Что должен уметь ребенок в 4 месяца, особенности психологического, эмоционального и физического развития

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, что умеет ребёнок в 1 месяц.

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается ребёнок в 2 месяца и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит развитие ребёнка в 3 месяца.

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, что умеет ребёнок в 5 месяцев и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Рефлексы

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

Питание

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, когда грудничку можно давать сок.

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Развивающие занятия

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные методики раннего развития детей.

Интересная и очень информативная статья психолога, в которой подробно описываются самые первые игрушки малыша — погремушки.

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Во избежание лишних тревог или, напротив, нежелательного спокойствия узнайте, когда новорождённый начинает видеть и слышать, из статьи врача-офтальмолога.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

image

Не секрет, что каждый ребенок развивается по-разному, а особенно на ранних сроках своей жизни, что зависит от многих факторов, включая пол. Тем не менее существуют общепринятые нормы того, что должен уметь делать каждый ребенок в 4 месяца, а девочка это будет или мальчик – в этом возрасте не имеет особого значения, хотя некоторые отличия все же есть.

Умения ребенка в 4 месяца

Считается, что девочки начинают раньше сидеть, ползать, ходить и говорить. Такая тенденция в течение первого года жизни, действительно, имеет место. Другое дело, что речь не идет о закономерности, исключающей индивидуальные особенности развития.

Точная таблица антропометрических данных

Большое значение для контроля развития крохи имеют и антропометрические данные, которые не должны выходить за пределы, прописанные ВОЗ. Если же рассматривать средние показатели, то по физическим параметрам мальчики первого года жизни немного опережают девочек, хотя определяющую роль в этом вопросе обычно играет первоначальный вес на момент рождения, доношенность, а также наследственность.

image
Четырехмесячный возраст – это определенный рубеж в развитии малыша

Возвращаясь к цифрам, стоит привести среднее их значение. Для удобства специалисты представили эти параметры в виде сводной таблицы, позволяющей сравнивать физические данные мальчиков и девочек на четвертом месяце жизни.

Основные навыки

Небольшую разницу в весе и росте девочки часто компенсируют более быстрым развитием других навыков. Конечно же, и здесь случаются исключения, но если говорить о 4-месячных малышках, то в идеале к этому возрасту они уже должны уметь:

  1. Уверено держать голову в вертикальном положении. Поднимать и удерживать ее из положения лежа на животе, попутно крутя шеей и рассматривая все вокруг. Кратковременно приподнимать голову и плечевой пояс из положения лежа на спине, чтобы рассмотреть собственные ручки или окружающие предметы.
  2. Переворачиваться на живот со спины и пытаться выполнить обратное движение.
  3. Делать упор ножками лежа на животе, чтобы попытаться оттолкнуться и поползти.
  4. Удерживать в руках игрушку и всячески тренировать навык пинцетного захвата.
  5. Пытаться присаживаться при вертикальном подъеме за ручки, притом что принудительно садить ребенка в таком возрасте не стоит, дав ему возможность самостоятельно выработать это умение.
  6. Реагировать на звуки и поворачивать голову в их сторону. Узнавать родителей и близких по голосу, лицу и запаху.
  7. Проявлять весь спектр эмоций, начиная от удивления и заливистого смеха и заканчивая злостью и заходящимся плачем.
  8. Гулить и произносить протяжные гласные, а иногда и отдельные слоги, прислушиваясь к собственному голосу.

Естественно, все перечисленные навыки могут развиваться чуть раньше или позже обозначенного периода, причем как у мальчиков, так и у девочек.

При этом любое незначительное отклонение от условной нормы не является признаком патологии, особенно если ребенок здоров, бодр, весел, имеет хороший аппетит и физические параметры, соответствующие этому возрасту.

Смотрите также: Когда ребенок начинает улыбаться осознанно и как научить его смеяться?

Рефлексы

Если же углубляться в каждый показатель, то, прежде всего, стоит выделить рефлекторную способность. Для 4-месячного возраста под ней подразумевается выработка таких автоматических навыков, как хватание, попытки ползания, а также рефлекс Моро.

И если с первыми двумя проявлениями все понятно, то под последним подразумевается запрокидывание ручек, как реакция на неожиданные факторы (яркий свет, громкий звук, резкое пробуждение и пр.).

В четыре месяца деток интересуют яркие погремушки

Со временем к установочным рефлексам добавляются новые. Среди них верхний рефлекс Ландау, для которого характерно поднятие ребенком корпуса из лежачего положения на животе и упор на ладошки.

Социальное развитие

Социализация является не менее важной составляющей полноценного детского развития, чем выработка рефлекторных навыков и физические параметры. И даже если крохе всего лишь 4 месяца, в этом возрасте он уже начинает отличать своих от чужих, а также по-разному реагировать на какие-то определенные поступки взрослых, четко понимая их основные действия и даже реагируя на определенные просьбы.

Смотрите также: Как научить ребенка переворачиваться с живота на спину и наоборот? 👶

Некоторые малыши вполне охотно идут на руки к посторонним людям, но даже если этого не происходит и все заканчивается громким плачем, это вовсе не повод для переживания, ведь со временем ребенок обязательно освоится и перестанет бояться любого нового человека.

Можно ли начинать вводить прикорм?

Обычно прикорм начинают вводить после шести месяцев, но при некоторых неблагоприятных обстоятельствах целесообразно начинать давать малышу новые продукты двумя месяцами ранее. К этим факторам относят недобор массы тела, который чаще всего наблюдается при грудном вскармливании, когда материнское молоко оказывается недостаточно калорийным и питательным, а также появление на свет младенца раньше положенного срока.

Недоношенные дети нуждаются в питательных веществах больше чем доношенные

Начинать нужно с малого – перетертого овощного и фруктового пюре из приготовленных на пару плодов, не относящихся к красной группе. Со временем в детский рацион добавляют каши, соки, желток, растительное масло, кисломолочные продукты, а ближе к году постное красное мясо, птицу и рыбу.

Режим дня

Соблюдение строго режима крайне важно не только для воспитания, но и для физического развития ребенка. И чем раньше родители начнут приучать свое чадо к определенному распорядку, тем проще им будет в дальнейшем.

Безусловно, большинство детей сами регулируют свое ежедневное расписание, да и занятость родителей в этом плане играет не последнюю роль, но в идеале оно должно выглядеть следующим образом:

Мнение доктора Комаровского и особенности развития недоношенного ребенка

Исследуя вопрос детского развития в 4-месячном возрасте, не помешает воспользоваться рекомендациями авторитетного специалиста. И среди всего обилия высококлассных педиатров нельзя обойти вниманием народного любимца Евгения Комаровского, который ежедневно вещает с голубых экранов, просвещая новоиспеченных родителей.

Возвращаясь к вопросу, следует выделить главное – Евгений Олегович призывает не пытаться садить ребенка в 4 месяца, стараясь сохранять диагональное положение его тела относительно горизонтальной поверхности. Кроме того, врач настаивает на раздельном сне с малышом и только одном ночном кормлении.

Не стоит бить тревогу, если родившаяся раньше положенного срока девочка сильно отстает от своих сверстников по ряду показателей, ведь это не является признаком патологии. Мало того, для недоношенных деток является актуальной совершенно другая система отсчета, которая ведет свое начало не с момента рождения, а с условно поставленного срока родов.

И если не говорить о детках с высокой степенью недоношенности, то обычно к четвертому месяцу жизни они только начинают держать головку, что считается абсолютной нормой.

Мифы из интернет-форумов о воспитании четырехмесячной девочки

Существует такое понятие как родительская гиперактивность, которая считается еще более опасным явлением, чем гиперопека над ребенком. Выражается оно в том, что некоторым родителям не терпится добиться новых успехов в физическом развитии малыша, в результате чего они прибегают к различным приемам для стимуляции, чреватым серьезными последствиями.

Смотрите также: Пальчиковая гимнастика для ребенка — полезные упражнения для разного возраста

В таком возрасте можно начинать высаживать

Ни в каком. Ребенок должен сам выработать этот навык, поднимая корпус из горизонтального положения в вертикальное, а со временем и начиная удерживать его в таком положении в течение длительного времени.

Необходимо приучать к ходункам

Ходунки довольно опасная вещь, если начать их использовать раньше положенного времени. И обычно применение этого вспомогательного тренажера становится актуальным не раньше того момента, когда малыш научится стоять на своих двоих.

В 4 месяца малыш активно интересуется всем, что его окружает

Можно пользоваться прыгунками

Прыгунки показаны к применению не раньше 12 месяца жизни, поэтому родителям 4-месячного ребенка стоит отложить это развлечение на более поздний период.

Смотрите также: Как выбрать игрушки для детей до года — таблица по месяцам

Уже следует пересадить малышку в прогулочную коляску

Прогулочные коляски подходят для детей, которые могут самостоятельно сидеть, поэтому лучше не прибегать к подобным экспериментам раньше 5-6 месяцев.

Отзывы мам

Альбина: «Я мама двоих девочек с разницей в 9 лет. Первого ребенка пеленала, второго нет, и быть может, поэтому она поползла уже в 5 месяцев. А вот сидеть младшая начала позже старшей, причем где-то на 1,5 месяца».

Марина: «Доченьке 4,5 месяца, но она до сих пор не сидит. Консультировалась с врачом, сказала, что нет повода для тревоги. Ждем».

Наталья: «Нам только вчера исполнилось 4 месяца. Уже вовсю гулим, держим головку во всех положениях и поворачиваемся со спины на живот и обратно, хотя последнее движение делать еще рано. Наша педиатр сказала, что ничего страшного, поэтому мы продолжаем радоваться каждому новому навыку».

Наиболее популярные вопросы

Как понять, что ребенок отстает в развитии?

Обычно отсутствие каких-то навыков в 4 месяца не принято принимать за отсталость при условии, что малыш активен и хорошо набирает вес. Но если родители наблюдают отсутствие хотя бы трех проявлений из перечисленных ранее, то впору бить тревогу, незамедлительно проконсультировавшись со специалистами.

Считается, что да, но на самом деле каждому ребенку свойственно развиваться в индивидуальном порядке, вне зависимости от его пола. Ничего. Если ребенок сядет, то сделает он это самостоятельно, и только после закрепления навыка можно будет использовать стульчики для кормления и прочие вспомогательные приспособления.

Важно помнить, что порой терпение – лучший друг, который поможет не потерять благоразумие. И если врачи не подозревают у ребенка никаких патологий, то родителям также стоит отказаться от подобных подозрений, просто дав своей крохе немного больше времени на полноценное развитие.

МЕНЮ

  • Мужские имена
  • Женские имена
  • Новости
  • Дети
  • Рукоделие

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Каждый родитель, наверняка, заметил, что четвертый месяц жизни малыша сопровождается «бурным» социальным и физическим развитием. Перед вами больше не беззащитный карапуз, а стремительно прогрессирующий человечек, который будет радовать вас новыми достижениями и умениями все чаще.

Вам интересно, что должен уметь ребенок в 4 месяца? Какими у него должны быть вес и рост, питание, регулярный уход? Вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы в этой статье.

Физиологические изменения

В процессе физиологического становления в детском организме наблюдаются существенные перемены. Так, к 4 месяцам заметно:

  • Значительное упрочнение мышечных тканей в области спины. Движения становятся более скоординированными, поэтому ребёночек может переворачиваться.
  • Исчезновение ряда рефлексов, которые свойственны для первого-второго месяца жизни, угасание гипертонуса ручек, хотя в ножках он ещё остаётся.
  • Проявление функции слёзных желёз, поэтому 4-месячная девочка или мальчуган плачут со слезами;
  • Улучшение слуха, поэтому, если малютка слышит какие-то звуки, то поворачивает голову в направлении их источника;
  • Налаживание и стабилизация работы системы пищеварения, у многих детей исчезновение коликов;
  • Восприятие большего количества цветов, укрепление глазных мышц;
  • Усиление слюнообразования, однако в большинстве случаев это бывает не из-за прорезывание первыз зубиков у мальчика
  • Более активный рост волос и ногтей.

Новые возможности

Любые движения доставляют крохе несказанное удовольствие. Поэтому он постоянно дрыгает ножками, ручками и даже извивается всем телом. Тонус мышц постепенно освобождает ребенка, и теперь он учится управлять своим туловищем. Особенно успеха «добиваются» ручки. Что же может 4-х месячный малютка?

  • Участвовать в процессе кормления – поддерживать бутылочку или мамину грудь.
  • Дотянутся, потрогать и взять интересующий его предмет , например, игрушку.
  • .
  • Разгибать ручку самостоятельно, так как она освобождается от тонуса.

Не отстают и ножки карапуза. Чувствуя опору, малютка пинается и отталкивается от нее. На четвертом месяце жизни он активно развивает мышцы, сгибая и разгибая нижние конечности. Но, несмотря на регулярные тренировки, ребенок еще слишком слаб. Поэтому нельзя допускать того, чтобы маленький спортсмен переносил вес своего тела на ножки (размер стопы здесь не имеет значения).

Что делать родителям, чтобы стимулировать развитие ребенка в 4 месяца? Стоит совершенствовать те навыки, которые уже доступны крохе на четвертом месяце жизни:

  • повороты головы в разные стороны;
  • удерживание шеи в положении лежа на животе;
  • приподнимания с опорой на предплечья (тоже на животике);
  • распрямление ножек;
  • захват игрушек.

Даже если вам кажется, что малютка в 4 месяца отстает от сверстников – не торопите события. Развитие индивидуально и зависит от того, какой вес, рост, характер и наследственность у малыша.

Поэтому не сажайте его (даже с поддержкой), не ставьте на ножки, не заставляйте удерживать головку дольше, чем кроха может. Развивайте те умения, которые у малютки уже имеются.

Психоэмоциональное развитие

Если говорить о преобразованиях, которые происходят во время психоэмоциональных изменений, то для 4-месячных деток характерно:

  • Лёгкое и быстрое стимулирование “комплекса оживления”. Увидев близких людей, девочка или будущий сорванец начинает улыбаться, гулить, активно двигать ногами и руками, выражая свою радость.
  • Узнавание мамы. Малыш может легко выделить её среди других.
  • Лепетание. Ребёнок в таком возрасте издаёт отдельные звуки, но иногда можно услышать слоги, например, ма, па и т.д.
  • Выражение разных эмоций. Малютка может не только радоваться и грустить, но и обижаться, сердиться и бояться чего-то.
  • Появление дифференцированного поведения. Например, если сынишке или дочурке понравилась игра, то он будет радоваться, а в случае её остановки — капризничать. 
  • Быстрое определение звукового источника. Кроха поворачивает голову в том направлении, откуда доносится голос. Он может воспринимать музыку.
  • Сосредоточение и прислушивание при произношении имени карапуза.
  • Наблюдение за перемещающимися предметами.
  • Проявление радости при виде своего отражения.
  • Знакомство со своим телом, ощущение его в пространстве. В 4-месячном возрасте дети могут рассматривать свои ладошки или щупать ножки.

Режим дня

В четыре месяца жизни уход за малюткой становится немного проще.

Почему?

  • Кроха дольше спит по ночам (до 6 часов), чем существенно облегчает жизнь новоиспеченным родителям.
  • Интервал между кормлениями увеличивается. Ребенок ест обычно не чаще, чем один раз в 2–3 часа. По этой причине вес и рост мальчика/девочки перестают так стремительно увеличиваться, как раньше.
  • Почти сформированы органы пищеварительного тракта, и малютку не беспокоят колики, газики, боли. Поэтому и поводов для плохого настроения меньше.
  • В 4 месяца маленький человечек обходится без сна до 2 часов. Этого времени достаточно для ежедневных развивающих занятий.

Распорядок дня карапуза заметно меняется. Обычно малыши сами перестраивают свой режим, но есть и такие детки, которые делать это самостоятельно не могут.

Присмотритесь к своему ребенку. Если он капризничает к вечеру, долго не может уснуть и часто ведет себя «вяло» — настраивать распорядок придется вам. Конечно, речь идет не о строгом режиме, соблюдать который с маленьким ребенком в 4 месяца  практически невозможно. О чем же тогда идет речь, что нужно делать маме?

  • Организовать день так, чтобы карапуз исчерпал весь запас энергии и устал к вечеру.
  • Ввести особенные ритуалы, которые будут подготавливать кроху ко сну (купание, чтение сказки и кормление, например).
  • Как можно чаще гулять на свежем воздухе. Если малютка засыпает на улице, выходить лучше каждый день в одно и то же время.

Придерживаясь режима дня, не забывайте и о гибкости. Прислушивайтесь к потребностям малыша. Если спать еще не пора, но он уже трет глазки, или не подошло время кормления, а кроха уже капризничает и хочет кушать – забудьте о распорядке и не мучайте ребенка.

Питание

Обычно 4-х месячный ребенок кушает до 10 раз днем и 2–3 раза ночью. Оттого, чем питается малыш, зависит его вес и рост. Искусственное питание должно быть строго ограничено. Поэтому детки, которые едят смесь, редко отличаются «выдающимися» формами и если опережают сверстников, то в основном из-за богатой наследственности.

Питание материнским молоком предпочтительнее для малышей, так как оно имеет идеальный состав, к тому же стерильно и гипоаллергенно.

А еще оно доступно в любое время, так как обычно современные мамы кормят грудью карапузов по требованию, а не расписанию. Неудивительно, что детки, которые находятся на грудном вскармливании, имеют часто больший вес, рост и выглядят крупнее малышей-искусственников.

В четыре месяца жизни ребенка некоторые родители вводят первый прикорм. Что уже можно таким крохам?

  • Натуральные соки без сахара
  • , но размер порции должен быть ограничен в соответствии с возрастом;
  • специальные чаи (продаются в отделах питания для детей, аптеках);
  • однокомпонентные пюре из овощей (кабачок, брокколи) и фруктов (яблоко, груша);
  • если у малютки недостаточный рост и вес – вводятся каши, приготовленные на мамином молоке или привычной смеси.

Вес мальчиков – от 5,5 до 8,5 кг. Девочек – от 5 до 8 кг.

Рост мальчиков – от 60 до 68 см. Девочек – от 58 до 62 см.

ВОЗ не рекомендует докармливать грудных детей до 6 месяцев, особенно в случае, если они итак отлично набирают вес и прибавляют рост. А для деток-искусственников 4-х месячный возраст считается оптимальным для введения прикорма.

Развитие зрения и слуха

На четвертом месяце жизни малютка способен вертеть головкой в разные стороны и смотреть на то, что ему интересно. Благодаря такой активности, у младенцев появляются новые возможности. Что умеет ребенок в 4-х месячном возрасте?

  • Отличает чужих людей от родных;
  • Грудничок узнает знакомые предметы и с любопытством присматривается к новым вещам.

Простые, казалось бы, навыки – первые проявления того, что малыш способен квалифицировать объекты.

Прогрессирует и звуковое восприятие. 4-х месячный ребенок узнает голос мамы от остальных, понимает интонацию речи, активно ищет источник звука. Такое развитие младенца не осуществляется изолированно – только заботливые родители и полноценный уход помогают крохе успешно осваивать подобные навыки.

Что могут делать мама и папа, у которых подрастает четырёхмесячный мальчик или девочка?

Гигиена и уход

Правила гигиены и ухода за четырёхмесячным сыном/дочкой особо ничем не отличаются от тех, которых родители придерживались в первые три месяца. Поэтому нужно: 

  • Каждое утро умывать лицо и чистить носик. Ополаскивать те места, которые находились под памперсом, и обрабатывать их защитным кремом.
  • Подмывать ребёнка под проточной водой после каждого испражнения и нескольких мочеиспусканий. 
  • Регулярно менять подгузники, так как частички кала и мочи могут вызвать раздражение на детской коже.
  • Гигиенические процедуры перед ночным сном: купание, чистка ушей, нанесение на кожу специального масла и растирание его с помощью лёгких массажных движений. При необходимости подстригание ногтей.

Что говорит доктор Комаровский

Небезызвестный педиатр считает, что 4-месячный мальчик/девочка уже более настойчиво требует внимания близких, нуждается в общении с ними. При этом ребёнок начинает гулить, улыбаться, а иногда и смеяться. 

К этому возрасту у грудничков пропадают безусловные рефлексы. Благодаря развитию системы пищеварения, малышей перестают мучать желудочные колики.

Кроме того, врач советует почаще поощрять карапуза, поскольку он уже способен осознавать себя и выделять из окружающих. Также не нужно забывать стимулировать интерес крохи к внешнему миру и подталкивать его к тому, чтобы он тянулся к интересующим его вещам. 

  • Как можно чаще общаться с малышом;
  • при общении менять интонацию, темп речи и ее громкость;
  • включать ребенку музыку;
  • читать сказки и стихи, рассказывать потешки и веселые прибаутки.

4-х месячный ребенок отличает спокойную музыку от плясовой и по-разному на нее реагирует. Поддерживайте кроху – танцуйте вместе с ним! Такая игра обязательно порадует маленького плясуна и вас.

image

Первые зачатки речи

Вы думаете, малютка в 4 месяца еще не понимает, что вы говорите? Зря, потому что именно на этом этапе жизни ему становится доступна наша речь. Он не только улавливает ваше настроение по интонации, но и узнает некоторые слова, которые слышал чаще всего.

Рост речевого развития обусловлен не только ее пониманием, но и воспроизведением. Маленький человечек «гулит», напевает гласные звуки и даже участвует в диалогах с родителями.

Отвечайте карапузу, поддерживайте «беседу», повторяйте за ним слоги и вводите новые. Ваш собеседник будет так счастлив общению с вами!

Социальное развитие

Что еще нового появится в этот период в вашей жизни? Малютка требует все больше маминого внимания, буквально не слезая с ее рук. Повседневный уход за ребенком – лишь малая часть того, что от вас требуется теперь.

Независимо от того, активный карапуз или не очень, в любом случае он нуждается в объятиях, совместных играх, поцелуях и эмоциональных беседах. Он не только улыбается вам, но и заливисто хохочет, радуясь общению с мамочкой.

image

Чем нежнее и добрее вы будете к малютке, тем жизнерадостнее и счастливее он будет. Не бойтесь избаловать ребенка, даже если у вас мальчик, а не девочк (некоторые мамы опасаются того, что «изнежат» будущего мужчину). Благоприятная атмосфера в семье и чуткое отношение к малышу – лучший старт для счастливого будущего нового человечка!

Подведение итогов

Развитие ребенка в 4 месяца жизни характеризуется следующими особенностями:

  • вес и рост увеличиваются не так стремительно, как раньше;
  • кроха умеет смеяться;
  • высоко поднимает голову, лежа на животе;
  • хорошо удерживает головку;
  • поворачивается набок;
  • берет руками предметы;
  • уход за малюткой становится немного проще за счет длительного ночного сна и редких кормлений.

Мы рассказали вам о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца по педиатрическим стандартам. Если ваш кроха к этому периоду жизни еще что-то не освоил, не расстраивайтесь.

Развитие детей очень индивидуально и может отличаться от общепринятых норм на целый месяц! Гордитесь тем, что уже умеет ваш малыш в 4 месяца, хвалите и поощряйте его за успехи. Благодаря вашей любви и заботе ребенок будет с удовольствием познавать окружающий мир, радуя вас своими новыми достижениями.

imageПонравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Рекомендуем image Таблица окружности головы ребенка по месяцам image Как правильно выбрать роликовые коньки для ребенка: полезные советы image Все о пользе и вреде ходунков для детей image Занятия и упражнения детской йогой в домашних условиях

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий