Поклонение младенцу Христу (картина Филиппино Липпи) (Hktlkuyuny blg;yuer }jnvmr (tgjmnug Snlnhhnuk Lnhhn))

04.02.2021

image

«Поклонение младенцу Христу» — картина-тондо итальянского художника эпохи Возрождения Филиппино Липпи из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображён младенец Христос, лежащий на прозрачном покрывале, расстелённом на траве; возле него Мадонна и поклоняющиеся ангелы. Вокруг каменная скамья с балюстрадой, на перилах горшки с цветами. На фоновом пейзаже стоят отдельные деревья, слева на дальнем плане силуэт города, справа — скалы и холмы. По мнению Т. К. Кустодиевой действие происходит в Раю, пределы которого ограничены балюстрадой.

Ранняя история картины неизвестна, около 1822—1824 годов она была куплена в Ареццо генерал-лейтенантом князем В. С. Трубецким, который по окончании Наполеоновских войн совершал путешествие по Европе. Затем он подарил её сенатору тайному советнику Д. М. Мордвинову. После смерти Мордвинова, последовавшей в 1848 году, картина по завещанию перешла в собственность А. Муравьёва, у которого в 1859 году за 5000 франков купил П. С. Строганов. Сам Строганов скончался в 1911 году и часть своей коллекции книг, картин и скульптуры завещал Эрмитажу, в том числе и «Поклонение Младенцу Христу». Наследниками П. С. Строганова картина была передана в Эрмитаж в следующем году . Выставляется в здании Большого (Старого) Эрмитажа в зале 213.

Картина была написана темперой на доске. В 1831 году её на круглый медный лист диаметром 53 см перевёл эрмитажный реставратор А. Митрохин. Ранняя история картины неизвестна. При покупке Строгановым она значилась как произведение неизвестного художника и была атрибутирована Липпи самим П. С. Строгановым. Его коллекцию в 1862 году осмотрел Г. Ф. Вааген и согласился с этим мнением, что нашло отражение как в книге Ваагена о российских художественных коллекциях, так и в каталоге собрания Строганова. Сам Вааген назвал картину самой красивой вещью великого мастера, которую он когда-либо видел.

Ф. Липпи. Поклонение Младенцу. Уффици

Однако не все поддержали авторство Липпи. Э. К. Липгарт в своём рукописном каталоге Эрмитажного собрания живописи, хранящемся в архиве Государственного Эрмитажа, отметил, что А. Вентури в качестве автора тондо назвал Амико ди Сандро. Л. Вентури и К. Б. Нельсон указывали имя Раффаэллино дель Гарбо. А. Шарф провёл параллели между эрмитажной картиной и тондо Боттичини «Поклонение Младенцу» из Уффици, но отметил что работа из Эрмитажа является не копией, а скорее вольной вариацией сюжета из Уффици. Но в Уффици есть гораздо более близкая работа Липпи на тот же сюжет, датируемая около 1485 года. Также очень близкая работа Липпи есть и в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, написанная около 1475—1480 годов. По аналогии с картиной из Вашингтона эрмитажное тондо также датируется около 1480 года.

Российский искусствовед Т. К. Кустодиева анализируя картину отмечала:

В тондо отразились наиболее характерные черты творчества Филиппино Липпи: утончённость, грация, безукоризненное владение линией, интерес к перспективе. На первом плане, на лугу, обнесённом балюстрадой, мадонна поклоняется Иисусу. Замкнутое пространство, в котором они находятся, символизирует непорочность Марии. <…> Она — небесная владычица, и ангелы сопровождают Её, как слуги королеву, поддерживая край плаща, словно пажи, несущие шлейф. Широко простирается пейзаж, построенный по принципу чередующихся кулис, что характерно для флорентийской живописи XV в.

Поклонение младенцу Христу (ок. 1455-1466)

Поклонение Младенцу Христу — это темпера на алтаре Филиппо Липпи , первоначально написанная для церкви Сан-Доменико в Прато, а ныне

находящаяся

в Городском музее города. Он также известен как Поклонение Младенца Христа со Святым Винсентом Феррером или Рождество со Святым Георгием и Святым Винсентом Феррером . Он был написан между 1455 годом (годомканонизации святого Винсента Феррера ) и 1466 годом (годом, когда художник покинул Прато после четырнадцати лет пребывания там). Постройка, вероятно, была повреждена пожаром в церкви в 1467 году, и потребовался некоторый ремонт, который был обнаружен при недавней реставрации работы.

После канонизации Феррер стал важной моделью для доминиканской культуры как символ борьбы с ересью — он показан справа от произведения с видением Девы Марии в мандорле. Святой Иосиф, Дева Мария и Святой Георгий поклоняются Младенцу Христу с двумя пастырями и несколькими ангелами на заднем плане.

История

Художник часто писал эту тему в зрелые годы и создал несколько ее вариантов во время пребывания в Прато. Композиция, общий рисунок и нарисованные фигуры Богородицы, Христа и Святого Винсента выполнены мастером, в то время как другие большие области работы были написаны его помощниками в студии, особенно Фра Диаманте . Некоторые приписывают фигуру святого Иосифа Филиппино и / или Боттичелли . Как и в случае с « Мадонной делла Чинтола» Липпи , работа создавалась поэтапно один год за другим.

Рекомендации

ПСЕВДО ПЬЕР ФРАНЧЕСКО ФЬОРЕНТИНО

Вторая половина XV века

дерево, темпера

96 х 58 (сверху закруглена)

Инв.: 2872

Основа — цельная доска тополя, незначительно стесанная с оборота; волокна древесины направлены вертикально. Деформация основы. Потертости живописи, особенно на участках инкарната. Нимбы выполнены позолотой с гравировкой и тисненым орнаментом.

Образ Девы Марии, поклоняющейся Младенцу, восходит к Откровениям Святой Бригитты (Бригитты Шведской). В 1370 году она посетила Вифлеем и оставила описание явившихся ей там видений Девы Марии. В итальянской живописи XV века эта тема получила распространение особенно во Флоренции. Лазарев (устно) приписывал Пьер Франческо Фьорентино, и под этим именем картина поступила в ГМИИ; Мсерианц (Mseriantz 1935) опубликовала как работу его школы.

В 1932 году Бернсон (Berenson 1932, р. 449-452) исключил из числа произведений Пьер Франческо Фьорентино группу композиций с изображением Поклонения Младенцу, принадлежащих разным мастерам. Эти работы он объединил под условным именем Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Картина ГМИИ, как и все композиции этого ряда, восходит к произведению Филиппо Липпи, исполненному им около 1459 года для Капеллы волхвов в Палаццо Медичи Риккарди во Флоренции. В настоящее время эта картина хранится в Государственных музеях Берлина (инв. 69); ее место в капелле занимает уменьшенная копия, ранее приписывавшаяся Пьер Франческо Фьорентино (Soulier 1926/27, р. 88, 89), а теперь — Псевдо Пьер Франческо Фьорентино.

В стилистике произведений этого круга заметно влияние Филиппо Липпи, Якопо дель Селайо, Франческо Пезеллино. Дзери называет этого анонимного мастера подражателем Филиппо Липпи и Пезелллино и приводит длинный список известных ему реплик композиции данного типа (Zeri 1976, I, p. 84-85). В их числе — работы в Галерее Уффици, в Галерее Академии и в Музее Бардини во Флоренции, в Городской пинакотеке в Кастильон Фьорентино и в Детройтском институте искусств (Scalia, De Benedictis 1984, I, p. 235). Эти композиции различаются не только уровнем и манерой исполнения, но и в деталях, в частности фоном: то гладким и темным, то золотым, то решенным в виде сада из роз. В московской картине, как и в ряде других реплик, фон представляет условно трактованный пейзажный мотив. Поскольку фигуры в разных композициях практически совпадают, можно предположить, что они писались с картонов, вышедших из мастерской Филиппо Липпи и Пезеллино и унаследованных кем-либо из их прямых учеников и последователей.

Происхождение: 1937 дар М.Б.Бенедиктова, Москва.

Литература: Mseriantz 1935, р. 103-112 ill. (Школа Пьерфранческо Фьорентино); Кат. ГМИИ 1948, с. 80 (здесь и далее — Пьерфранческо Фьорентино); Кат. ГМИИ 1957, с. 141; Кат. ГМИИ 1961, с. 187; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 57; Путеводитель ГМИИ 1980, с 18 (копия второй половины XV века с произведения Филиппо Липпи); Кат. ГМИИ 1986, с. 144 (Школа Пьерфранческо Фьорентино); Маркова 1992, с. 98 ил. (Псевдо-Пьерфранческо Фьорентино); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 93 (Мастерская Пьерфранческо Фьорентино ?); Кат. ГМИИ 1995, с. 113 ил.; Guidebook 1995, р. 93 (здесь и след. — Псевдо Пьерфранческо Фьорентино); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 161 (Пьерфранческо Фьорентино).

Эрмитажное тондо со сценой Поклонение младенцу Христу” – превосходное произведение Филиппино Липпи, характерный образец искусства медицейской школы. Группу переднего плана составляют фигуры мадонны и ангелов.

Вытянутые пропорции, изящные формы резко отличают их от полнокровных, земных” образов в искусстве предшествующего времени. Впечатление нереальности события усиливает изображение двух парящих над землей ангелов, написанных легкими мазками белил и золота, отчего они кажутся бесплотными. Наряду с этим, в картине есть характерная для кватроченто конкретность обстановки и предметов: каменная балюстрада, украшенная вазонами, тщательно выписанные трава и цветы, мельчайшие детали одежды.

С условностью композиции первого плана контрастирует пейзаж, переданный вполне реалистично. Одиноко стоящее темное дерево помогает объединить передний и задний планы, уводя взгляд зрителя вдаль и подчеркивая глубину пространства. Предметы постепенно утрачивают четкость контуров и определенность колорита, у самого горизонта они как бы подернуты легкой дымкой.

Филиппино использовал здесь воздушную перспективу, которая впоследствии была освоена практически и обоснована теоретически Леонардо да Винчи.

Известно, что картину купил в Ареццо князь В. Трубецкой и подарил ее сенатору Д. Мордвинову, который завещал тондо А. Муравьеву. У последнего Поклонение младенцу Христу” приобрел граф П. Строганов. Из его петербургского собрания по завещанию владельца картина поступила в Эрмитаж в 1911 году.

News

image

Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества. С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики — 25 декабря, а православные — 7 января.

На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства — в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским (новый стиль), ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь (старый стиль), применяемый с 45 столетия до нашей эры.

image Илья Ефимович Репин. Рождество Христово. 1890.

Развитие иконографии Рождества Христова

Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову.

image Саркофаг из Мантуи. Прорись. 320-335 г.
image Андрей Рублёв. Рождество Христово. 1405 год. Благовещенский собор Московского Кремля.

Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова

image Рождество Христово. Икона из пещеры в Вифлееме.

image Монастырь Ксиропотам. Рождество Христово. Икона 1660 г.

Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: » Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него». Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: «Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу».

image Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов.

Рождество Христово на полотнах старых мастеров

Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись.

image Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу около 1480 года, Эрмитаж.

Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай.

Лоренцо Лотто. Рождество Христово.
Паоло Веронезе. Поклонение волхвов 1570-е годы, Эрмитаж

Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры. Все полотно пропитано торжественностью знакового события.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов 1646–1650 годы, Эрмитаж.

Бартоломе Мурильо таинство рождения маленького Иисуса изобразил в виде жанровой сценки, где на контрастах света и тени происходит поклонение пастухов. По толкованиям богословов именно эти простые люди станут духовными пастырями и первыми евангелистами.

Ян Йост Калькар. Рождество» (Святая ночь) около 1520 года, ГМИИ)

Яркий свет, идущий от Младенца, который озаряет Мадонну и ангелов, усиливает ощущение Его божественности. А поющие ангелы, держащие лист с нотами, предают полотну Яна Калькара торжественность.

Мастер из Мулена. Рождество Христово и кардинал Ролен.
Федерико Бароччи. Рождество Христово.
Ханс Бальдунг. Рождество Христово.
Эль Греко. Рождество Христово.
Матис Готхарт Грюневальд. Инзенгеймский алтарь. Рождество Христово.
Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров. 1503.
Джованни Баттиста Ортолано. Рождество.
Джулио Романо. Рождество и поклонение пастухов. 1531-1534.
Доменико Беккафуми. Рождество.
Мастер Луврского Рождества. Рождество.
Рогир ван дер Вейден. Алтарь Бладлена (Миддельбургский алтарь). Рождество Христово.

Понравился материал? Вы можете поблагодарить автора! Поделитесь этой статьей со своими друзьями.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий