Как оценить состояние новорожденного по шкале Апгар: алгоритм, интерпретация, таблица, выводы

image

Вирджиния Апгар (1909-1974)   В 1929 году, закончив колледж по специальности “зоология”, решила посвятить свою жизнь медицине и поступила на медицинский факультет Колумбийского университета (Вашингтон), который закончила в 1933 г., получив степень доктора медицины.   С 1933 г. по 1936 г. она была должна проходить резидентуру по хирургии под руководством Алана Вайппла в Колумбийском пресвитерианском госпитале. После двух лет учебы Вирджиния поняла, что ей будет тяжело в полной мере проявить себя в преимущественно мужской области медицины – хирургии, и по совету Вайппла, или В«папаши АлленаВ», решила попробовать себя в анестезиологии. В то время врачей-анестезиологов почти не было, и вопросы хирургического обезболивания находились в ведении сестер-анестезисток, что сдерживало дальнейшее развитие хирургии. В 1936-1937 годах она осваивала основы анестезиологии в качестве сестры-анестезистки в том же госпитале, а в 1937-1938 годах прошла клиническую резидентуру по анестезиологии под руководством двух В«патриархов американской анестезииВ» – Ральфа Уотерса в университетской клинике г. Мэдисон (штат Висконсин), и Эмори Ровенштайна в клинике Беллевью (Нью-Йорк).  В Колумбийский университет Вирджиния Апгар вернулась в 1938 г. В 1939 г. она получила сертификат Американского Общества Анестезиологов (ASA), став второй женщиной, получившей подобный диплом. В этом же году она была назначена на должность заведующего отделением анестезиологии Колумбийского пресвитерианского госпиталя и возглавляла это отделение в течение последующих 10 лет. В 1949 г. ее многочисленные исследования по анестезии были оценены по достоинству – Вирджинии Апгар было присвоено звание профессора анестезиологии. В  1949 г. Вирджиния Апгар переключила свое внимание на акушерскую анестезиологию и стала ведущим анестезиологом в клинике Sloane Hospital, посвятив десять последующих лет изучению оценки статуса новорожденных сразу же после родов. Идея шкалы, названной в ее честь, родилась за завтраком в кафетерии больницы, во время которого она беседовала с одним из своих студентов. Он долго расспрашивал ее о возможных методах оценки состояния новорожденного, после чего Вирджиния Апгар вернулась в свой кабинет, и стала набрасывать заметки и мысли по этому поводу.   Через три года, на XXVII ежегодном конгрессе анестезиологов (22-25 сентября 1952 г.) Вирджиния Апгар представила свою систему оценки состояния новорожденного на первой минуте жизни. Она предложила оценивать состояние младенца суммой баллов по ряду клинических признаков: частоте сердечных сокращений, характеру дыхания, мышечному тонусу, рефлекторной возбудимости, окраске кожных покровов через определенные интервалы после рождения. Годом позже были опубликованы более подробные размышления Апгар на эту тему. В основе этой работы лежал статистический анализ анестезиологических пособий у 17 тысяч рожениц. Титульный лист статьи В.Апгар, опубликованной через год после ее выступления на XXVII ежегодном конгрессе анестезиологов.

image

Раньше, до доклада на конгрессе и статьи Вирджинии Апгар, во время родов акушеры в большей степени акцентировали свое внимание на состоянии матери, а не на статусе новорожденных, что могло служить причиной ухудшения состояния младенцев и их последующей смерти. Простейшая шкала оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, предложенная Вирджинией Апгар, является особенно ценной из-за возможности определить необходимый объем внимания, которое следует уделять новорожденному, и тот объем вмешательств, который может потребовать его состояние. Эта шкала спасла бесчисленное количество жизней новорожденных. Метод оценки новорожденных, впоследствии названный В«шкалой АпгарВ», получил широкое распространение и был довольно скоро включен в медицинские учебники и в программу обучения врачей. Оценка состояния новорожденного производится по сумме баллов и позволяет достаточно объективно определить статус новорождённого, прогноз и показания к интенсивной терапии и реанимации.    Для лучшего запоминания было даже выработано мнемоническое правило АПГАР: А (appearance s. skin color) – окраска кожи;  П (pulse) – пульс;  Г (grimace s. reflexes) – гримасы;  А (activity s. muscle activity) – активность; Р (respiration s. breathing) – респираторные (дыхательные) движения. В дальнейшем появилось несколько модификаций шкалы Апгар. В настоящее время оценка по шкале Апгар через 1 минуту говорит об исходном состоянии новорожденного и указывает на тех детей, которым требуется больше внимания, а оценка на 5 минуте – говорит об эффективности реанимационных и лечебных мероприятий. Вот так теперь выглядит шкала Апгар:

http://www.critical.ru/calendar/0708apgar.htm Национальная библиотека медицины США – https://www.nlm.nih.gov/

ТолкованиеПеревод

Шкала Апгар
Вирджиния Апгар обследует новорождённого

Апга́р, Шкала́ Апга́р — система быстрой оценки состояния новорождённого.

На 27-м ежегодном конгрессе анестезиологов (1952) американская врач-анестезиолог Вирджиния Апгар впервые официально представила разработанную ею систему оценки состояния новорождённого на первых минутах жизни. Это простой метод для начальной оценки состояния ребёнка с целью выявления необходимости реанимационных процедур.

Шкала предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается целочисленно в баллах от нуля до двух включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10.

Шкала Апгар является одним из трёх параметров, наряду с весом и ростом, которые сообщают родителям новорождённого.

Критерии

Пять критериев для оценки по Шкале Апгар:

  0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожного покрова Генерализованная бледность или генерализованный цианоз Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз) Розовая окраска всего тела и конечностей
Частота сердечных сокращений отсутствует <100</td> >100
Рефлекторная возбудимость Не реагирует Реакция слабо выражена (гримаса, движение) Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика
Мышечный тонус Снижен, некоторое сгибание конечностей
Дыхание отсутствует Нерегулярное, крик слабый (гиповентиляция) Нормальное, крик громкий

Трактовка результатов

Данное тестирование проводится обычно на первой—пятой минуте после рождения, и может быть повторено позднее, если результаты оказались низкими. Баллы менее 3 означают критическое состояние новорождённого, более 7 считается хорошим состоянием (норма).

Шкала Апгар была разработана для медперсонала с целью определить, каким детям требуется более тщательное наблюдение. Ребенок, получивший 5 баллов, нуждается в более пристальном наблюдении, чем ребенок, получивший от 7 до 10 баллов. Ребенок, получивший по шкале 5 — 6 баллов спустя минуту после рождения, но через пять минут повысивший свой показатель до 7 — 10, переходит в категорию детей, о которых можно не беспокоиться. Ребенок, начавший жизнь с пятью баллами по шкале Апгар и оставшийся при тех же 5 баллах через 5 минут после рождения, нуждается в более тщательном наблюдении. Идеальные 10 баллов встречаются редко.

Мнемоническое правило для англоговорящих специалистов (её в 1963 году ввёл в обиход педиатр Йозеф Буттерфилд):

  • Appearance — внешний вид (цвет кожных покровов);
  • Pulse (Heart Rate) — пульс ребенка (частота сердечных сокращений);
  • Grimace (Response to Stimulation) — гримаса, возникающая в ответ на раздражение;
  • Activity (Muscle Tone) — активность движений, мышечный тонус;
  • Respiration — дыхательные движения.

В немецкоговорящих странах распространён следующий акроним: Atmung, Puls, Grundtonus, Aussehen, Reflexe. Альтернативно: Aussehen, Puls, Gesichtsbewegungen, Aktivität, Respiration (Atmung).

Употребляется также следующий неологизм: American Pediatric Gross Assessment Record.

Испанский акроним: Apariencia, Pulso, Gesticulación, Actividad, Respiración.

В английском языке также в ходу следующее мнемоническое правило: How Ready Is This Child (дословно — насколько готов этот ребёнок), где:

  • Heart rate — частота сердечных сокращений,
  • Respiratory effort — дыхание,
  • Irritabililty — рефлексы и раздражительность,
  • Tone — мышечный тонус,
  • Color — цвет кожи.

Контроль всех показателей проводится в первую же минуту после рождения, затем на пятой минуте жизни.

В некоторых случаях, особенно при низких показателях, оценка по Апгар выставляется и на 10-й минуте жизни.

Маме и родственникам, как правило, сообщают две цифры, например, 8 — 9 баллов по шкале Апгар говорят о том, что состояние ребенка сразу после рождения хорошее.

Литература

  • Сирс У., Сирс М. Ваш малыш от рождения до двух лет.- М.: Эксмо, 2006.

Ссылки

Смотреть что такое “Шкала Апгар” в других словарях:

  • Шкала Апгар — (Apgar Scoring System). Стандартная система оценки состояния новорожденных, позволяющая быстро и объективно определять его в условиях лечебных учреждений …   Психология развития. Словарь по книге

  • Апгар, Вирджиния — Вирджиния Апгар Virginia Apgar Род деятельности: врач анестезиолог неонатолог …   Википедия

  • Апгар метод — I Апгар метод (V. Apgar, амер. анестезиолог, родился в 1909 г.) метод объективного определения состояния новорожденного путем оценки сердечной деятельности, дыхания, мышечного тонуса, рефлекторной возбудимости и окраски кожи. Предложен Апгар в… …   Медицинская энциклопедия

  • Апгар шкала — (V. Apgar) шкала, используемая при оценке (в баллах) окраски кожных покровов, частоты сердечных сокращений, глубины дыхания, состояния рефлексов и мышечного тонуса при определении состояния новорожденного по методу Апгар …   Большой медицинский словарь

  • По Апгар — Вирджиния Апгар обследует новорождённого Апгар, Шкала Апгар система быстрой оценки состояния новорождённого. Шкала Апгар была предложена в 1952 году Вирджинией Апгар (Virginia Apgar), это простой метод для начальной оценки состояния… …   Википедия

  • Апга́р шкала́ — (V. Apgar) шкала, используемая при оценке (в баллах) окраски кожных покровов, частоты сердечных сокращений, глубины дыхания, состояния рефлексов и мышечного тонуса при определении состояния новорождённого по методу Апгар …   Медицинская энциклопедия

  • ВЕДЕНИЕ РОДОВ — мед. Разрыв оболочек может произойти на любом сроке беременности • Признаки внезапное излитие или подтекание прозрачной жидкости из влагалища. При доношенной беременности роды обычно происходят в течение 24 ч после разрыва плодных оболочек •… …   Справочник по болезням

  • Неонатология — Осмотр новорождённого …   Википедия

  • БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ — важнейший период в жизни женщины, связанный с деторождением. При нормальном для человека менструальном цикле продолжительностью 28 дней овуляция, или выход яйцеклетки, происходит обычно в интервале между 12 м и 14 м днями цикла. Яйцеклетка должна …   Энциклопедия Кольера

Книги

  • Мама, это Я! Спецвыпуск №03/2018. Записная книжка мамы, Отсутствует. У известного журнала «Мама, это Я!» – практичного советчика для молодых мам, пять раз в год выходят тематические выпуски. Каждый из них посвящен одной из важных длямолодых мамочек тем:… Подробнее  Купить за 44 руб электронная книга

Шкала Апгар применяется в акушерской и неонатальной медицинской практике для быстрой оценки состояния новорожденного ребенка. С помощью этой методики определяется необходимость осуществления реанимационных и других лечебных манипуляций. Несмотря на то, что данная система предназначена исключительно для медицинского персонала, родители должны иметь общее представление о том, что это за способ. Какие критерии учитывает оценка по шкале Апгар? Как расшифровываются ее результаты и что делать, если ребенок набрал низкий балл?

Вирджиния Апгар и ее шкала

В 1909 году у супругов из Нью-Джерси домохозяйки Хелен Кларк и ученого-изобретателя Чарльза Эмори Апгар родилась девочка, которую назвали Вирджинией. Малышка, видевшая страдания тяжелобольного брата, с раннего детства хотела связать свою жизнь с медициной, чтобы помогать людям обрести здоровье. По окончании школы Вирджиния поступила в частный колледж для женщин «Маунт-Холиок», расположенный в г. Саут-Хэдли. Семья молодой девушки жила очень скромно, поэтому ей приходилось рассчитывать только на свою стипендию и подработку в виде отлавливания кошек для зоолаборатории.

Несмотря на все трудности, в 1929 году Вирджиния окончила это учебное заведение и уже в сентябре, за месяц до начала Великой депрессии, поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Во время учебы девушка жила практически впроголодь, однако благодаря упорству и тяге к знаниям по прошествии 4 лет она с блестящим успехом окончила учебное заведение.

Читайте также:  НБПНПГ у ребенка- неполная блокада правой ножки пучка Гиса на ЭКГ: что это такое?

В 1933 году Вирджиния устроилась на работу в качестве стажера в отделении хирургии и уже достаточно скоро добилась значительных успехов на этом поприще, заслужив уважение и признание старших коллег. Несмотря на то, что она всегда мечтала работать именно хирургом, девушка вновь начала учиться, в этот раз уже на анестезиолога. Позже Вирджиния объясняла свое решение тем, что в то время женщине было достаточно сложно пробиться на поприще хирургии и обрести финансовую независимость. Кроме того, за годы учебы Апгар накопила достаточно большие долги, которые нужно было оплачивать.

После окончания колледжа Вирджинии предложили место заведующей отделом анестезиологии при хирургии, и в 1939 году она с готовностью и рвением заступила на эту должность. За свою успешную продолжительную трудовую деятельность Апгар не раз сталкивалась с трудностями: недостатком квалифицированных кадров, большими нагрузками, нежеланием коллег-хирургов считаться с мнением неопытного врача, низкой оплатой труда.

Во время своей трудовой деятельности Вирджиния Апгар занималась не только обучением молодых кадров основам анестезиологии. Она также успела стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже терапии и хирургии, получить степень магистра в области общественного здравоохранения и больше 15 лет проработать на посту директора одного из подразделений Национального фонда врожденных пороков.

Однако самым важным достижением в своей жизни Вирджиния Апгар считала разработку и внедрение в 1952 году методики оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, названной впоследствии ее именем. Эта шкала позволяет оценить состояние ребенка, исключить повреждения во время родов, вовремя провести реанимационные мероприятия, сохранить здоровье и жизнь малыша. За выдающийся вклад в науку Вирджиния Апгар в 1995 году, уже посмертно, была внесена в Национальный зал славы женщин США.

По каким критериям оценивают состояние новорожденного?

Оценка состояния новорожденных с помощью шкалы Апгар основана на использовании 5 критериев, каждому из которых присваивается от 0 до 2 баллов. Для получения конечного результата полученные баллы складываются. При применении этой шкалы оцениваются следующие признаки:

Читайте также:  Энцефалограмма головного мозга у ребенка: что показывает исследование ЭЭГ, как проходит процедура?

  1. Цвет кожи. Врач осматривает кожные покровы новорожденного, особое внимание уделяя таким зонам, как ладони, ступни, губы, полость рта. Наивысшему баллу соответствует градация цвета от розоватого до красноватого. В 1 балл оценивается синеватый оттенок кожи, наименьшую оценку врач ставит ребенку, у которого бледная или синюшная кожа.
  2. Сердечный ритм. Для определения минутной частоты пульса количество ударов, которые делает сердце младенца в течение 6 секунд, умножается на 10. Нормой у новорожденных считается от 120 до 140 ударов в минуту. Если частота сокращений сердечка крохи превышает 100 ударов в минуту, он получает наивысший балл по шкале Апгар, если не превышает – средний балл. Отсутствие сердцебиения или эпизодическая пульсация соответствует самой низшей оценке.
  3. Рефлекторная деятельность. В процессе оценки особое внимание уделяется первому крику и вздоху. Если новорожденный после родов пронзительно кричит, чихает и кашляет – это лучший результат, если почти не реагирует на внешние раздражители – средняя оценка. Отсутствие у ребенка какой-либо реакции соответствует 0 баллам.
  4. Тонус мышц. Здоровый младенец после рождения активно двигает всеми частями тела. Если ручки и ножки крохи обездвижены, это означает, что он родился с какими-либо отклонениями.
  5. Дыхание. Здоровый ребенок при появлении на свет делает от 40 до 45 вдохов и выдохов в течение 1 минуты. При этом в норме малыш пронзительно кричит. Отсутствие дыхательной деятельности у только что родившихся детей соответствует 0 баллам по шкале Апгар.

Когда происходит оценка?

Оценка состояния ребенка с использованием данной шкалы осуществляется в течение первой минуты с момента появления крохи на свет. После приспосабливания малыша к новым условиям на 5-й минуте его жизни процедура повторяется. Как правило, результаты повторной проверки выше начальных баллов. При возникновении сомнений и наличии очень низкой оценки врач по прошествии 10 минут с момента рождения ребенка в третий раз оценивает его состояния.

Показатели шкалы Апгар (таблица)

Как уже отмечалось ранее, данная шкала создана специально для медицинских работников. Оценку и расшифровку показателей осуществляет только врач. В таблице представлены числовые параметры, которые соответствуют каждому из критериев, применяемых для определения состояния только что родившегося ребенка.

Оцениваемый критерий Оценка, баллы
2 1
Дыхание В пределах нормы, крик громкий и отчетливый Замедленное, крик слабый Отсутствует или проявляется эпизодически
Пульс, ударов в минуту Более 100 Менее 100
Тонус мышц Ребенок активно машет ручками и ножками Понижен, имеется ограниченное сгибание конечностей Не наблюдается, руки висят вдоль тела, ноги обездвижены
Рефлексы Младенец двигается, громко кричит, кашляет, кряхтит, чихает Слабая рефлекторная возбудимость, гримаса на лице Отсутствуют
Цвет кожи Розовый от слабо окрашенного до насыщенного Наличие синеватой окраски Бледный или синюшный

Как расшифровываются конкретные показатели?

Оценка состояния ребенка – волнительный момент для каждого родителя.

По завершении осмотра малыша врач сообщает результат матери. Получившееся после суммирования показателей по каждому оцениваемому критерию значение указывается через дробь, например 7/8. Это означает, что состояние малыша на первой минуте жизни было оценено в 7 баллов, а на пятой – в 8 баллов.

Чтобы уметь трактовать озвученный врачом результат, каждый родитель должен понимать, что значит то или иное число в системе Апгар.

Если малыш набрал больше 8 баллов

8 баллов по шкале Апгар – результат, который свидетельствует о том, что у младенца не выявлено патологических отклонений и ему не требуется осуществление лечебных мероприятий. Однако при этом нужно понимать, что 8 баллов – низший порог абсолютной нормы. При значениях 8/9, 9/9 и 9/10 ребенка выписывают домой. Оценка 10/10 по шкале Апгар указывает на идеальное здоровье младенца. В акушерской и неонатальной медицинской практике такой результат не встречается.

От 6 до 8 баллов

Такие оценки означают, что состояние малыша удовлетворительно, при этом явные патологии отсутствуют. Несмотря на то, что при значениях 6, 7 или 8 баллов наблюдение врачей не требуется, необходимо внимательно отслеживать дальнейшее развитие крохи. В педиатрической медицинской практике такой диапазон значений считается пограничным. В такой ситуации родителям не стоит волноваться, однако младенцы, состояние которых было оценено в 6–8 баллов, находятся в группе риска по развитию каких-либо патологий.

От 4 до 6 баллов

Эти значения в педиатрии трактуются как показатели ниже среднего. Если состояние новорожденного было оценено в 4, 5 или 6 баллов, ему необходимо наблюдение врача на протяжении минимум 5 дней. В ряде случаев малышам с такими показателями требуется медицинская помощь. Ребенка выписывают из родильного дома только после того, как угроза его здоровью исчезнет, а врач будет уверен в стабильности функционирования всех внутренних органов и систем. При этом малышу могут назначить консультацию невропатолога.

От 2 до 3 баллов

Такие результаты указывают на серьезные нарушения в развитии ребенка и требуют принятия немедленных реанимационных или других лечебных мер. При оценке в 2–3 балла у малышей нередко диагностируется гипоксия. Такие дети помещаются в кювез и дышат с помощью специального аппарата. Выписывают младенцев только после нормализации показателей работы жизненно важных органов и стойкого улучшения самочувствия.

Читайте также:  У каких врачей нужно пройти плановый осмотр новорожденному ребенку в 1 месяц: список специалистов для обследования

Менее 2 баллов

Такой низкий результат возможен при:

  • рождении ребенка раньше акушерского срока;
  • гипоксии или асфиксии плода во время нахождения в утробе матери или при прохождении по родовым путям;
  • незначительном проявлении только одного из пяти критериев оценки.

Если состояние новорожденного было оценено менее чем в 2 балла, для предотвращения его гибели проводятся следующие реанимационные процедуры:

  • искусственная вентиляция легких;
  • помещение ребенка под специальную согревающую лампу или в камеру с определенными температурными условиями;
  • переливание крови.

Наблюдение в динамике: на 5-й и 10-й минуте жизни

Дополнительный контроль основных критериев, которые находятся в основе данной системы, проводится в том случае, если первые две проверки показали результаты 6 и 7 или 7 и 7 соответственно. Данная ситуация считается неоднозначной и требует осуществления наблюдения за ребенком в динамике. Для этого врач каждые 5 минут проверяет сердечную, дыхательную и рефлекторную функцию младенца, а также оценивает тонус мышц и осматривает кожные покровы. Для отслеживания изменений этих показателей и возможности мгновенно оказать медицинскую помощь осмотр осуществляется на 5, 10, 15 и 20 минуте жизни малыша.

Поделитесь с друьями!

Свою первую оценку малыш получает уже в родильном зале на первой минуте после рождения. Неонатологи оценивают базовые показатели состояния новорожденного – окраску кожного покрова, частоту сердечных сокращений, рефлекторную возбудимость, мышечный тонус и дыхание.

Еще спустя 5 минут (а при особой необходимости через 10) обследование повторяется. Таким образом специалисты получают информацию о том, насколько хорошо малыш адаптируется к новым условиям жизни, нужно ли ему особое медицинское внимание, и выясняют, не требуются ли срочные реанимационные действия.

Автором данной системы быстрой оценки состояния новорожденного – шкалы Апгар – является американская врач анестезиолог-реаниматолог Вирджиния Апгар. Метод был представлен почти 70 лет назад и до сих используется во всем мире.

Как выставляются баллы?

По каждому критерию ребенок может получить от 0 до 2 баллов. Финальная оценка складывается из суммы пяти показателей и может составить максимум 10 баллов.

На выходе врач получит две цифры, записанные через дробь: одна расскажет о состоянии малыша в первую минуту жизни, вторая – спустя пять минут.

2 балла могут быть выставлены, когда оцениваемый признак выражен ярко и соответствует норме, 1 – при слабой выраженности, 0 – если отсутствует.

Пример: малыш с сердцебиением более 100 ударов в минуту получит 2 балла, если показатель будет ниже сотни – 1; на «отлично» оценят новорожденного с розовым кожным покровом, а вот ребеночек с синюшными конечностями получит 1 балл; малыш, заявивший о себе громким криком, демонстрирующий стабильное дыхание, также сдаст свой экспресс-тест на высший балл, а ребенок «поскромнее» – с нерегулярным, поверхностным дыханием и слабым криком – 1.

Интерпретация результатов

Результат второй оценки состояния малыша обычно оказывается выше. Это значит, что новорожденный хорошо адаптируется к жизни в новых условиях. Как правило, показатели 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10 или 10/10 говорят о том, что с ребенком все хорошо и волноваться не стоит.

Средний балл обычно составляет 7-8. Это значит, что малыш хорошо себя чувствует и не имеет явных патологических особенностей.

А если цифры чуть ниже – не переживайте и доверьтесь специалистам, а также помните, значения данных показателей актуальны прежде всего на момент рождения, главным образом для врачей и если требуют внимания, то в основном, в первый год жизни ребенка, однако в долгосрочной перспективе не влияют на крепость здоровья и иммунитет.

image

Как быстро и своевременно оповестить об этом весь персонал, дабы он в нужный момент мог помочь ребеночку? Правильно, придумать своеобразный опознавательный знак для всех деток. Им и стала таблица, разработанная одним из врачей-анестезиологов этой больницы, Вирджинией Апгар.

Почему таблица? Ответ очевиден: все детки разные, поэтому и уход им нужен соответствующий. Следовательно, опознавательных знаков должно быть несколько, а поместятся все они в таблице.

Позже ее стали успешно применять и в других медицинских учреждениях, назвав просто и понятно: «Шкала Апгар».

2. Как происходит оценивание малыша

Оценка, которую в момент выписки видят родители в первом официальном документе крохи, представляет собой совокупность пяти основных критериев, а именно:

  1. сердцебиение, или пульс;
  2. дыхание;
  3. мышечный тонус;
  4. цвет кожных покровов;
  5. рефлексы.

За каждый из них они выставляют баллы – от 0 до 2, которые затем суммируются и дают ту самую оценку по шкале Апгар. На ее основании судят о необходимости дополнительных обследований или лечебных процедур.

image

Интересно, что происходит оценивание в 2 этапа – на 1 минуте жизни крохи, когда медики проверяют, насколько хорошо он перенес родовую деятельность. И на 5 минуте, когда уже можно судить о том, как быстро он приспосабливается к окружающей среде.

Таким образом, в выписке появляется не одна, а сразу две цифры, например 8/9 или 7/9. Причем, как показывает практика, второй показатель всегда лучше первого.

Наряду с этим новорожденного взвешивают, измеряют его рост, окружность головки и грудной клетки.

Разобраться с методикой выставления баллов, можно благодаря простой таблице:

image Во-первых, потому что сами врачи – народ осторожный и предусмотрительный. А, во-вторых, потому что все зависит не только от них, но и от мамы. От того, какой образ жизни она ведет во время беременности и слушается ли медиков непосредственно во время родов. Тем не менее, как бы там ни было, но если крохе поставили: от 7 до 10 баллов по шкале Апгар – это уже повод вздохнуть с облегчением. Иными словами, врачи признали, что ребенок жизнеспособен и не нуждается ни в каком интенсивном уходе; от 4 до 6 баллов – не стоит волноваться! Состояние новорожденного удовлетворительное. Хотя, возможно, на начальном этапе ему потребуются какие-то реанимационные процедуры; меньше 4 баллов – такой результат означает, что малыш нуждается в немедленных реанимационных процедурах в условиях стационара; от 0 до 2 баллов – важно поговорить с врачом. Такие оценки ставятся детям с тяжелыми родовыми травмами, с серьезными поражениями ЦНС, при которых реанимации в условиях перинатального центра не избежать. Также их выставляют мертворожденным детям. Кроме того, бывают ситуации, когда малыш получает: в сумме за 2 этапа (на 1 минуте и на 5 минуте) меньше 7 баллов – это значит, что медики будут проводить дополнительное оценивание каждые 5 минут еще как минимум 4 раза для того, чтобы яснее увидеть общую картину; 5 – 6 баллов в первую минуту своей жизни и 7 – 10 баллов уже через 5 минут – это повод успокоиться. Его наверняка переведут в разряд детей, которые не нуждаются в дополнительном уходе. 4. Что может стать причиной низкой оценки по Апгар По мнению медиков, чаще всего на итоговый балл влияет физиологическая незрелость крохи, которую можно распознать по его пассивности, вялости и чрезмерному спокойствию. Это когда он подолгу спит, не реагирует на испачканный памперс, редко кушает (реже чем 1 раз в 3 – 4 часа). image Наряду с этим причина может заключаться и в гипоксии. От нее малыш может пострадать единожды, во время родов, или же испытывать нехватку кислорода длительное время, находясь еще в утробе матери. Стоит ли говорить о том, что приводит к таким последствиям курение и прием алкоголя во время беременности, плохое питание, неправильный образ жизни матери или игнорирование ею советов врача. 5. Влияет ли оценка по шкале Апгар на будущее ребенка Что такое шкала Апгар? Это условный показатель состояния и развития крохи в определенный момент – время его появления на свет. Поэтому прогнозировать его дальнейшую жизнь и заранее опасаться за его здоровье, увидев не такую высокую оценку, как хотелось бы, все же не стоит. Хотя бы потому, что является она сугубо субъективной. Да и влияет лишь на интенсивность ухода за новорожденным. image Поэтому утверждать, что кроха, получивший 10 баллов из 10 сразу же после рождения, будет умнее и здоровее того, которому поставили всего 7, не приходится! В конце концов, развитие каждого отдельного человека зависит от любви, заботы и внимания, которые он получает от своих родных, а также от воспитания и атмосферы, которая царит в семье. Яркий тому пример – малыши, которые даже через 5 минут получали не более 4 баллов по Апгар, а позже просто перегоняли в развитии своих сверстников, рожденных с более высокими оценками! Дорогие родители! Подытоживая все вышесказанное, хочется еще раз напомнить о том, что низкий балл – это не диагноз! Шкала Апгар предназначена для оценки общего состояния крохи в конкретный момент времени и не более! Поэтому никаких излишних расстройств без веских на то оснований здесь быть не должно. Посмотреть видео про шкалу Апгар от доктора Комаровского можно здесь: Делитесь прочитанным в соцсетях, подписывайтесь на наши обновления и приходите к нам снова! До скорых встреч! 2016-04-23

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий