Развитие ребенка по неделям Областной перинатальный центр

image

Зрение недоношенных детей требует отдельного внимания. Практически все органы малышей, рожденных раньше срока, не успели завершить свое формирование, поэтому подвержены особому риску развития патологий. Зрительная система – не исключение. Когда и как часто следует проверять зрение у таких детей?

Зрение недоношенного новорожденного: особенности

Кровеносные сосуды, питающие ткани сетчатки, начинают расти с заднего отдела (от диска зрительного нерва) к передней части приблизительно с 16 недели внутриутробного развития. С носовой стороны сетчатки их развитие заканчивается на 36 неделе, а с височной – до 39-40 недели. Если ребенок рождается в срок и нет нарушений, кровеносные сосуды сетчатки должно быть полностью сформированы.

Соответственно, практически у всех недоношенных малышей сетчатка имеет признаки незавершенного формирования, а также часто диагностируют общую незрелость глазной системы. Как правило, сетчатка имеет кровеносные сосуды только в области зрительного нерва, а в переднем отделе остается без сосудов. Степень их недоразвития зависит от срока недоношенности. При рождении на 33-34 недели в основном сетчатка почти полностью развита. При меньших сроках степень недоразвития сосудов более выражена.

Ретинопатия недоношенных

После рождения недоношенных детей продолжается процесс формирования сетчатки – нервной ткани глаза. Этот процесс длится до 40-42 недели. Рост сосудов может проходить нормально или с патологией, приводящей к развитию такого заболевания, как ретинопатия недоношенных. Чем меньше срок внутриутробного развития ребенка и чем меньше масса тела новорожденного, тем выше вероятность неправильного развития сетчатки.

На то, почему у недоношенных детей плохое зрение, влияют такие факторы риска:

  • преждевременные роды (26-28 неделя)
  • масса тела 1,4 кг и менее
  • искусственная вентиляция легких более 3-х дней после рождения
  • кислородотерапия более 1 месяца
  • изменения в дыхательной, кровеносной и нервной систем
  • нестабильное состояние ребенка сразу после родов
  • тяжелые внутриутробные инфекции.

Все эти причины могут привести к развитию ретинопатии недоношенных. Как правило, патология возникает на обоих глазах и развивается на четвертой неделе жизни малыша. Острые признаки приходятся на восьмую неделю. Чем раньше диагностируют ретинопатию и начнут лечение, тем лучше. Заболевание может провести к миопатии, астигматизму, косоглазию и даже необратимой потере зрения.

Ретинопатия недоношенных имеет 5 стадий. На первой и второй стадиях процесс обратим, и сетчатка формируется правильно. По статистике, зафиксировано много случаев улучшения зрение недоношенных детей на 1-2 стадии ретинопатии без определенного лечения, но в любом случае за этим должен вести наблюдение врач. Третья стадия – пороговая – требует оперативного вмешательства. Патологии 4-5 стадии считаются самыми тяжелыми и зачастую приводят к отслоению сетчатки и необратимой потребе зрения.

Осмотры у офтальмолога

Проверять зрение у недоношенных детей следует на 1-2 неделе после рождения, но не позднее 4 недели. Далее наблюдаться у офтальмолога необходимо минимум раз в 14 дней, а по возможности каждую неделю. Новорожденным с подозрением на ретинопатию осмотры глазного дна необходимо проводить при расширенном зрачке. Осмотры проводятся на специальном оборудовании, позволяющим отслеживать мельчайшие изменения в сетчатке недоношенного ребенка.

В Украине из 25-28 тысяч недоношенных детей около 5-6 тысяч попадают в группу риска развития ретинопатии. Зачатую это дети весом менее 2,5 килограмм. Повторимся, что очень важно вовремя диагностировать болезнь и начать лечение. Исследования доказывают, что патология возникает из-за неправильного выхаживания младенцев. Важен контроль насыщения организма младенцев кислородом. От переизбытка кислорода сосуды сетчатки испытывают стресс, повышается риск отслоения.

Зрение у недоношенных: внимание на диагностику!

Когда у недоношенных детей регулярно проверяют зрение, врачи могут вовремя среагировать на любые изменения. Поэтому родителям важно сделать осмотры у офтальмолога какими же обязательными процедурами, как визиты к педиатру. Это поможет сохранить здоровье глаз ребенка. В сети детских офтальмологий «Новий Зір» работают специалисты с большим опытом диагностики и лечения заболеваний глаз у детей, в том числе и недоношенных.

Позаботьтесь о здоровье глаз своего ребенка – запишитесь на прием уже сегодня!

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
  4. Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  5. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  6. Подолгу певуче гулит
  7. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «скамейка», «дом» из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос «Кто ты?». Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

В последние пару недель, в связи с началом обязательной вакцинации и вводом QR-кодов о вакцинации, широкое распространение получило относительно новое понятие «медотвод от вакцинации». Рассмотрим что это такое, кому положен медотвод от вакцинации и как его оформить

17:55, Москва, Медотвод от вакцинации — это специальная медицинская справка, которая даёт её обладателю право не делать прививку от коронавируса, даже при необходимости обязательной вакцинации, на законных основаниях — по медицинским показаниям.

Медотвод даёт своему обладателю право не предоставлять, если это требуется, сертификат о вакцинации или соответствующий QR-код, а также даёт право, даже в случае, если человек обязан сделать прививку в рамках обязательной вакцинации для определённых категорий, не делать её. Во всех таких случаях, гражданин и предоставляет справку о медотводе от прививки, вместо установленных требований и документов.

Хронические заболевания

Вопреки расхожему мнению, далеко не все хронические заболевания являются показаниями к медотводу от прививки. Более того, стандартные хронические заболевания, являются скорее показаниями к прививке. Как всем известно, и это абсолютно точно, при заболевании коронавирусом, он сильно обостряет хронические заболевания человека. Кроме того, люди, заболевшие ковидом, умирают не от самого ковида как такового, а от его последствий, которые и возникают часто из-за обострений хронических заболеваний при коронавирусе.

Также надо учитывать и то, что людей абсолютно здоровых, абсолютно без хронических заболеваний, найти очень сложно. Если бы все хронические заболевания были бы основанием для медотвода от прививки, то массовой вакцинации просто не могло бы быть чисто физически. Поэтому, вопреки массовому заблуждению, которое распространяют сейчас антипрививочники, хронические заболевания, сами по себе как таковые, основанием для медотвода — не являются. Основанием для этого являются только некоторые из них и при определённых условиях, о чём делает заключение только врач.

Основанием для медотвода могут являться только те хронические заболевания, которые находятся в данный момент в стадии обострения, в своей активной фазе. В этом случае, конечно, прививку не делают и это является основанием для временного медотвода, который устанавливает врач.

Существуют также и различные редкие хронические заболевания, тяжёлые, врождённые, генетические и т.д. По многим таким заболеваниям медотвод может быть оформлен на постоянной основе, но решение об этом принимает специалист — лечащий врач или профильный специалист.

Кто точно имеет право на медотвод

Как рассказали изданию Tochka Zрения на горячей линии Минздрава по вакцинации, основанием для получения медотвода, точно является аллергия на любые компоненты вакцины. При наличии различных аллергий, аллергии на медицинские препараты и компоненты, людям с серьёзными аллергиями, может быть предоставлен медотвод. Для этого, как и в случае с хроническими заболеваниями, необходимо обращаться к лечащему врачу или специалисту в данной области, который и принимает решение о таком отводе. В данном случае, медотвод будет постоянным.

Так же, как пояснили нам на горячей линии Минздрава, временный медотвод положен переболевшим коронавирусом, если с момента болезни прошло менее шести месяцев. При наличии перенесённого заболевания, у гражданина на руках остаётся выписка, с которой он обращается к своему врачу и получает временный медотвод. Данный медотвод будет действовать только в течение полугода после перенесённого заболевания, затем прививку прийдётся всё-таки сделать.

Кроме того, если человек перенёс заболевание в лёгкой форме, не лежал в стационаре и не имеет выписки о перенесённом заболевании, а коронавирусом он всё же болел, он также имеет право на получение медотвода от прививки в течение полугода с момента болезни. Для получения медотвода в таком случае, необходимы анализы на установление количества антител. Как пояснили нам на горячей линии, на получение медотвода в таком случае, непосредственное влияние оказывает сам уровень антител, их определённое количество. Точное количество этих антител, дающих право на медотвод, нам не назвали, но сообщили, что более подробно об этом, опять же, расскажет лечащий врач.

Где и как оформить медотвод от вакцинации

Как заверили нас на горячей линии Минздрава по коронавирусу, за оформлением медотвода гражданин может обратиться в любую поликлинику по месту своего жительства или, если он прикреплён к определённой поликлинике, то в эту поликлинику. Также гражданин может обратиться и непосредственно к своему лечащему врачу, если он наблюдается по хроническим заболеваниям и т.д.

В любом случае решение о таком медотводе от вакцинации принимается исключительно специалистом во всех случаях, о чём и выдаётся соответсвующая справка.

фото: архив, текст: Александр Точка Издание Tochka Zрения Рекламодателям — реклама в TZ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ожидая появления на свет малыша, многие родители хотят узнать – хотя бы примерно – как он будет выглядеть и на кого будет похож. Впрочем, к «спойлерам» все относятся по-разному. Некоторые пары даже просят врачей во время УЗИ не называть пол ребенка, потому что хотят, чтобы это стало сюрпризом: «Какая разница, девочка или мальчик? Это наш малыш, и мы будем его любить в любом случае».

Есть и такие пары, которым хочется заранее знать мельчайшие подробности. Например, выбирая доноров половых клеток, многие люди спрашивают наших специалистов, какого цвета будут глаза у ребенка. Некоторые просят хотя бы примерно оценить вероятность, что малыш окажется кареглазым, зеленоглазым или голубоглазым. И есть пациенты, которые хотят, чтобы у ребенка был цвет глаз как у одного из родителей.

Ответить на эти вопросы не так просто, как может показаться на первый взгляд. Генетика человека – сложная штука. Порой она ведет себя непредсказуемо и преподносит сюрпризы.

Классический пример из учебника биологии, который не работает в реальности

Многие люди помнят из курса школьной биологии, что в каждой клетке человеческого тела содержится два одинаковых (кроме X и Y хромосом у мальчиков) набора хромосом: один мы получаем от матери, второй от отца. Таким образом, каждый ген представлен двумя копиями. В представлении большинства людей существует доминантный, более «сильный», ген «кареглазости» и рецессивный, «слабый», ген «голубоглазости». Какие два гена встретятся – таким и будет цвет глаз. Чтобы получились голубые глаза, человек должен получить два соответствующих гена. А если есть хотя бы один ген «кареглазости», то он «победит» ген «голубоглазости», и глаза будут карими. А если «победа» окажется неполной, то цвет глаз будет зеленым.

Так выглядит классическая простейшая схема наследования, открытая в XIX веке австрийским биологом и монахом Грегором Менделем:

image

Рис. Схема наследования цвета глаз, которую представляют себе большинство людей. В этой схеме A – условный ген «кареглазости», a – условный ген «голубоглазости». В реальности всё сложнее.

Аналогичным образом эту схему воспринимали ученые в начале XX века. В 1907 году американские исследователи Чарльз и Гертруда Давенпорт разработали модель наследования цвета глаз, в которой предположили, что карий цвет является доминантным признаком, голубой – рецессивным, а у двух голубоглазых родителей обязательно должен родиться голубоглазый ребенок.

Чаще всего этот принцип работает. Но исследователи раз за разом сталкивались с исключениями, например, когда у двух голубоглазых родителей рождался ребенок с карими глазами. Да и сам принцип деления глаз на голубые, зеленые и карие оказался слишком упрощенным: на самом деле существует множество оттенков. У некоторых людей цвет глаз не однородный, а с более темным ободком вокруг зрачка. Стало понятно, что этот признак наследуется не так просто – скорее всего, тут задействован не один ген. Впоследствии эти предположения подтвердились.

Голубые глаза с желтовато-коричневым ободком вокруг зрачка.

Как устроена радужная оболочка, и почему она бывает разного цвета?

Цвет глаз зависит от количества света, которое отражает радужная оболочка глаза, или радужка. Она представляет собой светонепроницаемую диафрагму с отверстием в центре – зрачком. Радужка нужна для того, чтобы регулировать количество света, которое поступает на сетчатку. В ней есть две группы мышц: радиальные растягивают зрачок, а круговые сжимают. А еще в радужной оболочке есть клетки-меланоциты, в которых находятся особые органеллы – меланосомы. В них содержится меланин и другие пигменты, поглощающие свет. От их количества и зависит цвет глаз.

Сколько генов отвечают за цвет глаз?

На данный момент ученым известно, что за цвет глаз отвечают несколько генов. Белки, которые кодируют эти гены, влияют на синтез, распределение и транспорт меланина.

Ведущую роль играет ген OCA2, который находится в пятнадцатой хромосоме. Он кодирует белок P, который играет ключевую роль в созревании меланосом, определяет качество и количество меланина в радужной оболочке.

Существует несколько разных вариантов гена OCA2, это явление называется полиморфизмом. Некоторые из них производят больше белка P, некоторые меньше. Существует прямая связь: чем меньше белка P, тем меньше меланина, и тем более светлыми будут глаза.

У некоторых людей возникает мутация в гене OCA2, которая препятствует синтезу белка P. Дети с такими мутациями рождаются альбиносами – у них очень светлые глаза, кожа и волосы.

В той же пятнадцатой хромосоме находится другой важный ген – HERC2. Он содержит интрон – участок ДНК, который не кодирует никаких белков, но влияет на экспрессию (активность) гена OCA2. Ученые доказали, что по крайней мере один из полиморфизмов в этом интроне снижает активность OCA2, тем самым уменьшая количество меланина в радужке и делая глаза более светлыми.

Интересный факт: когда-то все люди на Земле были кареглазыми. Лишь 6–10 тысяч лет назад произошла мутация, благодаря которой появились голубые глаза.

Некоторые другие гены также играют роль в определении цвета глаз, хотя и менее значимую: ASIP, IRF4, SLC24A4, SLC24A5, SLC45A2, TPCN2, TYR и TYRP1. Считается, что эффекты этих генов накладываются на эффекты генов OCA2 и HERC2.

Пигмент меланин бывает двух разновидностей: эумеланин имеет черный или коричневый цвет, а феомеланин – красноватый, он придает глазам ореховый или янтарный оттенок. Кроме того, существует желтый пигмент липофусцин. Если он присутствует в радужке, и при этом мало меланина, то сочетание голубого и желтого дает зеленый цвет.

Наконец, на свет глаз может влиять плотность и оттенок волокон радужке. Так, если меланина мало, то высокая плотность волокон будет давать более светлый голубой цвет, а низкая плотность – более темный синий. А если волокна сероватого цвета, то при низком содержании меланина и радужка будет иметь более серый оттенок.

Всё может измениться

Цвет глаз может меняться в результате воздействия солнечного света и выработки дополнительного меланина, правда, это происходит только у маленьких детей. Обычно изменения происходят, когда малышу 3–6 месяцев – в этом возрасте уже можно судить об окончательном цвете глаз. Например, голубые глаза могут стать зелеными или карими, а карие могут еще больше потемнеть. Небольшие изменения могут происходить вплоть до трех лет. Только не стоит ожидать, что карие глаза станут голубыми – как правило, если у малыша изначально темная радужка, она уже не станет светлее.

Зачастую наследование цвета глаз всё же подчиняется менделевским законам из школьного учебника биологии. Но, за счет влияния других генов, возможны исключения. Природа оставляет за собой право преподнести родителям сюрприз, и это замечательно: благодаря этому каждый ребенок уникален. Он такой единственный. Да и какая разница, какого цвета глаза, если это ваш любимый родной малыш, которого вы так долго ждали?

Остались вопросы?

Всю актуальную и подробную информацию вы можете получить, позвонив по телефону: +7 (499) 653-66-09 или записавшись на консультацию к врачу-консультанту.

Записаться на консультацию

Зиновьева Юлия Михайловна

Врач-генетик

Ведёт генетическое обследование доноров Репробанка, осуществляет подбор доноров для пар, имеющих ранее рождённых детей с установленной генетической патологией.

+7 (499) 653-66-09

info@reprobank.ru

Главная > АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ > Уход за малышом > Уход за новорожденной девочкой

Интимная гигиена

Половые органы девочек в силу анатомических особенностей чаще подвержены инфекциям и отличаются повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Слизистая оболочка половых органов новорожденной очень нежная, тонкая и уязвимая. Она легко травмируется, а даже небольшая травма – ворота для бактерий и вредных микроорганизмов. Поэтому гигиенический уход за новорожденной девочкой должен проводиться тщательно, регулярно и по определенным правилам.

В первые дни

В первое время после рождения на половых губах девочки виден светло-серый или кремовый налет – остатки смегмы, первородной смазки. Если налета не очень много, он сам постепенно впитается в кожу. Однако если налет обильный, рекомендуется его удалить, так как через день-два содержащиеся в нем жиры окисляются, вызывая размножение микроорганизмов и, в итоге, воспаление. Налет этот довольный плотный, поэтому устранять его нужно деликатно, в несколько приемов. Лучше всего использовать для этого ватные тампоны и теплую кипяченую воду. Налет будет удаляться катышками и через 2–3 дня полностью исчезнет.

Как правильно подмывать новорожденную девочку

Подмывать девочку нужно при каждой смене подгузника, и простое вытирание влажными салфетками здесь недопустимо. Салфетками можно удалить каловые массы, после чего следует обязательно промыть промежность под струей проточной воды. Маме, конечно, перед этим нужно вымыть руки с мылом. Ополаскивать половые органы девочки в первые месяцы жизни желательно по направлению к заднему проходу, чтобы частички кала не попали во влагалище и не вызвали воспаления. Из этих же соображений нельзя после дефекации мыть девочку в тазу. Девочек постарше подмывают так: сначала намыливают и ополаскивают анальную область (снизу вверх, по направлению к копчику; струя воды направлена в ладонь), потом снова моют руки и уже без мыла обмывают наружные половые органы (от промежности к лобку, не касаясь зоны заднего прохода).

Это важно знать! Ваша излишняя привязанность к чистоте может «аукнуться» вашей дочурке синехиями – частичным сращением малых половых губ, которое чаще всего возникает из-за того, что мыло травмирует тонкую слизистую оболочку половых органов девочки и вызывает воспалительный процесс

Это важно знать! На 4–7 день жизни у новорожденной дочки могут появиться слизисто-кровянистые выделения из влагалища. Так дают знать о себе гормоны, полученные ею от вас. Это явление называется гормональным кризом новорожденных, не требует лечения и самостоятельно проходит через несколько дней. Однако если половые органы покраснели, а выделения из влагалища гнойные и имеют неприятный запах – срочно обращайтесь к детскому врачу обращайтесь к детскому врачу (педиатру или детскому гинекологу) без отлагательств.

Уход за молочными железами

Через несколько дней после рождения у девочки может наблюдаться набухание и покраснение молочных желез, иногда сопровождающиеся выделением молозива. Это тоже явление гормонального порядка. Не массируйте малышке грудь и не пытайтесь выдавливать содержимое молочных желез, исключите трение этой области об одежду – и через 2–3 недели все пройдет само собой. Если покраснение и увеличение молочных желез выражены слишком ярко, проконсультируйтесь с педиатром.

Купание

  • Купать новорожденную девочку можно сразу, как только подсохнет пупочная ранка. До полугода ванны должны быть ежедневными, затем можно купать малышку через день, а по достижении года и того реже, заменяя ванные процедуры на душ.
  • Следует внимательно промывать все складочки и промежутки между пальчиками рук и ног.
  • Мыло (не туалетное, а специальное детское, с минимальным количеством добавок!) или детскую пенку рекомендуется использовать не чаще 1–2 раза в неделю, причем не добавлять их в воду, а наносить на кожу и смывать душем. Мыльная вода сушит слизистую влагалища. Есть мнение, что до того момента, как ребенок начал ползать по полу (т.е. до момента, когда он, действительно, может испачкаться) или до момента, когда малыш начал есть прикорм (т.е. размазывать по лицу руками кашку или пюре) — нет смысла мыть его с мылом, ведь ребенок еще ничем не пачкается, находится постоянно либо на руках у родителей, либо в чистой кроватке. И лишний раз беспокоить его кожу мыльными средствами не только бессмысленно, но и вредно — смывается защитный слой кожи. Но, во-первых, при этом все равно необходимы ежедневные купания в чистой воде, а во-вторых, это не исключает подмывание ребенка с мылом после того, как он покакал.
  • Добавление в ванну различных травяных отваров – на ваше усмотрение. Однако необходимо учитывать, что почти все из них подсушивают и без того сухую кожу младенцев. В конце зимы и весной в городах в воду центрального водоснабжения добавляется увеличенное количество хлорки, что сильно сушит кожу малышей при ежедневном купании. В этом случае рекомендуется добавлять в воду при купании специальные смягчители, например, календуловое средство для купании (есть такое у фирмы Веледа). А после купания — смазывать кожу малыша детским маслом.
  • Новорожденной девочкой должен использоваться свой, сугубо индивидуальный, набор для купания: полотенце, мочалка-рукавичка. Кстати, можно мыть кроху вместо мочалки куском марли, так как ее можно стирать и кипятить.
  • После купания новорожденную девочку досуха промокают чистым полотенцем или теплой простыней, а кожные складки, при необходимости, обрабатывают детским гигиеническим маслом.

Уход за ушами

Вопреки распространенному мнению, сера – не грязь, а средство защиты организма. Она обладает бактерицидными свойствами и защищает слуховой проход от пересыхания, пыли, ветра и воды. Поэтому не усердствуйте в ее удалении. Максимум, что допускается, – осторожно убрать ватным жгутиком ту серу, которая находится в зоне видимости, то есть вышла из слухового прохода в ушную раковину. Для каждого уха – отдельный жгутик. Ни в коем случае не используйте ватные палочки, не проникайте палочкой внутрь слухового прохода — это может привести к проталкиванию серы вглубь и образованию серных пробок.

Во время купания ушки аккуратно промываются водой. Если в них попала вода, просто промокните ушные раковины полотенцем. Главное – следите за тем, чтобы в помещении не было сквозняков.

Особое внимание требует кожа за ушками. Промывайте ее во время купания и смазывайте детским маслом, особенно при наличии корочек. От опрелостей помогают отвары успокаивающих кожу трав и кремы с оксидом цинка.

Это важно знать! Если на месте опрелости возникла эрозия, обязательно обратитесь к детскому врачу. Неправильное лечение в этом случае может обернуться неприятными последствиями для малышки.

Уход за носовой полостью

Необходимо тщательно следить за тем, чтобы в носу девочки не скапливались сопли и корочки и чтобы она имела возможность полноценно дышать. Поэтому чистить крохе нос, если он заполнен корочками, нужно ежедневно. Корочки предварительно размягчаются с помощью стерильного растительного масла. Для чистки носа предпочтительнее не пользоваться магазинными ватными палочками: теми, что с ограничителем, не удастся проникнуть на нужную глубину, а без ограничителей вы рискуете повредить малышке слизистую носа. Заготовьте из ватных дисков небольшие жгутики («турундочки») и, осторожно вводя их в ноздри, аккуратными вращательными движениями вычищайте содержимое носика. Лучше не пользоваться детскими аспираторами для носа, т.к. при частом их использовании можно повредить слизистую носа, нарушить ее микрофлору. Кроме того, есть мнение специалистов, что отмеченное в последнее время более раннее появление аденоидов у детей, разрастание слизистой носа, является в том числе и последствием слишком рьяного ухода родителей за слизистой носа (частое использование аспираторов, спреев для носа и т.п.).

Уход за ногтями

Ногти у новорожденных очень мягкие, поэтому начинать их стричь удобнее после первого месяца, когда они немного твердеют. Для этого лучше использовать специальные детские щипчики или детские маникюрные ножницы с закругленными концами, предварительно обработанные спиртом или одеколоном. Уголки ногтей на руках скругляют, на ногах – оставляют прямыми, чтобы сразу задать им правильную форму, помогающую в дальнейшем избежать такой неприятной проблемы, как врастание ногтей. Обычно малышам достаточно стричь ногти раз в 7–10 дней, по мере их вырастания. Делать это можно в любое удобное для вас время, когда малышка наиболее спокойна, например, во время сна или кормления.

Это важно знать! Ногти у новорожденных пока еще настолько мягкие, что в кожу врасти, как правило, не могут. И все же если вам кажется, что это случилось, проконсультируйтесь с детским хирургом.

Записаться на прием к врачу Центра можно через: 

форму он-лайн записи на прием 

либо по телефонам Центра В Москве:

+7 (495) 229-44-10, +7 (495) 954-00-46, +7 (962) 947-38-08

в рабочие часы Центра (ежедневно, без выходных и праздников, с 9.00 до 21.00)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий