Ребёнок (7 месяцев) плачет по ночам, просится на руки. Правильно ли я поступаю, когда не беру его?

9465

Появление первых зубов – это естественный физиологический процесс, который одновременно может стать настоящим испытанием не только для малыша, но и для его родителей. Во многом состояние ребенка в этот момент зависит от позитивного настроя, поддержки и внимания со стороны родителей. Однако не стоит забывать и о целом арсенале средств, которые помогут облегчить неприятные симптомы прорезывания зубов и сделают этот этап в жизни менее волнительным и болезненным.

Плач, капризы, повышенная температура тела, отсутствие аппетита, бессонные ночи – все это неизменные атрибуты периода дентации (прорезывания зубов) у детей. Прорезывание зубов – естественный физиологический процесс, который начинается в возрасте 4-7 месяцев и завершается к 3 годам, когда у ребенка прорезываются все 20 молочных зубов. Несмотря на опыт поколений, в действительности очень мало родителей знают, что же на самом деле необходимо предпринять, чтобы максимально облегчить жизнь и малышу и себе.

Распознать скорое появление молочного зуба можно по наличию характерных признаков:

  • У ребенка припухают десны и повышается слюноотделение – как правило, обычно за 4 дня до прорезывания зуба, в день прорезывания и через 3 дня после, что позволило назвать это 8-дневное окно «периодом прорезывания».1
  • Ребенок совершает интенсивные жевательные движения деснами, пытаясь избавиться от навязчивого зуда.
  • Зачастую у детей в период дентации наблюдается насморк. Выделения из носа, редкий влажный кашель во время прорезывания зубов длятся не более 3-5 дней и связаны с повышенным выделением слизи и скоплением слюны в верхних дыхательных путях.
  • Лихорадка при прорезывании зубов может длиться 1-2 дня, и температура тела ребенка при этом не превышает 37,4-38⁰С. Она обусловлена выделением биологически активных веществ в зоне роста зубов и спадает самостоятельно вскоре после прорезывания. Однако, если температура тела ребенка выше 38⁰С или длится более 2-х дней, необходимо обратиться к врачу.

Субфебрильную температуру тела (37-38°C) у детей НЕ СЛЕДУЕТ сбивать медикаментозным путем. Если температура тела малыша выше 38°С или длится более двух дней, немедленно обратитесь к врачу для исключения инфекции!

  • Нарушения пищеварения и снижение аппетита также связано с большим объемом выделяющейся слюны, стимулирующей перистальтику кишечника.
  • Ребенок может стать беспокойным и раздражительным.

Как помочь малышу при прорезывании молочных зубов:

  • Прежде всего, наберитесь терпения, ведь период дентации длится от 3 до 8 дней. В этот момент окружите ребенка заботой и лаской – чаще берите на руки или укачивайте, тем самым успокаивая его.
  • При зуде десен используйте резиновые прорезывали с жидким содержимым внутри. Обращайте внимание на состав изделия – в нем не должны присутствовать бисфенол А, латекс, ПВХ, фталаты.

Прорезыватели облегчают малышу дискомфорт от появления первых молочных зубов, развивают мышление, концентрируют внимание, улучшают мелкую моторику пальцев рук. Воспользуйтесь безопасной «заморозкой» – прежде, чем дать прорезыватель ребенку, на час поместите изделие в холодильник.

  • Если вы уже начали прикорм ребенка, используйте ниблеры (емкость из силикона или сеточки с отверстиями, внутрь которой помещаются продукты для жевания, или предложите ребенку охлажденное детское пюре, йогурт и пр.
  • Постарайтесь освоить несколько простых приемов массажа десен пальцем, чтобы дополнительно помочь малышу справиться с болезненным процессом дентации.

Акцент на безопасность

При всех вводных преодолеть ярко выраженные болезненные симптомы при прорезывании зубов у ребенка без приема специальных препаратов, как правило, практически невозможно. Чтобы помочь малышу без риска для его здоровья, необходимо следовать рекомендациям врача-педиатра. При этом выбор стоит делать исключительно в пользу натуральных и безопасных средств.

Для облегчения состояния малыша при прорезывании зубов родители довольно часто обращаются к помощи стоматологических гелей на основе местных анестетиков (лидокаин, бензокаин, холина салицилат), не подозревая о возможных рисках.

Местные обезболивающие в составе гелей обладают кратковременным эффектом (не более 1 часа), после чего боль возвращается. Пытаясь помочь своему ребенку,  родители  применяют гели чаще, чем позволяет безопасный режим дозирования. Закономерным итогом чрезмерного применения стоматологических гелей у грудных детей является быстро нарастающая интоксикация, которая может проявляться угрожающими жизни симптомами, такими как нарушение дыхания, глотания, сердечного ритма и др.2, 3  

Food and Drug Administration (FDA) – управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов на территории США выступает против применения гелей с лидокаином4 при болезненном прорезывании зубов у детей, предупреждая о риске наступления серьезных побочных эффектов.

  • FDA также запретило использовать гели на основе бензоина при прорезывании молочных зубов у детей.5
  • Подобные местноанестезирующие препараты обезболивают десна ребенка на 10-20 минут (в ротовой полости они смываются слюной и сглатываются ребенком), а риски от их применения перевешивают потенциальный эффект.

Чтобы помочь малышу без риска для его здоровья, необходимо следовать рекомендациям врача-педиатра. При этом выбор стоит делать исключительно в пользу натуральных и безопасных средств.

Раствор для приема внутрь на основе лекарственных растений (ромашка, лаконос, ревень) – Дантинорм Бэби – выпускается в виде индивидуальных дозированных контейнеров. Каждый контейнер содержит одну дозу стерильного раствора препарата объемом 1 мл, которую легко закапать в рот малышу.

В отличие от обезболивающих гелей действие препарата Дантинорм Бэби наступает в среднем через 10 минут и длится в среднем 8 часов, что при приеме 3 раза в сутки обеспечивает защиту малыша от симптомов прорезывания зубов 24 часа в сутки.6  За многие годы применения Дантинорм Бэби во всем мире не было зарегистрировано ни одного случая передозировки препарата и не поступало информации о случаях возникновения побочных эффектов, связанных с его приемом.7

На сегодняшний день Дантинорм Бэби – единственный лекарственный препарат, применяемый без ограничений при прорезывании зубов у грудных детей, одобренный Стоматологической Ассоциацией России.

Мнение эксперта: Лариса Кисельникова, заведующая кафедрой детской стоматологии МГМСУ им. Евдокимова, главный внештатный детский специалист-стоматолог по ЦФО Минздрава России. 

«Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) проводит постоянный мониторинг качества средств и медизделий, применяемых в стоматологической практике.  В 2019 году специальная комиссия СтАР провела экспертную оценку документации, проанализировала зарубежный и российский опыт применения Дантинорм Бэби. По итогам проверки комиссия подтвердила его высокую эффективность и безопасность».

Источники:

1 Исследовании Macknin ML, Piedmonte M, Jacobs J, Skibinski C. Symptoms associated with infant teething: a prospective study. Pediatrics. 2000: p. 747-752. Williams, Gary D., et al. “Salicylate intoxication from teething gel in infancy.” Med J Aust 194.3 (2011): 146-8. 3 https://www.gastroscan.ru/literature/authors/7390 4 https://www.fda.gov/drugs/drug-safety-and-availability/fda-drug-safety-communication-fda-recommends-not-using-lidocaine-treat-teething-pain-and-requires#:~:text=In%20addition%20to%20causing%20death,or%20it%20is%20accidentally%20swallowed. 5 https://www.fda.gov/news-events/press-announcements/fda-takes-action-against-use-otc-benzocaine-teething-products-due-serious-safety-risk-lack-benefit 6 Казюкова Т.В., Ильенко Л.И., Котлуков В.К. Длительность и эффективность воздействия различных лекарственных средств при патологических симптомах дентации у младенцев. Педиатрия. 2019; 98 (2): 133-140. 7 Инструкция по медицинскому препарата Дантинорм Бэби.

03.09.2020Читать далееВас может заинтересовать

  • 15 февраля – Международный День детей, больных раком
  • Ranbaxy заключает лицензионное соглашение с компанией Gilead Sciences с целью производства и распространения трех антиретровирусных препаратов в Индии и в развивающихся странах
  • FDA впервые одобрило применение в клинической практике препарата на основе стволовых клеток пуповинной крови
  • Круглый стол в Государственной Думе: остеопороз должен быть признан социально значимым заболеванием
  • Школа для терапевтов и кардиологов «Современные аспекты диагностики и лечения пациентов с ФП.  Сложные вопросы в повседневной практике терапевта и кардиолога. Место новых оральных антикоагулянтов»

image freepik.com

Маленькие дети часто плачут. Иногда такой плач продолжается довольно долго, несмотря на то, что видимых причин для беспокойства нет. Рассказываем о возможных причинах детского плача и борьбе с ними, а также о способах успокоить грудничка. 

О детском плаче

Детский плач многогранен и может свидетельствовать о множестве различных изменений в самочувствии. Маленькие дети не могут выразить свои ощущения из-за того, что они их часто попросту не понимают, а младенцы вовсе еще не научились говорить. Плач – это своеобразный язык ребенка, при помощи которого он дает понять родителям о каких-либо проблемах или потребностях. Поэтому не стоит его игнорировать.

Зачастую детский плач сопровождается другими проявлениями того или иного состояния, распознав которые, можно среагировать и быстро успокоить ребенка. По мере того, как родители присматриваются к младенцу, к ним приходит навык предугадывания состояний, вызывающих у него беспокойство.

Какой плач называют фиолетовым?

Отдельная разновидность детского плача – так называемый «фиолетовый плач». Это продолжительный, беспрерывный плач, наблюдающийся у новорожденных детей. Свое название он получил благодаря английскому названию этого явления (PURPLE), которое одновременно является акронимом его основных симптомов:

  • P — peak — нарастающий. Такой плач усиливается со двухнедельного возраста и достигает своего пика к 2 месяцам.
  • U — unexpected — неожиданный. Как правило, видимые причины как развития, так и прекращения плача установить не удается.
  • R — resists soothing — не поддается успокоению. При фиолетовом плаче никакие действия не могут привести к успокоению ребенка.
  • P — pain-like — похож на боль. Зачастую выражение лица и тембр голоса ребенка наводят родителей на мысль, что крик обусловлен какой-либо болью.
  • L — long lasting — длительный. Фиолетовый плач продолжается по меньшей мере несколько часов.
  • E — evening — вечерний. В большинстве случаев плач возникает в вечернее время.

С точки зрения доказательной медицины не существует данных, указывающий на связь «фиолетового плача» с болезненными состояниями. В возрасте 3-4 месяцев он самостоятельно исчезает (рис. 1).

Задача родителей в этом периоде – обеспечить максимальный уход за ребенком, успокаивать малыша обычными методами. Но при появлении первых признаков заболеваний или функциональных нарушений рекомендуется незамедлительно обратиться за консультацией к доктору.

image
Рисунок 1. Признаки фиолетового плача. Источник

Множество причин детского плача

Ребенок может плакать в ответ на самые разнообразные факторы. Среди причин могут быть как довольно простые (например – голод или мокрый подгузник), так и совершенно неочевидные, например, реакция на полученную вакцину.

Зачастую распознать причину плача можно по сопутствующим симптомам или предшествовавшим обстоятельствам. Это позволит быстрее успокоить малыша или своевременно обратиться за медицинской помощью.

Чувство голода

Голод – это самая распространенная причина плача детей до 1 года. Груднички едят до 10-12 раз в сутки, а младенцы в возрасте 6 месяцев – 5-6 раз за день. Предшествующими или сопутствующими явлениями могут быть: беспокойство, чмоканье, поворот головы ребенка в сторону руки при поглаживании по голове, сосание собственных пальцев. Методы успокоения, например, пустышка, при этом оказываются неэффективны.

Решение этой ситуации очень простое – накормить ребенка. При этом важно соблюдать рекомендуемые порции питания, не перекармливать малыша. Новорожденные выпивают 30–60 мл за одно кормление, при этом объем увеличивается до 60–90 мл к возрасту двух недель. Длительность кормления может колебаться от 10 до 30 минут, постепенно увеличиваясь с возрастом. Со временем признаки голода будут становиться более отчетливыми, распознавая их, можно будет избежать плача и вовремя накормить младенца.

Проблемы вскармливания

Кормить ребенка как грудью, так и с бутылочки, нужно правильно. Один из важных аспектов – предотвратить заглатывание воздуха. Для этого при грудном вскармливании ребенок должен полностью обхватить ареолу соска своими губами, а при искусственном вскармливании нужно наклонить бутылочку таким образом, чтобы соска полностью наполнилась молоком или смесью и в ней не осталось воздуха.

Также помочь при заглатывании воздуха может стимуляция отрыжки у ребенка. Для этого после кормления его нужно удерживать на руках в вертикальном положении, намного наклонив вперед и положив голову себе на плечо.

При введении тех или иных продуктов в качестве прикорма, который рекомендуется с шестимесячного возраста, возможно появление расстройств пищеварения и аллергии. Для того, чтобы иметь возможность выявить причину несварения, прикорм нужно вводить постепенно, только по одному продукту с интервалами в 3-5 дней.

Пресловутые колики

Колики считаются процессом адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к новому типу питания через рот, поскольку во внутриутробном периоде поступление питательных веществ происходит через пуповину. Колики сопровождаются выраженным беспокойством, плачем, которые возникают без видимой причины и сохраняются более 3 часов в день, более 3 дней в неделю на протяжении более 3 недель.

Помочь ребенку при коликах можно, сделав ему легкий массаж живота поглаживающими движениями в направлении по часовой стрелке, упражнениями по типу «велосипед» и прикладыванием тепла, например – специальных грелок. В случае неэффективности этих действий и с согласия педиатра могут использоваться медикаментозные средства, улучшающие перистальтику кишечника и отхождение газов.

Физический дискомфорт

Часто детский плач является для малыша инструментом привлечения внимания, когда он ощущает дискомфорт. Это может быть мокрый подгузник, слишком тугая или неудобная одежда, слишком высокая или низкая температура в помещении, резкие движения и т.д.

Одна из распространенных причин плача – аллергическая реакция на материалы подгузника, сопровождающаяся покраснением кожи, появлением высыпаний и зуда, который внешне может быть незаметен, но ощущается ребенком.

В некоторых случаях причины плача могут быть не совсем очевидны, например – обматывание волоса вокруг пальца ноги или руки или неудобное положение соски при кормлении из бутылочки.

Соответственно, помощь и успокоение ребенка должны сопровождаться устранением причины дискомфорта.

Болезненные состояния

Детский плач также может указывать на дискомфорт или боль, возникающие при заболеваниях или патологических состояниях. Распространенной причиной детского плача у младенцев являются заболевания верхних отделов желудочно-кишечного тракта и ЛОР-органов, в том числе – сужение носовых ходов, короткая уздечка языка, инфекции ротовой полости (молочница, герпес), средний отит (воспаление среднего уха – барабанной полости).

Все они сопровождаются болью или выраженным дискомфортом при сосании, иногда – повышением температуры тела и появлением высыпаний или налетов на слизистой оболочке рта.

Длительный, монотонный плач у детей может оказаться специфическим проявлением воспаления мозговых оболочек – менингита. При этом часто появляются и другие симптомы заболевания: повышение тонуса мышц (сгибание конечностей и прижимание их к туловищу, выгибание спины), повышение температуры тела, появление кожных высыпаний. Схожий характерный плач наблюдается и при других состояниях, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, например – гидроцефалии, родовой травме и т.д.

При подозрении на развитие тех или иных заболеваний необходимо в кратчайшие сроки обратиться к доктору. Помощь в таких случаях должна оказываться медицинским работником после соответствующей диагностики.

Важно! Очень часто значительный дискомфорт и боль ребенку причиняет процесс прорезывания зубов. Часто он сопровождается повышением температуры тела, усиленным слюноотделением, покраснением и отеком десен, а затем – появлением непосредственно зуба. В большинстве случаев первые зубы, верхние резцы, начинают прорезываться в возрасте 4-6 месяцев.

Психологический дискомфорт

Младенцы очень чувствительны к контакту со своими родителями. Плачем ребенок может банально требовать к себе внимания. Отсутствие родителей в поле зрения или их тактильного ощущения часто вызывает беспокойство, поскольку в это время ребенок не чувствует себя в безопасности.

Плач также может быть признаком того, что ребенок устал и ему нужно поспать. Новорожденные дети спят по 18-22 часа в день, а полугодовалые малыши – порядка 16 часов.

Иногда плач ребенка является защитной реакцией на негативные эмоции родителей: злость, агрессию, раздражение или просто разговор на повышенных тонах. Даже если они направлены на кого-то другого.

При наличии психологического дискомфорта успокоить малыша можно, установив с ним физический контакт – взяв его на руки, несколько прижав к себе, поговорив с ним. Иногда дополнительно можно походить с ним на руках – легкое покачивание также оказывает успокаивающее воздействие.

Другие причины плача

Детский плач может быть связан и с другими, менее распространенными причинами, например – заболеваниями, физиологическими процессами и внешними воздействиями.

Плач при мочеиспускании

Плач ребенка, возникающий при мочеиспускании, связан с заболеваниями мочеполовой системы, чаще всего – циститами и уретритами различного происхождения.

Плач при дефекации

Вероятная причина плача ребенка при дефекации – дисхезия. Это функциональное расстройство, проявляющееся нарушением координации мышц таза и сфинктеров прямой кишки. Длительность периода беспокойства составляет порядка 15-30 минут. При этом сразу после опорожнения кишечника ребенок успокаивается.

Также беспокойство и плач могут возникать при диарее и запорах. Они могут быть связаны со сменой смеси для искусственного вскармливания или введением прикорма. В таком случае стоит выбрать смесь другого производителя или повременить с введением продукта в детский рацион.

Плач во сне

Плач во время сна довольно часто обусловлен ранее упомянутыми причинами – голодом, кишечными коликами и физическим дискомфортом, в том числе – неудобной позой. Одевая малыша и подготавливая кроватку, важно избегать тканевых складок на постельном белье и сдавливающей одежды.

Плач во время купания

Во время водных процедур причиной внезапного беспокойства и плача младенца зачастую является температура воды – слишком горячая или слишком холодная. Появление плача непосредственно во время купания может быть признаком попадания воды в нос, ухо или глаза. Также плач может быть простой реакцией на воду у младенца, который не ожидает резкого изменения тактильных ощущений.

Плач после прививки

Поствакцинальные реакции встречаются в любом возрасте, в том числе и в младенческом. Помимо плача, реакцией на вакцину может стать утрата аппетита, нарушения сна, повышение температуры тела, кашель и местные реакции: отек, покраснение или умеренные кожные высыпания в месте введения препарата.

Чаще всего плач провоцирует АКДС – адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина. Согласно национальному календарю прививок в детском возрасте она вводиться в возрасте 3, 4,5 и 6 месяцев. Поствакцинальные реакции при этом могут возникать при любом из введений, независимо от результатов предыдущих прививок.

Как успокоить плачущего малыша?

Для успокоения ребенка в первую очередь нужно устранить провоцирующий фактор – накормить, сменить подгузник или переодеть. При этом важно сохранять самоконтроль и не проявлять никаких негативных эмоций, это только усугубит ситуацию.

Ряд советов, которые помогут успокоить здорового, сытого ребенка:

  • Возьмите грудничка на руки, немного плавно покачайте или походите с ним по комнате.
  • Запеленайте или, наоборот, распеленайте малыша.
  • Поговорите с плачущим ребенком тихим, спокойным голосом или спойте ему песню.
  • При возможности – отправьтесь на прогулку на свежем воздухе.
  • Берите передышки. Если возникает ощущение потери самоконтроля – передайте ребенка супругу или супруге или оставьте его в кроватке и уйдите на некоторое время в другую комнату.
  • Не бойтесь просить о помощи. Плачущий ребенок – ужасно изматывающая и, часто, дезориентирующая ситуация. При невозможности справиться самостоятельно обратитесь за помощью к друзьям, родственникам или профессиональным няням.
  • Используйте «белый шум». Считается, что он помогает изолировать другие внешние шумы и успокаивает ребенка. Также можно использовать шум дождя, морского прибоя или журчание ручейка.

Важно! Никогда не трясите ребенка! Мышцы шеи у младенцев довольно слабые, вследствие чего резкая встряска или неосторожное движение при укладывании в кроватку может привести к повреждениям спинного мозга и тяжелым последствиям – парезам, параличам или даже смерти.

Когда плач – это причина обратиться к врачу?

За медицинской помощью следует обращаться в ситуациях, когда ребенок плачет постоянно, практически беспрерывно, и никакие действия по успокоению не дают результата. Также следует проконсультироваться с педиатром или неонатологом перед применением каких-либо лекарств.

Обращение к специалисту рекомендуется при наличии признаков заболеваний, таких как:

  • Судорожные припадки.
  • Выраженное изменение цвета кожи (выраженная бледность или синюшность), появление на ней пятен или сыпи.
  • Нарушения дыхания: хрипы, учащенное дыхание и визуально заметные усилия, которые малыш делает для того, чтобы вдохнуть (например – втягивание живота в момент вдоха), шумное дыхание.
  • Повышение температуры тела.

При обращении к врачу стоит предварительно записать, когда именно плачет ребенок (утром, на протяжении дня или ночью), а также возможные предшествующие и сопутствующие факторы. Это может помочь в диагностике и быстрее найти решение ситуации.

Заключение

Плач – это способ общения и привлечения внимания для малыша, и игнорировать его не стоит. В большинстве случаев его причины легко выяснить и устранить, тем самым успокоив ребенка. Но не нужно бояться обращения к специалисту, если самостоятельно справиться не удается. Возможно, малышу требуется дополнительная помощь или назначение медикаментов, с правильным подбором которых лучше справится доктор.

Источники

  1. Welcome to the world of parenting! American Academy of Pediatrics. 
  2. Soothing a crying baby. National Health Service UK.
  3. Crying baby: What to do when your newborn cries. Mayo Clinic
  4. 12 Reasons Why Your Baby Is Crying and How To Soothe Them. BabyCenter, L.L.C.

Автор — медицинский редактор Гулобов Богдан

Выпускающий редактор — выпускающий редактор Хуторной Никита

Комментарии Cackle

Срыгивания

Асимметрия головы

Неонатус Санус /Блог /Груднички /Тревожный младенец Тревожные дети часто плачут, могут быть беспокойными и раздражительными, периодически вздрагивают, особенно от громких звуков, подолгу не могут заснуть, часто просыпаются ночью, теребят себя за ушки, царапают лицо. Обычно такие малыши чувствуют себя более комфортно, когда их носят на руках.

Важно понимать, что тревожное поведение ребёнка не является проявлением характера или капризов. Практически всегда это обусловлено определенными причинами. Дети могу страдать головными болями, так же как и взрослые. Эти боли вызываются чаще всего сохраняющимися последствиями родовой травмы.

После стремительных родов часто отмечается беспокойство и раздражительность в поведении у младенца. Ребёнок, который «застрял» в родовом канале, или имел обвитие пуповины вокруг шеи, становится пугливым и нуждается в постоянном внимании со стороны мамы. Большую часть времени такие дети предпочитают проводить в вертикальном положении на руках.

Эти симптомы указывают на дискомфорт в голове, который ребёнок испытывает из-за сохраняющихся послеродовых деформаций. Сохраняющаяся компрессия черепа может передаваться через оболочки мозга к самому веществу головного мозга. Напряжение мозговой оболочки способствует венозному застою и повышению внутричерепного давления, что может сопровождаться головной болью у ребёнка.

Остеопатическое лечение делает возможным избавить ребёнка от сохраняющейся послеродовой компрессии головы, а также создаёт оптимально нормальные условия для функционирования нервной системы и развития малыша. При этом исчезает необходимость в назначении каких-либо препаратов.

Клинический пример лечения беспокойного ребенка в нашем остеопатическом центре

В 4 месяца и 10 дней мы впервые познакомились с Мироном, которого родители привезли к нам из города Норильск. Их очень беспокоил сон ребёнка: спал он только с мамой, просыпаясь при этом каждый час. Также родители обратили наше внимание на асимметрию черепа у ребёнка. Родился ребёнок в результате срочных родов с применением эпидуральной анестезии. В первые дни жизни отмечалось вялое сосание, во время УЗИ головного мозга были выявлены постгеморрагические проявления.

Во время остеопатического осмотра действительно была выявлена асимметрия черепа, отмечался наклон головы влево и ротация вправо, отмечался выраженный гипертонус мышц.

В результате остеопатического лечения имеющиеся нарушения были устранены и состояние Мирона значительно улучшилось, он стал спокойнее, сон нормализовался, появился скачок в двигательном развитии.

Видеоотзыв доступен по ссылке

Записаться на прием

Ваше сообщение успешно отправлено.

image х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Медицинский эксперт статьи

image Доктор Дорон РОЛЛ Педиатр Алексей Портнов, медицинский редактор Последняя редакция: 15.05.2018

Все достижения ребенка второго года жизни подготавливались давно. Еще в последние месяцы первого года жизни ребенок испытывает приятные чувства, когда ему уделяют внимание взрослые, когда он может сделать что-то сам, даже если эти попытки незаметно направлялись матерью. Он старается повторить удачные опыты и отвергает другие, которые заканчивались неудачей. Например, если при падении погремушки она издает понравившиеся ребенку звуки (или он просто стучит ею по столу), то малыш старается повторить этот опыт или пробует другие варианты, чтобы усилить эффект (лупит ею по кастрюле или тазику – тогда звук еще громче!). Таким образом он устанавливает связь между причиной и следствием (эффектом). Тем самым у ребенка формируются суждения, которые отбирают удачные попытки.

Мы уже отмечали, как важно, чтобы ребенок вовремя усвоил понятие “нет”. Обычно этот навык начинает формироваться с 15-го месяца (1 г. 3 мес.). Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок уже достаточно уверенно ходит, а, следовательно, становится слишком самостоятельным и даже храбрым, не понимая окружающих его опасностей. Вот тут и начинают вводить это, в полном смысле слова, спасительное понятие. Если на какие-то попытки опасного действия ребенка мать говорить “нет” и качает при этом головой, то у ребенка начинает формироваться понимание жеста отказа. Это первая абстрактная идея, кристаллизующаяся в мышлении ребенка. (Следует сказать, что мышление у детей конкретно-предметное. Мы уже частично говорили об этом: если ребенку говорят, что это чашка, то под “чашкой” он понимает именно эту конкретную чашку. И лишь со временем слово “чашка” станет ассоциироваться у него со всеми цилиндрическими предметами с ручкой сбоку, из которых можно пить. Абстрактное же мышление – это прерогатива взрослых). И вот именно с этого момента ребенка уже можно воспитывать. При этом отказ или запрет должен использоваться разумно, без грубости и желательно с демонстрацией того, что могло бы произойти, если бы вы не остановили малыша вовремя. Например, ребенок хочет взять горячий чайник. Естественно, что вы запрещаете ему это делать. Но если не показать ему возможных последствий (поднесите ручку ребенка к горячему чайнику, но прикасайтесь к нему так, чтобы он почувствовал сильное тепло, а затем отдерните ее и скажите: “Горячо! Ах!”), то он может повторить попытку из любопытства или упрямства и обожжется. Естественно, что подвижность ребенка в этом возрасте, его интерес к окружающему, который он стремится удовлетворить всеми доступными ему способами, может привести к опасным для него или окружающих последствиям. Поэтому нередко приходится запрещать ребенку некоторые действия. А поскольку в этом возрасте он уже начинает понимать запреты, то главное, что требуется от воспитателя, – это то, чтобы этих запретов было как можно меньше и они не были бы бестолковыми. (Анекдот: “До 5 лет я вообще думал, что меня зовут Заткнись!”). Ведь бесконечные окрики и понукания только нервируют ребенка, сбивают его с толку и он постепенно перестает понимать, что же можно, а чего нельзя. Прежде чем сказать “нет” или “нельзя”, подумайте, а можно ли убрать тот же горячий чайник на высоту, недоступную для ребенка, закрыть шкафчики и ящички с лекарствами на замок и т. п.

Даже если малыш успел что-то натворить, не кричите, не шлепайте его, и не ставьте его в угол. Он еще слишком мал, чтобы полностью понять свою вину. А вот напугать его вы, скорее всего, сумеете. Если же вы будете поступать так постоянно, когда он нашкодит, вы просто рискуете отвадить его от себя. Помните, в фильме “Место встречи изменить нельзя” Груздев рассуждает о том, к какому следователю инстинктивно тянется подозреваемый: “Если есть два следователя – грубый и злой и добрый и вежливый, то подозреваемый интуитивно тянется к следователю доброму”. Так и дети. Если мама постоянно кричит на ребенка, бьет и ставит в угол, а папа или бабушка жалеют и все разрешают, то шансы мамы быть любимой равны нулю.

Вот, например, один маленький мальчик все время ковырял стену, отколупывая кусочки известки и даже пытался их есть. Мать сначала мягко пыталась запретить ему это делать, но ребенок продолжал заниматься тем же. Она стала сердиться, затем даже кричать на него. Однако мальчик, хоть испугался и даже убегал от стены, но потом оглядываясь и прячась, возвращался на тоже самое место и продолжал ковырять стену. Мама, отчаявшись побороть непослушание сына, обратилась к знакомому педиатру. Бывалые родители и грамотные читатели, конечно же, догадались, что посоветовал доктор: ребенку не хватало в организме кальция! Растущему организму для построения костей и некоторых других тканей этот элемент крайне необходим. Поэтому доктор посоветовал несколько пересмотреть меню ребенка, добавив в него продукты, которые насыщены кальцием.

Еще он посоветовал место, где ребенок ковырял стену, огородить так, чтобы он не мог туда добраться. И, наконец, просто нужно отвлечь ребенка, если он все же, упорствуя, пытается добраться до “места преступления”.

Или другой поучительный случай. Девочка, которой только исполнилось 1 год и 5 месяцев, подошла к шкафу, в замочной скважине которого торчал красивый блестящий ключик. Он был такой красивый, что просто невозможно было не потрогать его. Девочка потянулась к нему, взяла его двумя пальчиками, но ключик упал, громко звякнув. На этот звук в комнату вбежала мама. Увидев “непорядок”, она начала кричать на малышку и даже шлепнула ее по ручке. Дочка, естественно, расплакалась. На плачь прибежала бабушка. Узнав в чем дело, она стала успокаивать внучку, но не говоря ей всякие там “уси-пуси”, а просто начала показывать ей яркую книжку с цветными картинками. После того как девочка успокоилась, бабушка заменила книжку игрушками и пошла устраивать “разбор полетов” с мамой (своей дочкой). Мы не будем подслушивать их разговор, а лишь разберем ошибки, допущенные мамой девочки. Во-первых, бить ребенка по рукам категорически недопустимо. Даже по попе нельзя шлепать, а уж по рукам! Даже забудьте об этом методе наказания! Во-вторых, сами подумайте: ключик-то красивый. Конечно, его очень хочется потрогать. Но если вы не хотите, чтобы ребенок трогал его (и действительно, он может потеряться, ребенок может взять его в рот и проглотить и т. д.), то просто выньте ключик из замочной скважины и положите в такое место, где вы его сможете взять в любую секунду, а ребенок не увидит и достать его не сможет. И в-третьих, вы любите своего ребенка? Тогда почему вы набрасываетесь на него, даже не разобравшись в том, виноват он или нет?

Дети до двух лет отличаются очень большой любознательностью. Их интересует все! Им совершенно недостаточно лишь посмотреть на заинтересовавший их предмет – им обязательно нужно его потрогать, пощупать, взять в рот, побросать. То есть понять его сущность. Ведь именно так они познают этот мир. А все возрастающая подвижность и ловкость позволяют добраться до этого предмета. При этом малыш иногда проявляет чудеса изобретательности. Например, нужно залезть на стол. Табурет или стул очень тяжелы. Но недалеко стоит чемодан с бельем из прачечной. Он тоже тяжелый. Но ребенок открывает его, вынимает белье (естественно, бросив его на пол) и уже пустой чемодан подтаскивает к столу и залезает на него. Естественно, что такое поведение малыша вызовет раздражение взрослых. Но не нужно его за это наказывать, а тем более – шлепать! Попытайтесь поставить себя на его место. Ведь в вазочке, за которой он полез на стол, стоят голубенькие, хорошо пахнущие, подснежники, которых он еще ни разу не видел в своей жизни! Лучше дайте ему понюхать их, погладить листочки, может даже оторвать один маленький цветочек и размять его в пальчиках. А потом объясните, что гораздо проще позвать кого-нибудь из взрослых, чтобы он помог осуществить задуманное.

Чтобы предупредить нежелательные поступки и избежать частых запретов, нервирующих ребенка, надо постараться убрать все то, до чего он может добраться, если это что-то может разбиться или быть опасным для ребенка, и постараться построить свой день так, чтобы ребенок, находясь дома, не был предоставлен сам себе. Побольше гуляйте с ним на воздухе, а, придя домой, играйте с ним. Если же вам необходимо сделать что-то по дому, сделайте так, чтобы в это время ребенок спал. Обеспечьте ему достаточное количество игрушек, соответствующих его возрасту и интересам. Никогда не давайте ребенку повода делать то, что потом вы будете ему запрещать. Например, не ставьте его на подоконник, чтобы он мог увидеть, что делается на улице. В ваше отсутствие он может сам взобраться на подоконник и выпасть из окна. Нельзя запрещать ребенку что-то, но при этом своей мимикой допускать возможность непослушания. Например, вы говорите “нельзя”, но при этом улыбаетесь. Ребенок, видя вашу улыбку, может понять ваш запрет как несерьезный и нарушить его.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий