Развитие новорожденного по неделям: как растет малыш

Особенности периода новорожденности

Период новорожденности — первые 28 дней жизни ребенка.

Кожа у здорового новорожденного легко ранимая, нежная, эластичная, упругая. При попытке собрать ее в складку, она моментально расправляется. Однако потовые железы функционируют в периоде новорожденности недостаточно активно, что приводит к сухости кожи. Цвет кожи здорового новорожденного в первые минуты после рождения может быть бледно-синюшной и розовеет после первого крика, как только ребенок начинает самостоятельно дышать. Реже ребенок рождается розовым.

При затруднении выведения плечиков или обвитии пуповины вокруг шеи могут возникать петехиальные кровоизлияния в кожу лица, шеи, головы и спины новорождённого. Под воздействием холода может возникать мраморный рисунок кожи, представляющий собой сосудистую венозную сеть и считающийся вариантом нормы.

Преимущественно у недоношенных детей отмечается «феномен арлекина», возникающая в положении лежа эритема одной половины туловища, имеющая четкую ровную границу по средней линии туловища. Предположительный механизм возникновения этого симптома — дисбаланс автономной регуляции сосудистого тонуса.

Волосяной покров тела у новорожденного представлен тонкими волосками (лануго). Особенно много их на плечах, под лопатками. В норме волосяной покров тела значительно уменьшается через две недели. Голова у новорожденного, как правило, покрыта более длинными (до 2 см) волосами. Есть почти незаметные ресницы и брови. Ногти у доношенных новорожденных обычно хорошо сформированы, достигают кончиков пальцев.

Кости черепа у доношенного новорожденного достаточно плотные. В местах их соединения к моменту рождения остаются подвижные мягкие участки – роднички.

  • Большой родничок образован в месте схождения теменных и лобных костей. Размеры его индивидуальны – от 1,0 до 3,0 см в диаметре. С ростом ребенка родничок постепенно сужается и к 1,5 годам зарастает полностью. Малые размеры большого родничка без каких-либо других клинических проявлений нарушений не следует считать патологией. Однако необходим контроль за увеличением окружности головы ребёнка по мере его роста. У здорового новорожденного большой родничок ровный, не напряжен, не выбухает, не западает.
  • Малый родничок образован в месте схождения затылочной и теменных костей. Размеры его чаще не превышают 0,1-0,2 см в диаметре, к трем месяцам развития малый родничок закрывается. Между большим и малым родничками иногда можно нащупать третий родничок в области теменных костей, его наличие — вариант нормы.
  • В месте схождения лобных, теменных и височных костей расположены два передних боковых родничка, а между теменными, височными и затылочными костями – два задних боковых. У большинства доношенных новорожденных эти роднички уже закрыты. Необходимо коснуться и взаимоотношений «костей» черепа после родов.

Очень важны для диагности состояния новорожденного такие понятия, как «родовая опухоль» и «кефалогематома».

  • Родовая опухоль — мягкая припухлость тестоватой консистенции, образующаяся на предлежащей части в результате отёка кожи и рыхлой клетчатки. В мягких тканях прилежащей части сосуды усиленно наполняются кровью, возникает венозная гиперемия и серозное пропотевание в клетчатку, окружающую сосуды. При затылочном предлежании родовая опухоль образуется в области малого родничка, преимущественно на одной из теменных костей. Около 10% новорожденных имеют кефалогематомы различной степени выраженности. При первом осмотре диагностировать кефалогематому достаточно сложно, обычно диагноз ставят на вторые сутки жизни, когда исчезает родовая опухоль.

Нос новорожденного мал, имеет узкие, покрытые нежной слизистой, обильно васкуляризированной оболочкой носовые ходы. При самом незначительном нарушении носового дыхания новорожденный не сможет сосать.

Глаза в первые сутки жизни у новорожденного закрыты. У здорового доношенного ребенка отмечается живая реакция на свет. Роговица прозрачная, зрачки круглые, белки глаз имеют более голубой оттенок, чем у детей старшего возраста. Конъюнктивы гладкие, блестящие, розовые. У здорового ребенка зрачок имеет черный цвет. Иногда на зрачке у новорожденного можно обнаружить белые, либо желтые полосы, частично или полностью закрывающие его. У недоношенных детей нередко встречаются мелкие помутнения хрусталика, являющиеся вариантами нормы. Они не влияют на зрение и в дальнейшем обычно бесследно исчезают. Доношенный ребёнок способен фиксировать взгляд на короткий период времени. У здорового новорожденного глазные яблоки могут не двигаться содружественно, особенно во время сна. Это вариант нормы.

Рождение ребенка требует немедленного функционирования дыхательной системы. В этот период с началом дыхания происходят значительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхательного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в разных отделах легких происходит неравномерно. Для расправления дыхательного аппарата огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, выстилающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натяжения сурфактантной системы приводит к серьезным заболеваниям ребенка раннего возраста.

Ребенок готовится к самостоятельному дыханию заранее – как только начинается родовая деятельность. Первый вдох возникает под влиянием совокупности многих факторов: раздражения кожных покровов во время прохождения по родовым путям и сразу после рождения, изменения положения его тела, перевязки пуповины. Мощным стимулятором дыхательного центра является холодовое раздражение – перепад температур во время рождения в 12– 16 градусов. Легкие плода заполнены жидкостью, которую вырабатывают клетки дыхательного эпителия. При движении ребенок по родовому каналу его грудная клетка сдавливается и фетальная жидкость вытесняется из дыхательных путей. При этом в грудной клетке создается отрицательное давление и атмосферный воздух засасывается в нее. Первые порции воздуха заполняют только те дыхательные пути, которые в процессе родов освободились от фетальной жидкости. Но затем воздух буквально врывается в легкие и расправляет их взрывоподобно.

Частота сердечных сокращений на первой неделе жизни у доношенного ребенка может колебаться в пределах от 100 до 175 ударов в минуту. При крике, пеленании, сосании она возрастает до 180–200, а во время дефекации, зевания, сна, напротив, снижается до 100 ударов в минуту.

Половые органы у здоровых доношенных детей имеют свои особенностей. У мальчиков яички опущены в мошонку, головка полового члена чаще скрыта под крайней плотью, размеры полового члена и мошонки индивидуальны. В норме у новорожденных мальчиков мошонка несколько увеличена в размерах. Это связано с водянкой яичек, которая проходит без лечения. Часто встречается эрекция полового члена, не являющаяся патологией. У доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые.

К моменту рождения морфологическое и функциональное созревание почек еще не закончено. С возрастом происходят изменения размеров и в некоторой степени положения органов мочевыделения. Так у новорожденных детей размеры почек относительно больше, чем у взрослых: отношение массы почек к массе тела новорожденного составляет 1:100, у взрослого человека – 1:200. Верхний полюс почки находится на уровне XI–XII грудного позвонка, нижний – на уровне IV поясничного позвонка. Емкость мочевого пузыря у доношенного новорожденного составляет до 50 мл, к году она увеличивается до 100–200 мл. Мочеиспускательный канал у новорожденных мальчиков по длине равен 5–6 см, у новорожденных девочек – 1–1,5 см, диаметр его больше, чем у мальчиков. Слизистая оболочка мочеиспускательного канала у детей тонкая, нежная, легкоранимая, складчатость ее слабо выражена.

У здорового новорождённого отмечается умеренный тонус сгибателей конечностей, согнутые руки и ноги в положении лежа на спине приподняты над поверхностью. Отмечаются стереотипные, симметричные спонтанные движения конечностей. Движения эти могут быть беспорядочными, принимать характер тремора и симметричных клонусов, которые считают нормой. В отличие от судорог тремор и клонусы прекращаются при удерживании конечности ребёнка рукой взрослого.

Многим родителям интересно развитие новорожденного по неделям. Самые основательные изменения происходят в первый месяц после родов. Появляются проблемы, которые беспокоят родителей, но с ними вполне можно справиться. Изменения в 1 год жизни происходят каждый день. Разберемся, как развивается малыш до года. Продемонстрируем примерный календарь появления у него различных навыков.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: календарь развития ребенка от рождения и до года по месяцам

image
В первый год жизни ребенок развивается наиболее интенсивно

Изменения на 1 неделе жизни

Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями (рекомендуем прочитать: когда впервые начинают видеть и слышать новорожденные дети?).

У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым – таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.

Самое значительное изменение происходит у новорожденного в способе питания. Если раньше он получал питательные вещества из организма мамы в любой момент, теперь придется ждать, пока его покормят. В первое время ребенок почти все время находится у матери на руках и постоянно требует грудь.

Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью – малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.

Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.

image
Первое купание – экстрим для родителей, но при правильном подходе малыш полюбит водные процедуры

Поводы для беспокойства

Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.

Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: таблица с нормами веса новорожденного ребенка). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.

Часто на 2-3 день жизни ребеночек немного желтеет – это физиологически оправданное явление. В крови образуется большое количество билирубина, который и способствует пожелтению кожи. На 7-14 сутки цвет кожи должен нормализоваться.

Иногда у младенца в первые дни шелушится кожа. Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.

Ребенок очень скоро восполнит небольшие потери веса, которые отмечаются в первые дни жизни

Вторая неделя жизни

Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.

Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика – он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.

Третья неделя жизни

К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку – хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.

Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.

На третьей неделе малыш уже улыбается, реагирует на маму и папу

Четвертая неделя жизни

Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.

Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:

  • ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
  • он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
  • поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
  • узнает родителей и реагирует на их появление.

С 5 по 8 неделю

Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:

  • он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
  • переворачивается с бока на спину;
  • приподнимает голову, лежа на животе;
  • приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
  • если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
  • доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.
С 5 по 8 неделю малыш учится переворачиваться, узнает голос родителей

С 9 по 12 неделю

Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два (рекомендуем прочитать: что должен уметь делать ребенок в два месяца?).

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что должен уметь ребенок в 3 месяца?

Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: каких еще врачей проходят в 3 месяца?). К умениям можно отнести:

  • перевороты со спины на живот;
  • поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
  • активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.

С 13 по 16 неделю

К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой – у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.

Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:

  • удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
  • гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
  • реагирует, когда кто-то произносит его имя;
  • на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
  • хватает и пробует на вкус различные предметы;
  • пытается приседать.
В этот период ребенок уже уверенно держит головку, находясь на руках у мамы

С 17 по 20 неделю

Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки – этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:

ИНТЕРЕСНО: в каком возрасте ребенок начинает сидеть самостоятельно?

  • может переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподнимает верхнюю часть тела на руках;
  • понемногу начинает ползать;
  • может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
  • его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.

С 21 по 24 неделю

У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает – скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:

  • ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
  • он успешно ползает;
  • он смеется, бормочет и лепечет, поет;
  • кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.

С 25 по 28 неделю

Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых;
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
  • делает первые шаги, держа маму за руку.
Умение самостоятельно сидеть появляется у ребенка с 29 по 32 неделю

С 33 недели по 36

Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев дети начинают говорить первые слова?).

Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:

  • пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
  • умеет пить из кружки или поильника;
  • берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
  • садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
  • ползает и ходит, держась за опору;
  • его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.

С 37 недели по 40

Навыки, которые проявились к 9 месяцам, закрепляются и получают развитие. Их список стремительно пополняется. Кроха может:

  • играть игрушками согласно их назначению – кидает мячик, складывает кубики, гремит погремушкой;
  • постигать игру музыкальными игрушками, ударяет палочкой по клавесину, бьет ручкой по барабану;
  • кушать ложкой, пить воду из кружки либо поильника;
  • сидеть и стоять без поддержки; быстро ползать, ходить, держа маму за руку;
  • несколько смазано произносить отдельные слова.
Многие детки к 40 неделе уже делают первые неуверенные шажки с поддержкой мамы и папы

С 41 недели по 48

В этом возрасте ваше чадо закрепляет навыки, полученные в 9 -10 месяцев. Развитию навыков способствует укрепление мышц и активизация интеллекта. Формируется речь, координация движений руками и ногами, умение сидеть, стоять и ходить с поддержкой. Некоторые дети пытаются сделать самостоятельно первые шаги. Таблица навыков ребеночка к 1 году жизни может включать следующие пункты:

ИНТЕРЕСНО: таблица правильного питания ребенка до года

  • он ходит без поддержки;
  • кушает ложкой и пьет из кружки без помощи мамы;
  • разговаривает на своем языке, пока непонятном взрослым;
  • он коммуникабелен – любит общаться с родителями и не любит, когда они уходят;
  • несколько минут может поиграть один своими игрушками;
  • понимает и запоминает названия предметов, может их показать или взять в руки;
  • пытается повторить за мамой названия предметов;
  • он любопытен – с удовольствием перебирает вещи в шкафу;
  • ему нравятся животные, он может за ними наблюдать некоторое время, улыбаться и выражать свое восхищение.

Поделитесь с друьями! image

Рождение малыша – это не только счастье, но и хлопоты.

Молодые родители очень беспокоятся по поводу физического и психологического здоровья своего ребенка.

Им важно знать особенности развития новорожденного по неделям. Это поможет вовремя выявить и устранить отклонения.

Особенности первых дней после рождения

Первые недели после рождения самые тяжелые и ответственные. Малыш привык находиться в утробе матери и появление на свет для него – определенный стресс. Ребенок начинает приспосабливаться к новым условиям жизни.

У младенца повышена чувствительность кожи, недоразвит желудочно-кишечный тракт, не сформирована иммунная система, имеются определенные особенности функционирования органов дыхания. Неправильное обращение и уход за ребенком, могут вызывать нарушения в работе организма.

Родителям следует облегчить и ускорить процесс адаптации новорожденного, для этого специалисты советуют:

image

  • мыть руки перед тем, как брать малыша;
  • регулярно выполнять влажную уборку комнаты;
  • очищать предметы ухода;
  • стирать белье и одежду специальным детским порошком, а затем проглаживать утюгом;
  • исключать контакты малыша с заболевшими людьми;
  • не оставлять ребенка без присмотра;
  • ухаживать за пупочной ранкой;
  • чаще общаться с малышом, держать его на руках. Для новорожденных очень важен телесный контакт с матерью;
  • следить за тем, чтобы на коже не возникало высыпаний, опрелостей;
  • не курить в квартире, в которой находится новорожденный;
  • не допускать контакта младенца с птицами и животными;
  • не заниматься самолечением малыша;
  • соблюдать режим кормления и сна;
  • поддерживать в помещении оптимальный микроклимат (температуру, влажность).

Новорожденным считается ребенок до месячного возраста. С момента появления на свет малыш начинает активно расти и развиваться.

Основные этапы развития грудничков до года

Груднички развиваются поэтапно. С каждым месяцем происходят определенные изменения во внешности, появляются новые умения, способности. Процесс взросления, приобретения навыков у каждого малыша проходит по-своему.

Педиатры отмечают, что дети разного пола имеют некоторые отличия в развитии.

Несмотря на то что каждый ребенок индивидуален, прослеживаются такие закономерности:

image

  • масса тела и рост девочек меньше, чем у мальчиков. Так, длина тела новорожденных представительниц женского пола составляет примерно 49,5 см, а мужского – 50,4 см. Вес девочек равен 2,8-3,8 кг, мальчиков – 3-4 кг;
  • в физическом и психическом развитии, мальчики отстают от девочек примерно на 2-3 недели;
  • хоть лица слабого пола рождаются более миниатюрными, костный скелет у них формируется раньше.

Выделяют такие основные направления развития грудничков до года:

  • физическое. Предполагает увеличение веса, роста, укрепление мускулатуры, внешние изменения;
  • когнитивное. Заключается в формировании у малыша способности к размышлению и аргументированным действиям;
  • языковое. Предполагает становление осознанной речи. Вначале ребенок издает различные звуки, потом пытается повторять слова и интонацию взрослых. Со временем у малыша формируется определенный словарный запас, он начинает выражать свои мысли при помощи осознанной речи;
  • двигательное и сенсорное. Заключается в том, что младенец учится ходить, познавать мир;
  • эмоциональное и социальное. Состоит в развитии способностей выражать эмоции, умений общаться со взрослыми и детьми.

Родителям важно учитывать особенности и способности малыша и стимулировать его всестороннее развитие.

Развитие по неделям

Каждую неделю родители замечают определенные изменения во внешности новорожденного, в его физическом и психоэмоциональном состоянии. Развитие ребенка после рождения по неделям приведено в таблице.

Возраст малыша Физические параметры, изменения Навыки и умения
Первая неделя жизни Лицо может быть несимметричным, синеватым либо красноватым, опухшим. Окружность головы составляет 32-38 см. Форма головы зависит от особенностей протекания родов. При ягодичном предлежании макушка немного приплюснута, а затылок выдающийся. Тонус мышц повышенный.

Потовые железы недоразвиты. Тело покрыто пухом.

Родничок имеет диаметр 1-3 см. Сердце бьется с частотой 100-175 ударов в минуту.

Нормальная масса тела – 2,8-4 кг. Первые дни малыши теряют около 7% веса. Вскоре начинается набор массы.

Рост варьируется в пределах 45-55 см. Длина тела за неделю особо не изменяется.

Опорожнение кишечника происходит 2-5 раз в день, мочевого пузыря – 4-6 раз в сутки.

В еде детский организм нуждается каждые 2-3 часа. Большую часть времени ребенок проводит во сне.

Органы зрения развиты слабо. Малыш видит лишь крупные предметы.

У недельного малыша наблюдаются такие рефлексы:
  • Защитный. При выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону.
  • Рефлекс Моро. При внезапном громком звуке, резком перемещении малыш выгибает спину, кричит.
  • Поисковый.
  • Рефлекс Бабинского. Если надавить на подушечку стопы, то младенец согнет ноги в коленях и расставит пальцы веером.
  • Сосательный.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцев вдоль линии позвоночника, то малыш выгнет спину дугой.
  • Хватательный.
  • Хоботковый. Если прикоснуться к губам малыша, то он вытянет их вперед.

Умения и навыки малыша:

  • Непроизвольно смыкать пальцы.
  • Различать свет и темноту.
Вторая неделя Цвет кожи приобретает естественный здоровый вид. Сходит припухлость с лица. Голова принимает правильную форму. Тело находится в состоянии гипертонуса, расслабляется лишь во время глубокого сна. Кожа начинает шелушиться. Все движения рефлекторные, хаотичные, непроизвольные. Отрастают ногти.

Прибавка в весе составляет 150-250 г. Заживает пупочная ранка.

В кормлении ребенок нуждается каждые три часа. Ночной сон становится более спокойным.

После еды младенца мучают кишечные колики.

Помимо существующих рефлексов, у малыша появляются новые:
  • Опоры. Когда стопы прикасаются к твердой поверхности, ребенок сгибает, а затем выпрямляет ноги.
  • Ходьбы. Если наклонить младенца вперед, он начнет перебирать ногами.
  • Ползания. Если ребенка положить на живот, он попеременно будет сгибать и разгибать ноги.

Умения и навыки:

  • Способность фокусировать взгляд на расстоянии 20 см.
  • Интерес к ярким и движущимся предметам.
  • Поворачивание головы на звук погремушки.
  • Появление мимики.
  • Умение различать папу и маму по запаху.
Третья неделя Движения становятся менее хаотичными. Малыш учится контролировать мышцы. Его активность повышается. У него прорезается громкий требовательный плач, обостряется обоняние, развивается чувство равновесия. Ребенок набирает около 200 г. Рост увеличивается на 1 см. Начинает устанавливаться режим дня. Ночной сон и периоды бодрствования становятся более продолжительными. Ребенок может удерживать головку около 5-15 секунд. Он изучает окрестности. Может лежать на животе. Хватает за пальцы взрослого. Оборачивается на звук. Издает булькающие, воркующие звуки. Он может неосознанно улыбаться.

Малыш замирает от незнакомого звука. Он улавливает эмоции родителей. Может фиксировать взгляд на расстоянии 0,5 м. Реагирует на голос, распознает интонацию.

Месяц Ребенок находится на 6-7 разовом кормлении. Становится более активным и эмоциональным. Укрепляется вестибулярный аппарат. Умения и навыки месячного малыша:
  • Поднятие и фиксация головы около 5 секунд.
  • Задержка взгляда на неподвижном предмете в течение длительного времени.
  • Повороты головой в разные стороны, лежа на животе.
  • Издавание новых звуков: гуления, чмокания.
  • Узнавание матери по лицу.
  • Осознанное выражение эмоций.
  • Плач с разными интонациями.
  • Улавливание эмоций родителей.
  • Активная реакция руками и ногами на звук.

Родителям важно сопоставлять нормативное развитие новорожденного по неделям с фактическим. Если у малыша имеются определенные отклонения, то стоит сообщить об этом педиатру на плановом осмотре. К концу четвертой недели ребенок вырастает на 4 см и поправляется примерно на 600-800 г. Параметры тела детей разных полов приведены ниже в таблице.

Пол Рост, см Вес, кг Окружность груди, см Окружность головы, см
Девочки 51-56 3,5-4,6 33,0-39,0 33,0-40,1
Мальчики 52-57 3,6-5,0 33,3-40,2 33,8-40,8

Есть малыши, которые хорошо развиваются одновременно в разных сферах. Но некоторые дети могут прогрессировать, к примеру, в языковом направлении и отставать в сенсорном и двигательном.

Совет по уходу за младенцем

Важно правильно ухаживать за новорожденным. Это позволит вырастить здорового ребенка. Особенно внимательно нужно относиться к недоношенным детям.

imageПедиатры рекомендуют еще до родов подготовить для малыша:

  • необходимые вещи. К ним относятся пеленки, распашонки, теплое и тонкое одеяла, кофточки, шапки, носочки, плед, постельное белье. Стоит приобрести комплект подгузников;
  • аптечку. В нее должны входить: детский крем, влажные салфетки, перекись водорода, вата, средство для промывания носа, цинковая мазь, масло для кожи, марганцовка, целебные травы (череда, ромашка, пустырник), жаропонижающие препараты, присыпка.

Матери не стоит забывать и о себе, ей потребуются такие средства:

  • молокоотсос;
  • крем от трещин на сосках;
  • специальные прокладки для послеродового периода;
  • бандаж для более скорого приведения в норму мышц живота.

Советы по уходу за новорожденным:

image

  • каждое утро начинать с промывания носа и глаз. Для этого следует использовать кипяченую воду и кусочек ваты;
  • ежедневно обрабатывать пупочную ранку. Оптимальное средство должна посоветовать патронажная сестра. Обычно используют перекись водорода, зеленку. Важно следить за тем, чтобы пупочная ранка не воспалялась;
  • менять подгузники каждые 3-4 часа и после опорожнения кишечника. В день обычно уходит около 10 памперсов. Перед тем как одевать новый подгузник, необходимо подмыть ребенка;
  • ежедневно гулять с малышом. Первое время надо выбирать нелюдные места: у малыша слабый иммунитет и он может легко заразиться инфекционно-вирусной болезнью. Свежий воздух полезен для новорожденного. Если на улице ливень, то можно поставить люльку на балконе. Начинать прогулки следует с 15 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 2 часов;
  • кормить новорожденного можно по его требованию либо по графику. Некоторые педиатры отмечают, что с недельного возраста уже стоит приучать ребенка к режиму. Это дисциплинирует младенца, исключает перекармливание или недокармливание;
  • каждый вечер стоит купать ребенка в детской ванночке, в кипяченой воде. Температура воды должна составлять около +37 градусов. Можно добавлять в ванну травяные отвары для заживления пупочной ранки и улучшения качества кожных покровов. Мыло допускается использовать раз в неделю. После купания кожу следует обрабатывать маслом или кремом;
  • после водных процедур нужно подстригать ногти. После распаривания они будут более мягкими, поэтому обрезать их будет проще;
  • укладывать спать ребенка только в положении на боку. Важно следить, чтобы он не переворачивался на спину: в случае рвоты или срыгивания он может захлебнуться;
  • на ночь пеленать младенца. В утробе матери ребенку было тесно и тепло. Пеленки обеспечивают создание похожих условий;
  • для сна стоит использовать не кровать, а люльку;
  • каждый вечер следует проветривать комнату, в которой находится новорожденный.

Родителям нужно помнить следующее:

  • красноватый или желтоватый оттенок, сухость кожи в первые недели жизни малыша – это нормальное явление, связанное с адаптацией организма к внешней среде;
  • дети могут срыгивать после кормления. Это связано с тем, что их желудочно-кишечный тракт еще находится на стадии развития. Нормой считается одно-два не обильных срыгивания после каждого кормления. Для этого после кормления рекомендуется несколько минут держать ребенка вертикально;
  • у малышей первые несколько месяцев возникают колики. Повышенное газообразование доставляет сильный дискомфорт. Чтобы улучшить самочувствие, требуется выполнять специальный массаж живота. Важно следить за тем, чтобы во время прикладывания к груди ребенок захватывал сосок с ареолой;
  • многих новорожденных мучает икота. Она появляется из-за попадания воздуха в ЖКТ. Чтобы убрать икоту, нужно сделать массаж живота или подержать ребенка столбиком;
  • периодический кашель, чихание – это не признаки простуды, а естественный процесс очистки горла и носа.

Видео по теме

Календарь развития новорожденного в первый месяц жизни:

Таким образом, после появления на свет, малыш начинает адаптироваться к новым условиям жизни. Его развитие проходит в ряд этапов. Чтобы ребенок вырос здоровым, нужно правильно за ним ухаживать.

Поделиться:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий