Психомоторное развитие детей возрастом от 9 месяцев до 2-х лет. Американская академия педиатрии

Физическое развитие ребенка в 8-9 месяцев характеризуется imageнезначительными прибавками в весе и росте. В неделю малыш в среднем набирает не более 85 граммов, тогда как в месяц около 250 граммов. В это время можно взвешивать кроху не чаще раза в месяц. Если масса ребенка не соответствует норме, это не означает, что у малыша проблемы со здоровьем или что его недокармливают. Оценить нормальность веса малыша можно исключительно в совокупности с целым рядом дополнительных показателей, характеризующих здоровье крохи:

  • периодичность заболеваний;
  • общение;
  • нейромоторное развитие;
  • эмоциональное поведение и пр.

Начиная с 6 месяцев ребенок увеличивается в росте в среднем увеличиваетсяimage на 1-1,2 см в месяц. Поэтому, чтобы определить норму, достаточно будет прибавить к росту полугодовалого крохи необходимое количество сантиметров. В этот период нет необходимости измерять рост каждую неделю – достаточно будет одного раза в несколько месяцев во время приема у педиатра, контролирующего развитие крохи.

На показатели роста могут оказывать влияние следующие факторы:

  • питание (сбалансированность, количество, качество);
  • наследственность;
  • экологическая ситуация.

Отдельного внимания стоят дети с избытком массы – когда визуально заметно, что масса тела не соответствует норме, то есть ребенок выглядит слишком упитанным. Тем не менее, если кроха подвижен, гармоничен, обладает отличным мышечным тонусом, то говорить о какой-либо стадии ожирения не имеет смысла. В 8-9 месяцев дети могут выглядеть так по большей мере из-за хорошего аппетита и недостатка движения. Как только кроха начнет ходить, он сразу же вытянется и похудеет.

Не следует допускать чрезмерной полноты ребенка, не контролируя его питание. Одной из причин избыточного веса может стать неправильный рацион малыша на основе излишне калорийных продуктов в избыточном количестве. Как правило, такие ошибки чаще всего допускаются в семьях с неправильными кулинарными привычками, где избыточный вес характерен для каждого из их членов.

Если установлено, что ребенок действительно имеет избыточный вес, необходимо обратиться к специалисту, который поможет составить правильный рацион питания для ребенка. Собственную инициативу в таком важном деле лучше не проявлять за неимением опыта и знаний.

Двигательная активность ребенка

В 8-9 месяцев ребенок уже умеет ползать, отлично сидит, причем может принимать положение сидя без поддержки. Если помочь крохе, он сможет самостоятельно встать, не испытывая при этом каких-либо трудностей. В этот период дети с удовольствием подолгу стоят, удерживаясь за края кроватки, манежа или дивана.

Развитие детей в 8-9 месяцев предполагает, что без поддержки они выстоять смогут лишь несколько секунд. Именно поэтому дети используют опоры для поддержания равновесия. Некоторые малыши к этому времени так и не научились самостоятельно садиться, поэтому могут оповещать взрослых плачем, если устают стоять на ногах. Достаточно будет помочь им сменить положение, чтобы настроение  малышей снова стало хорошим.

В 8-9 месяцев кроха уже пробует пользоваться большим пальцем, осваивая универсальный захват, который будет лежать в основе целого ряда последующих навыков. Чтобы потрогать предметы, привлекающие внимание, он может использовать указательный палец. Им же кроха пользуется, если хочет обратить внимание взрослых на что-либо.

В этом возрасте ребенок уже спокойно пользуется каждым из пальцев на руках по отдельности, умеет согласовывать их действия, его ладошки больше не согнуты в кулачки – это можно считать прогрессом. Практически в любом положении кроха сохраняет равновесие, тянет руки к родителям или к желаемому предмету, в том числе и к тем, достать которые не может.

Когда и как спит малыш в 8-9 месяцев

Восьмимесячный-девятимесячный ребенок продолжает спать два раза в день, правда, продолжительность сна заметно сокращается, что обусловлено большей выносливостью и способностью быстрее восстанавливать силы. В среднем малыш днем спит не более двух часов, которых ему вполне хватает, чтобы восстановить энергию.

Особенно активным и подвижным детям в этом возрасте можно попробовать в качестве эксперимента некоторое время не предлагать второй сон. Возможно, что им будет хватать одноразового дневного сна и крепкого ночного.

Чтобы понять потребности крохи в отношении дневного отдыха, достаточно будет последить за ним на протяжении дня. Если малыш активен и в хорошем настроении, значит, график ему подходит, а если капризничает и плачет, то, скорее всего, он не высыпается и устает. Чтобы развитие крохи шло своим чередом, ночью он по-прежнему должен спать не менее 11 часов.

Водные процедуры

В 8-9 месяцев купание для крохи по-прежнему остается одним из самых любимых занятий. Правильно организованная процедура позволит крохе не только расслабиться, но и набраться позитивных эмоций. Для купания в ванночке ребенку можно купить специальные водные игрушки, которые не тонут и не портятся, а также использовать специальные мини-фонтаны или мельницы, фиксируемые над ванной, по которым малыш сможет пускать воду.

Нелюбимую многими детками процедуру мытья головы можно также обставить в игровой форме, используя специальные детские шампуни «без слез». Купаться малыш может от 5 до 25 минут, в зависимости от желания.

Как и чем кормить малыша после 8 месяцев?

В 8-9 месяцев ребенку необходимо получать питание все так же 5 раз в день, не считая ночных подкреплений. Начиная с этого возраста, еще одно грудное кормление необходимо заменять прикормом, который станет третьим по счету дневным прикормом.

Обычно ребенок к 8 месяцам привыкает к новому меню и с удовольствием пробуют предложенные ему блюда. Он сыт, в хорошем настроении, заметно прибавляет в весе. На каком блюде остановиться, выбирая третий прикорм? Педиатры настоятельно рекомендуют сделать выбор в пользу кисломолочных продуктов, которые на данном этапе развития необходимы крохе для нормального роста и помогут улучшить работу его желудочно-кишечного тракта.

Обычное меню восьмимесячного ребенка, который продолжает получать грудное молоко, должно выглядеть следующим образом:

Время дня Питание
6-00 Грудное молоко
10-00 Каша на молоке (гречка, рис, пшеничная, овсянка) – 170 г, половина желтка куриного яйца, 50 мл любого фруктового сока
14-00 Бульон из говядины или птицы – не более 20 мл, сухарик из белого хлеба, 170 г перетертого овощного пюре (брокколи, картошка, морковка, шпинат), 50 г мясного пюре, 20 мл фруктового сока
18-00 Кефир или йогурт домашнего приготовления – 100 мл, творог – 50 г, фруктовое пюре – 70 г
22-00 Грудное молоко

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то грудное молоко в указанные часы необходимо будет заменить подходящей молочной смесью.

Грудное вскармливание: необходимость продления

Введение трехразового прикорма естественным образом приведет к уменьшению количества грудного молока. Это нормально: снижение лактации на данном этапе развития малыша неизбежно. Несмотря на это, матерям следует сделать все возможное, чтобы сохранить утреннее и вечернее кормление, не отказываясь от грудного вскармливания раньше срока.

Вместе с грудным молоком малыш сможет получать необходимые для его нормального развития антитела, которые помогут сделать его организм более крепким и устойчивым к разного рода инфекциям. Грудное молоко не сможет заменить ни одна даже самая дорогая и адаптированная смесь. Педиатры рекомендуют сохранять лактацию до десятимесячного возраста крохи.

Как ввести в рацион ребенка новое блюдо?

Если ребенок относится к новому блюду не просто с подозрением, а с неприязнью, не желая его даже пробовать, то можно пойти на небольшую хитрость, например, подмешивать новый продукт в небольших количествах к привычной еде. Добавлять новый продукт нужно будет небольшими частями, постепенно увеличивая его количество.

Нужно понимать, что основная причина неприязни крохи к новому продукту заключается в опасении пробовать что-то новое и незнакомое. Вполне возможно, что вкус блюда малышу понравится, как только он немного к нему привыкнет. А вот вариант с добавлением соли и других пряностей к новому блюду лучше не применять. Питание ребенка в 8-9 месяцев должно быть максимально безопасным и полезным, а специи едва ли можно отнести к полезной пище.

Как разнообразить меню ребенка?

В 8-9 месяцев на грудное молоко в рационе крохи должно занимать не более одной трети от основного питания. Чтобы малыш ел с удовольствием и интересом, родителям нужно позаботиться о разнообразии его меню. Если это овощные пюре, то можно добавлять самые разнообразные овощи в зависимости от сезона, включая зелень, а со временем и лук. Если это молочные каши, то можно время от времени баловать кроху неклассическими вариантами, например, геркулесовой (можно использовать блендер) или ячневой кашей.

К концу девятого месяца можно пробовать давать малышу немного нежирной рыбы (хек, треску), перед этим тщательно очистив ее от костей.

Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев

Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев

Календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Календарь развития ребенка от 4 до 5 меся цев

Календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Календарь развития ребенка от 6 до 7 месяцев

Календарь развития ребенка от 7 до 8 месяцев

 

Малышу исполнилось 8 месяцев. Теперь он не просто знакомится с миром, но и стремится к активному взаимодействию с ним. Ребенок, что называется, проявляет характер, свое отношение к тем или иным событиям. Его эмоции яркие, быстро охватывают его.

Любопытство и настойчивость ведут к новым начинаниям и открытиям, осознанность – к еще сырому анализу происходящего. Новый этап, на который малыш пока еще взбирается с трудом. Но именно сегодняшние усилия создают фундамент для завтрашних начинаний.

Остановимся подробнее на том, что принесет крохе возраст от 8 до 9 месяцев.

Что умеет малыш в 8 месяцев?

Конечно же, к восьми месяцам ребенок закрепил множество умений богатой практикой. Об этом также важно помнить, так как не усвоив предыдущие этапы, малыш не может перейти на следующий. Что же нового появится в арсенале восьмимесячного исследователя?

Ребенок 8 месяцев:

·         переворачивается в разных направлениях;
·         из положения лежа медленно переходит в положение сидя;
·         в положении на четвереньках, кладет ягодицы набок (на поверхность), переходя в положение сидя;
·         держась за перила кровати встает на ноги, делает несколько шагов бочком;
·         машет ручкой;
·         более уверенно ползает, может параллельно захватывать игрушку одной рукой;
·         начинает брать/поднимать мелкие предметы указательным и большим пальцами;
·         совершает новые действия играя игрушками: перекатывает, трет о поверхность, бросает, нанизывает пирамидку;
·         узнает себя в зеркале, радуется отражению;
·         быстро узнает лица близких;
·         пробует пить из чашки;
·         показывает пальцем на знакомые предметы, если о них говорят;
·         поддается высаживанию на горшок.

 Особенности развития малыша 8 месяцев

На предоставленном ранее перечне достижения ребенка не заканчиваются. Специфика нервной системы (созревающих структур головного мозга) обеспечивает целый ряд других изменений в поведении и навыках крохи. Он смело переходит от теории к практике не зная сомнений и страха. Остановимся подробнее на некоторых особенностях.

Моторное развитие

1 Если положить ребенка на спину, он сразу переворачивается, часто меняет положение тела. На животике – уверенно держит голову, вертит ею в разные стороны. Подтягивает ноги под себя, начинает ползти. Может вертеться вокруг своей оси, пятиться назад.
2 Младенец уверенно сидит, хорошо держит спинку. Из положения лежа в положение сидя переходить получается не всегда. Может стоять некоторое время держась за опору. Пока что не может уверенно удерживать равновесие, потому крепко стоит на ногах только когда за руки держит мама. Шаги остаются широкими, неуклюжими.
3 Ребенок более прицельно хватает нужный предмет, задействует большой палец. Крепко держит игрушку, уверенно перекладывает ее из одной руки в другую. Со всех сторон рассматривает каждую деталь. Может хватать предмет сразу двумя руками, либо напротив, два предмета пытается схватить одной рукой. В любом положении, находя точку опоры, протягивает руку, желая получить какой-то определенный трофей. Ладони открыты, пальцы растопырены, готовы к интенсивному развитию мелкой моторики. По-прежнему любит играть своими руками и ногами.
4 Некоторые восьмимесячные дети уже могут несколько раз хлопнуть в ладоши, начинают играть в «ладушки». Могут погладить любимые игрушки ладонью. Периодически соответственно реагируют на просьбы «возьми» и «дай».
5 Когда младенца несут на руках, он пытается ухватиться за все, что встречается ему на пути: дверца холодильника, шкафчики, шторы. Кроха четко понимает для чего предназначены знакомые ему предметы: мячик надо катить, лист бумаги – рвать, кубик складывать друг на друга, и т.д. Может заиграться на 10-15 минут без участия взрослых.

Речь и социальный контакт

1 Дети в возрасте 8 месяцев чаще используют речь для активного взаимодействия. С помощью интонации они с удовольствием выражают гнев, восторг, претензию, удивление. Более слитно звучат короткие слова, вроде дада, тата, мама, папа. Если ребенка хвалят, он радуется собственному успеху еще больше и старается говорить помногу и часто.
2 В качестве социального контакта задействует улыбку, взгляд, проявляет эмоции смущения. Отсутствие мамы переносит тяжело, но с чужими людьми взаимодействует намного легче нежели раньше.
3 Чувствительность к различным раздражителям так высока, что порой он начинает сильно бояться громких и резких звуков (пылесос, соковыжималка, миксер и т.д.). Четко понимает интонацию, обижается если его ругают. Понимает смысл неприятного «нельзя».
4 Ребенок начинает чувствовать торжество после каждого достижения, и горечь разочарования, после каждой неудачи. Родители должны искренне сопереживать малышу. Часто хвалить, подбадривать. Тем не менее, по поводу любых вопросов, окончательное решение принимают исключительно мама и папа: нельзя становиться объектом манипуляции. Малыш очень быстро понимает, как это работает и вернуть его к исходной сдержанности будет крайне тяжело.
5 Младенец начинает проявлять заинтересованность по отношению к другим детям: улыбается, поворачивает голову, тянет ручки.

Ребенок расположен к восприятию и накоплению новой информации, и окружающий мир с удовольствием предоставляет ему все ресурсы!

Оптимальные условия для развития ребенка 8 месяцев

Малыш стал самостоятельным, на сколько ему позволяют возможности (возрастные особенности) и родители.

Тем не менее, необузданные эмоции, нередко запускают порочный круг: переизбыток эмоций→ переутомление→ нарушение сна →плохое настроение, самочувствие, аппетит→ переизбыток эмоций (за счет повышенной возбудимости и отсутствия отдыха)… Это еще одно доказательство того, что кроха нуждается в помощи и поддержке родителей, а также, оптимальных условиях для развития. Остановимся на последних.

Отдых

Ребенок спит около 10 часов ночью, около 3-4 часов – днем. Качество сна должно соответствовать потребности в быстром восстановлении сил и энергии. Для этого, в комнате где спит ребенок должно быть проветрено, темно (приглушен свет), тихо, комфортно (удобная одежда, температура воздуха, чистый подгузник). Недостаточная влажность воздуха способствует пересыханию слизистой носа, вследствие чего в наружных носовых ходах образуются сухие корки, которые приносят существенный дискомфорт, затрудняют дыхание крохи. Также, низкая влажность воздуха повышает риск инфекционных заболеваний. Оптимальный показатель влажности – 50-70%.
Дневной отдых на свежем воздухе – дин из лучших вариантов в возрасте 8 месяцев. Очень скоро малыш напрочь откажется спать во время прогулок на улице, потому не стоит упускать такой шанс сейчас.

Прогулки на свежем воздухе

Прогулки должны осуществляться ежедневно. Чем дольше гулять на улице, тем лучше. Главное, чтоб ребенок был сытым, чистым, а погода – благоприятной для длительных гуляний.
Если младенец отказывается спать на улице (в коляске), и есть возможность обеспечить ему обзор – можно начинать познавательные рассказы о том, что солнце светит, а небо голубое. Чем раньше малыш научится принимать информацию, разглядывая новое, тем быстрее начнет ее усваивать, осознанно использовать.

Профилактика инфекционных заболеваний

Существенным препятствием на пути интенсивного развития могут стать инфекционные заболевания. Круг контактов у малыша постепенно расширяется, потому он становится более подверженным риску «схватить» недуг.
В 8 месяцев младенец еще не испытывает большой потребности в активном общении с ровесниками, не играет в песочнице, не посещает утренники. Иными словами, осознанность родителей в ограничении лишних контактов предотвратит серьезные испытания для незрелой иммунной системы ребенка.
Для начала, необходимо полностью исключить посещения гостей (кроме ближайших родственников). Не стоит подолгу находиться с крохой в магазинах и торговых центрах. Любые места с большим скоплением людей – потенциальная опасность для ребенка. По сценарию формирования иммунитета, дети должны начинать болеть позже, ближе к двум годам. На данном этапе, банальная ОРВИ может закончиться госпитализацией в стационар для самых маленьких.

Кормление

Интервал между приемами пищи составляют около 4 часов. Два крайних кормления (перед сном) должны оставаться прежними: грудное молоко/смесь. Начиная с введения прикорма в полгода, постепенно приходим к замене двух кормлений на взрослую пищу. Вскоре, заменится еще одно, третье кормление. Теперь малыш кушает овощные, фруктовые пюре, творожок и кефир, несколько безмолочных каш, пьет сок.
Рацион постепенно расширяется и торопиться в этом деле не стоит. В случае с введением новых продуктов питания – лучше позже, чем раньше.

Вдруг, накануне введения нового продукта отмечаются какие-либо нарушения состояния малыша (чрезмерно капризен, повысилась температура, нарушен стул, режется зубик и т.п.), лучше отложить данное мероприятие на несколько дней, понаблюдать за крохой. Совершенно любой продукт может не подойти незрелой пищеварительной системе одного ребенка, и отлично подойти другому малышу. Не существует универсального меню для всех и каждого (исключающего нарушение пищеварения или реакцию непереносимости).

Если небольшое количество новой пищи никак не отразилось на настроении и самочувствии малыша, можно постепенно увеличивать его объем. Понаблюдав несколько дней, смело включать в рацион ребенка.

Не нужно стандантизировать свои подходы. Объемы, разнообразие, качество продуктов (из магазина или и огорода) – выбор всегда за родителями. И не всегда все так очевидно, как кажется. Лучше, если папа и мама зададут интересующие их вопросы педиатру, а также ознакомятся с подробной информацией о питании младенцев (из достоверных источников). Очень важно учитывать то, что для растущего, развивающегося организма необходимо определенное количество энергии (определенный суточный каллораж), львиная доля которой находится именно в продуктах питания.

Холдинг

1 Холдинг (иными словами ношение на руках) – мероприятие утомительное для уставшей, измотанной мамы. Тем не менее, оно остается одним из важнейших звеньев в формировании чувства безопасности, комфорта, доверительных отношений между мамой и ребенком, а также, является формой познания мира. Родители не успеют уловить тот момент, когда малыш перестанет нуждаться в ношении на руках, и лишь спустя некоторое время осознают, какой сильный контакт обеспечивала эта процедура.
2 Ребенка носить на руках необходимо правильно. В 8 месяцев, малыш весит приличных 7-9 кг, потому холдинг должен быть рациональным. К примеру, приучать кроху спать на руках, качать во время сна неразумно. Когда младенец проснулся, он обычно просит кушать, после чего настроение значительно улучшается и он готов познавать мир. Начать лучше из познавательных развлечений: гимнастика для глаз, развитие тактильной, слуховой чувствительности путем развивающих игр. И только потом, когда крохе надоело сидеть на месте – берем на руки, показываем то, к чему нельзя дотянуться сидя в кроватке.
3 Пока малыш совсем маленький вполне логично брать его на руки при беспокойстве, проявлении любых негативных эмоций. Позже, когда он будет передвигаться самостоятельно, нужно начинать контролировать моменты откровенной манипуляции. К примеру, если малыш начинает капризничать с целью привлечения внимания – лучше не брать его на руки: отвлекать, занимать чем-то другим. Но если гуляя на улице видим, что ребенок устал и ему тяжело идти – стоит без его просьб поднять на руки и понести. Таким образом, контакт будет осуществляться «по-справедливости», не будет формироваться ассоциация с возможностью управления действиями папы и мамы.
4 Психоэмоциональное развитие ребенка путем холдинга является очень эффективным. Важно то, что оно развивает понимание принципа партнерства, взаимодействия, доверия как в малыше, так и в родителе.

 Предупрежден, значит вооружен!

В конкретном случае, речь идет о ситуациях, которые должны насторожить родителей. Своевременное участие специалиста поможет предупредить возможную задержку развития, развитие той или иной патологии. Важно, чтобы выводы о состоянии здоровья и развитии малыша делал именно врач: родителям сложно оставаться объективными. Знания хорошего педиатра всегда служат помощниками для каждой семьи.

Дети разные: то, что одному дается легко, другой осваивает гораздо дольше. Это не всегда означает что-то плохое. Но, игнорировать подобные ситуации также не стоит.

К детскому врачу необходимо обратиться в случае если ребенок 8 месяцев:

·         не освоил умения, характерные для каждого месяца первого полугодия;
·         часто проявляет беспокойство, негативные эмоции (или напротив, вялый);
·         не усваивает положенную по возрасту пищу (снижен аппетит);
·         не может ползти назад;
·         не прислушивается к голосам папы и мамы, не сосредотачивается ни на чем.

К возрасту восьми месяцев обычно полностью походят кишечные колики. Если малыша по-прежнему беспокоит живот, и есть проблемы со стулом – это также повод обратиться к специалисту.

Да данном этапе, в ребенке преобладает желание делать и достигать. Страх и осторожность появятся чуть позже. В это время необходимо надежно страховать, вместо того, чтобы накладывать запреты на всевозможные порывы.

Папа и мама – не просто родители для крохи, они его партнеры, готовые поддержать и подстраховать в любой ситуации. Тихонечко так, незаметно. Пускай думает, что все сам.

 

Материал подготовила

Врач-неонатолог

Скавинская В.

 

ВЕХИ/ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ)

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.

Важно помнить, что развитие это не гонка. Некоторые дети не достигают каждого этапа в одно и то же время со всеми. Это особенно верно, если они родились раньше срока.

Следите за прогрессом. Самое главное, убедиться в том, что ваш ребенок продвигается вперед в своем развитии. Например, ваш ребенок должен начать подтягиваться, чтобы встать, а затем начинает ходить. Помните, что дети достигают новых этапов развития в разном возрасте.

Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы уделяете ему достаточно внимания, то вы увидите, как он хорошо развивается. Вы также поймете, если он нуждается в еще большем внимании/уходе.

(от ред«Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира. Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии» — Л.Полински)

Примечаниедля недоношенных (преждевременнорожденных) детей необходимо корректировать возраст, чтобы получить истинное понимание, на каком этапе развития должен быть ваш ребенок

Вот что нужно сделать: Если возраст вашего ребенка составляет 14 недель, но он родился на 6 недель раньше, то необходимо вычесть 6 из 14. Возраст будет 8 недель. Используйте откорректированный возраст, когда вы смотрите на этапы развития (от ред. – Если возраст вашего ребенка 8 месяцев, но он родился раньше на 2 месяца, то откорректированный возраст ребенка составит 6 месяцев).

К возрасту 2 лет, большинство детей достигнут нормального уровня развития, и вам не придется осуществлять корректировку. Если ваш ребенок еще не догнал в развитии сверстников, то он может нуждаться в дополнительной поддержке в течение более длительного периода времени.

Общее представление о моторном развитие

image   Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ДЕВЯТИ (9-ти) месяцев? image image image Двигательное развитие: * Поднимает маленькие предметы кончиками большого и указательного пальцев (использует «пинцетный» захват) * Начинает ползать и передвигаться (передвигается вдоль мебели; делает шаги, когда удерживают за руку) * Подтягивается, чтобы встать * Стоит с поддержкой * Может попасть в положение сидя (из положения лежа/стоя) * Сидит без поддержки Слуховое развитие и развитие языковых навыков: * Узнает знакомые слова (свое имя и такие фразы, как «время для ванны» и «пора спать») * Лепечет, сочетая гласные и согласные звуки (например, «папа», «мамамама», «баба») * Имитирует звуки и движения (от ред. — жесты) других людей * Понимает слово «нет/нельзя» * Использует пальцы, чтобы указать на вещи Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем): * Внимательно исследует предметы (переворачивает их с ног на голову (вверх тормашками), кладет руки в отверстия) * Принимает более активное участие в кормлении (пытается удержать бутылку или брать еду пальцами) * Возражает если забирают игрушки * Смотрит на путь/дорогу, где он упал * Ищет вещи, которые он видел что вы спрятали * Играет в «ку-ку» * Перекладывает вещи плавно из одной руки в другую

Социальное и эмоциональное развитие:

* Хлопает руками от возбуждения * Может показать беспокойство (испугаться) в присутствии незнакомцев * Может вцепиться в знакомых взрослых * Есть любимые игрушки

Контроль за развитием ребенка

Хотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 9-ти месяцев:

* К возрасту восьми месяцев не лепечет * К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в «ку-ку!» * Не переносит вес стоя на ногах с поддержкой * Не сидит с поддержкой * Не гулит («мамама», «бабаба», «папапа») * Не играет в любые игры где необходимы движения назад и вперед либо вправо-влево * Не реагирует на собственное имя * Не похоже, чтобы узнавал знакомых людей * Не смотрит, на то что вы указываете * Не перекладывает игрушки из одной руки в другую * Не лепечет согласные звуки

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ДВЕНАДЦАТИМЕСЯЧНОГО ребенка? image image В возрасте восьми-двенадцати месяцев ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное ощущение подвластности, чувство контроля — впервые ребенок ощущает себя физически независимым.  Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка в возрасте 12-ти месяцев. Двигательное развитие  * Садится без посторонней помощи * Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами * Встает на четвереньки * Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Примечание: Это либо четвереньки — ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи — опора на стопы и ладони) * Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз * Подтягивается, чтобы встать * Ходит, держась за мебель * Недолго стоит без поддержки * Может сделать пару шагов без поддержки Развитие мелкой моторики и движений рук * Использует «пинцетный» захват * Держа в руках кубики (предметы), ударяет ими друг о друга * Кладет предметы в разные емкости * Вынимает предметы из различных емкостей * Осознанно выпускает предметы из рук * Толкает/трогает предметы указательным пальцем * Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые * Переворачивает несколько страниц в книге Развитие языковых навыков  * Все больше интересуется речью окружающих * Реагирует на несложные устные просьбы * Реагирует на слово «нет», замирает или останавливается, когда говорят не делать этого * Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет» или машет ручкой «до свидания» * Лепет становится более выразительным, издает звуки с изменениями в тоне (больше похоже на речь) * Говорит «мама» и «папа», ассоциирует слова «мама» или «папа» с родителями * Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!» * Пытается повторять слоги и простые односложные слова за вами или которые вы говорите/говорили * Использует (повторяет) одно слово снова и снова * Объединяет движения со звуками (тянется к объекту и использует голос одновременно) * Отдает предмет когда его попросили * Говорит «мама» и «папа» и восклицаниями, вроде «Ой-ой!» Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем): * Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет) * Легко находит спрятанные предметы * Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке * Копирует жесты * Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает) * Помогает одеваться (от ред. — вытягивает руки или ноги) * Следует простым указаниям, например «принеси/дай игрушку» Социальное и эмоциональное развитие  * Ведет себя беспокойно (нервничает) или скованно (застенчив) в присутствии незнакомцев * Плачет, когда мама или папа уходит * В своих играх любит копировать других * Играет с другими детьми * Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам * Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?) * Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?) * В определенных ситуациях может пугаться * Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным * Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание * Сосет свой пальчик * Дает вам книгу, когда он хочет послушать сказку/историю * Играет в игры, такие как «ку-ку» и «ладушки» Контроль за развитием ребенка 

Хотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 8-ми — 12-ти месяцев.  * Не ползает * Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца) * Не может стоять с поддержкой * Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах * Не произносит отдельных слов («мама» или «папа») * Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой * Не указывает на предметы или картинки * Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ПЯТНАДЦАТИ (15) месяцев?

Двигательное развитие: * Самостоятельная ходьба * Заползает и сползает с мебели без помощи других людей

Развитие языковых навыков: * Использует два других слова, кроме «мама» и «папа» * Просит пищу и/или напитки звуками или словами * Показывает, что он хочет, протягивая руку, указывая или бормоча (ворча)

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем): * Пользуется ложкой, часто настаивая на кормлении себя самостоятельно Социальное и эмоциональное развитие: * Целует * Приветствует людей (от ред. – жестами, мимикой, простым лепетом, словом) * Слушает сказки (истории)

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ВОСЕМНАДЦАТИ (18) месяцев (полтора года)? image

Двигательное развитие: * Рисует каракули * Ходит без поддержки и иногда пытается бежать * Бьет ножкой по мячу в направлении вперед * Тянет (волочит) игрушку по земле (полу) * Может подниматься по лестнице с поддержкой * Может помочь раздеть себя * Пьет из чашки * Ест ложкой Развитие языковых навыков: * Выполняет простые указания, такие, как «дай это папе» * Говорит все большее число простых слов (по крайней мере, 5-10 шт.) * Указывает на нос, рот, глаза, уши, руки и ноги (от ред. – знает названия 6 частей тела) * Говорит и качает головой «нет» * Указывает кому-то на то, что он хочет * Произносит несколько не связанных друг с другом слов (к году и трем месяцам – полутора годам) * Употребляет в речи простые словосочетания (к полутора – двум годам)

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем): * Любит есть самостоятельно, но весь испачкается * Имитирует (копирует) работу предметов, поведение взрослых (кормит куклу, наливает чай в чашки, расчесывает волосы, отвечает на телефон) * Привлекает внимание к себе других людей

Социальное и эмоциональное развитие: * Отрицательно реагирует на вмешательство посторонних * Более легко может проводить время без родителей, но счастлив, когда видит родителей снова. Показывает привязанность к знакомым людям * Любит давать вещи в руки другим (как игра) * Может иметь истерики * Может бояться незнакомцев * Может цепляться в родителей в новых ситуациях * Указывает пальцем, чтобы показать другим что-то интересное * Исследует что-то самостоятельно (один), но необходимо чтобы родители были близко/рядом Контроль за развитием ребенка 

Хотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 18-ти месяцев:

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ДВУХ лет? image  Двигательное развитие * Самостоятельная ходьба * Ходит, волоча за собой игрушки * Ходит, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек * Начинает бегать * Встает на цыпочки * Бьет ножкой по мячу * Заползает и сползает с мебели без помощи других людей * Ходит вверх и вниз по лестнице с поддержкой * Сам рисует каракули * Переворачивает емкости, чтобы вылить содержимое * Строит башню из четырех или даже больше кубиков * Некоторые дети чаще пользуются какой-то одной рукой * Бросает мяч движением сверху-вниз * Рисует сам или копирует прямые линий и окружности Развитие языковых навыков  * Показывает на предмет, который называют ему другие люди * Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела * Говорит предложениями из двух-четырех слов * Исполняет простые просьбы * Повторяет слова, которые слышит в речи других людей * Показывает предметы/животных/людей в книге Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем): * Находит предметы, спрятанные за тремя-четырьмя другими * Начинает объединять предметы в группы на основе сходства из формы или цвета * Начинает играть в символические игры * Завершает предложения и рифмы в знакомой книге * Игры по-нарошку (войнушки, куклы, переодевание) * Может пользоваться одной рукой чаще, чем другой * Следует двухшаговым инструкциям, таким как «Подними ботинки и положи их в шкаф». * Называет элементы иллюстрированной книги, такие как кошки, птицы или собаки Социальное и эмоциональное развитие * Копирует поведение других, особенно взрослых людей и детей, которые старше его * Все лучше осознает свою отдельность от других людей * Все с большим удовольствием общается с другими детьми (например, в «догонялки»), играет в основном рядом с другими детьми * Проявляет все большую независимость * Начинает проявлять непослушание (ведет себя вызывающе – делает то что запретили) * Страх разлуки проявляется все сильнее по мере того, как возраст ребенка приближается к полутора годам, и затем угасает * Взволнован, когда общается с другими детьми Контроль за развитием ребенка Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 2-х лет:

Первоисточники: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Полезные ссылки: 1. Рефлексы новорожденных и младенцев. (проверка, причины аномалий, видео). ААР 2. Рефлексы, звуки (издаваемые ими) и поведение новорожденных и младенцев. ААР 3. Развитие здорового ребенка. РМС 4. Нервно-психическое развитие ребёнка раннего детского возраста. 5. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни 6. Показатели развития функции движения у детей 1-го года жизни

Американская академия педиатрии

http://forum.od.ua

Поделиться:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий