Трихотилломания в детском возрасте

Трихотилломания с началом в младенческом и раннем детском возрасте может быть расстройством, отличным от того, которое наблюдается в подростковом и юношеском возрасте.

Трихотилломания с ранним началом ранее описывалась как расстройство привычек (Jillson O., 1978), аналогичное кусанию ногтей (Oguchi T., Miura S., 1977), а также как симптом нарушения отношений между матерью и ребенком.

Некоторые исследователи полагают, что нельзя сделать однозначный вывод о том, является ли выдергивание волос с началом в возрасте до 5 лет тем же самым расстройством, которое наблюдается в подростковом и раннем зрелом возрасте. Однако, некоторые различия очевидны; например, S. Muller (1987) сообщил, что 62% детей дошкольного возраста, страдающих трихотилломанией, — мальчики, тогда как в других возрастных группах пациентов мужчины составляют 30%.

В отличие от хронического изнуряющего состояния, которому подвержены подростки и молодые люди, симптомы «детской трихотилломании» мягко выражены и проходят самостоятельно (Stroud 1983).

По-видимому, детская трихотилломания со временем проходит и уже не наблюдается в подростковом или взрослом возрасте (Oranje A., et. al, 1986).

Обычно дети начинают выдергивать волосы в очень раннем возрасте — практически всегда это волосы на голове. В 4 года таких детей, как правило, показывают врачу, к этому времени они выдергивают волосы на голове уже в течение 1,5 лет, особенно во время стресса и после того, как их уложат в постель. Иногда родители сообщают, что ребенок выдергивает волосы во сне; но обычно это происходит только во время бодрствования. Если ребенку помешать, он может перестать выдергивать волосы, но опять продолжит это делать, как только его оставят в покое. Одни дети демонстрируют раздражительность или тревогу, когда им не позволяют выдергивать волосы, другие — никак не противятся действиям родителей. Родители сообщают, что выдергиванию волос не предшествует явная тревога.

В отличие от взрослых пациентов у детей трихотилломания часто протекает эпизодически, при этом периоды полной ремиссии наблюдаются 2-3 раза в год. Интересно, что периоды обострений чаще всего отмечаются в октябре, ноябре и феврале. Можно предположить, что у детей в основе этого расстройства лежит генетическая предрасположенность, которая проявляется в ответ на аутоиммунною реакцию, вызванную бактериальной или вирусной инфекцией (например, стрептококковой инфекцией или ветряной оспой) (Swedo S., et.al., 1991).

Причин покраснения глаз множество, и пусть внешне покраснение выглядит одинаково, причина в каждом случае далеко не одна и та же. Это может быть пыль, песок, ветер, усталость или аллергия, а может быть грозный увеит, на который, если не обратить внимания, могут быть тяжёлые последствия.

Давайте разберёмся подробнее. И что делать, если у вашего ребенка покраснели глаза?

1. Частой причиной может быть банальное раздражение слизистой оболочки глаз, связанное с переутомлением, перенапряжением или усталостью глаз. Длительные зрительные нагрузки в виде компьютерных игр, телевизора, игры с мелкими предметами и даже слишком долгое чтение могут вызвать покраснение глаз. Совет в этих случаях прост и понятен –распределите зрительные нагрузки в пропорции 50 на 50: два часа занятий, два часа прогулки или игр на открытом воздухе. Тот редкий случай, когда само пройдёт.

2. Попадание инородного тела (песок, пыль, соринка) может вызвать покраснение глаза, необходимо промыть глаз обычной водой или физиологическим раствором и закапать антисептические глазные капли.  Можно промыть глаза отваром ромашки или раствором фурацилина. Если же после проделанных манипуляций краснота в глазах не проходит и ребёнок жалуется на глазки, рекомендуем обратиться к офтальмологу.

3. Конъюнктивит. Это заболевание у малышей протекает не так, как у взрослых. Если ребёнок заболел конъюнктивитом в очень раннем возрасте, то у него может наблюдаться нарушение сна и аппетита, он станет капризным и даже перестанет играть с любимыми игрушками. Более старшие дети уже сами могут пожаловаться, что глазки чешутся, что-то мешает, будут тереть глаза.

Основные признаки конъюнктивита у ребёнка:

  • утром веки склеены и на них образуется жёлтая корочка;
  • ребёнок слишком сильно реагирует на свет;
  • из глаза появляется гнойное, слизистое отделяемое, могут быть отёчными веки;
  • белки глаз красные, слизистая оболочка глаз (конъюнктива) может быть отёчной;
  • появляются жалобы на дискомфорт в глазах, «чувство песка» в глазах.

Причиной развития конъюнктивита может быть вирусная, бактериальная инфекция, простейшие или аллергическая реакция. В зависимости от вида конъюнктивита будут наблюдаться определённые особенности протекания заболевания.

Когда причиной красных глаз становится вирус, покраснение обычно возникает после насморка или кашля, повышения температуры тела, конъюнктивит протекает на фоне ОРВИ. Хотя ребёнок может проснуться со слипшимися глазами, но в течение дня отделяемое из глаз незначительные и слизисто-водянистые. Часто дети жалуются на жжение в глазах или описывают ощущения «песка в глазах». Симптомы проходят на фоне лечения общего заболевания, тем не менее, если проблема затянулась – надо отправляться к окулисту. Лечение конъюнктивита может назначать только специалист!

При бактериальных конъюнктивитах глазное яблоко выглядит красным, ребёнка беспокоит раздражение и густое отделяемое белого, жёлтого или зелёного цвета. Причём закисают глаза не только по утрам, но и постоянно в течение дня, эта особенность – явный признак наличия бактериальной инфекции. Тут импровизация родителей опасна. Срочно к офтальмологу!

Аллергический конъюнктивит – это необычная воспалительная реакция слизистой глаза на обычные воздействия, которые не вызывают реакций у большинства людей. Аллергический конъюнктивит нередко сочетается с аллергическим ринитом, бронхиальной астмой, дерматитом. На протяжении всей жизни мы соприкасаемся с различными микроорганизмами, частицами самого разного происхождения, химическими соединениями. Но если для большинства людей эти спутники остаются незаметными, то страдающие аллергией очень быстро ощущают их присутствие. Аллергический конъюнктивит может начинаться в острой форме нестерпимым зудом век, жжением под веками, светобоязнью, слезотечением с выраженным отёком и покраснением конъюнктивы. Но чаще он протекает хронически, доставляя беспокойство в течение многих лет. В зависимости от аллергенов, его симптомы могут носить сезонный характер или же быть круглогодичными. Сезонный аллергический конъюнктивит обусловлен чувствительностью к пыльце трав, деревьев, сорняков или же к плесневым грибам. Домашняя пыль, перхоть животных, средства бытовой химии, парфюмерия, контактные линзы, лекарственные препараты, продукты питания с консервантами или химическими добавками, подолгу не обслуженный кондиционер дома или в автомобиле являются частыми причинами круглогодичных конъюнктивитов.

Что делать?

Перед тем, как начать лечение аллергии на глазах, стоит обратиться к аллергологу для установления аллергена. Если же причина известна, нужно как можно быстрее убрать контакт с аллергеном. Полное устранение действия аллергенов, если это возможно, является самым эффективным методом предупреждения аллергической реакции, а также является первым этапом в лечении уже развернувшейся картины болезни. Приём антигистаминных препаратов системно и местно, в виде глазных капель, снизит интенсивность проявления аллергии.

Внимание!

В большинстве случаев аллергический конъюнктивит не даёт осложнений, но в период лечения этого заболевания необходимо строго придерживаться гигиены глаз, иметь личное полотенце, предметы гигиены, протирать глаза следует очень аккуратно, использовать для каждого глаза новый ватный диск. Промывание и закапывание желательно проводить сразу в оба глаза, даже если проблема в одном глазу. В большинстве случаев заболевание начинается с одного глаза и распространяется на другой.

Ни в коем случае не накладывайте повязки на глаза!

Тепло и влажность – благоприятные условия для распространения инфекции.

4. Если вы заметили у своего ребенка покраснение и утолщение края века, скопление корочек, чешуек у корней ресниц, это может быть следствие блефарита. Сегодня блефарит у детей является частым заболеванием. Это воспаление краёв век, связанное со слишком тонким слоем в этом месте кожного покрова и клетчатки, обусловленное рыхлостью тканей и полным отсутствием жира.  Имеет место нарушение функции мейбомиевых желез, находящихся в толще век. Причинами блефарита у детей может быть: золотистый стафилококк, демодекозный клещ, который попадает в луковички ресниц при контакте ребёнка с птицами, пуховыми и перьевыми подушками, а также при хронических заболеваниях ЖКТ, диабете, разных видах аллергии, фокальных очагах инфекции – хр.тонзиллите и кариесе. Часто блефариты возникают при некорригированной дальнозоркости, глистной инвазии и банальном нарушении гигиены.

Что необходимо предпринимать родителям?

Во-первых, научить ребёнка соблюдать элементарные правила гигиены. Во-вторых, приобщать его с ранних лет к здоровому образу жизни. В-третьих, вовремя лечить любые внутренние заболевания. Регулярно посещайте стоматолога. Местное офтальмологическое лечение назначает только доктор!

5. Локальное покраснение века может свидетельствовать о ячмене – воспалении волосяного мешочка ресницы или сальной железы. Образуется небольшая припухлость на краю века, которая увеличивается в размерах и краснеет. Веко сильно опухает, что приводит к сужению глазного просвета. Образоваться ячмень может на одном или сразу на обоих глазах. Обычно на четвертый-пятый день происходит вскрытие гнойной камеры, после чего из неё начинает вытекать гной. Самочувствие ребёнка после этого заметно улучшается.

Важно!

Запрещается выдавливать или прокалывать гнойник! Когда гнойник сформирован – противопоказаны тепловые процедуры. В противном случае есть риск появления различных осложнений (абсцесс, менингит и прочее). Также важно следить за тем, чтобы малыш не тёр руками глаза, чтобы инфекция не попала на другие участки кожи. Самолечением лучше не заниматься, покажите ребёнка доктору.

6. Халязион в переводе с греческого языка означает «градинка» и представляет собой хроническое воспаление хряща века вокруг мейбомиевой железы, у которой произошла закупорка выводного протока и, как следствие, застой секрета. Избавиться от такого заболевания века у ребёнка довольно сложно. При вялотекущем процессе малышу помогают терапевтические методики лечения: местная противовоспалительная терапия, физиотерапия, лечение будет длительным и нужно набраться терпения. В более острых периодах невозможно обойтись без хирургической операции. Симптомами халязиона является припухлость края века, со временем прощупывается эластичное безболезненное образование размером с крупную горошину. Основными факторами, влияющими на появление халязиона, считают частые простудные заболевания, слабую иммунную систему, сахарный диабет. Иногда халязион возникает из-за проблем с работой пищеварительного тракта – дисбактериоза.

Специалисты считают, что закупорка мейбомиевых желез века у детей часто вызвана функциональной и анатомической несовершенностью, т.е. узкими выходными протоками, слабой работой клеток гладких мышц, которые выжимают секрет, или недостаточно высоким уровнем защитного белка секреторного иммуноглобулина слезы.

7. Увеит – воспаление сосудистой оболочки глаза воспалительного характера. Основные свойства сосудистой оболочки заключаются в аккомодации – возможности наших глаз видеть чётко на разном расстоянии, и питании сетчатки.

Увеит у детей требует безотлагательного лечения! Причины воспаления сосудистой оболочки глаза могут быть самые разные: инфекции, обменные нарушения, сахарный диабет, туберкулёз, угнетение иммунитета, аутоиммунные процессы и др. Увеит может быть вторичным заболеванием, при этом очаг воспаления находится в другом месте, а инфекция распространяется по кровяному руслу при ангине, менингите, гайморите, септическом эндокардите. Также увеиты могут возникнуть на фоне обострения аллергии, а в некоторых случаях – после проникающей травмы глаза. Очень редко, несмотря на тщательное обследование, определить причину увеита так и не удаётся. При увеите у детей симптомы и осложнения, в основном, такие же, как и у взрослых. Однако симптоматика более стёрта. Чем младше ребёнок, тем сложнее установить диагноз увеита вовремя, на ранних стадиях. При передних увеитах появляется покраснение глаз, на что могут обратить внимание взрослые; снижается острота зрения, повышается светочувствительность, слезоточивость. При задних увеитах основными симптомами являются: снижение остроты зрения и искажение виденья, появление пятен перед глазами. Диагностика сложная, так как если процесс затронул один глаз, а второй хорошо видит, то ребёнок и не пожалуется. Главный сигнальный симптом о наличии заболевания – боль – может отсутствовать.

Без должного лечения, со временем, может произойти отслоение сетчатки. Если лечения не происходит, воспалительный процесс может затронуть и другой здоровый глаз. Чем позже начато лечение увеита, тем серьёзнее повреждения тончайших структур глаза, которые могут привести к потере зрения.

Строжайший совет: при возникновении покраснения глаза, которое не проходит через один-два дня и не сопровождается болью, немедленно посетите врача-офтальмолога!

8. У грудничков возможной причиной покраснения глаз может быть дакриоцистит, проще говоря, воспалительный процесс слёзного мешка. Основными признаками этой болезни является слизисто-гнойное отделяемое из глаза, во внутреннем углу глаза небольшая припухлость, отмечается слезостояние. Отличительными симптомами дакриоцистита являются слизисто-гнойное отделяемое, при нажатии на зону слёзных точек. Чаще всего эта проблема связана с непроходимостью слёзного канала. При внутриутробном развитии ребёнка слезный канал закрыт, специальная желатинообразная плёнка преграждает попадание околоплодных вод. В момент, когда ребёнок делает свой первый вздох и начинает кричать, эта пленка лопается. Если этого не происходит, слёзки постепенно накапливаются в слёзном мешочке, происходит застой, возникает питательная среда для патогенных микроорганизмов, которые и вызывают воспаление. Скорее всего, сначала вам рекомендуют делать специальный массаж, направленный на то, чтобы способствовать разрыву этой плёнки, параллельно с закапыванием антисептических капель. Если массаж не дал результата, потребуется провести зондирование слёзного канала. Зондирование слезного канала – это относительно простая операция, которая заключается в прокалывании плёнки и восстановлении проходимости слёзно-носового канала. После зондирования, первую неделю, необходимо делать массаж снова в целях профилактики рецидива – появления спаек.

Уважаемые взрослые, глаз – особенный орган, при любых изменениях следует сразу же обратиться к офтальмологу, который сможет определить причину, характер заболевания и назначить необходимое лечение. Не упускайте время и будьте здоровы!

image

В педиатрической психоневрологии – при наличии непроизвольных движений, которые периодически возникают у ребенка вне зависимости от его желания, а прекратить их приступы усилием воли невозможно – может диагностироваться синдром навязчивых движений у детей.

Такие повторяющиеся стереотипные движения является либо частью общего невротического навязчивого состояния, либо бывают проявлением пароксизмального психоневрологического расстройства, либо рассматриваются как признак экстрапирамидных моторных нарушений.

Эпидемиология

По данным зарубежных экспертов, более чем у 65% гиперактивных детей, родители которых обращались к невропатологам, были проблемы при рождении или в ранний младенческий период. Но в 12-15% случаев выяснить истинную причину синдрома навязчивых движений у ребенка не удается из-за отсутствия полной информации.

Недавние исследования School of Medicine Washington University и University of Rochester показывают, что распространенность тиков составляет приблизительно 20% населения, а частота хронических тиковых расстройств среди детей составляет около 3% (с соотношение мальчиков и девочек 3:1).

Императивная мышечная моторика в виде тиков редко проявляется ранее двух лет, и средний возраст их начала – около шести-семи лет. У 96% тики присутствуют до 11 лет. При этом при легкой степени выраженности синдрома у половины пациентов к 17-18-летнему возрасту он становится практически не заметным.

Среди педиатрических пациентов с тяжелой или глубокой задержкой интеллектуального развития статистика синдрома навязчивых движений составляет 60%, и в 15% случаев такими движениями дети наносят себе повреждения.

Кстати, несмотря на свою связь с психическими расстройствами, есть дети и взрослые с нормальным интеллектом и адекватным уходом, которые имеют данный синдром.

[1], [2], [3], [4], [5], [6]

Причины синдрома навязчивых движений у детей

В преобладающем количестве клинических случаев специалисты связывают причины синдрома навязчивых движений у ребенка с неврозами стрессовой этиологии, нередко определяя данное нарушение как невроз навязчивых движений.

Данный синдром может наблюдаться при состоянии повышенной тревожности ребенка, синдроме раннего детского аутизма, а также синдроме Аспергера у детей.

В препубертатный период навязчивые движения у подростков могут быть симптомом развивающегося обсессивно-компульсивного расстройства.

Двигательные нарушения – синдром навязчивых движений у взрослых – подробно рассматриваются в публикации Нервный тик и статье Синдром Туретта. Кроме того, с возрастом усиливается фактор нарушений микроциркуляции в церебральных сосудах и угрозы ишемии головного мозга – в связи с атеросклерозом.

В детстве появление императивных стереотипных движений – в качестве признака нейродеструктивных расстройств – возможно при нарушениях работы ЦНС вследствие перинатального поражения структур головного мозга из-за гипоксии и церебральной ишемии, а также травм во время родов, приводящих к различным энцефалопатиям.

Данный комплекс симптомов считают коморбидным гиперкинетическому синдрому, свойственному для нарушений экстрапирамидной системы: поражении моторных нейронов боковых рогов спинного мозга; ствола и коры головного мозга; базальных ганглиев подкорки головного мозга; ретикулярной формации среднего мозга; мозжечка, таламуса и субталамического ядра. В результате возникают хорея, атетоз и гемибаллизм. Подробнее см. материал – Гиперкинезы у детей.

Отмечается целый ряд нейродегенеративных заболеваний, патогенез которых обусловлен мутациями генов и унаследованными неврологическими нарушениями, ассоциируемыми с появлением синдрома навязчивых движений у детей в достаточно раннем возрасте. Среди них отмечают:

  • генетические дефекты содержащихся в плазме клеток митохондрий (синтезирующих АТФ) – митохондриальные заболевания, нарушающие энергообмен в тканях;
  • врожденные поражения миелиновых оболочек нервных волокон при метахроматической лейкодистрофии;
  • мутацию гена PRRT2 (кодирующего один из трансмембранных белков тканей головного и спинного мозга), вызывающую пароксизмальные навязчивые движения в виде кинезогенного хореоатетоза;
  • патологическое накопление железа в базальных ядрах головного мозга (нейроферритинопатию), вызываемое мутацией в гене FTL.

Определенное место в патогенезе рассматриваемого пароксизмального моторного расстройства занимают патологии эндокринного характера, в частности, гипертиреоз и аутоиммунный тиреоидит у ребенка. А происхождение наследственной доброкачественной хореи, как показали исследования, заключается в мутациях гена тиреоидного транскрипционного маркера (TITF1).

Среди аутоиммунных заболеваний отношение к развитию непроизвольных движений также имеет системная красная волчанка, на определенной стадии развития приводящая к целому ряду патологий ЦНС.

Специалисты не исключают связи причины синдрома навязчивых движений у ребенка с состоянием кататонического возбуждения, индуцируемого некоторыми формами шизоаффектных состояний и шизофрении; черепно-мозговыми травмами; интракраниальными опухолевыми образованиями; церебральными поражениями органического характера с развитием глиозных изменений отдельных структур мозга; инфекциями – вирусным энцефалитом, Neisseria meningitidis или вызывающим ревматическую лихорадку Streptococcus pyogenes.

[7], [8], [9], [10]

Факторы риска

Ключевые факторы риска развития любой группы симптомов психоневрологического характера, в том числе, синдрома навязчивых движений у ребенка, подростка или взрослого – наличие патологий, приводящих к расстройствам движения.

Как показывает клиническая практика, данный синдром может затронуть любого в любом возрасте, однако мальчиков это касается в значительно большей мере, нежели девочек. Особенно часто навязчивые движения наблюдаются у детей, родившихся с умственной неполноценностью из-за генетических аномалий, при негативном воздействии на плод в период внутриутробного развития или вследствие развития постнатальных патологий.

[11], [12], [13]

Патогенез

Патогенез части гиперкинетических расстройств может заключаться в отсутствии баланса нейромедиаторов ЦНС: отвечающего за мышечные сокращения и расслабление ацетилхолина, управляющего движениями мышечных волокон дофамина, а также возбуждающих все биохимические процессы норадреналина и адреналина. Из-за дисбаланса указанных веществ передача нервных импульсов искажается. Кроме того, усиливает стимуляцию нейронов головного мозга высокий уровень натриевой соли глутаминовой кислоты – глутамата. При этом ингибирующая это возбуждение гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) может быть в дефиците, что также вносит помехи в работу моторных зон мозга.

[14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

Симптомы синдрома навязчивых движений у детей

Наиболее часто проявляющиеся симптомы этого нарушения могут включать такие нефункциональные (бесцельные) движения (повторяющиеся и часто ритмичные) с участием мышц языка, лица, шеи и туловища, дистальных отделов конечностей:

  • учащенное моргание;
  • покашливание (имитирующее «прочистку горла»);
  • встряхивание рук, размахивание или скручивание;
  • похлопывание по лицу;
  • битье головой (о что-либо);
  • нанесение себе ударов (кулаком или ладонями);
  • бруксизм (скрежетание зубами);
  • сосание пальцев (особенно часто – большого);
  • кусание пальцев (ногтей), языка, губ;
  • дерганье за волосы;
  • собрание кожи в складку;
  • гримасы (лицевые тики);
  • однообразное колебание всего тела, сгибание туловища;
  • подобные хорее подергивания конечностей и головы (отрывистое кивание головой вперед, в стороны);
  • изгибание пальцев (во многих случаях – перед лицом).

Формы

Виды повторяющихся движений варьируются в широких пределах, и каждый ребенок может иметь свое собственное – индивидуальное проявление. Оно может увеличиваться со скукой, стрессом, волнением и усталостью. Некоторые дети, когда на них направлено внимание или они отвлекаются, могут свои движения резко прекратить, в то время как другие на это неспособны.

В дополнение к названным, у детей с синдромом навязчивых движений возможны признаки дефицита внимания, нарушения сна, расстройства настроения. А наличие приступов ярости и взрывных вспышек свидетельствует о синдроме Аспергера или обсессивно-компульсивном расстройстве.

[21], [22], [23]

Осложнения и последствия

Некоторые бесцельные движения могут вызывать самоповреждение. Кроме того, синдром может вызывать дистресс у ребенка, что приводит к некоторому снижению качества жизни, затрудняет общение и социализацию в детском коллективе; определенным образом влияет на способность к самообслуживанию и ограничивает сферу совместной деятельности вне домашней обстановки.

[24], [25], [26]

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей

В первую очередь, диагностика синдрома навязчивых движений у ребенка требует качественной оценки типа движения и обстоятельств его возникновения, которые зачастую трудно определить. Тем белее что моторные стереотипы часто диагностируются у пациентов с умственными недостатками и неврологическими состояниями, но также могут встречаться у психически здоровых детей. К примеру, навязчивые движения у подростков, вызывающие подозрение на дегенеративное расстройство (миоклонус), могут быть совершенно нормальными у младенцев.

Необходим полный анамнез и физический осмотр ребенка – с оценкой имеющихся симптомов (которые должны присутствовать в течение как минимум четырех недель или дольше). Это будет подтверждать диагноз данного синдрома.

Чтобы выяснить его причину могут назначаться анализы:

  • общий анализ крови (в том числе определение гематокрита, массы циркулирующих эритроцитов, СОЭ);
  • анализ крови на уровень аминокислот, тиреоидные гормоны, антитиреодные антитела, волчаночный антикоагулянт, антистрептолизин и др.;
  • анализ мочи на белковые компоненты;
  • анализ спинномозговой жидкости или генетический анализ родителей (при необходимости).

Может использоваться инструментальная диагностика: электроэнцефалография; КТ, МРТ и УЗ-ангиография головного мозга, электромиография.

[27], [28], [29]

Дифференциальная диагностика

Обязательна дифференциальная диагностика, поскольку трудность определения данного состояния заключается в необходимость отличить его от других пароксизмальных неврологических проблем, связанных с хореей, миоклонусом, спастичностью, дистониями, судорогами.

Кроме того, необходимо дифференцировать проявления синдрома навязчивых движений и симптоматику височной эпилепсии – в виде приступов стереотипной моторики.

[30], [31], [32], [33]

К кому обратиться?

Педиатр

Лечение синдрома навязчивых движений у детей

Не меньшие проблемы вызывает и лечение синдрома навязчивых движений у ребенка, поскольку стабильно эффективных лекарственных средств при данной патологии не существует, и нет никаких доказательств эффективности терапии (особенно, когда движения не мешают повседневной жизни).

Чем лечиться, что пить при навязчивых непроизвольных движениях у детей? Если ребенок не имеет существенных отклонений в уровне интеллектуального развития, могут быть полезными занятия с детским психологом и упражнения, направленные на коррекцию привычки и поведенческие изменения. Но когда моторные расстройства могут травмировать ребенка, могут потребоваться определенные физические ограничения (например, если ребенок часто стучит головой, то он должен носить шлем).

Есть лекарства, которые с некоторым успехом используются при выраженных формах данного синдрома. Так как стресс является общим триггером для начала приступа, применяются антидепрессанты, такие как Тиоридазин или Сонапакс (только с трехлетнего возраста), Кломипрамин или Анафранил (только после пяти лет). Больше информации о противопоказаниях и побочных эффектах, которые могут перевесить преимущества данных препаратов, в материале – Таблетки от стресса, а также в публикации – Успокоительные средства для детей разных возрастных групп.

Медикаментозное лечение может включать церебропротекторные средства – ноотропы, чаще всего это Пирацетам (детям старше одного года), а также препараты на основе гопантеновой кислоты (Пантокальцин, Пантогам).

Рекомендуется давать детям витамины: С, Е, В1, В6, В12, Р.

Может дать положительные результаты физиотерапевтическое лечение: электропроцедуры, массаж, бальнеология, ЛФК.

Народное лечение не рассчитано на оказание помощи при пароксизмальных психоневрологических расстройствах, однако совет ходить босиком по траве, песку или гальке может воспринят положительно, учитывая пользу активизации рефлекторных зон на стопах.

В некоторых случаях положительный эффект дает лечение травами, для которого лучше всего использовать такие растения, как валериана (корни и корневища), пустырник (траву), перечную мяту и мелиссу (листья), лаванду и др. Детально в публикации – Успокаивающий сбор.

Профилактика

Невозможно предотвратить появление синдрома навязчивых движений у детей. Тем не менее, раннее распознавание симптомов и квалифицированная помощь по их минимизации помогают снизить риск получения ребенком травм от своих же действий.

[34], [35]

Прогноз

Прогноз зависит от тяжести расстройства. Следует учитывать, что периодические непроизвольные движения, как утверждают невропатологи, достигают пика в подростковом возрасте, затем снижаются и становятся менее выраженными.

Хотя корректировка поведения может уменьшить интенсивность проявления данного синдрома, редко он проходит полностью, а у детей с тяжелой умственной отсталостью может даже усиливаться.

[36], [37], [38], [39], [40], [41]

Полное описание

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса. В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины. Причины возникновения привычек Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет. Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении. Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять. Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние. Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:     Страхи ребенка.     Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.     Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.     Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.     Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.     Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.     Пережитое ребенком насилие. Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец. Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача. Что делать родителям Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия. Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период. Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии. Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем. Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь. Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу. В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой. Источник:http://www.ya-roditel.ru

Опубликовано: 25.01.2019 16:58        Обновлено: 25.01.2019 16:59

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий