Нормы развития ребенка в 2 недели и уход за ним (все самое важное рассказывает педиатр)

За первый месяц жизни младенец адаптируется к новым условиям существования вне материнской утробы. Ребенок тренирует мышечный аппарат, сучит ручками и ножками, постепенно перестает принимать позу эмбриона. О своем эмоциональном состоянии кроха сообщает плачем или улыбкой. Сегодня мы расскажем, что должен уметь ребенок в 1 месяц и с какими сложностями могут столкнуться родители в первые недели после рождения малыша.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

В месяц кроха быстро растет, хорошо кушает и набирает вес. За последнюю неделю жизни длина его тела увеличилась в среднем на 1,2 см, а масса тела на 250-270 г (на основе данных ВОЗ). Нижняя граница веса для малышей мужского пола в 1 месяц составляет 3,6 кг, верхняя – 6 кг. Для девочек показатели немного ниже: это 3,5 кг (нижняя граница) и 4,6 кг (верхняя граница). Окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см за месяц.

Таблица показателей развития ребенка в 1 месяц

Параметры развития Средние показатели нормы в первый месяц жизни
девочки мальчики
Рост, см 51 – 56 55 – 60
Вес, кг 3,5 – 4,6 4,5 – 6
Окружность головы, см 36 37
Окружность груди, см 35 36

Если вес или рост месячного ребенка значительно отличаются от нормы, то причинами могут быть следующие факторы:

  • выбранный способ вскармливания (грудное/искусственное кормление);
  • наличие проблем при кормлении малыша (отказ ребенка от груди, аллергия, недостаточная лактация молока);
  • особенности протекания беременности и процесса родов (к примеру, ребенок родился раньше срока);
  • наличие у ребенка заболевания, влияющего на параметры роста/веса;
  • наследственность;
  • экология (наличие у матери вредных привычек, опасные факторы окружающей среды).

image

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Первые недели жизни ребенка можно назвать периодом адаптации к самостоятельной жизни вне маминой утробы. Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, которые происходят в организме малыша в возрасте одного месяца.

  • После появления на свет перестраивается система кровообращения малыша. Происходит интенсивное кровоснабжение печени и головного мозга.
  • Иммунная система учится вырабатывать специфические иммуноглобулины для борьбы с инфекциями.
  • Почки адекватно выполняют свои первые функции, но еще до полугода они будут незрелыми, и только спустя это время начнут полностью функционировать.
  • Дыхательная система грудничка обеспечивает ткани организма кислородом и выводит углекислый газ.
  • Движения ребенка становятся все более уверенными: он уже может плавно подносить ручку ко рту или своему лицу.
  • На носике, щечках и лбу малыша исчезают белые «песчинки» – милиумы, которые можно было наблюдать у ребенка после его появления на свет.
  • Лежа на животе, малыш поворачивает голову и ненадолго пытается поднимать ее от поверхности, примерно на 45 градусов. Некоторые младенцы способны в месяц держать голову под прямым углом и немного поворачивать ее. Самые активные груднички в этом возрасте делают попытки приподнять голову в положении лежа на спине.
  • Клиновидный и задний роднички на головке ребенка начинают затягиваться. Это очень медленный процесс, на их закрытие понадобится, по меньшей мере, еще несколько недель. Большой родничок обычно закрывается позже, на процесс его окостенения уходит около года.
  • Кожа крохи в первый месяц продолжает немного облазить, особенно между пальчиками. Она уже не такая сухая, какой была после рождения. При необходимости можно увлажнять кожу малыша специальным гипоаллергенным детским молочком или кремом с маркировкой 0+.
  • Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Обследования ребенка в 1 месяц

После выписки из роддома ребенка посещает участковый педиатр или медицинская сестра. Они осуществляют патронаж новорожденных. За первые 4 недели врач навестит кроху не менее 2-х раз, а медсестра – 4 раза.

image

С момента исполнения ребенку месяца родители должны ежемесячно приходить с ним в поликлинику к педиатру на осмотр. Врач оценит общее состояние крохи, проверит наличие основных рефлексов, ощупает животик, послушает легкие и сердце. Помимо этого педиатр взвешивает малыша, измеряет длину его тела, окружности груди и головы.

Также младенца в 1 месяц должны осмотреть:

  1. невролог;
  2. офтальмолог;
  3. ортопед;
  4. хирург.

Если в роддоме не проводились дополнительные обследования, то ребенку необходимо пройти еще несколько важных исследований – это УЗИ головного мозга (помогает увидеть строение мозга малыша), УЗИ тазобедренных суставов (необходимо для исключения дисплазии суставов), а также УЗИ органов брюшной полости и почек (для выявления/исключения наличия нарушений в строении внутренних органов на раннем этапе).

Что касается прививок, то в месяц ребенку делается вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая прививка ставится новорожденным в первые 24 часа после появления на свет).

Первые достижения: что умеет месячный малыш

Речь Выражает ощущение дискомфорта плачем. Иногда кроха издает произвольные отдельные заднеязычные звуки «к», «г».
Слух Вздрагивает от внезапного резкого звука. Может ненадолго сосредоточиться на голосах взрослых и звуках колыбели.
Зрение От яркого света жмурится, при этом поворачивая глаза к его источнику. На неподвижном предмете фиксирует взгляд. Делает первые попытки слежения за движущимися в пределах его видимости предметами.
Эмоции Малыш в 1 месяц жизни еще достаточно много спит, просыпаясь только для утоления голода или при ощущении мокрого подгузника. в период бодрствования открывает ротик, когда мама или папа ласково обращаются к нему.
Моторика Движения рук и ног медленные, носят хаотический характер. Лежа на животе кроха на несколько секунд поднимает голову и пытается удержать её.

Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц

Развитие малыша происходит ежеминутно: как в моменты бодрствования, так и сна; при кормлении, на прогулках и в процессе купания. Но первую очередь ребенок развивается при общении с мамой. Кроха уже умеет узнавать её, он слышит мамин голос, знает её интонацию и чутко реагирует на все прикосновения. Если проследить развитие ребенка на первом месяце жизни, то у него можно отметить приобретенные реакции и умения:

  • слышит и определяет материнский голос среди остальных голосов взрослых;
  • может недолго проводить время лежа на животе, при этом приподнимая головку и пытаясь удержать её в таком положении;
  • начинает изучать лица родных, старается «угнаться» взглядом за мамой или движущейся погремушкой;
  • может определить разницу между светом и сумерками: от яркого света кроха щурит глазки и поворачивает глаза к его источнику;
  • прислушивается к маминому голосу или к звукам музыки, но пока ненадолго;
  • во время бодрствования малыш издает первые звуки, среди них кряхтенье, сопение;
  • в этом возрасте ребенок предпочитает сладковатый вкус, поэтому с удовольствием пьет грудное молоко. Но если мама съела что-то кислое, горькое или соленое, вкус молока изменится и кроха может проявлять недовольство плачем;
  • чувства малыша в этот период контрастны – ребенку либо «очень хорошо», и это время он проводит во сне и спокойствии, либо ему эмоционально «очень плохо», и тогда он заливается плачем.

Развитие месячного ребенка – опыт мамы (видео):

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Психомоторное развитие у каждого ребенка с пеленок проходит в собственном темпе. Вот примерный список достижений здорового малыша в первый месяц жизни:

  • лежа на спине совершает беспорядочны изолированные сгибания и разгибания рук и ног;
  • смотрит на источник света;
  • фиксирует на короткое время взгляд на лице взрослого;
  • пытается следить за медленно перемещающимся на расстоянии 20-40 см ярким предметом (или лицом);
  • моргает и/или вздрагивает при возникновении резкого звука;
  • прислушивается к звону колокольчика.

На заметку! Если ваш кроха на данный момент умеет меньше, чем его сверстники, но при этом его навыки вписываются в возрастные нормы, поводов для волнений у мамы не должно быть.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Рефлексом педиатры называют ответную реакцию организма на разнообразные раздражители. Родители могут самостоятельно проверить, как проходит развитие в первый месяц у их чада и сравнить результат с общеустановленными нормами. У физически крепких и здоровых новорожденных деток, а также месячных грудничков, наблюдаются следующие рефлексы:

  • хватательный – ребенок крепко сжимает кулачок, когда взрослый прикасается к его ладони;
  • сосательный – малыш активно сосет грудь, бутылочку или соску;
  • защитный – приподнимает и поворачивает набок голову при выкладывании на животик;
  • рефлекс опоры – если взрослый поддерживает младенца, он опирается ножками на столик для пеленания;
  • рефлекс ползания – в положении лежа на животе делает попытки ползти.

Важно! Если какой-либо рефлекс полностью или частично отсутствует у младенца, врач может сделать вывод о наличии нарушений в работе нервной системы и степени их тяжести.

Неврологические проблемы в 1 месяц – повод для беспокойства?

Зачастую бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые недели жизни ребенка, через некоторое время бесследно исчезают. Это связано с тем, что нервная система ребенка обладает пластичностью и способностью к самовосстановлению. Именно поэтому результаты одного осмотра нельзя считать решающими. О неврологическом диагнозе в первый месяц можно говорить только после серии визитов к специалисту и проведенных обследований головного мозга, среди которых:

  1. УЗИ – младенцам проводится через родничок и помогает оценить строение мозга, а также выявить грубые проблемы.
  2. ЭЭГ (электроэнцефалография) – в процессе происходит регистрация электрической активности мозга. Метод используется в основном для диагностики судорог/эпилепсии у детей грудного возраста.
  3. МРТ (магнитно-резонансная томография) – по результатам данного обследования можно выявить даже небольшие и «глубоко спрятавшиеся» дефекты;
  4. КТ (компьютерная томография) – метод подробно исследует функции и структуру центральной нервной системы малыша.

Внимание! Если маме кажется, что её ребенок действительно отстает в психомоторном развитии, стоит сразу, не теряя времени, записаться на внеплановый неврологический прием.

Уход за месячным малышом: режим дня, гимнастика, массаж

Режим с чередованием сна, бодрствования и кормления установится у здорового ребенка самостоятельно в соответствии с его физиологией. Не стоит волноваться, если кроха не уснул вовремя, как может показаться. Биоритмы у новорожденных детей отлажены, поэтому маме остается стараться понять и поддерживать ритм своего чада. Изучив поведение ребенка в состоянии покоя и беспокойства, родителям становится легко распознавать «требования» их малыша.

Кормление

Здоровый ребенок в течение первого месяца жизни питается не менее 8-9 раз в сутки, выпивая по 60 мл молока за каждый прием пищи. Частое прикладывание ребенка к груди является главным способом стимуляции лактации. У мам, практикующих грудное вскармливание, получается 10–12 кормлений за сутки. При первых признаках беспокойства ребенка нужно давать ребенку грудь. Этот способ называют кормлением по требованию, или, иначе, «режимом свободного вскармливания».

Важно! Детей в месяц следует кормить только грудным молоком, кроме случаев, когда молока объективно недостаточно, или педиатр рекомендовал докармливать грудничка смесью. Также ребенку следует предлагать теплую кипяченую воду температурой до 36 градусов, особенно в жаркое время года.

Сон

Первый месяц жизни ребенок проводит во сне большую часть суток – около 18-20 часов.

У грудных детей в этот период жизни различают пять состояний, в котором может находиться малыш:

  • глубокий сон – ребенок расслаблен, глаза закрыты, дышит медленно и ровно;
  • неглубокий сон – у ребенка неровное дыхание, заметно учащенное, наблюдаются подергивания рук и ног, можно различить движение глазных яблок под веками;
  • дремотное состояние – возникает чаще всего во время кормления ребенка или перед моментом засыпания, характеризуется полузакрытыми веками;
  • бодрствование – совершает движения всем телом, активен, сучит ручками и ножками;
  • плач – обозначает дискомфорт, которые чувствует малыш. Может быть вызван голодом, испугом, или мокрым подгузником.

Купание и гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры у ребенка в месяц проводятся ежедневно и включают в себя:

  • умывание лица, глаз, шеи;
  • подмывание, смена подгузника;
  • уход за глазками, носиком, ушками;
  • ежедневная обработка пупочной ранки;
  • расчесывание и удаление корочек на голове;
  • подстригание ногтей.

Режим купания малыша родители выбирают самостоятельно, так как состояние кожных покровов у крохи не требует полноценного ежедневного купания в ванне. Обязательно нужно проводить ежедневные обтирания тела. Купать же в полноценном смысле достаточно в неделю всего 2-3 раза. В воду для смягчения можно добавлять отвары трав – ромашки и череды. Использование твердого/жидкого мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.

Прогулки

Прогулка имеет важное значения для здоровья и полноценного роста малыша первого месяца жизни. Первый глоток свежего воздуха ребенок делает по выходу из роддома. Длительность и частота повседневных прогулок с родителями в первый месяц целиком зависит от времени года и температуры за окном.

  • Первые прогулки с малышом занимают всего 10-15 минут, последующая продолжительность нахождения на улице увеличивается постепенно до получаса.
  • В теплое время года длительность прогулки может достигать 1,5-2 часов.
  • В холодное время года при температуре воздуха ниже 10 градусов, а также в случае сильного ветра, дождя, снегопада не рекомендуется гулять с ребенком первых 2 месяцев жизни.

На заметку! Система регуляции теплообмена у грудничков этого возраста несовершенна, поэтому к вопросу прогулок в холодное время года надо подойти со всей серьезностью. Когда за окном непогода, есть смысл выносить одетого малыша на несколько минут подышать чистым воздухом на балкон или устраивать ему сон в коляске при открытой форточке.

Гимнастика и массаж

Примерно со второй-третьей недели жизни малыша стоит начинать проводить с ним воздушные ванны, а также закаливание и массаж.

Гимнастика для малыша в 1 месяц жизни (видео-инструкция): Эти процедуры можно удачно объединить в одной процедуре. Для начала ребенка можно оставить на пару минут в одной легкой распашонке или раздеть и прикрыть пеленкой. В этот же момент начинать делать легкие, едва ощутимые поглаживания руками по всему телу ребенка – ручкам, животику, ножкам. Массаж служит не только укрепляющим, но и развивающим доступным средством для мышц месячного ребенка. В последующие разы необходимо проводить массаж чуть длительнее по времени – 5-7 минут. Если кроха спокойно переносит ваши прикосновения и не выказывает недовольства, можно включить массаж в ежедневную общеукрепляющую процедуру.

P.S. Также читайте о развитии малыша в последующие месяцы жизни до 1 года.

Всем привет! На связи снова Анастасия Сафина. В этой статье расскажу вам все о первом месяце новорожденного ребенка: как он видит мир, какие условия ему необходимы, как правильно за ним ухаживать и кормить.

Первый месяц жизни новорожденного – важный период для ребенка и мамы. Малыш знакомится с этим миром, привыкает жить в новых для него условиях. Мамина задача – помочь ему в этом, окружить любовью и заботой.

Адаптация к внешнему миру

После рождения малыша у мамы появляется много беспокойств, ведь кроха кажется таким маленьким и беспомощным. Чтобы не тревожиться зря, нужно знать, какие изменения происходят в организме ребенка:

  • Физиологическая потеря веса. В первые 3-4 дня жизни ребенок теряет примерно 10% от первоначального веса и это абсолютная норма. Вес возвращается обычно к 7-10 дню.
  • Эритема новорожденных. В течение первых дней кожу ребенка может покрывать характерная мелкая сыпь, которая проявляет себя на фоне покраснения кожи. Это нормальная адаптационная реакция, не вызывающая беспокойства у крохи. Проходит обычно самостоятельно на 2-3 день.
  • Транзиторная желтуха. Это состояние возникает из-за накопления в крови и тканях свободного билирубина. Со вторых полных суток жизни кожа и склеры малыша приобретают желтушный оттенок, но это никак не сказывается на его самочувствии. Состояние кожных покровов нормализуется обычно до 3 недель жизни, но иногда желтуха продляется и до 1,5 месяца, и это уже требует наблюдения педиатра.
  • Половой криз. Это состояние, когда часть материнских эстрогенов переходит к малышу еще внутри утробы или уже в процессе кормления грудью. У малыша может наблюдаться нагрубание молочных желез. У девочек бывает незначительное кровотечение из влагалища – оно длится не более 2-3 дней, а объем выделений не превышает 2 мл.
  • Меконий. В первые дни жизни малыш испражняется первородным калом – меконием. Это вязкая и густая масса темного цвета. В последующем консистенция кала становится кашицеобразной, а цвет – желтовато-коричневым.

Эти состояния нормальны для малыша в первые дни после рождения. Насторожиться стоит, только если одно из них не проходит дольше обычного или сопровождается другими неприятными симптомами.

Рефлексы

Чтобы лучше понимать кроху и правильно с ним обращаться, важно знать какие рефлекторные движения он может совершать:

  • Сосательный. Это базовый рефлекс, позволяющий малышу получать пищу. Ребенок вытягивает губы в трубочку, если слегка прикоснуться к ним пальцем, а также активно сосет грудь и бутылочку.
  • Хватательный. Если надавить пальцем на ладошку, малыш крепко обхватит его.
  • Опорный. Если держать ребенка вертикально на весу – он сгибает ноги. На опоре малыш выпрямится и будет стоять на полусогнутых ногах, оттолкнувшись от опоры стопами.
  • Рефлекс Галанта. Если по спине новорожденного провести пальцем, он выгнет спинку дугой.

На самом деле рефлексов у малыша намного больше. Это четыре основных, по которым вы можете оценить состояние ребенка. Если какой-либо из них отсутствует, обратитесь к неврологу.

Уход

В первый месяц жизни важно создать малышу условия, максимально приближенные к условиям внутри материнской утробы. Поэтому важно чаще носить ребенка на руках, слегка затемнять помещение, поддерживать комфортную температуру и влажность воздуха (50-70%). Поговорим о правилах ухода за крохой подробнее.

Кожа и слизистая

Кожа новорожденного нежная и тонкая, поэтому важно максимально ограничить ее от любых раздражителей. Малыша нужно регулярно подмывать проточной водой, для профилактики опрелостей делать воздушные ванны по 10-15 минут 2-3 раза в день. Подмывайте ребенка с мылом только при сильных загрязнениях. Выбирайте детское мыло и влажные салфетки с нейтральным PH, чтобы не спровоцировать раздражение на коже.

Как правильно дышать и расслабляться в родах, чтобы родить легко без осложнений? Зарегистрируйтесь на наш бесплатный мастер-класс и сразу после регистрации получите в подарок видеоурок «Как обезболить роды?»

Для чистки носа и ушей не используйте ватные палочки, так как они могут повредить слизистую. Лучше для этих целей брать палочки с липким слоем и аккуратно подцеплять с краю засохшие сопельки. Глазки лучше чистить ватным диском, смоченным чистой водой. Движения должны быть направлены от внешнего уголка к внутреннему.

Стрижка ногтей

Отросшие ногти нужно своевременно стричь, чтобы малыш не поцарапал себя. Делать это лучше с помощью специальных ножниц со скругленными концами. Такие ножницы должны быть качественными, иначе постричь ими ногти будет сложно. Проводите процедуру бережно: аккуратно захватите пальчик ребенка и слегка оттяните подушечку, чтобы освободить ногтевую пластину от кожи, потом обрежьте выпирающую часть ногтя. Не стригите слишком глубоко. Чтобы малыш в процессе не одергивал ручку, лучше стричь ногти во время сна или сосания груди.

Нужно ли пеленать?

Раньше считалось, что пеленать кроху нужно обязательно, как минимум еще неделю после роддома. Сегодня этот миф развеян и большинство педиатров советуют сразу одевать ребенка в пеленки-распашонки. Во-первых, при пеленании малютке труднее дышать. Во-вторых, это мешает ему принять удобное положение, сковывает двигательную активность.

Как правильно купать

Чтобы водные процедуры проходили легко и быстро, заранее подготовьте место, куда вы принесете малыша после купания – это может быть пеленальный столик или кроватка. Постелите одеяло или пеленку, положите рядом сменную одежду, детское косметическое масло. После можно подготовить ванную комнату к проведению процедур:

  • в ванночку наберите теплую воду, оптимальная температура – 36-37 градусов;
  • положите рядом ковшик для ополаскивания;
  • повесьте полотенце так, чтобы вы без труда до него дотянулись с ребенком на руках. При этом лучше, если оно будет теплое, когда вы будете доставать малыша.

Перед купанием убедитесь, что в ванной достаточно тепло, нет сквозняков. Медленно погрузите кроху в воду, начиная с ног. Придерживайте ребенка так, чтобы голова находилась над поверхностью воды. Ничего, если ушки будут периодически опускаться в воду, главное не лить в них струей. Когда процедура завершена, ополосните малыша из ковшика и закутайте в полотенце. После купания можно обработать складки детским маслом.

Как держать и брать младенца

Брать кроху следует, аккуратно, создавая поддержку для головы ребенка, шеи, позвоночника и придерживая за попу. Держать ребенка можно, например, в любом из следующих положений:

  • Колыбелька. Ребенок лежит на руках в горизонтальном положении, слегка повернут животом ко взрослому. Шея и голова лежат на локтевом сгибе, нижнюю часть спины и попу придерживаем ладонью.
  • На животе. Ребенок расположен горизонтально лицом вниз, как бы полубоком – спина слегка развернута ко взрослому. Одна рука придерживает грудь и подбородок, другая расположена между ног и поддерживает нижнюю часть живота.

Главное правило – всегда придерживать головку ребенка, так как шея еще очень слабая. Вертикально можно держать его, только когда он научится удерживать голову самостоятельно.

Больше подробностей об уходе за новорожденным вы узнаете в нашей статье.

Режим дня

Не стоит ожидать, что с новорожденным малышом у вас получится организовать строгий режим. Вот что я бы рекомендовала мамам.

Прогулки

Гулять с ребенком можно со второй недели жизни. Для начала достаточно проводить на свежем воздухе 15-20 минут. Каждый день увеличивайте продолжительность прогулки на 5-10 минут, постепенно доводя ее до 2 часов. Важную роль здесь играет погода – зимой прогулка может составлять 30-40 минут, в теплое время года – до двух часов. Гулять с крохой желательно ежедневно, а если позволяет время и погода, то два раза в день.

Питание

Если вы кормите малыша грудью, прикладывайте его по требованию. Детей на искусственном вскармливании кормите с интервалом примерно 3 часа. Между кормлениями, ребенка получающего смесь, можно допаивать водичкой.

Иногда после кормления малыш может срыгнуть часть выпитой смеси или грудного молока. Это обусловлено тем, что сфинктеры между желудком и пищеводом у младенцев еще мало развиты. Однако срыгивания не должны быть слишком частыми и обильными. Не должно быть срыгиваний фонтаном. В этом случае стоит обратиться к неврологу или гастроэнтерологу. Также срыгиваниям может способствовать:

  • Заглатывание воздуха. Это происходит из-за неправильного прикладывания к груди. Вы должны научиться правильно прикладывать малыша, чтобы избежать этой проблемы.
  • Давление. Иногда малыш может срыгнуть, если ему резко изменили положение тела или надавили на живот.

Если ребенок не теряет вес и не проявляет излишнего беспокойства, срыгивание можно считать нормой. Если после кормления малыш заснул, положите его на бок или на спину, при срыгивании он рефлекторно повернет голову.

А если вы хотите узнать еще больше информации о том, как наладить ГВ, записывайтесь на курс в нашу онлайн-школу «Легкие роды».

Организация сна

В первый месяц после рождения малыш спит примерно по 14-17 часов в сутки, а время бодрствования тратится в основном на кормления и гигиенические процедуры. Вот мои рекомендации, как правильно обустроить спальное место:

  • Для безопасности и хорошей циркуляции воздуха, бортиков, одеяла и лишних предметов в кроватке быть не должно.
  • Матрас не должен быть слишком мягким, оптимальный вариант наполнителя – кокосовое волокно и латекс.
  • Новорожденному не нужна подушка, даже плоская – без нее шея находится в анатомически правильном положении.
  • Постельное белье должно быть из 100% хлопка.

Почему ребенок плачет?

Плач новорожденного малыша – сильнейший раздражитель для маминой психики. Так задумано самой природой, чтобы молодая мама могла оперативно отреагировать на призыв крохи. Многие мамы через чур тревожатся, слыша плач ребенка, и не могут разобраться, что именно ему требуется. Вот самые частые причины детского плача:

  • Голод. Если малыш плачет от голода, он мгновенно успокаивается, стоит приложить его к груди.
  • Усталость. Слишком много новых впечатлений могут утомить кроху, поэтому в первый месяц жизни стоит избегать излишней активности.
  • Дискомфорт. Если малыш сыт и хорошо выспался, но все равно плачет, проверьте, что он находится в чистой и сухой одежде, в комнате не слишком жарко или холодно. Возможно он заснул в неудобном положении.
  • Потребность в контакте с мамой. Новорожденный остро нуждается в маме, ведь будучи в утробе он привык постоянно ощущать ее присутствие, слышать ее голос.

Важно знать, что ребенок очень тонко чувствует состояние матери. Так, у тревожных и беспокойных матерей дети плачут больше. Если ваш малыш плачет слишком часто, попробуйте отследить свое психологическое состояние. Старайтесь реагировать на все не слишком остро, мыслить более позитивно – это хорошо скажется на состоянии крохи.

Если плач не прекращается и сопровождается неприятными симптомами, такими как повышение температуры, стоит немедленно обратиться к врачу.

Общение и развитие

Новорожденному очень важен частый и длительный контакт с мамой. Старайтесь проводить с ним больше времени, сопровождайте водные и гигиенические процедуры песенками-потешками, разговаривайте с крохой, рассказывайте ему стихи и сказки. Хотя смысла слов не понимает, он прекрасно слышит и чувствует интонацию и тембр голоса. Уже с первых месяцев у детей начинает формироваться речевой аппарат, а прослушивание речи положительно сказывается на процессе.

Для развития младенцу достаточно самых простых упражнений, к примеру:

  • В возрасте двух недель ребенок уже может фокусировать взгляд и следить за предметами. Возьмите яркую игрушку и держите ее на расстоянии 30-40 см от крохи. Дождитесь, когда он сосредоточит на ней внимание, и начинайте медленно перемещать ее из стороны в сторону. Малыш будет внимательно наблюдать за процессом.
  • С 2-3 недель кроха начинает реагировать на звуки. Попробуйте назвать его по имени, находясь сначала в одной части комнаты, затем в другой. Ребенок будет сосредоточенно прислушиваться, может поворачивать голову в сторону источника звука. Такое упражнение развивает слух и ориентацию в пространстве.
  • Можно делать крохе массаж – это положительно скажется на физическом развитии. Он заключается в нежном поглаживании спины, ягодиц, ног и рук. Можно делать его после купания с использованием детского масла.

Хотя малыш уже родился, мама по-прежнему целая вселенная для него. Она должна уметь ухаживать за крохой, внимательно отслеживать его состояние, быть проводником в новый и незнакомый мир. Правильное обращение и уход в первый месяц жизни будут способствовать всестороннему развитию ребенка, его крепкой эмоциональной связи с мамой, отсутствию страхов и проблем со здоровьем.

Как правильно дышать и расслабляться в родах, чтобы родить легко без осложнений? Зарегистрируйтесь на наш бесплатный мастер-класс и сразу после регистрации получите в подарок видеоурок «Как обезболить роды?»

Питание малыша

image

Примерный суточный рацион для ребенка 2-го месяца, находящегося на грудном или искусственном вскармливании*:

image

Время кормлений

Название продуктов и блюд

Объем

I кормление

6.00 часов

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

100 мл

II кормление

9.00 часов

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

100 мл

III кормление

12.00 часов

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

100 мл

IV кормление

15.00 часов

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

100 мл

V кормление

18.00 часов

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

100 мл

VI кормление

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

100 мл

VII кормление

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

100 мл

* общий суточный объем питания для ребенка с рождения до конца второго месяца жизни составляет 700-800 мл

Для более точного расчета необходимого суточного питания малыша можете воспользоваться таблицей:

Суточное количество грудного молока или смеси (при нормальном физическом развитии малыша)

image

Возраст

Общий суточный объем питания (грудное молоко, смесь, прикорм)

до 2 месяцев

1/5 массы тела

или 700-750 мл

2-4 месяца

1/6 массы тела

или 750-800 мл

Пример: Малышу 2 месяца, он весит 4200 г, суточный объем питания должен составлять 1/6 массы тела, т.е. 700 мл, а на одно кормление – 100 мл (при 7-разовом кормлении).

Примечание: Помните, что эти рекомендации предназначены здоровым доношенным детям. Если же малыш родился раньше срока или имеет заболевания, он нуждается в индивидуальном подходе. Вы можете задать вопрос автору статьи.

Физическое развитие ребенка

(сколько должен весить малыш к концу второго месяца жизни?)

image

Прибавка массы тела и роста на 2-м месяце жизни ребенка

image

Месяц

Прибавка массы за месяц, г

Прибавка роста за месяц, см

1.

600

3

2.

800

3

Пример: малыш родился с массой 3300 г и длиной тела: 51 см.В один месяц жизни он должен прибавить 600 г и весить: 3900 г, а его рост должен составлять 54 см (+3 см).В два месяца жизни он должен весить 4700 г (+800 г), а его рост должен составлять 57 см (+3 см).

Для более точной оценки соответствия массы и длины тела ребенка его возрасту существуют специальные центильные таблицы.

Кроме того, важное значение имеет соотношение окружности головы и груди у ребенка. Окружность головы у новорожденного превышает окружность груди на 1-2 см. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить наличие гидроцефалии.

Примечание: Для более точной оценки физического развития ребенка, с учетом срока гестации (малыш может родиться недоношенным), антропометрических показателей при рождении Вы можете обратиться к автору статьи.

Нервно-психическое развитие ребенка на втором месяце жизни

(как оценить развитие?)

image

  • imageЗрительные ориентировочные реакции: появляется фиксация взгляда на неподвижном предмете и лице взрослого, кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
  • imageСлуховые ориентировочные реакции: отмечается слуховое сосредоточение и поворот головы в сторону источника звука (показ поворота головы в сторону голоса взрослого).
  • Эмоции и социальное поведение: быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
  • Движения общие: лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
  • Активная речь: повторно произносит отдельные звуки.

Врачебные осмотры

(какие специалисты должны осмотреть малыша за два месяца жизни?)

Если малыш в возрасте одного месяця жизни малыш был обследован в соответствии с действующей схемой осмотров и обследований (см таблицу), то следующее обследование он должен пройти только в 3 месяца жизни:

Фрагмент из схемы обследования ребенка первого года жизни

новорожденный

1 месяц

3 месяца

врач- педиатр

врачи-

специалисты

«*»

врач- педиатр

врачи-

специалисты

«*»

врач- педиатр

врачи-

специалисты

«*»

1.

Диагностика отклонений в раннем онтогенезе и прогноз состояния здоровья,

в том числе:

+

+

+

1.1.

cбор и оценка данных генеалогического анамнеза

+

1.2.

cбор и оценка данных биологического анамнеза

+

1.3.

cбор и оценка данных социального анамнеза

+

+

+

1.4.

выявление групп риска

+

+

+

1.5.

прогноз состояния здоровья и развития ребенка

+

+

+

1.6.

направленность риска

+

+

+

2.

Оценка сведений за период, предшествующий осмотру

+

+

+

+

+

3.

Оценка физического развития

+

+

+

4.

Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР),

в том числе:

+

+

невролог +

+

невролог +

4.1.

диагностика НПР

+

+

+

+

+

4.2.

оценка НПР с определением вариантов группы развития

+

+

+

+

+

4.3.

выделение групп риска

+

+

+

+

+

5.

Оценка резистентности,

в том числе:

+

+

+

5.1.

анализ частоты, длитель- ности и тяжести острых заболеваний

+

+

+

6.

Диагностика и оценка функционального состояния организма,

в том числе:

+

+

невролог +, детский хирург+,

травматолог-орто- пед +, офтальмолог +/-

+

невролог +,

6.1.

выявление жалоб

+

+

+

6.2.

осмотр по органам и системам

+

+

+

6.3.

оценка ЧСС, ЧД и АД

+

+

+

6.4.

сбор сведений и оценка поведения ребенка

+

+

невролог +

+

невролог +

6.5.

выделение групп риска по отклонениям в поведении

+

+

невролог +

+

невролог +

6.6.

оценка результатов лабораторных исследований и др. методов исследования,

в том числе:

-анализ крови;

— анализ мочи;

— аудиологический скрининг;

— УЗИ,

в том числе:

тазобедренных суставов;

— ЭКГ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7.

Заключение о состоянии здоровья,

в том числе:

+

+

невролог+, детский хирург+,

травматолог-ортопед+, офтальмолог+/-

+

невролог +,

7.1.

направленность риска, группа риска

+

+

+

7.2.

оценка физического развития

+

+

+

7.3.

оценка нервно-психического развития

+

+

+

7.4.

оценка резистентности

+

+

+

7.5.

оценка функционального состояния и поведения

+

+

+

7.6.

прогноз адаптации

+

+

+

7.7.

диагноз, группа здоровья

+

+

+

8.

Рекомендации,

в том числе

по следующим разделам:

+

+

невролог+, детский хирург+,

травматолог-ортопед+, офтальмолог+/-

+

невролог +,

8.1.

санитарно-гигиенические условия

+

+

+

8.2.

режим

+

+

+

8.3.

вскармливание и питание

+

+

+

8.4.

физическое воспитание и закаливание

+

+

+

8.5.

воспитательное воздействие

+

+

+

8.6.

рекомендации по иммуно- профилактике инфекционных заболеваний

+

+

+

8.7.

рекомендации по профилак- тики пограничных состояний и их прогрессирования

+

+

+

8.8.

лабораторные и др. методы исследования,

в том числе:

-анализ крови;

— анализ мочи;

— аудиологический скрининг;

— УЗИ,

в том числе:

тазобедренных суставов;

— ЭКГ

+

+

+

+

+

+

+

8.9.

немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции отклонений в здоровье и развитии (при их наличии)

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

8.10.

по постановке на диспансерный учет и наблюдение по учетной форме № 030/у

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

  • Знак « + » обозначает необходимость проведения соответствующего вида деятельности в определенный возрастной период.
  • Знак «+/-» обозначает возможность проведения соответствующего вида деятельности только при наличии медицинскихпоказаний в определенный возрастной период.
  • Знак « * » обозначает возможность проведения консультаций ребенка врачами – специалистами, не указанными в данном стандарте, при наличии медицинских показаний и с учетом состояния здоровья ребенка

Вакцинация

(какие прививки должен получить малыш за два месяца жизни?)

Если малыш на первом месяце жизни малыш получил 3 прививки (см таблицу), то следующая вакцинация начнется в 3 месяца жизни:

Возраст

Наименование прививки

Новорожденные в первые 24 часа жизни

Новорожденные (3-7 дней)

Вакцинация против туберкулеза

1 месяц

Вторая вакцинация против вирусного гепатита В

2 месяца

Третья вакцинация против вирусного гепатита В

смотреть полную схему вакцинации

  • Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится медицинскими иммунобиологическими препаратами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно инструкциям по применению.
  • При нарушении сроков иммунизации ее проводят по предусмотренным национальным календарем профилактических прививок схемам и в соответствии с инструкциями по применению препаратов. Допускается введение вакцин (кроме вакцин для профилактики туберкулеза), применяемых в рамках национального календаря профилактических прививок, в один день разными шприцами в разные участки тела.
  • Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, осуществляется в рамках национального календаря профилактических прививок в соответствии с инструкциями по применению вакцин и анатоксинов. При иммунизации таких детей учитываются: ВИЧ-статус ребенка, вид вакцины, показатели иммунного статуса, возраст ребенка, сопутствующие заболевания.
  • Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и получавших трехэтапную химиопрофилактику передачи ВИЧ от матери ребенку (во время беременности, родов и в периоде новорожденноеTM), проводится в родильном доме вакцинами для профилактики туберкулеза (для щадящей первичной иммунизации). У детей с ВИЧ-инфекцией, а также при обнаружении у детей нуклеиновых кислот ВИЧ молекулярными методами вакцинация против туберкулеза не проводится.
  • Детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, иммунизация против полиомиелита проводится инактивированной вакциной независимо от их ВИЧ-статуса.
  • Иммунизация живыми вакцинами в рамках национального календаря профилактических прививок (за исключением вакцин для профилактики туберкулеза) проводится ВИЧ-инфицированным детям с 1-й и 2-й иммунными категориями (отсутствие или умеренный иммунодефицит).
  • При исключении диагноза «ВИЧ-инфекция» детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, проводят иммунизацию живыми вакцинами без предварительного иммунологического обследования.
  • Анатоксины, убитые и рекомбинантные вакцины в рамках национального календаря профилактических прививок вводят всем детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями. ВИЧ-инфицированным детям указанные препараты вводятся при отсутствии выраженного и тяжелого иммунодефицита.
  • При проведении иммунизации против гепатита В детей первого года жизни, против гриппа детей с 6-месячного возраста и учащихся 1-11 классов школ используются вакцины без ртутьсодержащих консервантов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий