Игрушки для 9 месячного ребенка

imageВаш кроха растет, развивается точность его движений, он учится сидеть, ползать, стоять, а некоторые детки — ходить.

Любой предмет в его руках становится игрушкой, будь то мамина расческа или папины часы. Главное – не забываем о безопасности: ничего острого и мелкого не должно быть в зоне досягаемости малыша, особенно без вашего присмотра.

Игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года не могут не быть развивающими, т.к. развивает ребенка этого возраста абсолютно все.

Но что купить, если глаза разбегаются? Об этом я и расскажу в этой статье. Кстати, игрушки для детей 3 месяцев, о которых я уже писала, все также интересны и полезны ребенку до года.

Содержание:

image Фото: oksun70 / Depositphotos Консультация неонатолога Консультация педиатра Консультация педиатра на дому

.

К шести-семи месяцам у вашего ребенка появились большие достижения: он уже уверенно переворачивается с живота на спинку и со спинки на живот, сидит без поддержки и активно пытается ползать. Если его поддерживать под грудь, он будет переступать ножками – так он готовится к тому, чтобы сделать первый самостоятельный шаг.

В восемь месяцев ребенок хорошо ползает, самостоятельно садится и ложится; встает, цепляясь за опору. Его движения становятся все более точными и целеустремленными: в шесть месяцев он может хватать предметы одной рукой, размахивать погремушкой, в семь он перекладывает игрушку из одной руки в другую, в восемь – пытается хлопать в ладоши, а в девять он уже способен собирать мелкие предметы или доставать кубики из коробки. Все больше времени ваш малыш проводит бодрствуя. Во что бы с ним поиграть? Может быть, потренировать пальчики?

Логопеды и психологи не устают повторять, что развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Как собирать пирамидку?

В шесть месяцев малыш уже может играть с пирамидкой. Пока, правда, он будет только снимать колечки, а вы – снова и снова надевать их на стержень. Обычно советуют надевать колечки только в «правильном» порядке – от большего к меньшему. Но можно попробовать и другие варианты: например, собрать «самоходную конструкцию». На оба конца стержня наденьте большие колечки, а посередине – маленькие. Конструкцию закрепите наконечником пирамидки, чтобы колечки не падали. Теперь пирамидку можно катать друг дружке по полу, а потом снова разобрать по колечку. Обязательно комментируйте действия малыша: «Дашенька сняла колечко. Еще одно колечко сняла. Даша сняла все колечки! Нет больше колечек».

Если же у вас случайно оказалось две пирамидки (почему-то родственники и знакомые очень любят дарить малышам именно эти игрушки), можно за пять минут соорудить почти настоящую гоночную машину. В большой пластиковой бутылке из-под воды или кваса аккуратно проделайте четыре отверстия, в которые потом вставьте два стержня от пирамидок (это будут оси). На каждую ось наденем по два колеса, и машина готова к путешествию по квартире.

Баловство с пользой для дела

Когда ваше чадо хватает еду руками, облизывая пальчики, расстегивает только что надетый памперс и ковыряет в носу, пусть утешением вам послужит мысль, что тем самым юный исследователь развивает мелкую моторику. Если же вас это раздражает, предоставьте достойную альтернативу.

Можно, например, выдать ненужную сумку или рубашку с крупной застежкой-молнией. Однако внимательно следите, чтобы в нее не попали пальчики малыша. Обычно детям нравятся открывать и закрывать застежки на липучке, особенно если под клапаном застежки спрятана интересная картинка или аппликация. Если же у вас на какой-нибудь одежде найдется карман на липучке, спрячьте в него небольшую игрушку и покажите малышу, как ее достать. Известные американские педиатры У. и М. Серз пишут, что их шестимесячный сын Мэтью обожал исследовать нагрудный карман папиной рубашки, поскольку там он неизменно находил авторучку.

Учите ребенка перелистывать странички сначала картонных, а потом и обычных книжек, стучать пальчиком по клавишам пианино, снимать носочки, выжимать в ванне небольшую тряпочку или губку – все это помогает развивать мелкую моторику.

Где найти новую игрушку?

В возрасте шести-семи месяцев нередко самым привлекательным местом в доме становится кухня. Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то страшно интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых доносятся умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких баночек, коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли с этим играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся:

  • пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другая посуда (в ней можно понарошку готовить еду, размешивать «кашу» ложкой и угощать ею игрушечных друзей);
  • деревянные ложки любых размеров (они отлично стучат!);
  • маленькие кастрюльки и крышки к ним (можно примерять разные крышки к кастрюльке и выбрать подходящую);
  • пластмассовые бутылки – пустые или наполненные водой, различными крупами (только не нужно до конца заполнять бутылки, тогда будет интереснее следить за тем, как движутся крупинки или переливается вода);
  • пластмассовые банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара и поэкспериментируйте с такой домашней погремушкой);
  • материя разной фактуры и цвета (подойдут небольшие полотенца и даже чистые тряпочки для мытья посуды);
  • маленькие коробочки с крышками и без них (в коробочки тоже можно положить что-нибудь интересное, например, небольшую игрушку или кусочек яблока);
  • любые «мячики» – от шарика для пинг-понга или теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
  • одноразовые бумажные стаканы или пластмассовые стаканчики из-под йогурта (их можно вкладывать один в другой, строить башни, а потом разбирать);
  • отличная игрушка – набор разноцветных поролоновых губок для мытья посуды. Сначала малыш будет их сжимать, ощущая пальчиками новую текстуру, а ближе к году, возможно, вместе с вами попытается выстроить из губок башню, дорожку или лесенку для маленькой куклы.

Не стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат, вы замените их новыми.

Психологи считают, что для развития ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям.

Прятки

Спрячем игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду (прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик? Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В его памяти запечатлевается определенный образ.

Эта игра, как ни удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин образ.

Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и снова позовите его. Ура, мама нашлась!

Ползем? Ползем!..

Значение ползания трудно переоценить, хотя зачастую родители не обращают на этот этап особого внимания. Именно с помощью ползания малыш впервые начинает самостоятельно передвигаться в пространстве. Но для того, чтобы он это делал, необходимо предоставить ему пространство для передвижения! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти. Лучшее место для малыша от шести месяцев и старше – пол.

Однако предоставить возможность для ползания – это еще не все. Нужно создать потребность в ползании, а в этом, кроме специальных упражнений, как всегда, помогут игры. Вспомните, как в 4-5 месяцев ваш малыш учился хватать игрушку, висящую на ленточке (подробно мы говорили об этом в прошлом номере). Этот опыт теперь пригодится ему в освоении нового навыка. Может быть, ему понравится гоняться за сороконожкой на веревочке? Приблизьте ее к малышу на расстоянии вытянутой руки, а потом потихоньку чуть-чуть отодвиньте. Получилось? Дайте крохе почувствовать радость победы, искренне похвалите его за успешную «охоту» и, конечно, вручите ему честную добычу. Если же он не смог достать до игрушки, пробуйте снова и снова. У вас обязательно все получится!

Следующий этап: эстафета из игрушек. Расставьте на полу несколько игрушек на некотором расстоянии друг от друга (расстояние определяется исключительно возможностями вашего малыша). Обратите внимание ребенка на игрушки и предложите ему переползать от одного предмета к другому.

Когда малыш будет ползать более уверенно, можно поиграть в тоннель, сделанный из большой картонной коробки. Для начала прокатите через нее мяч, а потом предложите ребенку самому пролезть через тоннель.

Во втором полугодии принципиально меняется стиль общения ребенка и взрослого. Если в первые шесть месяцев это была исключительно эмоциональная связь, то теперь малыш и взрослый, если так можно выразиться, становятся еще и деловыми партнерами. Конечно, эмоциональная связь сохраняется, и кроха с удовольствием будет общаться с вами, сидеть у вас на руках, принимать вашу любовь и дарить вам свою. Но, кроме внимания и ласки, отныне он ждет от вас сотрудничества и активной совместной деятельности. Например, ребенок бросает игрушку и радостно улыбается в ожидании того, что вы ее поднимете и вручите ему. Подняли, вручили. Снова бросок с улыбкой на устах. Не раздражайтесь, малыш делает это не для того, чтобы испытать прочность ваших нервов, он лишь приглашает вас в игру. В другой раз он протянет вам игрушку и будет ждать, что вы не только возьмете ее, но и поиграете с ним.

Постарайтесь чутко реагировать на призывы своего чада, и он обязательно оценит это!

Инесса Смык

Источники

  • Yu Y., Yang X., Wang S., Wang H., Chang R., Tsamlag L., Zhang S., Xu C., Yu X., Cai Y., Lau JTF. Serial multiple mediation of the association between internet gaming disorder and suicidal ideation by insomnia and depression in adolescents in Shanghai, China. // BMC Psychiatry — 2020 — Vol20 — N1 — p.460; PMID:32967648
  • Macari S., Milgramm A., Reed J., Shic F., Powell KK., Macris D., Chawarska K. Context-Specific Dyadic Attention Vulnerabilities During the First Year in Infants Later Developing Autism Spectrum Disorder. // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry — 2021 — Vol60 — N1 — p.166-175; PMID:32061926
  • Hewitt L., Benjamin-Neelon SE., Carson V., Stanley RM., Janssen I., Okely AD. Child care centre adherence to infant physical activity and screen time recommendations in Australia, Canada and the United States: An observational study. // Infant Behav Dev — 2018 — Vol50 — NNULL — p.88-97; PMID:29223777
  • Daniels LA., Mallan KM., Battistutta D., Nicholson JM., Perry R., Magarey A. Evaluation of an intervention to promote protective infant feeding practices to prevent childhood obesity: outcomes of the NOURISH RCT at 14 months of age and 6 months post the first of two intervention modules. // Int J Obes (Lond) — 2012 — Vol36 — N10 — p.1292-8; PMID:22710926

Автор — врач-гастроэнтеролог Смирнов Антон

Выпускающий редактор — врач-терапевт Филиппова Галина

Комментарии Cackle2014-09-28

Наверняка, вы сталкивались с такой ситуацией: у вас есть время и желание позаниматься с малышом, игрушек у вас каких только нет, но чем именно заняться, чтобы игра была максимально полезна для вашего чада, вы не знаете. Действительно, чтобы малыш активно развивался, важно, чтобы игрушки были хорошо подобраны по возрасту и чтобы ваши занятия соответствовали познавательным потребностям ребенка в конкретный период. В этой статье я расскажу 

  • на развитие каких навыков стоит обратить внимание в этом возрасте;
  • какие развивающие игрушки и материалы для этого необходимы.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ 9 МЕСЯЦЕВ И СТАРШЕ. ЧАСТЬ 2 — ЧИТАТЬ

Что нового в развитии ребенка с 9 месяцев?

С 9 месяцев начинается принципиально новый этап в развитии ребенка, в частности меняется характер его взаимодействия с предметами. До сих пор ваш малыш преимущественно хватал и разбрасывал игрушки и все, что попадалось ему под руку. Ребенка привлекали разнообразные цвета, формы предметов, их хотелось хорошенько рассмотреть, потрогать, потрясти, бросить. Но теперь малыш начинает понимать, что помимо всего прочего, эти вещи еще и выполняют различные функции, могут быть использованы с какой-то целью. Кубики можно не только разбросать, но и построить из них башню. А пультом, оказывается, можно еще и телевизор включить. В этот период у малыша, наконец, появляется желание к созидательной деятельности. Впервые можно увидеть у ребенка стремление сложить что-то в коробочку, закрыть ее, нанизать кольца на пирамидку.

Поэтому одна из основных ваших задач, начиная с этого возраста – создать для ребенка соответствующую развивающую среду. А это значит, во-первых, предложить подходящие по возрасту и интересные для ребенка развивающие игрушки. А во-вторых, не запрещать малышу познавать огромное разнообразие других окружающих его предметов, не бросаться на него с криками «Нельзя!» при любой его попытке потрогать что-то новое (подробнее об употреблении слова «нельзя»). Те вещи, которые представляют опасность для ребенка, или те, которые вам очень ценны и дороги, нужно просто заранее убрать из зоны досягаемости крохи.

И так, как развивать ребенка в 9 месяцев:

1. Нанизываем / снимаем колечки с пирамидки

Поначалу малыш, конечно, будет только снимать кольца с палочки, но чем чаще он будет видеть, как вы нанизываете колечки, тем быстрее он начнет делать это сам. Не ждите, что ребенок сразу соберет всю пирамидку, первое время он будет терять интерес к игре уже после того, как наденет пару колец. Постепенно запас его терпения будет увеличиваться.

На данном этапе нет необходимости объяснять малышу, в каком порядке нужно надевать кольца на стержень. Сейчас наша основная задача – просто отработать действие нанизывания.

2. Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары

Для этой развивающей игры вам понадобятся разнообразные коробочки, баночки, корзиночки. Тара должна быть не слишком маленькой, чтобы рука ребенка в нее свободно помещалась, малышу должно быть удобно вкладывать в нее небольшие предметы: кубики, шарики, деревянные грибочки, да и собственно любые маленькие игрушки. Главное, нужно помнить, что если вы даете малышу игрушки слишком маленькие (меньше 3-4 см), нельзя оставлять его без присмотра!

Вот еще интересный вариант игры. Сложите несколько небольших игрушек в мешок и предложите малышу, опуская руку в мешок, доставать из него игрушки. Если вы возьмете непрозрачный мешок, появится элемент сюрприза, что очень нравится детям.

3. Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки

Здесь пригодятся такие коробки, которые проще всего открыть. Лучше всего подойдут картонные коробочки, закрывающиеся внахлест, матрешки (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Старайтесь давать такие баночки и коробочки, которые не слишком туго открываются, чтобы малыш не разочаровался, так и не открыв коробку. Чтобы подогреть интерес ребенка, в коробочку можно вложить какой-нибудь сюрприз – маленькую игрушку.

Ну и, конечно, нельзя забывать про полезность игры с предметами быта! Большинство мам замечают, что дома дети безумно любят играть с кастрюлями, крышками и прочей кухонной утварью. Поэтому если уж малыш забрался в ваш кухонный шкаф, и там нет ничего опасного, то не запрещайте ему там играть, для него это большое удовольствие и возможность вдоволь попрактиковаться в открывании/закрывании кастрюль и баночек, во вкладывании/выкладывании предметов. А для вас – это долгожданная свободная минутка!

4. Стучим предметами друг об друга

На первый взгляд кажется, что здесь ничего сложного. Однако для малыша в самом начале данного возрастного периода это не простое задание – нужно уметь одновременно координировать движения обеих рук. Поэтому во время игры показывайте ребенку, как вы стучите, например, небольшими кубиками друг об друга. Подойдут также деревянные погремушки или любые игрушки, которые помещаются в ладони малыша.

5. Составляем кубики друг на друга

Именно в этом возрасте вы, скорее всего, увидите первую башню вашего малыша из 2-3 кубиков. Но, конечно, он не научится этого делать, если не увидит, как это делаете вы. Так что обязательно показывайте вашему чаду, как при помощи нескольких кубиков можно соорудить целую башню.

6. Катаем машинку

Родители мальчика, скорее всего и так первым делом купили малышу машинку и научили возить ее по полу. Но вот девочкам везет меньше, часто им совсем не покупают машинки, просто потому, что так не принято. Также как и не принято покупать мальчикам кукол. Но малышу нужно познавать мир через самые разные предметы, учиться пользоваться ими. До трех лет нет необходимости делать существенных половых различий в воспитании мальчика и девочки. Если вы будет следовать всем предрассудкам, вы просто лишите ребенка какой-то частицы опыта. Катание машинки – еще один способ взаимодействия с предметом, который будет полезно освоить малышу для всестороннего развития.

***

У своей дочери слегка изменившееся отношение к игрушкам я заметила ровно в 9 месяцев. Если раньше пирамидка интересовала ее исключительно с точки зрения «погрызть колечки», то в 9 месяцев она, только увидев пирамидку, начинала ее разбирать, снимая поочередно кольцо за кольцом, небольшие игрушки, лежащие в коробочке, тоже непременно нужно было достать. Стоило мне только начать что-нибудь складывать, дочь обязательно все разбирала обратно. Спустя месяц такого «разбирания» появился и долгожданный интерес к созидательной деятельности – она стала нанизывать колечки на стержень, складывать предметы в тару, строить свои первые башни из кубиков (по 2-3 кубика).

На этом прощаюсь! И не забудьте посмотреть продолжение этой статьи

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ 9 МЕСЯЦЕВ И СТАРШЕ. ЧАСТЬ 2

Также рекомендую посмотреть

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ 9 МЕСЯЦЕВ — ПОДРОБНЫЙ ПЛАН

С уважением, Яна Разначенко

Далеко не все знают, как развивать ребенка в 9 месяцев. Некоторые считают, что в этом возрасте кроха абсолютно ничего не понимает, однако это мнение ошибочно. Детям требуются развивающие занятия с самого рождения. И хорошо, что любящие родители тщательно наблюдают за развитием своего малыша, ведь это залог его психологического и физического здоровья. Полезные умения, любознательность, усидчивость и трудолюбие — основные качества, необходимые малышу для счастливой жизни.

Содержание

Достижения малыша к девятимесячному возрасту

Девятимесячный ребенок уже имеет определенные сенсорно-двигательные возможности. Некоторые из них:

  • обхватывает двумя ручками большие предметы, приближает их к себе и пристально рассматривает;
  • манипулирует несколькими игрушками;
  • встает на ноги при помощи взрослых;
  • хлопает в ладоши;
  • небольшие предметы берет в одну руку;
  • ползает и способен менять направление на 180°.

Подобные навыки можно тренировать при помощи куклы. Нужно взять ее и показать ребенку, как она ходит, укладывается спать, встает на ноги и ест. Все манипуляции можно сопровождать рассказами о действиях куклы — это будет вызывать интерес как у девочек, так и у мальчиков. Очень хорошо, если кроха будет стараться взять игрушку и поиграть с ней самостоятельно. Основные аспекты, которые необходимо учитывать:

  1. Однообразные ситуации неинтересны малышу.
  2. Играть с ребенком в 9 месяцев можно в несложные прятки.
  3. Ребенок понимает, о чем говорят ему взрослые, то есть в процессе общения у него формируется неактивный словарный запас.
  4. Кроха реагирует на просьбы и старается их выполнить.
  5. Дети запоминают игры, в которые играли вчера.
  6. Некоторые могут бояться открытой местности и подъема на высоту.
  7. Малыш повторяет слова, состоящие из двух слогов.
  8. Предпринимает попытки объяснить взрослому что-то при помощи жестов. Например, когда малыш не хочет есть, он показывает это, отворачивая голову.

Из всего этого следует, что способности малыша в возрасте 9 месяцев касаются общения с окружающими и начала использования речи. Чтобы кроха смог заговорить правильно, взрослые должны четко и разборчиво общаться с ним, не коверкая речь. Следует взять под контроль мимику и не делать лишних жестов — это усложняет восприятие информации.

Так, известный педиатр Евгений Комаровский считает, что у девятимесячного ребенка в поведении происходит прорыв — он становится энергичным, может выражать свои пристрастия. Однако доктор делает акцент на том, что если кроха что-то не умеет, не нужно расстраиваться, ведь это не показатель. Он сможет всему научиться, только немного позже. Бывали случаи, когда способные и успешные в будущем дети не разговаривали до 3 лет. Очень важно не жалеть сил и проводить много времени с ребенком.

Физическое развитие

Для того чтобы ребенок с физической точки зрения был развит хорошо, следует ежедневно делать ему массаж и проводить легкую зарядку. Кроме того, очень полезны следующие процедуры:

  1. Плавание — оказывает положительное влияние не только на физическое, но и умственное развитие. Ребенка можно учить плавать в любом возрасте, даже если раньше подобная методика не использовалась. Занятия необходимо грамотно организовать и проводить их регулярно. Только таким образом можно достичь необходимых результатов.
  2. Развитие определенных частей тела. Для этого нужно подготовить различные предметы. Вполне подойдет маленькая бутылка и большая ложка. Нужно подавать их ребенку, меняя положение с горизонтального на вертикальное и наоборот. Для захвата кроха станет менять положение ручек, развивая кисти и моторику.
  3. Ползание — обязательно для нормального физического развития. Ребенок может сам добираться до каких-либо предметов, трогать, нюхать и пробовать их на вкус. Родители должны предоставить малышу свободу, учитывая меры безопасности.
  4. Прогулки. Специалисты рекомендуют часто гулять с малышом. Кроме того, не нужно заставлять его все время проводить в коляске. Если он пытается сделать первые шаги, практика на улице пойдет только на пользу. Следует разрешить нюхать цветы, трогать листья и траву, возиться в песочнице. Это будет приучать ребенка к самостоятельности, а также развивать любознательность.
  5. Для тренировки ног прекрасно подходят специальные коврики, по которым малыш может ползать и ходить. Зачастую такие изделия состоят из различных частей — мягкая, шелестящая, шершавая и колючая. Детям очень интересно заниматься на таком коврике. Безусловно, его можно сделать своими руками из разной ткани.

Эмоциональные и психологические аспекты

Более разнообразными, чем ранее, становятся игры с 9-месячным малышом. В этом возрасте с крохой можно рисовать, играть с кубиками, изучать цвета, собирать конструктор. Важные элементы психологического развития — мелкая моторика. Научно доказана связь между разговорной речью и навыками владения своими пальцами. Мы об этом уже говорили ранее.

Комплексы раннего развития включают в себя различные игры для улучшения мелкой моторики. В домашних условиях для этого можно заняться сортировкой различных продуктов. Например, смешать в емкости макаронные изделия и орехи. Ребенку нужно научиться различать и отделять элементы. В подобных ситуациях очень важно следить, чтобы кроха не засовывал предметы в ушки, носик и рот.

Рисование очень увлекает детей на длительный период. Кроме того, такие занятия развивают воображение. Следует отметить, что девятимесячный малыш не способен держать карандаш или кисть. Однако это совсем не страшно, можно использовать пакеты-зипперы и гуашь. В пакет нужно налить немного различных красок, насыпать крупу и закрыть замок. Затем приклеить его к полу при помощи скотча.

Малыш будет с удовольствием размазывать краску по пакету, развивая пальчики и изучая новые цвета. Большим преимуществом для мамы является то, что вокруг будет чисто. Очень полезны игры с бумагой. Когда ребенок комкает или рвет ее, у него активизируются те участки мозга, которые отвечают за моторику и координацию.

Основные правила

Когда кроха начнет самостоятельно передвигаться, взрослым больше не придется задумываться над тем, чем занять ребенка в 9 месяцев дома. Он сможет развлечь себя сам в процессе изучения окружающих предметов. Родителям очень важно следовать определенным правилам:

  1. Предоставить крохе максимально возможное игровое пространство. Нужно стараться меньше запирать его на стуле для кормления или в кровати. Ему необходимо учиться двигаться, тем самым совершенствуя ловкость и координацию.
  2. Тщательно мыть полы при помощи дезинфицирующих средств, постоянно обрабатывать игрушки кипятком. Дети в таком возрасте очень любят попробовать все.
  3. Обезопасить жилье. Нужно спрятать от крохи лекарства и другие опасные предметы. Острые углы желательно обработать при помощи накладок, вставить в розетки специальные заглушки.
  4. Нельзя часто говорить ребенку «нет». Этим можно отбить у малыша тягу к новым ощущениям и знаниям. Желательно заранее убрать запрещенные предметы или отвлечь кроху при помощи интересной игрушки.
  5. Нельзя оставлять детей одних без присмотра. В этом возрасте они очень любознательные, поэтому за несколько минут способны добраться куда угодно.
  6. Специалисты рекомендуют оборудовать в каждой комнате небольшой игровой уголок. Так, на кухне можно установить маленький ящик с игрушечной посудой. Пока малыш будет изучать предметы, мама сможет спокойно приготовить еду.

Игрушки из подручных средств

Чем взрослее малыш, тем больше он начинает подражать взрослым. В силу этого для развлечения подойдут безопасные предметы быта — мамина кастрюля, папина изолента и т. д. Кроме того, из пластмассовых бутылок, коробок и круп можно изготовить интересные игрушки для развития ребенка. Некоторые из них:

  1. Яркие коробки. Их можно окрасить в любые цвета, которые имеются под рукой, а затем наполнить различными предметами. Например, можно положить шишки, фасоль, каштаны, небольшие мячики и пр. Затем высыпать предметы на пол и предложить крохе сложить все обратно.
  2. В процессе купания дать малышу мочалку, чтобы он попробовал самостоятельно потереть руки или ноги. Затем позволить ему самому вытереться полотенцем по окончании процедуры.
  3. Изготовить бизиборд. Конструкция представляет собой большую доску, на которую прочно фиксируются разнообразные предметы — деревянные часы, розетка, замки и кнопки, щеколды, выключатель и т. д. Можно крепить любые элементы на собственное усмотрение.
  4. Дать ребенку пластмассовые пищевые контейнеры различных размеров. Затем из них сделать башню или компактно уложить, помещая один элемент в другой.

Интересные предметы

Многие родители в попытках заинтересовать ребенка, покупают множество различных игрушек. Важно отметить, что их не обязательно должно быть много, вполне достаточно, чтобы они соответствовали возрасту малыша. Итак, чтобы проводить развивающие игры для детей в 9 месяцев, потребуются такие предметы:

  1. Пирамидка. Научившись складывать ее один раз, ребенок обязательно захочет сделать это еще. При выборе нужно обратить внимание на устойчивость игрушки. Кроме того, элементы должны просто надеваться и сниматься. Если конструкция будет постоянно падать или трудно собираться, малыш быстро утратит к ней интерес.
  2. Резиновый мячик. В этом возрасте подвижные игры способствуют развитию ловкости и координации.
  3. Заводные игрушки. Кроха быстро сообразит, какие манипуляции следует проделать, чтобы машинка поехала или собака закивала головой.
  4. Образные игрушки. Разнообразные куклы и зверюшки из различных материалов помогают крохе представлять окружающий мир. С их помощью можно играть в прятки, ставит спектакли и пр.
  5. Пальчиковые краски очень понравятся ребенку. Они гипоаллергенны, нетоксичны, сделаны из безопасных компонентов. Кроме того, их легко смыть, поэтому мама может не переживать, что малыш испачкается или испортит мебель. Нужно разрешить крохе самостоятельно выбрать цвет, а затем научить его рисовать солнышко, шарик и любые другие простые детали.
  6. Тесто для лепки придется по душе малышу гораздо больше обычного пластилина. Такое тесто можно разрезать, мять руками, укладывать в банке и делать различных зверюшек.
  7. Кубики. В 9 месяцев малыш не способен построить замок, но вполне может сделать высокую башню. Нужно научить его устанавливать детали друг на друга, а затем весело разрушать конструкцию одним движением.

Веселые игры

Любой ребенок любит веселиться. Увлекательные игры могут отвлечь малыша от любых капризов. Наиболее популярные из них:

  1. «Съем». Суть заключается в том, что когда кроха протягивает руку ко рту взрослого, последний должен притвориться, что хочет укусить ее. Малыш с веселым хохотом будет стараться избавиться от опасности, выдергивая ее.
  2. Веселые щекотки. Для этого нужно воспользоваться кисточкой, нежно щекоча пятки, нос или животик крохи. Затем дать ему кисть, чтобы он сделал взрослому то же самое.
  3. Прятки. Нужно спрятаться за диван или штору и позвать кроху. Когда он найдет взрослого, следует крепко обнять и похвалить его. Каждый раз желательно менять место.
  4. Танцы. Включить какую-то зажигательную музыку и показать малышу простые движения — хлопки в ладоши, притопывания. Кроме того, можно танцевать совместно, взявшись за руки.
  5. Скачки на лошади. Посадить ребенка на колени и слегка покачивать со словами: «Ехала принцесса шагом, ехала принцесса рысью, ехала принцесса махом и т. д. ». Постепенно увеличивать темп, имитируя быструю езду на лошадке.

Как видите, существует множество различных развивающих игр для малышей в возрасте девяти месяцев. Развлечь кроху не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Достаточно лишь проявить смекалку. Кроме того, можно самостоятельно придумывать новые игры и развлечения. Здесь все напрямую зависит от фантазии родителей, ведь именно они заинтересованы в том, как развивать ребенка в 9 месяцев.

Особенности развития ребенка в 9 месяцев

Малыш в 9 месяцев уже многое понимает, он теперь не просто перекладывает интересные предметы, но и активно играет ими. Его двигательные навыки уже достаточно развиты, он умеет садиться, стоять у опоры, некоторые дети в этом возрасте начинают ходить. С каждым днем ребенок все лучше ориентируется в пространстве, знает названия окружающих предметов. Примерно с 9 месяцев малыш начинает говорить первые внятные слова. Обычно это «мама», «папа», «дай». А еще в этот период у крохи, как правило, вовсю режутся зубы, он учится кусать, пережевывать пищу.

Игры с ребенком 9 месяцев – важный момент его развития. Прежде всего, они должны удовлетворять его потребность движения. Малыш все еще не может долго сосредотачивать внимание на книгах, карточках и обучающих игрушках. Поэтому не надейтесь на его усидчивость. Не навязывайте полезные, но скучные для него занятия и дела. Или же проявите смекалку и заинтересуйте его. С 9- месячным ребенком можно заниматься развитием координации, речи, мелкой моторики, смекалки или же просто знакомить малыша с окружающим миром.

Совет

В девять месяцев ребенок все еще не может играть самостоятельно, ему необходим партнер. Крохе очень важно получить первый опыт проявления эмоций от своих родителей.

Важные правила

Как только малыш научится передвигаться самостоятельно, родителям больше не придется долго думать, чем его занять. Он сам найдет себе интересное занятие, изучая предметы вокруг. Еще бы, весь дом представляется ребенку волшебной игрой, полной тайн и загадок. Все, что нужно родителям, – это соблюдать некоторые правила.

  1. Обезопасьте жилище. Опасные предметы, лекарства уберите повыше или, еще лучше, заприте на ключ. Острые углы заклейте специальными накладками. Спрячьте провода, вставьте заглушки в розетки.
  2. Предоставьте малышу как можно большее пространство для игр. Старайтесь поменьше запирать его в кроватке, манеже, стульчике для кормления. Он должен учиться передвигаться, совершенствовать координацию, силу и ловкость.
  3. Не говорите слишком часто «нет». Так вы можете отбить у крохи тягу к новым знаниям. Лучше заблаговременно спрячьте запрещенные предметы подальше или отвлеките малыша от «неправильного» занятия интересной игрушкой.
  4. Тщательно мойте пол, регулярно обдавайте кипятком игрушки. Помните, что для ребенка 9 месяцев очень важно все попробовать на вкус.
  5. Не оставляйте малыша самого без присмотра надолго. Дети в этом возрасте очень активны и любознательны, за считаные минуты могут залезть куда угодно.

Совет

Обустройте в каждой комнате «игровой уголок». Например, на кухне можно поставить небольшой ящик с баночками, игрушечными кастрюльками и ложечками. Пока ребенок будет занят игрушками, вы сможете быстренько сделать домашние дела.

Развиваемся, играя

Во время развивающих игр с ребенком 9 месяцев формируется его любознательность и тяга к новым знаниям. Родители должны всячески поощрять малыша, эмоционально реагировать даже на незначительные успехи, подбадривать, и если понадобится, утешать. Таким образом, они заложат прочную основу для полноценного обучения в будущем. Психологи утверждают, что детям, активно познающим мир в возрасте 9 месяцев, проще воспринимать новые знания, осваивать новые навыки, учиться в школе.

Итак, в какие развивающие игры можно поиграть с малышом?

  1. Развиваем речь. Покажите ребенку карточки с животными, одновременно подражая их голосам. Затем предложите ребенку самостоятельно их озвучить. Можно использовать универсальный стишок: «Едем-едем на лошадке по дорожке гладкой-гладкой. В гости нас звала принцесса кушать пудинг сладкий. Две собачки у порога нам сказали очень строго… Как собачки говорят? Гав-гав!» Вместо собачек могут быть два утенка, лягушонка, котенка и так далее.
  2. Развиваем смекалку. Переверните игрушки малыша «верх ногами». Например, машинку положите кузовом вниз, плюшевого мишку поставьте на голову. Предложите крохе расположить предметы правильно. Или спрячьте его любимую игрушку, накрыв платком (так, чтобы часть ее выглядывала). Вместе разыщите ее.
  3. Развиваем координацию. Сядьте напротив ребенка, толкните к нему мячик. Малыш должен поймать его, а затем отправить обратно. На прогулке учите его перешагивать через препятствия (маленькие веточки, камушки). Помогите ему забраться на пенек, а затем слезть с него.
  4. Знакомим с окружающим миром. Периодически показывайте малышу карточки с животными, машинами, фруктами и т. д., не забывая подробно их описывать. Возьмите куколку и покажите, где у нее носик, глазки, ручки. Предложите ребенку самостоятельно их найти. Читайте книжки с красочными картинками. Если ребенку не интересно, попробуйте разыграть небольшой спектакль, озвучивайте диалоги разными голосами.

Веселые игры

Все дети и даже взрослые любят хорошенько повеселиться. Веселая игра для 9-месячного ребенка – лучший способ отвлечься от капризов и болезненного прорезывания зубов.

  1. Игра в прятки. Спрячьтесь за занавеску или диван и позовите ребенка. Когда он вас найдет, крепко обнимите и похвалите его. Старайтесь использовать каждый раз новые места.
  2. Съем. Когда девятимесячный малыш протянет ручку к маминому или папиному рту, они должны сделать вид, что сейчас откусят ее. Ребенок тут же выдернет ее из «опасного» места, весело хохоча.
  3. Танцуют все. Включите зажигательную музыку и покажите крохе простые движения – притопывания, хлопки. Потанцуйте вместе, взявшись за руки.
  4. Веселая щекотка. Вымойте кисть для пудры и нежно пощекочите носик малыша, животик, пяточки. Пусть он попробует сделать то же самое с вами.
  5. Скачем на лошадке. Усадите кроху на колени и, покачивая его, приговаривайте: «Ехал, ехал, ехал пан. Шагом, шагом, шагом. Ехал, ехал, ехал пан. Рысью, рысью, рысью. Ехал, ехал, ехал пан. Махом, махом, махом. Постепенно увеличивайте темп, изображая быструю езду на лошади.
  6. Зайка. Посадите ребенка напротив себя и выполните простые упражнения: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит». В этот момент поднимите руки и подвигайте ими, изображая ушки. «Зайке холодно сидеть – надо лапоньки согреть». Потрите руки. «Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать». Немного попрыгайте на месте. Теперь то же самое помогите проделать малышу.

Играем с подручными средствами

Чем старше становится ребенок, тем больше он подражает взрослым. Поэтому для игр в 9 месяцев вполне подойдут безопасные бытовые предметы – кастрюля мамы, изолента папы, масса других вещей. А из обычных коробок, лоскутов ткани, круп и пластиковых бутылок можно сделать интересные развивающие игрушки.

Итак, чем занять ребенка в 9 месяцев, если обычные игрушки ему уже надоели?

  1. Попросите папу или дедушку соорудить малышу «бизиборд». Это большая доска, на которой крепко закреплены разные интересные предметы – щеколда, деревянные часы, счеты, розетка, выключатель, кнопочки и замочки. Можно прибить или приклеить на нее все, что угодно.
  2. Яркие коробочки. Раскрасьте коробки, которые найдете в квартире, в разные цвета (достаточно 4 штук). Наполните их интересными предметами. Например, можно сложить в них каштаны, шишки, вату, фасоль, карандаши, маленькие мячики или что-то другое. Высыпьте предметы на стол, а затем предложите малышу рассортировать и сложить их обратно.
  3. В пятилитровой пластиковой бутылке вырежьте большую дырку (в центре). Раскрасьте ее в виде головы забавного животного или монстрика так, чтобы на месте дыры получился рот. Теперь покормите вместе с ребенком вашу «зверюшку». Можно забрасывать в бутылку шарики, каштаны, бумажки и т. д.
  4. Вырежьте сверху большой коробки отверстие. Внутрь поместите ленту с завязанными на ней яркими лоскутами ткани. Предложите ребенку потянуть за ленточку. Волшебное появление материи вызовет полный восторг.
  5. Во время купания разрешите малышу побыть «взрослым». Вручите ему мочалку, мыло, пусть он попробует потереть свою ручку, ножку. По окончании водной процедуры позвольте ему самостоятельно вытереться полотенцем.
  6. Дайте ребенку пластиковые контейнеры для еды разных размеров. Покажите, как из них можно построить башню или компактно сложить, поместив один контейнер в другой.

Игрушки

Многие родители, не зная, чем заинтересовать малыша, скупают чуть ли не полмагазина. На самом деле, можно обойтись всего 9 игрушками, но при условии, что все они подобраны согласно возрасту крохи.

Итак, для увлекательных развивающих игр с ребенком в 9 месяцев вам понадобятся следующие предметы.

  1. Пальчиковые краски. Малышу очень понравится создавать свой первый «шедевр». Эти краски изготовлены из безопасных компонентов, не токсичны, не вызывают аллергию. Кроме того, родители могут не бояться, что ребенок испачкается или оставит радужные пятна на полу, мебели: пальчиковые краски легко смываются. Рисовать можно на полу, предварительно накрыв его полиэтиленом, на теле, бумаге, в пустой ванне. Дайте крохе самому выбрать цвет, оставьте отпечатки ручек, покажите, как рисуется солнышко, тучка, воздушный шарик и другие простые предметы.
  2. Пирамидка. Однажды научившись складывать пирамидку, малыш захочет это делать снова и снова. При покупке обязательно обратите внимание, чтобы игрушка была устойчивой, «кольца» легко надевались и снимались. Если пирамидка будет все время падать или с трудом собираться, кроха очень быстро ее «забросит».
  3. Тесто для лепки. Мягкое на ощупь тесто понравится ребенку 9 месяцев куда больше, чем обычный пластилин. Его можно просто мять, можно резать, укладывать в баночки или же при помощи формочек делать разные забавные фигурки животных.
  4. Резиновый мяч. Подвижные игры с мячом для детей 9 месяцев позволяют развивать координацию и ловкость. Просто перекатывайте его друг дружке, подкидывайте вверх, толкайте ножкой.
  5. Кубики. В этом возрасте малыш еще не сможет построить замок, а вот одинокую высокую башню – вполне. Покажите ему, как ставить кубики друг на друга, и его обязательно заинтересует этот удивительный процесс. А как весело потом одним махом разрушить все сооружение!
  6. Заводные игрушки. Ребенку 9 месяцев придутся по душе игрушки, которые заводятся простым натягиванием веревочки. Малыш быстро сообразит, что нужно делать, чтобы машинка начала сама ездить, петушок закивал головой, а собачка захлопала в ладоши.
  7. Неваляшка. Кукла, которая не падает, если ее толкнуть, вызывает бурный восторг у ребенка. Он будет пытаться повалить ее на пол снова и снова, надеясь, что в конце концов ему это удастся.
  8. Сортер. Игрушка знакомит малыша с размерами и формами. Вкладывание простых фигур в подходящие отверстия тренирует логическое мышление и развивает мелкую моторику.
  9. Образные игрушки. Куклы, зверята из разных материалов помогают ребенку составить представление об окружающем мире. А как чудно они оживают в руках родителей! Разыгрывайте мини-спектакли, играйте с ними в прятки, купайте, кормите.

Совет

Для ребенка 9 месяцев важно выбирать выразительные игрушки с контрастной расцветкой, крупными чертами, деталями.

Существует немало забав, игр для детей 9 месяцев. Развлечь ребенка в этом возрасте несложно, нужно лишь немного проявить смекалку. Творите, изобретайте новые игры или используйте вышеописанные на радость вам и малышу.

ЗАКРЫТЬ

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий