутие живота чаще всего является проявлением избыточного бактериального роста в тонкой кишке (СИБРа), при котором помогает не пробиотик, а антибиотик, например, рифаксимин. Это состояние диагностируется при помощи специального дыхательного теста. Нередко постоянное вздутие живота является следствием внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы: дефицит ферментов в стуле можно выявить при помощи теста на фекальную эластазу, назначив при снижении постоянную терапию ферментами. Но чаще всего ощущение «вздутия» связано с повышенной чувствительностью кишки (висцеральной гиперчувствительностью), которая развивается у людей с синдромом раздраженного кишечника. Как вы уже догадались, для того, чтобы оценить количество бактерий в тонкой кишке, функцию поджелудочной железы или чувствительность кишки к растяжению, изучать 20 бактерий в кале бессмысленно. Да и эффективность пробиотиков при синдроме раздраженного кишечника вызывает сомнения.

Так нужно хоть в какой-то ситуации сдавать «кал на дисбактериоз»?

Нет. Никогда. Ни при каких обстоятельствах. Мы не лечим вздутие живота, изучая линии на ладони. Мы не лечим сыпь, глядя в хрустальный шар. Мы не делаем бессмысленный анализ на дисбактериоз, чтобы назначить лечение.

Мы ждем, когда доказательная медицина предложит нам эффективные препараты и практические способы понять, что не так с нашими бактериями.

Жду вместе с вами!

Источник: deti.mail.ru

Общий анализ крови считается одним из самых доступных, простых и информативных методов исследования, которые применяются у детей любого возраста, начиная с момента рождения. Часто родители пытаются самостоятельно трактовать результаты анализа, ориентируясь на  «звездочки», поставленные автоматическим анализатором, осуществляющим исследование. Это приводит к многочисленным ошибкам и часто к необоснованному волнению. Чтобы избежать ненужных стрессов, постараемся разобраться в показателях анализа крови.

Подготовка к сдаче клинического анализа крови

Особой подготовки к исследованию не требуется, однако, чтобы результат был достоверным, нужно сдавать кровь натощак, но желательно перед сдачей анализа пить воду. Если ребёнок очень маленький, взять у него кровь натощак невозможно, поэтому это желательно делать через полтора — два часа после еды, т.е. перед следующим кормлением.

В каких ситуациях врач назначает клинический анализ крови

  • профилактическое обследование здоровых детей на 1-м году жизни 3 раза;
  • профилактическое обследование здоровых детей старше 1 года — 1-2 раза в год;
  • обследование ребенка при необычном или затяжном течении острого заболевания;
  • обследование ребенка при подозрении на возникновение осложнений после острого заболевания;
  • обследование ребенка при хронических заболеваниях.

Состав крови в норме

Кровь человека состоит из плазмы и форменных элементов — эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. В общем анализе крови определяют такие показатели как концентрацию гемоглобина, величину гематокрита, концентрации эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, а также расчет эритроцитарных индексов (отражающих основные характеристики эритроцитов). Дополнительно исследуется лейкоцитарная формула — т.е. процентное соотношение различных видов лейкоцитов: нейтрофилы (палочкоядерные, сегментоядерные), эозинофилы, базофилы, лимфоциты, моноциты, плазматические клетки. Важным показателем является скорость оседания эритроцитов (СОЭ).

Расшифровка анализа крови у детей

Изменение показателей клинического анализа крови отражает изменения, происходящие в организме. Как правило, диагностически значимым является изменение не одного, а нескольких показателей.

Эритроциты

Эритроциты переносят кислород из лёгких к органам и тканям, а углекислый газ, наоборот, забирают из тканей и транспортируют обратно в лёгкие. Это часть процесса, который называется дыханием. Красный цвет они приобретают вследствие окисления входящего в их состав железа (гема). Предшественником эритроцита является ретикулоцит. Наличие ретикулоцитов в крови является показателем нормальной работы костного мозга, продуцирующего новые клетки эритроцитов. Норма эритроцитов у детей зависит от возраста.

Изменения формы и размеров эритроцитов встречается при различных заболеваниях, наиболее часто встречающимся из которых является анемия.

Гемоглобин

Гемоглобин переносит кислород, которым он насыщается в легких, в ткани организма. Норма гемоглобина в крови сильно различается в зависимости от возраста ребёнка. Показатель рассчитывается в граммах на литр /л):

  • новорожденные — 134-198;
  • дети 2-3 месяца — 94-130;
  • дети старше 1 года — 110-140 (по данным некоторых лабораторий — от 90);
  • дети старше 9 лет — 120-150.

Гематокрит

Гематокрит является расчетной величиной, показывающей какую часть от общего объёма крови занимают эритроциты, т.е. фактически, он отражает концентрацию клеточных элементов крови. Таким образом, если гематокрит высокий, то концентрация всех элементов будет выше — могут быть выше нормы показатели эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Ситуация, при которой концентрация всех клеточных элементов повышается за счёт уменьшения объёма плазмы циркулирующей крови, может возникнуть в случае, если ребенок не пил до сдачи анализа, при обезвоживании организма, наступающего вследствие повышения температуры, при рвоте.

СОЭ

Скорость Оседания Эритроцитов (СОЭ) — это скорость выпадения эритроцитов в осадок при нахождении крови в пробирке. Как правило, СОЭ определяют для оценки выраженности воспалительного процесса. Однако необходимо учитывать, что увеличивается этот показатель не сразу, он как бы «запаздывает» по отношению к другим маркерам воспаления. И так же медленно он возвращается в норму, зачастую уже после окончания заболевания.

Тромбоциты

Тромбоциты — это «обломки» гигантских клеток мегакариоцитов, образующихся в красном костном мозге — кровяные пластинки, которые формируют сгусток, необходимый для остановки кровотечения.

Норма тромбоцитов у детей:

  • новорождённые — 100-420*109/л;
  • дети старше 1 года — 180-320*109

Наиболее частыми отклонениями от нормы, о которых можно судить по клиническому анализу крови, являются тромбоцитоз — увеличение количества тромбоцитов в крови, и тромбоцитопения — уменьшение числа тромбоцитов. Тромбоцитоз как заболевание может встречаться у детей всех возрастов, но соответствующий диагноз ставится лишь в случае существенного повышения количества тромбоцитов (как минимум более 800*109/л). Чаще всего в клинической практике встречается небольшое повышение числа тромбоцитов, причиной которого может быть текущая инфекция, дефицит железа, прием некоторых препаратов  частности антибиотиков и даже кортикостероидов, применяемых в ингаляциях).

Тромбоцитопения представляет реальную опасность, т.к. приводит к нарушению свертываемости крови и соответственно к повышенной кровоточивости. Она может быть проявлением заболеваний крови, вызвана инфекциями, интоксикациями, тиреотоксикозом (симптоматическая) и т.д. Клинические проявления начинаются при понижении числа тромбоцитов ниже 100*109/л, опасность представляет состояние, при котором показатели ниже 20-30*109/л.

Лейкоциты

В крови здорового ребенка присутствует несколько разновидностей лейкоцитов, отличающихся степенью зрелости и функциями.

Определение процентного содержания каждого вида лейкоцитов называется лейкоцитарной формулой. Содержание лейкоцитов в крови у детей (тыс./в мкл): 1 день — 8,5-24,5 6 месяцев — 5,5-12,5 12 месяцев — 6-12 с 1 года до 6 лет — 5-12 после 7 лет — 4,5-10.

Увеличение общего количества лейкоцитов в крови — лейкоцитоз — один из главных показателей воспаления. Однако, часто небольшой лейкоцитоз бывает и у здоровых детей, например, после приёма пищи (именно поэтому анализ сдается натощак), после физической нагрузки и в некоторых других ситуациях.

Уменьшение числа лейкоцитов в периферической крови называют лейкопенией. Некоторые инфекционные заболевания вызывают не лейкоцитоз, а наоборот лейкопению; так же лейкопения может сопровождать некоторые эндокринные заболевания, заболевания селезёнки и т.д.; некоторые лекарственные препараты при длительном приеме так же уменьшают выработку лейкоцитов в костном мозге  частности длительный прием жаропонижающих препаратов, необоснованный прием некоторых иммуномодулирующих средств).

Различают следующие виды лейкоцитов:

  • гранулоциты — в цитоплазме содержат гранулы с ферментами, которые растворяют инфекционные агенты. К гранулоцитам относят нейтрофилы, базофилы, эозинофилы.
  • агранулоциты — не содержат гранул. В эту группу входят лимфоциты и моноциты.

Основная часть лейкоцитов — это нейтрофилы и лимфоциты. У новорожденных детей в первые 4 дня и у детей старше 4 лет преобладают нейтрофилы, у детей с 5 дней до 4 лет — лимфоциты. Как только снижается количество нейтрофилов процентном отношении), увеличивается процент содержания лимфоцитов. Родителям, пытающимся самостоятельно интерпретировать данные клинического анализа крови, необходимо понимать, что само по себе повышение числа лимфоцитов — этот показатель может быть отмечен звездочкой — не имеет самостоятельного значения. Оценивая состояние лейкоцитарной формулы врач учитывает значения всех показателей и их соотношение между собой.

Нейтрофилы выполняют в организме защитную функцию — поглощают и переваривают чужеродные тела  первую очередь бактерии). Основная их часть находится в костном мозге, а в периферической крови только 1%. Небольшое количество нейтрофилов присутствует в тканях. Количество нейтрофилов необходимо оценивать не в процентном отношении — в данном случае считают абсолютное число. Для этого от общего числа лейкоцитов  примеру, 10.000) находим тот процент, который указан в результате исследования (например, 18%) и получаем 1800 клеток. Нормальными показателями для здорового человека считают от 1500 клеток в 1 мкл, для детей до 1 года — от 1000 клеток. Опасность может представлять существенное снижение нейтрофилов — менее 500 в 1 мкл. Если количество нейтрофилов уменьшается, говорят о нейтропении, если повышается — это нейтрофилёз. Нейтропения встречается:

  • при инфекциях вирусного происхождения (грипп, краснуха, корь, цитомегаловирусная инфекция, ВИЧ, гепатит вирусный);
  • при некоторых инфекциях бактериального происхождения (брюшной тиф, паратиф, бруцеллёз, сыпной тиф);
  • при инфекциях, вызванных простейшими (малярия, токсоплазмоз);
  • как побочное действие некоторых лекарственных препаратов (некоторые антибиотики, противосудорожные препараты, также жаропонижающие).

Причины нейтрофилёза — это в первую очередь воспалительный процесс в организме, но и у здоровых детей он может отмечаться после еды, после физической нагрузки, после стресса. При серьёзном, генерализованном гнойном воспалении происходит выход из костного мозга в кровь молодых форм нейтрофилов (миелоцитов, промиелоцитов, юных). Это состояние называют сдвигом формулы влево.

Лимфоциты играют значительную роль в работе иммунной системы. Они способны уничтожать клетки организма, потерявшие или изменившие свои свойства, а также вырабатывают защитные антитела и обеспечивают иммунологическую память организма. Наиболее частые причины лимфоцитоза (увеличения количества) — различные вирусные и некоторые бактериальные инфекции, период выздоровления после острых инфекций (постинфекционный лимфоцитоз).

Базофилы так же как и все лейкоциты участвуют в воспалительной реакции и в иммунном ответе организма на чужеродные агенты.

Моноциты — так же разновидность лейкоцитов; их повышение свидетельствует о текущей инфекции.

Эозинофилы — отражают готовность организма к аллергическим реакциям. Количество эозинофилов у детей одинаково в любом возрасте и в норме колеблется в пределах 1-5%. Повышение уровня эозинофилов в крови (эозинофилия) возникает при аллергических заболеваниях, а также некоторых паразитарных инфекциях (трихинеллез, эхинококкоз, описторхоз, аскаридоз, дифиллоботриоз, лямблиоз, малярия). Снижение количества или отсутствие эозинофилов в крови, возникает при острой бактериальной инфекции, при стрессе.

Клинический анализ крови является простым и доступным методом исследования, известным с давних времен и в то же время не потерявшим своей актуальности даже при появлении новых сложных исследований. Однако не следует думать, что сдав кровь на анализ, можно сразу установить диагноз и назначить правильное лечение. Расшифровка результатов клинического анализа крови всегда должна проводиться с учетом клинических проявлений, симптомов болезни (или отсутствия таковых), давности таких отклонений в анализе, наличия подобных отклонений в семье, факторов, которые могли способствовать их появлению. При этом небольшие отклонения от нормы некоторых показателей в общем анализе крови ещё не говорят о наличии какого-то заболевания. Очевидно, что грамотно и эффективно интерпретировать результаты клинического анализа крови может только врач. Именно он в каждом конкретном случае индивидуально решает вопрос о наличии или отсутствии отклонений в анализе, возможном заболевании, необходимости проведения дополнительного обследования и лечения.

Автор статьи: врач-педиатр, врач 1 категории, главный врач Детской Клиники Садовникова Татьяна Геннадьевна

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий