Характер или неврология: как отличить непоседу от ребёнка с СДВГ?

Содержание

Гимранов Ринат Фазылжанович Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года; Профессор неврологии, доктор медицинских наук; Клиника восстановительной неврологии.Об авторе Дата публикации: 26 июня, 2019 Обновлено: 25 марта, 2021

Дети начинают проявлять активность практически сразу после рождения. Им необходимо познавать мир, учиться общаться с окружающими, вокруг них все ново, необычно, способно вызвать бурную реакцию. Однако некоторые из грудничков гиперактивны. Причиной становится синдром дефицита внимания. Не со стороны родителей, внимания не хватает самому малышу.

Признаки гиперактивности у новорожденных малышей

Точно поставить диагноз и определить гиперактивность у новорожденных детей сложно, так как большинство признаков характерны для полностью здоровых малышей

Привлечь внимание родителей и врачей должен факт, что подобные признаки характерны для ребенка и возникают систематически.

В чем проявляется гиперактивность у новорожденного младенца:

  • Ручки, ножки у ребенка постоянно пребывают в движении, при этом цель тех или иных действий не всегда понятна.
  • Нарушение цикла сна. Новорожденный спит гораздо меньше чем положено по возрасту, путает время суток: бодрствует ночью и отсыпается днем.
  • Повышенный тонус мышц.
  • Регулярная сильная рвота при кормлении.
  • В месяц, гиперактивный грудничок будет постоянно кричать и плакать, при этом причины для этого не будет.
  • Активные попытки сопротивления при пеленании, попытки выбраться из любых ограничивающих движения вещей и ситуаций.
  • Бурная реакция на любые раздражители. Симптомом СДВГ у грудничков становится постоянный плач при малейшем звуке в комнате или при включении света.
  • Малыш отвлекается на игрушки и яркие, необычные вещи в окружении, но быстро теряет к ним интерес, переключаясь на что–то другое.
  • Отрицательная реакция на появление малознакомых или новых людей в окружении.

Создать комфортные условия для ребенка, проявляющего симптомы и признаки гиперактивности, невозможно. Поэтому если месячный малыш слишком бурно реагирует на раздражители, постоянно и беспричинно плачет, стоит обратиться к медикам. Врачи по отдельным признакам установят гиперактивность мышц у грудничка и подскажут, как ее скорректировать даже в столь юном возрасте.

Причины развития

Проявление симптомов гиперактивности у новорожденного младенца явление в наше время нередкое. Причиной этому становится целый ряд факторов:

  • Генетика. Синдром часто передается по наследству. Шанс на это не высок.
  • Образ жизни матери во время беременности. Младенцы с СДВГ чаще рождаются у женщин, которые пили, курили и испытывали стресс на протяжении вынашивания, неполноценное питание.
  • Кислородное голодание плода и проявления фетоплацентарной недостаточности.
  • Инфекционные болезни, развившиеся в первые недели жизни, способны повлиять на развитие малыша в дальнейшем, в том числе и вызвать проявление признаков гиперактивности.
  • Роды через кесарево сечение. Хотя при таком способе появления на свет ребенок не обязательно проявит признаки синдрома СДВГ. Последующее развитие болезни зависит от дополнительных факторов, влиявших на процедуру.
  • Осложнения при родах различного типа. Как правило – результат действий медперсонала или анатомических особенностей роженицы. Затяжные, стремительные или преждевременные роды, стимулирование деятельности матки, наложение щипцов для вытягивания ребенка – каждая из этих причин негативно влияет на новорожденных.
  • Постоянно напряженная обстановка в семье, стрессы.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Каждый из перечисленных факторов может послужить толчком к развитию синдрома СДВГ у новорожденного, однако это не обязательно.

Иногда малыши справляются со всеми сложностями и остаются здоровыми.

Стоит ли лечить?

Диагностика гиперактивности у новорожденных детей строится на определении совокупности симптомов и признаков. Однако многие из них характерны и для полностью здоровых малышей.

Не стоит переживать, если:

  • Малыш часто просыпается, но нормы по количеству сна для своего возраста соблюдает.
  • При истерике и плаче легко успокаивается и отвлекается на игрушки и интересные звуки.
  • Ребенок активно двигается весь день, но проявляет признаки усталости. Периоды активности сменяются периодами покоя. Гиперактивный малыш не успокаивается никогда.
  • В возрасте нескольких месяцев дети не проявляют излишней намеренной агрессии.

В таких случаях ваши дети обладают активным, подвижным характером, но они не выходят за границы нормы.

Как лечить?

Чаще всего обоснованный диагноз ставится ближе к 5–6 годам. Однако, если врач определил, что у малыша есть признаки гипертонуса мышц, следует разобраться с тем, как его лечить.

Для настолько юных пациентов, лекарственные препараты используются редко. Основной упор идет на процедуры, главной задачей которых является ослабление симптоматики:

  • Легкий специальный массаж в одно и то же время незадолго до наступления времени сна.
  • Регулярные ванночки с добавлением отваров расслабляющих трав.
  • Избегать ограничения подвижности.
  • Максимально усилить контакт с родителями. Общение с мамой и папой должны дарить ребенку чувство спокойствия.
  • Говорить при малыше ровным, спокойным голосом, часто хвалить.
  • Из комнаты удаляются все опасные предметы, а на острые края и углы мебели наклеивается защита. Особенно актуальным это станет, когда ребенок немного подрастет и начнет ползать.
  • Полноценное питание очень важно. Идеально, если в первые 3–4 месяца будет 100% грудное вскармливание. А затем в рацион постепенно будет добавляться разнообразный прикорм соответственно возрасту.

Начатое вовремя и проводимое регулярно, последовательное лечение позволит скорректировать поведение ребенка в будущем и уменьшить проявление СДВГ в взрослом возрасте, избавив от необходимости медикаментозного лечения.

Не откладывайте на потом, ознакомьтесь подробнее о комплексном лечение с индивидуальным подходом к каждому ребенку! 

Список использованной литературы

  1. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
  2. Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р.Ж. Муха-медрахимова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 2008. — 312 с.
  3. Зауш-Гордон Ш. Социальное развитие ребенка. СПб.: Питер, 2004. 123 с.
  4. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: дис. … д-ра психол. наук. М., 1974. 36 с.
  5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
  6. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 286 с.

Была ли эта статья полезна?

25 февраля 2021 18:29 1215 Общество image freepik.com &nbsp/&nbsp Designed by Freepik

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей относится к разряду спорных диагнозов, не воспринимаемых многими всерьез. У некоторых он и вовсе вызывает раздражение: мол, нечего оправдывать лень и дурное воспитание поколения модными психическими расстройствами. Между тем симптомы данного состояния были описаны в научных трудах еще на заре XX столетия. На сегодняшний день чрезмерная импульсивность, невнимательность и другие признаки СДВГ проявляются приблизительно у 6% населения планеты, однако к медикам обращаются лишь 2%. Воспитывать и обучать детей с таким синдромом весьма непросто, к тому же многие родители не готовы признать, что с их ребенком что-то не так. Они склонны искать причины его плохого поведения в окружающей обстановке, взаимоотношениях со школьными учителями, сверстниками и т. д. Хорошая новость в том, что, своевременно приняв необходимые меры, состояние детей с СДВГ можно существенно улучшить. Но прежде разберемся, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности, в чем его опасность и как сформировать оптимальный семейный микроклимат для дошкольника или школьника с диагнозом СДВГ. Эти и другие вопросы комментирует семейный психолог, кандидат психологических наук Екатерина Талакова.

image Фото из личного архива Екатерины Талаковой &nbsp/&nbsp

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка: что это и почему он возникает?

Если ваш ребенок рассеян, забывчив, суетлив в жестах и разговоре, ни на чем не может сосредоточиться, всегда готов сорваться с места и куда-то бежать — возможно, у него СДВГ. Такие дети часто устраивают истерики: начинают рыдать и не могут остановиться, на них жалуются воспитатели и учителя.

«Со стороны СДВГ выглядит как дурное поведение, но на самом деле данное состояние порождает неспособность мозга быстро адаптироваться к ситуации, — поясняет Екатерина Талакова. — При этом спровоцировать развитие синдрома может генетическая предрасположенность, тяжелое течение беременности, психологическая обстановка в семье, особенности конкретного организма. Также СДВГ может развиться по причине осложнения после других заболеваний, например, вследствие родовой травмы или инфекционного поражения центральной нервной системы ребенка».

pixabay.com &nbsp/&nbspscottwebb

Когда возникает и до какого возраста может проявляться СДВГ?

Признаки СДВГ максимально полно проявляются в возрасте пяти-семи лет, ведь когда ребенок идет в школу, ему приходится подчиняться новым правилам и осваивать большие объемы знаний. Однако начальные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в первый год жизни ребенка.

Малыши с СДВГ чаще плачут, плохо засыпают, чутко реагируют на внешние раздражители: слишком яркий свет, громкий голос, неожиданный звук и так далее. Кроме того, зачастую они значительно позже, чем сверстники, учатся переворачиваться, садиться, ползать, говорить.

«Если заболевание не лечить, то неприятная симптоматика может преследовать человека всю жизнь. И даже обладая высоким уровнем развития, взрослые люди с диагнозом СДВГ сложно адаптируются в социуме: не могут сосредоточиться на работе, провоцируют конфликты, с трудом выстраивают личные отношения», — предупреждает наш эксперт.

pexels.com &nbsp/&nbspVera Arsic

Каковы основные проявления гиперактивности и дефицита внимания, существует ли разница между этими понятиями?

Дефицит внимания, не дополненный гиперактивностью, проявляется как рассеянность, невнимательность, равнодушие к словам окружающих, забывчивость, неорганизованность. Ребенок словно витает в облаках: теряет вещи, отвлекается, ни на чем не может сосредоточиться. Такое поведение часто встречается у девочек, несмотря на то, что в целом СДВГ наиболее распространен у представителей сильной половины человечества.

В свою очередь, гиперактивность без примеси недостатка внимания имеет такие проявления, как беспокойность, суетливость, активность без конкретной цели. Гиперактивный ребенок не может долго усидеть на месте: он то и дело вскакивает, куда-то бежит, возвращается, елозит на стуле, заламывает кисти рук. Таким детям сложно выдержать целый школьный урок, не вставая. Они болтливы, не умеют играть в спокойные игры, часто подвергают себя опасности.

Как лечится и корректируется СДВГ?

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности должно быть комплексным, поэтому работа с детьми с СДВГ включает в себя три практически равнозначные составные части:

  • психологическая коррекция;
  • терапия медикаментами;
  • родительская поддержка.

Задача лечащего врача и психолога — сформировать у маленького пациента новые навыки поведения. Задача родителей — закрепить их, внедрив в повседневную жизнь. При этом ребенку важно дать ощущение, что дома его понимают и поддерживают.

pexels.com &nbsp/&nbsp Josh Willink

Существуют ли профилактические меры, препятствующие развитию СДВГ?

К счастью, развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно предотвратить. Для этого следует придерживаться обычных правил здорового образа жизни: соблюдать режим сна, много гулять на свежем воздухе, употреблять простую здоровую пищу, придерживаясь рациона, в котором преобладают овощи, фрукты и ягоды, отказаться от добавленного сахара. Все это снижает нагрузку на нервную и эндокринную системы ребенка и дает им возможность полноценно развиваться.

Остановить развитие СДВГ также поможет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, а скандалы и конфликты между значимыми для ребенка людьми могут стать спусковым крючком для прогрессирования синдрома.

Может ли проблема СДВГ исчезнуть сама по себе?

«Такой вариант возможен, но довольно редко, — говорит Екатерина Талакова. — Ведь существует две формы СДВГ — простая и осложненная. Первая характеризуется лишь рассеянностью и гиперактивностью, в некоторых случаях ее удается перерасти. При осложненной форме к симптомам добавляются расстройства сна, головные боли, панические атаки, заикание и так далее. В этом случае лечение крайне необходимо, так как с возрастом симптомы только усугубляются».

Каковы последствия СДВГ у ребенка?

СДВГ у детей дошкольного и школьного возраста приводит к тому, что из-за неспособности концентрировать внимание им очень трудно дается обучение. Часто старшеклассники, страдающие такой проблемой, не могут сдать школьные экзамены и поступить в вуз.

Из-за повышенной импульсивности, неумения прогнозировать последствия своих слов и поступков в подростковом возрасте у таких детей усиливаются конфликты со сверстниками. Им редко удается выстроить продолжительные дружеские и романтические отношения.

«При этом диагноз СДВГ не связан с интеллектом. Большинство гиперактивных детей многосторонне развиты, талантливы, одарены творчески и способны глубоко чувствовать. Однако из-за плохой регуляции нервной системы ребенок с СДВГ в обычной школе, равно как и дома, не в состоянии полноценно проявить эти качества», — добавляет Екатерина Талакова.  

pexels.com &nbsp/&nbsp Tima Miroshnichenko

У ребенка дефицит внимания: что делать? Рекомендации для родителей

  1. Первое, что нужно сделать при подозрении на СДВГ — это показать ребенка врачу, а лучше сразу группе специалистов: психотерапевту, педиатру, невропатологу, психиатру. Самостоятельно диагностировать СДВГ невозможно, и тем более нельзя самовольно давать ребенку препараты. Медикаментозная терапия проводится только по назначению врача.
  2. Важно следить за режимом дня: в одно и то же время укладывать малыша спать, кормить его, играть с ним, делать уроки.
  3. Нужно помогать ребенку избавляться от лишней энергии: следить за тем, чтобы он больше времени проводил на свежем воздухе, занимался физкультурой, бегал.
  4. Любые родительские инструкции следует всегда формулировать ясно и коротко — не больше 10 слов за раз. Повторяйте их перед сном, чтобы малыш запомнил. Не давайте ребенку несколько заданий сразу — лучше всего разнести их по времени и выполнять также поочередно.
  5. Гиперактивные дети не восприимчивы к наказаниям, но в то же время чувствительны к поощрениям. Хвалите ребенка за любой, даже маленький прогресс.
  6. Ограничивайте просмотр мультфильмов и компьютерные игры — не давайте нервной системе ребенка перевозбуждаться.
  7. Родителям детей с СДВГ важно также следить за собственным ресурсным состоянием, не допускать эмоционального истощения, своевременно отдыхать, уделять особое внимание атмосфере внутри семьи.

Вернуться назад

Новости партнеров

  1. Главная
  2. Семья и дети
  3. Ребенок
  4. Дошкольники

Медицинский эксперт статьи

Доктор Дорон РОЛЛ Педиатр A A A Алексей Портнов, медицинский редактор Последняя редакция: 01.06.2018 х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Гиперактивность ребенка создает больше всего проблем в детском саду и затем – в школе. Ученые утверждают, что никакая другая особенность мозговой деятельности ребенка не доставляет и ему, и окружающим столько хлопот. Между тем, причины гиперактивности ребенка очень разнообразны: они касаются не только воспитания, но зависят еще и от питания, и от того, насколько хорошо протекала беременность мамы, и даже… от материального достатка в семье. Подробнее о гиперактивности ребенка и о том, что с этим делать.

Что такое гиперактивность?

Гиперакти́вность, как утверждают медики, это состояние, при котором человек излишне возбудим и активен. Если гиперактивность ребенка не дает возможность нормально сущестовать его окружению, речь идет о психологических отклонениях. Гиперактивность больше всего характерна для детей дошкольного возраста, потому что их нервная система еще очень неустойчива, ребенок в это время излишне раним и восприимчив.

Мальчики в 4 раза чаще страдают от гиперактивности, чем девочки. Этому есть объяснение: мальчики при рождении крупнее девочек, поэтому у них чаще случаются травмы и повреждения при рождении. К тому же, мозг мальчиков созревает позже, чем мозг девочек. Поэтому мальчики-школьники в дальнейшем больше склонны к гиперактивности, чем девочки, опережая в этом слабый пол. Всего среди школьников зарегистрировано до 10% гиперактивных детей – не так уж мало.

Первые симптомы гиперактивности можно определить уже в возрасте от двух лет. Это видно по поведению ребенка: он делает резкие движения, может много и часто говорить или говорить с заиканием, двигаться активнее, чем его сверстники. Ребнок с признаками гиперактивности может также страдать энурезом.

Синдром гиперактивности (есть и такой!) больше всего проявляется в возрасте 6 лет. Родители спохватываются не сразу и ведут ребенка к врачу намного позже: в 8-10 лет. Это объясняется тем, что в более младшем возрасте родители приписывают гиперактивность сына или дочки простому баловству или просто не обращают на него внимания. Синдром гиперактивности обычно снижает свое течение и остроту к 14 годам – в этом возрасте дети становятся более ответственными, больше начинают ценить собственное «Я».

В чем причины гиперактивности ребенка?

Причины гиперактивности очень разнообразны и могут объясняться биологическими, психологическими, физиологическими факторами, а также издержками воспитания.

Родовые травмы

Трудные роды мамы, травмы при родах, проблемы внутриутробного развития – все это причины гиперактивности ребенка, потому что прежде всего страдает его мозг. Если ребенок еще в утробе мамы пережил кислородное голодание, это может сказаться на всей его дальнейшей жизни и поведении, потому что некоторые участки мозга развиваются неправильно. Поэтому мама при вынашивании нужно очень беречь себя, чтобы беременность протекала без осложнений.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Большая разница в возрасте родителей

Это тоже – причина гиперактивности ребенка. Согласно исследованиям, ребенок с гиперактивностью может родиться у пар с большой разницей в возрасте. Опасным считается союз, где возраст мамы не достигает 19 лет, а отец был старше 39. То есть разница в возрасте мамы и папы более чем в 30 лет может быть причиной синдрома гиперактивности ребенка. Вторая причина, касающаяся совместимости пар – это резус-фактор крови, который может быть несовместимым. Чаще всего такая кровная несовместимость может быть при отрицательной группе крови у мамы, и положительной – у отца.

Отравление свинцом

Нет, это вовсе не значит, что вы кормите своего ребенка свинцом, и у него развивается гиперактивность. Свинец может содержаться в продуктах питания или же возникает из-за дефицита других микроэлементов. В частности, магния. При дефиците магния свинец накапливается в детском организме, а ведь врачи давно признали его вредным металлом. Нервная система ребенка из-за накопления свинца расстраивается, поскольку этот микроэлемент – мощнейший нейротоксин, то есть вызывает отравления. Свинец в повышенных дозах в организме ребенка способен ухудшить память и внимательность, влиять на адекватное восприятие всего вокруг. И, конечно же, поведение ребенка.

Плохой рацион ребенка

Педиатры в один голос твердят, что неправильное питание может вызывать серьезные отклонения в поведении ребенка. В частности, спровоцировать его гиперактивность. Самые опасные для ребенка продукты – те. В которых содержится много химических веществ. Это продукты с ароматизаторами, красителями, наполнителями, размягчителями и так далее. Они вызывают изменения в работе мозга и способны спровоцировать излишнюю агрессивность либо – наоборот – пассивность.

Опасным для ребенка может стать также продукт, который провоцирует аллергию, а следовательно – биохимические изменения в организме.

Наследственность

Не стоит удивляться, что ребенок гиперактивен, если его родители тоже были гиперактивными в детстве. До 60% дошкольников, у которых родители страдали от гиперактивного поведения, будут копировать его. С генами не поспоришь!

Материальное состояние семьи

В нашей стране ни по телевидению, ни в психологической литературе не принято акцентировать внимание на бытовых проблемах семьи как причине состояния здоровья. Поэтому можно взять во внимание исследования западных ученых Кинга и Ношпича, которые пишут о связи материального состояния семьи и последствий физиологических отклонений. Так вот, ученые пишут о том, что в семьях с высоким достатком последствия сложных родов, повлекших за собой отклонения в здоровье плода, снижаются или вообще пропадают к тому моменту, как ребенок пойдет в школу. Такая закономерность не наблюдается у тех детей, где родители еле сводят концы с концами.

Дефицит внимания

Психологи утверждают, что гиперактивность и дефицит внимания – очень распространенная парочка. Дети, испытывая недостаток внимания и любви со стороны взрослых, часто проявляют гиперактивность, чтобы обратить на себя внимание родителей и учителей, выделиться.

[9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

Как выявить гиперактивность у ребенка?

Чтобы убедиться, нормально ли поведение ребенка или у него присутствует синдром гиперактивности, нужно выделить как минимум 6 поведенческих признаков из девяти вышеперечисленных.

При психологической гиперактивности

  1. Ребенок невнимателен, он не может сосредоточиться на чем-либо долго, не замечает явных деталей
  2. Ребенок не в состоянии долго выполнять одно и то же задание, не доводит ни одно дело до конца
  3. Ребенок невнимательно слушает взрослых или своих ровесников, у тех, кто с ним говорит, создается мнение, что ребенок не слышит обращения к нему
  4. Дошкольник не может правильно организовать свою деятельность, перескакивает с одного занятия на другое
  5. У дошкольника нет никакого желания решать какие-то интеллектуальные задачи, он противник умственного напряжения
  6. Ребенок часто теряет вещи, несобран
  7. Дошкольник очень быстро отвлекается на посторонние шумы, малейший источник света или звука может немедленно переключить его внимание с важного занятия
  8. Ребенок часто забывает элементарные вещи

Физические проявления при повышенной гиперактивности

  1. Когда ребенок волнуется, он может часто и быстро двигаться при сидении или даже позе стоя
  2. Ребенок часто вскакивает с места
  3. Ребенок может очень быстро бегать и прыгать, долго не сидит на месте
  4. Ребенок постоянно физически активен
  5. В школе или садике такой ребенок может срываться с места, шуметь, кричать, перекрикивать других
  6. Ребенок не может участвовать в спокойных играх
  7. Ребенок отвечает быстрее, чем прозвучит вопрос
  8. Дошкольник не способен сидеть или стоять в очереди, ждать, пока его куда-либо пригласят
  9. Ребенок часто вмешивается в разговор других, прерывает всех на полуслове Есть еще и смешанный тип гиперактивности, при котором могут наблюдаться и психологические, и физиологические признаки.

Как справиться с гиперактивностью дошкольника?

Биологическая особенность мозга такова, что он формируется до 12 лет. Это значит, что до 12 лет ребенка нужно оберегать от стрессов, поскольку при стрессах в некоторых участках мозга ребенка могут произойти необратимые изменения.

Ребенка также нужно беречь от развития разных заболеваний, на первый взгляд, с неврологией не связанных. Это могут быть нарушения в работе почек, бронхиальная астма, заболевания сердца и сосудов, частые простуды с переходом в пневмонию. Эти нарушения здоровья, считают врачи, могут влиять на деятельность мозга, поэтому ребенка нужно вовремя диагностировать и лечить, чтобы не запустить хронический процесс.

Нельзя сдерживать физическую активность дошкольника, который гиперактивен. Нужно, наоборот, поощрять любимые виды спорта ребенка, потому что это даст ему возможность выплеснуть эмоции. Очень хорошо устанавливать четкие правила в таких играх, это будет воспитывать в гиперактивном ребенке организованность и стремление к достижению своих целей.

Когда ребенок достигает старшего дошкольного возраста, у него улучшается мелкая моторика пальчиков. В этом возрасте можно приучать ребенка к рисованию, лепке, подарить конструктор. По ходу занятия нужно хвалить и поощрять ребенка, и тогда он сможет постепенно привыкать доводить свои дела до конца. Это в дальнейшем поможет ребенку высидеть весь урок, не вскакивая с места.

Если ребенок-дошкольник будет окружен любящим вниманием родителей с первых лет своей жизни, к 6-7 годам синдром гиперактивности можно успешно преодолеть.

Современные подходы к лечению гиперактивности у детей

В 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в последнее время привлекает к себе все больший интерес специалистов и родителей. Связано это с широкой распространенностью данного состояния у детей.

В 

Гиперактивные дети, дома и в школе, – что делать родителям?

Как правило, это дети с сохранной психикой, ноВ чрезмерно активные. МалышВ слишкоммного двигается,В слишкомВ возбудимый,В слишкомВ эмоциональный, всеВ слишком. Родители дошкольников и младших школьников жалуются на рассеянность и невнимательность, на неумение сосредоточиться. Такой ребенок не может посидеть 5 минут, ему сложно позаниматься одним каким-либо делом. Ему трудно войти в новый коллектив, он не умеет принимать общепринятые правила игры, не умеет идти на компромисс, по натуре своей очень вспыльчив и обидчив. Как правило, гиперактивность начинается с дошкольного возраста.

Если гиперактивный ребенок своевременно не получит квалифицированную помощь, со временем перечисленные проблемы могут перерасти в серьезные личностные расстройства.

Вниманию родителей!

Когда гиперактивность – симптом заболевания

Если гиперактивный ребенок не слышит маму, если он находится в постоянном движении, быстро меняет сферу игровой деятельности, иногда проявляет беспричинную агрессию, родителям не следует усугублять ситуацию, наказывая таких детей, нужно обратиться к специалистам. Нужно помнить, что под этим диагнозом, под необычностью поведения могут скрываться и неврологические заболевания.

Очень часто синдром гиперактивности идет рука об руку с аллергическими, кожными заболеваниями, заложенностью носа, затруднением дыхания (аденоиды), которые дополнительно влияют на раздражительность и неусидчивость.

Как правило, у родителей таких детей возникают вопросы:

  • К кому обратиться с этой проблемой?

  • Какое лечение должно быть?

  • Где его можно получить?

В 

Лечение гиперактивности у детей

Лечение таких детей должно строиться не просто на комплексном подходе, важно, чтобы специалисты, работающие с ребенком, могли согласовывать свои действия, своевременно проводить корректировку мероприятий, отслеживать динамику, что реально возможно только в условиях одного учреждения. Как правило, гиперактивному ребенку требуется одновременно обследование и лечение у трех специалистов: невролога, педиатра и медицинского психолога. Каждый из этих специалистов должен решить тот круг проблем, который характерен для гиперактивных детей.

В 

Так наличие сопутствующей патологии желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчевыводящих путей, кишечника, запоры, глисты и т.д.), хронические заболевания лор-органов, органов дыхания усиливают возбуждение коры головного мозга, и поэтому без коррекции этих проявлений можно потратить много времени на лечение и не добиться результатов. Педиатр должен разработать программу по лечению сопутствующей патологии, подобрать правильное питание, т.к. индивидуально разработанная диета, с исключением тех продуктов, которые отрицательно влияют на мозг, позволяет добиваться хорошего и стабильного эффекта.

Часто назначение только индивидуальной диеты позволяет уменьшить гиперактивность ребенка, но еще больших результатов можно добиться при помощисочетания гомеопатии и психологии.В 

Задайте вопрос доктору

ПЕДИАТРУ

НЕВРОЛОГУ

ПСИХОЛОГУ

Онлайн. Бесплатно

Альтернативное лечение гиперактивности у детей

Гомеопатия является альтернативой медикаментозному лечению, на которое у детей нередко бывают аллергические и токсические реакции. Гомеопатические лекарства мягко лечат аденоиды, поднимают защитные силы ребенка, нормализуют функцию желудочно-кишечного тракта, уменьшают аллергическую настроенность, корректируют поведенческие проблемы.

В 

Психологическая диагностика позволяет определить проблемы ребенка. Проведение коррекционных мероприятий у психолога способствует улучшению внимания, памяти, развивает мышление; формирует навыки в игровой деятельности, общении со сверстниками и взрослыми.

В 

Добиться эффекта можно только тогда, когда идет целенаправленное воздействие на ребенка с различных сторон одновременно.

В 

2020 год ознаменовался пандемией нового коронавируса SARS-CoV-2. Свое шествие по планете он начал с рыбного рынка в китайском городе Ухань в конце ноября 2019 года, охватив за несколько месяцев весь мир. В некоторых странах ситуация развивается по сложному сценарию: врачи не успевают оказывать помощь всем заболевшим. В числе жертв вируса оказались и дети: в Бельгии умерла 12-летняя девочка, а в США – младенец.

Коронавирус SARS-CoV-2 вызывает у взрослых и детей заболевание, получившее официальное название COVID-19. Оно может протекать по-разному: от совершенно бессимптомного процесса до тяжелейшей пневмонии. У молодых людей чаще всего отмечается легкая форма, однако болезнь усугубляется, если имеются хронические недуги (диабет, сердечно-сосудистые патологии, онкология, астма). Тем не менее статистика свидетельствует, что от COVID-19 умирали и молодые, ничем ранее не болевшие люди. И медики пока не могут ответить на вопрос, почему организм этих пациентов не справился с болезнью.

Вакцинация от коронавируса

АО «Медицина» (Клиника академика Ройтберга) проводит вакцинацию от коронавирусной инфекции (COVID-19). Вы можете пройти процедуру в комфортных условиях. Услуга доступна всем гражданам РФ.

Узнать подробнее

Коронавирусы

Сегодня ученым известно около 40 видов коронавирусов. Большинство из них не представляют серьезной опасности для человека. Они вызывают ОРВИ, причем чаще всего симптомы проходят за несколько дней без особых последствий для здоровья. Однако в 2002 году ситуация изменилась. В Китае началась вспышка нового, ранее неизвестного коронавируса SARS-CoV, который провоцировал атипичную пневмонию. Позже, в 2015 году, на Ближнем Востоке появился коронавирус MERS-CoV, который также большей частью вызывал вирусную пневмонию. Тогда пандемии удалось избежать, потому что возбудители не отличались особой контагиозностью. Но новый коронавирус SARS-CoV-2 оказался очень заразным. Выяснилось, что его белковые образования в форме шипа захватывают клетки человека в 4 раза интенсивнее, чем другие виды SARS. Это значит, что при попадании в дыхательные пути вирус наверняка там закрепится и спровоцирует заболевание.

Однако в целом дети легче переносят заражение коронавирусом в сравнении с взрослым населением. На данный момент в разных странах число заболевших ребятишек было разным, однако оно не превышало 2-3%.

Симптомы COVID-19 у детей

У большинства инфицированных коронавирусом детей заболевание напоминает легкую простуду со стандартным набором характерных симптомов. Среди них:

  • насморк;

  • першение, боль в горле;

  • сухой кашель, одышка;

  • повышенная температура, лихорадка;

  • ломота в теле, головная боль;

  • отсутствие аппетита;

  • тошнота;

  • диарея (реже).

Заболевание развивается на 3-4-й день с момента инфицирования. Температура при коронавирусе у детей может быть невысокой, хотя у некоторых она может резко повышаться до критической отметки. Сложно однозначно сказать, что является первым признаком коронавируса у детей, потому что у одних все начинается с сухого кашля, у других – с першения в горле, а у третьих – с заложенности носа. У многих детей болезнь не проявляется вообще, однако они являются носителями возбудителя и представляют опасность для окружающих. Ученые пока не дают ответа на вопрос, почему эти дети не болеют коронавирусом. Среди взрослых вирусоносительство встречается также, однако в гораздо меньшей степени.

Заболевание у детей, как и у взрослых, может проявляться в трех основных клинических формах:

  • легкая острая респираторная вирусная инфекция;

  • пневмония в легкой форме без угрозы жизни;

  • тяжелая пневмония с острым респираторным дистресс-синдромом.

Гораздо реже наблюдается развитие гастроэнтероколита. В особо сложных случаях на фоне инфекции может развиться сепсис и септический шок.

Особенности COVID-19 у детей

Статистика гласит, что у 50 % детей, заболевших COVID-19, не отмечалось ярко выраженных симптомов. Температура была субфебрильной или же не повышалась вообще, кашель был несильным, одышки не наблюдалось, пневмония не развивалась. У 39% детей симптоматика была умеренно тяжелой. Им диагностировали воспаление легких, но серьезных проблем с дыханием не было. У 4% детей симптомов не было вообще. Однако у 6% детей болезнь имела тяжелый характер, некоторые из них находились в критическом состоянии, развивалась тяжелейшая пневмония, отказывали органы. В отдельных случаях у таких пациентов были сопутствующие заболевания, однако некоторые из них до этого были совершенно здоровы.

Особенно опасным коронавирус является для детей первого года жизни, потому что иммунная система малышей в принципе еще очень слабая, она не может противостоять большинству бактерий и вирусов. В грудном возрасте возможно одновременное заражение сразу несколькими вирусами, проникающими в организм респираторным путем, а также присоединение бактериальной инфекции.

Диагностика коронавируса у детей

Коронавирусная инфекция у детей диагностируется по итогам лабораторного исследования. Применяют два вида тестов:

  • экспресс-тест крови;

  • ПЦР-тест мазков из горла или носа.

Первый менее эффективен, потому что направлен на выявление антител к вирусу (иммуноглобулинов), а они появляются на 5-7-й день с начала болезни. То есть на начальном этапе инфекция может быть не обнаружена.

Второй тест – полимеразная цепная реакция – дает более точный результат. Его выполняют только в лабораторных условиях на специальном оборудовании.

Детям могут назначать дополнительные лабораторные исследования мочи и крови для контроля общего состояния, если болезнь приобретает более тяжелый характер, а также для своевременного выявления бактериальной инфекции, которая может присоединиться к вирусной. В случае развития острого бронхита и пневмонии рекомендуется компьютерная томография. Традиционное рентгенографическое исследование легких при вирусной пневмонии не всегда показывает реальную картину, потому что пневмония в этом случае имеет диффузный характер. Если при бактериальном воспалении легких наблюдаются плотные концентрированные очаги поражения легочной ткани, хорошо просматривающиеся на рентгенографическом снимке, то при COVID-19 имеют место множественные очаги поражения разных участков легких. Чем их больше, тем тяжелее протекает пневмония.

Лечение COVID-19 у детей

После лабораторного подтверждения диагноза COVID-19 за ребенком ведется наблюдение. Обычно госпитализация не требуется, ведь большинство детей переносят болезнь легко. Препаратов, специально предназначенных для лечения данной инфекции, пока не существует, терапия имеет симптоматический характер. Применяются жаропонижающие средства для нормализации температуры, рекомендуется обильное питье, отдых и сбалансированное питание. Родители ребенка все это время должны находиться в тесном контакте с врачом. Госпитализация показана, если у ребенка долгое время держится высокая температура, усиливается кашель, возникает одышка, резко ухудшается общее состояние, что может свидетельствовать о развитии пневмонии.

При неблагоприятном течении болезни возможно развитие острого респираторного дистресс-синдрома. В этом случае применяется кислородная терапия, предполагающая механическую вентиляцию легких. В еще более сложных случаях используется экстракорпоральная мембранная оксигенация. Это комплексный и дорогостоящий метод поддержки пациентов с острой дыхательной недостаточностью.

Во многих странах медики пытаются использовать для лечения COVID-19 уже известные фармацевтические средства, эффективные при борьбе с другими болезнями. В их число входят препараты, применяемые при терапии малярии и ревматоидного артрита. Они показали неплохой результат в лабораторных тестах, однако к ним есть много вопросов в плане побочных эффектов.

Однако все эти подходы являются экспериментальными и пока не имеют достаточной доказательной базы. Их назначение оправдано только в случае реальной угрозы жизни.

БЦЖ и SARS-CoV-2

Группа ученых из Нью-Йорка обнаружила связь между вакцинацией БЦЖ и низкой смертностью от COVID-19. Позже их поддержали эпидемиологи из Университета Техаса, опиравшиеся на статистику 178 стран. Они утверждают, что количество инфицированных на душу населения в странах, где БЦЖ-вакцинация является обязательной, примерно в 10 раз меньше, а число жертв – в 20 раз меньше.

Вакцина БЦЖ была разработана в 1921 году, и до сих пор она считается эффективным средством профилактики туберкулеза. Интересно, что задолго до появления коронавируса датские ученые Петер Ааби и Кристина Стабелл Бенн заявили: БЦЖ дает защиту от многих инфекций, способствуя укреплению иммунитета в целом. Они считают, что люди после вакцинации БЦЖ становятся на 30% более стойкими ко всем вирусам, бактериям и грибкам. Однако это утверждение пока еще только гипотеза, не имеющая достаточной доказательной базы. В любом случае БЦЖ делать нужно – в первую очередь для того, чтобы организм ребенка научился бороться с туберкулезной палочкой.

Вакцин против коронавирусов пока нет. Единственными эффективными методами профилактики являются следующие:

  • ограничение социальных контактов;

  • личная гигиена (частое мытье рук, использование санитайзеров).

Родителям следует сделать все возможное, чтобы ребенок не заболел, даже с учетом того, что COVID-19 у большинства малышей протекает легко. Ведь вирус до конца не изучен, неизвестно, какие последствия он может оставить после себя.

 [11] Можно сделать справочно на серой подложке

Карта распространения коронавируса в России

2021

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий