Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Содержание

Автор — valniko77. Это цитата этого сообщения

Мадонны Рафаэля

image Эрнст Саприцкий  Мадонна с младенцем «Мадонна с младенцем» (Madonna di Casa Santi) — первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино. «>  Святое семейство с агнцем    Мадонна с розой   Мадонна днль Пополо (Мадонна с вуалью)  Прогулка Мадонны    Святое семейство под дубом   Святое семейство Франциска I    Мадонна с безбородым Иосифом   Святое семейство под пальмой  Мадонна Пасадина    Мадонна Диоталлеви    Мадонна Солли    Мадонна с младенцем и святыми    Мадонна Конестабиле    Мадонна Купер (Малая)    Мадонна Купер (Большая)    Мадонна дель Грандука    Мадонна Темпи    Мадонна на троне    Мадонна в голубой диадеме    Мадонна с гвоздиками    Мадонна Орлеанская    Мадонна Колонна    Мадонна Алдобрандини    Мадонна в кресле (Мадонна делла Седиа)    Мадонна в шатре (Мадонна делла Тенда)    Мадонна под балдахином   Мадонна ди Фолиньо Мадонна дель Импаннато Мадонна Бельведерская (Мадонна в зелени) Мадонна (Прекрасная садовница) Мадонна со щегленком Мадонна Террануова Мадонна Эстерхази Мадонна Альба Бриджуотерская мадонна Мадонна с рыбой Сикстинская мадонна Малое святое семейство Мадонна на троне (Мадонна Ансидеи) Святое семейство (La Perla) Мадонна делла Торре Святое семейство Каниджани Мадонна с канделябрами http://images.google.de/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fmyisrael.at.ua%2F_ph%2F16%2F537134545.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fmyisrael.at.ua%2Findex%2F0-513&h=1668&w=1200&tbnid=6kaAnFGNz_L1pM%3A&docid=AcbeUZy8V-0VxM&ei=RIrYV7mkKsm7UeTtk7AD&tbm=isch&iact=rc&uact=3&dur=2994&page=0&start=0&ndsp=62&ved=0ahUKEwi51rqevo3PAhXJXRQKHeT2BDYQMwgtKA8wDw&bih=916&biw=1920

Серия сообщений «Библейские сюжеты, Мифы,»: Часть 1 — Микеланджело Буонарроти (1475-1564)/ФРЕСКИ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ Часть 2 — Рафаэль Санти (1483—1520)/ЖИВОПИСЬ. Библейские сюжеты. Новый Завет Часть 3 — Мадонны Рафаэля

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Главная image

Подписаться на новости блога

Янтар Полісся https://yantar.ua//blog/vse-o-pravednoj-anne.html Количество просмотров: 6410 30-08-2018—>

Попадая в сложные жизненные ситуации либо сталкиваясь с неразрешимыми проблемами, христиане всегда взывают к Иисусу Христу, Деве Марии и небесному заступнику. Им может стать Ваш именной хранитель, покровитель конкретной профессии или же подвижник, к которому обращаются в определённых обстоятельствах. И из нашей статьи Вы узнаете, в каких случаях приходит на помощь святая Анна!

Богопраматерь происходила из знатной и благочестивой семьи священника Матфана, который жил в Вифлееме. Анна была младшей из трёх дочерей, и последней вышла замуж. Её супругом стал Иоаким из Назарета – потомок царя Давида, тогда как сама женщина вела свой род от Аарона (брата пророка Моисея).

Святая Анна – мать Богородицы, и это величайшая честь для человека. Однако Творец ниспослал подобный дар не сразу – сначала Он долго испытывал праведницу и её мужа. В течение 50 лет супруги не могли зачать ребёнка, что в те времена считалось страшным бесчестием. Иоакиму даже запретили воздавать жертвы в храме, считая, что он чем-то прогневил Бога. Опечаленный и униженный мужчина, который тогда уже пребывал в преклонных годах, удалился в пустыню, а Анна вместе со служанкой Юдифью осталась в городе.

Женщина тяжко страдала от такой несправедливости, ведь она твёрдо знала, что их семья никак не согрешила перед Господом. Но одинокая, покинутая мужем и друзьями праведница не роптала – наоборот, она полностью положилась на волю всемогущего Творца.

Вспомнив историю об Аврааме и Сарре, которые по соизволению Бога зачали сына в глубокой старости, Анна поклялась, что, когда родит, тоже посвятит своё дитя высшим силам. И, как только она произнесла обет, перед праведницей возник ангел в дивном сиянии, возвестив, что ей предстоит привести в мир «Дщерь преблагословенную», которая должна получить имя «Мария». Обрадованная женщина побежала к мужу и встретилась с ним у Золотых ворот Иерусалима – Иоаким также видел чудесного посланника. Именно эти эпизоды чаще всего отображает икона святой Анны.

Зачатие Пречистой Девы произошло 22 декабря, а 22 сентября Она появилась на свет. В честь столь радостного события Иоаким устроил большой праздник, принеся Господу богатые жертвы. А через 3 года Мадонну впервые ввели в храм, где Её поприветствовал первосвященник Захария.

Анна умерла 7 августа, в возрасте 79 лет, на два года пережив своего мужа. Их гробницы расположены в Гефсиманском саду, неподалёку от саркофагов Иосифа Обручника и самой Богородицы.

Самые древние фрески с ликом праведницы, датированные VIII ст., находятся в соборе Санта Мария Антиква (Рим) и Фаррасе (Судан), тогда как первые образа Богопраматери появились лишь в X-XI ст. Наиболее распространённые сюжеты реликвий – «Рождество Пречистой Девы», «Встреча у Золотых ворот», «Моление», «Воспитание Марии», «Введение во храм». Традиционные атрибуты святой – книга и дверь, а ещё её часто изображают держащей на руках Богородицу-младенца либо Иисуса. Также существует двойная икона Иоакима и Анны.

Святая Анна в православии поминается 7 августа, 22 сентября и 22 декабря (по старому стилю – 25 июля, 9 сентября и 9 декабря соответственно), а у католиков ей посвящен молебен 26 июля.

«Святая Анна с младенцем Марией», Греция, XV век — репродукция иконы из янтаря

Икона святой Анны – лучший оберег для дома и семьи. Она предупредит конфликты, укрепит Ваш брак, поддержит при сомнениях и затруднениях, вразумит детей, поделится с родителями терпением и пониманием. К реликвии традиционно взывают при бесплодии и проблемах с вынашиванием – она исцеляет недуги матери и младенца, способствует быстрым и безболезненным родам, защищает от заболеваний и травм. Святыня прогоняет душевные обиды, скорбь, отчаяние и гнев, дарит уверенность в себе, умиротворение и спокойствие.

Кроме того, праведница покровительствует домохозяйкам, краснодеревщикам, ткачам, мельникам и булочникам. А ещё Вы можете купить икону из янтаря, на которой запечатлён милосердный и выразительный лик святой Анны, чтобы вручить её в качестве именного образа – подобный сюрприз охранит женщину, носящую то же имя, от ошибок, грехов и печалей!

Молитва первая: О, святые праведники, Богоотцы Иоаким и Анна! Молите Милосердного Господа, чтобы Он отвратил от нас Свой гнев, по делам нашим праведно на нас движимый, и за бесчисленные прегрешения наши не сочтёл нас недостойным, и обратил бы нас, рабов Божьих (имена), на путь покаяния, и на путь заповедей Своих укрепил бы нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое содействие испросите, всё к жизни и благочестию нужное нам от Бога даруя, от всех напастей и бед и неожиданной смерти предстательством вашим нас избавляя и от всех врагов видимых и невидимых защищая, и так в мире временную эту жизнь пройдём и в вечный достигнем покой, где вашим святыми мольбами да сподобимся Небесного Царства Христа Бога нашего, Которому, с Отцом и Пресвятым Духом, подобает слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва вторая: О приснославные Христовы праведники, святые Богоотцы Иоаким и Анна, которые предстоят Небесному Престолу Великого Царя и великое дерзновение к Нему имеют, так же от Преблагословенной вашей Дочери, Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, воплотиться захотевший! К вам, как многомощным предстателям и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы грешные и недостойные. Молите благость Его, да отвратит от нас гнев Свой, по делам нашим праведно на нас надвигающийся, и да бесчисленные согрешения наша увидев, обратит нас на путь покаяния и на пути заповедей Своих да утвердит нас. Также вашими молитвами в мире жизнь нашу сохраните и во всех благах хорошее поспешение испросите, всё для жизни и благочестию нужное нам от Бога дайте, от всех напастей и бед и случайной смерти предстательством вашим нас избавите, и от всех врагов видимых и невидимых защитите, чтобы спокойную и безмолвную жизнь мы прожили во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:2), а также, когда в этом временном мире жизнь пройдём достигли бы вечный покой, и вашим святым умолением сподобились бы Небесного Царства Христа Бога нашего, Которому с Отцом и Пресвятым Духом подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Ами́нь.

https://yantar.ua/themes/new/images/logo_text.png

Среди многочисленных канонов изображения Богоматери самым популярным был канон Мадонны «Умиление». Именно к нему относятся две иконы неизвестных флорентийских мастеров с одинаковыми названиями «Мадонна с младенцем на троне» (около 1275–1280, ГМИИ, Москва).

Мадонна сидит на троне, склоняя голову к младенцу, которого она держит на коленях. Образ выражает идею Божественной любви. Над головой Марии, младенца, святых изображено золотое сияние — нимб, являющийся символом святости. Цветам одеяния Марии также придавалось символическое значение: красная туника и синий плащ указывают на чистоту и страдания Богородицы. Иисус одет в одежду царей — пурпурный хитон.

Флорентийский мастер. «Поклонение волхвов». Фрагмент образа «Мадонна с младенцем на троне», около 1275–1280 годов, ГМИИ, Москва

Флорентийский мастер. «Мадонна с младенцем на троне», около 1275–1280 годов, ГМИИ, Москва

Икона пизанского мастера «Мадонна с младенцем на троне» (около 1280, ГМИИ, Москва) относится к другому канону — Мадонны-путеводительницы. Богородица не прижимает ребенка к себе, а указывает на него рукой.

В период поздней готики в Италии стали создавать не иконы, а многостворчатые алтари-полиптихи. Обрамление таких икон соответствовало архитектурному стилю: иконы окружались деревянными рамками, которым придавалась форма стрельчатых арок. Одной из таких работ является полиптих мастера Ф. д’Антонио де Анкона. «Мадонна с младенцем, Христос и святые» (1393, ГМИИ, Москва).

Изображения святых можно было увидеть не только на иконах. Ими украшались даже сундуки и ларцы для реликвий.

Постепенно итальянские, а за ними и прочие европейские художники стали отходить от византийских канонов. По их работам можно проследить попытки изображения пространства, изучение законов перспективы. Изображения вновь стали приобретать телесность, персонажи икон и алтарных картин начали походить на обычных людей.

Новый интерес к фрескам в Европе появился с зарождением романского стиля. Росписями стали украшать не только стены, но и своды церквей. Во Франции возникли живописные школы, мастера которых работали в определенной, легко узнаваемой манере. Таковы школы светлых фонов, синих фонов и темных фонов. Все чаще стали украшать фресками церкви Италии, причем в произведениях итальянских художников было заметно влияние не античного, а византийского искусства.

Пизанский мастер. «Мадонна с младенцем на троне», около 1280 года, ГМИИ, Москва

Ф. д’Антонио де Анкона. «Мадонна с младенцем, Христос и святые», 1393 год, ГМИИ, Москва

Затем на смену романскому стилю пришел готический, и фрески как украшения церквей снова отошли на второй план, уступив место витражам и скульптурам. Это объясняется тем, что архитектурные сооружения этого периода практически не имели стен с гладкой поверхностью, подходящих для исполнения росписей. Зато в период готики фресковыми росписями с удовольствием украшали светские здания.

С началом эпохи Возрождения фреска как способ украшения церквей снова заняла первостепенное значение и достигла небывалого расцвета. В этой технике работали лучшие итальянские мастера: Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Рафаэль и многие другие. Фрески писались на религиозные, мифологические и фантастические сюжеты.

В последующие столетия фресками и росписями во многих столицах и крупных городах Европы, в том числе и в России, продолжали украшать стены и потолки королевских дворцов, ратуш, театров, а затем и станции метрополитенов. Однако лучшими образцами являются фрески, исполненные в эпоху Возрождения.

В России иконопись и фресковая живопись также были популярны. В нашей стране был создан совершеннейший художественный язык иконы. Л. Успенский отмечал, что Византия дала миру богословие, выраженное словами, зато благодаря русским мастерам богословие нашло свое отражение в образе. Иконы русских художников были не менее аскетичны, чем византийские. Однако различие между ними все же существовало: в русских главным был не упор на трудности подвига, а выражение радости, которой достигал святой в результате этого подвига. Таким образом, русскую икону можно считать наивысшим воплощением в искусстве Божественного смирения. Она полна теплоты, покоя, легка и радостна.

В живописи Возрождения создавалось много картин по заказам церкви и частных лиц. Мадонна с младенцем на руках была излюбленной темой у художников. Ей поклонялись как иконе, а позже воспринимали как произведение искусства. Ниже представлена деталь произведения живописца Раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».

Христианские традиции

Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Первоначально Мадонна с младенцем писалась по канонам, которые определил Второй Никейский Собор 787 года. Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы. На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Законы перспективы не соблюдены с безупречностью, Богородица изображена как простая грустная женщина, которая крепко прижимает к себе младенца. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.

Ренессанс

В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Великолепна его «Мадонна Брера», в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно. Рафалю Санти основную популярность принесли небольшие полотна, которые он создавал во Флоренции – Мадонны с пухлыми младенцами. Одну из его Мадонн вы видите выше. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.

«Мадонна с младенцем на троне со святыми»

Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах. Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона. Трон также окружают святые Петр, Екатерина, Павел и еще одна святая, чье имя вызывает споры. Над Мадонной в изящном люнете в форме полумесяца живописец расположил Бога-Отца, который держит одной рукой весь земной шар, а другая поднята в благословляющем жесте. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты.

Картины Леонардо

Это был удивительно разносторонний гений. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».

Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Картина «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего. Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо совершенно невозмутимо. Лик слегка затемнен. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх — между их глазами нет контакта.

В противоположность Марии младенец олицетворяет движение. Статика в сочетании с динамикой – так выглядит картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, описание которой представлено выше, демонстрирует спокойствие молодой женщины, а также игривость ребенка: он неутомимо тянется к гвоздике – символу исцеления, покрытому тенью.

Миланский период

В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах», или «Мадонна в гроте». На картине присутствует Мадонна с младенцем. Подлинный холст находится в Лувре. Лондонский вариант дописывали по его наброскам ученики.

В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур, их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены. Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению совершенно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. Ангел же придерживает младенца Иисуса, который благословляет Иоанна и делает направляющий жест, в какую сторону надо послать благословение. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.

Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Все покрывает легкий флер сфумато.

Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.

Шедевр да Винчи из Петербурга

В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон. Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого. Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.

На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.

Заключение

Мы надеемся, что образы Мадонны с младенцем дали нашему читателю представление о картинах эпохи раннего и позднего Ренессанса. Мы выбирали в основном те произведения, которые отсутствуют в отечественных музеях, за исключением одной работы из Эрмитажа.

Похожие статьи

Перейти к навигации Перейти к поиску

image
Леонардо да Винчи
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. 1508-1510?
Sant’Anna, la Madonna, il Bambino
Тополь, масло. 168 × 112 см
Лувр, Париж
(инв. INV 776)
image Медиафайлы на Викискладе

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» — неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в Большой галерее Лувра под инвентарным номером 776[1].

Сюжет

Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.

Леонардо сделал множество набросков к этому сюжету, но так и не довёл работу до конца. Над самой картиной, ныне хранящийся в Лувре, художник работал около десяти лет, однако многие детали на ней остались незаконченными.

При создании центральной группы Леонардо использовал контраст цвета и освещения. Композиционно она вписана в пирамиду[2], в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности и вместе с тем неразгаданной тайны. Христос обнимает ягнёнка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается сдержать его. Вместо религиозной торжественности работе свойственна интимность.

Вариант с агнцем впервые упомянут в датированной 1501 годом переписке главы ордена кармелитов, фра Пьетро да Новеллара, с Изабеллой д’Эсте. Новеллара видел в спокойствии Анны, противопоставляемом тревоге Марии за ребёнка, символ того, что церковь не желала бы предотвращения Страстей Христовых. Более ранняя версия со св. Иоанном вместо агнца подробно описана у Дж. Вазари:

В лице Мадонны было явлено все то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери, ибо Леонардо хотел показать скромность и смирение Девы, преисполненной величайшего радостного удовлетворения от созерцания красоты своего сына, которого она с нежностью держит на коленях, а также и то, как она пречистым своим взором замечает совсем еще маленького св. Иоанна, резвящегося у её ног с ягненком, не забыв при этом и легкую улыбку св. Анны, которая едва сдерживает своё ликование при виде своего земного потомства, ставшего небесным, — находки поистине достойные ума и гения Леонардо.

Первая версия

В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Дж. Вазари рассказывает, что работа на сюжет «Анна-втроём» изначально была заказана как верхний запрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты

взяли его к себе в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и вот он тянул долгое время, так ни к чему и не приступая. В конце концов он сделал картон с изображением Богоматери, св. Анны и Христа, который не только привел в изумление всех художников, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение двух дней напролет мужчины и женщины, молодежь и старики приходили, как ходят на торжественные праздники, посмотреть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломлявшие весь этот народ.

Как повествует Вазари, художник не закончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний контракт с Филиппино Липпи. Смерть помешала Липпи завершить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал художник Перуджино.

Лондонский картон

image

Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Лондонской Национальной галерее. До этого с 1791 года он висел в здании Королевской академии художеств — Бёрлингтон-хаусе. В Англию рисунок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати. Известный британский фальсификатор Эрик Хебборн утверждал, что, будучи студентом, он по просьбе руководства Академии создал с нуля хранящийся в настоящее время в лондонском музее картон, так как оригинал был безвозвратно утрачен в результате небрежности хранителей[3].

Ещё во время нахождения в Милане 300 лет назад этот рисунок считался предварительной версией той картины, что сейчас находится в Лувре[4]. В связи с этим среди исследователей преобладает мнение, что первая версия «Святой Анны», столь поразившая Флоренцию, утрачена (её предполагаемый набросок находится в Венеции), а в Лондоне хранится позднейшее авторское повторение картона[5].

Свою картину по этой композиции Леонардо (добавив справа св. Иосифа) написал его ученик, Бернардино Луини.

В 1988 году психически нездоровый посетитель музея стрелял в лондонский картон из обреза[6].

Луврская картина

В конце XVII века антиквар Джан Пьетро Беллори решил навести справки о произведениях Леонардо да Винчи. В ответ на его запрос миланский ценитель искусства Себастьяно Реста сообщил, что луврская картина с изображением св. Анны была написана Леонардо в Милане в 1500 году по заказу Людовика XII[7]. Возможно, король Франции, услышав о картоне Леонардо с изображением св. Анны и о его поразительным успехе, возжелал порадовать им свою новую жену, Анну Бретонскую. Это было бы тем более уместно, что Анна ожидала ребёнка, а св. Анна считалась покровительницей новобрачных и беременных[7][8].

Поскольку незавершённый картон остался во Флоренции, художник, вероятно, начал для французского короля новую картину на этот сюжет. В 1517 г. её видел в Кло-Люсе кардинал Луиджи Арагонский. Из записей его секретаря можно сделать вывод, что картина оставалась у художника до самой смерти и так и не была им закончена. Предполагается, что Леонардо вернулся к «Святой Анне с Мадонной и младенцем Христом» и стал дорабатывать её только в конце жизни, когда в нём возобладал интерес к математике и другим наукам. Так, например, скалистый пейзаж на заднем плане свидетельствует об увлечении художника геологией[8].

image

В 1683 г. Шарль Лебрен, отвечавший за живопись при дворе Людовика XIV, распорядился составить инвентарь королевской картинной галереи. Этот документ фиксирует наличие в ней «Святой Анны» Леонардо да Винчи. В художественное собрание королей Франции картина попала из дворца кардинала Ришелье, который вывез её из Монферрата во время войны за мантуанское наследство. Как картина могла оказаться после смерти художника в Италии, не вполне ясно — возможно, её увёз туда после смерти учителя Франческо Мельци, унаследовавший многое из его имущества. Согласно другой версии, после смерти художника картину выкупил у Салаи король Франциск I[9] — однако в таком случае непонятно, как она могла в скором времени попасть в Монферрат.

От Ришелье картина перешла к Людовику XIII, при Анне Австрийской она была перевезена в Фонтенбло. Людовик XIV перевёз её в Версаль. В 1901 году работа вошла в экспозицию Лувра.

Состояние

Основа картины — четыре доски из тополя толщиной в 3 см, склеенные и скреплённые двумя поперечными еловыми перекладинами. В дальнейшем с обеих сторон были добавлены две планки шириной в 10 см, которые расширили композицию (в настоящее время закрыты рамой). Со временем доски несколько деформировались и стали выпуклыми. Большая вертикальная трещина проходит по лицу св. Анны и шее Марии. В отличие от женских лиц, лицо младенца Иисуса покрылось сетью мелких кракелюров — вероятно, художник использовал здесь другие методы работы.

Картину часто реставрировали. Старые лаки, покрывающие живописный слой, потемнели неравномерно.

В 1972 году было проведено лабораторное исследование картины в C2RMF — Centre de recherche et de restauration des musées de France. В 1990 году там было выполнено несколько частичных рентгеновских снимков картины. В 2009 году — в рамках проекта подробного изучения хранящихся в Лувре работ Леонардо да Винчи — было выполнено очередное исследование картины, в ходе которого исследователи обнаружили на её обороте три черновых зарисовки Леонардо: голову лошади (возможно эскиз к фреске Битва при Ангиари), половину человеческого черепа и зеркальное изображение младенца Иисуса с картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»[10].

В 2012 году была окончена довольно радикальная реставрация картины, в ходе которой она приобрела непривычно яркие цвета. Два высокопоставленных куратора Лувра в знак протеста вышли из состава реставрационной комиссии[11]. Они полагают, что реставрация могла бы быть более бережной и деликатной, ибо, по их мнению, даже при жизни Леонардо краски так не резали глаз, как после «омоложения» картины в XXI веке.

Обратная сторона картины

Интерпретации

В работе «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» (1910) Зигмунд Фрейд попытался на материале картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» провести анализ личности Леонардо методом психоанализа.

Фильмография

  • «Улыбка и сплетения. Святая Анна, Мадонна и младенец Иисус», фильм Алена Жобера из цикла «Палитры» (Франция, 1989).

Примечания

  1. Путеводитель по Лувру. — Париж: Réunion des Musées Nationaux, 2007. — С. 268—269. — 480 с. — ISBN 2-7118-5134-6.
  2. Подобную пирамидальную композицию также не раз использовали Рафаэль и Андреа дель Сарто, вероятно, почерпнув её у Леонардо.
  3. Eric Hebborn (1934—1996) // Forged: Why Fakes are the Great Art of Our Age. — Oxford University Press USA, 2013. — С. 99—100. — 197 с. — ISBN 978-0-1999-2835-4.
  4. Об этом Джан Пьетро Беллори писал из Милана фра Реста.
  5. Leonardo da Vinci | The Burlington House Cartoon | NG6337 | The National Gallery, London
  6. Restoring a Leonardo Drawing That Was Hit by a Shotgun Blast // NYTimes.com
  7. 1 2 Laure Fagnart. Léonard de Vinci en France. ISBN 9788882655549. P. 64.
  8. 1 2 The Virgin and Child with Saint Anne | Louvre Museum | Paris
  9. [1] // Сайт Лувра
  10. Sylvain Laveissière, Vincent Delieuvin. L’envers d’un Léonard // Grande Galerie. Le Journal du Louvre. — 2009. — № 7. — С. 87—91.
  11. Ъ-Online — Леонардо да Винчи добавили ярких красок

Ссылки

The article is a derivative under the Creative Commons Attribution-ShareAlike License. A link to the original article can be found here and attribution parties here. By using this site, you agree to the Terms of Use. Gpedia Ⓡ is a registered trademark of the Cyberajah Pty Ltd.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий