Проверка зрения у детей. Как осуществляется развитие зрения у новорожденных?

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
  4. Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  5. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  6. Подолгу певуче гулит
  7. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «скамейка», «дом» из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос «Кто ты?». Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

image

Зрение недоношенных детей требует отдельного внимания. Практически все органы малышей, рожденных раньше срока, не успели завершить свое формирование, поэтому подвержены особому риску развития патологий. Зрительная система – не исключение. Когда и как часто следует проверять зрение у таких детей?

Зрение недоношенного новорожденного: особенности

Кровеносные сосуды, питающие ткани сетчатки, начинают расти с заднего отдела (от диска зрительного нерва) к передней части приблизительно с 16 недели внутриутробного развития. С носовой стороны сетчатки их развитие заканчивается на 36 неделе, а с височной – до 39-40 недели. Если ребенок рождается в срок и нет нарушений, кровеносные сосуды сетчатки должно быть полностью сформированы.

Соответственно, практически у всех недоношенных малышей сетчатка имеет признаки незавершенного формирования, а также часто диагностируют общую незрелость глазной системы. Как правило, сетчатка имеет кровеносные сосуды только в области зрительного нерва, а в переднем отделе остается без сосудов. Степень их недоразвития зависит от срока недоношенности. При рождении на 33-34 недели в основном сетчатка почти полностью развита. При меньших сроках степень недоразвития сосудов более выражена.

Ретинопатия недоношенных

После рождения недоношенных детей продолжается процесс формирования сетчатки – нервной ткани глаза. Этот процесс длится до 40-42 недели. Рост сосудов может проходить нормально или с патологией, приводящей к развитию такого заболевания, как ретинопатия недоношенных. Чем меньше срок внутриутробного развития ребенка и чем меньше масса тела новорожденного, тем выше вероятность неправильного развития сетчатки.

На то, почему у недоношенных детей плохое зрение, влияют такие факторы риска:

  • преждевременные роды (26-28 неделя)
  • масса тела 1,4 кг и менее
  • искусственная вентиляция легких более 3-х дней после рождения
  • кислородотерапия более 1 месяца
  • изменения в дыхательной, кровеносной и нервной систем
  • нестабильное состояние ребенка сразу после родов
  • тяжелые внутриутробные инфекции.

Все эти причины могут привести к развитию ретинопатии недоношенных. Как правило, патология возникает на обоих глазах и развивается на четвертой неделе жизни малыша. Острые признаки приходятся на восьмую неделю. Чем раньше диагностируют ретинопатию и начнут лечение, тем лучше. Заболевание может провести к миопатии, астигматизму, косоглазию и даже необратимой потере зрения.

Ретинопатия недоношенных имеет 5 стадий. На первой и второй стадиях процесс обратим, и сетчатка формируется правильно. По статистике, зафиксировано много случаев улучшения зрение недоношенных детей на 1-2 стадии ретинопатии без определенного лечения, но в любом случае за этим должен вести наблюдение врач. Третья стадия – пороговая – требует оперативного вмешательства. Патологии 4-5 стадии считаются самыми тяжелыми и зачастую приводят к отслоению сетчатки и необратимой потребе зрения.

Осмотры у офтальмолога

Проверять зрение у недоношенных детей следует на 1-2 неделе после рождения, но не позднее 4 недели. Далее наблюдаться у офтальмолога необходимо минимум раз в 14 дней, а по возможности каждую неделю. Новорожденным с подозрением на ретинопатию осмотры глазного дна необходимо проводить при расширенном зрачке. Осмотры проводятся на специальном оборудовании, позволяющим отслеживать мельчайшие изменения в сетчатке недоношенного ребенка.

В Украине из 25-28 тысяч недоношенных детей около 5-6 тысяч попадают в группу риска развития ретинопатии. Зачатую это дети весом менее 2,5 килограмм. Повторимся, что очень важно вовремя диагностировать болезнь и начать лечение. Исследования доказывают, что патология возникает из-за неправильного выхаживания младенцев. Важен контроль насыщения организма младенцев кислородом. От переизбытка кислорода сосуды сетчатки испытывают стресс, повышается риск отслоения.

Зрение у недоношенных: внимание на диагностику!

Когда у недоношенных детей регулярно проверяют зрение, врачи могут вовремя среагировать на любые изменения. Поэтому родителям важно сделать осмотры у офтальмолога какими же обязательными процедурами, как визиты к педиатру. Это поможет сохранить здоровье глаз ребенка. В сети детских офтальмологий «Новий Зір» работают специалисты с большим опытом диагностики и лечения заболеваний глаз у детей, в том числе и недоношенных.

Позаботьтесь о здоровье глаз своего ребенка – запишитесь на прием уже сегодня!

Грудничок

Если знать, как должно развиваться зрение у грудничка, можно вовремя заметить нарушения.

24 августа 2020

image

Елена Акимова

детский врач-офтальмолог

Все по-другому

У новорожденных глаза на 3 мм короче (от носа к виску), чем у взрослых. А еще у грудничков относительно большие глазные яблоки, роговица толще, а белочная оболочка глаза тоньше, чем у их пап и мам, и почти круглый хрусталик. Из-за этого ребенок рождается дальнозорким: острота зрения на первом году жизни составляет плюс 3–4 диоптрии.

У малышей роговица и конъюнктива (соединительная оболочка, покрывающая глаз снаружи и заднюю поверхность век) не так чувствительны, как у взрослого человека, поэтому он не чувствует, когда что-то попадает в глаз. Глазная щель узкая и соответствует размеру зрачка. Слезные железы еще не работают в полную силу, поэтому в первые дни жизни дети плачут без слез. Давайте рассмотрим, как происходит развитие зрения у новорожденных по месяцам.

Постепенное развитие

0–1 месяц

Сразу после рождения ребенок различает лишь свет и тьму, через несколько дней уже видит мир, хотя и весьма расплывчато, как в тумане. Это связано с тем, что центральная зона сетчатки (макула) еще не развита. В первые 6 месяцев жизни под воздействием света она постепенно будет совершенствоваться. Недельный малыш начинает реагировать на яркий свет, зажмуривая глазки. В 2–3 недели грудничок может уже кратковременно фокусировать взгляд на любом источнике света.

В это время у ребенка может появиться так называемое физиологическое косоглазие. Не пугайтесь. Это вариант нормы, который связан с отсутствием бинокулярного зрения. Просто малыш еще не умеет использовать для зрения сразу оба глаза. Причем такое косоглазие непостоянное: то к носу, то к виску отклоняется то один, то другой глаз, но чаще глаза стоят ровно. Как правило, к 4 месяцам физиологическое косоглазие проходит. При истинном же косоглазии чаще всего косит один глаз, причем в строго определенном направлении. Ребенок может вообще не ставить глазки ровно. Такое косоглазие не проходит и со временем только усиливается. Подобные симптомы должны насторожить родителей и сподвигнуть их обратиться к офтальмологу за консультацией.

В идеале окна детской комнаты должны смотреть на восток или юго-восток, ведь потребность в дневном свете у ребенка больше, чем у взрослого. К тому же это позволит свести к минимуму искусственное освещение, от которого глаза быстро утомляются.

1 месяц

Ребенок начинает кратковременно, примерно на 3–4 секунды, фиксировать взгляд на игрушке, расположенной в 30–40 см от него.

2–3 месяца

Малыш может дольше фиксировать взгляд на предмете и проследить взглядом за движущейся игрушкой. Он видит то, что расположено на расстоянии 1 м от него и чуть дальше, начинает узнавать близких.

6 месяцев

У грудничка формируется предметное зрение. Он может видеть объекты, находящиеся от него на расстоянии нескольких метров, переводить взгляд с одной движущейся игрушки на другую, подолгу рассматривать заинтересовавшие его вещицы. Это становится возможным потому, что центральная зона сетчатки (макула) уже достаточно развита.

8–12 месяцев

Начинает развиваться бинокулярное, то есть объемное, пространственное зрение, которое помогает ориентироваться в пространстве, определять, какой предмет дальше, а какой ближе. Это очень важно, так как именно в таком возрасте малыш начинает активно ползать и делает первые шаги. Младенец различает цвета, так как у него уже хорошо развита центральная зона сетчатки (колбочки, отвечающие за цветовосприятие). Он подолгу рассматривает окружающие его предметы, издалека узнает близких, реагирует на животных.

Визит к доктору

В роддоме специалисты должны определить, нет ли у малыша заметных отклонений в развитии глаз или инфекций. Второй раз офтальмолог должен осмотреть ребенка в 1 месяц. Доктор обратит внимание на размер глаз, роговицы, проверит фиксацию взгляда, оценит, правильно ли сформирован орган зрения, и исключит грубые нарушения (катаракту, глаукому), которые при несвоевременной диагностике могут привести к слепоте.

Посещать офтальмолога, как и стоматолога, нужно раз в год.

Если никаких нарушений нет, достаточно второй раз посетить этого специалиста, когда ребенку исполнится год. Тогда офтальмолог уже детально изучит орган зрения. Малышу закапают в глаза расширяющие зрачок капли, чтобы определить рефракцию (преломляющую способность глаза) и понять, нет ли склонности к близорукости, астигматизму, косоглазию и т. д. Если в год ребенок дальнозорок, то к 6–7 годам его зрение станет нормальным. Доктор также проверит глазное дно и даст прогноз по зрению.

Больше полезных и интересных материалов о детском развитии — в нашем канале на .

Ожидая появления на свет малыша, многие родители хотят узнать – хотя бы примерно – как он будет выглядеть и на кого будет похож. Впрочем, к «спойлерам» все относятся по-разному. Некоторые пары даже просят врачей во время УЗИ не называть пол ребенка, потому что хотят, чтобы это стало сюрпризом: «Какая разница, девочка или мальчик? Это наш малыш, и мы будем его любить в любом случае».

Есть и такие пары, которым хочется заранее знать мельчайшие подробности. Например, выбирая доноров половых клеток, многие люди спрашивают наших специалистов, какого цвета будут глаза у ребенка. Некоторые просят хотя бы примерно оценить вероятность, что малыш окажется кареглазым, зеленоглазым или голубоглазым. И есть пациенты, которые хотят, чтобы у ребенка был цвет глаз как у одного из родителей.

Ответить на эти вопросы не так просто, как может показаться на первый взгляд. Генетика человека – сложная штука. Порой она ведет себя непредсказуемо и преподносит сюрпризы.

Классический пример из учебника биологии, который не работает в реальности

Многие люди помнят из курса школьной биологии, что в каждой клетке человеческого тела содержится два одинаковых (кроме X и Y хромосом у мальчиков) набора хромосом: один мы получаем от матери, второй от отца. Таким образом, каждый ген представлен двумя копиями. В представлении большинства людей существует доминантный, более «сильный», ген «кареглазости» и рецессивный, «слабый», ген «голубоглазости». Какие два гена встретятся – таким и будет цвет глаз. Чтобы получились голубые глаза, человек должен получить два соответствующих гена. А если есть хотя бы один ген «кареглазости», то он «победит» ген «голубоглазости», и глаза будут карими. А если «победа» окажется неполной, то цвет глаз будет зеленым.

Так выглядит классическая простейшая схема наследования, открытая в XIX веке австрийским биологом и монахом Грегором Менделем:

Рис. Схема наследования цвета глаз, которую представляют себе большинство людей. В этой схеме A – условный ген «кареглазости», a – условный ген «голубоглазости». В реальности всё сложнее.

Аналогичным образом эту схему воспринимали ученые в начале XX века. В 1907 году американские исследователи Чарльз и Гертруда Давенпорт разработали модель наследования цвета глаз, в которой предположили, что карий цвет является доминантным признаком, голубой – рецессивным, а у двух голубоглазых родителей обязательно должен родиться голубоглазый ребенок.

Чаще всего этот принцип работает. Но исследователи раз за разом сталкивались с исключениями, например, когда у двух голубоглазых родителей рождался ребенок с карими глазами. Да и сам принцип деления глаз на голубые, зеленые и карие оказался слишком упрощенным: на самом деле существует множество оттенков. У некоторых людей цвет глаз не однородный, а с более темным ободком вокруг зрачка. Стало понятно, что этот признак наследуется не так просто – скорее всего, тут задействован не один ген. Впоследствии эти предположения подтвердились.

Голубые глаза с желтовато-коричневым ободком вокруг зрачка.

Как устроена радужная оболочка, и почему она бывает разного цвета?

Цвет глаз зависит от количества света, которое отражает радужная оболочка глаза, или радужка. Она представляет собой светонепроницаемую диафрагму с отверстием в центре – зрачком. Радужка нужна для того, чтобы регулировать количество света, которое поступает на сетчатку. В ней есть две группы мышц: радиальные растягивают зрачок, а круговые сжимают. А еще в радужной оболочке есть клетки-меланоциты, в которых находятся особые органеллы – меланосомы. В них содержится меланин и другие пигменты, поглощающие свет. От их количества и зависит цвет глаз.

Сколько генов отвечают за цвет глаз?

На данный момент ученым известно, что за цвет глаз отвечают несколько генов. Белки, которые кодируют эти гены, влияют на синтез, распределение и транспорт меланина.

Ведущую роль играет ген OCA2, который находится в пятнадцатой хромосоме. Он кодирует белок P, который играет ключевую роль в созревании меланосом, определяет качество и количество меланина в радужной оболочке.

Существует несколько разных вариантов гена OCA2, это явление называется полиморфизмом. Некоторые из них производят больше белка P, некоторые меньше. Существует прямая связь: чем меньше белка P, тем меньше меланина, и тем более светлыми будут глаза.

У некоторых людей возникает мутация в гене OCA2, которая препятствует синтезу белка P. Дети с такими мутациями рождаются альбиносами – у них очень светлые глаза, кожа и волосы.

В той же пятнадцатой хромосоме находится другой важный ген – HERC2. Он содержит интрон – участок ДНК, который не кодирует никаких белков, но влияет на экспрессию (активность) гена OCA2. Ученые доказали, что по крайней мере один из полиморфизмов в этом интроне снижает активность OCA2, тем самым уменьшая количество меланина в радужке и делая глаза более светлыми.

Интересный факт: когда-то все люди на Земле были кареглазыми. Лишь 6–10 тысяч лет назад произошла мутация, благодаря которой появились голубые глаза.

Некоторые другие гены также играют роль в определении цвета глаз, хотя и менее значимую: ASIP, IRF4, SLC24A4, SLC24A5, SLC45A2, TPCN2, TYR и TYRP1. Считается, что эффекты этих генов накладываются на эффекты генов OCA2 и HERC2.

Пигмент меланин бывает двух разновидностей: эумеланин имеет черный или коричневый цвет, а феомеланин – красноватый, он придает глазам ореховый или янтарный оттенок. Кроме того, существует желтый пигмент липофусцин. Если он присутствует в радужке, и при этом мало меланина, то сочетание голубого и желтого дает зеленый цвет.

Наконец, на свет глаз может влиять плотность и оттенок волокон радужке. Так, если меланина мало, то высокая плотность волокон будет давать более светлый голубой цвет, а низкая плотность – более темный синий. А если волокна сероватого цвета, то при низком содержании меланина и радужка будет иметь более серый оттенок.

Всё может измениться

Цвет глаз может меняться в результате воздействия солнечного света и выработки дополнительного меланина, правда, это происходит только у маленьких детей. Обычно изменения происходят, когда малышу 3–6 месяцев – в этом возрасте уже можно судить об окончательном цвете глаз. Например, голубые глаза могут стать зелеными или карими, а карие могут еще больше потемнеть. Небольшие изменения могут происходить вплоть до трех лет. Только не стоит ожидать, что карие глаза станут голубыми – как правило, если у малыша изначально темная радужка, она уже не станет светлее.

Зачастую наследование цвета глаз всё же подчиняется менделевским законам из школьного учебника биологии. Но, за счет влияния других генов, возможны исключения. Природа оставляет за собой право преподнести родителям сюрприз, и это замечательно: благодаря этому каждый ребенок уникален. Он такой единственный. Да и какая разница, какого цвета глаза, если это ваш любимый родной малыш, которого вы так долго ждали?

Остались вопросы?

Всю актуальную и подробную информацию вы можете получить, позвонив по телефону: +7 (499) 653-66-09 или записавшись на консультацию к врачу-консультанту.

Записаться на консультацию

Зиновьева Юлия Михайловна

Врач-генетик

Ведёт генетическое обследование доноров Репробанка, осуществляет подбор доноров для пар, имеющих ранее рождённых детей с установленной генетической патологией.

+7 (499) 653-66-09

info@reprobank.ru

  Zakazlinz.ru  ›  Статьиimage –> Наши контакты

Адрес кабинета: Москва ст.м. Маяковская, ул. 3-я Тверская-Ямская, д. 12, стр. 1. Выход из метро – первый вагон из центра. 3 минуты от метро

Телефоны кабинета: +7 (495) 649-60-57

Отзывы Яндекс

Статьи

Смотреть всеA A A

В первые три дня жизни новорожденного ребёнка врачи проверяют его зрение. Данная процедура имеет большое значение, как предупредительная мера диагностики потенциальных заболеваний и отклонений. Как же проводится проверка зрения у детей в столь раннем возрасте, и как часто необходимо проводить такие процедуры в первый год жизни?

Зрение у новорожденных детей от идеального очень далеко. Развиваться зрительные органы будут ещё в течение восьми месяцев. Новорожденные малыш видят окружающий мир вовсе не так, как взрослые. Связано это с тем, что в момент рождения сетчатка детского глаза еще не до конца сформировалась, впрочем, как и непосредственно зрительный центр в головном мозге.

Другими словами, новорожденный ребенок физически полностью готов к восприятию внешнего мира путём зрения, пусть и не чётко, но его мозг до конца еще не умеет правильно обрабатывать получаемую от глаз информацию. Непосредственно острота зрения новорожденного ограничивается исключительно способностью определять локализацию источников света и определять движущиеся объекты находящиеся вблизи от него. Именно по этим параметрам и осуществляется первая проверка зрения у детей сразу после рождения.

Первый год жизни и этапы формирования зрения у ребёнка.

Младенцы способны фокусировать свой взгляд на расстояние не более 30 см от себя. Кроме того, всё что дальше, представляется маленьким пациентам размытым и однородным. Единственно, в этой размытой дымке такие пациенты могут определить локализацию света, а также контраст тёмного и светлого, также, по факту, за счёт отражения света.

Мышцы глаз младенцев ещё не окрепли, и это может выражаться в виде косоглазия или расхождение глаз в разные стороны. Многие молодые родители пугаются этого. Первый осмотр офтальмолога определяет уровень этих естественных дефектов и то, имеется ли какое-либо отклонение от допустимой нормы, которое потом может привести к необратимым последствиям.

Спустя месяц зрение проверяется повторно, уже непосредственно в детской поликлинике в процессе планового осмотра. Именно в этом возрасте наступает очередной этап развития зрения у детей.  

Этапы развития детского зрения по месяцам жизни.

И так, развитие детского зрения происходит поэтапно. На каждом этапе зрение претерпевает определённые изменения, и каждый раз необходимо проверять и контролировать эти изменения.

Возраст 1 месяц. Ребёнок ещё очень плохо фокусируется на предметах. Он видит контраст чёрного и белого, фокусируется только на крупных и радикально ярких предметах, которые сильно выбиваются из общего вида. Большинство из того, что ребёнок может увидеть, должно располагаться от него на расстояние не более 25-30 см. Рассматривать объекты младенец может только в горизонтальной плоскости. Вертикальный обзор ему не доступен.

Возраст 2 месяца. У грудничка начинает улучшаться качество зрения. Он начинает различать основные цвета: красный, жёлтый. Белый и чёрные цвета в этом возрасте ребёнку уже знакомы. В этом возрасте над кроваткой ребёнка рекомендуется вешать яркие, контрастные игрушки, а также картинки в виде клеток или полосок чёрных и белых цветов. Это позволит ребёнку укрепить глазные мышцы, улучшить зрение.

Возраст 3-4 месяца. У ребёнка активно развивается моторика, что указывает на развитие мозга. Осязание неразрывно связано со зрительными функциями. Ребёнок начинает не просто осматривать предметы, но и оценивать их форму, размер. Дополнительная информация влияет на развитие зрительного центра, что в итоге приводит к тому, что позже ребёнок сможет оценивать расстояние, воспринимать зрительно предметы как трёхмерные объекты, а не двухмерные.

Возраст 5-6 месяцев. В этом возрасте ребёнок чётко различает черты лиц окружающих, границы предметов. Зрение и зрительный центр настолько развиты, что ребёнок запоминает и узнает предметы, даже если видит только часть предмета. Именно в этом возрасте у детей появляются любимые игрушки, любимые вещи. Движения ребёнка начинают быть более чёткими, скоординированными.

Возраст 7-8 месяцев. Зрительный центр полностью сформировался и дальше ребёнок будет уже учится им пользоваться. Глазные мышцы окрепли на уровне мышц взрослого человека, а значит младенческое косоглазие должно полностью пропасть. Если косоглазие всё ещё присутствует, в зависимости от его степени, оно может быть признано патологией в данном возрасте. На этом этапе дети уже начинают воспринимать мир по средствам зрения вполне полноценно, как взрослые. Есть небольшие погрешности в чёткости зрения и отклонениях оптической силы по причине младенческого астигматизма, который присутствует у всех новорожденных, но восприятие цвета, формы, расстояния, обзор в трёхмерной плоскости, всё это уже работает в том варианте, в котором будет работать всю жизнь.

Процесс формирования зрительного зрения у недоношенных.

В случае, если ребёнок родился недоношенным, как правило, на свет он появляется с недоразвитыми зрительными органами, что приводит к некоторым изменениям процесса развития зрительного аппарата. Зачастую, недоношенные дети в будущем страдают пониженным зрением. Причиной этого являются многие факторы.

Например, у недоношенных новорожденных веки не способны надёжно защищать глаза от яркого света. Более слабыми являются и глазные мышцы, и не редко, недоношенные дети страдают косоглазием или синдромом ленивого глаза.

Этапы развития зрения также отличаются и, в среднем, на 1-2 месяца сдвигаются во времени. Не редко, завершение формирования зрительного аппарата у таких детей заканчивается только после года, и очень часто зрение у таких детей значительно ниже, чем у сверстников, которые родились в срок.

Интересный факт: Медицинские данные указывают на то, что яркий свет неблагоприятно воздействует на глаза недоношенных детей, в плане развития сенсорных функций. Поэтому рекомендуется оберегать такого ребёнка от яркого света первые месяцы жизни.

У недоношенных детей высок риск развития ретинопатии – это патология, представляющая собой поражение сетчатки невосполительного характера, вызванное нарушениями сосудистой сетки. В данном случае, основной причиной данного заболевания является именно слаборазвитая система кровообращения зрительных органов. Данное заболевание, характеризующееся поражением сетчатки глаза, определяется фактом нарушения процессов кровоснабжения непосредственно сетчатки.

В большинстве случаев методы современной медицины позволяют обеспечить условия, при которых зрение у недоношенных детей до развивается в процессе жизни правильно. Если осложнений нет, то после того, как недоношенный ребёнок окрепнет, его зрение не сильно отличается от зрения детей родившихся в срок. Как правило, разница практически полностью исчезает в возрасте двух лет.

На момент достижения срока планового рождения, очень часто недоношенные дети могут видеть даже дальше, чем новорожденные дети, родившиеся в срок. В полугодовалом возрасте, при правильном медицинском контроле, как таковых, серьёзных отклонений может вовсе не наблюдаться.

На заметку родителям.

Офтальмологи регулярно проводят проверку зрения у детей, но это не значит, что ответственность за здоровье ребёнка снимается с родителей. Именно родители должны внимательно следить за состоянием зрения ребёнка в периоды между этими проверками. В случае, если родители замечают не типичное для возраста ребёнка отклонение, необходимо сразу же обратиться к врачу не дожидаясь ухудшения.

Учитывая, что все дети отличаются друг от друга, у одних зрение может развиваться быстрее, чем у других. Но вот такие отклонения, как сильное косоглазие, когда глаза ребёнка косят постоянно, что не типично для младенцев, покраснения глаз, ненормальная реакция на свет – всё это неблагоприятные сигналы, которые нужно своевременно заметить. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем раньше врач предпримет меры, и тем больше шансов исправит надвигающееся проблемы.

Следует понимать, что в столь раннем возрасте, бездействие в течение одного – двух месяцев может стать фатальным для зрения ребёнка. Именно поэтому нельзя пренебрегать плановыми проверками зрения, даже если внешне кажется, что всё в порядке.

все статьи 

Полезные статьи

Секреты здорового зрения узнать Видео смотреть Статьи читать У вас сложное зрение? узнать Очки или линзы разобраться Как пользоваться контактными линзами читать

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий