Про наш «переезд» в кроватку и уход от ночных кормлений или как отучить грудничка засыпать на груди

Поза, в которой спит ваш малыш – подсознательная визуализация внутреннего состояния ребёнка, а потому наблюдение даже за спящим чадом может многое рассказать о том, чем он живёт и дышит. Но прежде всего отмечу: все умные форумы и статьи в интернете если и имеют смысл, то только в отношении детей, старше 3 лет! До этого возраста позы сна обусловлены чистой физиологией. Вспомните: у младенцев ручки и ножки согнуты, в 18 месяцев малыш спит по диагонали кровати, двухлетки – на животике. Всё это – нормально, естественно, а потому искать в это время скрытый смысл в позах нельзя. Другое дело – чуть более сознательный возраст, в котором начинает формироваться абстрактное мышление. Именно отсюда и можно начинать увлекательный практикум наблюдений за любимым спящим чадом. Начнём с позы младенца. Если ребёнок спит в центре кровати на спине, раскинув руки и ноги и слегка запрокинув голову, можно с уверенностью говорить о том, что ему живётся хорошо. Открытая поза говорит о внутреннем комфорте, уверенности в семье и семейном очаге. Такая поза говорит родителю, что он делает всё правильно. Вариация такой позы – на боку. Ребёнок спит, слегка подогнув колени, может, подложив под щёку кулачок. Если руки-ноги при этом расположены симметрично, значит, это ещё одно свидетельство физиологического комфорта. Если ребёнок спит так, значит, ему хорошо в этом мире. Живот не напрасно практически во всех мировых культурах отождествляется с душой. Если ребёнок спит на животе, раскинув руки и ноги, это может говорить о его психологической ранимости. Такому ребёнку не нравятся сюрпризы, которые преподносит жизнь. Спящий на животе ребёнок подсознательно старается закрыть свой внутренний мир от внешнего. Если же ребёнок спит на животе по диагонали кровати, речь идёт уже не о закрытии, а о защите. Постарайтесь выяснить, что больше всего беспокоит малыша – с такой позой сна причина всегда найдётся. Следующую позу часто наблюдают родители малышей или же подростков в период полового созревания. В Индии она известна как разновидность баласаны, в народе – как «поза сфинкса», а суть одна и та же: ребёнок спит на животе с поджатыми ногами. Это свидетельство мощного внутреннего протеста. И если малыш чаще всего сопротивляется сну, то причины протеста подростка стоит искать более тонкими способами.  Известная всем «поза эмбриона» или, по-русски, калачиком – признак повышенной тревожности ребёнка. Если он спит на боку, спрятав под одеялом руки и прижав к животу ноги, его точно что-то беспокоит. Считается, что чем больше сжата поза малыша, тем больше он хочет спрятаться от неких обстоятельств. Каких именно? Предстоит узнать родителям. Если они, конечно, хотят снизить уровень эмоционального напряжения своего ребёнка. Кроме того, существует ряд так называемых частных случаев, которые можно наблюдать в любой позе. Так, например, если малыш словно ухватывается ногами за кроватку или матрас, он сопротивляется сложившемуся образу своей жизни. Если в любой позе ребёнок подгибает ноги – перед нами проблема с эмоциональным расслаблением. Если ребёнок постоянно сжимает одну руку в кулак – он в конфликте с кем-то из регулярного окружения, а если обе – он проигрывает свою маленькую войну. Примерно тот же смысл несут и ладони, которые закрывают во сне лицо. Это поза защиты, которую должен обеспечить ребёнку родитель. Если вы всерьёз намерены следить за позами сна своего ребёнка, не забывайте, что верный итог вы получите только в динамике: отмечайте позу хотя бы в течение трёх-четырёх дней. Но какой бы ни была поза, итог всегда один: налаживайте продуктивный диалог с вашим малышом. Ведь без искреннего разговора ничего изменить в лучшую сторону, как правило, не получается.

Под термином «синдром внезапной детской смерти» (СВДС) понимают внезапную необъяснимую смерть ребенка младше 1 года. Иногда СВДС называют «смертью в колыбели». Однако это связано только с тем, что большинство детей в этом возрасте лежат в колыбельках, сами по себе детские кроватки к СВДС не имеют отношения.

image

Группы риска

  • Внезапной смерти чаще всего подвержены дети в возрасте от 2 до 4 месяцев.
  • У детей европеоидной расы СВДС бывает реже, чем у детей негроидной расы.
  • СВДС у мальчиков бывает чаще, чем у девочек.
  • Риск СВДС повышает курение матери во время беременности, и вдыхание ребенком табачного дыма после рождения.
  • Риск более значителен для первых детей у матерей младше 20 лет.
  • Если мать ребенка не наблюдалась у врача в период беременности или поздно встала на учет.
  • У недоношенных и маловесных детей.

Причины СВДС

Причины СВДС неизвестны, и исследования в этом направлении продолжаются. Ученые изучают нервную систему, головной мозг, сердце, дыхательную систему, биохимическое равновесие в организме, данные вскрытий и влияние окружающей среды. Скорее всего, на развитие СВДС влияет совокупность факторов.

В некоторых случаях обнаруживается, что СВДС развился у детей с врожденной патологией головного мозга, возникшей под действием вредных веществ или в результате гипоксии плода.

У новорожденных с такими аномалиями выше риск кислородного голодания, перегрева и инфекционных заболеваний, что, в свою очередь, может вызывать СВДС. Версия об инфекционной природе синдрома объясняет тот факт, что большинство внезапных детских смертей случаются в холодное время года, когда наиболее распространены респираторные и энтеровирусные инфекции.

Можно ли предотвратить СВДС?

Пока нет. Однако некоторые меры помогают снизить риск развития СВДС. Вот что можно для этого предпринять:

  • Откажитесь от курения. Если женщина курила во время беременности, риск СВДС у ребенка возрастает в 3 раза. При пассивном курении риск внезапной смерти возрастает в 2 раза.
  • Наблюдайтесь у врача во время беременности. Полноценное питание, отказ от курения и алкоголя, а также ранняя постановка на учет по беременности помогают предотвратить патологии, увеличивающие риск развития СВДС.
  • Укладывайте ребенка спать на спину. Согласно исследованиям, в странах, где детей укладывают спать на спине, СВДС регистрируется в 2 раза реже, чем в странах, где детей укладывают спать на животе. Сон на боку также представляет меньший риск по сравнению со сном на животе. Сон на спине является наилучшим положением для детей от 1 месяца до 1 года. Если ребенок спит на боку, желательно выдвинуть вперед руку, оказавшуюся снизу. Это уменьшит вероятность того, что ребенок во сне перевернется на живот.
  • Детский матрас должен быть жестким. Не рекомендуется пользоваться  мягкими матрасами, диванами, водными матрасами и другими мягкими поверхностями.
  • Уберите из детской кроватки все мягкие и пушистые предметы (пышные подушки, пледы, мягкие игрушки и т. п.). Они повышают риск удушья.
  • Убедитесь, что лицо ребенка во время сна открыто. Одеяло или покрывало не должны попадать на него. Рекомендуется укрывать ребенка только по грудь. Концы покрывала должны быть заправлены под матрас.
  • Не перегревайте ребенка. Во время сна в комнате должно быть тепло, но не жарко. Температура в детской должна быть комфортной для взрослого человека. К перегреву может привести использование многослойных одеял и покрывал. Перегрев увеличивает вероятность СВДС у детей, страдающих простудой или инфекционным заболеванием. Возможные симптомы перегрева: потливость, мокрые волосы, сыпь, учащенное дыхание, беспокойство и иногда – повышение температуры.
  • По возможности, кормите ребенка грудью. Доказано, что дети, которые находятся на искусственном питании, больше подвержены СВДС. Грудное молоко содержит антитела, защищающие ребенка от некоторых инфекционных, респираторных и желудочно-кишечных заболеваний.
  • Обязательно регулярно посещайте педиатра и своевременно делайте своему малышу прививки.

Следует ли брать ребенка в постель?

Многие педиатрические организации не рекомендуют спать вместе с ребенком из-за возрастания риска синдрома внезапной детской смерти (СВДС).

Взрослые в состоянии алкогольного или наркотического опьянения могут придавить малыша. Еще один фактор риска – сон на мягких диванах и других мягких поверхностях. Самой безопасной для маленького ребенка является колыбелька.

В то же время некоторые врачи положительно относятся к совместному сну с детьми. Он позволяет продлить грудное вскармливание и способствует сближению матери и ребенка. Однако нет научных доказательств, что при этом риск СВДС уменьшается.

Выбирая совместный сон на период грудного вскармливания, следует соблюдать те же меры предосторожности, что и при устройстве сна ребенка в отдельной кроватке. Ребенку лучше спать на спине. Не рекомендуется пользоваться мягкими подушками и пледами. Нужно также убедиться, что ребенок не провалится в щель между матрасом и каркасом кровати, стеной или другой мебелью.

Решение по поводу совместного сна желательно обсудить с врачом-педиатром.

  • Каталог /
  • Уход за ребёнком /
  • Статьи

В процессе нескольких лет инструкторской деятельности я очень часто встречаюсь с важными вопросами, которые задают мне мамы: на форумах, по телефону горячей линии нашего Центра, на визитах, лекциях. Вот некоторые их них:

Ребёнку 1 год и 9 месяцев, дочка ни разу не засыпала без меня (без груди). Осенью я собралась выходить на работу — придётся оставить грудь только на ночь. С дочей будет сидеть бабушка. Вопрос — могу ли я сама постепенно приучить её к дневному сну без груди? Или бабушке придется мучиться, когда я выйду на работу (для ребёнка это будет, наверное, шоком), оставаться надолго с бабушкой она может, но вот спать… Заранее спасибо.

Моему ребёнку 11 месяцев, на сегодняшний момент у неё 2 дневных сна. Изучив разную информацию на вашем сайте, я задалась вопросом, как же научить малыша засыпать без мамы днём? Подскажите что-нибудь? Сейчас днём она засыпает со мной и с титей, элементы независимости (пососала, отвернулась, уснула) присутствуют.

У меня ситуация, не знаю, как её решить… хочу оставить молоко на утро и вечер, хотела бы уже прекратить дневное кормление грудью, но просто не знаю, как это сделать, т.к. моя дочка засыпает днём только с грудью! Была попытка уложить её просто так в кроватку, она там садилась и играла! Могла играть час, а потом уже хныкать! Время бодрствования у неё 3,5 часа, потом я вижу, как она трёт глазки и зевает и начинает капризничать, вот….стоит мне положить её в кроватку, погладить сказать «баюшки-баю», она не будет всё равно самостоятельно засыпать! В общем, я так подумала, что так грудью днём кормить можно хоть до 5 лет… она просто не может иначе по-другому заснуть! Как вообще быть мне? Есть ещё какой-нибудь способ укладывания без груди?

Мамы хотят знать, как научить ребёнка засыпать без груди, оставив только ночные прикладывания соответственно возрасту. Для начала необходимо организовать свои отлучки из дома, оставляя малыша с хорошо знакомым человеком, который обладает уверенностью, и ребёнок с радостью остаётся с ней. Засыпать без груди — значит засыпать без мамы, в её отсутствие дома. Мама ушла, оставила малыша с бабушкой или няней, они его спать и уложили. Это должно появиться после 9 месяцев в регулярном порядке.

Далее следует такой вопрос: Сможет ли няня или бабушка уложить спать, когда мама начнёт отлучаться и оставлять ребёнка дома? Возможно ли это, ведь ребёнок за 7-8 месяцев привык засыпать на дневные сны с грудью, а мама уйдёт по своим делам и заберёт титю «с собой»? Что делать бабушке? Как уложить спать грудничка в отсутствие мамы?

Всё возможно и достаточно легко, просто возьмите за основу рекомендации и уверенно действуйте. Рекомендации можно дать почитать бабушке ребёнка или няне. Это придаст уверенности и няня прекрасно справится с ситуацией.

Итак, вот ряд простых и действующих советов:

• Регулярные отлучки мамы желательно начинать, самое ранее, после 7-8 месяцев ребёнка. До этого возраста малыш не готов оставаться без покровительства и заботы мамы. После исполнения ребёнку 6 месяцев мама вводит прикорм, после 7-8 месяцев малыша может прикармливать со стола другой человек, когда мама отсутствует.

• Уходить нужно во время бодрствования ребёнка. Ему нужно видеть, что мама собралась и ушла, поцеловав его на прощанье. Нельзя уходить от ребёнка, когда он спит.

• Человек, который будет оставаться с ребёнком, сначала становится «своим», то есть хорошо знакомым ему и часто приходит к вам (не реже 1-2 раз в неделю). После этого можно спокойно начать уходить.

• Сначала бабушка или няня остаётся с ребёнком на бодрствование, через некоторое время можно присоединить и укладывание на дневной сон.

• Самое основное — это правильный настрой и спокойная уверенность укладывающего спать. Без этого укладывания не получится.

• Тот, кто укладывает спать, перестаёт думать, что он/она должен/должна уложить спать — никто никому ничего не должен, все идёт, как идёт. Если не получилось уложить на этот раз, получится в следующий.

• Перестать рассматривать вопрос засыпания без мамы как проблему. Поспал или не поспал — на первых порах неважно, у нас всё хорошо, так и должно быть.

• Не обсуждать и даже не затрагивать эту тему при ребёнке! Даже когда нам кажется, что ребёнок занят своими делами и не слушает нас — маленький диктофончик всегда начеку!

• Некоторое время (несколько дней – неделя) вообще не ставить даже такую цель — остаться, чтобы уложить спать. А просто интенсивно с дитём играть, заниматься домашними делами и привлекать малыша, словом, утомить его настолько, чтобы он сам захотел спать, начал засыпать на ходу.

• Если ребёнок уже настолько захотел спать, что глазки слипаются, то няня ведёт его спать в кровать. Ребёнка не нужно спрашивать, хочет ли он спать, просто пришло время спать, все идут спать, какие ещё могут быть сомнения? Укладывание спать напрямую связано с уверенностью няни в своих силах и намерениях. Если няня сказала спать, значит все идут спать — такой порядок, т.е. надо дать почувствовать ребёнку, что он в этом вопросе не может принимать решения спать или не спать, как он, например, не может ничего поделать с тем, что идёт дождь, или наступает ночь… Это данность, которую ребёнок просто принимает, как есть.

• Желательно предпринять меры по максимальной безопасности квартиры (то есть перекрыть газ, закрыть дверь на балкон и т.д.) Потому что может так получиться, что няня будет лежать и делать вид, что спит, а ребёнок пойдет «маму искать». Так вот чтобы самой няне не переживать по поводу «ой как бы он не…!», а безмятежно лежать и «спать».

• Незадолго до сна надо бы хоть немного перекусить (детки лучше засыпают не на голодный желудок, но и не на переполненный). Также хороша прогулка, малыш с пользой потратит накопившуюся энергию, утомится.

• Каждый укладывающий создаёт свой ритуал (шторки занавесить, сказку рассказать, песенку спеть и тому подобное, кто как хочет). То есть ритуал укладывания с няней может быть совсем другим, чем с мамой. Можно сказку рассказать, но не длинную и только одну! Хорошо действует, когда рассказываешь её медитативным тоном, тихо и медленно, наблюдая, как глазки ребёнка медленно моргают и расслабленно закрываются. Такой ритуал повторять каждый раз в определённой последовательности, при любых обстоятельствах. Дети любят повторения, это создаёт определённый порядок и уверенность в том, что всё идет, как надо.

• Няне также целесообразно руководствоваться биоритмами, о которых расскажет мама (например, ребёнок обычно хочет спать где-то в районе 13 часов).

• Если начали укладывать спать, то никаких других вариантов быть не может, спать, так спать. Главное — это настрой укладывающего: абсолютное спокойствие, полная невозмутимость и твёрдая воля «сейчас время спать, значит, все спим».

• Лучший способ уложить ребёнка — уснуть самому! Если самому/самой спать не хочется, то просто лежим, молчим (а не рассказываем сказки до потери сознания!), делаем вид, что спим, и думаем обязательно о чём-нибудь отвлечённом, ни в коем случае о том, уснёт или не уснёт. Лучше думать о чём-то, что действительно волнует (например, покрой нового платья ко дню рождения, предстоящий отпуск, события в мире и так далее, кого что волнует).

• Для создания такого настроя у укладывающего очень полезно дать ему (ей) такую информацию: даже если не уснул, а просто полежал рядом, то это уже большой плюс, потому что ребёнок отдыхает, даже если просто некоторое время полежит. А сон зачем вообще нужен? Именно для того, чтобы дать ребёнку немного передохнуть.

• Итак, лежит няня или бабушка, думает на отвлечённые темы и радуется возможности полежать, отдохнуть, а малыш рядом постольку поскольку. Ей вроде как и всё равно, что он там делает. Одна оговорка: если то, что он делает, ей не вредит, т.е. не бьёт лопаткой по голове, например. В таких случаях не нужно терпеть, реакция должна быть адекватной, можно вскрикнуть, сказать «мне так больно» или «мне так неприятно», не допускать повторения действия. В остальном же, ногами дрыгает, песни поёт или вообще встал и играть пошёл — без разницы, сейчас время спать, значить спим. Всё равно один долго не проиграет, непременно через несколько минут вернётся.

• Очень возможно (дети любят такую фокус), что ребёнок будет проситься на горшок, как только няня «заснёт». И это при том, что перед отходом ко сну хорошо пописал (покакал). Что делать? Заранее — перед отходом ко сну(!) — бабушка или няня ставит горшок поближе к кровати, а в тот момент, когда начнёт проситься на горшок, просто отвечает: «Вон видишь, горшочек стоит, слезай-ка осторожно сам с кровати и иди пописай (покакай), а потом возвращайся. А я тут сплю!». Обычно детки сходят так пару раз сами на горшок, и потом все эти хождения-прошения на горшок сходят на нет.

• Если ребёнок про маму спрашивает, то бабушка говорит (сквозь «сон»), что «мама занята, у неё дела, скоро придёт». Лучше говорить не «ушла», а «придёт», это ребёнка настраивает на позитив.

• Если ребёнок хнычет, то никак не реагируем, усиленно «спим» и потихоньку ждём, что дальше будет. Весьма возможно, похнычет, рядом уляжется и уснёт. Если же хныканье переходит в плач или истерику, то тут, конечно, «просыпаемся», говорим, что «это ты так громко, просто спать невозможно. Ну что же, если уж проснулись, пойдём делами займёмся».

• Маме не звонить. Если дитё расплакалось, няня утешает сама, как может. Если вызвать маму, то у ребёнка закрепится стереотип: этот человек ненадёжный, только мама придёт и утешит.

• Когда мама домой возвращается, ей рассказывают, что малыш плакал, она с любовью утешает и говорит: «Ты немного поплакал, это нормально».

• Один или два раза хорошо будет маме вернуться домой к просыпанию ребёнка. Когда дитё заснуло, то няня звонит маме и сообщает о времени засыпания. Проснувшись, малыш будет рад увидеть маму. Так он убеждается в том, что сон без мамы безопасен. Потом уже можно просыпаться и без мамы.

• Повторять эти действия регулярно, по меньшей мере в течении двух недель (именно такое время нужно ребёнку, чтобы привыкнуть к новому порядку). Настройте няню на то, что ей придётся первое время изображать «сон» не менее 20-40 минут. А может и поспать самой — это самый лучший способ уложить ребёнка спать без материнской груди.

Желаю вам успеха! Всё обязательно получится!

Олеся Стрижова, инструктор по материнскому искусству, дважды мама.

—>

07.10.2017 00:14 38820 image Shutterstock.com Статья по теме Друзья. Опасно ли младенцу жить рядом с животными?

Рассказывает заведующая отделением детей раннего возраста Детского медицинского центра Управления делами президента РФ Анна Базанова

Ситуация: Ребенок успокаивается только на руках и кричит, как только оказывается в кроватке. 

Выход: Пеленайте ребенка — хотя бы на время сна. 

Почему дети любят находиться на ручках? Потому что любят ощущать комфорт прикосновения. Первые месяцы жизни — адаптационный период. Малышу нужно, чтобы было все, как в материнской утробе — тепло, темно и тесно. Такую возможность предоставляет свободное пеленание (сшитые пеленки, пеленки-конверты, пеленки-матрешки). Ручки и ножки малыша себя чувствуют свободно, поскольку не находятся в фиксированном положении, в то же время малыш не может ими размахивать (а значит и будить себя), поэтому спокойно засыпает в кроватке. 

Статья по теме Играем дома. Чем занять малыша в плохую погоду

Ситуация: Ребенок засыпает (успокаивается) только под звуки колыбельных. 

Выход: купить диск со звуками природы (дождя, морского прибоя, звуков леса). 

В материнской утробе ребенок воспринимал все звуки как «белый шум» (приглушенно и монотонно). Это объясняет тот факт, почему некоторые дети успокаиваются под звук пылесоса, стиральной машины, вентилятора, кондиционера, кухонной вытяжки и т.д. Поэтому когда ребенок спит, необязательно ходить на цыпочках — можете смело заниматься своими делами. Диск со звуками природы поможет успокоить ребенка, когда таких дел нет. Если вы поете малышу, используйте правильные колыбельные, с большим количеством шипящих звуков (кач-кач, кач- кач, я куплю тебе калач). Погремушки в идеале тоже должны издавать приглушенный звук одной частоты. 

Я на солнышке лежу. Можно ли малышам загорать

Ситуация: Мама не высыпается из-за ночного кормления. 

Выход: Не кормите ребенка по часам. 

Сегодня считается, что малышей нужно кормить не по часам, а по требованию. В первые месяцы жизни ребенок может прикладываться к материнской груди до 20 раз в день. Потом вместо частых и бессистемных прикладываний установится ритм, удобный и маме, и малышу, как правило, с перерывом на полноценный ночной сон. Дополнительный бонус: полноценная и продолжительная лактация, поскольку такой режим кормлений позволяет полноценно стимулировать и опорожнять грудь (тогда как при кормлениях по часам маститы, нагрубания молочных желез и трещины на сосках практически неизбежны). 

Вопрос-ответ Почему во время кормления грудью возникает мастит?

Такой режим кормления полностью удовлетворяет не только потребности малыша в еде, но и в сосательном рефлексе, что позволяет обходится без соски. А это очень важно. Когда малыш часто и подолгу сосет соску, у него происходят нарушения в формировании черепа. Есть данные, что дети, которые использовали соску в течение года, чаще страдают гайморитами и синуситами в более взрослом возрасте, так как отверстия в костях черепа (которые являются выходами из пазух носа) формируются неправильно — они становятся более длинными и более тонкими, что нарушает отток и воздухообмен. 

Ситуация: Процесс кормления доставляет маме боль и неудобства.

Выход: Научитесь прикладывать ребенка к груди правильно.

Важно прикладывать так, чтобы ребенок захватывал околососковый кружок, создавая губами вакуум.

Опросы показывают, что практически все женщины начинают кормить малышей грудью в родильных домах. Но вскоре после выписки из роддома некоторые сразу же переходят на баночки и бутылочки. Причина проста — многим мамочкам даже при большом желании процесс кормления наладить не удается. Несмотря на кажущуюся простоту, для того, чтобы кормление было в радость и маме, и малышу нужно соблюдать некоторые правила и нюансы, о существовании которых мамы не догадываются. Научить их этому должны врачи и медсестры еще в роддоме, а контролировать процесс — задача патронажной медсестры. 

Статья по теме Опять срыгнул! Как понять, что у ребёнка симптом врождённой болезни

Грудное вскармливание исключительно важно для здоровья ребенка — отказ от кормления грудью в дальнейшем может ослабить иммунитет и высшие мозговые функции ребенка. Сегодня педиатры считают, что кормить ребенка грудью нужно по возможности до 2 лет. Мамино молоко на 100% удовлетворяет пищевые потребности ребенка до шести месяцев, на 50% — потребности ребенка с шести месяцев до года и на 30% — потребности ребенка от года до трех лет. 

В России была принята Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни. Минздрав разработал клинические рекомендации (в которых, в частности, говорится о недопустимости рекламы заменителей грудного молока и группового инструктажа женщин по искусственному вскармливанию). Комплекс мер для популяризации грудного вскармливания готовит «Лига здоровья нации», в октябре в Общественной палате РФ пройдут общественные слушания на эту тему.

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

10 июля 2020

К консультантам по грудному вскармливанию часто обращаются мамы со схожими вопросами. Один из самых популярных: «ребёнок сильно беспокоится у груди — с молоком что-то не так?»

В ответ на уточняющие вопросы про памперс и предложение высадить ребёнка мамы чаще всего недоумевают, при чём тут это, и иногда даже сердятся.

Мы постарались как можно более тезисно написать как раз о том, при чём же тут это.

Что такое высаживание?

Это способ помочь ребёнку расслабиться и сделать туалетные дела. Суть в том, что ребёнок, как и взрослые, чувствует позывы «в туалет», хотя и не знает ещё, что это и как с ними справиться.

Ощущение переполненного мочевого пузыря знакомо всем, и оно не из приятных. Высаживание направлено в первую очередь на то, чтобы облегчить ребёнку этот процесс, избавить от длительного дискомфорта и научить чувствовать и реагировать на сигналы собственного тела. Сам термин не очень удачный, потому что это скорее не «высаживание» на горшок, а «вывешивание» попы с рук взрослого — но, увы, он уже прижился.

Зачем?

Мой ребенок начинал орать примерно через полчаса — час после каждого кормления. И мог затем кричать непрерывно минут 30-40. Все заканчивалось либо тем, что я кормила его снова, либо он засыпал от усталости.

Многие дети беспокоятся, чувствуя позывы в туалет. А поскольку сосание одновременно стимулирует все выделительные процессы, чаще всего они испытывают это желание через несколько минут от начала кормления. При этом они начинают крутиться и ёрзать, особенно характерное — оттягивать сосок или крутить головой, не отпуская грудь, потом отпускать её и тут же захватывать снова, и так по кругу много-много раз.

С этим можно справляться двумя способами: можно много-много раз перекладывать ребёнка от одной груди к другой (смена положения отвлекает, и он ещё какое-то время будет нормально кормиться), а можно постепенно приучить его и себя распознавать такие сигналы: тогда он через некоторое время научится реагировать на них быстро, и вместо мучительных десятков минут верчения на груди с перерывами на поорать это будет занимать несколько секунд на пописать и кормиться спокойно дальше.

Очень часто именно это принимают за колики. Истинные колики — несколько часов нытья и плача с острыми приступами по несколько минут, часто в одно и то же время суток. А вот «распределённые» рыдания в течение всего дня, с определёнными промежутками между или связанные с кормлением, почти всегда на поверку оказываются желанием писать.

Как?

Здесь нужны картинки. Физиологичное положение для расслабления мышц малого таза, в котором легче всего опорожнить мочевой пузырь и кишечник — положение на корточках, или сидя с коленями выше попы. Дети первых месяцев жизни на сидение не способны, но комфортная поза та же самая — поэтому ноги приводятся в эту позицию мамиными руками. Это же положение сохраняется и для детей, умеющих сидеть и ходить.

image

Как понять, что он/она беспокоится именно от этого?

Попробовать высаживать! Если делать это регулярно, постепенно ты начнёшь замечать, как именно ребёнок проявляет беспокойство на эту тему.

У младенца первых 3-4 месяцев есть только физиологические потребности: воздух, вода, пища, сон, физиологический комфорт (в том числе чувство безопасности), экскреция (опорожнение и мочеиспускание). Воздух у него есть; вода, пища, сон и львиная доля телесного комфорта обеспечиваются сосанием груди; а вот экскреция как раз сильно упрощается с помощью высаживания.

Если коротко, то при любом беспокойстве ребёнка можно следовать этой схеме: Взять на руки. Дать грудь. Высадить. Попробовать отвлечь от причины беспокойства (и далее по кругу).

Если какой-то пункт не помог — переходим к следующему. Если ничего не помогает, можно попробовать отвлечь от причины беспокойства — в этот пункт попадают все укачивания, погремушки, разговоры и песенки, белый шум, успокаивающие травы, пеленания и все остальные советы добрых родственников.

Что делать, если я решила, что хочу сейчас высадить ребёнка?

— Оголить попу ребёнка

— Взять его под коленки в высаживательную позу, с грудью или без

— Подержать в этом положении над чем-то (над тазиком, раковиной, ванной, расстеленной пелёнкой и т. п.) в течение одной-двух минут (в первые дни можно держать чуть дольше, до 3-5 минут)

Можно приговаривать что-то вроде «псссь-псссь-пссс», можно включить белый шум или открыть воду, можно легонько похлопать по промежности, намекая, на какой части тела нужно сосредоточиться. Это поможет ребёнку связать твое намекающее действие с его ощущениями, и тогда через пару недель он начнёт быстрее понимать, что происходит и как ему реагировать.

И что должно произойти?

В этом положении детям легче: — пукать (до свидания, газоотводные трубочки!), — писать, — какать.

Процессы расположены по возрастанию их сложности для ребёнка (и заодно заметности результата для вас).

Какое-то время ребёнок может продолжать возиться и ёрзать: дискомфорт пока продолжается, а младенец ещё не понимает, какие мышцы расслабить. Как правило, опорожнение мочевого пузыря происходит, когда он перестанет ёрзать, затихнет и расслабится (или, наоборот, начнёт тужиться, если он хочет какать).

После всего ребёнок обычно или успокаивается, или прикладывается к груди и успокаивается. Если перед тем как забеспокоиться, он спал или засыпал, то после высаживания вполне может заснуть обратно прямо у вас на руках.

Посмотрите: на фото малышу 13 дней, и предыдущие десять минут он хныкал. Он очень напряжён в начале, но по мере ослабевания струи явно чувствует себя лучше, успокаивается и к концу уже почти спит.

image

А если ребёнок отказывается высаживаться?

Здесь есть три варианта.

1. Ему не подходит предложенная поза или место. Пробуй разные, постепенно выяснишь, какой вариант удобен именно тебе и твоему ребёнку.

2. Он не хочет. Это абсолютно нормально, учитывая, что мы действуем, в общем-то, наугад. Просто переходи к очередному пункту «схемы при любом беспокойстве»

3. Он хочет, но он не понимает, что ты ему предлагаешь. Такое бывает в самом начале высаживания и проходит за 2-3 недели регулярных высаживаний. Здесь помогает настойчивость: если ребёнок начинает вырываться через минуту, но ты уверена, что он хочет в туалет (проявляет характерное беспокойство или очень давно не писал) — отпусти, но повторяй попытки высадить через каждые 3-5 минут, пока не получится.

Как понять, что его/её пора высадить?

У каждого ребёнка свои сигналы. Наблюдай, и постепенно ты заметишь, какое беспокойство характерно для твоего ребёнка в этих случаях.

Типичные маячки для мамы, что младенец, возможно, хочет в туалет: — во время кормления он начинает возиться, сползает на сосок, выгибается, крутит головой и дёргает ногами, выплёвывает грудь и опять хватает, потом хнычет или даже плачет; — во время сна делает мелкие сосательные движения короткими сериями, несколько минут спит спокойно, потом опять сосёт; — явно хочет спать, но никак не засыпает; — просыпается с резким криком, не берёт грудь и ничем не успокаивается; — проявляет общее беспокойство, хотя вроде бы всё остальное в порядке.

Если ребёнок заходится криком, в этот момент высаживать обычно бесполезно. Точно так же рыдающие дети не берут грудь, пока немного не успокоятся. Успокой его чем-то отвлекающим — вода, шум, покачивание и т. п. — и потом пробуйте. Если не высадился, но ты видишь очень характерные сигналы — попробуй ещё раз минут через пять.

Что за чушь вы мне рассказываете!

Идея о том, что младенец может страдать из-за такой банальности, как необходимость ежедневно писать, для многих оказывается очень неожиданной и даже дикой. Рассказывая о высаживании как о способе облегчить материнские будни, мы слышали немало возражений самого разного рода. Возможно, наши ответы помогут тебе разобраться в своих мыслях или пригодятся в спорах.

  • Он прекрасно писает в подгузник, с чего бы его это беспокоило?

Это не означает, что он ничего не чувствует. Младенец, как и взрослый, ощущает дискомфорт от переполнения мочевого пузыря, ощущает вытекание мочи. Ему, как и взрослому, нужно для этого накопить мочу, а в нужный момент расслабить определённые мышцы — иначе дети писали бы не лужицами, а беспрерывно по капле в течение всего дня.

В силу ограниченной подвижности, ему сложно самому принять удобное положение, а в силу незрелости мозга — своевременно отреагировать на ощущение. Он сигналит об этом — точно так же, как и о голоде или потребности в безопасности. И, точно так же, сделать всё сам он пока не может, но в силах взрослых помочь ему справиться.

  • Я понаблюдала: орёт он много, но писает совершенно спокойно. Не думаю, что его может беспокоить это.

Да, туалетный дискомфорт ощущают не все дети. Но нередко наблюдатели попадаются в ловушку: плач и лужи на самом деле разделены во времени. Сквозь рыдания расслабиться невозможно, и даже очень чувствительным младенцам сперва нужно успокоиться. В большинстве случаев они сначала 10-40 минут маются, потом успокаиваются, и только после этого делают лужи.

  • Зачем просыпаться по ночам, если можно дать грудь и спать дальше?

Обычно вопросы начинаются, когда давать грудь приходится всю ночь напролёт. Работает это так: ребёнок забеспокоился — заёрзал, застонал, проснулся — приложился к груди — пососал, успокоился — уснул — высосанное молоко переработалось — писать захотелось ещё сильнее. Где-то в этой цепочке может находиться пункт «расслабился, пописал». Некоторые дети делают это в процессе кормления, некоторые — только когда мочевой пузырь заполнен до предела, но факт в том, что в результате ребёнок вынужден засыпать в гораздо менее комфортном состоянии, чем если предварительно пописал и выпустил всё накопившееся — так что он засыпает дольше, а просыпается раньше.

  • Ещё и ночью вставать и бегать в ванную каждый час?!
  • С ума сойти, какие сложности.

Простая арифметика: грудные дети в возрасте до полугода писают до 25 раз в сутки. И перед каждым разом они беспокоятся: кто-то по пять минут, кто-то все сорок… 20-25 раз в день по 10-20 минут — в сутки это 3-6 часов постоянного ёрзания или крика.

Если подловить ребёнка в начале беспокойства — время на каждый подход сокращается до нескольких минут.

Начиная высаживать своих детей по совсем другим причинам, мы не могли даже представить, насколько это облегчит жизнь взрослого, остающегося наедине с младенцем. Теперь, когда за плечами опыт наблюдения не за парой собственных детей, но за многими десятками младенцев с консультаций — мы думаем, что сложно переоценить его важность. Да, высаживание — новый навык, и на его освоение уходит некоторое время. Но в большинстве случаев через пару недель оказывается, что он уже сэкономил маме больше сил, чем вынудил потратить.

Анна Поспелова, Ольга Нугуманова

*********************

Если вы только начали задумываться о высаживании ребенка, но не знаете с чего начать — в нашем магазине Мамин Кит есть книга Ингрид Бауер «Жизнь без подгузников».

Бауэр Ингрид «Жизнь без подгузника» image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий