Скрининг слуха в период новорожденности – как это делается и кто в зоне риска

image

Как утверждают специалисты, четвертая часть всех пациентов с нарушением слуха страдают им с детства. По меньшей мере, половину всех случаев ухудшения или потери слуха можно предотвратить. Основную роль в профилактике нарушений слуха играет иммунизация против таких детских болезней, как корь, менингит, краснуха и свинка. Выявление и лечение нарушений слуха у младенцев и детей младшего возраста чрезвычайно важно для их полноценного развития: не слыша, ребенок никогда не научится нормально говорить.

Своевременное определение этих проблем позволяет рано начать вмешательства, нацеленные на увеличение коммуникативных, социальных и образовательных навыков у этих детей. Давно ведутся споры о ценности избирательного скрининга на слух и о всеобщем аудиологическом скрининге в период новорожденности. К сожалению, только половина новорожденных со значительным нарушением слуха выявляются с использованием селективного (выборочного) скрининга на присутствие или отсутствие факторов риска нарушений слуха.

К ним относятся:

  • наследственный синдром (наличие в роду глухих и слабослышащих родственников);
  • слуховые аномалии детства, анатомические пороки развития головы, шеи или ушей;
  • вес при рождении менее 1500 г;
  • уровень билирубина в крови, превышающий критический уровень;
  • тяжелая асфиксия при рождении;
  • введение больших доз мощных антибиотиков (ототоксических препаратов);
  • инфекции (бактериальный менингит, цитомегаловирус, сифилис, герпес, токсоплазмоз);
  • низкая оценка общего состояния новорожденного через минуту после рождения и повторно через пять минут по шкале “апгар” (Apgar): пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы, цвет кожи.

Специалисты делают акцент на генетических нарушениях, которые автоматически в восемь (!) раз повышают риск развития нарушений слуха. В то же время примерно у половины малышей, страдающих дефицитом слуха, не выявлено известных на сегодня факторов риска. Еще более любопытным является тот факт, что у половины малышей из групп риска нарушения слуха остаются не выявленными.

Ежегодно по всему миру из каждых 100.000 новорожденных в “стране глухих” оказывается до 200 человек. Немало само по себе, тем более, если учесть, что каждые пять минут на Земле появляется еще один такой младенец. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 300 миллионов человек во всем мире страдают нарушением слуха, под которым подразумевается полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

По данным американских педиатров, средний возраст, в котором ребенок со значительными отклонениями от слуховой нормы выявляется в США, – 14 месяцев. Итальянские врачи сообщают о том, что детям, которым не был проведен аудиологический скрининг на момент рождения, диагноз “глухота” выставляется с чрезвычайным запозданием: на 22-28-м месяцах жизни. Ведущие научно-исследовательские институты мира, специализирующиеся в данной области, подтверждают, что максимально ранняя диагностика болезни в сочетании с хирургическим вмешательством в первые 6-12 месяцев жизни приводит к значительному улучшению психического и умственного развития ребенка и резкому сокращению уровня инвалидности.

Ученые делают вывод о том, что в идеале первый скрининг должен проводиться до выписки из роддома.

В 1999 году правительство США подтвердило приверженность политике всеобщего скрининга слуха в период новорожденности с целью выявления всех новорожденных со значительным нарушением слуха к трехмесячному возрасту так, чтобы начать вмешательство к шестимесячному возрасту. Спустя 10 лет, в конце 2009 года, Министерство здравоохранения Израиля издало приказ, согласно которому аудиологический скрининг новорожденных в течение первых 24 часов после появления младенцев на свет становится обязательной процедурой для всех родильных домов и отделений. imageПриближаясь к стандартам развитых стран Европы, вот уже семь лет Италия проводит первичный аудиологический скрининг новорожденных в рамках национальной программы “Глухие дети Италии”. Проект осуществляется под руководством Института социальных проблем (Istituto per gli affari sociali; IAS), который на сегодняшний день является обладателем крупнейшей в мире базы данных о детях с нарушениями слуха, появившихся на свет на территории страны. Институт поддерживает прямую связь со всеми родильными клиниками и отделениями страны. В планах – формирование “Национального реестра глухих и слабослышащих людей”, проживающих в Италии.

Новорожденные до 6 месяцев, а также младенцы, с нарушениями, выявленными при первичном аудиологическом скрининге, традиционно исследуются с использованием тестирования реакции ствола мозга (методика ABR). Более современная физиологическая методика – тестирование отоакустической эмиссии или вызванных потенциалов мозга (методика OAE) – является многообещающей как простая скрининговая методика. Некоторые педиатры защищают двухшаговую скрининговую стратегию, посредством которой детей, имеющих недостаточность при тестировании отоакустической эмиссии, направляют для скрининга с помощью исследования реакции ствола мозга. Пока лучший скрининговый метод не появится, специфическая методология скрининга слуха у новорожденных ограничена этими тестами.

Детей старше 6 месяцев можно исследовать с использованием поведенческих, слуховых реакций ствола мозга или тестирования отоакустической эмиссии. Независимо от используемой методики скрининговые программы должны быть способны определять потерю слуха в 30 децибелл или более в 500-4000 Гц области (речевая частота) – уровень дефицита, при котором нормальное развитие речи может нарушаться. Если подтверждается дефицит слуха, ребенка следует своевременно направить для дальнейшего обследования и получения необходимой помощи в виде направленного образования и социализации.

По официальным данным ВОЗ, в Российской Федерации из 1000 новорожденных один ребенок рождается с тотальной глухотой. Кроме того, в течение первых 3-х лет жизни теряют слух еще 2-3 ребенка из тысячи.

Вдобавок к выполнению грубой оценки слуха и опросу родителей относительно слуховых проблем при каждом диспансерном визите в США, как и в России, проводится формальный скрининг слуха у всех детей в возрасте 3, 4, 5, 7 и 10 лет и каждые 2-3 года в подростковом возрасте.

Если новорожденный младенец не удовлетворяет стандартам аудиологического скрининга, причин может быть несколько, а нарушения слуха (постоянные или хронические) – лишь одна из них. Для новорожденных характерен застой амниотической жидкости (жидкость, которая окружает плод, пока он пребывает в материнской утробе) в слуховом канале. Эта жидкость препятствует прохождению звуковой волны во внутреннее ухо. Застой жидкости в среднем ухе, позади барабанной перепонки, создает те же помехи, к тому же является частой причиной отитов (воспалений уха). После устранения этих преград назначают “переэкзаменовку”. Другая типичная причина – шумная реакция самого малыша на проведение исследования. В этих случаях чувствительные приборы регистрируют только детские крики и плач. Поэтому предпочтительнее проводить скрининг, когда ребенок не испытывает беспокойства или вообще спит.

В чем разница между плановым (диагностическим) обследованием на качество слуха и аудиологическим скринингом

?

Прежде всего, разница заключается в количестве информации, которую удается получить в ходе планового обследования и скрининга. Предположим, ребенок “провалил” аудиологический скрининг. Перед нами всего лишь голый факт. Теперь предстоит получить ответы на следующие вопросы: действительно ли у ребенка имеются нарушения слуха, в каком объеме, носят ли они постоянный или временный характер. С этой целью проводится диагностическое обследование слухового анализатора.

Естественно, оно занимает больше времени, чем скрининг, и предполагает активный контакт с ребенком. Для сравнения: первичный скрининг может проводиться, даже когда ребенок спит. При этом предполагается проведение OAE-теста и ABR-теста с последующим сравнительным анализом полученных результатов. Для большей полноты результатов выполняется еще один, специальный тест: ребенка на 45 минут оставляют спать в пустом помещении и проверяют его реакцию на возбудители. Достоверность результатов диагностического обследования напрямую зависит от объема полученной информации.

Что делать, если малышу не провели аудиологический скриниг в роддоме?

В этом случае ребенок должен пройти полное диагностическое обследование в специализированном медицинском учреждении.

Справка “Здоровье-инфо”:

С рождения человек наделен несколькими “рецепторными” органами, предназначенными для регистрации внешних воздействий. Ухо – один из таких “информационных входов”, через которые организм получает полную и объективную картину окружающего мира, что позволяет ему “выбрать” оптимальный вариант реакции – внутренней, двигательной, поведенческой. Как и все анализаторные системы, звуковой анализатор имеет уровневое строение: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.

Ухо состоит из трех основных отделов

Orecchio esterno

– наружное ухо (видна ушная раковина и наружный слуховой проход) Orecchio medio – среднее ухо (видны барабанная перепонка, за ней – молоточек, наковальня и стремечко)

Orecchio interno

– внутреннее ухо (видны полукружные каналы и улитка) Вторник, 25 октября 2016 13:40

Аудиологический скрининг новорожденных (ТУ)

Название курса: «Аудиологический скрининг новорожденных». Форма обучения: заочная (по желанию слушателя или заказчика возможны очная, очно – заочная, а также сочетание всех форм обучения) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Категория слушателей: «Лечебное дело», «Педиатрия», “Сестринское дело в педиатрии”. Образовательная программа: Цикл тематического усовершенствования Срок обучения: 72 часа Цель: повышения квалификации специалистов. Образец выдаваемых документов

  • Download this image” data-fresco-caption=”Navigation tip: Hover mouse on top of the right or left side of the image to see the next or previous image respectively. You are browsing images from the article: Аудиологический скрининг новорожденных (ТУ) Download this image” target=”_blank”> Click to open image! Click to open image!
  •  

Подать заявку на курс

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практика/

семинар

1.

Медицинские и социальные аспекты тугоухости и глухоты.

10

5

5

Зачет

2.

Анатомия и физиология слуховой системы ребенка.

12

6

6

Зачет

3.

Единая система скрининга нарушений слуха.

12

6

6

Зачет

4.

Психоакустические методы исследования слуха у детей.

18

10

8

Зачет

5.

Объективные методы исследования слуха.

8

4

4

Зачет

6.

Организация учета и отчетности по результатам аудиологического скрининга.

10

5

5

Зачет

Итоговая аттестация

2

2

в соответствии с положением об итоговой аттестации

ИТОГО:

72

36

36

             

Скачать учебный план: Аудиологический скрининг новорожденных

Прочитано 4127 раз Опубликовано в Для медицинских и фармацевтических работников со средним профессиональным образованием ПК

Добавить комментарий

Наверх

В клинике «УМК-Здоровье» появилась новая долгожданная услуга «Аудиоскрининг новорожденных»!

Что такое аудиоскрининг?

Аудиоскринг – обследование новорожденных детей для выявления нарушений слуха и возможно более ранней коррекции этих нарушений.

От того, как малыш воспринимает различные звуки, в том числе и речь, зависит его развитие. Поэтому очень важно выявить возможные нарушения слуха как можно раньше и успеть скорректировать их. Если же коррекция слуха была произведена после 6 месяцев, то такие дети будут иметь существенные отставания в развитие речи.

Аудиоскрининг проводят в роддоме, зачем он нужен в поликлинике?

Случается, что спустя несколько дней после рождения аудиометр показывает отрицательный результат, но это не является приговором, так как единичная проверка не может с точностью свидетельствовать о глухоте.

Также в отдельных случаях в роддоме не удается провести процедуру по медицинским показаниям или из-за индивидуального состояния новорожденного, поэтому аудиоскрининг назначается после.

Обычно обследование осуществляется в первый месяц в детской поликлинике. Если проверка была положительной, то следующий аудиоскрининг в поликлинике проводится в 4 и 6 месяцев.

Особенности аудиоскрининга у недоношенных

Дети, рожденные раньше срока физиологически незрелые и время проведения аудиологического скрининга для них сдвигается.

Для недоношенных младенцев существуют следующие сроки проведения первого аудиоскрининга:

– на 2-6 неделе жизни – детям рожденным до 32 недели беременности;

– на второй неделе – детям рожденным на 33-37 неделе беременности.

Повторный скрининг недоношенным детям проводится в поликлинике в те же сроки что и доношенным детям.

Аудиоскринг в детской поликлинике «УГМК-Здоровье» проводится на аппарате «Нейро-Аудио-Скрин».

  • Главная
  • Услуги
  • Обследования детей
  • Обследования новорожденных и грудных детей

Скрининг — это массовое обследование на предмет выявления скрытых дефектов, наследственных патологий. В период новорожденности ребенок проходит два скрининга. Первый — еще в роддоме, неонатальный. Второй — спустя месяц, в детской поликлинике. План комплексного обследования в этом возрасте включает УЗИ-скрининг.

Для чего делается?

Такое обследование необходимо для своевременного выявления врожденных или приобретенных дефектов, отклонений от нормы в строении и расположении внутренних органов.

Кем и когда назначается?

После педиатра грудничка обязательно нужно показать профильным специалистам: невропатологу, ортопеду-травматологу и хирургу.

Направление на УЗИ-скрининг дается участковым врачом по рекомендации этих специалистов и с учетом пожеланий родителей.

Намерения обследования

Скрининговое ультразвуковое обследование нацелено на то, чтобы выявить либо исключить:

  • врожденные ортопедические деформации (дисплазия тазобедренных суставов, вывих бедра);
  • пороки развития головного мозга;
  • отклонения от нормы по форме, размеру, структуре и расположению органов пищеварительной, мочевыделительной и половой систем.

Вредно ли для ребенка?

Ультразвуковые волны, в отличие от рентгеновских лучей, полностью безопасны — как для взрослых, так и для детей. За 30 лет использования метода УЗИ не было зафиксировано ни одного случая отрицательного воздействия.

Во время УЗ-осмотра с участками тела соприкасается специальный датчик. Ультразвуковая волна, исходящая из него, проходит через ткани, не причиняя организму никакого вреда. Отраженный сигнал передается на монитор компьютера в виде изображения.

Виды ультразвукового скрининга новорожденного

Комплексное ультразвуковое обследование месячного ребенка выполняется с помощью следующих видов УЗИ:

  • УЗИ головного мозга (нейросонография);
  • УЗИ тазобедренных суставов;
  • УЗИ органов брюшной полости;
  • УЗИ шейного отдела позвоночника;
  • УЗИ сердца (эхокардиография);
  • УЗИ органов малого таза.

Часть из них проводится планово, часть – по необходимости.

УЗИ-скрининг головного мозга (нейросонография)

Проходят все дети 2-го месяца жизни. У них еще не срослись кости головы, и между ними находятся «роднички» — каналы с более мягкой тканью. Они хорошо пропускают ультразвук, что дает возможность беспрепятственно исследовать внутреннюю структуру головного мозга, выявить врожденные аномалии, а также приобретенные во внутриутробном периоде или в процессе родовой деятельности патологии. С затвердением «родничков» это становится очень затруднительным.

Нейросонография дает возможность обнаружить:

  • внутричерепные кровоизлияния;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • пороки развития;
  • кистозные образования.

Несвоевременное выявление патологий кровообращения и головного мозга не позволит вовремя начать необходимое лечение и может привести к таким необратимым последствиям, как дисфункция мозга и неврологические расстройства.

УЗИ-скрининг тазобедренных суставов

Этот вид скрининга также проходят все груднички в возрасте от 1 до 2 месяцев. Он позволяет обнаружить отклонения, которые ранее не были заметны, и дает высокие шансы на полную нормализацию опорно-двигательного аппарата. Раннее обнаружение таких патологий, как дисплазия тазобедренного сустава и вывих бедра, позволяет начать срочную коррекцию, благодаря которой малыш уже в полгода может быть совершенно здоровым.

УЗИ-скрининг органов брюшной полости

Еще один плановый вид скрининга для детей 1-1,5 месяцев жизни. Выполняется с целью выявления:

  • врожденных заболеваний и новообразований (кист, опухолей) в брюшной полости;
  • отклонений от возрастной нормы в развитии печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, 12-перстной кишки, селезенки.

Необходимость дополнительно провести УЗИ почек определяет врач. При наличии показаний исследование может быть назначено ребенку младше 1 месяца. У младенцев (чаще мальчиков) встречаются случаи врожденного гидронефроза почек – одностороннего или двустороннего. Лечение обычно хирургическое.

Отдельно от осмотра брюшной полости назначается УЗИ желудка (в 1-й или 2-й месяц жизни). Показаниями к нему служат частые срыгивания и снижение массы тела. Цель исследования — исключить или подтвердить наличие врожденного пилоростеноза (сжатие желудка). Такая патология требует срочного хирургического исправления.

УЗИ шейного отдела позвоночника

Назначается ребенку до 3-х месяцев при наличии подозрений на родовую травму, мышечной кривошее. У новорожденного шейные позвонки мягкие, хрящевой структуры, поэтому легче поддаются коррекции. Если вовремя начать лечение, можно свести негативные последствия к минимуму.

УЗИ сердца (эхокардиография)

Рекомендуется пройти до 1 года всем детям. В случае необходимости может быть назначено новорожденному. Позволяет получить наиболее полные и достоверные сведения о состоянии сердечно-сосудистой системы, выявить изменения в оболочках сердца, обнаружить врожденные пороки и аномалии развития.

УЗИ органов малого таза

Это исследование проводится, если в нем возникла необходимость, вне зависимости от возраста ребенка. УЗИ мошонки показано мальчикам, у которых обнаружилось неопущение яичка (крипторхизм) или водянка яичек (гидроцеле). По результатам осмотра принимается решение о проведении оперативного вмешательства. На УЗИ органов малого таза направляются девочки, у которых обнаружены генетические нарушения. Также исследование проводится с целью выявления врожденного отсутствия (аплазии) матки и яичников.

Как подготовиться

Успешность осмотра во многом зависит от родителей малыша. Чтобы обследование, на котором мама и папа (или один из них) присутствуют, прошло быстро и эффективно, им нужно настроиться на соблюдение спокойствия, четкое выполнение всех действий, о которых просит врач. Для этого рекомендуется заранее ознакомиться с ходом процедуры, подготовить все необходимое, научиться отвлекать или переключать внимание ребенка, когда он плачет.

Многие виды УЗИ-скрининга не требуют какой-либо специальной подготовки. Необходимо только быть готовым назвать точный вес и рост ребенка, чтобы врач мог рассчитать параметры органов для определения соответствия возрастным нормам. Одеть малыша нужно так, чтобы одежду можно было легко снять или расстегнуть. Стоит взять с собой какую-нибудь игрушку. Допустимо и даже хорошо, если ребенок во время исследования будет спать.

Если планируется обследование почек и мочевыводящих путей, нужно позаботиться о том, чтобы мочевой пузырь ребенка к моменту начала исследования был наполненным. Для этого за 30-40 минут до процедуры попоите его или покормите грудью.

Подготовка к УЗИ брюшной полости зависит от возраста ребенка. Месячным малышам отменять кормление накануне процедуры не требуется, а вот детям старше года исследование проводят натощак, спустя 3 часа после последнего приема пищи. Ребенка, находящегося на грудном вскармливании, надо сразу после окончания осмотра прямо в кабинете покормить грудью. Для малыша на искусственном вскармливании нужно захватить с собой бутылочку с молочной смесью. Кормящей маме накануне исследования нельзя употреблять продукты, вызывающие газообразование (черный хлеб, молочные продукты и др.).

Опубликовано в Обследования новорожденных и грудных детей image

Более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) — страдают нарушениями слуха. Под такой потерей слуха понимается потеря слуха в лучше слышащем ухе, превышающая 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей.

Риск снижения слуха имеют дети с врожденными инфекциями (к примеру, краснуха, сифилис), с различными осложнениями в течение беременности и при родах (состояние асфиксии, тяжелая желтуха новорожденных). Доказано, что частота встречаемости снижения слуха в 2,5 раза выше среди малышей, которые более 2-х суток после родов находились в отделении интенсивной терапии для новорожденных. Но, к огромному сожалению, отсутствие всех вышеперечисленных факторов риска не гарантирует отсутствие сниженного слуха у ребенка. Именно поэтому следует отметить важность диагностики нарушений слуха у детей.

Своевременная и точная диагностика слуха у ребенка – это:

  • спокойствие родителей, что слух малыша развивается без отклонений;
  • вовремя выявленное нарушение и меры, принятые для коррекции слуха;
  • залог успешного решения проблемы со слухом и развития ребенка наравне со сверстниками.

Вот причины, по которым необходимо выполнить комплексное обследование слуха ребенка как можно скорее:

  • вы заметили у Вашего ребенка признаки нарушения слуха;
  • в роддоме не был пройден аудиологический скрининг;
  • наблюдаете задержку в речевом развитии малыша;
  • ЛОР-врач направил к сурдологу на проверку слуха после перенесенных простудных заболеваний.

В любой из этих ситуаций, вызывающих у Вас беспокойство, следует выполнить диагностику слуха.

Существует разные виды тестирования детского слуха, которые соответствуют различным возрастным группам и уровням развития детей.

В Центре хорошего слуха врачи-сурдологи проводят все виды диагностики слуха у детей, в том числе и новорожденных.

Для проведения аудиометрических исследований слуха все Центры оснащены самым современным высокоточным оборудованием фирмы Interacoustics (Дания), которое гарантирует 100%- точность и достоверность результатов диагностики и успешное решение проблемы со слухом.

Мы проводим следующие виды диагностики нарушений детского слуха:

Аудиометрия

image

Фото 1. Аудиометрию ребенку выполняет врач-сурдолог в звукоизолированной кабине.

Во время тестирования врач-сурдолог с помощью специального прибора – аудиометра подает в наушники поочередно (то в левое, то в правое ухо ) звуковые сигналы разной громкости, частоты и интенсивности. Задача ребенка – нажимать на кнопки в момент, когда он услышит эти звуки. Данный вид обследования выполняется у детей в возрасте от 5-6 лет, т.к. выполнение этого тестирования требует от ребенка определенной степени взаимодействия с врачом, сосредоточенности и сознательности. Поэтому дайте ребенку возможность хорошо выспаться в ночь перед тестированием и предупредите его перед началом, что данный тест похож на своеобразную игру со звуками.  Это поможет преодолеть страх посещения доктора.

Игровая аудиометрия

Во время игровой аудиометрии врач использует игрушку, говоря что сейчас она будет издавать звуки (на самом деле звуки издает не игрушка, а прибор). Врач подает звуки и ждет, повернет ли малыш голову в сторону игрушки.  Для детей постарше сурдолог просит реагировать на слышимые звуки, например, строить пирамидку, дополняя ее каждый раз, как слышит звук.

image

Фото 2. Ребенок во время аудиометрии реагирует на поступающие звуки с помощью кнопок ответа.

Аудиометрия с использованием чистого тона (тональная аудиометрия)

Цель данного метода проверки слуха – определить самый низкий уровень звука, при котором ребенок слышит разные звуковые сигналы. Полученный результат используется для настройки слуховых аппаратов.

Речевая аудиометрия

В речевой аудиометрии, в отличие от тональной, вместо звуковых сигналов сурдолог использует человеческую речь. Цель данного теста – определить самый низкий уровень громкости, при которой ребенок слышит и понимает речь. Маленький ребенок, услышав сигнал, скорее всего повернет голову в сторону игрушки, а ребенок постарше может повторить сказанное слово или показать на картинку с его изображением.

Аудиограмма

image

Фото 3. Аудиограмма слуха ребенка.

Фото 3. Аудиограмма слуха ребенка на оба уха (правое — красное, левое — голубое).

Результатом аудиометрии является аудиограмма – отображение результатов тестирования в виде графика с двумя осями, где горизонтальная ось – ось частот (измеряется в герцах Гц), вертикальная —  интенсивность, которая связана с уровнем громкости звуков (измеряется в децибелах дБ).

Аудиограмма отображает результат в диапазоне частот от 125 до 8000 Гц. Этот диапазон необходим для развития речи ребенка. Нормально слышащий ребенок воспринимает звуки от очень низкочастотного диапазона в 20 Гц (например, сирена) до очень высокочастотного диапазона 20 000 Гц (например, свисток чайника).

При номер слуха малыш слышит все частоты на уровне 20 дБ или ниже. Уровень выше 20 дБ означает, что во время измерения аудиограммы потребовалось увеличить громкость, чтобы ребенок услышал. Значит на данной частоте наблюдается нарушение слуха.

Акустическая импедансометрия

Вышеуказанные виды обследования выполняются в специальной звукоизолированной кабине, что исключить влияние окружающих посторонних шумов и получить 100%-достоверные результаты.

Аудиологический скрининг слуха (отоакустическая эмиссия — ОАЭ)

image

Фото 4. Быстрый скрининг слуха ребенка с помощью анализатора Titan.

Простой скрининговый тест, который делают абсолютно всем новорожденным при выписке из роддома. Цель его — определить, есть ли у малыша предпосылки для снижения слуха. Тест выполняется быстро без активного участия ребенка, в состоянии, когда он спит или спокойно лежит. Во время подачи звукового сигнала измеряется активность волосяных клеток во внутреннем ухе. Положительный результат означает, что грубой патологии слуха у малыша нет и мельчайшие сенсорные клетки улитки уверенно воспринимают звуки громкостью от 60 дБ и выше. На данном этапе развития слухоречевой системы ребенка этого достаточно. Отрицательный результат означает, что на одном из этапов проведения либо восприятия звуков есть проблема и необходимо до 3-х месяцев пройти расширенное аудиологическое обследование методом регистрации коротколатентных стоволовых вызванных потенциалов (КСВП). Не уверены, выполнялся ли Вашему скрининговый тест в роддоме? Спросите об этом вашего педиатра, информация об этом содержится в обменной карте. Если же по каким-то причинам тест ОАЭ не был выполнен, необходимо как можно скорее пройти его.

Проверка слуха у детей во сне (КСВП/ABR-тест)

image

Фото 5. Проверка слуха новорожденного методом КСВП (ABR-тест)

Особенность обследования слуха у маленьких детей заключается в том, что они не могут активно сотрудничать с врачом (исследователем), и аудиометрию – способ обследования взрослых людей – дети способны адекватно выполнить только в возрасте от 5 лет и более. Но обнаружить нарушение слуха очень важно именно в раннем возрасте!

Согласно международным протоколам ведения пациентов со сниженным слухом, диагноз «тугоухость» должен быть верифицирован и скорректирован в возрасте 3-4 месяцев. Именно в этом случае малыш не будет отставать в развитии от своих сверстников. Для оценки состояния слуховой системы и выявления нарушений слуха у новорожденных проводится углубленное исследование слуха, которое выполняется в состоянии сна ребенка – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Во время ABR-тестирования измеряется активность ствола головного мозга.

Подробнее о КСВП обследовании вы узнаете здесь.

Регистрация слухового вызванного ответа мозга на постоянный модулированный тон (ASSR-обследование)

С помощью ASSR-модуля, входящего в состав платформы Eclipse, детский врач-сурдолог выполняет обследование слуха методом регистрации слухового вызванного ответа мозга на постоянный модулированный тон для построения объективной аудиограммы на основе данных регистрации слуховых вызванных потенциалов (ASSR). Во время обследования происходит одновременное тестирование обоих ушей (по 4 частоты в каждом ухе: 0,5, 1,0, 2,0 4,0 кГц) с независимой регулировкой каждого стимула.

Регистрация скрининга КСВП

Данный метод исследования детского слуха проводится у детей с рождения с силой звуковых сигналов до 30 дБ, чтобы проанализировать работу слуховых центров и слуховых нервов и исключить наличие слуховой нейропатии.

В этой статье

Полезные статьи

image

Как подготовить ребенка к обследованию слуха

image

Признаки нарушения слуха у детей

Ранняя диагностика — залог успешной реабилитации

Ребенок не прошел аудиоскрининг, что делать

Слуховая (аудиторная) нейропатия

Вопросы о детском слухе и слуховых аппаратах

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий