Как узнать, что именно болит у ребенка — детский невролог

Во-первых, необходимо отметить, что истинное повышение внутричерепного давления возникает в результате достаточно серьёзного ряда причин: объёмное образование головного мозга (аневризма сосуда, опухоль и т.д ), воспаление структур головного мозга, повышение продукции ликвора (спиномозговой жидкости), блок оттока ликвора (нарушение строения ликворсодержащих пространств, кровоизлияние в желудочки головного мозга и т.д.).

Во-вторых, любое из этих состояний характеризуется рядом симптомов, сопровождается повышением внутричерепного давления, которое проявляется стойким выраженным беспокойством ребёнка, нарушениями сна, аппетита, рвотой, выбуханием родничков и постепенным расхождением швов между костями черепа, прогрессирующим ростом размеров желудочков головного мозга по данным УЗИ головного мозга (НСГ — нейросонографии).

Если Вы заметили у ребёнка подобные симптомы, необходимо в строгом порядке обратиться к неврологу для исключения серьёзных заболеваний, проявляющихся данной симптоматикой. В то же время, существует ряд симптомов, которые зачастую служат основанием для постановки диагноза: внутричерепная гипертензия. Тем не менее, наличие у ребёнка лишь одного из них ставит диагноз «повышения внутричерепного давления» под сомнение.

Симптом Греффе (появление полоски белка (склеры) между верхним веком и радужкой глаза) достаточно распространённое явление у детей первых месяцев жизни. Это связано с некоторым несоответствием размеров глазницы и глазного яблока. В процессе роста, объём глазницы увеличивается, глазное яблоко занимает более глубокую позицию, и  полоска склеры над радужкой исчезает.

Прирост окружности головы служит для невролога ориентировочным признаком, по которому можно заподозрить внутричерепную гипертензию, при условии наличии других симптомов.

В норме наиболее активно окружность головы (ОГ) увеличивается в первые месяцы жизни: 1 мес. – до 3,5 см; 2 мес. — 2 см и 3 мес. – 2 см. Далее темпы снижаются и прибавка составляет в среднем по 1-1,5 см в месяц до 6 мес. У недоношённых детей эти темпы ещё выше. Представление о том, что прибавка составляет по 1-1,5 см в месяц ошибочно!

Не существует и абсолютных норм окружности головы. Правильно отталкиваться от показателей при рождении, ведь если при рождении окружность головы составила 33 или 35 см, а прибавка за 1 месяц – 3 см, то в итоге показатель к 1 мес. будет соответственно – 36 и 38 см, и оба значения являются нормой.

Увеличение размеров ликворсодержащих пространств по данным НСГ — нейросонографии

Превышение размеров на 1-2 мм, без каких-либо иных неврологических симптомов и динамики стоит рассматривать как возможную индивидуальную норму для конкретного ребёнка. Ведь мы не лечим данные УЗИ головного мозга (НСГ – нейросонографии), необходимо смотреть на всю ситуацию в комплексе.

Так же незначительное увеличение размеров вовсе не свидетельствует о повышении внутричерепного давления. Внутричерепное давление достоверно измеряется только при проведении пункции, а расширение ликворсодержащих пространств на нейросонографии (НСГ) говорит лишь об их расширении, а не о повышении внутричерепного давления. Ликвор заполняет расширенные пространства компенсаторно, что обеспечивает постоянство внутричерепного давления и  амортизационный эффект.

Носко Анастасия Сергеевна, к.м.н., врач-невролог.

image Прием ведёт:

Носко Анастасия Сергеевна

Кандидат медицинских наук

 

Cпециализация:

  • Неврология;
  • Ботулинотерапия.

С 2006 года активно применяет в своей практике препараты для проведения ботулинотерапии для коррекции повышения тонуса мышц у пациентов с ДЦП, последствиями инсультов, травм и нейроинфекций, спастической кривошеей, дистониями различного генеза. В процессе стажировки в Великобритании овладела уникальной методикой проведения инъекций под контролем УЗИ.

Образование:

  • ММА им. И.М.Сеченова по специальности «Лечебное дело»;
  • Клиническая ординатура по неврологии на кафедре «Неврология детского возраста» РМАПО (Москва);
  • Защита кандидатской диссертации в 2007 году.

Курсы повышения квалификации:

  • Специализация по клинической ЭЭГ (Школа клинической электроэнцефалографии и нейрофизиологии им. Л.А. Новиковой) и УЗ диагностике в педиатрии (РМАПО).

Достижения:

  • В 2011 году получила стипендию, учреждённую фондом Princess Diana Trust, для обучения в Великобритании молодых учёных, и прошла стажировку по контракту Clinical Fellow в Great Ormond Street Hospital (London): отделение неврологической инвалидности и ботулинотерапии им. Вулфсона и нейро-мышечного центра им. Дубовитца;
  • Член Европейского общества детский неврологов.

Опыт работы:

  • Сотрудник кафедры Неврологии детского возраста РМАПО, где ведёт преподавательскую и научную деятельность;
  • В период с 2006 по 2011 гг. — руководитель психо-неврологическим отделением Российского реабилитационного центра «Детство», специализирующимсся на диагностике и реабилитации детей с такими заболеваниями, как ДЦП, последствия травм ЦНС, нейроинфекций,  инсультов, нейро-мышечные заболевания, пороки развития ЦНС, синдром Дауна и нарушения ментального развития различного генеза.

Наверх

После рождения ребенка родители испытывают смешанные чувства: с одной стороны – радость, с другой стороны – страх за ребенка, особенно во время его первой болезни.

image

Даже небольшой кашель или сыпь могут стать поводом для волнения. Как понять, в каких случаях необходимо обратиться к врачу немедленно, в каких случаях можно дождаться планового осмотра педиатра, а в каких случаях поводов для тревоги нет?

Ниже представлены шесть симптомов, при появлении которых родители ребенка должны немедленно обратиться к врачу.

1. Синюшная окраска губ (цианоз)

Если у ребенка посинели губы, слизистая оболочка рта или язык – значит, организм ребенка испытывает недостаток кислорода. Такое состояние носит название цианоз.

Что делать

Если ребенок посинел, необходимо вызвать скорую помощь.

2. Затрудненное дыхание

Все дети время от времени издают хрипящие и стонущие звуки. Однако если у ребенка учащенное дыхание, или ему тяжело дышать (при этом он активно использует дыхательную мускулатуру и раздувает ноздри) – значит, у него дыхательная недостаточность.

Что делать

Немедленно вызвать участкового педиатра или скорую помощь.

3. Температура выше 38°C у новорожденных

Если ректальная температура у ребенка в возрасте до двух месяцев выше 38°C, необходимо вызывать участкового педиатра. Такое состояние может быть признаком любого заболевания, от простуды до менингита, поэтому врачи очень серьезно к этому относятся.

Что делать

У новорожденных температуру следует измерять только ректально, поскольку другие способы являются менее точными.

При повышении температуры у новорожденного следует вызвать участкового педиатра.

Чтобы установить причину повышения температуры, новорожденному может потребоваться госпитализация. В больнице ребенку проведут ряд исследований, при необходимости выполнят люмбальную пункцию, и назначат антибиотики.

У детей старше двух месяцев, имеющих более зрелую иммунную систему, повышение температуры не так опасно, как у новорожденных.

4. Прогрессирующая желтуха

Если кожа новорожденного начинает желтеть, значит, у него прогрессирующая желтуха. Она не всегда представляет опасность для ребенка. Существует физиологическая желтуха, которая проходит самостоятельно. Если желтушность не исчезает через определенное время после рождения или усиливается, ребенка необходимо обследовать.

Развитие желтухи связано с накоплением билирубина, который образуется в результате распада эритроцитов. Билирубин выводится из организма ребенка только после превращения в печени. Печень ребенка можно сравнить с печкой, которая медленно нагревается, но потом хорошо согревает.

После рождения печень ребенка работает достаточно медленно, поэтому в организме новорожденного накапливается билирубин и кожа приобретает желтушный оттенок».

Резкое повышение уровня билирубина приводит к повреждению головного мозга, что сопровождается судорогами и необратимыми изменениями.

Что делать

Для того чтобы билирубин выводился со стулом, многие врачи рекомендуют кормить новорожденного чаще.

Чтобы ускорить разрушение билирубина, используется фототерапия (облучение ультрафиолетом). Если же это не помогает, и уровень билирубина продолжает повышаться, новорожденному показано переливание крови.

5. Обезвоживание

Если у ребенка сухой подгузник, не исключено, что у него обезвоживание. Педиатры считают, что в первый день жизни ребенку нужен один подгузник, во второй – два и так далее до шестого дня, а затем – по шесть подгузников в день.

К другим симптомам тяжелого обезвоживания относятся сухость во рту, запавшие глаза и вялость.

Что делать

При признаках обезвоживания следует сразу же вызвать участкового педиатра. Для восстановления водно-электролитного баланса рекомендуется использовать раствор электролитов, а не воду. Поступление воды в организм может привести к падению уровня содержания натрия и, соответственно, появлению судорог.

6. Рвота желчью

Рвота у детей встречается достаточно часто. Она возникает при сильном кашле, плаче, переедании и остром расстройстве пищеварения.

Рвотные массы зеленоватого цвета или цвета кофейной гущи являются грозными симптомами.

Рвота желчью может быть признаком непроходимости кишечника, а рвотные массы цвета кофейной гущи – признак внутреннего кровотечения. В обоих случаях ребенку необходима срочная медицинская помощь. Рвота после травмы головы свидетельствует о сотрясении головного мозга. Однако вне зависимости от наличия или отсутствия рвоты, ребенка с травмой головы необходимо показать врачу.

Что делать

Немедленно вызвать участкового педиатра.

В любом случае, родителям стоит доверять своей интуиции и при необходимости обращаться за медицинской помощью.

Календарь развития

—>

Первый месяц особенно важен и для ребёнка, и для родителей. Новорождённый осваивается в этом новом странном мире, а взрослые привыкают заботиться о маленьком члене семьи. Адаптировавшись к новой реальности, родители начинают беспокоиться о развитии ребёнка: что ребёнок должен уметь в 1 месяц, правильно ли он растёт, здоров ли. В этой статье мы собрали все основные моменты, которые волнуют родителей в этот важный период.

Содержание:

Физическое развитие

Важно помнить: младенцы, родившиеся раньше срока, могут не точно следовать этапам развития. Это нормально. Они наверстают упущенное в срок. Как правило, недоношенным малышам нужен дополнительный месяц, чтоб догнать своих сверстников.

Рост

Не стоит пугаться, если ребёнок заметно похудеет в первые дни. Младенцы рождаются с избытком жидкости и обычно теряют при рождении около 10% веса. После, кроха будет стабильно набирать массу тела. В среднем в 1 месяц ребёнок прибавляет в весе 600 г и вырастает на 3 см. По данным ВОЗ, средняя норма веса младенца зависит от пола ребёнка.

Средние показатели веса и роста детей в 1 месяц:

Девочки Мальчики
Масса, кг Рост, см Масса, кг Рост, см
Возраст Средний показатель  Диапазон нормы Средний показатель Диапазон нормы Средний показатель Диапазон нормы Средний показатель Диапазон нормы
Новорождённые 3,300 2,800-3,800 49,5 48-51 3,500 3,000-4,000 50,4 48-52
1 месяц 4,100 3,500-4,600 53,5  51-56 4,300 3,600-5,000 54,5 52-57

Важно не с каким весом родился малыш, а насколько вес ребёнка соответствует сроку беременности.

Если ваш ребёнок немного меньше или больше нормы, паниковать не стоит. Важно, чтобы малыш рос и прибавлял в весе со здоровой скоростью. За этим должен следить врач, а дома (ради всеобщего спокойствия) лучше отказаться от детских весов. Кроме того, специалист во время планового приёма обратит внимание на такие важные показатели, как обхват головы и грудной клетки.

Средние показатели окружности головы и грудной клетки:

Возраст ребёнка Окружность головы в см Обхват груди в см
Новорождённый  33-36 32-36
1 месяц  35-38 33-38

Двигательная активность

Ребёнок обладает рядом врождённых безусловных рефлексов, часть из них исчезает со временем, часть становится основой для формирования других. В первый месяц жизни малыш малоактивен, а движение его конечностей хаотично, при этом у него ручки пока намного сильнее ножек.

У крепкого и здорового ребёнка возрастом 1 месяц наблюдаются следующие рефлексы:

  1. Сосательный. Он помогает малышу сосать грудь или соску.
  2. Защитный. При выкладывании на животик новорождённый приподнимает и поворачивает на бок голову.
  3. Хватательный. Если взрослый вложит в ладошку малыша палец, тот рефлекторно сожмёт его в кулак.
  4. Рефлекс опоры. Если поставить, поддерживая, малыша на твёрдую поверхность, он сделает несколько шагов.
  5. Рефлекс ползания. В положении лёжа на животе кроха делает попытки ползти.

Важно! Несмотря на то, что ребёнок уже вполне может удерживать голову, лёжа на животе, его шея не окрепла. Обязательно подкладывайте руку под голову ребёнка, когда поднимаете его.

Сон

Появление на свет – труд тяжёлый. Родителям детей, у которых нет проблем со сном, может даже показаться, что малыш первое время хочет только спать. Фактически новорождённые спят 15-16 часов в сутки.

Но не все малыши могут уснуть сами. Чтобы заснуть уставшему или перевозбужденному ребёнку потребуется помощь мамы. Конечно, месячного ребёнка невозможно научить жить по расписанию, однако чёткий режим дня облегчит жизнь и родителям, и малышу. Например, строгий режим «спать – есть – играть» работает для многих новорождённых. Со временем вы обнаружите, что соблюдение такого образа жизни превратится в предсказуемый распорядок дня.

Чувства и эмоции

Зрение

Особенность грудничков – нечёткое зрение. Отчетливо предметы и людей кроха пока видит на расстоянии 20-30 см. Т.е. лучше всего ребёнок видит ваше лицо в моменты кормления. Груднички предпочитают высококонтрастные предметы, которые легче увидеть. Однако это не означает, что нужно оформлять детскую исключительно в чёрно-белых тонах.

От яркого света ребёнок в 1 месяц уже начинает щурить глазки и пытается найти глазами его источник. Также у крохи появляется интерес к лицам родным. Сейчас они интереснее для него, чем игрушки. Поэтому старайтесь дарить крохе своё общение в моменты его бодрствования.

Если вы заметили, что глаза вашего ребёнка немного косят в попытке сфокусироваться – не стоит волноваться, ведь его зрение ещё не полностью развито. Однако если такой взгляд остаётся 3-4 месяца, лучше проконсультироваться у специалиста.

Слух

Слух новорождённого ещё развит не полностью, но некоторые звуки младенцы всё же распознают: особенно голоса своих родителей, к которым они привыкли внутриутробно. Также груднички реагируют на резкие и громкие звуки. Если вам кажется, что малыш совсем не обращает на звук внимание, обязательно сообщите об этом своему педиатру.

Обоняние и вкус

В это возрасте малыши, как и все дети, предпочитают сладковатый вкус, поэтому с таким удовольствием пьют грудное молоко. А если мама съела что-то острое или кислое, ребёнок может выразить недовольство плачем. У новорождённых хорошо развито обоняние. Им нравятся сладковатые ароматы, а запах молока матери они могут улавливать с первых дней жизни.

Питание

В первый месяц малыш на грудном вскармливании может есть 8-12 раз в день (примерно каждые 3-4 часа). Детям на искусственном вскармливании необходимо 6-8 приёмов пищи. Некоторые родители кормят грудничков по требованию, другие придерживаются расписания. В любом случае, когда кроха проголодается, вы узнаете сразу: он начнёт суетливо искать грудь/бутылочку.

Что можно есть ребёнку в возрасте 1 месяц?

Вопреки разнообразным советам, не стоит давать малышу ничего, кроме грудного молока, смеси или их комбинации. Его пищеварительная система совсем не готова принимать другую еду.

Стоит ли допаивать?

Большинство врачей рекомендуют подождать до полугода и только потом давать малышу воду. Из молока матери или смеси кроха получает все элементы и жидкость в необходимом количестве. При учёте, что он здоров и не перегревается.

Психоэмоциональное развитие

Эмоциональная связь с людьми, прежде всего с мамой, необходима для новорождённого. В этот период крайне важна оценка его психического развития. В 1 месяц ребёнок должен обладать следующими навыками:

  • кратковременно фиксировать взгляд на движущемся предмете;
  • сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете;
  • вздрагивать при резком звуке;
  • прислушиваться к голосу взрослого;
  • улыбаться в ответ;
  • улавливать звук колокольчика;
  • искать взглядом источник света;
  • издавать первые звуки.

Первые звуки больше похожи на кряхтение и являются своеобразной разминкой перед гулением. Но, безусловно, на данном этапе жизни у младенцев в основном один навык общения – плач. И пока это единственная возможность у ребёнка сказать: «Я хочу есть!», «Мне нужно сменить подгузник», «Я устал», «У меня что-то болит». Родители достаточно быстро учатся понимать своего малыша и находят способы, чтобы его успокоить.

Также в первый месяц малыш начинает улыбаться. И если этого ещё не случилось, ожидайте самую обаятельную улыбку в вашей жизни со дня на день.

Советы доктора Комаровского

Знаменитый педиатр Евгений Комаровский давно борется с навязанными стереотипами в плане ухода за детьми. Главное правило – полагаться на себя и здравый смысл, и не позволять окружающим омрачать непрошенными советами ваши будни. Мы выбрали 3 главных совета доктора Комаровского о новорождённых.

Пуповина

Задача родителей дать остатку пуповины контактировать с воздухом, чтобы она подсохла. Т.е. важно не кутать ребёнка, а устраивать ему дома воздушные ванны. Специально что-то делать с пуповиной не нужно.

Пеленание

В данном процессе нет ничего естественного и тем более полезного, говорит доктор. Ни одно живое существо на свете не пеленает своего детёныша, ограничивая его двигательную активность. Комаровский советует предпочесть распашонки и ползунки, хотя и не выступает против пелёнок. Тем более, что последняя гораздо дешевле подгузника.

Подгузники

Подгузники – средство облегчить родителям и самому малышу жизнь. А все доводы об опасности для здоровья подгузников – народный вымысел.

Частые проблемы и способы их решения. Когда стоит бить тревогу, а когда нет?

Как правило, пока мама или папа начинают беспокоиться по тому или иному поводу, советуются со знакомыми и ищут ответы в интернете, проблема исчезает сама по себе. Тем не менее, к небольшим недугам нужно быть готовыми, сохраняя спокойствие и здравый смысл.

Список самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются новорождённые в первый месяц жизни:

Запор

Частота стула у младенцев зависит от типа вскармливания. У детей, которые питаются смесью, стул должен быть дважды в день, а у младенцев на грудном вскармливании – чаще (до 10 раз). Однако у последних стула может и вовсе не быть пару дней – это также является нормой.

Распознать проблему просто: если живот у ребёнка твёрдый и вздутый, кал твёрдый, а сам процесс дефекации причиняет малышу боль, у ребёнка запор.

Для лечения деликатной проблемы важно определить её причину. Вот лишь некоторые из них:

  • отсутствие жидкости (особенно в жару, когда воздух очень сухой);
  • питание кормящей матери или неподходящая для ребёнка смесь;
  • заболевания ЖКТ;
  • рахит и гипотиреоз (нехватка витаминов и микроэлементов может привести к запору с первых дней жизни);
  • стресс;
  • простудные заболевания или инфекции (высокая температура мамы может спровоцировать запор).

Насморк, заложенность носа и кашель

Заложенный нос и покашливания – нередкие спутники младенцев. Первое, что нужно сделать родителям – отрегулировать влажность в помещении. Ваши главные помощники: частые проветривания, влажная уборка и увлажнитель в помещении, где находится ребёнок. Если этого недостаточно, обратитесь к врачу, чтобы исключить инфекцию и аллергию.

Опрелости

Почти каждый ребёнок в подгузнике в какой-то момент испытывает раздражение кожи. Лучшее лекарство здесь – профилактика. Меняйте подгузник каждые 3 часа и чаще при необходимости. Если раздражение уже появилось, используйте специальный крем при смене подгузника. Большинство опрелостей носит временный характер и быстро проходят. Тем не менее вот несколько советов, которые помогут избежать этой проблемы:

  • отрегулируйте температуру дома – она не должна быть выше 22-23°С;
  • попробуйте сменить марку подгузников или средства, которым вы моете малыша;
  • обращайте внимание на состав детской косметики – она должна быть органической и натуральной без вредных химических веществ и гормонов.

Читайте также Вся правда о детских экопродуктах: как не ошибиться при выборе?

Корочки на голове

В первый месяц родители замечают чешуйки на коже головы грудничка. Специально избавляться от них не нужно. Всё, что можно сделать – смазать кожу головы малыша натуральным маслом, например, арганы или кокоса и вычесать корочки щёткой. Но даже если ничего не делать, ближе к году корочки сами сойдут на нет.

Детские прыщи

Многие родители удивляются, когда у ребёнка через пару недель после рождения появляются прыщи или сыпь. Это может быть реакцией на колебания уровня гормонов в организме. Будьте уверены, что явление носит временный характер и требует нежного мытья и избегания лосьонов и кремов на поражённых участках. Прыщи трогать нельзя, чтобы не вызвать инфекцию.

Колики

К сожалению, эта беда редко обходит стороной новорождённых. Для начала, кормящей маме нужно обратить внимание на своё питание и исключить газообразующие продукты. При искусственном вскармливании можно попробовать сменить смесь. Кому-то помогает тёплая грелка на животик в период беспокойства, кому-то – подержать грудничка столбиком, чтобы с отрыжкой вышел лишний воздух. Если беспокойство малыша лишь усиливается, проконсультируйтесь с врачом: нужно исключить аллергию, заболевания органов ЖКТ и неврологические проблемы.

Когда стоит обращаться к врачу?

Как правило, всё перечисленное выше – временные трудности, которые проходят сами. Однако есть моменты, на которые следует обращать особое внимание. Консультация врача необходима, если вы заметили, что ребёнок:

  • плохо сосёт, медленно ест;
  • не мигает при ярком свете;
  • не фокусируется и не следит взглядом за движущимся объектом;
  • вялый и (или) почти не двигает руками и ногами;
  • спокоен и не плачет, но при этом его нижняя челюсть постоянно дрожит;
  • не реагирует на громкие звуки.

Как способствовать развитию месячного малыша: советы родителям

Время, проведённое с родителями, самое полезное и приятное для малыша. Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь в развитии вашему крохе:

  1. Играйте с новорождённым. Через игру малыш познает окружающий мир.
  2. Развивайте мышцы: 1-5 минут игры на животике (тактильные игры, разглядывание контрастных картинок, погремушки) укрепляют мышцы шеи и живота.
  3. Обеспечьте крохе чувство безопасности: маленький человек должен быть уверен, что все его потребности с первых дней жизни будут удовлетворены.
  4. Разговаривайте со своим малышом, пойте ему песенки, больше улыбайтесь.
  5. Делайте ребёнку лёгкий массаж: вашему крохе с первых дней нравятся мягкие прикосновения.

Всем известно – малыши растут слишком быстро. И если со здоровьем крохи всё в порядке, не стремитесь составлять чек-лист по его развитию. Будьте рядом и наслаждайтесь каждым моментом его взросления.

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Читайте также Календарь развития Ребёнку 6 месяцев: нормы развития и первые успехи

Ребёнку полгода! Это дата, которую родители воспринимают по-особенному. Кроха растёт не столь стремительно, как в…

Календарь развития Ребёнку 2 месяца: что должен уметь двухмесячный малыш?

Вашему ребёнку 2 месяца. Именно этот период жизни радует и удивляет родителей: всего пару недель…

Календарь развития Развитие ребёнка в 9 месяцев: нормы и рекомендации

Девять месяцев — тот возраст, когда уже можно определить характер своего малыша. Девятимесячные дети отличаются…

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Мобильное приложение «Где мои дети» Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас. Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Загрузить приложение

—>

Срыгивания

Асимметрия головы

Неонатус Санус /Блог /Груднички /Тревожный младенец Тревожные дети часто плачут, могут быть беспокойными и раздражительными, периодически вздрагивают, особенно от громких звуков, подолгу не могут заснуть, часто просыпаются ночью, теребят себя за ушки, царапают лицо. Обычно такие малыши чувствуют себя более комфортно, когда их носят на руках.

Важно понимать, что тревожное поведение ребёнка не является проявлением характера или капризов. Практически всегда это обусловлено определенными причинами. Дети могу страдать головными болями, так же как и взрослые. Эти боли вызываются чаще всего сохраняющимися последствиями родовой травмы.

После стремительных родов часто отмечается беспокойство и раздражительность в поведении у младенца. Ребёнок, который «застрял» в родовом канале, или имел обвитие пуповины вокруг шеи, становится пугливым и нуждается в постоянном внимании со стороны мамы. Большую часть времени такие дети предпочитают проводить в вертикальном положении на руках.

Эти симптомы указывают на дискомфорт в голове, который ребёнок испытывает из-за сохраняющихся послеродовых деформаций. Сохраняющаяся компрессия черепа может передаваться через оболочки мозга к самому веществу головного мозга. Напряжение мозговой оболочки способствует венозному застою и повышению внутричерепного давления, что может сопровождаться головной болью у ребёнка.

Остеопатическое лечение делает возможным избавить ребёнка от сохраняющейся послеродовой компрессии головы, а также создаёт оптимально нормальные условия для функционирования нервной системы и развития малыша. При этом исчезает необходимость в назначении каких-либо препаратов.

Клинический пример лечения беспокойного ребенка в нашем остеопатическом центре

В 4 месяца и 10 дней мы впервые познакомились с Мироном, которого родители привезли к нам из города Норильск. Их очень беспокоил сон ребёнка: спал он только с мамой, просыпаясь при этом каждый час. Также родители обратили наше внимание на асимметрию черепа у ребёнка. Родился ребёнок в результате срочных родов с применением эпидуральной анестезии. В первые дни жизни отмечалось вялое сосание, во время УЗИ головного мозга были выявлены постгеморрагические проявления.

Во время остеопатического осмотра действительно была выявлена асимметрия черепа, отмечался наклон головы влево и ротация вправо, отмечался выраженный гипертонус мышц.

В результате остеопатического лечения имеющиеся нарушения были устранены и состояние Мирона значительно улучшилось, он стал спокойнее, сон нормализовался, появился скачок в двигательном развитии.

Видеоотзыв доступен по ссылке

Записаться на прием

Ваше сообщение успешно отправлено.

Консультации специалистов

  • Консультация психиатра
  • Консультация психотерапевта
  • Консультация психолога
  • Консультация сексолога
  • Консультация в Skype

Мы лечим

  • Осенняя депрессия
  • Гормональные расстройства
  • Депрессии
  • Фобии/Страхи
  • Панические атаки
  • Зависимости
  • Шизофрения
  • Детско-Подростковые проблемы
  • Сексуальные расстройства
  • Психологические проблемы
  • Помощь при транcсексуализме
  • Психиатрическое освидетельствование

Весь раздел Наши методы

  • Психологические тесты
  • Психофарматерапия
  • Психологическая диагностика
  • Психодинамическая психотерапия
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Групповая психотерапия
  • Когнитивно-бихевиоральная терапия
  • Бихевиоральная психотерапия
  • Арт терапия
  • Гештальт психотерапия
  • Электроэнцефалография
  • Биологическая обратная связь

Весь раздел

imageУмственная отсталость у детей – это  низкие интелектуальные и познавательные способности, обусловленные патологиями головного мозга. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях при выраженной умственной отсталости, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, как правило страдает эмоциональная и волевая сфера.

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается, лишь при тяжелой и глобокой умственной отсталостью;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры. Труд такой ребенок выбирает очень легкий;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, при выраженной умственной отсталости он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.image

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. 

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

imageОтсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая степень умственной отсталости

При легкой умственной отсталости наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейimageшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая степень умственной отсталости

Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает мало развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

Внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. 

Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Во взрослом состоянии признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных интернатах.

Глубокая степень умственной отсталости

Глубокая умственная отсталость является наиболее выраженной формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции не развиты. Сильно нарушена координация движений, отмечаются эмоциональные расстройства. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.image

Умеренная и тяжелая умственная отсталость

Такие дети медлительны формирование отвлеченных понятий недоступно. Память, внимание, восприятие реальности резко снижены. К школьному обучению и труду неспособны. Обучаются лишь элементарным навыкам самообслуживания. Речь представленна отдельными словами и короткими фразами (при умеренной умственной отсталости), либо отстутствует.  Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний, а также генетический причины.

Обучение и воспитание

image Способными к обучению являются дети с такой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

 Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

 

—>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий