Как научить ребенка рассуждать? Развиваем логическое мышление у дошкольников

В статье представлены общие рекомендации и проверенные временем практические советы о том как развить мышление у ребенка.

Мышление отражает способность человека познавать окружающий мир, мыслить, накапливать знания, открывать новые законы, решать возникающие проблемы и задачи, создавать и преобразовывать.

Фундамент мышления закладывается в раннем детстве, когда ребёнок осваивает вначале наглядно-действенное (оно является основным примерно до 5 лет), затем наглядно-образное (оно превалирует примерно до 6-6,5 лет) и словесно-логическое мышление (оно формируется примерно в 6 лет, преобладает с 7-8 лет и у большинства взрослых остаётся ведущим). Наглядно-действенное мышление позволяет ребёнку познавать мир через взаимодействие с предметами.

Наглядно-образное мышление дает возможность представлять предметы, даже если их нет в наличии, и оперирует этими образами и представлениями (помните, как Мальвина просила Буратино представить, что у него в кармане яблоко?). Больше о развитии наглядного мышления можно прочитать нашем блоге, в статье «Развитие наглядного мышления» .

Словесно-логическое мышление позволяет ребёнку обращаться со словами, которые обозначают явления или предметы. Оно вырастает из образного и помогает анализировать и синтезировать, рассуждать, делать выводы, классифицировать, умозаключать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.

Логическое мышление у малышей дошкольного возраста проходит некоторые этапы становления:

  1. Овладение умением сравнивать, обобщать, разбивать на группы, классифицировать.
  2. Моделирование.
  3. Умение работать по алгоритму и составлять алгоритмы.
  4. Комбинаторика.
  5. Решение задач на сообразительность и зачатки использования научной информации.
  6. Уточнение смысла, заложенного в сказках, пословицах, загадках.
  7. Решение ребусов, кресс-кроccов.

Как развить мышление? Требования к игре

Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:

  • у неё должен быть продуманный сюжет;
  • правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;
  • во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;
  • необходима наглядность: в ней – половина успеха. Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес.

Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.

Как развить логическое мышление у ребёнка?

Для этой цели с успехом можно использовать упражнения, в которых нужно восстановить пропущенную часть рассказа. Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребёнок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно.

Для того, чтобы выяснить, в какой степени у ребёнка-дошкольника (младшего школьника) развито абстрактно-логическое мышление, можно провести несложный тест, в последующем превращая его в игру.

  1. Возьмите брусок пластилина, разделите его пополам и скатайте два одинаковых шарика. Пусть ребёнок убедится, что шарики одинаковы. Попросите ребёнка представить, что это – тесто, из которого вы с ним сейчас будете выпекать булочки. Спросите малыша: «Если сейчас каждый съест свою булочку, то каждый съест поровну или кто-то — больше? Я или ты?»
  2. Возьмите один из шариков-«булочек» и распластайте, придав ему плоскую форму «печенья» (овальную, круглую или прямоугольную). Спросите ребёнка, одинаковое ли количество «теста» у «булочки» и у получившегося «печенья»? Или в «булочке» «теста» больше? Или в «печенье»? Скажите примерно так: «„Печенье“ такое тонкое. Не кажется ли тебе, что кто съест булочку, тот съест больше теста?» Спросите у ребёнка: «А если опять сделать «булочку» из «печенья», то есть шарик из плоского «печенья», то «теста» будет так же много, как и в шарике?» После этого скатайте шарик – станет видно, что количество «теста» одинаково.
  3. Один из шариков пластилина разделите на мелкие кусочки. Пусть это будут «крошки». Их должно получиться около восьми штук, и пусть ребёнок сравнит их с шариком.

Ну, а теперь – выводы:

  1. Если ребёнок рассуждал, что «булочка» – шарик пластилина – больше и толще, чем плоское «печенье» или что «печенье» больше, потому что оно длиннее и шире – значит, у него пока плохо развито абстрактно-логическое мышление. Это говорит о том, что он пока ещё не умеет отойти от измерения, на котором сосредоточился, и перейти к другому, связав их между собой.
  2. Если ребёнок колеблется в своих рассуждениях, поддаётся на Ваши «запутывания» – это означает, что абстрактно-логическое мышление у него развито пока ещё недостаточно хорошо.
  3. Если ребёнок, рассуждая, говорит о том, что оба кусочка одинаковы, ведь если сделать шарики, они будут одинаковы (или о том, что ведь ничего не убирали и не добавляли, значит, кусочки одинаковые, как и были) – значит, абстрактно-логическое мышление у него очень хорошо развито.

Игры с палочками (спичками), в которых нужно, используя определённое количество палочек, выложить определённую фигуру и (или), выбрав одну-две палочки, получить другую фигуру, развивают не только наглядно-действенное, но и логическое, и пространственное мышление. Например, из пяти палочек попросите сложить два одинаковых треугольника, из семи – три одинаковых треугольника или два квадрата.

Креативное мышление можно потренировать, предлагая малышу подумать, каким необычным способом можно применить тот или иной предмет, выбранный ведущим. Приветствуйте фантазию и оригинальность мышления ребёнка.

Как развить мышление у ребенка? Общие рекомендации:

Развивающие игры и задания способствуют развитию мышления у ребёнка, и чтобы повысить их эффективность, можно использовать специальные рекомендации:

  1. Поощряйте даже маленький успех ребёнка: это станет мотивировать его и приблизит новые достижения.
  2. Не торопите ребёнка, не спешите исправить его ошибку, дайте ему время подумать ещё и попробовать найти её самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному даётся легко и быстро, для другого представляет сложности. На результатах могут сказаться особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой и т.д.
  3. Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребёнка неверно – похвалите его за старание найти правильное, подбодрите за то, что искал или нашёл оригинальный, необычный способ решения; покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.
  4. Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребёнок ждёт его с нетерпением.
  5. Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее.

Мышление и память, восприятие и внимание можно тренировать на развивающих тренажёрах для мозга онлайн  в виде увлекательных ежедневных игр, с наградами, соревнованиями, достижениями и их наглядными графиками.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Развиваем мышление у детей 2–3-х лет

Статьи

Мышление — это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно развитию мышления у своего малыша большая часть родителей  придает огромное значение.

image

Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, заниматься с ребенком. Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом. 

У 2 ух летних малышей  мышление  носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка — изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними. 

Вот основные способы развития навыков мышления двухлетнего ребенка:

  • Проводите много времени во всевозможных играх «понарошку».
  • Развивайте навыки логического мышления вашего ребенка.
  • Выясняйте устройство и принцип работы различных предметов по отдельности и вместе.
  • Обращайте внимание на закономерности и взаимосвязь идей.
  • Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня.
  • Думайте и разговаривайте о чувствах.
  • Проверяйте на практике новые идеи и концепции решения задач (текущих проблем).

Проводите много времени во всевозможных играх «понарошку»

Способность притворяться, изображать, разыгрывать знаменует собой большой скачок в развитии навыков мышления. Когда дети притворяются, это означает, что они понимают символы: кубик может стать автомобилем, обувная коробка может превратиться в домик для мягкой игрушки, а слово обозначает предмет или мысль. Понимание символов важно для развития таких навыков, как математические операции, логика, письмо и приобретения знаний в естественных науках.

  • Уделяйте время всевозможным ролевым играм, в которых важен принцип «понарошку». Пусть ваш ребенок будет «главным». Это поможет ему развить свои собственные идеи. Это также укрепит его навыки мышления, ведь ему придется выстраивать логические цепочки при построении сюжета игры: собака должна вернуться домой, потому что пошел дождь. Вы можете помочь ребенку развивать мысли, задавая следующие вопросы: «Что чувствует собака? Что она пытается сделать? Зачем? Что произойдет дальше?».
  • Выдайте ребенку большое количество реквизита, который поможет разыгрывать придуманные им истории – шляпы, костюмы для переодевания, детскую посуду, игровой набор врача, блокноты, кубики, игрушечные продукты и предметы домашнего обихода, такие как большие картонные коробки, одеяла, подушки и т. д.

Развивайте навыки логического мышления вашего ребенка

Когда дети приближаются к возрасту трех лет, они начинают понимать логические связи и цепочки; например, чтобы расти, нужно есть. Они используют свои быстро улучшающиеся языковые навыки, чтобы задавать вопросы о том, что они видят, слышат и чувствуют. В этом, наверное, и заключается причина того, что каждое второе слово двухлетнего ребенка это «Почему?» Способность мыслить логически имеет решающее значение для осмысления задач и достижения ребенком успеха в жизни и школе.

  • Не отвечайте на вопросы своего ребенка немедленно. Спрашивайте сначала, что он думает по поводу вопроса, это заставит его мозг работать. Внимательно выслушайте ответ вашего ребенка и подтвердите свое понимание его идей. Затем вы можете предложить правильный ответ. Например, если он говорит, что ночью темно, чтобы люди могли спать, вы можете ответить: «Да, безусловно, спать легче, когда темно», а затем объяснить как можно проще заход и восход солнца.
  • Задавайте ребенку как можно больше вопросов во время ежедневных игр и занятий. Когда вы проводите время вместе, задавайте ребенку вопросы «почему?»: «Как ты думаешь, почему листья опадают с деревьев?», «Почему идет снег?», – это заставляет ум вашего ребенка активно работать, а также дает ему понять, что он вам интересен и его мысли для вас очень важны.

Выясняйте устройство и принцип работы различных предметов по отдельности и вместе

Старшие малыши выходят за рамки простого исследования и использования предметов в качестве инструментов. Например, они могут использовать обувную коробку как гараж для игрушечных автомобилей. Они также исследуют мир более сложными и творческими способами. Вы можете увидеть ум вашего малыша в работе, когда он:

  • Роет песок, чтобы найти спрятанные игрушки.
  • Делает поделки из пластилина.
  • Строит сложные конструкции из кубиков.
  • Разыгрывает истории по своему сценарию.
  • Разделяет, складывает вместе и сортирует предметы.
  • Проверяет, как работают двигающиеся части игрушек, открываются – закрываются, вращаются (например, колеса или двери игрушечного грузовика).
  • Наблюдайте за ребенком и обращайте внимание на то, к чему он проявляет интерес. Задавайте вопросы о том, что вы видите и испытываете вместе: «Что, по-твоему, мы найдем, когда раскопаем песок?», «Куда летит бабочка?». Вместе рассуждайте об интересном: «Интересно, сколько лап у этого паучка?», «Интересно, сколько ступенек до входной двери?», «Интересно, куда девается дождь, когда он падает на землю?». Замечая и развивая природную любознательность вашего ребенка, вы воспитываете его любовь к познанию.
  • Предоставляйте ребенку много возможностей для творческих исследований.Гуляйте на природе. Играйте с песком и водой. Давайте ребенку предметы, которые он может разбирать и исследовать. Манипулируя со знакомыми (и не совсем знакомыми) предметами, дети выясняют для себя их устройство и принцип работы. Этот способ решения задач имеет решающее значение для достижения успеха в школе.

Обращайте внимание на закономерности и взаимосвязь идей

Малыши используют свои воспоминания, чтобы применять прошлый опыт в настоящем. Они видят облачное небо и понимают, что может начаться дождь. Это также помогает им понять, как устроен мир – дождь идет из серых облаков. Вы можете наблюдать эту новую способность ребенка обнаруживать закономерности и связывать явления и идеи между собой, когда он:

  • Смеётся над шутками.
  • Просит печенья у бабушки, если мама ответила «нет».
  • Помнит, что тетя Инна не может приехать на праздник, потому что она живет далеко.
  • Сообщает вам, что идет дождь, и поэтому ему нужен зонт.
  • Связывайте прошлое с настоящим. Четко выстраивайте логические цепочки в жизни вашего ребенка: он должен носить варежки, чтобы не замерзли ручки. Он должен брать в бассейн полотенце, чтобы вытираться после плавания.
  • Используйте ежедневные занятия, чтобы обнаруживать закономерности.Используя речь для объяснения этих закономерностей, вы помогаете ребенку мыслить логически и увеличиваете тем самым его словарный запас. «Ты заметил, что собака скулит каждый раз, когда хочет, чтобы ее вывели на улицу?», «Когда стиральная машинка выключается, это значит, что одежда уже чистая и сухая».

Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня

Старшие малыши могут сортировать предметы в соответствии с их характеристиками (все пластмассовые рыбки в одну кучу, все пластмассовые птички в другую). Они также начинают понимать более сложные понятия времени пространства, размера и количества. Вы увидите доказательства этих новых навыков мышления, когда ваш ребенок:

  • Говорит, сколько ему лет.
  • Располагает предметы в логическом порядке (тарелку рядом с чашкой, машинку рядом с кукольным домиком).
  • Задает вопросы типа «сколько?» или «когда?».
  • Сортирует бусины по цвету или размеру.
  • Разыгрывает истории по своему сценарию или по сценариям, которые он часто наблюдает дома (например, расставание с мамой по утрам).
  • Складывает крупные пазлы из трех-четырех частей.
  • Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня. Вместе с ребенком занимайтесь стиркой. Ребенок может отделять цветное белье от белого и складывать в кучи носки, рубашки и брюки. Он может помогать накрывать на стол и раскладывать вилки, тарелки и ложки. Во время уборки в доме попросите ребенка убрать все машинки в один шкаф, а книги в другой.
  • Помогайте ребенку понять чувство времени. Используйте песочные часы, чтобы помочь ребенку связать понятие времени с ощущением времени (чтобы ему было легче понять, что означает временной промежуток в пять или десять минут). Это также даст ему некоторое чувство контроля над пониманием того, когда должны произойти изменения. (Он может наблюдать за песочными часами и знать, что, когда песок на исходе, он должен закончить игру и идти есть.)

Думайте и разговаривайте о чувствах

Двухлетние дети начинают лучше распознавать собственные чувства. Некоторые из них могут даже начать называть их: «Я злой!.. Мне грустно… Я счастлив». Но им все еще нужно учиться управлять своими чувствами. (Истерики все еще очень характерны в этом возрасте.) Двухлетние дети также знают, что у других людей тоже есть свои мысли и чувства. Вы можете наблюдать такое осознание себя и окружающих, когда ваш малыш:

  • Использует слова для описания чувств – «счастливый» или «грустный».
  • Определяет и называет чувства на картинках (печаль, страх, гнев).
  • Утешает других, когда они расстроены или обижены.
  • Определяет чувства других людей: «Маме грустно?».
  • Играет в дочки-матери с куклами и мягкими игрушками (заботится и жалеет их).
  • Говорите о чувствах. Помогите своему ребенку развивать словарный запас, обозначающий чувства. Облекайте в слова то, что, по вашему мнению, чувствует ребенок. «Ты так рассердился из-за того, что нам нужно уходить из парка». «Ты грустишь, когда бабушка уезжает». Это поможет вашему малышу понять и справиться со своими чувствами.
  • Говорите о том, что чувствуют другие люди. «Эта маленькая девочка прыгает и улыбается. Как ты думаешь, ей весело?». При чтении книг, спрашивайте, какие чувства, по мнению ребенка, испытывают персонажи: «Как ты думаешь, он боится темноты?».

Проверяйте новые идеи и концепции решения задач

Двухлетние дети решают задачи методом проб и ошибок. Вы можете наблюдать, как ваш старший малыш умеет решать задачи, когда он:

  • Привлекает других детей в свою игру: «Ты будешь принцессой».
  • Затачивает затупившийся карандаш о бумагу, чтобы продолжить раскрашивать.
  • Поворачивает кусочки пазла в разные стороны, пытаясь его сложить.
  • Придумывает слова и песни.
  • Разыгрывает истории, меняя сюжет в соответствии со своими целями (не всегда логично).
  • Помогайте своему ребенку проверять разные варианты решения задач. Когда он попадает в тупик, предлагайте другие подходы. Например, предложите ребенку подобрать отверстия соответствующей формы. Если ему нужна волшебная палочка для спектакля, спросите его, какой бытовой предмет можно использовать в качестве нее.
  • Придумывайте песни. Вместо «Дождик, дождик, кап, кап, кап» это может быть «Снежок, снежок, идет, идет». Спросите своего ребенка, о чем он хочет придумать собственную песню. Меняйте слова песни так, чтобы она соответствовала его идее. Это поможет вашему ребенку научиться мыслить логически и искать взаимосвязи между идеями.
  • Автор

    Лидия Казанцева

  • Дата публикации

    28.04.2021

  • Просмотры

    910

Каждый день мы принимаем множество решений: как быстрее добраться из пункта А до пункта Б, что подарить другу на день рождения, как решить сложную задачу в школе или в обычной жизни. И хотя мир полон неопределенностей, то, как мы рассуждаем, все же частично влияет на результат.

Мышление — это когда мы что-то познаем: систематизируем и анализируем информацию, строим связи, выделяем важное, откидываем лишнее и делаем выводы.

Как это работает Мышление «делает» мозг, а результат называют мыслью.

Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным — все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг.

Наглядно-действенное — это когда мы принимаем решение прямо внутри ситуации, которая постоянно меняется. Шахматы и головоломки — отличный пример. Очень полезный навык для мира, который меняется каждый день — да что уж там, порой и несколько раз за день.

Наглядно-образное — это представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Например, увидеть в случайном прохожем что-то знакомое и подумать, с чем это связано: может, он похож на соседа или на знаменитого актера (или он и есть тот самый актер)?

Словесно-логическое — мы применяем этот тип мышления, когда группируем предметы по признакам (смартфон, фитнес-браслет, беспроводная колонка — гаджеты), что-то утверждаем или отрицаем (на улице хорошая погода, светит солнце и тепло / на улице ужасная погода, светит солнце и очень жарко) или делаем выводы на основе суждений (мама сказала, что вечером занята работой — значит она не придет на родительское собрание).

Теоретическое мышление — любимое занятие ученых! Когда они проводят эксперименты, то выделяют и анализируют разные характеристики явлений. Все это помогает мысленно изменить объект и изучить его в деталях. Например, надо решить, что лучше взять на перекус в школу: банан или яблоко. Анализируем: банан мягкий и может испортить тетрадки в рюкзаке, яблоко твердое и занимает меньше места. Выбор очевиден!

Практическое мышление — поставить цель выучить английский и придумать под это дело план, чтобы была мотивация продолжать.

Творческое мышление — это когда мы нестандартно решаем простые задачи: используем воображение, систематизируем и анализируем. Например, нужно придумать, как не волноваться на семейной фотосессии. Можно предложить родителям изображать разных животных и общаться друг другом на их языках. Тогда и кадры получатся с улыбками, и в процессе будет весело.

Школьные программы развивают мышление, но заниматься с ребенком дома не менее важно. И вот почему: уроки в школе дают детям новые знания, но закрепить и усвоить их помогает как раз домашняя работа — с упражнениями на развитие мышления та же история.

Кроме того, дома ребенок чувствует себя комфортнее — в кругу семьи ему проще делиться мыслями, ошибаться и пробовать снова. Вот еще несколько причин в пользу развития мышления:

  • Антистресс. С развитым мышлением проще справляться с эмоциями и решать непростые ситуации.
  • Экономия времени. Дети с развитым мышлением умеют расставлять приоритеты и стремятся сами управлять своим временем.
  • Креативность. Нестандартные идеи и новые решения востребованы как в школе, так и за ее пределами. Развитое мышление помогает увидеть, где лежит граница стереотипов и нормы — и когда уместно выйти за ее пределы.
  • Социальная реализация. Недостаточно развитое мышление ограничивает потенциал. Чтобы стать физиком, кроме хороших отметок в школе нужно еще усердие и мотивация, чтобы поступить в вуз и доучиться до конца. Так же и с работой — у специалистов с гибким умом больше возможностей по сравнению с теми, у кого есть только знания и опыт, но нет нужных навыков.

image

Школьники с 1 по 3 класс часто неусидчивы. Они живут «здесь и сейчас» и еще не умеют логически мыслить. Поэтому ключ к их развитию — игровой формат. Никакая мотивация и «кем станешь, когда вырастешь» тут не работают. Только игра сможет по-настоящему увлечь ребенка.

Детям в этом возрасте сложно (и даже невозможно) просто что-то выучить. Поэтому их обучение не должно быть похоже на обучение. Многократное повторение, интересный сюжет, яркая картинка — вот что привлечет внимание и даст результат. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка. Рассмотрим пять приемов на развитие мышления младших школьников.

Разложить картинки на группы

Распечатайте набор картинок с изображением простых предметов из разных областей и предложите ребенку рассмотреть их и разложить на группы. Например: кухонная посуда, одежда, гаджеты, котики, фрукты.

Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное — тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.

Собрать конструктор

Предложите ребенку составить разные фигурки из конструктора — в том числе такие, которых нет в инструкции. Чем больше деталей, тем лучше.

В процессе подбора фигурок без инструкции, ребенок учится ошибаться и пробовать снова и развивает наглядно-действенное мышление.

Чтобы ребенок не скучал над конструктором и с любопытством исследовал мир, его нужно на это вдохновить. Как это сделать — расскажет психолог и эксперт Skysmart Екатерина Мурашова на бесплатном курсе «Учеба без слез». На курсе обсудим, как современным родителям не сойти с ума, постоянно контролируя ребенка и что сделать, чтобы разжечь в школьниках тягу к знаниям.

Отметить общий признак

Перечислите слова из одной категории и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет. Например:

  • огурец, брокколи, кабачок, редис — овощи;
  • мухомор, подберезовик, лисичка — грибы;
  • береза, дуб, сосна — деревья.

Когда ребенок ищет общее между разными объектами, он учится визуализировать и анализировать их свойства и развивает наглядно-образное мышление за счет активного воображения и обработки прошлого опыта.

Поиграть в «Слова наоборот»

Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:

  • существительные (смелость — трусость);
  • прилагательные (смешной — грустный);
  • глаголы (открыл — закрыл).

Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов — за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.

Поиграть в «Угадайку»

Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например:

  • цифры, стрелки — часы;
  • уши, хвост, хобот — слон;
  • буквы, картинки, бумага — книга.

Можно усложнить задание: кроме частей называть еще и характеристики объекта. Например: маленький, колючий, живет в лесу — еж.

Когда ребенок соединяет разные части в целое, он учится рисовать воображаемые картинки — отличная тренировка для прокачки словесно-логическое мышление.

Нарисовать эмоции на лице

Предложите ребенку нарисовать мордашки с разными эмоциями. Вы можете называть эмоции сами или попросить ребенка вспомнить разные ситуации за день и нарисовать то, что он чувствовал в те моменты.

Рисуя грустные, веселые и сердитые рожицы, ребенок учится распознавать внешние сигналы эмоций — что как раз помогает укреплять теоретическое мышление и вместе с ним эмоциональный интеллект. Это происходит благодаря тому, что ребенок анализирует свои чувства и реакции других людей.

Сочинить историю

Сочините вместе с ребенком историю. Начните с простого предложения, например: «Жил-был кот…». Пусть ребенок продолжит и скажет следующее предложение, и так по очереди. Постарайтесь развить историю по всем правилам драматургии, с завязкой, кульминацией и заключением.

Выбирая продолжение истории, ребенок учится смело озвучивать свои фантазии. Он развивает творческое и системное мышление за счет последовательного проговаривания своих идей с сохранением общего смысла.

Поиграть в «Правду или вымысел»

Придумайте предложение с реалистичным смыслом (мама готовит ужин) и спросите ребенка: правда это или вымысел. Затем скажите что-то нереальное (книга идет домой) и задайте тот же вопрос. Предложите ребенку самому называть вам правдивые и ложные предложения.

Так ребенок учится сопоставлять реальность и фантазии. Благодаря этому происходит развитие словесно-логического мышления за счет анализа слов и предложений.

Поиграть в «Нереальное действие»

Возьмите любой предмет и попросите ребенка изобразить такое действие, которое мы обычно не делаем с этим предметом: сыграть на швабре, как на гитаре, нести мяч на голове, как корону. Угадывайте, что изображает ребенок, задавайте ему уточняющие вопросы.

Придумывая, как изобразить необычное действие с определенным предметом, ребенок учится реализовывать нестандартные идеи. В этот момент его гибкий ум вместе с активным воображением развивают наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Нарисовать интеллект-карту

По центру листа напишите любое слово или идею. Например, город. От него нарисуйте несколько стрелок и отметьте, что есть в городе: дома, люди, дороги. Дальше проведите стрелки от каждого слова и определите категории: какие бывают дома (школы, жилые дома, заводы, магазины), какие бывают люди (взрослые и дети, мужчины и женщины). На следующих стрелках отметьте, что есть в этих домах (классы в школах, прилавки и примерочные в магазинах), чем занимаются горожане (гуляют, работают). Продолжайте до самых мелких деталей.

Это упражнение учит видеть целое, его части и закономерности. Оно дает положительный заряд творческому и системному мышлению за счет работы обоих полушарий мозга.

Составить список

Предложите подростку составить список (чек-лист) чего-то важного для всей семьи или конкретно для него: список желанных подарков, покупок, фильмов для просмотра. Затем обсудите, чем полезны списки и как он может их использовать в учебе.

Составляя список, подросток учится систематизировать свои мысли, желания, планы — тем самым развивает практическое и системное мышление за счет придания формы тому, что до этого было только в голове.

Назвать различия

Спросите об отличиях между кораблем и лодкой, травой и газоном, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.

Когда подросток замечает различия похожих объектов, то задействует словесно-логическое мышление: анализирует характеристики, выделяет главное от второстепенного, вспоминает свой прошлый опыт.

Придумать название предмету

Покажите фотографии таких гаджетов и предметов, которые подросток еще не видел: это может быть что-то суперсовременное (датчик осанки) или наоборот что-то давно забытое (стационарный телефон с пружинкой). Предложите придумать название и описать функционал этих предметов.

В этом упражнении подросток учится смело выражать свои мысли и отказываться от скучных и неподходящих идей. Как следствие, это помогает развивать творческое мышление за счет создания новых сочетаний слов.

Поиграть в «Придумай сценарий»

Покажите фотографию, на которой изображена неоднозначная ситуация (собака застряла в вазе) и попросите предположить, что произошло до этого момента.

В момент создания своей истории, подросток анализирует ситуацию и видит ее объемнее — тем самым развивает творческое мышление за счет выражения своих гипотез и фантазий.

Поиграть в «Странные вопросы»

Задайте подростку странные и неожиданные вопросы. Например:

  • Что лучше: яблоко или дыня?
  • Что мягче: рука или нога?
  • В чем польза жирафа?

В ответе должно быть как минимум три аргумента.

Когда подросток отвечает на нестандартные вопросы, он размышляет в состоянии неопределенности и укрепляет словесно-логическое мышление — то самое, которым пользуются ученые.

Если ходить в зал на тренировки каждый день (особенно с непривычки), можно быстро перегореть и отказаться от желания стать спортивным. То же самое и с развивающими упражнениями — выполнять их нон-стоп точно не стоит, иначе возникнет сопротивление. Лучше всего внедрять их между делом, постепенно, в виде игры.

Вика Войцеховская,

старший методист Skysmart English Content

«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление:

Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую: поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел».

Не превращать развитие мышления в обучение — этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали.

Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз.

Не делать задания за ребенка. Делайте вместе с ним».

Внедрить эти приемы просто: играйте по пути в школу, когда готовите ужин или на выходных. Не относитесь к заданиями слишком серьезно, иначе ребенок может излишне стараться, переживать — делу это не поможет.

Если ребенок не знает, как ответить — порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!

Перед рождением ребенка хочется купить все самое необходимое. Но иногда покупки оказываются бесполезной тратой денег: младенец может наотрез отказаться от соски или кричать всякий раз, когда родители пытаются посадить его в слинг.

В этой статье я расскажу, от каких популярных детских товаров отказалась наша семья.

КУРС

Как выбрать квартиру

Узнайте, как не потерять миллионы из-за ошибки при покупке жилья и сэкономить на риелторе Изучить программу

Пеленальный столик

Сколько стоит: зависит от модели — складные столики стоят от 2500 Р, а совмещенные с комодом от 5000 Р

Размер пеленального места в среднем 55 на 75 см — после 6 месяцев ребенку там будет уже тесно

Для чего нужен. На пеленальном столике удобно переодевать ребенка и менять ему подгузник: высота столика рассчитана на то, чтобы родителям не приходилось слишком сильно наклоняться во время этих процедур. Обычно в пеленальных столиках предусмотрены специальные карманы или ящики для хранения вещей, чтобы сменная одежда и необходимые средства гигиены всегда были под рукой.

Почему отказались. В первую очередь нас отпугнула цена. Пеленальный столик становится бесполезным уже через полгода использования, но стоит как полноценный предмет мебели, который обычно покупают на много лет. Использовать его для детских вещей мы не планировали: у нас были другие шкафы и комоды, в которых хватало места для одежды малыша.

Еще нам не понравилось, что столик занимает много места в комнате и не вписывается в интерьер: все расцветки столиков, которые мы видели в магазинах, не сочетались с цветовой гаммой остальной мебели.

Чем заменили. До полугода мы переодевали ребенка на массажном столе: им мы пользовались сами еще до рождения ребенка. А потом купили накладку для пеленания за 646 Р и положили ее на невысокий, но длинный комод — на нем достаточно места даже для подросшего малыша.

Чтобы не нагружать спину, мы переодеваем ребенка сидя. Зато не боимся, что он упадет с большой высоты

Еще такую накладку удобно брать в поездки: она почти ничего не весит, легко складывается и превращает в пеленальный столик любую удобную поверхность — даже сиденье автомобиля. Дополнительный плюс — накладка непромокаемая: если ребенок ее испачкает, достаточно просто протереть клеенчатое покрытие, и она снова готова к использованию.

Ванночка для купания

Сколько стоит: от 459 Р

Ванночки отличаются друг от друга конструкцией и дополнительными функциями: они бывают складными, на подставках, со встроенной горкой или термометром

Почему отказались. Еще во время беременности мы не увидели никакого смысла в специальной детской ванночке и решили купать малыша сразу во взрослой.

Некоторым родителям удобно использовать ванночку, потому что они заполняют ее кипяченой водой: это проще сделать, если объем ванны не очень небольшой. Такая процедура показалась нам излишней — мы моем малыша обычной водопроводной водой с самого рождения.

Вопрос гигиены нас тоже не пугал: перед каждым купанием мы чистили ванну щеткой с хозяйственным мылом и не переживали, что ребенок столкнется со «взрослыми» бактериями и микробами.

Чем заменили. Вместо ванночки мы пользовались горкой для купания: это приспособление, которое удерживает ребенка в положении полулежа. Специальные выступы под руками и между ног не дают малышу соскользнуть вниз, но позволяют свободно двигаться. Горка обычно стоит дешевле ванночки — от 250 Р.

На этой фотографии сыну два месяца, но он уже может плескаться в ванне самостоятельно

Иногда я убирал горку из ванны, клал ребенка к себе на ладонь и делал с ним водные упражнения: размер взрослой ванны позволял двигать малыша вдоль и поперек.

Конверт на выписку

Сколько стоит: от 1500 Р

Такой конверт — это просто одеяло, которым оборачивают младенца. Сверху для красоты повязывают бант

Для чего нужен. Конверты с бантами или кружевом обычно покупают, чтобы получить красивые фотографии с выписки из роддома. Потом конверт можно использовать, чтобы укрыть малыша в холодную погоду: он легко снимается и надевается, поэтому родители могут не переживать, что малыш перегреется, пока взрослые возятся с застежками.

Почему отказались. Мы не собирались устраивать фотосессию у роддома — хотели сразу попасть домой. А еще малыш родился в морозном декабре, поэтому использовать конверт было неудобно: на улице в нем было бы холодно, а в помещении — жарко.

Чем заменили. Мы купили комбинезон-трансформер для прогулок, который перестегивался в конверт. Он стоил дороже, чем конверт на выписку, — 4450 Р, зато его можно было использовать гораздо дольше: в морозы ребенка защищала меховая подстежка, которая легко снималась и позволяла носить комбинезон в более теплую погоду.

Подстежка из натурального овчинного меха надежнее защищала малыша от зимних морозов, чем конверты-одеяла с синтетической набивкой

Слинг или эргорюкзак

Сколько стоит: от 550 Р. Мы купили по совету знакомой слинг за 2500 Р

Производитель уверяет, что ребенка можно переносить в слинге до 3 лет. Но зачем, если здоровый ребенок в три года уже уверенно бегает

Для чего нужны. Слинги и эргорюкзаки позволяют носить ребенка так, чтобы руки были свободны. Они различаются по конструкции: слинг — это длинная ткань, которую можно завязать разными способами и подстроить под удобную для ребенка позу, а эргорюкзак — уже готовая переноска, которую легко надевать, но возможностей для регулировки у рюкзака меньше.

Подруга жены рассказала, что со слингом ей стало гораздо удобнее обходиться с малышом, поэтому мы тоже решили попробовать именно слинг.

Почему отказались. Наш ребенок очень активный и не любит, когда его что-то сковывает. В слинге он мог провести спокойно всего несколько минут — потом начиналась истерика.

Ребенку быстро надоедало сидеть в слинге, а у супруги затекала спина

Нам тоже было не очень удобно пользоваться слингом: от долгой нагрузки начинала болеть спина.

Чем заменили. По улице возили малыша в коляске, а дома развлекали в игровой зоне, чтобы меньше носить на руках.

Средство для мытья детской посуды

Сколько стоит: от 68 Р. Мы купили в «Магнит-косметик» за 175 Р

Для чего нужно. Для мытья детской посуды, игрушек и сосок. Такие средства гипоаллергенны и состоят из безопасных ингредиентов: можно не волноваться, что ребенок отравится, если на бутылочке или погремушке случайно останутся частицы средства.

Первое время мы пользовались таким антибактериальным гелем. Источник: market.yandex.ru

Почему отказались. Чтобы частицы взрослого моющего средства точно не осели на детской посуде, мыть ее детским средством было недостаточно: еще нужна была отдельная губка и полка, на которой чистая детская посуда не соприкасалась бы со взрослой. У нас небольшая кухня — найти дополнительное место для детской посуды оказалось проблематично.

Чем заменили. Теперь мы моем всю посуду одним средством — обычным фейри. А чтобы обезопасить ребенка от вредных частиц, тщательно промываем его посуду в теплой проточной воде и насухо вытираем.

Присыпка

Сколько стоит: от 169 Р

Р, но потом продали на «Авито» за 50 Р, ни разу не открыв упаковку. Источник: akusherstvo.ru» loading=»lazy» >
Мы купили присыпку за 261 Р, но потом продали на «Авито» за 50 Р, ни разу не открыв упаковку. Источник: akusherstvo.ru

Для чего нужна. Присыпка впитывает излишки влаги с тела малыша: помогает предотвратить опрелости и справиться с уже появившимися покраснениями.

Почему отказались. Для нас присыпка оказалась лишней: кожа нашего сына и так редко краснела под памперсом. А еще мне не нравилось, что частицы присыпки могут попасть в дыхательные пути, а емкость занимает лишнее место на полке.

Чем заменили. Если у малыша появлялись опрелости, мы пользовались гипоаллергенным кремом «Пурелан» за 340 Р. Хотя крем стоит дороже присыпки, это выгодная покупка: крем помогает не только младенцам, но и матерям, которые испытывают боль во время грудного вскармливания — средство заживляет трещины, снимает раздражение и не требует смывания перед кормлением.

Рассылка только для родителей Рассказываем, как справиться с родительством и получить максимум от государства. Письма присылаем раз в неделю — подписывайтесь, это бесплатно

Молокоотсос

Сколько стоит: от 500 Р. Мы купили за 1512 Р

Для чего нужен. Молокоотсос помогает матери сцедить грудное молоко: это позволяет оставить малышу привычную еду, если надо отлучиться от ребенка. Еще устройство стимулирует приток молока, если его недостаточно.

Молоко выливается сразу в бутылочку — чтобы покормить ребенка, нужно просто заменить сцеживатель на соску. Источник: akusherstvo.ru

Почему отказались. У супруги было достаточно молока и ей не требовалось отлучаться от ребенка на долгое время. В итоге она воспользовалась молокоотсосом только один раз, когда проверяла, как работает устройство.

Чем заменили. Ничем: супруга кормила ребенка по режиму и точно знала, когда малыш проголодается, — это позволило обойтись без сцеживания.

Аспиратор для носа

Сколько стоит: от 89 Р. Мы купили в «Детском мире» за 250 Р

Один конец аспиратора родители прислоняют к ноздре ребенка, другой обхватывают губами: чтобы вытянуть сопли, нужно увлажнить нос ребенка несколькими каплями физраствора и вдохнуть воздух. Это гигиенично: сопли попадают в специальный резервуар и не доходят до трубки. Источник: detmir.ru

Для чего нужен. Аспиратор, или попросту соплеотсос, — специальное устройство, которое помогает очистить младенцу нос от жидких соплей. Механизм работы у аспираторов бывает разный: некоторые устройства позволяют выкачивать сопли нажатием руки на специальную грушу, другие подключаются к пылесосу, но самые популярные модели работают по такому принципу: родители втягивают воздух, вместе с которым из носа выходят и сопли.

Почему отказались. Наш ребенок болел редко, а соплей было совсем немного: их было легко убрать с помощью ваты. С 8 месяцев мы научили ребенка сморкаться в платок — аспиратор нам так и не пригодился.

Чем заменили. Когда нужно было почистить нос, мы пользовались обычной ватой: скручивали ее в турунду, смачивали солевым раствором для промывания носа и крутили ей в ноздре малыша — этого хватало, чтобы убрать все лишнее и облегчить дыхание.

Соска

Сколько стоит: от 40 Р. Мы купили за 250 Р

Для чего нужна. Соска позволяет заменить материнскую грудь, если ребенок не голоден: некоторым малышам это помогает успокоиться и заснуть.

Такая форма соски наиболее похожа на материнскую грудь. Источник: detmir.ru

Почему отказались. До рождения ребенка мы не знали, зачем соски младенцам, но видели, что другие родители их используют. Первая соска досталась нам бесплатно, в подарок от магазина, но малышу не понравилась — он сразу ее выплюнул.

Тогда мы купили соску другой формы, которая больше напоминала грудь, но и с ней вышла такая же история. Пользоваться соской сын стал только в 9 месяцев, но не по назначению, а в качестве прорезывателя для зубов.

Чем заменили. Ничем: наш ребенок в ней не нуждался.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий