Как правильно сделать клизму новорожденному, грудничку и ребенку старшего возраста в домашних условиях?

Содержание

30 июля 2016 в 09:00 Психолог рассказывает «Летидору», как вырастить интеллектуала. А начинать это делать нужно с младенчества…

Интеллекта с рождения не бывает, но можно с самого рождения способствовать его развитию. Оксана Баркарова, психолог, нейропсихолог, специалист по работе с психосоматическим заболеваниями, руководитель Центра психологического консультирования и нейропсихологической коррекции «Парус», рассказывает «Летидору», как вырастить интеллектуала.

«Действительно, обожая своего ребенка, родители часто приписывают ему качества, которыми он еще не обладает. Дело не в том, что у ребенка нет интеллекта, а в том, что в возрасте до года у малыша еще не сформировались мозговые структуры, которые впоследствии отвечают за развитие этого самого интеллекта, то есть нет базы, на которой он должен формироваться. Под интеллектом обычно понимают качество психики, способность человека адаптироваться к новым ситуациям и обстановке, способность приобретать опыт и обучаться на его основе, а также использовать приобретенные знания в окружающей среде.

Именно поэтому первый год жизни очень важен в развитии детей. В этот период у малыша продолжают формироваться и функционировать различные зоны коры головного мозга. От деятельности этих зон и нервной системы в целом будет зависеть дальнейшее развитие ребенка, а в будущем – и уровень его интеллекта. Ведь интеллект – это общая способность к анализу и решению задач, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. А развитие познавательных способностей зависит от уровня работы головного мозга.

Самое главное, помнить, что основой развития ребенка является постоянный контакт с другими людьми.

Умственное развитие ребенка первого года жизни определяется, в основном, такими сферами: моторика, восприятие, эмоции, речь.

Мифы и факты о детском мозге

Как играть с ребенком, если не интересно?

9 правил для гармоничного развития ребенка

  1. В развитии ребенка важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Примерно в три месяца ребенок способен удерживать голову в вертикальном положении, а к четырем делает это уверенно и с удовольствием поворачивает ее на голос мамы или увидев яркую игрушку.

Полезно. Чтобы развивать этот навык, делайте гимнастику: поверните ребенка на живот, свою руку положите на подбородок ребенка, а другой рукой прикоснитесь к стопам ног. В ответ малыш начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.

  1. Когда взрослые берут младенца на руки, он чувствует себя под надежной защитой. Кроме того, когда ребенок находится в вертикальном положении, он получает другую точку обзора и видит окружающую обстановку с совершенно другого ракурса. Это очень важно для психического и физического развития.

Полезно. При любой возможности берите малыша на руки, легко подбрасывайте его, раскачивайте в воздухе, играйте в «самолет».

  1. Владение речью – одна из основ интеллекта. Стимулировать развитие речи у ребенка можно только постоянно общаясь с ним. Ребенок внимательно слушает взрослого и в возрасте после полугода способен отличать эмоциональную окраску речи родителей.

Полезно. Как можно чаще говорите с малышом, пойте ему песенки, русский фольклор в этом отношении очень богат. Важна ответная реакция малыша – улыбка, смех.

  1. Свои первые звуки ребенок начинает произносить уже в два месяца, вскоре он будет «агукать». Очень важно, чтобы между малышом и взрослыми возник диалог. День ото дня это диалог будет происходить на все более высоком уровне развития, что стимулирует формирование речи.

Полезно. Активно реагируйте на агуканье и гуление малыша, обязательно отвечайте ему.

  1. С самого рождения ребенка должны окружать яркие предметы, чтобы он мог наблюдать за ними, проявлять интерес и по мере развития тянуться к тому, что его заинтересовало.

Полезно. Всячески стимулируйте ребенка двигаться – малыш может тянуться за красивой игрушкой, ползти за ней. Прикрепите на бортик кроватки развивающие панели.

  1. Примерно в 8 месяцев ребенок начинает самостоятельно вставать в кроватке. В этот момент он начинает осваивать новую игру – бросать игрушку на пол с тем, чтобы взрослые поднимали, а ребенок снова бросал ее на пол. Ребенок начинает оценивать результат своих действий и следит за реакцией родителей.

Полезно. Старайтесь играть с малышом – привлекайте внимание к погремушкам, разрешайте бросать предметы, учите перекладывать из одной руки в другую.

  1. Важно, чтобы у ребенка игрушки были сделаны из разных материалов: мягкие, резиновые, деревянные. Тактильные ощущения очень важны для развития мыслительной деятельности ребенка.

Полезно. Покажите ребенку детали игрушек, например, на игровой панели – детали, которые шуршат, кнопки, при нажатии которых слышна мелодия, колесики, которые можно прокручивать, и т. д. Пусть малыш ощупывает игрушки, познает форму предметов.

  1. Очень полезна развивающая гимнастика: потягивание ручек, сгибание ножек, вращательные движения стопами и кистями. Массаж также полезен для развития психомоторных навыков малыша.

Полезно. Освойте элементарные навыки так называемого материнского массажа. Делайте его теплыми руками с использованием специальных детских масел. Этот простой массаж можно выполнять каждый день. В отличие от профессионального массажа, материнский выполняет скорее функцию общения с малышом. Поглаживая кроху, можно приговаривать нежные слова, рассказывать сказки, читать потешки, стихи.

  1. По мере взросления ребенка нужно соблюдать размеренный распорядок дня и приемов пищи. Благоприятным для психического развития младенца является кормление с определенным ритмом. В этом случае ребенок будет уверен, что мама обязательно придет и покормит его. Это создает ощущение спокойствия и надежности, развивает ощущение времени.

Полезно. Если в самом начале вы кормите младенца исключительно по требованию, то постепенно ребенок начинает получать пищу в определенное время. Постарайтесь привыкнуть к режиму дня и следовать ему».

Формирование мозга ребенка: раннее развитие и билингвизм

Смелые теории Гленна Домана: «бесполезные» эмоции и раннее развитие

Методика обучения чтению: слоги, «ребус-метод» и карточки Домана

Семейный гороскоп

Прививки — это важный шаг в жизни ребенка и серьезное испытание для родителей. Существует множеством мифов, которые не только осложняют уход за ребенком до и после вакцинации, но и отвлекают внимание родителей от действительно важных моментов, связанных с прививками.

Перед тем как сделать прививку

Принимая во внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев, прививки хорошо переносятся здоровыми детьми без всякой подготовки и предварительного лечения, самым важным пунктом в подготовке ребенка к прививке является определение противопоказаний к прививкам, то есть тех случаев болезни у ребенка, при которых прививка может дать серьезные побочные реакции. Противопоказания и предосторожности для вакцинации, в некоторых случаях проведение вакцинации у детей либо категорически запрещено, либо должно быть отложено на более поздний срок. Чтобы правильно оценить противопоказания и предосторожности для проведения вакцинации у ребенка важно следовать календарю вакцинации и знать заранее, какая прививка и когда должна быть поставлена ребенку. Перед тем как поставить ребенку прививку и в день вакцинации прочтите, какие противопоказания и предосторожности связаны с введением той или иной прививки и убедитесь в том, что у ребенка нет никаких противопоказаний для введения прививки. Если определение некоторых противопоказаний или предосторожностей вызывает у вас затруднение (например, насколько опасна у ребенка простуда или кашель) – покажите его врачу. Вслепую отказываться от прививки из-за легкого насморка или кашля не следует – это только сорвет план вакцинации.

Подготовка ребенка к прививке Необходимая подготовка ребенка к прививке обычно гораздо проще, чем принято считать

Питание ребенка За несколько дней до вакцинации не следует вводить в рацион ребенка новые продукты питания. Если ребенок находится на грудном вскармливании – матери лучше отказаться от новых продуктов и питаться как обычно. Это поможет избежать возникновения аллергических реакций, которые могут быть спутаны с действием прививки. Профилактический прием антигистаминных лекарств и жаропонижающих средств Прием антигистаминных препаратов (например, Супрастин) за день до прививки рекомендуется только в случае детей, страдающих различными проявлениями аллергии (крапивница, атопический дерматит, астма), или у которых прошлая доза прививки вызвала появление сильного отека, покраснения и боли на месте инъекции. Назначение антигистаминных препаратов ребенку следует обсудить с врачом. Для того чтобы профилактическое лечение было эффективным важно правильно подобрать дозу лекарства в зависимости от силы аллергии и массы тела ребенка. Профилактический прием жаропонижающих средств не рекомендуется. Исключение составляют только дети склонные к фебрильным судорогам, которым следует дать жаропонижающее средство непосредственно перед прививкой или сразу после прививки. Перед тем как пойти на прививку убедитесь в том, что лекарства есть у вас дома (Парацетамол в свечах или в сиропе в дозировке соответствующей возрасту ребенка и Супрастин).

Сразу перед прививкой

Непосредственно перед прививкой расспросите врача о том, какую прививку или прививки получит ребенок и том, какие побочные реакции могут возникнуть после такой прививки и что следует предпринять по их поводу.

В момент прививки и сразу после прививки

В момент прививки постарайтесь подержать ребенка и успокоить его после инъекции. Обычно дети грудного возраста быстро успокаиваются, если их приложить к груди (после живой оральной прививки против полиомиелита нельзя кормить или поить ребенка в течении часа), а дети постарше – если им предложить игрушку (игрушкой лучше запастись из дому).

Сразу после прививки

Сразу после прививки не спешите покидать поликлинику. Если врач не предложил вам – вам следует по собственной инициативе остаться в поликлинике еще на 10-15 минут. Такая предосторожность связана с риском возникновения коллапса или сильных аллергических реакций на прививку (анафилактический шок). Несмотря на то, что такие реакции возникают исключительно редко, возможность их развития всегда следует иметь в виду.

Уход за ребенком в последующие дни после прививки Уход за ребенком после прививки заключается в следующем

Питание ребенка после прививки В течение нескольких дней после прививки следует воздержаться от введения в рацион ребенка или кормящей матери новых продуктов. После прививки, особенно если у ребенка есть температура, понос или рвота, следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно жидкости. Не переживайте, если в течение 2-3 дней после прививки у ребенка нет аппетита.

Лечение температуры и профилактика аллергии после прививки

Повышение температуры это нормальная реакция организма ребенка на прививку, которая означает, что иммунная система отреагировала на прививку и начинает вырабатывать иммунитет (однако отсутствие повышенной температуры после прививки не означает, что прививка оказалась неэффективной). В случае совершенно здоровых детей не следует сбивать температуру после прививки, если она не превышает 38, 5С. В случаях более значительного повышения температуры, а также когда температура держится на уровне 38,5 С вечером, ребенку следует дать жаропонижающее. Для лечения температуры после прививки рекомендуется использовать Парацетамол. В качестве жаропонижающего средства у детей ни в коем случае нельзя использовать Аспирин.

В случае детей со склонностью к фебрильным судорогам следует начать лечение температуры при повышении ее выше 37,5 или дать ребенку жаропонижающее до появления температуры, если так посоветовал невропатолог, наблюдающий ребенка.

Профилактика аллергических реакций после прививок показана только в случае детей склонных к развитию аллергии. В таких случаях рекомендуется использовать Супрастин или другое антигистаминное лекарство по назначению врача.

Лечение покраснения и отека на месте инъекции

Большинство прививок приводят к появлению более или менее выраженного покраснения или отека на месте инъекции. Наиболее выжженная местная реакция на введение прививки наблюдается в случае АКДС (покраснение, отек и болезненность на месте инъекции) и БЦЖ (образование долго незаживающей язвочки). В случае всех типов прививок рекомендуется воздержаться от любого локального лечения покраснения или отека на месте инъекции. Если ребенок расчесывает место инъекции, его можно покрыть легкой марлевой повязкой. На месте АКДС нередко образуется уплотнение, располагающееся в глубине мышцы – «шишка». Часто такое уплотнение бывает болезненным, и ребенок легко прихрамывает на одну ножку (если прививка была введена в бедро). Образование плотной «шишки» после АКДС считается нормальной реакцией и не требует никакого лечения. В течение нескольких недель шишка самостоятельно рассасывается.

Можно ли купать ребенка после прививки?

Если после прививки у ребенка нет температуры, его можно купать, без всяких опасений намочить прививку. Место прививки, однако, лучше не растирать мочалкой. Исключение составляет только проба Манту (это не прививка) которую нельзя мочить или растирать до чтения результатов.

Можно ли гулять с ребенком после прививки?

Прививка не является противопоказанием для прогулок и игр на улице. Прогулки после прививок совершенно безопасны, если у ребенка нет температуры и он хорошо себя чувствует.

Понос и рвота после прививки

Из-за высокой чувствительности вегетативной нервной системы детей к любым раздражителям после прививок нередко наблюдаются отдельные эпизоды рвоты или короткие эпизоды поноса. Ни однократная рвота, ни кратковременный понос не должны вызывать беспокойства и не требуют никакого специального лечения.

Первый месяц — самый важный в жизни малыша Он только родился и все, с чем он сталкивается для него в первый раз. Поэтому очень важно в это время адаптировать все условия, чтобы ребенку было хорошо и комфортно.

Первый месяц свой жизни малыш проводит между сном и едой, время бодрствования у него примерно 6-8 часов.

Очень важно, чтобы помещение, в которой находится малыш, было хорошо проветрено, температура держалась примерно 20-22 градуса, влажность воздуха составляла больше 40 процентов. Если ребенок родился в холодное время года, когда уже используется отопление, рекомендуется использовать увлажнитель воздуха.

Что первым делом делать с ребенком

Лучшее, что может мама сделать для своего замечательного малыша — это кормить его грудью, ведь в молоке содержатся все необходимые питательные элементы, которые прямым образом влияют на здоровье ребенка. В первое время малыша нужно кормить очень часто, примерно каждые три часа. Малыша после кормления желательно некоторое время держать вертикально, чтобы он срыгнул.

Ежедневное умывание для малыша также необходимо, как и для взрослого. Необходимо взять ватный диск, смочить в кипяченой воде комнатной температуры и протереть глазки. Нос и ушки очищают специальными ватными палочками с ограничителями. Тут главное не переусердствовать и не залезать глубоко, а очищать только то, что по краям.

Ногти малышам начинают подстригать, начиная с третьей недели. Необходимо использовать специальные ножницы для новорожденных — у них тупые концы и они исключают травмы. Новорожденные детки могут случайно себя поцарапать, во избежании этого, рекомендуется надевать детские рукавички.

Купаем и подмываем новорожденного

Малыша нужно подмывать по мере необходимости. Делать это лучше сразу после того, как он сходил в туалет. Даже если ребенок сходил «по-маленькому», его необходимо подмыть , а подгузник — сменить. Если у малыша частый стул, то рекомендуется использовать крем под подгузник, чтобы не было раздражения. Также рекомендуется устраивать ребенку воздушные ванны. Когда нет возможности подмыть малыша теплой водой, рекомендуется использовать специальные влажные салфетки для детской гигиены, у них особый состав и нейтральный PH баланс, они не пересушат кожу малыша.

Необходимо уделять тщательное внимание пуповине малыша. Ее необходимо обрабатывать два — три раза в день ватной палочкой, смоченной в растворе перекиси водорода. Купать малыша рекомендуется после того, когда отпала пуповина. До этого времени рекомендуется протирать тело малыша тряпочкой, смоченной в теплой воде. Температуру воды рекомендуется держать 36-37 градусов , постепенно снижая ее до 30. Температура в помещении, где купается малыш, должна быть не ниже 22 градусов. Необходимо заранее приготовить вещи, в которые вы будете переодевать ребенок. Во время купания нужно убедиться, что вода не попадает в глаза, нос или рот. После купания рекомендуется увлажнить кожу малыша специальным детским кремом или маслом.

Прогулки для малыша

Прогулки очень важны для формирования иммунитета малыша, но гулять нужно аккуратно и постепенно увеличивать время пребывания на свежем воздухе. В первый месяц особенно важно следить, чтобы зимой ребенок не переохладился, а летом не перегрелся. Терморегуляция у младенцев в первый месяц еще не налажена, поэтому мамочке в этом вопросе нужно быть вдвойне осторожной.

Первый месяц жизни новорожденного (3-4 недели) называется «периодом новорожденности». Он начинается появлением малыша на свет и заканчивается возникновением у него первой улыбки. Какие основные умения закладываются в этот период? О чем нужно знать, чтобы не упустить возможности?

image

Новорожденный ребенок бодрствует лишь 20-30 минут (к концу первого года жизни это время увеличится до 3-3,5 часов!!!). 80% времени суток он спит. Просыпается малыш от голода или неприятных ощущений. Резкой границы между сном и бодрствованием еще нет. Движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим.

Но у новорожденного ребенка уже есть огромный и очень важный опыт жизни в утробе мамы. Современные исследования убедительно доказывают, что околоплодные воды проводят звуки. Поэтому звуки материнского голоса становятся малышу близкими и родными еще до его рождения! И уже во внутриутробном развитии закладываются благоприятные предпосылки для развития речи. Вот  почему важно, ЧТО слышит беременная женщина – музыку, добрые слова или что-то другое. И вот почему врачи, педагоги, психологи рекомендуют расширять слуховой опыт еще не родившегося малыша звуками природы, народной и классической музыки, игры на музыкальных инструментах. А с первых минут жизни советуют маме начать разговаривать с ребенком и петь ему простые песенки!

Исследования деятельности мозга новорожденных детей (Э.А. Александрян, Т.П. Хризман) установили, что младенец всегда выделяет голос матери среди всех других звуков. Этот голос вызывает у малышей активность сразу же двух анализаторов  — зрительного и слухового. Причем новорожденный ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем другим звукам. Поэтому именно мама должна петь ребенку колыбельные песенки, пестушки, потешки, разговаривать с ним, играть, забавлять. И чужой для ребенка голос диктора или певца с аудиодиска, какой бы это ни был профессиональный диктор или певец, никогда не сможет заменить малышу голос мамы, знакомый ему еще до рождения!

Основная задача периода новорожденности – задача адаптации малыша к окружающему миру. Но  уже в этот период важно решить несколько задач развития ребенка, связанных с развитием у него зрительного и слухового анализаторов, с закладыванием основы для дальнейшего благополучного развития малыша.

Задачи развития в первый месяц жизни новорожденного.

Задача развития ребенка 1.

К  1 месяцу жизни научить малыша фиксировать взор на предмете, сосредотачиваться на нем. Одновременно формируется и умение сводить на одном предмете зрительные оси обоих глаз. Эта способность называется «конвергенция».

Задача развития ребенка 2.

Учить следить глазами за движением предмета в разных направлениях и в разном темпе – то замедленно, то побыстрее.

Задача развития ребенка 3.

К 1 месяцу жизни сформировать у ребенка умение прислушиваться к звукам.

Задача развития ребенка 4.

Научить малыша смотреть длительно на маму, когда она с ним разговаривает, сосредотачиваться на ее лице.

Мама должна пытаться поймать блуждающий рассеянный взгляд малыша, улыбнуться ему, погладить и начать разговаривать с ребенком!

Очень важно, чтобы с первых дней жизни новорожденного мама непрерывно разговаривала с малышом во время его бодрствования – купания, кормления, переодевания на прогулку, укладывания спать: «Давай снимем рубашечку. Вот как мы купаться будем. Ай, ты моя хорошая!», «Вот и Ирочка проснулась! Давай я тебе ручки поглажу, ножки поглажу. Сейчас я тебя покормлю» и т.д. Говорить следует нараспев, не спеша. Хорошо если мама малышу расскажет стишок или споет песенку. Не помните слова? Всегда можно написать слова на листок бумаги и прикрепить к стене над кроваткой. А еще – всегда можно додумать свои собственные слова, пусть наивные и не совсем в рифму, но зато идущие от души.В разговоре или песенке можно менять тембр голоса от высокого к низкому. Очень важно смотреть при этом в глаза ребенку, говорить с ласковой интонацией.

Эти разговоры с новорожденным ребенком, содержание которых малыш еще не понимает, – база для благополучного психического развития и здоровья. Младенцы, лишенные таких диалогов с мамой, в дальнейшем часто отстают в развитии от сверстников (особенно в развитии речи). Раньше без таких разговоров, которые вели мамы или бабушки с малышом, просто не мыслился уход за младенцами. О полезном опыте наших прабабушек вы сможете узнать из статьи «Русские традиции пестования младенцев».

Задача развития ребенка 5.

Способствовать появлению к 1 месяцу первой осознанной улыбки в ответ на ласковый голос мамы.

Нужно отличать улыбку физиологическую и осмысленную. Физиологическая улыбка появляется уже в первые дни жизни малыша. Это просто растяжение мышц в состоянии сытости и комфорта. Она означает, что малышу хорошо. Но она еще никак не связана с мамой. Осмысленная же улыбка появляется примерно на четвертой  неделе первого месяца жизни новорожденного. Вот как о ней пишет В. В. Ветрова – исследователь детского развития в раннем возрасте – в своем дневнике наблюдения за сыном:

«1 месяц 2 дня. Сегодня мы заметили явную улыбку, уже не связанную с ситуацией кормления. Мы показали ребенку погремушку… Играя с погремушкой, мы на все лады обращались к малышу с ласковыми словами, называли по имени…И вдруг увидели, как неловко поднялся уголок верхней губы, как стал растягиваться ротик, затем ребенок замер на мгновение и следом за этим обнажил свою беззубую челюсть. Это произошло так неожиданно, что мы сначала не поняли, что это – первая улыбка, вызванная общением, нашим воздействием и символизирующая определенный этап в развитии – окончание состояния новорожденности. Именно в этот день я впервые увидела у ребенка веселые глаза – для меня эта улыбка стала чем-то осмысленным, тогда как улыбка первая, физиологическая, протекала на фоне совершенно бессмысленного взгляда».

Какие игрушки нужны в первый месяц жизни новорожденного?

Новорожденный ребенок еще не умеет длительно смотреть на один предмет. Поэтому ему легче воспринимать предмет, когда в поле зрения отсутствуют другие отвлекающие его объекты. Поэтому для развития малыша полезнее показывать ему одну яркую игрушку, а не развешивать гирлянды разноцветных погремушек и движущиеся модули с ворохом фигурок. Гирлянды и модули понадобятся чуть позже, когда закончится период новорожденности.

На каком расстоянии нужно показывать новорожденному игрушку? На каком расстоянии ее подвешивать?

Нужно запомнить правило – до двух – двух с половиной месяцев игрушку надо показывать и вешать на расстоянии не ниже 50 см над грудью ребенка. Иначе можно спровоцировать у него косоглазие.

Как учить ребенка следить взглядом за игрушкой?

Для этого нужен набор игрушек разного цвета (обязательно яркого) и разной формы без мелких деталей. Игрушки для проведения упражнений надо  менять, чтобы они не надоедали малышу и вызывали его интерес.

Шаг 1. Ежедневно в течение одной —  двух минут показывать малышу крупную (8-10см) игрушку, перемещая ее в разных направлениях. Можно приближать и удалять игрушку на расстояние от 50 до 70 см от глаз ребенка. Сначала младенец учится отслеживать горизонтальное движение игрушки. Когда у него это начнет получаться, начинают включать вертикальное движение игрушки. Постепенно скачкообразное слежение взглядом за игрушкой сменится плавным. Это означает, что развивается координация движений глаз.

Шаг 2. Когда малыш научится четко следить взглядом за игрушкой, надо учить его сосредотачивать взгляд на предмете. Для этого при перемещении игрушки ее периодически останавливают. И ребенок сосредотачивает не ней взгляд. После этого упражнения игрушку подвешивают в кроватку для рассматривания. И затем убирают. Но нет необходимости подвешивать игрушки в детскую коляску, в которой ребенок спит на воздухе.

Шаг 3. Покачивать подвешенную игрушку, чтобы малыш смог сосредоточить взгляд на крутящейся игрушке.

Что чувствует новорожденный ребенок?

Ответ на этот вопрос попыталась дать Вирджиния Сатир – известный психолог и психотерапевт в книге «Психотерапия семьи». От лица двухнедельного новорожденного она ведет свой рассказ так:

«Обычно мама с папой замечают, когда я плачу. Это хорошо, когда они знают, что мне плохо, не колет ли что-то в кроватке, не болит ли животик, нет ли у меня запора и не одиноко ли мне лежать. Они берут меня, качают, кормят, веселят. Я знаю: они хотят, чтобы мне стало лучше.

Очень плохо, что мы не говорим на одном языке. Порой мне кажется, они хотят, чтобы я замолчал, чтобы заняться какими-то своими делами. Они немножко покачают меня, будто я кошелка с овощами. Я догадываюсь, что у них есть другие дела. Иногда мне кажется, что я их раздражаю. Но я вовсе не хочу, чтобы так было. И не могу сообщить им, что это не так.

Мое тельце перестает болеть, когда меня трогают любящие люди. Им хорошо, и я знаю, что они действительно стараются понять меня. И я пытаюсь помочь им, как могу. Я плачу по-разному. Мне нравятся отчетливые, нежные и мелодичные голоса. Мне приятно, когда мама с папой смотрят на меня, особенно прямо в глаза».

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение  5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги ,звуки, слова нараспев)

Мы увидели, как много дает первый месяц жизни новорожденного, и как он важен в дальнейшем развитии ребенка. Подробнее об играх, упражнениях с малышом, игрушках Вы можете прочитать в других статьях рубрики «Развитие ребенка от рождения до одного года» .

Упражнения с новорожденным малышом очень подробно описаны в статье «Упражнения для новорожденных»

О развитии малыша Вы также можете почитать статьи:

Развитие ребенка в раннем возрасте: основные показатели развития ребенка от рождения до трех лет. Эти показатели обязательно нужно знать каждой маме, чтобы вовремя заметить возможные проблемы в развитии малыша и помочь ему.

Развитие новорожденного по месяцам: календарь развития ребенка для мамы.

Когда ребенок начинает держать голову? Полезные упражнения для малыша и как их проводить?

Пестушки: русские традиции и обычаи воспитания и обучения малышей.

Колыбельные песни для детей. 

Стихи для новорожденных и самых маленьких.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

image

Календарь развития
image

—>

Первый месяц особенно важен и для ребёнка, и для родителей. Новорождённый осваивается в этом новом странном мире, а взрослые привыкают заботиться о маленьком члене семьи. Адаптировавшись к новой реальности, родители начинают беспокоиться о развитии ребёнка: что ребёнок должен уметь в 1 месяц, правильно ли он растёт, здоров ли. В этой статье мы собрали все основные моменты, которые волнуют родителей в этот важный период.

Содержание:

Физическое развитие

image

Важно помнить: младенцы, родившиеся раньше срока, могут не точно следовать этапам развития. Это нормально. Они наверстают упущенное в срок. Как правило, недоношенным малышам нужен дополнительный месяц, чтоб догнать своих сверстников.

Рост

Не стоит пугаться, если ребёнок заметно похудеет в первые дни. Младенцы рождаются с избытком жидкости и обычно теряют при рождении около 10% веса. После, кроха будет стабильно набирать массу тела. В среднем в 1 месяц ребёнок прибавляет в весе 600 г и вырастает на 3 см. По данным ВОЗ, средняя норма веса младенца зависит от пола ребёнка.

Средние показатели веса и роста детей в 1 месяц:

Девочки Мальчики
Масса, кг Рост, см Масса, кг Рост, см
Возраст Средний показатель  Диапазон нормы Средний показатель Диапазон нормы Средний показатель Диапазон нормы Средний показатель Диапазон нормы
Новорождённые 3,300 2,800-3,800 49,5 48-51 3,500 3,000-4,000 50,4 48-52
1 месяц 4,100 3,500-4,600 53,5  51-56 4,300 3,600-5,000 54,5 52-57

Важно не с каким весом родился малыш, а насколько вес ребёнка соответствует сроку беременности.

Если ваш ребёнок немного меньше или больше нормы, паниковать не стоит. Важно, чтобы малыш рос и прибавлял в весе со здоровой скоростью. За этим должен следить врач, а дома (ради всеобщего спокойствия) лучше отказаться от детских весов. Кроме того, специалист во время планового приёма обратит внимание на такие важные показатели, как обхват головы и грудной клетки.

Средние показатели окружности головы и грудной клетки:

Возраст ребёнка Окружность головы в см Обхват груди в см
Новорождённый  33-36 32-36
1 месяц  35-38 33-38

Двигательная активность

image

Ребёнок обладает рядом врождённых безусловных рефлексов, часть из них исчезает со временем, часть становится основой для формирования других. В первый месяц жизни малыш малоактивен, а движение его конечностей хаотично, при этом у него ручки пока намного сильнее ножек.

У крепкого и здорового ребёнка возрастом 1 месяц наблюдаются следующие рефлексы:

  1. Сосательный. Он помогает малышу сосать грудь или соску.
  2. Защитный. При выкладывании на животик новорождённый приподнимает и поворачивает на бок голову.
  3. Хватательный. Если взрослый вложит в ладошку малыша палец, тот рефлекторно сожмёт его в кулак.
  4. Рефлекс опоры. Если поставить, поддерживая, малыша на твёрдую поверхность, он сделает несколько шагов.
  5. Рефлекс ползания. В положении лёжа на животе кроха делает попытки ползти.

Важно! Несмотря на то, что ребёнок уже вполне может удерживать голову, лёжа на животе, его шея не окрепла. Обязательно подкладывайте руку под голову ребёнка, когда поднимаете его.

Сон

image

Появление на свет – труд тяжёлый. Родителям детей, у которых нет проблем со сном, может даже показаться, что малыш первое время хочет только спать. Фактически новорождённые спят 15-16 часов в сутки.

Но не все малыши могут уснуть сами. Чтобы заснуть уставшему или перевозбужденному ребёнку потребуется помощь мамы. Конечно, месячного ребёнка невозможно научить жить по расписанию, однако чёткий режим дня облегчит жизнь и родителям, и малышу. Например, строгий режим «спать – есть – играть» работает для многих новорождённых. Со временем вы обнаружите, что соблюдение такого образа жизни превратится в предсказуемый распорядок дня.

Чувства и эмоции

image

Зрение

Особенность грудничков – нечёткое зрение. Отчетливо предметы и людей кроха пока видит на расстоянии 20-30 см. Т.е. лучше всего ребёнок видит ваше лицо в моменты кормления. Груднички предпочитают высококонтрастные предметы, которые легче увидеть. Однако это не означает, что нужно оформлять детскую исключительно в чёрно-белых тонах.

От яркого света ребёнок в 1 месяц уже начинает щурить глазки и пытается найти глазами его источник. Также у крохи появляется интерес к лицам родным. Сейчас они интереснее для него, чем игрушки. Поэтому старайтесь дарить крохе своё общение в моменты его бодрствования.

Если вы заметили, что глаза вашего ребёнка немного косят в попытке сфокусироваться – не стоит волноваться, ведь его зрение ещё не полностью развито. Однако если такой взгляд остаётся 3-4 месяца, лучше проконсультироваться у специалиста.

Слух

image

Слух новорождённого ещё развит не полностью, но некоторые звуки младенцы всё же распознают: особенно голоса своих родителей, к которым они привыкли внутриутробно. Также груднички реагируют на резкие и громкие звуки. Если вам кажется, что малыш совсем не обращает на звук внимание, обязательно сообщите об этом своему педиатру.

Обоняние и вкус

В это возрасте малыши, как и все дети, предпочитают сладковатый вкус, поэтому с таким удовольствием пьют грудное молоко. А если мама съела что-то острое или кислое, ребёнок может выразить недовольство плачем. У новорождённых хорошо развито обоняние. Им нравятся сладковатые ароматы, а запах молока матери они могут улавливать с первых дней жизни.

Питание

image

В первый месяц малыш на грудном вскармливании может есть 8-12 раз в день (примерно каждые 3-4 часа). Детям на искусственном вскармливании необходимо 6-8 приёмов пищи. Некоторые родители кормят грудничков по требованию, другие придерживаются расписания. В любом случае, когда кроха проголодается, вы узнаете сразу: он начнёт суетливо искать грудь/бутылочку.

Что можно есть ребёнку в возрасте 1 месяц?

Вопреки разнообразным советам, не стоит давать малышу ничего, кроме грудного молока, смеси или их комбинации. Его пищеварительная система совсем не готова принимать другую еду.

Стоит ли допаивать?

Большинство врачей рекомендуют подождать до полугода и только потом давать малышу воду. Из молока матери или смеси кроха получает все элементы и жидкость в необходимом количестве. При учёте, что он здоров и не перегревается.

Психоэмоциональное развитие

image

Эмоциональная связь с людьми, прежде всего с мамой, необходима для новорождённого. В этот период крайне важна оценка его психического развития. В 1 месяц ребёнок должен обладать следующими навыками:

  • кратковременно фиксировать взгляд на движущемся предмете;
  • сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете;
  • вздрагивать при резком звуке;
  • прислушиваться к голосу взрослого;
  • улыбаться в ответ;
  • улавливать звук колокольчика;
  • искать взглядом источник света;
  • издавать первые звуки.

Первые звуки больше похожи на кряхтение и являются своеобразной разминкой перед гулением. Но, безусловно, на данном этапе жизни у младенцев в основном один навык общения – плач. И пока это единственная возможность у ребёнка сказать: «Я хочу есть!», «Мне нужно сменить подгузник», «Я устал», «У меня что-то болит». Родители достаточно быстро учатся понимать своего малыша и находят способы, чтобы его успокоить.

Также в первый месяц малыш начинает улыбаться. И если этого ещё не случилось, ожидайте самую обаятельную улыбку в вашей жизни со дня на день.

Советы доктора Комаровского

Знаменитый педиатр Евгений Комаровский давно борется с навязанными стереотипами в плане ухода за детьми. Главное правило – полагаться на себя и здравый смысл, и не позволять окружающим омрачать непрошенными советами ваши будни. Мы выбрали 3 главных совета доктора Комаровского о новорождённых.

Пуповина

Задача родителей дать остатку пуповины контактировать с воздухом, чтобы она подсохла. Т.е. важно не кутать ребёнка, а устраивать ему дома воздушные ванны. Специально что-то делать с пуповиной не нужно.

Пеленание

В данном процессе нет ничего естественного и тем более полезного, говорит доктор. Ни одно живое существо на свете не пеленает своего детёныша, ограничивая его двигательную активность. Комаровский советует предпочесть распашонки и ползунки, хотя и не выступает против пелёнок. Тем более, что последняя гораздо дешевле подгузника.

Подгузники

Подгузники – средство облегчить родителям и самому малышу жизнь. А все доводы об опасности для здоровья подгузников – народный вымысел.

Частые проблемы и способы их решения. Когда стоит бить тревогу, а когда нет?

Как правило, пока мама или папа начинают беспокоиться по тому или иному поводу, советуются со знакомыми и ищут ответы в интернете, проблема исчезает сама по себе. Тем не менее, к небольшим недугам нужно быть готовыми, сохраняя спокойствие и здравый смысл.

Список самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются новорождённые в первый месяц жизни:

Запор

Частота стула у младенцев зависит от типа вскармливания. У детей, которые питаются смесью, стул должен быть дважды в день, а у младенцев на грудном вскармливании – чаще (до 10 раз). Однако у последних стула может и вовсе не быть пару дней – это также является нормой.

Распознать проблему просто: если живот у ребёнка твёрдый и вздутый, кал твёрдый, а сам процесс дефекации причиняет малышу боль, у ребёнка запор.

Для лечения деликатной проблемы важно определить её причину. Вот лишь некоторые из них:

  • отсутствие жидкости (особенно в жару, когда воздух очень сухой);
  • питание кормящей матери или неподходящая для ребёнка смесь;
  • заболевания ЖКТ;
  • рахит и гипотиреоз (нехватка витаминов и микроэлементов может привести к запору с первых дней жизни);
  • стресс;
  • простудные заболевания или инфекции (высокая температура мамы может спровоцировать запор).

Насморк, заложенность носа и кашель

Заложенный нос и покашливания – нередкие спутники младенцев. Первое, что нужно сделать родителям – отрегулировать влажность в помещении. Ваши главные помощники: частые проветривания, влажная уборка и увлажнитель в помещении, где находится ребёнок. Если этого недостаточно, обратитесь к врачу, чтобы исключить инфекцию и аллергию.

Опрелости

Почти каждый ребёнок в подгузнике в какой-то момент испытывает раздражение кожи. Лучшее лекарство здесь – профилактика. Меняйте подгузник каждые 3 часа и чаще при необходимости. Если раздражение уже появилось, используйте специальный крем при смене подгузника. Большинство опрелостей носит временный характер и быстро проходят. Тем не менее вот несколько советов, которые помогут избежать этой проблемы:

  • отрегулируйте температуру дома – она не должна быть выше 22-23°С;
  • попробуйте сменить марку подгузников или средства, которым вы моете малыша;
  • обращайте внимание на состав детской косметики – она должна быть органической и натуральной без вредных химических веществ и гормонов.

Читайте также Вся правда о детских экопродуктах: как не ошибиться при выборе?

Корочки на голове

В первый месяц родители замечают чешуйки на коже головы грудничка. Специально избавляться от них не нужно. Всё, что можно сделать – смазать кожу головы малыша натуральным маслом, например, арганы или кокоса и вычесать корочки щёткой. Но даже если ничего не делать, ближе к году корочки сами сойдут на нет.

Детские прыщи

Многие родители удивляются, когда у ребёнка через пару недель после рождения появляются прыщи или сыпь. Это может быть реакцией на колебания уровня гормонов в организме. Будьте уверены, что явление носит временный характер и требует нежного мытья и избегания лосьонов и кремов на поражённых участках. Прыщи трогать нельзя, чтобы не вызвать инфекцию.

Колики

К сожалению, эта беда редко обходит стороной новорождённых. Для начала, кормящей маме нужно обратить внимание на своё питание и исключить газообразующие продукты. При искусственном вскармливании можно попробовать сменить смесь. Кому-то помогает тёплая грелка на животик в период беспокойства, кому-то – подержать грудничка столбиком, чтобы с отрыжкой вышел лишний воздух. Если беспокойство малыша лишь усиливается, проконсультируйтесь с врачом: нужно исключить аллергию, заболевания органов ЖКТ и неврологические проблемы.

Когда стоит обращаться к врачу?

Как правило, всё перечисленное выше – временные трудности, которые проходят сами. Однако есть моменты, на которые следует обращать особое внимание. Консультация врача необходима, если вы заметили, что ребёнок:

  • плохо сосёт, медленно ест;
  • не мигает при ярком свете;
  • не фокусируется и не следит взглядом за движущимся объектом;
  • вялый и (или) почти не двигает руками и ногами;
  • спокоен и не плачет, но при этом его нижняя челюсть постоянно дрожит;
  • не реагирует на громкие звуки.

Как способствовать развитию месячного малыша: советы родителям

Время, проведённое с родителями, самое полезное и приятное для малыша. Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь в развитии вашему крохе:

  1. Играйте с новорождённым. Через игру малыш познает окружающий мир.
  2. Развивайте мышцы: 1-5 минут игры на животике (тактильные игры, разглядывание контрастных картинок, погремушки) укрепляют мышцы шеи и живота.
  3. Обеспечьте крохе чувство безопасности: маленький человек должен быть уверен, что все его потребности с первых дней жизни будут удовлетворены.
  4. Разговаривайте со своим малышом, пойте ему песенки, больше улыбайтесь.
  5. Делайте ребёнку лёгкий массаж: вашему крохе с первых дней нравятся мягкие прикосновения.

Всем известно – малыши растут слишком быстро. И если со здоровьем крохи всё в порядке, не стремитесь составлять чек-лист по его развитию. Будьте рядом и наслаждайтесь каждым моментом его взросления.

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Читайте также Календарь развития Ребёнку 6 месяцев: нормы развития и первые успехи

Ребёнку полгода! Это дата, которую родители воспринимают по-особенному. Кроха растёт не столь стремительно, как в…

Календарь развития Ребёнку 2 месяца: что должен уметь двухмесячный малыш?

Вашему ребёнку 2 месяца. Именно этот период жизни радует и удивляет родителей: всего пару недель…

Календарь развития Развитие ребёнка в 9 месяцев: нормы и рекомендации

Девять месяцев — тот возраст, когда уже можно определить характер своего малыша. Девятимесячные дети отличаются…

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Мобильное приложение «Где мои дети» Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас. Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Загрузить приложение

—>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий