Первая улыбка малыша: когда ребенок начинает улыбаться осознанно

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого. Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии. Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного. Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии). Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым. Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств. Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности. Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и  эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией. Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины. Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект. Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей: 1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию; 2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций; 3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи. Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих image

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

–  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

–  воровство,

– обман,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Нейропсихолог помогает ребенку справиться с нарушением, выбирая для этого специальные стратегии и программы.

Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

НАШ АДРЕС

Лицензия

01 февраля 2017 в 09:00 Об эмоциональном интеллекте и о том, как правильно «обращаться» с эмоциями ребенка, «Летидору» на своем примере рассказывает мама двоих детей Ирина Исмагилова.

Недавно, приехав из садика, дочка 5 лет отказалась от ужина, сказав, что ей хочется поплакать. Видимо, она очень устала за день. Она ушла в свою комнату и закрылась. Через несколько минут она вышла из комнаты, действительно вытирая слезки. И сказала, что дверь в ее комнату пока открывать нельзя, потому что она там «печальку закрыла». После этого она села за стол, ужинала и довольная болтала.

Взрослые забывают о том, что дети часто устают и испытывают негативные эмоции и чувства, как и мы, после тяжелого напряженного дня.

Кажется, что ничего особенного у ребенка не происходит — поиграл, поел, поспал. На самом деле у ребенка затрат эмоциональной энергии происходит даже больше, чем у взрослых, особенно в наше время, когда поток информации со всех сторон буквально обрушивается на детские головы.

Поэтому очень важно, чтобы родители внимательно относились к эмоциональному состоянию детей, умели адекватно реагировать на их эмоциональные всплески.

Я с рождения наблюдаю, как развивается эмоциональный интеллект у моей дочери, стараюсь помочь ей в этом, так как глубоко убеждена, что в жизни это ей пригодится не меньше, чем умение считать и писать. Но если грамоте учат в школе, то управлять своими эмоциями, у нас пока мало где учат и почти не рассказывают об этом.

Поделюсь немного своим опытом.

Для начала я сама через наблюдение научилась различать, когда дочка капризничает, а когда она уже погружена в более сильные эмоциональные состояния.

Если она капризничает, я пытаюсь ей помочь понять причину, вызывающую дискомфорт, спрашиваю: Ты хочешь кушать? Ты устала? Тебе грустно? Тебе обидно? Тебе скучно?

Главное – помочь ребенку осознать, что он испытывает, и ему сразу станет легче.

Иногда бывает достаточным, чтобы ребенок просто на несколько минут прижался к маме, передохнул и все капризы ушли.

Не надо долго рассуждать и объяснять ему, что с ним происходит, что можно и что нельзя, это его еще больше утомит. Если ребенок напряжен – нужно придумать вариант как расслабить его, а если слишком расслаблен и апатичен – как его взбодрить.

Я поняла, что бесполезно и еще хуже в таких случаях говорить – перестань, прекрати и т. п. Действенный метод при капризах — сменить вид деятельности ребенка и переключить его внимание на что-то другое, интересное ему, учитывая цикличность – играл активно, пришло время тихих занятий и наоборот.

Второй момент: мы исключили варианты отрицательной оценки эмоций ребенка.

Когда идет сильная эмоция, уже не каприз, мы стараемся ребенку помочь ее прожить. А позже, когда дочка готова слушать, объясняем и предлагаем варианты, как в таких случаях она может действовать.

Такой подход предотвращает попытки подавлять в себе эмоции. Сразу скажу, что это не ведет к взбалмошности и неконтролируемому поведению ребенка, поскольку ему разрешили свои эмоции проявлять, как ему захочется. Нет.

Это ведет к осознанному управлению своими эмоциями. Наши дети не требуют покупок, не падают, не закатывают истерик и не оскорбляют других. Потому что мы помогаем ребенку найти вариант, как можно прожить свою эмоцию и справиться с ней «экологично» для себя и для других.

Когда дочка была совсем малышкой, когда она злилась, я предложила ей вариант «рычать как тигр» и рычала вместе с ней.

Это помогает, злость уходит, ребенку становится легче и эмоция перетекает в игру. Сейчас она уже сама в 5 лет может уйти в комнату, начать прыгать на своей кровати и громко рычать. Мы разрешаем прыгать на кровати только в таких случаях. Прыгает она нечасто, видимо, когда хочется физически выплеснуть эмоцию. В детском саду она может порычать, как вариант, в туалете или устроить игру в тигров, например. Можно рассказать воспитателям о принятых дома правилах, чтобы не было непонимания с их стороны.

Мы не запрещаем плакать, если грустно, предложив уединяться и погрустить, если хочется. Перед сном она уже понимает, что такое спокойное состояние и расслабление, и может его почувствовать, когда захочет.

Чтобы понять разницу между напряжением и расслаблением, играли с ней – сжимали кулачки, разжимали, сжимали сильно зубы и разжимали, затем обсуждали, что она чувствует, так она поняла понятие расслабление и напряжение.

Расслабиться помогают игры по типу «пушиночка»: представь, что ты пушиночка и свободно летаешь по комнате… У нас дочка очень любит игру в «кошек»: ты как кошечка мягко потянулась и свернулась в уютный клубочек под одеялком, дочка уютно устраивается в кровати. Придумайте игру, которая понравится вашему ребенку.

Дочка к шести годам сама находит варианты, как облегчить свое состояние. «Закрыть печальку» она придумала сама.

Очень важно непросто жалеть ребенка или запрещать показывать свои эмоции, а помогать ему приобретать опыт управления своими эмоциями.

Поверьте, он и простудными заболеваниями будет болеть меньше…

Если вам интересна эта тема, рекомендую почитать книгу Джона Готтмана и Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка». Пройдя тест, вы сможете определить, к какому типу родителей относитесь, и узнаете рекомендации по детским эмоциям.

Осознанного всем родительства!

Импакт фактор — 0,651*

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Ключевые слова сон цитрат магния кортизол питание физическая активность пидолат магния пренатальный материнский стресс гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось катехоламины лактат магния стрессоустойчивость последствия стрессов у детей Похожие статьи в журнале РМЖ

Читайте в новом номере

image     Магний обладает способностью модулировать регуляцию проницаемости гематоэнцефалического барьера (ГЭБ). Как известно, ГЭБ защищает ткань головного мозга от негативного воздействия внешних факторов. При гипоксии, ишемии и других патологических состояниях проницаемость ГЭБ нарушается, и головной мозг становится уязвимым, необратимо повреждаются нейроны, микро- и макроглия, так называемые нейроспецифические белки (НСБ) выходят в периферический кровоток и являются индикаторами данного процесса. К магнийсодержащим относятся ключевые нейроспецифические белки, такие как нейроспецифическая енолаза (англ. neuron-specific enolase, NSE) и глиофибриллярный кислый протеин (англ. glial fibrillary acid protein, GFAP). Магний связывается с белком S100 (англ. S100 protein), для других НСБ магний является кофактором. Таким образом, магний играет роль в экспрессии НСБ и принимает участие в реализации функций ГЭБ [55, 61–63].     Ион магния также является кофактором ферментов, вовлеченных в метаболизм углеводов. Он играет важную роль в механизме действия инсулина [64]. Низкий уровень сывороточного Mg2+ ассоциируется с инсулинорезистентностью, нарушенной толерантностью к глюкозе и пониженной секрецией инсулина [65].     Магний активирует фермент NO-синтетазу, которая усиливает продукцию оксида азота (NO) с целью поддержания просвета маточной артерии в расширенном состоянии во время беременности. При дефиците магния активность NO-синтазы снижается, диаметр сосудов становится меньше. Mg2+ также оказывает непосредственное действие на плацентарный кровоток. Снижение плацентарного кровотока при дефиците магния приводит к плацентарной недостаточности и внутриутробной задержке развития плода, с которой связывают увеличение заболеваемости ССЗ и другими заболеваниями в более поздние периоды жизни [66]. В плаценте содержится больше магния, чем в любом другом органе или ткани. Это обусловлено тем, что плацента с высокой концентрацией митохондрий является центром энергетического метаболизма, важного как для матери, так и для плода. Также известно, что плацента синтезирует свыше 150 белков и гормонов, 70% из которых являются магнийзависимыми. Это является одной из основных причин повышенной потребности в магнии беременных женщин [67].     Также выявлена связь между сниженным уровнем Mg2+ и дефицитом веса плода на сроке гестации 33–41 нед. [68].     Нутрициальная поддержка беременных с использованием препаратов магния на основе органических солей цитрата, лактата и пидолата в комбинации с пиридоксином благотворно влияет на течение и исходы беременности при высоком уровне безопасности [69].     Низкое содержание магния в организме ребенка дестабилизирует системы, ответственные за адаптацию (ГГНО и САС), что определяет высокую тревожность и подверженность стрессу пациентов педиатрического профиля. Влияние стресса реализуется в условиях уже повышенной возбудимости организма на клеточно-тканевом и системном уровнях. Это находит выражение в различных психосоматических нарушениях (среди которых наиболее распространен синдром вегетативной дистонии), а также в значительном снижении активности и качества жизни ребенка [60].     Последствия дефицита магния у детей представлены широким спектром долгосрочных патологических состояний, среди которых: повышение индекса массы тела и % содержания жира, склонность к повышению артериального давления, увеличение уровня холестерина в крови, формирование инсулинорезистентности, ожирение, СД, метаболический синдром [70], а также низкая стрессоустойчивость. При длительном, многократно повторяющемся или хроническом стрессе развиваются или обостряются психосоматические заболевания. Распространенность последних у детей в РФ высока, они встречаются у 30–68% детей и подростков, обращающихся в детские поликлиники [60].     Магнийсодержащие препараты можно применять уже на ранних этапах беременности и у детей старше 1 года. Рекомендуется применение обладающих наибольшей биодоступностью биоорганических солей магния — пидолата, лактата и цитрата в сочетании с витамином В6 (пиридоксином). В такой комбинации магний лучше усваивается из желудочно-кишечного тракта. Пиридоксин является основным природным магнезиофиксатором в организме человека, что приводит к значительному повышению содержания Mg2+ в плазме и эритроцитах и сокращает магнезиурию [71].     В России магнийсодержащие препараты, разрешенные к применению как в акушерско-гинекологической, так и в педиатрической практике для восполнения дефицита магния, представлены в виде следующих биоорганических солей: пидолат магния (питьевой раствор Магне В6® содержит 186 мг лактата магния и 936 мг пидолата магния, что эквивалентно суммарному содержанию Mg2+ 100 мг, и 10 мг пиридоксина гидрохлорида, разрешен к приему у детей с 1 года) [72]. Цитрат магния (Магне В6® форте) — таблетированная форма, содержит цитрат магния 618,43 мг, что эквивалентно содержанию Mg2+ 100 мг, и 10 мг пиридоксина гидрохлорида. Лактат магния (Магне В6®) — таблетированная форма, содержит 470 мг соли магния в форме лактата, что соответствует 48 мг элементарного магния, и витамин В6 — 5 мг. По рекомендации врача все формы разрешены к приему в период беременности и у детей с 6 лет, питьевая форма — с года [73]). Дозы препаратов в зависимости от возраста ребенка и у беременных женщин представлены в таблице 2.     Продолжительность терапии препаратами магния — не менее 1 мес. Профилактический курс для повышения стрессоустойчивости у детей рекомендуется проводить с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния.     Устраняя дефицит магния, прием Магне В6® способствует повышению стрессоустойчивости, улучшению настроения, внимания, памяти, успеваемости, а также самочувствия в общей популяции детей. У детей из группы риска по стрессу прием Магне B6® также способствует уменьшению проявлений вегетативной дисфункции, повышению успеваемости и улучшению самочувствия [60].     Прием Магне В6® входит в программу прегравидарной подготовки. Дотация магния является методом восполнения его дефицита и профилактики акушерских осложнений в составе комплексной индивидуальной нутритивной программы [57]. Таким образом, применение Магне B6® в качестве меры по предотвращению дефицита магния как на этапе подготовки к беременности, так и во время гестации, начиная с самых ранних ее сроков, позволяет избежать осложнений, вызываемых воздействием дефицита магния и МПС, у плода и новорожденного [58].

    Физическая активность во время беременности

    Физическая активность во время беременности оказывает благотворное влияние на взаимосвязь матери и плода, а также отношения матери и ребенка в будущем:     является эффективным буфером стрессорных воздействий и средством профилактики   воспалительных заболеваний;     способствует развитию нейропластичности у самой матери, плода и ребенка в ближайшем и отдаленном будущем.     Снижение стресса может быть эффективной стратегией противодействия влиянию материнского стресса и недоедания/ожирения на развивающийся плод.     Поведенческие вмешательства в виде снижения стресса и повышения стрессоустойчивости матери, правильного питания и достаточной физической активности во время беременности и в период деторождения могут оказать влияние на раннее развитие ЦНС и иммунной системы плода и способствовать профилактике нервно-психических расстройств [49].

    Нормализация сна во время беременности

    Нарушения сна часто имеют место у беременных женщин. Как правило, они связаны с неблагоприятными исходами беременности: длительными родами, высоким риском кесарева сечения, преэклампсией, преждевременными родами, послеродовой депрессией у 10–20% беременных [75, 76]. В этот период высока вероятность короткого сна, повышенной утомляемости и подверженности стрессу среди беременных женщин с депрессивными или тревожными расстройствами, увеличение веса и ожирение также усиливают эту вероятность [77].     Нарушения сна сочетаются с дневной усталостью, тревожностью и напряженностью в течение всего дня и увеличением секреции кортизола, что позволяет рассматривать нарушения сна как фактор МПС с его последствиями для матери и плода [78]. Поэтому рекомендации по соблюдению гигиены сна являются наиболее актуальными для беременных женщин.

    Заключение

    Преемственность между акушерами-гинекологами, неонатологами и педиатрами важна для благополучного ведения беременности, родов и послеродового периода. В свете этого своевременное предотвращение стресса в части устранения условий для его возникновения и повышение способности нервной системы будущих матерей противостоять стрессу путем правильного питания, нутрициальной поддержки, должной физической активности и нормализации сна способны позитивно повлиять на состояние здоровья ребенка, повысив качество его жизни, минимизировав развитие хронических заболеваний и состояний, требующих затратных методов терапии [79–82]. Литература Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Читать статью в PDF

Только для зарегистрированных пользователей

зарегистрироваться

Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам Предыдущая статья Следующая статья Наши партнеры Эмоциональный интеллект — вот что определяет нашу счастливую социальную жизнь. Как мы можем помочь малышам справляться с эмоциями, принимать их и себя, решать, а не отталкивать проблемы? В нашем материале найдете 14 полезных советов для взрослых, которые общаются с детьми.  13 апреля 2020image

2. Уймите свое собственное беспокойство

Почти сто лет назад психолог Гарри Стэк Салливан высказал идею о том, что младенцам передается беспокойство их родителей.  Недавние исследования подтвердили, что прикосновения, тон голоса и движения родителей могут либо успокоить ребенка, либо вызвать беспокойство.  Очевидно, что мы всегда «излучаем» наше настроение и внутреннее состояние, будь то спокойное и довольное, измученное или капризное, и передаем его окружающим нас людям.  Поэтому при общении с ребенком стоит обращать внимание на свое состояние в первую очередь, учиться успокаивать и подбадривать себя. 

3. Примите и признайте эмоции вашего ребенка

Не все поведение приемлемо, это очевидно. Но все эмоции приемлемы. Вы можете (и должны) ограничивать действия вашего ребенка по мере необходимости. Но это ограничение будет работать лучше всего, когда вы понимаете, как именно он себя чувствует.  Объясните своим детям, что они не могут выбирать, что чувствовать (так же, как они не выбирают свои руки и ноги), но они могут — и должны —

image

4. В случае сомнений сопереживайте

Ваше сочувствие помогает ребенку принять свои собственные эмоции. Это позволяет ему «разрешить себе чувствовать» и только затем двигаться дальше, не застревая на внутренних разногласиях.   Ваша эмпатия учит ребенка, что эмоциональная жизнь не опасна, не постыдна, а на самом деле универсальна и управляема. Так ребенок узнает, что он не один, и что даже менее приятные части его личности приемлемы.  Многие проблемы взрослых, увы, всего лишь следствие того, что в детстве мы не научились понимать и принимать себя, запрещали и наказывали за грусть, слезы и другие «неприемлемые» эмоции. 

5. Не наказывайте ребенка за эмоции и не пытайтесь отвлечь его от чувств

И не позорьте малыша, когда ему больно. «Маленькая царапина, это же не больно, не ной!», «Большие мальчики не плачут». Вторая фраза еще и пронизана бесполезными стереотипами, о которых ради психологического здоровья ребенка стоит забыть навсегда.  Признайте проблему малыша, сопереживайте ему, позвольте показать вам, что именно произошло, дайте немного времени для осознания и обсуждения события. Тогда ребенку будет легче двигаться дальше.

image

6. Репрессии не работают

Отрицание страха или гнева не избавит ребенка от этих чувств, но вполне может заставить его подавить их. Подавленные же чувства не исчезают. Они попадают в ловушку и ищут выход. Поскольку у ребенка эмоции не находятся под сознательным контролем, они будут выходить бесконтрольно. Как? Дошкольник обижает свою сестру, у семилетнего ребенка появляются кошмары, у подростка — развивается нервный тик. Вариантов, увы, множество. 

7. Тренировка эмоций помогает рассеять интенсивные чувства

Ярость не уйдет, пока не будет услышанной. Услышать ≠ разрешить. Принятие чувств ребенка и их отражение не означает, что вы соглашаетесь с ними или одобряете их. Так вы только показываете ребенку, что понимаете ситуацию.  Как это сделать? Слушать. Признавать.

  • «Ты точно злишься на своего брата. Расскажи мне об этом».
  • «Тебе, наверное, очень грустно, да?».
  • «Сегодня все получается совсем не так, как хотелось? Понимаю тебя».

image

8. Научите ребенка успокаиваться

У малышей есть потребности, вызывающие яркие эмоции. Например, отсутствующий родитель/воспитатель, голод или боль. Без «успокоительного взрослого», в котором они нуждаются, нервная система не прокладывает пути, которые впоследствии позволили бы им контролировать себя.  Малышам очень трудно научиться успокаиваться или, иначе, самим регулировать свои эмоции, потому что каждое новое чувство заставляет их беспокоиться. В возрасте 4-5 лет чувства страха или гнева могут привести к тревоге или панике и заставить действовать, потому что терпеть и контролировать себя дети еще не могут, но выход энергии нужен.  Итак, чтобы успокоить себя, ребенку сначала нужно попросить кого-то другого успокоить его. Из этого процесса дети получают ценный опыт: мои физические и эмоциональные потребности терпимы и управляемы. 

9. Помогите своему ребенку научиться решать проблемы

Большую часть времени, когда дети (и взрослые) чувствуют, что их эмоции поняты и приняты, чувства рассеиваются — становятся не такими разрушительными. Эта среда оставляет возможность для решения проблем.  Иногда дети могут сделать это сами. Иногда им нужна ваша помощь для «мозгового штурма» по решению проблем: от забытого дома мишки до развязанного шнурка. Но не поддавайтесь желанию решить проблему за ребенка, если он не попросит вас об этом! Такое поведение дает вашему ребенку понять, что вы уверены в его неспособности справиться самостоятельно. 

image

10. Модель эмоционального интеллекта. Взрослые как пример

Дети нас не слушают, дети на нас смотрят. Слышали такое выражение? Вы становитесь раздражительными, хватаете вещи, суетитесь, когд тревожитесь? Плачете, если что-то идет не так? Можете ли вы сохранять спокойствие во время эмоциональных дискуссий? Вы сами сочувствуете другим людям, проявляющим эмоции?  Точно так же будет вести себя ваш ребенок.

11. Конструктивное обращение с гневом является одним из самых важных навыков, которые вы можете дать своему ребенку

Когда ребенок злится, ищите боль или страх — именно от них нас защищает гнев.  В ситуации, когда все спокойно и безопасно, ребенок вряд ли покажет вам все обидные чувства или страхи, которые обычно приводят к плохому поведению.  При попадании в стрессовую ситуацию не позволяйте своему гневу нарастать — ребенок знает, что именно вы — «модератор» происходящего. Используйте слова, но никогда не силу.  Не так-то просто, если он рыдает на виду у всех? Задумайтесь, ведь ваш гнев в этой ситуации прикрывает страх быть, например, плохой матерью на глазах посетителей магазина.  А теперь представьте, как тяжело вашему ребенку сохранять спокойствие, когда он недоволен ситуацией, а теперь еще и боится вас. Помните, вы образец для подражания.

image

12. Вмешайтесь ДО того, как ваши собственные чувства выйдут из-под контроля

Каждый раз, когда мы кричим на своих детей, вина лежит на нас. И мало того, что мы кричим, мы еще и не вмешиваемся в проблему действительно эффективно.  Ваш пятилетний сын Арсений не выключил компьютер, а теперь не торопится идти ложиться спать. Очевидно, он нуждался в вас, чтобы сделать действие, которое самостоятельно не мог проконтролировать — закрыть веселое приложение с зайчиками и пойти чистить зубы. Теперь вы кричите, потому что гоните его чистить зубы в 4 раз за 20 минут. Каждый раз из четырех, когда вы кричите, вы неэффективны. Вы не решаете проблему и не показываете, как ее решать.  Независимо от того, нужно вам оторвать уставшего малыша от мультиков или научить 14-летнюю дочь помогать вам с приготовлением ужина, вы должны сразу дать понять, что решение не будет пересмотрено. И сделать это спокойным тоном, внутренне и внешне поддерживая это спокойствие. Тем самым вы не только научите детей чему-то полезному, но и продемонстрируете, как управлять собой.  Если вы в конечном итоге просто кричите, дети чувствуют себя «прикованными узниками», некоторые даже действительно цепенеют. В этой ситуации дети не узнают ничего полезного, зато много вредного о том, как мама/папа/воспитатель не умеют справляться с собственными чувствами, но требуют того от детей.

13. Не подрывайте эмоциональное самопознание вашего ребенка

Ваш ребенок нуждается в вашей поддержке, чтобы развить свой внутренний компас эмоций.  Уважайте их чувства по отношению к другим. Если ребенку не нравится, что дядя Саша обнимает его, научите пожимать руки, вместо укора «Так правильно! Он тебя любит, будь вежливым!».  Когда дошкольник отказывается от игры с ребенком вашей подруги во дворе, выслушайте и попытайтесь помочь ему в решении проблем, вместо нравоучений «Надо делиться, надо дружить, не будь букой». Во что бы то ни стало позволяйте детям принимать решение о том, с кем они играют! В простых ситуациях вы должны подтвердить их право и способность доверять своим собственным чувствам, включая дискомфорт, который ребенок не может пока идентифицировать.  Дети должны принимать решения о том, что для них безопасно, с раннего возраста.

14. Как говорить о сложных вещах? 

Ваш ребенок может столкнуться с физиологическими проблемами, отсутствием папы, сложностями в учебе, вашим предстоящим разводом или алкоголизмом родственников. Или ему может быть просто трудно сказать вам, что он боится отвечать на уроке в школе, или что его тренер по футболу все время кричит, или дети в подготовительной группе дразнят его из-за ушей/веснушек/неправильного произношения согласных/отсутствия цветных шнурков. У каждого ребенка есть проблемы, которые он или она боятся обсуждать. И это те вопросы, где они больше всего нуждаются в вашей поддержке и руководстве. Конечно, сначала вам нужно преодолеть собственный дискомфорт, связанный с этой проблемой. Начните с того, чтобы не чувствовать себя виноватым. Вина тормозит решение.  Вы также должны выделить время, в которое ваш ребенок один на один, без лишних глаз, сможет рассказать вам, что его беспокоит. Один отличный способ — провести несколько спокойных минут перед сном. Выключите свет, поставьте красивый ночник, обнимите ребенка, расспросите о его дне. Что было здорово? Что было сложно? Что он узнал? Что получилось не очень хорошо? 

image

Удивительно, но это сочетание ночи и комфорта побуждает детей, днем дерганых и закрытых, расслабиться и открыться. И обязательно раскрывайтесь в ответ — доверие может быть только обоюдным. И для этого нам, взрослым, потребуется развивать свой эмоциональный интеллект не меньше.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий