Почему у грудного ребенка текут слюни; причины и что делать

Почти в каждом классе и в каждой группе детского сада сегодня можно встретить ребенка с признаками одной из легких форм аутизма. Многие родители не признают расстройства аутистического спектра (РАС) у своих детей: В«Сейчас такие современные дети!В» – говорят они, и понятно, что признаться себе в том, что твой ребенок какой-то не такой, очень сложно. Гамма испытываемых родителями чувств колеблется от тревоги до полного отрицания и неприятия собственного чада.

В 

Исследования подтверждают, что раннее интенсивное коррекционное вмешательство приводит к более благоприятному развитию событий для ребенка и семьи. Важно вовремя заметить и распознать признаки аутизма, поскольку педиатры часто не могут диагностировать РАС на ранних стадиях. Родители – лучшие эксперты для своих детей, поэтому к 18 месяцам рекомендуется пройти следующий тест.

В 

Тест на выявление признаков аутизма

  1. Любит ли ребенок качаться, подпрыгивать, играть у вас на коленях?В Да. Нет.
  2. Интересуют ли его другие дети? Да. Нет.
  3. Любит ли ребенок влезать куда-то, например, на лестницу? Да. Нет.
  4. Нравится ли ему играть в В«ку-куВ» или В«пряткиВ»? Да. Нет.
  5. Играет ли он понарошку, например: заваривает В«чайВ» в игрушечном чайнике, В«наливаетВ» его в чашки или что-то подобное? Да. Нет.
  6. Ребенок показывает пальчиком, когда что-то просит? Да. Нет.
  7. Показывает ли пальчиком на то, что ему интересно? Да. Нет.
  8. Может ли ребенок правильно играть с маленькими игрушками, например, машинками, кубиками, без того, чтобы засовывать их в рот, прижимать к себе или бросать? Да. Нет.
  9. Приносит ли ребенок предметы, чтобы показать вам что-то? Да. Нет.

Распределение риска

Группа высокого риска аутизма: ответы В«НЕТВ» в п. 5, 7.

СреднийВ риск аутизма:В ответы В«НЕТВ» в п. 7, но нет других пунктов из группы высокого риска.

Низкий риск аутизма: все остальные В«НЕТВ», за исключением первой и второй групп.

Если все ответы В«ДАВ» – ребенок нормальный.

В 

Советы и рекомендации

Группа высокого риска:В рекомендуется обратиться коррекционную клинику.

СреднийВ риск аутизма, сильные подозрения – поступите, как сказано выше, слабые подозрения – повторите тест через месяц.

НизкийВ риск:В даже при одном ответе В«НЕТВ» повторите тест через месяц.

В 

Поведенческие признаки аутизма

Кроме того, что нормально развивающийся ребенок к 18 месяцам должен указывать на то, что он хочет, смотреть туда, куда вы ему показываете, и играть с предметами В«понарошкуВ», у него должны быть сформированы социальные и коммуникативные навыки, развиты крупная и мелкая моторика, сенсорное восприятие и чувство безопасности. Если каких-то навыков у ребенка нет, то это может быть признаком аутизма. Перечислим некоторые из них.

В 

Проблемы социализации

  1. Ребенок не проявляет интерес к играм и другим людям. Может затыкать уши, сидеть неподвижно долгое время.
  2. Жесток к родным (кусает, щиплет, бьет).
  3. Когда остается один в кроватке, яростно кричит, вместо призывающего маму плача.
  4. Не замечает, когда родители уходят и возвращаются домой.
  5. Не интересуется играми, где можно взаимодействовать с другими людьми, например, В«ку-куВ».
  6. Сопротивляется, когда родители держат его на руках, целуют, обнимают.
  7. Лежа в кроватке, не протягивает руки к маме, когда она пытается взять его.

В 

Коммуникативные проблемы

  1. Не понимает и не чувствует окружающую обстановку, не реагирует на шум, яркий свет и другие раздражители.
  2. Избегает прямого взгляда В«глаза в глазаВ».
  3. Направляет руку другого человека в поисках нужного предмета. Использует родителя как инструмент для получения желаемого, вместо лепетания или указания на предметы.

В 

Стереотипия, или повторяющееся поведение

  1. Постоянно хаотично размахивает руками или предметами.
  2. Увлеченно и долго рассматривает заинтересовавший предмет, например, вентилятор.
  3. Любит вращаться, кружиться, бегать по кругу.
  4. Выстраивает предметы или игрушки в линейку.
  5. Не интересуется игрушками, но проявляет интерес к другим объектам, например, деревянным палочкам, ремням, обогревателю, баночкам из-под крема.
  6. Ловит руками солнечные лучи.
  7. Не интересуется игрушкой в целом, но поглощен какой-то одной деталью, например, колесами машинки или глазами у куклы.
  8. Раскачивается из стороны в сторону, как бы самоукачиваясь.
  9. Проявляет сильный интерес к включению и выключению приборов или света.
  10. Ест несъедобные вещи, например, одежду, бумагу, постельное белье или занавески.
  11. Трясет рукой перед глазами или щелкает пальцами.
  12. Стремится к тому, чтобы его тело сжали, любит залезать под узкий диван.
  13. Размазывает с неподдельным интересом собственный кал.
  14. Находит способы сильной стимуляции тела, например, прыгает с высоты.

Крупная и мелкая моторика

  1. Не может держать в руках карандаш, он вываливается из рук.
  2. Имеет плохую координацию движений, не может подняться по ступенькам.
  3. Ходит на цыпочках.
  4. Не может поймать мяч. Испытывает дефицит пространственного восприятия.
  5. Неуклюж, постоянно падает или же наоборот, имеет исключительное равновесие и свободно ходит по металлическим перекладинам.
  6. Обильное слюноотделение.
  7. Не может ездить на трехколесном велосипеде или детской машинке.

Сенсорные перегрузки

  1. Не разрешает прикасаться к себе, не дает стричься.
  2. Не может сидеть с пристегнутым ремнем.
  3. Не терпит новых впечатлений, незнакомых мест и людей, устает от праздников, шаров, свечей и хлопушек.
  4. Отказывается от водных процедур.
  5. Часто имеет позывы к рвоте.
  6. Не переносит музыку.
  7. Вращает объекты очень близко к лицу.
  8. Кажется глухим, не реагируя на громкие звуки, но в других случаях слух кажется нормальным.
  9. Зимой неохотно надевает теплую одежду.
  10. Не любит переодеваться.
  11. Любит рвать свою одежду, отрывать ярлыки, распарывать швы.
  12. Летом требует надеть зимние вещи.

Самоповреждения

  1. Бьется головой о твердый предмет.
  2. Кусает себя, часто за запястья рук, не выказывая явных признаков боли.
  3. Расцарапывает кожу до крови.
  4. Выдергивает пучки волос с головы.

Безопасность

  1. Полное отсутствие осознания опасности, например, не реагирует на злую собаку, горящий огонь или крутой склон горы.
  2. Не распознает ситуации, где может ушибиться, обжечься или попасть под колеса автомобиля.
  3. Отсутствует страх высоты.

В 

Нарушения желудочно-кишечного тракта как признак аутизма

imageДоктор Тим Буи, гастроэнтеролог Гарвардского университета и Общественной центральной больницы Бостона, сделал эндоскопию более 1000 детей с аутизмом и у 400 из них обнаружил гастроэнтерологические проблемы. У детей с РАС проблемы с желудком встречаются гораздо чаще, чем у обычных детей. У 20% детей было обнаружен эзофагит (воспаление пищевода), у 12% – гастрит, у 10% – воспаление двенадцатиперстной кишки, у 12% – колиты, у 55% – лактазная недостаточность. У таких детей часто встречается неперевареная еда в стуле, возникают запоры или поносы. При необходимости следует обратиться к гастроэнтерологу.

В 

Удар по семье

Аутисты могут несколькоВ дней бодрствовать,В не отличать день от ночи или с трудом засыпать и постоянно просыпаться. Могут спать непродолжительное время – 1-2 часа в сутки, родители при этом не высыпаются. У этих детей низкий или отсутствующий болевой порог, частые судороги, необъяснимые спонтанные приступы плача или смеха. Семья, воспитывающая ребенка аутиста, ограничена в посещении общественных мест, кинотеатров, магазинов, кафе, не может полноценно путешествовать и отдыхать на природе. Для реабилитации семьи с ребенком, страдающим аутизмом, следует обратиться в специализированные центры, где специалисты по раннему вмешательству окажут речевую, трудовую или физиотерапевтическую помощь.

В 

Автор Юлия Савельева

В первые годы жизни у ребёнка прорезываются молочные зубы, он постепенно начинает есть привычную для взрослого пищу, формируется жевательный рефлекс. В этот период важно подобрать правильные средства гигиены, чтобы в будущем у ребёнка были здоровые и крепкие зубы.

Сегодня расскажем, как выбрать первую щётку и пасту, предотвратить развитие кариеса на ранних стадиях без похода к стоматологу, а также пройти через прорезывание молочных зубов.

Местный иммунитет в полости рта ребёнка развивается постепенно, первые бактерии передаются от матери при рождении и во время кормления. Изначально полость рта стерильна, а микрофлора формируется, когда происходят контакты с внешним миром: родители облизывают соску или бутылочку, пробуют прикорм детской ложкой, целуют ребёнка. 

Во время этих контактов передаются бактерии, к которым адаптируется иммунитет, но он может подвести при резких изменениях или при заболевании. Передача вредных бактерий происходит чаще всего в раннем возрасте через так называемое «окно инфицирования», но возможна и в более ранние или поздние сроки. 

Микрофлора ребёнка ещё не готова и не может справиться со многими инфекциями: грибок молочницы или стоматита, стрептококки и стафилококки (провоцируют развитие ангины), а также кишечная палочка и вирус герпеса.

В одном из последних исследований утверждается, что самая часто передаваемая инфекция — Streptococcus mutans. Именно она провоцирует развитие кариеса. Причём, она передаётся, даже если у родителя нет кариозных зубов, поскольку организм взрослого более подготовлен справляться с вирусами и инфекциями — кариесогенные бактерии не успевают образовать кариес в эмали. А организм младенца только учится, и риск развития кариеса у младенца из-за этого выше. Поэтому стоматологи рекомендуют ограничить контакты: различные облизывания и поцелуи.

image

Основные источники передачи кариесогенных бактерий у ребёнка до 3 лет: пробование пищи во время прикорма, облизывание сосок-пустышек, бутылочек и игрушек, поцелуи

До появления первых зубов обычно проходит 6–10 месяцев. Гигиена рта в это время так же важна, как и после прорезывания, поскольку влияет на формирование крепкого местного иммунитета и на прикус зубов в будущем. Отметим, что родителям в этот период стоит обратить внимание на три вещи в арсенале по уходу за полостью рта младенца: правильные соски-пустышки, салфетки для чистки с ксилитом и гель для облегчения прорезывания.

Ортодонтические соски

Если вы пользуетесь сосками-пустышками, во-первых, они должны быть ортодонтическими, а во-вторых, делайте это до 6 месяцев, когда начинают резаться первые зубы. После 6 месяцев соска может повлиять на формирование прикуса в будущем.

Отказ от сосок до 8–9 месяцев формирует правильный прикус и помогает развитию челюсти. По исследованиям зубочелюстных аномалий больше половины жалоб на неправильный прикус поступает в период раннего смешанного прикуса (6–9 лет), но формирование положения зубов начинается именно в младенчестве. Родители детей, участвовавших в исследовании, указывали на наклон верхних резцов вследствие вредной привычки сосания соски и пальцев. 

К тому же, именно в этом возрасте сосательный рефлекс сменяется жевательным, поэтому отвыкнуть от пустышки ребёнку будет психологически проще.

Помимо фторидов рекомендуется смотреть на абразивность пасты (до 50 RDA), а также на наличие в составе лечебно-профилактических добавок: ферментов, ксилита, экстрактов трав. 

На что смотреть в составе при выборе пасты:

  • Абразивы — альтернативным, не травмирующим, но эффективным абразивным веществом является диоксид кремния. Стоит отдать предпочтение зубным пастам с этим веществом в составе. 
  • Фториды — органический фтор содержат такие соединения, как аминофторид (олафлюр).
  • Молочные ферменты — лактоферрин, оксид глюкозы, лизоцим, лактопероксидаза. Все они стимулируют развитие полезной микрофлоры, укрепляют местный иммунитет и восстанавливают кислотно-щелочной баланс полости рта.
  • Ксилит — натуральный заменитель сахара с полезными для зубов и дёсен свойствами. Он препятствует размножению бактерий и снижает риск появления кариеса.

Зубная паста Biorepair Kids со вкусом земляники (от 0 до 6 лет) Зубная паста Apadent Kids со вкусом клубники и винограда (c 0 лет) Зубная паста Brush-Baby Яблоко-мята (от 0 до 3 лет) Зубная паста Mamiae Клубника до 6 лет

Считается, что вылечить зуб, поражённый кариесом, невозможно без посещения стоматолога. Но только если это не кариес на стадии мелового пятна — это начальная стадия кариеса, когда из эмали зуба вымывается кальций. В этот момент зуб подвержен атаке кариесогенных бактерий сильнее всего. Но поражение ещё можно остановить без посещения стоматолога.

Например, с помощью реминерализующих гелей. Они содержат все необходимые минералы, которые заполняют вымытые участки: например, в Tooth Mousse эту функцию выполняет казеин. Так зуб приобретает изначальный вид и получает дополнительную защиту от кариозных образований.

Даже если у ребёнка, на первый взгляд, нет кариеса, гель можно применять для профилактики.

Гель для укрепления зубов R.O.C.S. (ROCS) Medical Minerals со вкусом клубни… Гель для укрепления зубов R.O.C.S. (ROCS) Medical Minerals с фруктовым вкус… Зубной гель GC Tooth Mousse Клубника Зубной гель GC Tooth Mousse Мультифрукт

Привычка тянуть всё в рот может привести к неправильной артикуляции языка, губ и челюстей при глотании, а также открытому прикусу. Исследования доказали, что от привычки сосать пустышку ребёнка можно отучить до трёх-четырёх лет. Но поскольку такая привычка имеет биомеханические причины, отучить ребёнка бывает сложно — в этом случае необходима помощь психотерапевта.

Чтобы избежать проблем с прикусом, важно вовремя отказаться от пустышки. К 8–9 месяцам, если прикорм введён своевременно, сосательный рефлекс постепенно сменяется жевательным. Именно с этого возраста рекомендуется начинать меньше давать соску малышу — ему будет психологически и физиологически проще отвыкнуть. 

Только качественная гигиена может помочь избежать кариеса. Чтобы чистка зубов была эффективной, придерживайтесь этих правил.

  • Чистить зубы нужно дважды в день, утром после завтрака и вечером перед сном.
  • Правильные движения щёткой — выметающие, от десны к кончику зуба.
  • Не забывайте про внутреннюю поверхность зубов.
  • Покажите ребёнку, что вам самим нравится чистить зубы. Подавайте ему пример.

От гигиены полости рта зависят первые впечатления вашего малыша от похода к стоматологу. Когда правила соблюдаются и кариес не возникает, общение с врачом сводится к профосмотрам и не оставляет жутких воспоминаний на всю жизнь. 

В дальнейшем ребёнок будет доверять стоматологу и легче перенесёт возможные процедуры. А это значит, что кариес будет лечиться вовремя и не приведёт к осложнениям.

Все самые необходимые средства для гигиены детей от 0 до 3 лет собраны в нашем детском наборе № 1. В него входят: 

  • Зубная паста Splat Baby со вкусом яблока и банана или ванили с напальчником в комплекте;
  • Зубная щётка Curaprox Curakid;
  • Гель Pansoral «Первые зубы»;
  • Салфетки с ксилитом Brush Baby;
  • Держатель для зубной щётки Miradent Funny Animals.

Это базовые средства, которые помогут вашему ребёнку поддерживать здоровую микрофлору полости рта и бороться с кариесом.

Пускающий пузырьки из слюнок младенец кажется милым. Повышенное слюноотделение наблюдается у грудничков в 2–3 месяца, а к году количество слюнной жидкости уменьшается. Часто при гиперсаливации слюни текут по подбородку, что доставляет существенные неудобства как родителям, так и самому малышу. В каких случаях повышенное выделение слюны – это норма, а в каких – патологический процесс?

Зачем нужна слюна?

Слюна – это биологическая жидкость, которая продуцируется слюнными железами и выделяется в полость рта. Основные железы, вырабатывающие ее:

  • подчелюстная;
  • околоушная;
  • подъязычная;
  • множество мелких желез во рту.

Зачем нужна слюна? Когда ее становится мало, человек испытывает дискомфорт, сухость во рту, чувствует жажду. Она помогает прожевывать пищу и глотать. Основные функции слюны:

  • смачивает слизистую поверхность полости рта;
  • помогает при произношении звуков;
  • обеспечивает восприятие вкусовых ощущений, растворяя кусочек пищи и помогая вкусовым сосочкам воспринять его молекулы;
  • склеивает пережеванную пищу в один комок, помогая ее проглотить;
  • очищает ротовую полость от остатков еды;
  • обладает бактерицидным и обеззараживающим воздействием;
  • защищает десны и зубы от болезней.

Такой широкий спектр воздействия объясняется составом слюны. На 98% она состоит из воды, остальные 2% составляют следующие вещества:

  • Муцин – высокомолекулярные гликопротеины, которые содержат в себе кислые полисахариды. Муцин вырабатывается эпителиальными клетками и входит в состав секретов многих животных. Его основная задача заключается в смачивании и склеивании пищевого комка.
  • Лизоцим – антибактериальный агент, разрушающий клеточные стенки микробов. Кроме слюны он содержится в слезах, грудном молоке, слизи носоглотки. Благодаря лизоциму во рту нейтрализуются многие болезнетворные микроорганизмы, а слюна обладает обеззараживающим воздействием. Он защищает эмаль зубов от разрушения бактериями.
  • Ферменты амилаза и мальтаза. Эти ферменты уже во рту расщепляют углеводы до олиго- и моносахаридов.

Кроме этого в слюне содержатся и другие ферменты, а также соли кислот и микроэлементы. Состав этой биологической жидкости может меняться в зависимости от рациона человека, состояния его здоровья и раздражителя, попадающего в полость рта.

Какой слюна должна быть в норме?

У здорового человека слюна на вид прозрачная или слегка мутная и бесцветная, практически без запаха. Она немного вязкая, если растереть каплю между пальцами, почувствуется скольжение. Вязкость лишь немногим больше, чем у воды. Плотность слюны меняется в зависимости от ее состава и составляет 1,002–1,12 г/мл.

Одна из наиболее важных характеристик слюны – это кислотность. В норме она должна быть выше 7 рН, то есть слюна – это щелочная среда. При увеличении кислотности слюнная жидкость теряет свои бактерицидные свойства. Кислая среда прекрасно подходит для размножения болезнетворных микроорганизмов.

Буферная емкость слюны – это понятие, которое характеризует способность слюнной жидкости нейтрализовывать вредные вещества, попадающие в ротовую полость. Чем выше кислотность, тем ниже буферная емкость. Кислотность увеличивается при длительном употреблении углеводов в пищу. Именно поэтому родители запрещают детям есть много сладостей, чтобы у них не было кариеса.

Почему у грудничка обильно текут слюни?

У новорожденных детей начинают течь слюнки сразу после рождения, слюноотделение только увеличивается вплоть до трехмесячного возраста. Не зря грудничкам вешают на грудь слюнявчики, чтобы они не намочили одежду. Иногда такая особенность малышей кажется милой, но каждая мама хоть раз да задавала такой вопрос: а является ли это нормой, если слюни бегут так сильно, или это связано с болезнью?

Физиологические причины повышенного слюноотделения

Слюна вырабатывается сразу же при рождении ребенка, но в 2–3 месяца малыш обильнее всего пускает пузыри. Это нормальный процесс, он необходим для полноценного развития ребенка. Причины, почему у новорожденных наблюдается повышенное слюноотделение:

  1. Не сформированный глотательный рефлекс. Несмотря на то, что малыш уже появился на свет, многие функции организма только начинают развиваться. Глотание у двухмесячных детей затруднено, именно поэтому во рту образуется избыток слюны, ведь она помогает пище проскользнуть внутрь, в пищевод. Сглатывать слюни в два-три месяца малыш тоже пока не научился, их образуется слишком много, и процесс происходит постоянно, поэтому он пускает пузыри, а струйки слюнной жидкости стекают по подбородку.
  2. Защитный барьер. После рождения младенец оказывается в новом, неизведанном мире. Он хочет все узнать, все попробовать, и один из способов познания – это взять предмет в рот. Ребенок тянет в рот игрушки, одеяльце, собственные пальцы рук и ног. Иммунная система еще не до конца сформирована, поэтому не сможет дать отпор всем микроорганизмам, попадающим в организм через рот. Для защиты малыша нужно как можно больше слюны, которая сможет нейтрализовать бактерии с грязной игрушки.
  3. Прорезывание зубов. Первые зубки начинают резаться в 3–4 месяца. Этот процесс сопровождается болью, зудом в деснах, у малыша повышается температура, он становиться вялым и капризным. Слюна оказывает обеззараживающее и успокаивающее воздействие. Обильное слюноотделение помогает младенцу справиться с таким болезненным процессом.

Пик интенсивного выделения слюнной жидкости приходится на 3–5 месяцев. К полугоду глотательный рефлекс уже практически сформирован. В каком возрасте слюнки перестают течь? К 1 году выделение слюны нормализуется, малыш уже может контролировать глотание, жидкость не стекает по подбородку.

Патологические причины

Гиперсаливация – это избыточное слюноотделение вследствие увеличения секреции слюнных желез. Если у грудничка текут слюни по подбородку и груди, их слишком много, начали появляться раздражение и сыпь вокруг рта, это свидетельствует о наличии заболевания, спровоцировавшего гиперсаливацию.

Причины патологического слюноотделения у 2–3-месячного ребенка:

  1. Стоматит – воспалительное заболевание полости рта, характеризующееся образованием язвочек и афт на слизистой. С помощью слюны организм старается нейтрализовать инфекцию, она выделяется как реакция на инфицирование. Также количество слюнной жидкости увеличивается из-за болевых ощущений, которые испытывает малыш
  2. Кандидоз – грибковая инфекция, вызываемая грибками рода «кандида». Частое явление у новорожденных, которые заражаются молочницей от матери во время прохождения родовых путей или от грязных сосок и бутылочек. Проявляется в появлении белого творожистого налета на языке, под которым скрываются кровоточащие язвочки. Слюни при молочнице густые, мутные, неприятно пахнут.
  3. Детский церебральный паралич и другие нарушения работы ЦНС. У ребенка наблюдается частичный паралич мышц, судороги, нарушение согласованности мышечных движений. Подобные нарушения мешают деткам удерживать слюну во рту.
  4. Простудные заболевания, ОРВИ, заболевания дыхательных путей (бронхит, пневмония, ангина). При этих недугах кроме гиперсаливации у ребенка появляется кашель, насморк, повышается температура.
  5. Заболевания пищеварительной системы. Патологии в работе желудка и кишечника могут спровоцировать повышенное слюноотделение. Слюна будет неприятно пахнуть и иметь более густую консистенцию.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: сколько у ребенка может держаться температура при прорезывании зубов?

Изменения в количестве и составе слюны могут произойти из-за стрессовых ситуаций и нервного напряжения. Выяснить причину, которая вызвала гиперсаливацию, сможет только врач. В первую очередь необходимо отнести грудничка к педиатру, а он направит к другим специалистам, если потребуется: эндокринологу, неврологу, стоматологу или гастроэнтерологу.

Как облегчить состояние ребенка?

Ребенку 3 месяца, текут слюни – что делать? Если у малыша постоянно мокрый ротик и подбородок, на этом месте со временем образуется раздражение. Кожа начинает шелушиться, на этом участке появляются мокнущие язвочки. Несколько советов, как помочь грудничку:

  1. Старайтесь сразу же подтирать слюнки, когда они текут, не допуская попадания на кожу. Для этого лучше всего использовать гипоаллергенные детские салфетки. Ротик и подбородок необходимо аккуратно промокать, а не тереть.
  2. Для защиты одежды вешайте на грудь малыша слюнявчик. Однако не стоит оставлять его на ночь, чтобы ребенок не запутался в завязках и не задохнулся. Ткань нужно менять по мере намокания.
  3. Кладите грудничка на животик. Это поможет слюне стекать сразу на подкладку на кроватке, а не скапливаться во рту. Перекладывать на живот можно уже на первом месяце жизни.
  4. При прорезывании зубов давайте малышу специальные прорезыватели, которые он будет грызть. Хорошо помогает облегчить боль и выход зубок легкий массаж. Маме следует тщательно вымыть руки, а затем аккуратными массирующими движениями пройтись пальчиком по деснам.
  5. Соска помогает сглатывать слюнки. Ребенок делает сосательные движения, которые способствуют глотательному рефлексу. Часто малыш заменяет соску собственным пальцем или кусает кулачки.

Если малыш испытывает дискомфорт от обильного слюноотделения, необходимо посетить врача. Насторожить должно и сильное выделение слюны, и ее нехватка. Только доктор сможет определить, является гиперсаливация физиологической нормой для конкретного новорожденного или это следствие заболевания.

Поделитесь с друьями!

У детей с дизартрией подвижность речевых и мимических мышц сильно ограничена, поэтому они произносят практически все звуки нечетко и неправильно, имеют тихий голос, нарушенный ритм дыхания. Они не умеют прожевывать твердую пищу, полоскать рот, застегивать пуговицы, рисовать, любые действия, требующие точных движений, даются им с большим трудом.

В своей практике логопеды чаще всего сталкиваются с относительно легкими формами дизартрии. Иначе их называют стертой формой или дизартрическим компонентом. Если тяжелые степени дизартрии легко диагностировать, то стертые формы нарушения способен распознать только опытный логопед или невролог.

Многие дети с дизартрией могут к моменту постановки диагноза уже какое-то время посещать логопедические группы, но без какого-либо результата. Некоторые малыши в раннем детстве (1-2 года) наблюдались у невролога, но были сняты с учета при наступлении видимых улучшений.

Дизартрия опасна тем, что она серьезно тормозит речевое развитие ребенка, поскольку утрачены связи между речевыми центрами коры головного мозга и артикуляционным аппаратом. Нарушается вся произносительная сторона речи. Ребенок говорит, но поскольку он произносит все звуки невнятно, его сложно понять. Если вовремя не начать коррекцию, то в школе у ребенка начнутся серьезные проблемы с овладением письменной речи – дислексия и дисграфия.

Когда нужно обращаться к специалистам?

Обычно ребенок-дизартрик попадает к логопеду в 4-5 лет. Это довольно поздно, но при грамотной коррекции и регулярных занятиях нарушение удается минимизировать к моменту поступления в первый класс. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем выше шансы на успех.

Определить, есть ли у ребенка проблемы с подвижностью речевого аппарата, поможет простой тест. Встаньте перед зеркалом, выполняйте задания сначала сами, потом попросите ребенка их повторить:

  • улыбнуться, а потом вытянуть губы трубочкой. Работают только губы, зубы сомкнуты, подбородок не двигается;
  • высунуть язык, а потом убрать его;
  • приоткрыть рот и распластать язык на нижней губе, удерживать его в таком положении 5 секунд;
  • широко открывать и закрывать рот, шлепая губами;
  • открыть и закрыть рот, сделать губами трубочку, повторить несколько раз;
  • открыть рот, кончиком коснуться уголков рта, поводить языком туда-сюда, подражая маятнику часов.

Учтите, что делать, какие-либо выводы, можно только после того, как ребенок предпринял несколько неудачных попыток, ведь с первого раза он может не понять, что от него требуется. Поводами для обращения к неврологу или логопеду являются следующие признаки:

  • ребенок не может сразу найти нужное положение для речевых органов;
  • с трудом удерживает их в заданном положении;
  • улыбка и высунутый язык как бы съезжают в сторону;
  • он не может выполнить отдельные движения;
  • непроизвольные синхронные движения речевых органов.

На дизартрию также указывают неразвитая мелкая моторика, неловкость, трудности в удержании равновесия, чрезмерное напряжение или расслабление мышц лица и шеи, произношение в нос. Если вы заметили хотя бы два-три из перечисленных признаков, немедленно покажите малыша логопеду и неврологу.

Читайте также: Ребенок в 5 лет отстает в развитии: причины и сигналы

Как помочь ребенку с дизартрией?

Детям-дизартрикам с легкой и средней степенями нарушения, в первую очередь, необходимы регулярные занятия с логопедом, владеющим техникой логопедического массажа. Заниматься нужно не реже трех раз в неделю. Если у вас нет возможности посещать специалиста, то в домашних условиях нужно выполнять хотя бы отдельные элементы логопедического массажа. Кроме того, являются обязательными:

  • комплекс артикуляционной гимнастики;
  • игры и упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания (хорошо зарекомендовал себя комплекс Стрельниковой);
  • пальчиковые игры;
  • массаж для расслабления мышц на придание им тонуса;
  • развитие мелкой моторики – пазлы, мозаика, игры с песком и водой, лепка, рисование цветным рисом, конструкторы, упражнения с кольцом су-джок и пр.;
  • общее укрепление здоровья ребенка, в частности, нервной системы.

Детям с дизатрией обычно хорошо даются упражнения, где нужно выполнять действия по образцу. Если, например, вы учите малыша застегивать пуговицы, сначала покажите это на кукле, потом на себе, затем уже на одежде самого ребенка, направляя каждое его движение. По тому же принципу вам придется выполнять и артикуляционную гимнастику, и дыхательные упражнения: сначала вы даете ребенку образец, а потом под вашим руководством он совершает движения самостоятельно.

Читайте также: Ребенок перестал говорить после прививки АКДС?

Как помочь мышцам?

Упражнения для речевого аппарата бесполезны, пока мышцы слишком расслаблены или, наоборот, напряжены. Поэтому перед занятиями следует проводить массаж лицевых, шейных и плечевых мышц. В первую очередь это легкие поглаживания, резких движений совершать нельзя. Уложите малыша так, чтобы его голова находилась на ваших коленях, под прямым углом к вашей груди. Движения совершаются двумя руками с обеих сторон лица одновременно по следующим направлениям:

  • от середины лба к вискам;
  • от бровей к линии волос;
  • от середины лба по щекам к шее и плечам;
  • от ушных мочек через щеки к носовым крыльям;
  • от уголков рта сначала к середине верхней губы, потом — к середине нижней губы, затем – к крыльям носа.

Если мышцы очень напряжены, то движения должны быть все время очень легкими, если же они расслаблены, то следует чередовать энергичные разминания и щадящие поглаживания.

Это общие советы родителям детей с дизартрией. Конкретные комплексы игр и упражнений и лекарственные препараты, если они необходимы, подбирают только логопед и невролог, исходя из особенностей состояния ребенка.

Дата публикации: 03.10.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

MicroFlora.ru image Педиатрия image Развитие недоношенных детей

image

Новорожденный считается недоношенным, если он появился на свет раньше, чем через 37 недель после зачатия.

Ничего особо страшного в рождении недоношенного ребёнка нет, а шансы вырастить его полноценным человеком очень велики, стоит лишь приложить немного старания и терпения в первые месяцы и годы жизни малыша. Ребёнок очень сильно зависит от матери, поэтому необходимо:

  • раннее прикладывание к груди;
  • сохранение грудного вскармливания;
  • прием с первого дня жизни жидкого пробиотического препарата Бифидум БАГ.

Формирование микрофлоры и иммунитета у недоношенных детей

Бифидобактерии являются основными в кишечнике у новорожденного и составляют 98% от всей микробной флоры.

Бифидум БАГ  – это  живые активные бифидобактерии  тех видов, которые являются основными в кишечнике новорожденного. Они определяют его иммунитет, помогают переваривать белки, углеводы, синтезируют витамины, аминокислоты и другие полезные вещества. Состав питательной среды препарата Бифидум БАГ максимально приближен к составу материнского молока (аминокислоты, лизоцим, витамины).

Приём жидкого пробиотика Бифидум БАГ начинается с первых дней жизни. Продолжительность первого курса применения пробиотика составляет 2 месяца, начальная дозировка для недоношенных детей составляет 0,5 мл в день вместе с кормлением в 1-2 приема и к концу первого месяца доводится до 1 мл в день в 2 приема. Местное применение (закапывание носовых ходов, аппликации на кожу, микроклизмы) способствует более быстрому восстановлению всех слизистых организма ребенка.

Мнение специалистов

Яцык Г.В., академик, д. м. н., руководитель отделения для недоношенных Института педиатрии НЦЗД, Н. Д. Одинаева, д. м. н. ведущий научный сотрудник отделения для недоношенных Института педиатрии НЦЗД: «Мы имели опыт применения всех жидких препаратов. Так вот, по сравнению с другими формами, Бифидум БАГ содержит бифидобактерии, которые соответствуют по своему видовому составу возрасту периода новорожденности и детей первого года жизни.  И что самое главное, учитывая то, что мы работаем в отделении для недоношенных детей, этот препарат не содержит лактозы, а у недоношенных детей практически у всех имеются малые дисфункции желудочно-кишечного тракта, в частности, лактазная недостаточность и страдание вегетативного отдела центральной нервной системы.

Необходимо осуществлять прием Бифидум БАГ при переходе на искусственное вскармливание, при антибактериальной терапии, а также, например, у глубоко недоношенных детей для наращивания массы тела, при рахите, анемии, гипотрофии».

Особенности недоношенных детей

1. Низкий вес тела. 

2. Отсутствие подкожно-жирового слоя.

3. Низкий мышечный тонус, вялость, слабый крик, отсутствие чувства голода.

4. Телосложение непропорционально, большая голова и маленькие короткие конечности.

5. Большой и распластанный живот с явным расхождением прямых мышц.

6. Преобладание мозгового черепа над лицевым.

7. Податливость черепных костей.

8. Мягкие ушные раковины и др.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам (для первых степеней недоношенности)

ВОЗРАСТ НАВЫКИ
1 месяц

Набирает массу тела, поднимает голову.

2 месяца

Лёжа на животе, учится удерживать голову в горизонтальном положении.

3 месяца

Попытки фиксировать взгляд на одной точке, развитие мимики.

4 месяца

Малыш уже умеет улыбаться, фокусирует взгляд и держит голову в вертикальном положении без особых на то усилий.

5 месяцев

Малыш поворачивает голову на звуки, появляются движения руками и ногами в ответ на обращение родителей и издаёт пока что невнятные звуки.

6 месяцев

Дети захватывают подвешенные игрушки, находят невидимые источники звуков и начинают лепетать.

7 месяцев

Происходит бурное психическое и эмоциональное развитие. Ребёнок уже умеет отличать близких от чужих, берёт в руки различные предметы, лепечет. Появляется разнообразное длительное гуление.

8 месяцев

Развиваются движения в горизонтальном положении. Дети начинают переворачиваться на живот со спины и обратно. Начинают ползать и пытаться сесть.

9 месяцев

Ребёнок начинает произносить отдельные слоги, пытается повторять за взрослыми.

Пытается встать. Спокойно садится, держась за барьер.

10 месяцев

Расширяется набор манипуляций с предметами, ребёнок уже может стоять, опираясь на барьер.

 11 месяцев

Психоэмоциональное и моторное развитие начинают совершенствоваться.

12 месяцев

Относительно уверенно стоит. Испытывает сильный интерес к окружающей обстановке, реагирует на взрослых, активно манипулирует с предметами.

Эффективность применения бифидобактерий для недоношенных детей

Данные японских исследователей доказывают пользу очень раннего применения бифидобактерий у маловесных новорожденных для начала колонизации бифидобактерий и формирования интестинальной флоры.

В группе новорожденных, получавших бифидопробиотик в первые часы появления на свет, уже в течение  2 недель начиналось полноценное формирование флоры.

У таких же детей, получавших пробиотик спустя сутки после появления на свет, формирование флоры формировалось в течение 4 недель (опоздание с пробиотиком на сутки дало опоздание в формировании флоры на месяц). В группе детей, не получавших пробиотики, и через 7 недель формирование флоры не наблюдалось, бифидофлора отсутствовала.

Эффективность применения Бифидум БАГдля недоношенных детей

При приеме Бифидум БАГ

– происходит быстрое становление оформленного, переваренного стула при грудном вскармливании,

– наблюдается отсутствие кишечных колик, повышенного газообразования, срыгиваний;

– улучшается пищеварение, быстрее идет прибавка в весе;

– в 4,7 раз снижается вероятность инфекционных заболеваний (ОРВИ, грипп);

Наши пробиотики:

image

 Бифидум Баг

image

 Трилакт

image

 Экофлор

Посмотреть все

image image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий