Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно: во сколько месяцев учить?

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
  4. Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  5. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  6. Подолгу певуче гулит
  7. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «скамейка», «дом» из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос «Кто ты?». Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

В приводящих мышцах бедер тонус повышен, и при попытке отвести ножки в стороны ощущается сопротивление этому движению. У здорового ребенка можно развести ноги примерно на 90 градусов — по 45 с каждой стороны. Физиологический тонус держится до 3-3,5 месяцев, затем происходит его постепенное снижение. В норме тонус повышен симметрично и держится до периода произвольных движений, то есть до 3-3,5 месяцев. С 3 до 6 месяцев происходит снижение тонуса в сгибательных группах мышц, а тонус в мышцах-разгибателях выравнивается. Если гипертонус сохраняется после шести месяцев — это повод обратиться к невропатологу.

Различные осложнения в период беременности, в частности плацентарная недостаточность, родовая травма, плохая экология и множество внешних факторов приводят к нарушению мышечного тонуса. Если его не регулировать, ребенок начинает отставать в двигательном развитии, у него возникают проблемы с осанкой и походкой. Поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на признаки нарушения тонуса.

Определить состояние мышечного тонуса можно не только во время обследования ребенка на приеме врача, но и наблюдая за позой, в которой он лежит, за движениями, которые он совершает. Мышечный тонус у новорожденного это не просто основа движений, но и показатель состояния нервной системы, общего состояния младенца. Активный мышечный тонус формирует позу ребенка, пассивный — определяется при проверке подвижности конечностей и туловища в суставах. Правильное расположение головы, туловища и конечностей свидетельствует о нормальном тонусе мышц. Об активном мышечном тонусе новорожденного судят удерживая ребенка в воздухе лицом вниз, при этом его голова располагается на одной линии с туловищем, ручки слегка согнуты, ножки вытянуты.

Различают три вида нарушений:

Гипертонус — повышенный тонус

Дети с гипертонусом (повышенным тонусом), как правило, беспокойны, часто плачут, плохо спят, реагируют на любой звук, яркий свет, при плаче у них дрожит подбородок, и они постоянно срыгивают. При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову: его затылочные мышцы напряжены. Ножки и ручки поджаты и приведены друг к другу. Если вы попробуете их развести, то сразу почувствуете сопротивление. Чтобы отличить физиологическую сгибательную позу от той, которая встречается при патологии центральной нервной системы, необходимо произвести повторное разведение конечностей. Если во второй раз сопротивление усиливается — это признак повышенного тонуса. Кроме того, для гипертонуса характерно: опора на цыпочки, и поджатые пальцы. В более старшем возрасте при сохранении спастичности характерна «походка лыжника», обычно, такие дети быстро снашивают носки обуви.

Еще одно проявление местного гипертонуса — это напряжение мышц шеи у детей и так называемая «кривошея». Мышечная защита срабатывает в ответ на травму, перерастяжение шейного отдела позвоночника в родах при извлечении плода, безусловно травматичным для него, методом кесарева сечения. Ведь через разрез 13 см извлекается головка диаметром 36 см! Какой мощный стресс испытывает ребенок при этом, и какой непоправимый порой урон наносится спинному мозгу. Или естественные роды, когда акушерка производит насильственный поворот головки и тракцию (вытягивает) новорожденного. В результате, связки, межпозвоночные диски травмируются и мышцы пытаются оградить поврежденные сегменты.

Возникает гипертонус из-за усиленной активности мозговых структур, которые влияют на тонус, возникает это при поражение ткани мозга во время беременности или при родах. иногда причина в повышение внутричерепного давления или просто повышенная возбудимость ребёнка. Также является признаком перинатальной энцефалопатии, сокращенно ПЭП (повышенный или пониженный тонус рук или ног, повышенная нервная возбудимость, тремор подбородка и т.д.). Диагноз гипертонус ставят, если тонус сгибателей преобладает сильнее, чем по данному возрасту положено.Чаще всего это связано с нарушениями во время родов или вынашивания ребенка, вирусами и т.д. Сам по себе тонус для ребенка не опасен и до 6-го месяца он физиологичен.

Внешне гипертонус проявляется: дрожание подбородка при плаче, ручки сжаты в кулачки, плохо разгибает ручки, встает на пальчики. Обычно ребенок беспокойно ведет, часто плачет. Явным признаком является поза во сне : голова ребенка откинута назад , руки и ноги плотно прижаты друг к другу. Если вы попробуете их развести, то почувствуете сопротивление.

Лечение гипертонуса

Если вы заметили признаки гипертонуса не оставляйте их без внимания. Стоит обратиться к врачу. Если же диагноз поставлен , то стоит заняться восстановлением нормальной работы нервной системы. Как правило, состояние гипо- и гипертонуса является признаком перинатальной энцефалопатии, и если вовремя не провести необходимое лечение, позднее это может привести к нарушению речи и координации движений, плохой работе конечностей.

Правильное лечение для вас подберет ваш невропатолог. Обычно это лечебный массаж (расслабляющий). Провести 10 сеансов, через 6 месяцев повторить, расслабляющая гимнастика, плавание, физиотерапевтические процедуры (Электрофорез). Чем раньше начнётся лечение и чем меньше ребёнок, тем быстрее он вылечится. В тяжелых случаях врач назначает ребенку лекарства для снижения тонуса мышц. Назначать могут как мочегонные для снижения жидкости в головном мозге, иногда могут назначить дибазол перед массажем, он снимает спазм и расширяет сосуды. Витамины группы В: В6,В12, таблетки «Мидокалм” (лечение повышенного мышечного тонуса). Ванны с валерианой, шалфеем, пустырником, листья брусники. Ванны чередовать на 4-й день перерыв. Можно обратиться к педиатру-гомеопату.

Для устранения гипертонуса необходимо, прежде всего, снять излишнее напряжение. В этом случае ребенку назначают расслабляющие ванны, чаще всего с морской солью или хвоей, и щадящий массаж. Делать такой массаж можно и самим, естественно после консультации с врачом и получив рекомендации по его проведению. Начинают его, при повышенном тонусе, с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево. Как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая младенца за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за руки чуть повыше запястья и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за голени. Заканчивать массаж, также как и начинать, — следует плавным поглаживанием.

Если вы, после проведенного курса не замечаете улучшения поинтересуйтесь у врача, нет ли необходимости усилить лечение и не нужно ли провести какие-нибудь дополнительные исследования организма малыша. Гипотонус — пониженный тонус

Ребенок с пониженным тонусом почти не доставляет хлопот родителям: он абсолютно спокоен, много спит и редко плачет. Но это мнимое благополучие. Внимательно посмотрите, как малыш лежит в кроватке. Расслабленная поза, раскинутые в разные стороны ручки и ножки свидетельствуют о том, что тонус его мышц снижен. У детей с пониженным тонусом ножки и ручки разгибаются в суставах более чем на 180 градусов. Кроме того, из-за слабости мышц нарушены сосание и глотание, часто отмечается задержка темпов моторного развития: такие малыши позже начинают держать головку, переворачиваться, сидеть, стоять.

При пониженном тонусе проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Он включает в себя большое количество «рубящих», разминающих движений. После традиционных поглаживаний, ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попе, ногам и рукам. Затем переверните на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам. Ваши движения должны быть активными и достаточно сильными. Двигайтесь от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху.

Дистония -неравномерный тонус

Когда у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие — наоборот, слишком напряжены, говорят о неравномерном тонусе — дистонии. В данном варианте у ребенка выражены признаки гипо- и гипертонуса. Асимметрию тонуса легко обнаружить по неравномерному распределению кожных складок. Особенно ярко это заметно, когда младенец лежит на животе на твердой, ровной поверхности. В таком положении новорожденный с дистонией будет заваливаться на один бок, на тот, где усилен тонус. Голова и таз ребенка будут повернуты в сторону напряженных мышц, туловище изгибается дугой.

При неравномерном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Хорошим эффектом обладают занятия на надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Папа или кто-то из домочадцев должны удерживать ножки ребенка в таком положении. А вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращайтесь в исходное положение. Теперь возьмите кроху за голени и потяните их на себя до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча, или ноги не коснутся пола. Потом плавно возвратите малыша в исходное положение. Наклоните карапуза вперед — от себя, чтобы он ладошками достал до пола. Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад. Затем положите ребенка на надувной мяч боком. Плавно покачивайте мяч. Ежедневно повторяйте эти упражнения 10-15 раз.

Общая схема принимаемых мер при дистонии примерно такова: специалист отмечает очаги напряженных мышц и использует на них только расслабляющие приемы массажа. После массажа делают специальные упражнения, направленные на растяжение напряженных мышц. Растягивание должно проводиться плавно и нежно, что бы это был одновременно и массажный прием, и растяжка напряженных мышц. Дополнительно рекомендуют прогревание – азокиритовые спаожки: азокирит (парафин + смола).

Мышечный тонус — величина переменная. Следить за тем, чтобы он был в норме, можно при помощи позотонических, говоря проще, остаточных, рефлексов. Их вы можете проверить сами.

Как определить гипертонус, гипотонус и дистонию.

Присаживание за руки

Положите ребенка на спину, на твердую, ровную поверхность, возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая. Вы должны ощущать умеренное сопротивление при разгибании рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя, живот сильно выпячен вперед, спина «колесом», голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе. По мере взросления в ответ на потягивание за ручки ребенок будет пытаться подтягиваться и садиться.

Шаговый рефлекс и рефлекс опоры

Возьмите малыша под мышки, «поставьте» его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая как бы сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед новорожденный имитирует ходьбу. Если малыш перекрещивает ноги и опирается только на пальцы — это признак повышенного тонуса. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5-2 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 2 месяцев сохраняется шаговый рефлекс — это свидетельство гипертонуса. Вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить? Это говорит о пониженном тонусе. Если ребенок одной ногой стоит на носочках, а другой как бы пританцовывает — это дистония.

Симметричный и ассиметричный рефлексы

Положите ребенка на спину, а свою ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги. Затем положите малыша на спину и медленно, без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет левую ногу и согнет правую. Затем поверните лицо ребенка вправо — он должен повторить эту позу, только в ее «зеркальном» варианте: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую. Ассиметричный и симметричный рефлекс постепенно исчезают к 2-3 месяцам. Наличие у трехмесячного ребенка этих рефлексов свидетельствует о повышенном тонусе, а их отсутствие в первые два месяца жизни — наоборот, признак пониженного тонуса.

Тонический рефлекс

Положите ребенка на спину, на твердую поверхность. В таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот, и он «закроется», подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей). В норме тонический рефлекс постепенно исчезает к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного он отсутствует, это свидетельствует о пониженном тонусе. А если к трем месяцам тонический рефлекс не проходит, это признак гипертонуса.

Рефлексы Моро и Бабинского

Рефлекс Моро заключается в разбрасывании ручек в стороны при перевозбуждении. А рефлекс Бабинского выражается в рефлекторном разгибании пальцев на ногах при раздражении, щекотании стопы. В норме оба рефлекса должны исчезнуть к концу 4-того месяца жизни.

Тугоподвижность в конечностях

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это повод для обращения к врачу-ортопеду и невропатологу. Во-первых, если родители заподозрили неладное, без промедления обращаться к врачу. Во-вторых, на специальном оборудовании сделать глобальную электромиаграфию.

Источник: http://deti.galaktikalife.ru/viewtopic.php?f=25&t=22

Срыгивания

Асимметрия головы

Неонатус Санус /Блог /Груднички /Тревожный младенец Тревожные дети часто плачут, могут быть беспокойными и раздражительными, периодически вздрагивают, особенно от громких звуков, подолгу не могут заснуть, часто просыпаются ночью, теребят себя за ушки, царапают лицо. Обычно такие малыши чувствуют себя более комфортно, когда их носят на руках.

Важно понимать, что тревожное поведение ребёнка не является проявлением характера или капризов. Практически всегда это обусловлено определенными причинами. Дети могу страдать головными болями, так же как и взрослые. Эти боли вызываются чаще всего сохраняющимися последствиями родовой травмы.

После стремительных родов часто отмечается беспокойство и раздражительность в поведении у младенца. Ребёнок, который «застрял» в родовом канале, или имел обвитие пуповины вокруг шеи, становится пугливым и нуждается в постоянном внимании со стороны мамы. Большую часть времени такие дети предпочитают проводить в вертикальном положении на руках.

Эти симптомы указывают на дискомфорт в голове, который ребёнок испытывает из-за сохраняющихся послеродовых деформаций. Сохраняющаяся компрессия черепа может передаваться через оболочки мозга к самому веществу головного мозга. Напряжение мозговой оболочки способствует венозному застою и повышению внутричерепного давления, что может сопровождаться головной болью у ребёнка.

Остеопатическое лечение делает возможным избавить ребёнка от сохраняющейся послеродовой компрессии головы, а также создаёт оптимально нормальные условия для функционирования нервной системы и развития малыша. При этом исчезает необходимость в назначении каких-либо препаратов.

Клинический пример лечения беспокойного ребенка в нашем остеопатическом центре

В 4 месяца и 10 дней мы впервые познакомились с Мироном, которого родители привезли к нам из города Норильск. Их очень беспокоил сон ребёнка: спал он только с мамой, просыпаясь при этом каждый час. Также родители обратили наше внимание на асимметрию черепа у ребёнка. Родился ребёнок в результате срочных родов с применением эпидуральной анестезии. В первые дни жизни отмечалось вялое сосание, во время УЗИ головного мозга были выявлены постгеморрагические проявления.

Во время остеопатического осмотра действительно была выявлена асимметрия черепа, отмечался наклон головы влево и ротация вправо, отмечался выраженный гипертонус мышц.

В результате остеопатического лечения имеющиеся нарушения были устранены и состояние Мирона значительно улучшилось, он стал спокойнее, сон нормализовался, появился скачок в двигательном развитии.

Видеоотзыв доступен по ссылке

image Записаться на прием

Ваше сообщение успешно отправлено.

Особенности периода новорожденности

Период новорожденности — первые 28 дней жизни ребенка.

Кожа у здорового новорожденного легко ранимая, нежная, эластичная, упругая. При попытке собрать ее в складку, она моментально расправляется. Однако потовые железы функционируют в периоде новорожденности недостаточно активно, что приводит к сухости кожи. Цвет кожи здорового новорожденного в первые минуты после рождения может быть бледно-синюшной и розовеет после первого крика, как только ребенок начинает самостоятельно дышать. Реже ребенок рождается розовым.

При затруднении выведения плечиков или обвитии пуповины вокруг шеи могут возникать петехиальные кровоизлияния в кожу лица, шеи, головы и спины новорождённого. Под воздействием холода может возникать мраморный рисунок кожи, представляющий собой сосудистую венозную сеть и считающийся вариантом нормы.

Преимущественно у недоношенных детей отмечается «феномен арлекина», возникающая в положении лежа эритема одной половины туловища, имеющая четкую ровную границу по средней линии туловища. Предположительный механизм возникновения этого симптома — дисбаланс автономной регуляции сосудистого тонуса.

Волосяной покров тела у новорожденного представлен тонкими волосками (лануго). Особенно много их на плечах, под лопатками. В норме волосяной покров тела значительно уменьшается через две недели. Голова у новорожденного, как правило, покрыта более длинными (до 2 см) волосами. Есть почти незаметные ресницы и брови. Ногти у доношенных новорожденных обычно хорошо сформированы, достигают кончиков пальцев.

Кости черепа у доношенного новорожденного достаточно плотные. В местах их соединения к моменту рождения остаются подвижные мягкие участки – роднички.

  • Большой родничок образован в месте схождения теменных и лобных костей. Размеры его индивидуальны – от 1,0 до 3,0 см в диаметре. С ростом ребенка родничок постепенно сужается и к 1,5 годам зарастает полностью. Малые размеры большого родничка без каких-либо других клинических проявлений нарушений не следует считать патологией. Однако необходим контроль за увеличением окружности головы ребёнка по мере его роста. У здорового новорожденного большой родничок ровный, не напряжен, не выбухает, не западает.
  • Малый родничок образован в месте схождения затылочной и теменных костей. Размеры его чаще не превышают 0,1-0,2 см в диаметре, к трем месяцам развития малый родничок закрывается. Между большим и малым родничками иногда можно нащупать третий родничок в области теменных костей, его наличие — вариант нормы.
  • В месте схождения лобных, теменных и височных костей расположены два передних боковых родничка, а между теменными, височными и затылочными костями – два задних боковых. У большинства доношенных новорожденных эти роднички уже закрыты. Необходимо коснуться и взаимоотношений «костей» черепа после родов.

Очень важны для диагности состояния новорожденного такие понятия, как «родовая опухоль» и «кефалогематома».

  • Родовая опухоль — мягкая припухлость тестоватой консистенции, образующаяся на предлежащей части в результате отёка кожи и рыхлой клетчатки. В мягких тканях прилежащей части сосуды усиленно наполняются кровью, возникает венозная гиперемия и серозное пропотевание в клетчатку, окружающую сосуды. При затылочном предлежании родовая опухоль образуется в области малого родничка, преимущественно на одной из теменных костей. Около 10% новорожденных имеют кефалогематомы различной степени выраженности. При первом осмотре диагностировать кефалогематому достаточно сложно, обычно диагноз ставят на вторые сутки жизни, когда исчезает родовая опухоль.

Нос новорожденного мал, имеет узкие, покрытые нежной слизистой, обильно васкуляризированной оболочкой носовые ходы. При самом незначительном нарушении носового дыхания новорожденный не сможет сосать.

Глаза в первые сутки жизни у новорожденного закрыты. У здорового доношенного ребенка отмечается живая реакция на свет. Роговица прозрачная, зрачки круглые, белки глаз имеют более голубой оттенок, чем у детей старшего возраста. Конъюнктивы гладкие, блестящие, розовые. У здорового ребенка зрачок имеет черный цвет. Иногда на зрачке у новорожденного можно обнаружить белые, либо желтые полосы, частично или полностью закрывающие его. У недоношенных детей нередко встречаются мелкие помутнения хрусталика, являющиеся вариантами нормы. Они не влияют на зрение и в дальнейшем обычно бесследно исчезают. Доношенный ребёнок способен фиксировать взгляд на короткий период времени. У здорового новорожденного глазные яблоки могут не двигаться содружественно, особенно во время сна. Это вариант нормы.

Рождение ребенка требует немедленного функционирования дыхательной системы. В этот период с началом дыхания происходят значительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхательного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в разных отделах легких происходит неравномерно. Для расправления дыхательного аппарата огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, выстилающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натяжения сурфактантной системы приводит к серьезным заболеваниям ребенка раннего возраста.

Ребенок готовится к самостоятельному дыханию заранее – как только начинается родовая деятельность. Первый вдох возникает под влиянием совокупности многих факторов: раздражения кожных покровов во время прохождения по родовым путям и сразу после рождения, изменения положения его тела, перевязки пуповины. Мощным стимулятором дыхательного центра является холодовое раздражение – перепад температур во время рождения в 12– 16 градусов. Легкие плода заполнены жидкостью, которую вырабатывают клетки дыхательного эпителия. При движении ребенок по родовому каналу его грудная клетка сдавливается и фетальная жидкость вытесняется из дыхательных путей. При этом в грудной клетке создается отрицательное давление и атмосферный воздух засасывается в нее. Первые порции воздуха заполняют только те дыхательные пути, которые в процессе родов освободились от фетальной жидкости. Но затем воздух буквально врывается в легкие и расправляет их взрывоподобно.

Частота сердечных сокращений на первой неделе жизни у доношенного ребенка может колебаться в пределах от 100 до 175 ударов в минуту. При крике, пеленании, сосании она возрастает до 180–200, а во время дефекации, зевания, сна, напротив, снижается до 100 ударов в минуту.

Половые органы у здоровых доношенных детей имеют свои особенностей. У мальчиков яички опущены в мошонку, головка полового члена чаще скрыта под крайней плотью, размеры полового члена и мошонки индивидуальны. В норме у новорожденных мальчиков мошонка несколько увеличена в размерах. Это связано с водянкой яичек, которая проходит без лечения. Часто встречается эрекция полового члена, не являющаяся патологией. У доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые.

К моменту рождения морфологическое и функциональное созревание почек еще не закончено. С возрастом происходят изменения размеров и в некоторой степени положения органов мочевыделения. Так у новорожденных детей размеры почек относительно больше, чем у взрослых: отношение массы почек к массе тела новорожденного составляет 1:100, у взрослого человека – 1:200. Верхний полюс почки находится на уровне XI–XII грудного позвонка, нижний – на уровне IV поясничного позвонка. Емкость мочевого пузыря у доношенного новорожденного составляет до 50 мл, к году она увеличивается до 100–200 мл. Мочеиспускательный канал у новорожденных мальчиков по длине равен 5–6 см, у новорожденных девочек – 1–1,5 см, диаметр его больше, чем у мальчиков. Слизистая оболочка мочеиспускательного канала у детей тонкая, нежная, легкоранимая, складчатость ее слабо выражена.

У здорового новорождённого отмечается умеренный тонус сгибателей конечностей, согнутые руки и ноги в положении лежа на спине приподняты над поверхностью. Отмечаются стереотипные, симметричные спонтанные движения конечностей. Движения эти могут быть беспорядочными, принимать характер тремора и симметричных клонусов, которые считают нормой. В отличие от судорог тремор и клонусы прекращаются при удерживании конечности ребёнка рукой взрослого.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий