Самое важное о втором месяце жизни малыша

Описание
Гипотермия – сниженная температура тела.

Площадь поверхности тела новорожденных, особенно имеющих низкий вес при рождении, велика относительно веса, так что ребенок может быстро терять тепло. В прохладной комнате температура тела новорожденного начинает снижаться. Тепло быстро теряется и при испарении, которое возникает, когда кожа новорожденного покрыта амниотической жидкостью.

Симптомы

При гипотермии возникает угнетение центральной нервной системы: слабый крик, снижение сигналов на ЭЭГ, снижение реактивности и болевой чувствительности, вплоть до комы. Повышение мышечного тонуса сменяется гипотонией и гипорефлексией.

Со стороны сердечно-сосудистой системы сначала отмечается тахикардия, которая затем сменяется брадикардией, развивается аритмия, асистолия, падение артериального давления, отеки.

Гипотермию сопровождает гипоксия, что приводит сначала к тахипноэ, а затем к бради- и апноэ, одышке, отеку легких.

Новорожденный вяло сосет, срыгивает, отказывается от кормления, у него отмечается вздутие живота, возможно развитие язвенно-некротического энтероколита

В крови отмечается ацидоз, гипогликемия, гиперкалиемия, повышение содержания мочевины.

Снижение температуры тела может сопровождаться уменьшением уровня сахара в крови (гипогликемией), высокой кислотностью крови (метаболическим ацидозом) и вести к смерти. Поскольку организм быстро расходует энергию, стараясь сохранить тепло, ребенок, когда ему холодно, нуждается в большем количестве кислорода. Вот почему гипотермия часто сопровождается кислородным голоданием тканей.

Причины

Гипотермия развивается, когда процессы теплоотдачи превалируют над теплопродукцией. Увеличивать теплоотдачу у новорожденного могут: нахождение в прохладном помещении (температура комфорта для новорожденного – 25°С), окружение холодными предметами (стена, окно), контакт с холодной поверхностью (столик, весы), движение воздуха в помещении (сквозняк, вентилятор, кондиционер), влажность кожи новорожденного (околоплодные воды, купание).

К гипотермии склонны маловесные, недоношенные дети, дети с бронхолегочной патологией, внутричерепными кровоизлияниями, гипогликемией.

Диагностика

Гипотермия – это снижение температуры тела ниже 36,5°С, нормальная температура для новорожденного – 36,5-37,5°С.

Температура тела равная 36-36,5°С определяется как холодовой стресс, 32-35,9°С – выраженная гипотермия, ниже 32°С – тяжелая гипотермия.

Лечение

Гипотермия новорожденных – это состояние, которое необходимо профилактировать. Здоровых новорожденных сразу после рождения быстро вытирают, чтобы избежать потери тепла при испарении, и затем заворачивают в теплое одеяло. На голову ребенка надевают чепчик для предотвращения потери тепла с кожи головы. Ребенка помещают под источник лучистого тепла.

Недоношенные дети и новорожденные в тяжелом состоянии сразу после рождения помещаются в инкубатор с постоянной температурой и влажностью, комфортной для ребенка.

Срыгивания

Асимметрия головы

Неонатус Санус /Блог /Груднички /Тревожный младенец Тревожные дети часто плачут, могут быть беспокойными и раздражительными, периодически вздрагивают, особенно от громких звуков, подолгу не могут заснуть, часто просыпаются ночью, теребят себя за ушки, царапают лицо. Обычно такие малыши чувствуют себя более комфортно, когда их носят на руках.

Важно понимать, что тревожное поведение ребёнка не является проявлением характера или капризов. Практически всегда это обусловлено определенными причинами. Дети могу страдать головными болями, так же как и взрослые. Эти боли вызываются чаще всего сохраняющимися последствиями родовой травмы.

После стремительных родов часто отмечается беспокойство и раздражительность в поведении у младенца. Ребёнок, который «застрял» в родовом канале, или имел обвитие пуповины вокруг шеи, становится пугливым и нуждается в постоянном внимании со стороны мамы. Большую часть времени такие дети предпочитают проводить в вертикальном положении на руках.

Эти симптомы указывают на дискомфорт в голове, который ребёнок испытывает из-за сохраняющихся послеродовых деформаций. Сохраняющаяся компрессия черепа может передаваться через оболочки мозга к самому веществу головного мозга. Напряжение мозговой оболочки способствует венозному застою и повышению внутричерепного давления, что может сопровождаться головной болью у ребёнка.

Остеопатическое лечение делает возможным избавить ребёнка от сохраняющейся послеродовой компрессии головы, а также создаёт оптимально нормальные условия для функционирования нервной системы и развития малыша. При этом исчезает необходимость в назначении каких-либо препаратов.

Клинический пример лечения беспокойного ребенка в нашем остеопатическом центре

В 4 месяца и 10 дней мы впервые познакомились с Мироном, которого родители привезли к нам из города Норильск. Их очень беспокоил сон ребёнка: спал он только с мамой, просыпаясь при этом каждый час. Также родители обратили наше внимание на асимметрию черепа у ребёнка. Родился ребёнок в результате срочных родов с применением эпидуральной анестезии. В первые дни жизни отмечалось вялое сосание, во время УЗИ головного мозга были выявлены постгеморрагические проявления.

Во время остеопатического осмотра действительно была выявлена асимметрия черепа, отмечался наклон головы влево и ротация вправо, отмечался выраженный гипертонус мышц.

В результате остеопатического лечения имеющиеся нарушения были устранены и состояние Мирона значительно улучшилось, он стал спокойнее, сон нормализовался, появился скачок в двигательном развитии.

Видеоотзыв доступен по ссылке

image Записаться на прием

Ваше сообщение успешно отправлено.

Рейтинг: / голосов

Когда ребенок называется новорожденным, а когда младенцем. сколько длится такой возраст, в чем его особенности?

Базовое определение. Возраст, до которого ребенок считается новорожденным

Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет. Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности. Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.

Развитие новорожденного:

Физическое развитие

Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет. Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.

Двигательное развитие

Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:

  • По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
  • Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
  • Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
  • После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
  • В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
  • К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
  • В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.

Двигательные способности формируются и реализуются у всех детей индивидуально, кто с 8 уже может не только стоять, но и ходить, иные никак не хотят подниматься на ножки, но виртуозно передвигаются ползком. Как в одном, так и в другом случае развитие считается в пределах нормы.

Психологическое развитие

В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:

  • Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
  • После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
  • Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
  • Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
  • Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
  • Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.

Так же за год наблюдается большой прогресс в речевом развитии, от агуканий и бессмысленного лепетания, до достаточно большого словарного запаса, правда среди него мало различимых, правильно произнесенных слов, но ребенок может объяснить чего он хочет и что болит. Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития.    

Кризис новорожденности

Малыш рождаясь в этот мир с порога сталкивается с множеством неприятных ощущений. Он из одной среды попадает в совершенно другую и необходимо за короткий срок адаптироваться к ней. Этот процесс привыкания называют кризисом новорожденности, у него есть две причины – физиологическая и психологическая.  Физиологические проявления – малыш вынужден самостоятельно дышать, употреблять пищу, привыкнуть к смене температур, яркому свету и громким звукам. Что касается психологии, то в утробе было абсолютное ощущение безопасности, никто и ничто не касалось тела. Теперь возникает очень много тактильных ощущений, на руки берут только время от времени, нет постоянного ощущения присутствия матери – это пугает и повышает чувство тревоги. Привыкнуть к окружающей среде помогают врожденные рефлексы:

  • Сосательный, который появляется в ответ на прикосновение к губам малыша или его языку.
  • Закрывание глаз в ответ на яркий свет, хлопки руками или прикосновению к переносице.
  • Хватание руками всего, что к ним прикасается.
  • Сжимание пальцев при надавливании на подошву.
  • Резкие движения и плач в ответ на щипание.
  • Сжимание и разжимание пальцев на руках.
  • При переворачивании на животик малыш пытается приподнять голову.

Если ребенка держать под руки и “ставить” на твердую поверхность он отталкивается ножками. Буквально за месяц жизни малыш уже вырабатывает рефлекторные реакции, например, если принять привычную позу для кормления, он начинает искать сосок.

Виды рефлексов:

Безусловные рефлексы новорожденного

Период младенчества (первый год жизни) 

Познавательное развитие ребенка

Первые месяцы, когда ребенок еще лежит, он начинает наблюдать за окружающими предметами. Происходит это не сразу, а когда зрение уже концентрируется на том, что находится рядом на расстоянии не дальше 30 см. Сначала малыш видит яркие, крупные предметы, со временем различает их цвет. Позже, когда будет хвататься ручками, примерно на 2-3 месяце, он начнет различать форму и размер. Пока он только познает окружающий мир, рассматривая его. Затем все хватает руками, пытается удержать. В возрасте 6-7 месяцев, малыш уже не только различает предметы, но и может их запоминать. Как раз можно потихоньку знакомить с формами, цветовой гаммой и другими качественными характеристиками. Ребенок привыкает к тем людям, которые его окружают. Он практически с рождения узнает мать, сначала по запаху, а позже различает ее лицо. Постепенно знакомится со всеми родными. Ближе к 6-8 месячному возрасту начинает плакать при появлении чужих и когда долго отсутствует мать.

Движение и действия

До года малыш растет и развивается очень быстро:

  • 1 месяце – смотрит на то, что находится перед ним, поднимает подбородок.
  • 2 месяце – Пытается приподняться, следит глазами за яркими предметами.
  • 3 месяце – умеет хвататься за предметы с высокой точностью, различает свои игрушки.
  • 4 месяце – переворачивается на животик самостоятельно, скрючивается таким образом, чтобы сесть, сидит на руках у мамы.
  • 5-6 месяце – берет руками те предметы, что его привлекают, откликается на свое имя поворотом головы.
  • 7 месяце – самостоятельно сидит. Знает какие его игрушки, выделяет любимую.
  • 8 месяце – самостоятельно может сидеть без посторонней помощи. Играется игрушками более осмысленно.
  • 9 месяце – пытается стать на ножки с поддержкой, немного ползает отталкиваясь одной или двумя ножками.
  • 10 месяце – Хорошо “бегает” на четвереньках, может ходить, держась за мебель или руки родителей, но долго не устоит на ногах.
  • 11 месяце – без посторонней помощи стоит, ходит еще с поддержкой.
  • 12 месяце – хорошо ходит, но держась одной рукой.

Память

На первых этапах малыш просто узнает то, что часто видит – родственников и знакомые предметы.Постепенно малыш связывает несколько событий. Он различает то, что делает больно, включается и выключается, узнает свои игрушки. Сначала формируется краткосрочная память. Он не долго держит в памяти все что видит, и только то, с чем часто сталкивается узнает. Долгосрочная память начнет формироваться значительно позже. 

Эмоциональное развитие

 Сразу после рождения малыш практически не реагирует на окружающий мир. Из всех эмоций, только плачет, когда испытывает дискомфорт. Как только он начинает узнавать лица родных, улыбается в ответ на улыбку. Со временем уже более активно проявляет радость, грусть, страх, отчаяние. Он сигнализирует плачем, когда голоден, когда нужно сменить памперс. Когда становится контактным, демонстрирует смех, обиду. Его эмоции более понятны со временем. Если чего-то хочет делает ручкой “дай-дай”, если что-то не нравится плачет или отталкивает рукой. Позже уже с помощью слов передает свои желания.

Речь 

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. За нее отвечает специальный отдел головного мозга. Примерно в полугодовалом возрасте малыш издает различные звуки, они никак не связаны с эмоциями, просто лепечет что-то. Он еще четко не различает речь и копирует как поток звуков. К 8-9-10 месяцам, младенец воспроизводит звуки, которые издают животные или машины. К одному году, он понимает много слов, некоторые, самые простые, может повторять или уже использовать.  

Конец этапа младенчества

К 12 месяцам заканчивается этап младенчества. Малыш уже более самостоятельный. Он потихоньку ходит, сам стает на ножки. Понимает речь и пытается повторять некоторые слова. Принимает “взрослую” пищу. Учится пользоваться горшком. Всего за год он прошел колоссальные изменения – научился поднимать и держать голову, переворачиваться, держать в руках предметы, самостоятельно держаться за что-то, сидеть, ползать, вставать, ходить.

Кризис одного года

Когда малышу исполняется год, этот период условно называют кризисным из-за перехода от одного вида развития к другому. Если в младенческий период малыш только познавал окружающий мир сенсорно, то есть своими рецепторами, то в годик, у него начинают развиваться речевые навыки. Они очень важные. Чем раньше ребенок научиться связно говорить, тем легче он будет обучаться в будущем. В годик ребенок знает до 100 слов и до 20 использует. Некоторые детки только указывают пальчиком на предметы, названия которых слышат. Это еще не значит, что они отстают в развитии, просто по-разному этот процесс происходит. Кто постепенно пополняет свой запас новыми словами, а кто мычит, а потом начинает сразу говорить предложениями. Однако бывают и нарушения развития, поэтому нужно наблюдать за малышом и стараться его обучать новым словам и понятиям. Если к 3-4 годам ребенок не говорит понятно и связно, то нужна помощь логопеда. За год ребенок из одного состояния переходит в другое – он из беспомощного младенца превращается в почти самостоятельного малыша. Значительно увеличивается в размере и в весе. Приобретает новые навыки и рефлексы.  

Ваше мнение очень важно для нас! Оцените статью!

21.06.2019 11151

Чесотка у малыша. Симптомы и лечение

Ребенок в пять месяцев – развитие…

Как ввести прикорм для малыша

Родиться в рубашке – предрассудки или…

Год ребенку – кризис подростания

Как помочь ребенку остановить икоту?

Когда ребенок начинает держать голову?

Бруксизм или почему ребенок скрипит зубами?

Боязнь рожать ребенка

Как правильно прикладывать ребенка к груди?

При простудах у детей часто отмечаются общее недомогание и лихорадка. Родителям не стоит пугаться высоких цифр на градуснике. В статье пойдет речь о том, какую температуру следует сбивать у ребенка, чем можно ее снижать, какие лекарства актуальны для самых маленьких пациентов.

Причины повышения температуры у ребенка

Повышенная температура говорит об активности иммунной системы организма. Контролируется уровень терморегуляции частью промежуточного мозга – гипоталамусом. Он отвечает не только за деятельность центральной нервной системы, но и за обмен веществ, вырабатывая соответствующие гормоны.

Важно! Именно гипоталамус регулирует наши память и эмоциональное состояние, процессы сна и бодрствования, ощущения голода и сытости, а также половое поведение, репродуктивную функцию.

Нормальной считается температура 36°-37°C, но в течение суток гипоталамус через кожные рецепторы видоизменяет ее под влиянием холода, жары, стрессов.

Воздействие бактерий, вирусов и простейших провоцирует активацию иммунитета и развитие лихорадки. Состояние сопровождается:

  • бледностью, вызванной сужением периферических сосудов;
  • мышечной дрожью, обусловленной сокращением различных групп мышц;
  • слабостью и головной болью (следствие интоксикации).

Благодаря ознобу включаются защитные свойства организма – вырабатываются клетки иммунного ответа (макрофаги, нейтрофилы, Т-киллеры). Все это замедляет рост патогенной микрофлоры, стимулирует процессы метаболизма, улучшается работа печени и почек (очистительная функция).

Что делать при повышении температуры

Думая о том, как сбить температуру у ребенка, важно учитывать цифры на термометре. Повышение температуры является естественной защитой от инфекций.

Важна оценка общего самочувствия маленького пациента, степень его активности, окраска кожных покровов, аппетит. Внешний вид малыша поможет обозначить дальнейшие действия.

Жаропонижающая терапия не всегда приводит к положительному результату. Даже при субфебрилитете (незначительное повышение до 37,5°C) рекомендуется неотложный осмотр и помощь педиатра при соответствующей симптоматике:

  • жалобы на интенсивную головную боль, головокружение;
  • неутихающий плач или постоянная вялость;
  • судороги;
  • эпизоды потери сознания;
  • снижение артериального давления (для младенцев ниже 80/40 мм.рт.ст.);
  • рвота или понос больше 5 раз сутки;
  • острая боль в животе;
  • боль в горле при глотании или самостоятельная;
  • боль в ухе самостоятельная или при нажатии на козелок;
  • резкая затылочная боль при приведении подбородка к груди.

Чтобы избежать осложнений, стоит обратиться к врачу:

  • если у младенца до 3 месяцев отмечается температура от 38,0°C;
  • если на фоне жаропонижающих препаратов у детей до 3 лет в течение 3 дней держится 38,0°C и выше;
  • если у ребенка старше 3 лет сохраняется температура выше 38,5°C;
  • температура от 39,5°C у любой возрастной категории;
  • возвращение приступов озноба после нескольких дней нормализации самочувствия;
  • сухость кожных покровов, редкое мочеиспускание.

В каких случаях и какую температуру сбивать у ребенка?

В ряде случаев жар необходимо устранить:

  1. Малыш жалуется на плохое самочувствие (вне зависимости от цифр на градуснике).
  2. У ребенка с хроническими врожденными или приобретенными заболеваниями (пороки сердца, проблемы с центральной нервной системой, с легкими).
  3. В прошлом у пациента отмечались судороги.

В случае хорошего самочувствия малыша ректальная температура (градусник вставляют в прямую кишку) равняется 38,8°C и ниже, не стоит принимать жаропонижающие препараты (антипиретики).

Важно! Иммунная система активируется при повышении температуры выше 38°C. Массивная выработка иммунитетом биологически активных веществ начинается при показателе 38,5°C и выше.

Если вас настораживают определенные симптомы и нет уверенности, какую температуру сбивать у ребёнка, желательно проконсультироваться с опытным педиатром.

Чем и как правильно сбивать жар у ребенка

До 12-15-летнего возраста детям противопоказаны следующие антипиретики: обезболивающее анальгин, нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) аспирин и нимесулид.

Малышам разрешаются только лекарства (таблетки, капсулы, сиропы, свечи), в составе которых есть парацетамол (с 3 месяцев) или ибупрофен (с 6 месяцев). Если речь идёт о приеме сиропа, следует грамотно рассчитать дозировку.

Концентрацию действующего вещества в жидкой форме лекарства (сироп, капли) подсчитывает лечащий врач, анализируя каждый клинический случай индивидуально. Количество препарата чаще всего зависит от возраста, веса маленького пациента и отмеряется специальной мерной ложкой или шприцом-дозатором, а не «на глаз».

При ветряной оспе (ветрянка) температура имеет волнообразное течение. При этом допускается только прием парацетамола для ее снижения.

Жаропонижающие препараты – как применять детям

Следует отметить, что жаропонижающие анальгетики и противовоспалительные средства не принимаются профилактически. Дети могут использовать их только при имеющихся высоких цифрах на термометре.

Младенцам (младше 1 года) желательно применение ректальных свечей. В подобной форме средство действует несколько позже, чем в пероральной форме (через рот). Для детей с года до 6 лет включительно фармацевтические компании выпускают жаропонижающее в виде сиропов, растворов.

С семилетнего возраста ребенку можно давать таблетки или капсулы.

Нужно учитывать ещё одно условие борьбы с жаром у детей. Цифры на градуснике не обязательно должны достигать нормальных показателей. Хороший результат – снижение температуры у ребенка хотя бы на 1°C. Также положительной динамикой будет улучшение самочувствия больного: появление бодрости, аппетита.

Краткие выводы

Если ребёнок заболел, и термометр показывает температуру выше нормы, не стоит паниковать. Большинство вирусных инфекций и детских болезней сопровождается недомоганием и лихорадкой. Ничего страшного нет, если знать, как правильно сбить температуру у ребёнка. В случае нетипичных проявлений болезни, рекомендуется незамедлительный осмотр и консультация педиатра.

Главная > АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ > Уход за малышом > Уход за новорожденной девочкой

Интимная гигиена

Половые органы девочек в силу анатомических особенностей чаще подвержены инфекциям и отличаются повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Слизистая оболочка половых органов новорожденной очень нежная, тонкая и уязвимая. Она легко травмируется, а даже небольшая травма – ворота для бактерий и вредных микроорганизмов. Поэтому гигиенический уход за новорожденной девочкой должен проводиться тщательно, регулярно и по определенным правилам.

В первые дни

В первое время после рождения на половых губах девочки виден светло-серый или кремовый налет – остатки смегмы, первородной смазки. Если налета не очень много, он сам постепенно впитается в кожу. Однако если налет обильный, рекомендуется его удалить, так как через день-два содержащиеся в нем жиры окисляются, вызывая размножение микроорганизмов и, в итоге, воспаление. Налет этот довольный плотный, поэтому устранять его нужно деликатно, в несколько приемов. Лучше всего использовать для этого ватные тампоны и теплую кипяченую воду. Налет будет удаляться катышками и через 2–3 дня полностью исчезнет.

Как правильно подмывать новорожденную девочку

Подмывать девочку нужно при каждой смене подгузника, и простое вытирание влажными салфетками здесь недопустимо. Салфетками можно удалить каловые массы, после чего следует обязательно промыть промежность под струей проточной воды. Маме, конечно, перед этим нужно вымыть руки с мылом. Ополаскивать половые органы девочки в первые месяцы жизни желательно по направлению к заднему проходу, чтобы частички кала не попали во влагалище и не вызвали воспаления. Из этих же соображений нельзя после дефекации мыть девочку в тазу. Девочек постарше подмывают так: сначала намыливают и ополаскивают анальную область (снизу вверх, по направлению к копчику; струя воды направлена в ладонь), потом снова моют руки и уже без мыла обмывают наружные половые органы (от промежности к лобку, не касаясь зоны заднего прохода).

Это важно знать! Ваша излишняя привязанность к чистоте может “аукнуться” вашей дочурке синехиями – частичным сращением малых половых губ, которое чаще всего возникает из-за того, что мыло травмирует тонкую слизистую оболочку половых органов девочки и вызывает воспалительный процесс

Это важно знать! На 4–7 день жизни у новорожденной дочки могут появиться слизисто-кровянистые выделения из влагалища. Так дают знать о себе гормоны, полученные ею от вас. Это явление называется гормональным кризом новорожденных, не требует лечения и самостоятельно проходит через несколько дней. Однако если половые органы покраснели, а выделения из влагалища гнойные и имеют неприятный запах – срочно обращайтесь к детскому врачу обращайтесь к детскому врачу (педиатру или детскому гинекологу) без отлагательств.

Уход за молочными железами

Через несколько дней после рождения у девочки может наблюдаться набухание и покраснение молочных желез, иногда сопровождающиеся выделением молозива. Это тоже явление гормонального порядка. Не массируйте малышке грудь и не пытайтесь выдавливать содержимое молочных желез, исключите трение этой области об одежду – и через 2–3 недели все пройдет само собой. Если покраснение и увеличение молочных желез выражены слишком ярко, проконсультируйтесь с педиатром.

Купание

  • Купать новорожденную девочку можно сразу, как только подсохнет пупочная ранка. До полугода ванны должны быть ежедневными, затем можно купать малышку через день, а по достижении года и того реже, заменяя ванные процедуры на душ.
  • Следует внимательно промывать все складочки и промежутки между пальчиками рук и ног.
  • Мыло (не туалетное, а специальное детское, с минимальным количеством добавок!) или детскую пенку рекомендуется использовать не чаще 1–2 раза в неделю, причем не добавлять их в воду, а наносить на кожу и смывать душем. Мыльная вода сушит слизистую влагалища. Есть мнение, что до того момента, как ребенок начал ползать по полу (т.е. до момента, когда он, действительно, может испачкаться) или до момента, когда малыш начал есть прикорм (т.е. размазывать по лицу руками кашку или пюре) – нет смысла мыть его с мылом, ведь ребенок еще ничем не пачкается, находится постоянно либо на руках у родителей, либо в чистой кроватке. И лишний раз беспокоить его кожу мыльными средствами не только бессмысленно, но и вредно – смывается защитный слой кожи. Но, во-первых, при этом все равно необходимы ежедневные купания в чистой воде, а во-вторых, это не исключает подмывание ребенка с мылом после того, как он покакал.
  • Добавление в ванну различных травяных отваров – на ваше усмотрение. Однако необходимо учитывать, что почти все из них подсушивают и без того сухую кожу младенцев. В конце зимы и весной в городах в воду центрального водоснабжения добавляется увеличенное количество хлорки, что сильно сушит кожу малышей при ежедневном купании. В этом случае рекомендуется добавлять в воду при купании специальные смягчители, например, календуловое средство для купании (есть такое у фирмы Веледа). А после купания – смазывать кожу малыша детским маслом.
  • Новорожденной девочкой должен использоваться свой, сугубо индивидуальный, набор для купания: полотенце, мочалка-рукавичка. Кстати, можно мыть кроху вместо мочалки куском марли, так как ее можно стирать и кипятить.
  • После купания новорожденную девочку досуха промокают чистым полотенцем или теплой простыней, а кожные складки, при необходимости, обрабатывают детским гигиеническим маслом.

Уход за ушами

Вопреки распространенному мнению, сера – не грязь, а средство защиты организма. Она обладает бактерицидными свойствами и защищает слуховой проход от пересыхания, пыли, ветра и воды. Поэтому не усердствуйте в ее удалении. Максимум, что допускается, – осторожно убрать ватным жгутиком ту серу, которая находится в зоне видимости, то есть вышла из слухового прохода в ушную раковину. Для каждого уха – отдельный жгутик. Ни в коем случае не используйте ватные палочки, не проникайте палочкой внутрь слухового прохода – это может привести к проталкиванию серы вглубь и образованию серных пробок.

Во время купания ушки аккуратно промываются водой. Если в них попала вода, просто промокните ушные раковины полотенцем. Главное – следите за тем, чтобы в помещении не было сквозняков.

Особое внимание требует кожа за ушками. Промывайте ее во время купания и смазывайте детским маслом, особенно при наличии корочек. От опрелостей помогают отвары успокаивающих кожу трав и кремы с оксидом цинка.

Это важно знать! Если на месте опрелости возникла эрозия, обязательно обратитесь к детскому врачу. Неправильное лечение в этом случае может обернуться неприятными последствиями для малышки.

Уход за носовой полостью

Необходимо тщательно следить за тем, чтобы в носу девочки не скапливались сопли и корочки и чтобы она имела возможность полноценно дышать. Поэтому чистить крохе нос, если он заполнен корочками, нужно ежедневно. Корочки предварительно размягчаются с помощью стерильного растительного масла. Для чистки носа предпочтительнее не пользоваться магазинными ватными палочками: теми, что с ограничителем, не удастся проникнуть на нужную глубину, а без ограничителей вы рискуете повредить малышке слизистую носа. Заготовьте из ватных дисков небольшие жгутики (“турундочки”) и, осторожно вводя их в ноздри, аккуратными вращательными движениями вычищайте содержимое носика. Лучше не пользоваться детскими аспираторами для носа, т.к. при частом их использовании можно повредить слизистую носа, нарушить ее микрофлору. Кроме того, есть мнение специалистов, что отмеченное в последнее время более раннее появление аденоидов у детей, разрастание слизистой носа, является в том числе и последствием слишком рьяного ухода родителей за слизистой носа (частое использование аспираторов, спреев для носа и т.п.).

Уход за ногтями

Ногти у новорожденных очень мягкие, поэтому начинать их стричь удобнее после первого месяца, когда они немного твердеют. Для этого лучше использовать специальные детские щипчики или детские маникюрные ножницы с закругленными концами, предварительно обработанные спиртом или одеколоном. Уголки ногтей на руках скругляют, на ногах – оставляют прямыми, чтобы сразу задать им правильную форму, помогающую в дальнейшем избежать такой неприятной проблемы, как врастание ногтей. Обычно малышам достаточно стричь ногти раз в 7–10 дней, по мере их вырастания. Делать это можно в любое удобное для вас время, когда малышка наиболее спокойна, например, во время сна или кормления.

Это важно знать! Ногти у новорожденных пока еще настолько мягкие, что в кожу врасти, как правило, не могут. И все же если вам кажется, что это случилось, проконсультируйтесь с детским хирургом.

Записаться на прием к врачу Центра можно через: 

форму он-лайн записи на прием 

либо по телефонам Центра В Москве:

+7 (495) 229-44-10, +7 (495) 954-00-46, +7 (962) 947-38-08

в рабочие часы Центра (ежедневно, без выходных и праздников, с 9.00 до 21.00)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий