Икона Божией Матери «Радость Всех Ангелов» и ее описание, значение

21 апреля 2017

В данной статье будут показаны иконы Божией Матери – фото с названиями, а также рассказано об истории каждой из них.

Читатель сможет узнать об истории одной из самых известных и старинных икон Православной церкви. Каждое изображение Божьей Матери наполнено глубоким смыслом и имеет свою историю.

Икона Божией Матери «Семистрельная»

Первой иконой, о которой будет рассказано в данной статье, станет икона Божией Матери «Семистрельная». У нее очень интересная история написания и появления. Множество легенд гласит о причинах, которые способствовали написанию именно семи стрел в руках у Богородицы.

Первая из них повествует, что семь стрел являются частью какого-то завершенного действия. В древних преданиях говорилось, что оружие способно пронзить тело и дух. Это означает, что человек прожил и перенес много мучений во имя своей веры. Дева Мария пережила и вынесла многое, о чем и говорят семь стрел, которые пронзают её. За перенесенные мучения она приобрела бессмертный дух.

Данная икона имеет и второй смысл. Он заключается в людских грехах. По приданию их 7, столько же, сколько и стрел на иконе. Каждая из них пронзает грешного человека за совершенные им проступки. Богородица способна видеть грехи человека, помогая грешнику искупить их – она принимает страдания вместе с ним. Церковнослужители говорят, что икона Божьей Матери была написана примерно 500 лет назад.

История гласит о человеке, который был слеп по своей природе и всю жизнь сильно страдал от этого. Он просил Бога об избавлении от недуга. И однажды ночью к нему во сне пришел образ Богородицы, который сказал, что ему нужно пойти на колокольню храма и помолиться за свое здравие. Так он и сделал, но это получилось у него не с первого раза, потому что церковнослужители не сразу поверили его рассказам о чудесном сне. Но повод доверять мужчине появился, когда он назвал место, где находилась забытая икона с Божьей Матерью. Икона и вправду была там, где он сказал. Она служила опорой для лестницы. Найдя настолько важную икону, её тут же почистили и отслужили перед ней службу. Вскоре мужчина полностью исцелился. Однако после революции икона была потеряна и до сих пор не найдена.

Если продолжать рассматривать иконы Божией Матери – фото с названиями, то можно найти еще одну весьма интересную икону.

Казанская икона Божией Матери

Эта икона находится на одном уровне с «Семистрельной» Божией Матерью и также очень почитается среди православных людей.

История возникновения у нее очень удивительная. Она начинается в далеком 1579 году, когда Казань была сожжена захватчиками, и простой люд остался без крыши над головой. Сгорело все, в том числе и православный храм, что вызвало сильный упадок веры в Бога среди людей. Они думали, что если сгорела церковь – значит сам Бог не желает, чтобы люди общались с ним. Но среди всех была маленькая девочка, которую звали Матрона. Она не понимала всей скорби по утраченным городу и храму, ведь была ребенком.

Но однажды во сне к девочке пришла сама Матерь Божья и попросила откопать её икону. На утро девочка обратилась с такой просьбой к родителям, но они ей не поверили, сославшись на то, что это всего лишь сон. Но сны продолжались. На третий раз, взрослые поверили Матроне и пошли откапывать святыню, и каково было их удивление, когда они действительно её обнаружили. Тогда молва о чудесном спасении иконы Богородицы от пожара обошла всю округу, и люди снова поверили, что Господь с ними.

Если посмотреть на все иконы Божией Матери (фото с названиями), а также почитать о них истории, то можно обнаружить, что все они переплетены в одну большую нить легенд. Они рассказывают о тяжелых муках народа того времени. Но несмотря на все перенесенные беды, вера в Бога не была утрачена, а только, наоборот, укрепилась.

Икона Божией Матери «Благодатное небо»

Сейчас пойдет речь об иконе, которая среди народа считается лечебной. Она называется «Благодатное Небо» и имеет небольшую историю, но очень большое значение для людей, которые хотят исцелиться от болезней. О ней известно лишь то, что она была привезена дочерью литовского князя и по сей день находится в целости и сохранности. На иконе изображена Богородица, которая держит младенца Иисуса, на головах их короны. Этой иконе молятся, когда требуется излечить какие-либо телесные недуги, или же просят благословения на становление монахом. Также у неё просят советов для будущего жизненного пути. Она дает веру в свои силы и поддерживает во всех начинаниях.

Икона Владимирской Божией Матери

Она считается одной из самых популярных, и этому есть множество причин. Самая важная из них — это та, что данная икона не раз спасала Россию от различных войн и бедствий. На самой иконе изображены Божья Матерь с младенцем, которые прильнули друг к другу. А история иконы началась в 1155 году. В тот год молодой князь Андрей Юрьевич решил покинуть свой родной дом без разрешения родителей и отправиться в Ростово-Суздальскую землю, чтобы там найти умиротворение и покой. Он был человеком, который чтил православные обычаи, и перед тем как отъехать, начал собирать иконы в дорогу, чтобы они вели его верным путем. Его внимание привлекла икона Пресвятой Богородицы, о которой ходило много легенд. Как говорили служители церкви, она сама меняла свое местоположение несколько раз. Это очень удивило молодого князя, и он решил сделать эту икону своим спутником.

Перед тем как отправиться в дорогу, он помолился, сказав в конце такую фразу: «Да будет все в Твоей воле». Этими словами он отдал во власть Богородицы Ростово-Суздальское княжество. Во время дороги молодой Андрей Юрьевич удивлялся чудесам, которые происходили там, где находилась икона.

Одно чудо описано очень ярко. Во время своего пути князь заметил, что лошади, которые везли икону, остановились на одном месте и никуда не шли. Тогда он велел сменить их другими, но и те не сдвинулись с места. Той же ночью во время молитвы к князю пришла сама Богородица и сказала ему, чтобы её икону оставили в городе Владимире. Молодой князь принял для себя важное решение, которое заключалось в том, чтобы сделать Владимир столицей своих земель. По прибытию в город там был воздвигнут Успенский собор. Сама икона была окружена максимальным вниманием, ведь князь считал её самой почитаемой иконой, которая приносила ему удачу и давала защиту. Немного позже она была украшена золотом и серебром, а также драгоценными камнями.

Еще один очень известный случай спасения Руси с Божьей помощью. Это произошло в 1480 году, когда Ханское войско двигалось на Москву. Татар было огромное количество. Русские войска бились за свою веру и свою землю без страха перед смертью. Тем временем в храмах люди припали к иконе и стали просить её о спасении народа русского. Они молились день и ночь, умоляя Богородицу помочь. Молились и за воинов,  сражавшихся за свою родную землю. Когда настала зима, ударили сильные холода, которые татарское войско не в силах было вынести, и оно отступило. А сам хан Ахмат не успел возвратиться к Орде и скончался по дороге. Вскоре после его смерти набеги татар на Русь прекратились. В дальнейшем Богородица защищала от различных невзгод и другие города Руси. Она являлась во многие храмы, а также во снах к людям, давая надежду и советы. Её сделали символом защиты народа от страданий. Она почитается и по сегодняшний день. К ней приходят просить счастья и здоровья в семье, а также наставления на правильный жизненный путь.

Рассмотрев иконы Пресвятой Богородицы, фото с названиями, можно прийти к выводу, что они являются неотъемлемой частью русской культуры. Они всегда защищали и давали веру в Бога всем людям, вне зависимости от расы или веры.

Читайте также:

«Скоропослушница» – икона Божией Матери: о чем молятся перед реликвией X века

Иверская икона Божьей Матери: о чём молятся

image

Икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Конец XVIII — начало XIX века. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)

См. также: Католическая иконография Богородицы

Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери — совокупность типов изображения Богородицы (греч. Θεοτόκος) в иконописи, стенописи (мозаиках и фресках) и система их изучения.

Культ почитания Пресвятой Богородицы установлен на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 году. Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и других авторов.

Образ Богородицы

Лицо Богородицы принято изображать овальной формы, нос удлинён, рот маленький, миндалевидные глаза широко открыты, брови дугообразные[1]

Богородица традиционно изображается облаченная в фиолетовый омофор[2] или тёмно-красный[3], тёмно-вишнёвый[4], багряный мафорий[5] (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи). Мафорий украшают три золотые[4] восьмиконечные звезды[6] — на теле и плечах (символ Пресвятой Троицы, в ином толковании: символ «Трёх Девств Марии — до Рождества, в Рождестве Христа и по Рождестве»). Мафорий часто имеет золотую кайму. В ранних (доиконоборческих) изображениях на челе Богородицы изображена не звезда, а точечный крест. Впоследствии благодаря диагональным лучам крест превратился в восьмиконечную звезду[7].

Под мафорием Богородицы изображают длинную до пят тунику с узкими рукавами голубого[8] или синего цвета[5]. Из-под мафория на голове Богородицы может быть виден также синий чепец[3]. Озерянская икона изображает Богоматерь в красном хитоне и голубом мафории[9].

На новгородской иконе Успения начала XIII века изображены красные туфли Богородицы[10][11].

Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).

Младенец на руках Богородицы одет в белый (красный[9] или охристый[12]) хитон и охристый (зелёный[12]) гиматий[1]

История

Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в катакомбах Прискиллы и относятся исследователями ко II веку. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов), либо в позе Оранты (катакомбы Агнии)[13].

С 439 года упоминается Влахернская икона, которая была перенесена со Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией. Иконой Salus Populi Romani римский папа Григорий Двоеслов избавил Рим от эпидемии чумы в 590 году. По преданию, в 626 году благодаря иконе Богородицы Константинополь был спасен от нашествия аваров. В 732 году была явлена Византийская икона Божией Матери. С эпохой VIII века связана икона Троеручица, связанная с жизнью Иоанна Дамаскина. С 1204 года известна перемещенная в Венецию икона Никопея.

Первые византийские иконы, главным образом столичного, константинопольского письма, попадали на Русь в период правления византийской императорской династии Комнинов (XI—XII в.). Например, самая известная и почитаемая Богоматерь Владимирская, а также Богоматерь «Живоносный источник», Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская), Богоматерь Кипрская, Богоматерь Одигон, Богоматерь Пирогощая, Богоматерь Тихвинская, Богоматерь Торопецкая и многие другие.[14] Последующие записи и списки, выполняемые русскими мастерами, придавали иконам национальное своеобразие (особенности плави, прорисей, редкое использование ассиста, замена золотого фона на охристый, позём). Так византийская Елеуса превратилась в русское Умиление, например Богоматерь Умиление Белозерская из Русского музея в Санкт-Петербурге.

Типы икон Богородицы

Тип икон Ранние упоминания Описание Примеры Пример изображения
1 Оранта[15] / Знамение IV век Стоящая Богородица с двумя поднятыми и раскинутыми в молитве руками. Младенец изображён в медальоне на груди. Знамение, Неупиваемая Чаша, Премудрость созда Себе дом, Абалакская, Курская image.
2 Одигитрия[15] V век Богородица держит на руках Младенца, который благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Борколабовская, Валанасская, Великоустюжская, Влахернская, Волынская, Гербовецкая, Иверская, Казанская, Макарьевская, Озерянская, Полонская, Рязанская, Смоленская, Тихвинская, Ченстоховская, Душеспасительница, Вразумившая экклисиарха, Троеручица
3 Благовещение V век[16] Богородица изображается без Младенца рядом с Архангелом Гавриилом Устюжское Благовещение
4 Елеуса (Умиление)[15] IX век[3] Богородица изображается с Младенцем, который прижался щекой к её щеке Владимирская, Галичская, Дегтярёвская, Донская, Жировицкая, Игоревская, Касперовская, Корсунская, Подкубенская, Почаевская, Псково-Печерская, Феодоровская, Хиландарская, Яхромская, Взыскание погибших
5 Панахранта XI век Богородица с Младенцем на коленях восседает на троне Всецарица, Державная, Экономисса, Гора Нерукосечная, Богоматерь с младенцем (Врубель), О Тебе радуется.
6 Млекопитательница VII век[17] Богородица кормит Младенца правой грудью Блаженное чрево
7 Деисус VII век Богородица слева от взрослого Иисуса Христа, обратив к нему две согнутые в локтях руки. Справа от Иисуса изображен Иоанн Предтеча. Деисус из церкви Николы от Кожи, Оплечный Деисус, Предста Царица
8 Успение VI век[11] Богородица лежит на одре, а по разные стороны от неё склонились святые: Двенадцать апостолов. Выше изображен Иисус Христос, который держит в руках спеленутого младенца[10] Далматская икона, Псково-Печерская икона Успения, Облачное Успение, Успение Богоматери
9 Одиночная Богородица VIII век Богородица изображена портретно Андрониковская, Боголюбская, Калужская, Остробрамская, Семистрельная, Филермская, Икона Божией Матери Богоматерь чудес, Нерушимая Стена, Умягчение злых сердец, Агиосоритисса

Многие изводы православных икон Богородицы следовали не только византийским оригиналам, но и появлялись под влиянием литургических текстов, например Богоматерь Смоленская-Шуйская или «Премудрость созда Себе дом»[18]. Иконография фиксировалась в толковых и лицевых подлинниках, синаксариях, минеях, лицевых святцах и менологиях.

В календаре Русской православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 800 наименований икон[15]. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки, иногда акафисты. Другие изводы, главным образом в XVII—XVIII веках, складывались под западноевропейским влиянием, например, тип Богоматери Вертоград, Богоматери Виленской, Балыкинской, Богоматери Платитеры. Ещё один иконографический источник — западноевропейские гравюры, в частности собрания Киево-Могилянской академии и типографии Киево-Печерской лавры.[19]

Иконописные изводы не только по характеру письма, но и по иконографии делят по школам: киевская, или приднепровская, владимиро-суздальская, псковская, новгородская, смоленская, московская, северные письма.

Почитаемые иконы Богородицы

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Икона Богородицы «Неопалимая Купина»

Икона Божией Матери «Троеручица»

Икона Богородицы «Умягчение злых сердец»

Влахернская икона

Толгская икона Божией Матери

Эта страница в последний раз была отредактирована 18 марта 2021 в 12:32.

Икона Божией Матери «Млекопитательница» – это достаточно редкое изображение Девы Марии и Богомладенца. В отличие от других образов Богородицы такую реликвию не удастся увидеть в большинстве православных храмов. Лик прославился необыкновенной чудотворной силой. Уже в течение многих веков он поддерживает верующих в различных сложных ситуациях. Чаще всего молитвы к иконе «Млекопитательница» читают женщины-христианки и члены их семей. Празднование святыни происходит ежегодно 25 января (по новому стилю). Дата этого торжества совпадает с Днем поминовения святителя Саввы Сербского.

Происхождение святыни

Икона Богородица Млекопитательница имеет давнюю историю своего появления. Первые изображения датированы началом II столетия. Фреска с кормящей Богоматерью, созданная в этот период, была обнаружена в Риме, в одном из раннехристианских подземных захоронений.

В V–VI веках икона «Млекопитательница» появилась в Иерусалиме, где хранилась в лавре Саввы Освященного. Реликвия отличалась необыкновенной красотой. Настоятель обители предсказал, что со временем она будет передана в дар Афонскому монастырю. Это событие действительно произошло в XIII столетии.

На Афоне святыня хранилась до XIX века. После иконе суждено было оказаться в Курской области, где в ее честь был возведен православный храм. Именно с этой картины создавались многочисленные списки, которые получили чудотворные свойства и распространились по всей русской земле.

Образ Млекопитательницы глубоко почитается в современном Вифлееме. Здесь каждый приезжий может увидеть ту самую пещеру, в которой по древней библейской легенде родился Иисус Христос и был выкормлен Пресвятой Девой Марией.

В середине XVI века состоялся Тридентский собор Католической церкви, запретивший изображать на иконах обнаженные части тела. Именно по этой причине в современной западной церкви редко встречаются святые образы Млекопитательницы. Преимущественно их можно увидеть в храмах Италии.

Описание иконы

«Млекопитательница» является единственной христианской иконой, на которой Деву Марию изображают в виде женщины, кормящей ребенка грудью. Греческое название этого образа – Галактотрофуса.

Как видно на фото, святыня выглядит очень трогательно и необычно:

  1. На иконе запечатлен момент, в который Царица Небесная бережно удерживает в руках Божьего Сына и кормит его грудью.
  2. Богородицу нередко рисуют в короне, в мафории синего или зеленого цвета, обозначающем ее земное происхождение.
  3. На некоторых вариантах картины Младенец сжимает своей маленькой детской рукой собственную ножку.
  4. Позади Девы Марии часто изображают Солнце и Луну, взрослого Иисуса Христа, святых, которыми могут быть Николай Чудотворец или Иоанн Креститель.

Некоторые историки и искусствоведы усматривают связь между изображениями Млекопитательницы и египетской богини Изиды, которую также рисовали в момент кормления маленького сына. В то же время христианская церковь отрицает связь между ними, поскольку образ Изиды является языческим.

Обретение иконы в России и явленные чудеса

Первую российскую икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» удалось обрести в 1650 г. Она получила второе название Крестогорская, поскольку была обнаружена в урочище Крестогорск. Именно здесь, в 20 верстах от Минска, на одном из деревьев местные жители увидели великую святыню. Позже на месте, где была найдена икона, возвели храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Сам богородичный образ был размещен над царскими вратами. Сохранились многочисленные свидетельства о чудесах, сотворенных святым ликом. Одно из них – спасение большого количества людей во время шведского нашествия.

Одна из знаменитых копий «Млекопитательницы» была привезена в Россию в середине XIX века с Афона. Этот образ путешествовал по разным православным городам. Когда он находился в Харькове, произошло удивительное событие: поправлявший киот столяр не имел глубокой веры и не проявлял к святыне должного почтения. Вскоре у него отнялись руки. Выздороветь согрешившему столяру удалось только благодаря глубокому раскаянию и чтению искренних молитв.

Значение реликвии в православии

Сюжет иконы «Млекопитательница» близок и понятен всем верующим людям, поскольку передает нежную заботу Матери о Младенце, их взаимную любовь. Картина дает понять, что между человечеством и Господом, сотворившим всю Вселенную, присутствует неразрывная тесная связь.

Образ несет в себе глубокую символику и обладает неоценимым значением для всех христиан. Он говорит о полном взаимном доверии между людьми и Богом. Глядя на картину, каждый христианин понимает: Пречистая Богородица заботится о Спасителе, обеспечивает его питанием и возможностью нахождения в физическом теле. Таким же образом Всевышний помогает каждому человеку появиться в этом мире и дает ему все необходимое для дальнейшего существования.

Спустя несколько веков после прихода Мессии на землю в христианстве возникло монофизитство – течение, опровергавшее присутствие у Спасителя физической сущности и рассматриваемое как еретическое. В борьбе с этим утверждением икона Божией Матери «Млекопитательница» сыграла важнейшую роль. Религиозная картина подчеркивала, что Иисус Христос был рожден и вскормлен земной женщиной и пребывал до своего вознесения в обычном теле.

О чем молятся перед Млекопитательницей

Святыня, на которой Богоматерь кормит Божьего Сына, прославилась своей способностью помогать верующим людям в различных ситуациях. К чудотворной иконе «Млекопитательница» обращаются:

  • для успешного зачатия и здоровой беременности;
  • для благополучного родоразрешения;
  • для увеличения количества грудного молока.

По молитвам, прочитанным у этой великой реликвии, удается избавиться от бесплодия, различных заболеваний женской половой сферы, патологий молочных желез. Икона защищает детей от болезней, помогает родителям правильно воспитывать растущее чадо, способствует сохранению мира, любви и взаимопонимания в семье.

Обращаться к Богородице через Ее священный образ «Млекопитательница» можно как собственными словами, идущими из души, так и при помощи специальных молитв. Найти такие тексты удастся во многих молитвословах. В декабре 2019 г. Священный синод Русской православной церкви утвердил акафист Пресвятой Богородице пред Ее святым образом, который читается в день празднования чудотворной иконы.

Во время духовной беседы с Девой Марией перед иконой «Млекопитательница» необходимо сохранять чистые помыслы, не иметь обид на окружающих и не желать им зла. Прежде чем молиться Царице Небесной о получении помощи или подсказки, многие священники советуют покаяться и причаститься.

Известные списки иконы

Самый почитаемый на сегодняшний день образ Млекопитательницы хранится в церкви Карельской Келии. Она расположена на горе Афон, в северной части Восточной Греции.

Кроме Крестогорского образа, на территории России известны другие чудотворные копии святыни. Такие реликвии находятся в различных уголках страны:

  1. Поклониться священному лику Богоматери можно в Богоявленском соборе в Москве. Святыня располагается в храме Святителя Николая.
  2. Известный многими чудесами образ Млекопитательницы пребывает в Туле. Местом нахождения иконы является собор Богородичного Щегловского монастыря.

Списки иконы «Млекопитательница» также имеются в Украине. Один из них хранится в стенах Свято-Успенского мужского монастыря города Одессы. Еще одна знаменитая религиозная картина, изображающая кормящую Деву Марию, расположена в Европе. Эта реликвия находится в Италии, в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне.

21 сентября православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. В традиции православной церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Девы Марии. К ней обращаются в скорбях: в болезнях, в нужде или в горе. В народной памяти сохранилось множество историй о том, как по горячим, искренним молитвам перед образом Богородицы молящиеся получали не только утешение, но и реальную, действенную помощь.

Богородичных икон множество. О четырех самых основных сюжетах иконографических изображений Божией Матери рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» искусствовед, заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского института Александр Копировский.

Икона Рождество Божией Матери

Фото: Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея

Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея Общий принцип написания любого рождества – это поздравление родившей. «Традиция этой общепринятой схемы уходит корнями еще в дохристианскую иконографию, изображающую лежащую роженицу, которую все поздравляют и приносят ей дары», – говорит искусствовед. Схема одна, но она имеет множество вариантов. Например, эту не самую изящную новгородскую икону отличает, по словам Александра Копировского, довольно редкий сюжет. Святые на верхнем поле, которые как бы присутствуют при рождении Девы Марии, из очень разного времени: пророк Илия жил задолго до Рождества Богородицы, а все остальные святые – значительно позже того, как окончился ее земной путь. Во времени все сместилось.

Икона Рождества Богородицы больше не о Ней самой, а о родителях, прежде всего, о матери – святой Анне. На этой иконе она очень внушительная, властная, строгая, она как будто не испытывает страданий и боли после родов. В отличие от ее огромной фигуры, новорожденная Мария смотрится совсем маленькой, крохотной. Но сам факт Ее рождения для всего мира имеет огромное значение. Ведь это залог будущего спасения. Рождается Та, которая станет матерью Спасителя.

«Многие женщины в Иудее мечтали, что именно от них родится Искупитель. Особенно надеялись на это те, кто прямо или косвенно входил в число потомков царя Давида, – говорит богослов. – Дева Мария тоже входила в число потомков Давида. И этот контраст в иконе показан очень ярко: рождается не величественная царица, а рождается маленькое существо, и ее держит на руках повитуха. То есть Она рождается, как все».

Хотя, по словам искусствоведа, есть и такие иконы Рождества Богородицы, на которых Она уподобляется именно царице, которой приносят роскошные подарки много дев в дорогих одеждах. Иконы Рождества Богородицы могут быть на удивление разными, все зависит от выбранных акцентов. Например, может подчеркиваться, что это чудесное рождение, на которое родители не надеялись. Ведь родители Девы Марии Анна и Иоаким к тому времени были в очень преклонных летах. А есть иконы древние, конца XV века, где Анна даже кладет левую руку на лоно – будто ей еще больно, и она склоняет голову, не так величественно сидит, как здесь на иконе. Возможны совершенно разные акценты.

В иконографии Рождества самой Богородицы почти нет, Ее образ лишь чуть-чуть обозначен – и это уже залог всего будущего развития человечества, говорит Копировский.

Сюжеты богородичных икон

В иконографии великое множество разных икон, на которых изображается Царица Небесная. «Есть те, на которых Она изображается в сценах Нового Завета, – говорит Александр Копировский. – Ангел благовествует ей будущее рождение Иисуса Христа (Благовещение). Она изображена в сцене принесения младенца Христа в храм (Сретение). Она перед распятием. Или Она в сюжетах, связанных с торжеством от Ее икон или посмертных событий, например, Покрова Богородицы. Она и величественная, Она и скорбная, Она и мягкая – очень много икон Богородицы. Но самое большое разнообразие икон Богородицы, где Она вдвоем с Младенцем Христом».

По словам искусствоведа, вся иконография Божией Матери, где она изображена с Младенцем, развивается вокруг трех вариантов написания: либо Богородица и Младенец прижимаются друг к другу щеками, либо Она сидит прямо и царственно, либо Младенец изображен у нее в лоне, внутри, но как будто одновременно и перед Нею.

Икона Божьей Матери «Умиление»

Первый иконографический сюжет, когда младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, получил название «Умиление». «Интересно, что умиление здесь – это не состояние Богородицы, которая умиляется, играя со своим Сыном, – говорит Александр Копировский. – «Умилися Спас» – значит «пожалел». Богородица в сцене умиления изображается не столько играющей с Младенцем, сколько молящейся Ему. Умиление здесь – жалость Сына, жалость до слез, к Матери в ответ на Ее молитву».

Александр Копировский: «На этой иконе Младенец хоть и маленький, но в особых одеждах, чаще всего в золотых – Он сам, как солнце. Мы видим здесь парадокс – Она царица, но у Нее на руках Царь, который превосходит всех, в том числе и Ее саму. И Он жалеет Богородицу, поскольку Она страдает за весь человеческий род, приносит Богу ходатайство от лица всего человечества».

Обычно этого не знают и потому смотрят на икону, как на обычную игру матери и ее младенца, но только немного условную, строгую, плоскостную, как это бывает в иконе. Хотя и эта ласковость, мягкость здесь тоже присутствует.

Фото: Икона Божьей Матери «Умиление» (Владимирская), начало XII в. Константинополь. Государственная Третьяковская Галерея

Икона Божьей Матери «Умиление» (Владимирская), начало XII в. Константинополь. Государственная Третьяковская Галерея На иконе «Умиление» XII века трагический лик Богородицы, которая как бы видит будущие страдания своего Сына. Он сам изображен только начинающим жизнь, но уже как Царь в золотых одеждах. И Он, воцарившийся, снисходит к Ее просьбам. Здесь лик Младенца строгий, сияющий царственным светом.

А бывают иконы Богородицы, где Ее лик невероятно светлый, улыбающийся, с внутренней радостью. И лик Младенца такой же. Мы видим, как иконография позволяет делать разные содержательные оттенки.

Икона Божьей Матери «Одигитрия»

Фото: Икона Божьей Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 г., Дионисий, Москва. Государственная Третьяковская Галерея

Икона Божьей Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 г., Дионисий, Москва. Государственная Третьяковская Галерея Другой тип иконографии – Одигитрия. Это изображение, когда Богородица сидит прямо, как царица на троне, и Младенец сидит у Нее на руке тоже как на троне, лицом к нам. Одигитрия с греческого буквально переводится как путеводительница: ведущая в путь, помогающая в пути.

«Такой тип иконографии иллюстрирует икона конца XV века знаменитого русского иконописца Дионисия, – говорит Александр Копировский. – Дионисий написал ее в 1482 году на доске от более древней иконы, начала XIV века, которая пострадала в пожаре, причем воспроизвел точный размер утраченной иконы».

Александр Копировский: «В этом образе Дионисию удалась удивительная вещь: Младенец – царственный, но в то же время хрупкий и маленький, а Богородица – величественная, но в то же время ощущается, что она совсем юная девочка. Сверхзадача иконописца здесь была в том, чтобы и обозначить Ее величие, и показать особую духовную зрелость, и сохранить – легким намеком, символом – акцент на непередаваемой юной красоте. И Дионисий это сделал!»

Икона Божьей Матери «Оранта»

Последнее из трех самых распространенных изображений Богородицы с Младенцем, где Она изображена уже абсолютно царственно, при этом Она воздевает руки в молитве к Сыну. Икону еще называют Великая Панагия – это одно из ее греческих наименований. «Также этот тип иконографии называется Оранта, то есть «молящаяся», – говорит Александр Копировский. – Образ человека, молящегося таким образом – подняв вверх раскинутые руки – известен с древности. В нашей церкви этот жест сохранился у священников и у епископов, когда они на утренней молитве поднимают руки, произнося: «Слава Тебе, показавшему нам свет»..

Фото: Икона Божьей Матери Оранта или Великая Панагия («Знамение»), Начало XIII в., Ярославль. Государственная Третьяковская Галерея

Икона Божьей Матери Оранта или Великая Панагия («Знамение»), Начало XIII в., Ярославль. Государственная Третьяковская Галерея Жест Богородицы очень торжественный и просительный одновременно. В нем Она являет себя, как Заступница – будто она что-то держит, воздевая руки. Можно вспомнить древнегреческих атлантов, «держащих небо на каменных руках». Кстати говоря, в греческой скульптуре есть и женщины, которые тоже как будто держат небо на себе – кариатиды – их использовали как колонны в некоторых храмах.

«Воздетые руки – это еще и сюжет Ветхого Завета, связанный с пророком Моисеем. Когда пророк Моисей приводит израильский народ в Землю обетованную, то враги не пускают Израиль на место, дарованное ему Богом. Тогда Моисей поднимает руки в молитве, и пока он держит руки – Израиль одолевает врага, как только он опускает руки – враги одолевают Израиль».

Младенец здесь изображен не на руках, а в круге сияния света, что символически означает, что Он внутри, в утробе Матери. Он еще как бы и не родился. Это условность иконы, которая позволяет очень о многом сказать коротко. На древней ярославской иконе начала XIII века Младенец царственным жестом благословляет Вас двумя руками как бы из чрева Богородицы.

Все три типа изображения Богородицы иконописцы пишут с разными акцентами, с большим числом вариантов: более мягкие, более строгие, более сильные, более яркие. И поэтому икон Богородицы у нас очень много. Богородичные иконы не столько дополняют разговор о Царице Небесной какими-то новыми апокрифическими подробностями, сколько являют собой попытку проникновения в Ее суть, в Ее образ, раскрывая его с разных сторон.

Главная image

Подписаться на новости блога

Янтар Полісся image https://yantar.ua//blog/obraza-devy-marii-raznovidnosti-traktovka-simvolika.html Количество просмотров: 6930 19-12-2016—>

Глядя на церковные святыни, верующие издавна ощущают душевный трепет, сопереживание, благоговение и радость. Этому способствует сама манера написания, ведь все произведения православной иконописи выразительны, одухотворены и наполнены глубоким смыслом. Значение имеет каждый элемент изображения: положение рук, поза и даже цвет одежд! Лишь зная, что они символизируют, Вы сможете глубже проникнуть в суть реликвии, понять её и осмыслить. А наша статья познакомит Вас с историей появления, интерпретацией и типами наиболее чтимых образов, на которых запечатлена сама Богородица.

image Первые иконы – что вдохновляло мастеров?

Самые древние святыни с ликом Девы Марии были обнаружены в римских катакомбах. Исследователи датируют их II-III ст. На этих рисунках Небесная Царица предстаёт как Богоматерь Оранта – женщина с воздетыми вверх руками, молящаяся за благополучие и процветание христианской веры. Именно на основании таких изображений создавались более поздние реликвии.

Кроме того, Богородицу описывали и отцы церкви. Вот как говорят о Ней Игнатий Богоносец и Дионисий Ареопагит (они принадлежали к 70-ти апостолам, которых Иисус Христос призвал к себе уже в Иерусалиме, в последний год своей земной жизни): «…была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна, в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид Ея был образом внутренняго Ея совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новыя. Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

Св. Епифаний Кипрский (IV ст.) и Никифор Каллист Ксанфопул (XIV ст.) собрали и сохранили предания, в которых рассказывается о внешнем виде Пречистой Девы: «Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет».

Подобными словами и руководствовались христианские мастера, создавая чтимые святыни. Постепенно возник и сформировался канон, позволяющий сразу же отличить лики Небесной Царицы от других реликвий. Например, значение иконы Божьей Матери «Умиление» может разниться с толкованием образа «Всецарица», но всё же их смысл одинаков – явить верующим милосердие, доброту, любовь Господа и Его Матери. Какие же элементы входят в этот перечень? Читайте об этом ниже.

image

Существует около 860 различных вариантов образов Девы Марии, из них приблизительно 260 причислены к чтимым и чудотворным. Однако на любой из святынь должны присутствовать общие особенности – благодаря им она становится узнаваемой и каноничной, будь то икона Божией Матери «Знамение» или реликвия «Панахранта». Вот основные черты православных произведений, посвящённых Мадонне:

  • нимб Небесной Царицы пишется круглым. В отличие от атрибута Иисуса, он не имеет креста, зато ореол может быть дополнен двенадцатью звёздами, диадемой либо лучезарной короной;
  • рядом с главой Пречистой Девы помещают надпись греческими буквами «Μ ҃Ρ Θ ҃Υ», означающую «Матерь Бога». Иногда именование выполняется и на церковнославянском – МН БЖН. А Спасителя обозначают литеры IC XC, ΙΣ ΧΣ, IСЪ ХСЪ, ΙΧΘΥΣ, или ο ων;
  • одежды Богородицы выдержаны в двух цветах – красном, символизирующем Её царское происхождение, и синем или голубом (знак чистоты, совершенства и умиротворения). Главной деталью облачения является мафорий – головная накидка, укрывающая также плечи и спину. С 474 г. верхнее покрывало Мадонны хранится во Влахернском соборе Константинополя;
  • ризы Девы Марии украшены тремя звёздами. Они олицетворяют Её непорочность и целомудрие, а также служат напоминанием о Святой Троице. Поэтому Иисус, сидящий на руках Небесной Царицы, часто закрывает одну из звёзд – так мастер показывает то, что Сын Божий был Воплощением Предвечного Господа;
  • поручи Божьей Матери списаны с облачения священников. Эта деталь символизирует служение вселенской церкви Небесному Архиерею – Иисусу Христу.

Православные мастера запечатлевают Пречистую Деву печальной, но это чувство всегда исполнено духовной силы, мудрости, благоговения. Она может торжественно являть Спасителя миру, нежно прижимать Его к себе или же легко поддерживать. Именно на основании таких отличий выделяют перечисленные далее типы образов.

image

На святынях, принадлежащих к этому типу, Спаситель запечатлён припавшим к щеке Богородицы. Соприкасающиеся лики выражают близость небесного и земного, материального и духовного.

Подобные образа передают общение между Иисусом Христом и Девой Марией, исполненное пониманием, счастьем и сопереживанием. Однако во взгляде Небесной Царицы видна печаль – она знает, какая судьба ожидает Её Сына, и покоряется Господней воле. Кроме того, реликвия служит воплощением Божественного милосердия, являемого каждому грешнику.

В чем помогает икона Божией Матери «Умиление»? Подобные святыни – среди них Почаевская и Владимирская реликвии, а также образа «Достойно есть» и «Взыграние младенца» – способствуют укреплению веры, избавляют от тяжёлых и скорбных переживаний, примиряют соперников и врагов. Ими благословляют молодожёнов – считается, что тогда в доме будет царить мир, согласие и понимание.

image

На выполненных в такой манере образах Пречистая Дева держит Спасителя на левой руке, указывая на Него десницей. Взгляды направлены на зрителя, а в центре внимания оказывается Иисус Христос. Подобная композиция олицетворяет пришествие в мир Небесного Царя и Судии, напоминает о долге каждого христианина, призывает обратиться мыслями к великой жертве Господа.

Согласно церковным преданиям, первая из подобных святынь была написана ещё апостолом Лукой. С тех пор появилось множество похожих реликвий – например, Казанская, Иверская, Ченстоховская и Тихвинская иконы, образа «Споручница грешных», «Троеручица», «Скоропослушница». Взывая к ним, верующие могут принять правильное решение, обрести надежду, утишить тоску, скорбь и печаль, защитить себя и своих близких от болезней и бед.

image

Данная иконографическая схема, также известная как «Знамение» (в честь защиты Новгорода от полков Андрея Боголюбского) или «Панагия» – «Всесвятая», принадлежит к наиболее ранним. Упоминания о подобной молитвенной позе встречаются ещё в Ветхом Завете, а первые рисунки Девы Марии с поднятыми и раскинутыми в стороны руками находят уже в римских катакомбах.

Святыня выглядит величественно и монументально, поэтому статичную и симметричную композицию часто включают в стенные росписи и мозаики – например, так украшен собор Софии Киевской XI ст. Подобные реликвии бывают оплечными или поясными, но порой встречаются и фигуры в полный рост. Кроме того, икона Божией Матери «Оранта» традиционно размещается в верхней части алтаря. Она может быть элементом более сложных произведений, посвящённых Праздникам Покрова либо Вознесения, или же дополняться ликом Христа-Эммануила, вписанным в круглый медальон на уровне груди Мадонны.

Смысл данного образа – заступническая молитва Пречистой Девы, Её защита и покровительство. Также эта святыня напоминает верующим о Благовещении, Рождестве Христовом и последующих событиях, вплоть до Второго Пришествия.

В чем помогает икона «Знамение Пресвятой Богородицы»? Она защищает дом и семью от любых невзгод, бед и проблем, поддерживает в сложную минуту, дарит надежду и новые силы. Разновидностями этой реликвии являются «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша», Курская, Новгородская, Ярославская святыни.

image

На таких иконах Богородица предстаёт в ипостаси Всецарицы – Она сидит на сияющем престоле, держа младенца-Иисуса на коленях. Эта композиция символизирует величайшее достоинство и честь, которую верующие оказывают Мадонне.

Молитва у этих святынь (среди них – образа «Державная» и «Всецарица») помогает освободиться от алкогольной или наркотической зависимости, излечивает любые заболевания, спасает от колдовства и наговоров.

Данный тип иконописи, также известный как «Параклесис» – «Просительница» демонстрирует Деву Марию без Спасителя. Как правило, Она изображается в повороте три четверти, руки сложены в молитвенном жесте или держат свиток – знак Господнего учения. Интерпретация реликвии очень похожа на значение иконы Божьей Матери «Знамение» – она тоже олицетворяет готовность Небесной Царицы заступиться за грешника, который искренне раскаялся.

Одна или несколько из этих святынь непременно должны присутствовать в иконостасе каждого христианина. И приобрести их Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»! Представленные здесь православные образа согреют Вашу душу, поспособствуют искренней и вдумчивой молитве, принесут в дом мир и благодать.

https://yantar.ua/themes/new/images/logo_text.png

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий