Во сколько ребенок начинает стоять самостоятельно, как ему помочь

Венозные доступы у новорожденных детей

image

Инфузионная терапия является одним из основных способов проведения интенсивной терапии, направленной на коррекцию, поддержание и профилактику нарушений жизненных функций организма. Традиционно инфузионная терапия проводится способом внутривенного вливания лекарственных препаратов. Умение обеспечить венозный доступ является одним из главных практических навыков, определяющих высокий класс медицинского специалиста.

Если обратиться к истории, то можно узнать о применявшихся ранее внутримышечных, подкожных, внутриполостных и ректальных вливаниях. Однако эффективность этих методов оказалась сомнительной и в настоящее время они не применяются. Тяжелые осложнения, вызываемые внутриартериальным введением инфузионных препаратов, также послужил причиной отказа от применения данной методики. В настоящее время пункция и катетеризация артерий применяется, исключительно, с диагностической целью. Внутрикостные инфузии используются лишь в экстренных случаях, когда затруднен доступ к сосудистому руслу.

Методики обеспечения венозного доступа и способы проведения инфузионной терапии у новорожденных имеют свою историю.

Прогресс неонатологии, постоянное уменьшение критического гестационного возраста и веса для выхаживания новорожденных детей диктуют специалистам и производителям медицинского оборудования осваивать новые технологии и постоянно совершенствовать старые, используя современные технику и материалы.

Современные сосудистые катетеры могут быть венозными (для центральных и периферических вен) и артериальными. Могут иметь различные приспособления для фиксации, дополнительный порт для болюсного введения препаратов, камеру обратного тока, антивозвратный клапан.

Для изготовления катетеров используются материалы, характеризующиеся разными свойствами.

МАТЕРИАЛ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Полиэтилен Высокая степень прочности. Жесткий. Прочный.
Флюорополимер (тефлон) Достаточно жесткий. Устойчив к воздействию различных химических веществ.
Поливинилхлорид (пвх) Термопластичный: жесткий при комнатной температуре, более гибкий при температуре тела.
Силикон Высокая степень биосовместимости, тромборезистентности. Мягкий и гибкий. Низкий риск перфорации сосуда.
Полиуретан Высокая степень биосовместимости, достаточная жесткость при натяжении, износоустойчивость, тромборезистентность. Термопластичность.

Определение размеров сосудистых катетеров основано на системе, называемой «Бирмингемский калибр проводов (Birmingham Wire Gauge)» и использует следующую логику: чем больше калибр, тем тоньше игла. Калибр определяет, сколько канюль помещается в трубку с внутренним диаметром 1″ (1 дюйм = 25,4 мм). Применение этой системы было предложено AAMI (Ассоциация по усовершенствованию медицинского инструментария США).

Gauge Цвет
14G 6
16G 5
17G 4,5
18G 4
20G 3
22G 2,5
24G 2
26G

image

Существуют три основных способа обеспечения венозного доступа: венепункция, венесекция и катетеризация вены. По расположению дистального участка катетера доступы могут быть периферические и центральные.

При венесекции доступ к вене осуществляется хирургическим путем. После выделения вены, как правило, на сосуд накладывается лигатура, вена пересекается и в вышележащий отрезок вводится катетер по проводнику. Если вена не пересекается, то на введенный катетер накладывается лигатура для плотного закрепления его в сосуде и гемостаза. Таким образом, в результате данного способа катетеризации сосуда, последний «выключается» из кровоснабжения и кровоток в бассейне оперированной вены в последующим зависит от развития коллатералей. Но, как известно, чем меньше гестационный возраст ребенка, тем хуже у него развита система коллатерального кровоснабжения. Метод трудоемкий, технически сложный, требует медикаментозного обезболивания. Инвазивность метода, несоответствие диаметров катетеров и вен часто приводят к развитию контактных (асептических) флебитов, что значительно укорачивает сроки использования сосудов.

Не утрачивает своего значения в неонатологии пункционный способ венозного доступа с помощью иглы-бабочки. Этот способ применяется для внутривенного болюсного введения лекарственных препаратов и кратковременной инфузионной терапии. Для пункционного венозного доступа традиционно используются вены волосистой части головы. Здесь игла легко фиксируется, но данный венозный доступ ограничивает движения ребенка, делает невозможным грудное вскармливание.

Наиболее популярным периферическим доступом в неонатальной интенсивной терапии является катетеризация периферической вены катетером на игле.

Для катетеризации выбираются следующие вены:

Тыл кисти — тыльное венозное сплетение.

Предплечье — средняя вена предплечья, добавочная латеральная вена предплечья.

Вены волосистой части головы — надблоковая, поверхностная височная, позадиушная.

Стопа — тыльное венозное сплетение.

Локтевая ямка — медиальная вена предплечья или срединная локтевая вена.

Область голеностопного сустава — малая или большая подкожная вена ноги.

В представленном списке сосуды располагаются по мере убывания предпочтения выбора. Рекомендуется избегать вен в проекции суставов, т.к. подвижность укорачивает срок использования катетера и только в случае острой необходимости использовать вены нижних конечностей, т.к. описаны случаи ишемия или гангрена нижней конечности, осложняющие инфузию в большую подкожную вену нижней конечности; механизм неясен.

Продолжительность использования периферического катетера 3–7 дней. Несмотря на то, что материалы, из которых изготовлены катетеры являются нетромбогенными, использование гепарина в дозе 0,25–0,5 Ед/мл раствора позволяет увеличивать сроки стояния катетера. Катетеры можно использовать для прерывистой инфузии. Они не ограничивают подвижности ребенка. Недостатком периферических катетеров является невозможность длительного использования их (не более 2–3 часов) для введения вазоактивных и гиперосмолярных растворов, к которым относятся все кардиотонические препараты (допамин, добутамин, адреналин) и концентрированные растворы глюкозы, жиров, и амнокислот для парентерального питания.

Потенциальные осложнения: боль, асептические и инфекционные флебиты, экстравазация, артериоспазм (некроз). Избежать подобных осложнений возможно при правильном выборе катетера соответствующего диаметра, четкости выполнения протокола постановки катетера, строгом соблюдении правил асептики, как при катетеризации, так и при уходе за функционирующим катетером.

Катетеризация центральных вен. По определению считается, что катетер установлен в центральную позицию в том случае, когда его дистальный отрезок находится в верхней или нижней полой вене. Иными словами, в организме человека существуют только две центральные вены — верхняя и нижняя полые вены, все остальные периферические и катетеры, установленные в них должны использоваться по правилам периферических катетеров.

Показания к центральному венозному доступу

a) Полное парентеральное питание;

b) Длительная необходимость внутривенного введения лекарственных средств;

c) Внутривенное назначение гиперосмолярных растворов или раздражающих стенку сосудов лекарственных средств, которые нельзя вводить через периферические внутривенные катетеры (дофамин, добутамин, адреналин, норадреналин, растворы глюкозы в концентрации выше 12,5%, растворы АМКТ в концентрации более 2%, растворы жировых эмульсий в концентрации более 10%);

d) Интенсивная инфузионная терапия.

Противопоказания к центральному венозному доступу

Абсолютных противопоказаний не существует.

a) Инфекционное поражение кожи в месте введения катетера.

b) Возможность адекватного лечения пациента с помощью периферического венозного доступа.

Центральный венозный катетер может быть установлен путем пункции вены и катетеризации по методу Сельдингера (Seldinger), путем катетеризации через периферическую вену, хирургическим путем.

Катетеризация методом Сельдингера предусматривает пункцию вены «вслепую», по топографии с последующим введением катетера по проводнику. Этот метод сопряжен с высоким риском травматизации близлежащих жизненно важных органов, сосудов и нервных стволов, поэтому использование этого венозного доступа требует большого практического опыта врача и адекватного общего обезболивания пациента.

Особый вид катетеризации центральной вены у новорожденных детей — катетеризация пупочной вены. Это быстрый и надежный центральный доступ, позволяющий проводить интенсивную терапию с момента рождения ребенка и далее в течение двух-трех суток. Пупочные катетеры используются для проведения операций заменного переливания крови при гемолитической болезни новорожденного. У детей с экстремально низкой массой тела при рождении (ЭНМТ) пупочные катетеры иногда становятся единственным возможным сосудистым доступом и могут использоваться 2-3 недели, что требует неукоснительного соблюдения правил асептики при постановке катетера и проведении ИТ.

Самым популярным способом катетеризации центральных вен у новорожденных детей в настоящее время является установка глубоких венозных линий через периферические вены (ЦПВК). Удобство в использовании, возможность длительного применения сделали ЦПВК незаменимыми в неонатологической практике, особенно при выхаживании детей с ЭНМТ.

Места введения

1. Вены кубитальной ямки: медиальная и латеральная подкожные вены руки.

2. Вены волосистой части головы: височная и задняя ушная вена.

3. Подкожные вены ноги.

4. Подмышечная вена.

5. Наружная яремная вена.

Предпочтение отдается медиальным подкожным венам и венам правой руки, поскольку они короче и идут более прямо по направлению к центральной вене. Катетер труднее провести через латеральную подкожную вену руки из-за сужения сосуда при вхождении в дельтовидно-грудную борозду и впадения в подключичную вену под острым углом. Подмышечную и наружную яремную вену следует выбирать для введения катетера в последнюю очередь, т.к. эти вены прилежат к артериям и нервам.

При катетеризации вен бассейна верхней полой вены (ВПВ) дистальный конец катетера должен располагаться в ВПВ, на границе впадения ее в правое предсердие (ориентировочно третье межреберье справа).

При катетеризации вен бассейна нижней полой вены (НПВ) дистальный конец катетера должен располагаться в НПВ на границе впадения ее в правое предсердие (мечевидный отросток грудины).

Осложнения катетеризации.

1. Повреждение других сосудов и органов во время установки катетера: кровотечение, пункция артерии, повреждение плечевого сплетения.

2. Флебит.

3. Миграция и неправильное положение катетера. Может происходить во время установки катетера или из-за спонтанной миграции в любой момент пребывания в вене. Это может стать источником формирования тромбов на катетере и развития тромбоэмболии. Следует помнить о возможности развития «парадоксальная эмболия», обусловленной фетальными сосудистыми и внутрисердечными коммуникациями.

4. Катетер-ассоциированные инфекции кровотока. Бактерии могут колонизировать наружную поверхность катетера и затем мигрировать по ней из пространства между катетером и кожей к внутрисосудистому концу катетера. Или в результате колонизации коннектора, инфузионных сред может происходить миграция бактерий по внутренней поверхности катетера и попадание возбудителя непосредственно в кровоток.

Методы профилактики осложнений при катетеризации центральных вен:

— выполнение катетеризации только опытными специалистами;

— необходимость получения информированного согласия родителей перед процедурой;

— строгое соблюдение инструкции производителя по использованию катетера;

— обязательность подтверждения положения внутрисосудистого конца катетера рентгенологически;

— строгое соблюдение правил инфекционной безопасности сотрудниками отделений реанимации и интенсивной терапии, приходящими в отделение специалистами-консультантами и родителями;

— применение гепарина в дозе 0,5–1,0 МЕ/мл инфузионного раствора статистически не изменяет частоту возникновения тромбозов, но значительно увеличивает сроки использования катетеров;

— по возможности, не использовать катетер для парентерального питания в иных целях;

— максимальное уменьшение количества манипуляций с катетером;

— ограничение использования запорных кранов, увеличивающих риск развития инфекционных осложнений;

— удаление центрального катетера при отсутствии необходимости в нём!

Катетеризация сосудов в неонатологической практике — это искусство, требующее постоянного совершенствования навыков и современных знаний физиологии и патологии новорожденного ребенка.

Первый неуклюжий шаг вашего крохи — это радостное событие для всей семьи, и, разумеется, самый настоящий успех для крохи. Все ждут этого момента с большим нетерпением. Обусловлено это тем, что в течение первого года своей жизни, новорожденные развиваются очень стремительно. Но стоит брать во внимание, что каждый ребенок обладает своим индивидуальным графиком развития — одни младенцы в девять месяцев уже делают первые уверенные шаги, а другие в год еще не стремятся даже стоять.

Содержание

Когда грудничка можно ставить на ножки?

Каждый молодой родитель задается вопросом: когда их кроху можно начинать ставить на ножки? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, но можно полагаться на моменты, на основании которых можно делать для себя выводы. Обратите внимание на то, что подавляющее большинство компетентных специалистов убеждены в том, что ранняя высокая нагрузка на позвоночник может послужить развитием негативных последствий, например, деформация позвоночника.

Невзирая на это, все попытки вашего новорожденно самостоятельно садиться или вставать должны поощряться. В течение многих столетий неизменно полезными являются массажи и комплексы физических упражнений, грудное вскармливание, регулярные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, а также безмерная любовь и ласка родителей — все перечисленные факторы способствуют полноценному развитию ребенка.

Что касается ортопедов, то здесь их мнения разделились. Большинство из них убеждены в том, что ребенка можно начинать ставить на ноги не ранее, чем в 10 месяцев, поскольку в этом возрасте тазобедренный сустав и позвоночник достаточно окрепли, чтобы можно было не переживать относительно деформации скелета. Вторая половина полагает, что все попытки трехмесячных детей стоять должны поощряться, поскольку у них на данном этапе сохраняются пошаговые рефлексы.

Довольно часто, когда у грудничка диагностирован гипертонус мышц, он всячески пытается встать раньше, как правило, это происходит на шестом месяце его жизни. Не стоит сильно радоваться столь раннему развитию ребенка, поскольку его организм еще недостаточно окреп для таких нагрузок в результате можно приобрести деформацию стоп в результате высокой нагрузки. Помимо этого, для грудничка это большая физическая нагрузка, поэтому он быстро утомляется, чтобы уменьшить давление на стопы он начинает становиться на цыпочки.

Настоятельно рекомендуем молодым родителям всячески отвлекать своего кроху от стояния, не стоит разрешать ему продолжительное время находиться в вертикальном положении, а наиболее оптимальный вариант — поддерживать кроху за подмышки.

Во сколько месяцев можно ставить ребенка на ножки?

На вопрос когда ответить однозначно нельзя, поскольку, как мы говорили ранее, каждый ребенок развивается в индивидуальном порядке. Готовность малыша к новому положению зависит от нижеперечисленных факторов:

  • Желание. Есть ли у вашего крохи желание ставить ножки? Вполне возможно, что у вашего ребенка отсутствует мотивация для того, чтобы начинать предпринимать какие-либо действия. Такие явления чаще всего наблюдаются в семьях, где родители при первой прихоти своего чада несут ему игрушки и т. д. В данном случае ему необходимо вступать в контакт со своими сверстниками, которые уже освоили этот навык и чтобы до них дотянуться, ему необходимо встать.
  • Чередование фаз. Этот процесс подразумевает черед физического роста и интеллектуального развития. Они постоянно чередуются между собой и это вполне нормально. Если ваш кроха желает взять перерыв, то не стоит его торопить и заставлять делать то, чего он не желает.
  • «Вертикализация». Чтобы малыш научился стоять ему необходимо научиться держать баланс тела (равновесие) и управлять своими конечностями. Это довольно сложные процессы, с точки зрения центральной нервной системы. Дети привыкают к этому постепенно. В самом начале ребенок ограничивается осмотров предмета, а далее будет стремиться к нему прикоснуться. Если у вашего новорожденного были диагностированы проблемы в сфере неврологии, то эти все вышеописанные действия могут осваиваться с опозданием — не стоит волноваться раньше времени, необходимо подождать, когда центральная нервная система будет к этому готова.
  • Физическое развитие. Все дети развиваются по индивидуальному графику, педиатры могут вам предложить лишь схемы с усредненными вариантами. Как правило, круглые и довольно крупные детки начинают становиться на ножки и ходить несколько позже, нежели маленькие и щупленькие. Если ваш кроха в силу своего темперамента малоподвижен и не особо активен, то рекомендуется проводить ему регулярные массажи и комплексы физических процедур — эти манипуляции еще никому не навредили.
  • Генетическая предрасположенность. Молодые родители, запомните, что флегматичное настроение и задумчивость — это черты будущего характера вашего новорожденного: кто-то от природы подвижный живчик, а кто-то, уравновешенный или нерасторопный. Стоит отметить, что если родители крохи в детстве тоже поздно пошли, то и маловероятно, что их чадо рано освоит все навыки.

Во сколько месяцев ставить ребенка: массажи и физические упражнения для детей до года

На сегодняшний день разработано большое количество разнообразных лечебных массажей и комплексов гимнастики для детей до года. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим несколько интересных манипуляций для малышей, который придутся молодым родителям, кстати, если они хотят вырастить здорового и развитого ребенка.

  • Массаж для стоп «Восьмерка»: ребенок лежит на ровной поверхности, например, диван и пеленальный столик, мама держит его ножку одной рукой, а пальцами второй осуществляет нежные поглаживания его стопы с помощью большого пальца с незначительным нажимом, остальные пальцы обхватывают стопу. Дополнить эту манипуляцию можно перебиранием пальчиков младенца.
  • Упражнение «Соединение разноименных ручек и ножек»: ребенок должен лежать на спине, а мама в это время должна притягивать локоток правой руки к коленке левой ноги. Аналогичную манипуляцию следует провести с левой рукой и правой ногой. Благодаря этому упражнению удается укрепить не только мышцы живота, но и поспособствует хорошей координации.

Советы специалистов

Ни один из специалистов, который наблюдает за новорожденным с первых дней его жизни, не может с точностью сказать, во сколько месяцев его можно поставить на ноги. Некоторые родители убеждены в том что уже после первого месяца жизни кроху можно не с полным упором ставить на поверхности, но так ли это? Ответ на вопрос довольно прост, каждый ребенок начнет делать самостоятельные попытки тогда, когда его позвоночник будет готов принимать соответствующие нагрузки, поэтому настоятельно вам рекомендуем не торопить в этом ребенка.

Ортопеды, как правило, обращают внимание родителей на то, что если поторопить события, то это может привести к деформации не только стопы, но и позвоночника, что в дальнейшем может весьма плачевно отразиться на здоровье новорожденного. Средние показатели говорят о том, что ребенка можно ставить уже на десятом месяце жизни крохи. На этом этапе развития его суставы и позвоночник, которые отвечают за движение ног, способны выдержать нагрузку.

Если у ребенка было диагностировано заболевание — рахит, то все попытки встать самостоятельно на ножки должны быть очень ограничены, поскольку в будущем это может привести к искривлению ног. Что касается гипертонуса мышц, то в данном случае ребенок будет стараться раньше присаживаться, а не сидеть. Из-за избыточного напряжения на стопы, они могут подвергаться деформации, в связи с этим ребенку нельзя продолжительное время стоять.

анонимно Здравствуйте!Подскажите пожалуйста можно ли ребенка ставить на ножки в 3 месяца?Не вредно ли это для позвоночника? Отвечает Руженкова Ирина Викторовна педиатр Здравствуйте! Педиатр и невролог разово делают это при осмотре ребенка, чтоб проверить наличие рефлекса опоры. А просто ставить (в кроватке, у стенки или кресла и пр.), безусловно, еще нельзя: мышцы конечностей еще очень и очень слабы ( они развиваются в последнюю очередь), координация движений плохая…. Ребенок сам встанет у опоры месяцев в 8.

Когда ребенок должен начать ходить? Есть средний возраст самостоятельных первых шагов, который одних родителей пугает, других заставляет гордиться «ранним» малышом, а третьих успокоенно выдыхать: уложились. Это – 12 месяцев. Однако нормой считается все от 8 до 18 месяцев! И ранняя или поздняя ходьба никак не указывают на особое интеллектуальное развитие. MedAboutMe рассказывает, в чем тут дело с этими детскими шажками и как помочь ребенку побыстрее их освоить (хотя это и не так важно, но физическое развитие никому еще не мешало!).

В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы ног ребенка с помощью гимнастики и массажа. Упражнения предназначены для грудных детей, которым нужно сформировать опору на ножки и подготовиться к первым самостоятельным шагам. В качестве дополнительного укрепления перед упражнениями можно сделать массаж ног (инструкцию смотрите по ссылке). В начале для выполнения упражнений нам понадобится гимнастический мяч.

Упражнение 1

Положите ребенка животом на мяч, ногами к себе. При этом

image

удерживайте его в подмышечной области. Прокатите ребенка на мяче к себе до соприкосновения подошв с поверхностью стола либо с массажным ковриком. Малыш должен научиться выпрямлять ноги и удерживать вес тела при опоре на ноги. Повторите упражнение 5–7 раз.

Упражнение 2

Ребенок находится в том же исходном положении, как в предыдущем упражнении. При прокатывании ребенка на мяче к себе сделайте так, чтобы его стопы упирались вам в область грудной клетки

Упражнение 3

image

Теперь возьмите ребенка на руки спиной к себе. Перед собой положите гимнастический мяч. Поднимите ноги ребенка, слегка согнув в коленных суставах и прижмите стопы к мячу. Добейтесь, чтобы малыш отталкивал мяч от себя, выпрямляя ноги. Повторите упражнение 8–10 раз. При отталкивании придерживайте мяч. Тем самым вы увеличите нагрузку на ноги малыша и будете тренировать мышцы ног.

Упражнение 4

Возьмите ребенка за туловище в подмышечной области спиной к себе, согните его ноги в коленных суставах и поставьте на стол. Он должен с вашей поддержкой удержаться в позе «стоя на коленях» до 5–7 секунд. При этом следите, чтобы спина малыша была прямой.

Упражнение 5

Из положения ребенка «стоя на коленях» с поддержкой в подмышечной области потренируйте подъем с коленей при помощи опоры на каждую ногу по очереди. Повторите упражнение 3–4 раза для каждой ноги.

Упражнение 6

Потренируйте умение ребенка садиться на корточки и вставать,

image

Упражнение 7

image

Упражнение 8

image

Как укрепить мышцы ног ребенка с помощью массажа смотрите в публикациях:

  • Вопросы по теме задавайте на форуме. 
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий