Фреска Джотто «Избиение младенцев» и картина П. Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме» (описание)

Пост , в миру Е. Вассы, модельера и совладелицы бренда VASSA&Co о “геноциде русского бизнеса”, привёл меня к воспоминаниям о картине “Избиение младенцев” Питера Пауэля Рубенса. image Петер Пауль Рубенс. Избиение невинных (Избиение младенцев), 1609-11. Холст, масло. Частное собрание, временно в Национальной галерее, Лондон, Англия. Рубенс провел годы 1600-1608 годы в Италии и Испании, где он погрузился в мир классического искусства и искусства Ренессанса. После возвращения в Антверпен, вдохновлённый работами старых Мастеров,он пишет серию картин на религиозные и мифологические темы. В лондонской Национальной галерее выставляется одна из самых дорогих картин в мире – “Избиение невинных”, которое описывает известное библейское событие – истребление младенцев царем Иродом. Сообщается, что картина попала в коллекции музея временно по доброй воле ее владельца медиамагната Дэвида Томсона, купившего ее в 2002 году за 49,5 миллионов фунтов на аукционе. Руководство музея также рассчитывает на то, что эта работа Рубенса будет доступна широкой публике еще в течение трех лет. Спасибо http://www.nearyou.ru/ Здесь поподробнее о купле-продаже этой картины. Избиение младенцев в Вифлееме Избиение младенцев в Вифлееме (новозаветные сюжеты в живописи). Умерщвленные Иродом невинные младенцы очень рано стали почитаться как первые мученики за христианскую веру; они были “крещены кровью” или, как иначе говорили, “запечатлены”. В Откровении Иоанна Богослова читаем: “И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых”. Число, конечно, легендарное. Православная церковь чтит четырнадцать тысяч невинно убиенных в Вифлееме младенцев, и столько же их как пришедших “от великой скорби” будет спасено. Эта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве. Но мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.) уже изображает Ирода в нимбе (знак царского величия), сидящего на троне и жестом правой руки отдающего приказ стоящим возле него воинам умертвить младенцев. Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов приступить к исполнению приказания. Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали) с детьми на руках ожидает своей участи. Сцена очень спокойная, в духе христианского искусства V века. Художник не желает изображать кровавую сцену самого избиения, а даст лишь намек на него. Совершенно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее – порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни, особенно картина 1482 года) – само избиение младенцев и отчаяние их матерей. Сцена, как правило, происходит в саду дворца Ирода. Воины, вооруженные мечами, вырывают младенцев из рук сопротивляющихся и горько плачущих матерей. Земля устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Часто присутствует сам Ирод – он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни). Убегающая женщина, укрывающая младенца в складках своего платья, -Елисавета, мать Иоанна Крестителя (Джотто, Рени). Изображая этот эпизод, художники опирались на рассказ Протоевангелия: “А Елисавета, услышав, что ищут Иоанна, сына ее, взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: Гора Бога, впусти мать с сыном. И гора раскрылась и впустила их. И свет светил им, и Ангел Господень был вместе с ними, охраняя их”. Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г.; Никола Пуссен). Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось. Рама – небольшой городок в пределах колена Вениамина. Здесь полководец Навуходоносора Навузардан собрал пленных иудеев, чтобы отвести их в Вавилон. Очевидец этого события пророк Иеремия изображает его как плач Рахили – праматери отводимых в плен, будто на смерть: “Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет”. Матфей же видит в этом печальном ветхозаветном событии прообраз события другого, новозаветного – избиения младенцев Иродом. Два толкования причины плача Рахили, раскрывающие глубину трагизма, дает Ефрем Сирии в “Толковании на Четвероевангелие”. Приведем лишь первое. Примечательна уже постановка им вопроса: “Почему же Рахиль плакала о детях своих, так как их не было, то есть не было там, чтобы умереть за Христа7” И вот ответ: “Плакала Рахиль потому, что Искупитель не от детей ее родился, хотя Лия есть образ древнего народа, а Рахиль – образ церкви”. Но “неплодная, – говорит пророк, – родила, и у оставленной оказалось более детей, чем у имеющей мужа”. И далее Ефрем Сирии рассуждает: “Плачь, Рахиль, но не тем первым рыданием, каким ты плакала, когда враги (то есть вавилоняне. – A.M.) готовились напасть на твоих детей; плачь о тех детях, которые брошены на улицах, будучи убиты не иноплеменниками, а сынами отца их Иакова”. Ефрем Сирин имеет в виду, естественно, что исполнителями зверского распоряжения Ирода, который сам был идумеянином – неважно, что идумеяне после 130 г. до н. э. приняли иудейство, – были, конечно, иудеи. Итак, трагизм этого избиения младенцев усугубляется тем, что совершено оно было их соплеменниками! Ангелы на картинах с этим сюжетом художников Возрождения часто держат охапки пальмовых ветвей (Гвидо Рени). Они предназначены невинно убиенным детям как символ мученической смерти. Пальмовые ветки в руках детей на картинах с другими сюжетами идентифицируют детей как умерщвленных в Вифлееме. Значительное влияние на последующие поколения художников оказала композиция Рафаэля на этот сюжет, особенно после того как она была растиражирована в гравюре Маркантонио Раймонди. Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. Последний исполнил этот сюжет для религиозного братства Сан Рокко, которое под патронатом этого святого взяло на себя заботу о жертвах чумы. Выбор сюжета для здания братства был продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни жертвам “черной смерти”. Что касается типологических аспектов избиения младенцев, то они ярче всего раскрылись в “Библии бедных”. Ирод отсутствует, что, вообще говоря, вытекает из евангельского рассказа: Ирод отдал приказ в Иерусалиме, а избиение младенцев произошло в Вифлееме. Два воина в кольчугах мечами закалывают двух детей, справа изображены две их ма-гери, которые безучастно взирают на происходящее. Притом, что главная сцена по своей экспрессии довольно слаба, параллели с Ветхим заветом, установленные здесь, интересны, а некоторые даже уникальны. Здесь изображены пророки и царь Соломон с корреспондирующими данному событию текстами. Осия: “Поставляли царей сами, без Меня”; Иеремия: “Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание”; Давид: “Отмщение за пролитую кровь рабов Твоих”; Соломон: “Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом”. На правой стороне Гофолия, мать Охозии, стоит в царской короне и отдает приказание избить всех сыновей царя; палач исполняет приказание; тут же сестра Охозии с малолетним Иоасом на руках, единственным спасшимся потомком Давида. Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия олицетворяет Ирода, Иоас – Иисуса Христа. На левой стороне – Саул, в царском венце, сидит на троне со скипетром в руке; перед ним Доик убивает священников, давших Давиду священного хлеба. Символика, очевидно, такова: Саул есть Ирод, Давид – Христос, священники – дети, умерщвленные Иродом. Нигде в других картинах западных художников эта аналогия не проводится. Возвращение из Египта По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. (Мф. 2:19-21) Хотя этот сюжет редко встречается в западноевропейской живописи, о нем тем не менее необходимо сказать для полноты характеристики всей темы. Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям, вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия). Еще ряд деталей позволяет легко отличить “возвращение из Египта” от “бегства в Египет”. Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Далее, значение имеет возраст Иисуса. “Золотая легенда”, из которой многие художники черпали литературную программу, сообщает, что Святое семейство пробыло в Египте семь лет, и теперь Иисус уже не младенец, а отрок – он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии. Возвращение из Египта завершает цикл сюжетов, повествующих о младенчестве Христа. В них Христос предстает еще бессловесным и лишь исполняющим волю своих земных родителей. Чудеса, сотворившиеся при этом, были следствием его воплощения. Мы же по прошествии двух тысячелетий можем причислить к ним и тот огромный урожай, который собрало мировое изобразительное искусство, запечатлевшее эти сюжеты. А. Макапар. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.maykapar.ru/Ещё художники и ещё секреты живописиОригинал взят у Рассматриваем Брейгеля: Избиение младенцев Живопись для чайников и специалистов Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: “Проповедь Иоанна Крестителя”, “Перепись в Вифлееме”, про которое мы уже говорили и “Избиение младенцев”. На последней картине и хотелось бы сегодня остановиться/ Ещё тайны картинimage ___

(Мф. 2:16).

В ней описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета — вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие – проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч. Однако это произведение примечательно тем, что у Брейгеля есть два варианта этой картины: один – со страшными сценами убийства младенцев воинами, вторая… Давайте поподробнее разберемся по этому поводу ниже, ведь эти различия делают картины совершенно разными! Детали картины мы будет рассматривать на версии с младенцами. На ней, как это обычно делал Брейгель, изображена простая фламандская деревушка, куда пришли вооруженный люди, выискивающие и закалывающие младенцев в самом центре села перед глазами грозного всадника в черных одеждах. Вот она 2.Теперь давайте немного препарируем картину и рассмотрим все по деталям. На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем. 3.Повсеместно на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться – вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев. Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель 4.У кого-то воин уже забрал дитя 5.А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома – для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина… 6.Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается… 7.Здесь мать буквально в предобморочном состоянии 8.Мать пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом 9.Мать горюет над убитым ребенком… 10.Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам – им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему? 11.На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воином 12.Здесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты, заступиться за простолюдинов 13.Убитые горем родители 14.Родителей запугивают собакой 15.По указке рыцарей люди выламывают двери 16.и лезут в окна 17.Здесь, как я понял, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет – он как раз только что вошел в дом. 18.Тут, видимо, жители деревни тоже умоляют местного представителя знати заступиться за них 19.Жестокая сцена закалывания ребенка прям в руках матери 20.Центральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают 21.За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облачённый в полностью чёрные одежды – Ирод. Он окружён рыцарями-копьеносцами. Тут тоже важна одна особенность – обратите внимание на флаг. Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня. 22.А вот сравнение со второй версией картины. Видите разницу? Второй вариант – с грабежом в деревне, где младенцы заменены на домашних животных и продукты. Но как ни старался художник замаскировать кровавые сцены убийств, из-под домашних животных видны ручки убитых младенцев. 23. 24. 25. 26. 27. 28.Надо отметить, что Брейгель все же не везде стер или заменил младенцев, в некоторых сценах они остались. 29. 30.Ещё одна важная вещь – Брейгель заменил бородатого мужчину на рыцаря, от чего в нем больше не стал угадываться Ирод. 31.Да и и флаг он поменял на более определённый – на золотого испанского льва. Все это делает второй вариант картины более конкретным: здесь явно изображена сцена, уже не образно олицетворяющая то, как испанская корона грабительски и варварско относилась к оккупированной ей в то время Голландии. 32-33.Исходя из всего этого, я хотел бы поспорить с распространённым мнением того, что вторая версия картины была перерисована, чтоб не показывать так много жестокости. Как мне кажется, перерисовано это было не из-за тонкой душевной организации заказчика, а наоборот – он хотел, чтоб Брейгель показывал все не аллегорически, а напрямую, он хотел, чтоб картина изображала не библейский сюжет, а буквально журналистское изображение жестокости испанцев. Diletant.media :: блог Все блоги 18:28 , 28 декабря 2020

В христианской традиции

Избиение младенцев считается одним из самых скорбных дней в христианской культуре, младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения.

Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.

«Избиение младенцев». Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года. Источник: painteropedia.ru

Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Иудейский царь Ирод Великий. Источник: jewishmagazine.ru Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её». По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской — о 64 тысячах. Продолжение читайте на сайте Diletant.media. Читайте также: «Зрение» средневекового человека: стандарты красоты Алексей Михайлович, Ян Казимир и тринадцатилетняя война Марат Казей: мальчишка, награжденный посмертно Генуэзская республика: что ты о ней знаешь? рекомендовать OA_show(‘under_article2’,);

Previous Entry | Next Entry

Избиение младенцев

1566. Художественно-исторический музей, Вена. Северное Возрождение.

Искусство Нидерландов 16-го века

Созданные после «Охотников на снегу», в следующем 1566 году, картины Питера Брейгеля — «Избиение младенцев» (Художественно-исторический музей, Вена), «Проповедь Иоанна Крестителя» (Национальный музей, Будапешт), «Перепись в Вифлееме» (Королевский музей искусств, Брюссель) — означали рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане. Все они впечатляют сознанием достоверности происходящего, и евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой. Избиение младенцев — эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. Вифлеемское избиение младенцев — событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа. Это — один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. В картине Брейгеля «Избиении младенцев» изображено нападение на фламандскую деревню испанских солдат. Деревня оцеплена, бежать некуда. Солдаты вламываются в дома, вырывают детей из рук матерей. Брейгель не только знал о расправах, чинимых испанскими войсками в селениях, объявленных еретическими, но и, возможно, бывал свидетелем происходившего. Поэтому неслучайно в этой картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней. Недаром в первых описях, где упоминается это произведение, оно прямо называется «Нападение на деревню». В своей книге о жизни знаменитых нидерландских художников Карель ван Мандер на рубеже XVI–XVII веков так написал об этой картине: “На ней показано, как крестьянская семья молит о пощаде кровожадного солдата, готового убить вырванного у них ребёнка, или как мать лишается чувств от отчаяния, и другие такие же очень живо воспроизведённые сцены”. Факт создания, быть может, первых исторических и одновременно бытовых картин на современный сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями

Profile

Вселенная Брейгеля
Website

Latest Month

Июнь 2013
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

View All Archives

Метки

View my Tags page

Категории

View my Categories page Разработано LiveJournal.com image Избие́ние младе́нцев — эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. В переносном значении фраза означает чрезмерную и необоснованную жестокость по отношению к маленьким детям и вообще к беззащитным людям. Это одно из очень трудных для Вселенской Церкви мест Писания. Церковь не может сказать, заявить, что это ложь, эпический вымысел евангелистов. Ибо если допустить, что великая ложь с самого начала вкралась в Священное Писание, то нет никакой гарантии, что последующие, так сказать, малые лжи будут проникать в него беспрепятственно. Так и остается проблема Вифлиемских младенцев неопределенной, нерешенной с богословской точки зрения. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики: в православии их память совершается 29 декабря (11 января)[1], в католицизме 28 декабря[2]. ЕВАНГЕЛЬКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения себя царём со стороны римлян»[3]. Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до традиционной даты Рождества Христова. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16). Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел. МАТФЕЙ И ЛУКА. РАЗИТЕЛЬНЫЕ НЕСОСТЫКОВКИ Евангелист Лука дает совершенно иную картину Рождества. Создается впечатление, что они пишут о совершенно разных событиях. И дело не в звезде, волхвах и пастухах. У Луки никакой астрологии, никакой звезды, тем более звездочетов-волхвов нет. Особенно разность в описании Рождества у Матфея, бросается в глаза при сопоставлении его с евангелистом Лукой. Лука, как и Матфей, тоже подробно описывает повеление о переписи, поездку в Вифлием, пещеру и рождение… но, дальше начинаются странные вещи. У Луки нет, ни малейшего намека на гонение Ирода. Нет, не то что избиения младенцев, нет никакой поездки в Египет… но, более того, евангелист Лука упоминает обрезание и даже паломничество(о, страх какой!) в самый центр, в Иерусалим, в Храм. Иисус, Иосиф, Мария находились на виду, прямо под носом у Ирода, ничего не боясь и ни от кого не скрываясь. ПОЧЕМУ МОЛЧИТ ЛУКА ОБ ИЗБИЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ? Апостол и евангелист Лука, самый плодовитый, вернее сказать – плодотворный в описании мельчайших подробностей писатель. Недаром он еще и художник, человек, тщательно, работающий над образами и мельчайшими деталями в них. По объему текстов Лука наибольше всех потрудился и написал. Вы удивитесь сказанному: он написал в Новом Завете по общему объему текста больше, чем апостол Павел. Удивительно, но это так. Евангелия 24 главы, а Деяяния аж 28 глав! Апостольских посланий всего 14. И посему очень странно и удивления достойно, что описывая Рождество, вопиюще-кричащая драма избиения младенцев, потрясшая без сомнения Израиль, прошла мимо его детального взора, осталась им незамеченной, так сказать, легкомысленно намеренно проигнорированной? А такая, тоже не менее важная деталь, как бегство в Египет, у Луки богоглаголивого, тоже опущена, пропущена. Странно, очень странно… В истории человечества, так устроена наша психика, мирные дни, такого же мирного созидательного жительства не запоминаются. Запоминается жестокость! Летописцы описывают войны, истребления, резню людей, страшные природные катаклизмы и прочие потрясения. Жестокость запоминается надолго, доброденствие же не оставляет по себе мало записей и естественно следа… Такое событие без сомнения потрясло бы не только Израиль, но и всю Римскую империю… ого-го, резня младенцев! «Римское право», в лице прокуратора-консула, вряд ли не отреагировало бы на такое вопиющее беззаконие. Заговорили бы летописцы историки. Однако, молчит, как в рот воды набрал, серьезнейший историк Иосиф Флавий, составивший очень подробное жизнеописание Ирода Великого, и если гражданские историки для нас не авторитет, но так, молчит и, церковный собрат по Писанию – евангелист Лука, описывающий очень детально подробности Рождества? Почему молчит Лука? АПОКРИФИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ. Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея». Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии Иакова, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой. Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет небесный светил им там, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их[4]. Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф. 23:35. Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей. БОГОСЛОВСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ. Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению, это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет: Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут[5]. СКОЛЬКО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО УБИТО МЛАДЕНЦЕВ? Церковное предание и тут не отличилось единообразием, указывая различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — аж 64 тысячи. Противники большого количества убитых младенцев обычно делают акцент на том, что избиение упомянуто Матфеем, но о нём не пишет Иосиф Флавий. Брюс Алворд утверждает[6], что население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек. Это была маленькая деревушка под Иерусалимом. Соответственно, при рождаемости там даже 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20. Сторонники большого количества убитых младенцев ссылаются на приведенные Матфеем слова Иеремии[7] предполагая, что жертв было гораздо больше. Также некоторые историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем по причине переписи населения. Следовательно, маленькая деревушка Вифлием была переполнена, и им нашлось место только в хлеву[8]. Встает последующий интересный вопрос: известны ли в мировой практике переписи населения, что бы писцы совершающие перепись не шли к людям, но наоборот, люди, дабы переписаться, шли к писцам? Причем, на перепись шли не в Иерусалим, столицу, духовный, административный и политический центр, но что бы писцы заседали, где то в деревне под Иерусалимом? Известны ли случаи, что бы жители, для учетной записи, всего лишь в одну строку(для галочки), срывались с места проживания и отправлялись в неблизкий путь, да еще с беременными женщинами на сносях? Вопросы, и вопросы… В западной традиции они именуются святыми Невинноубиенными. Их число, сильно преувеличенное, является скорее символическим и перекликается со 144 000 избранных, которые упоминаются в Откровении Иоанна Богослова (см.: Откр. 7: 4). СОМНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧНОСТЬ. Предание об избиении младенцев отсутствует в реальных исторических античных источниках, исключая евангелие от Матфея и более поздние христианские тексты. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода — труд античного историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» — не содержит малейших упоминаний о резне младенцев в Вифлееме. Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию[9]. Некоторые учёные считают, что история — придуманное исполнение древнего пророчества[10]. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей[11]. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников[12]. Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения [Ветхого завета]»[13]. Стивен Харрис (Stephen Harris) и Раймонд Браун (Raymond Brown) аналогично утверждают, что цель евангелиста — представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии[14][15]. Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев[15]. В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Данная мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него. Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни). Следуя апокрифическому рассказу в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Также могут присутствовать изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества. ПРАЗДНОВАНИЕ ПАМЯТИ Считался одним из самых несчастных дней в году[16]. Как церковный праздник отмечается с V века. Погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа. ВЕРА Нам, верующим христианам, остается лишь смиренно пленять свой разум в послушание Божественному Промыслу, надеяться, верить и любить. Вся возможно верующему. Верою бо ходим, а не знанием. Мы, верующие, смиренно благоговеем перед вечной Тайной Бога, надеемся, что когда то, мы узнаем истину и все несостыкующиеся исторические факты о Рождестве, образуются, придут в порядок и станут на свои места. Текст составлен по материалам Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Избиение_младенцев ПРИМЕЧАНИЯ ИЗ ВИКИПЕДИИ 1.Вифлеемские младенцы защитят наших детей // Правда.ру, 11.01.2011 2.День святых Невинных Младенцев Вифлеемских. Справка. 28 декабря католики отмечают День святых Невинных Младенцев Вифлеемских // РИА Новости, 28.12.2009 3.Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVII, 8. 4.Протоевангелие Иакова. XXII 5.Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея 6.Брюс Алворд. Комментарии к Евангелию от Матфея 7.Иер. 31:15 8.Уильям Баркли. Комментарий к Новому Завету. Евангелие от Луки 9.Geza Vermes, The Nativity: History and Legend, London, Penguin, 2006, p22; E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, Penguin, 1993, p. 85 10.Paul L. Maier, «Herod and the Infants of Bethlehem», in Chronos, Kairos, Christos II, Mercer University Press (1998), p. 172-175 11.Robert Eisenman, James The Brother of Jesus, 1997, I.3 “Romans, Herodians and Jewish sects, ” p. 49; see also E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, 1993, p. 87-88 12.Josephus, Antiquities of the Jews, Шаблон:Sourcetext (at Wikisource). 13. David Hill: The Gospel of Matthew, p. 84;Marshall Morgan and Scott; 1972. 14.Stephen L. Harris, Understanding the Bible, 2nd Ed. Palo Alto: Mayfield, 1985, p. 274 15.Перейти к:1 2 Raymond E. Brown, The Birth of the Messiah, pp. 104-121. 16.Избиение младенцев (день избиения младенцев)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий