«Неудобный» ребенок. 9 советов, как справиться с гиперактивными детьми

  1. Главная
  2. Семья и дети
  3. Ребенок
  4. Дошкольники

Медицинский эксперт статьи

image Доктор Дорон РОЛЛ Педиатр A A A Алексей Портнов, медицинский редактор Последняя редакция: 01.06.2018 image х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Гиперактивность ребенка создает больше всего проблем в детском саду и затем – в школе. Ученые утверждают, что никакая другая особенность мозговой деятельности ребенка не доставляет и ему, и окружающим столько хлопот. Между тем, причины гиперактивности ребенка очень разнообразны: они касаются не только воспитания, но зависят еще и от питания, и от того, насколько хорошо протекала беременность мамы, и даже… от материального достатка в семье. Подробнее о гиперактивности ребенка и о том, что с этим делать.

Что такое гиперактивность?

Гиперакти́вность, как утверждают медики, это состояние, при котором человек излишне возбудим и активен. Если гиперактивность ребенка не дает возможность нормально сущестовать его окружению, речь идет о психологических отклонениях. Гиперактивность больше всего характерна для детей дошкольного возраста, потому что их нервная система еще очень неустойчива, ребенок в это время излишне раним и восприимчив.

Мальчики в 4 раза чаще страдают от гиперактивности, чем девочки. Этому есть объяснение: мальчики при рождении крупнее девочек, поэтому у них чаще случаются травмы и повреждения при рождении. К тому же, мозг мальчиков созревает позже, чем мозг девочек. Поэтому мальчики-школьники в дальнейшем больше склонны к гиперактивности, чем девочки, опережая в этом слабый пол. Всего среди школьников зарегистрировано до 10% гиперактивных детей – не так уж мало.

Первые симптомы гиперактивности можно определить уже в возрасте от двух лет. Это видно по поведению ребенка: он делает резкие движения, может много и часто говорить или говорить с заиканием, двигаться активнее, чем его сверстники. Ребнок с признаками гиперактивности может также страдать энурезом.

Синдром гиперактивности (есть и такой!) больше всего проявляется в возрасте 6 лет. Родители спохватываются не сразу и ведут ребенка к врачу намного позже: в 8-10 лет. Это объясняется тем, что в более младшем возрасте родители приписывают гиперактивность сына или дочки простому баловству или просто не обращают на него внимания. Синдром гиперактивности обычно снижает свое течение и остроту к 14 годам – в этом возрасте дети становятся более ответственными, больше начинают ценить собственное «Я».

В чем причины гиперактивности ребенка?

Причины гиперактивности очень разнообразны и могут объясняться биологическими, психологическими, физиологическими факторами, а также издержками воспитания.

Родовые травмы

Трудные роды мамы, травмы при родах, проблемы внутриутробного развития – все это причины гиперактивности ребенка, потому что прежде всего страдает его мозг. Если ребенок еще в утробе мамы пережил кислородное голодание, это может сказаться на всей его дальнейшей жизни и поведении, потому что некоторые участки мозга развиваются неправильно. Поэтому мама при вынашивании нужно очень беречь себя, чтобы беременность протекала без осложнений.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Большая разница в возрасте родителей

Это тоже – причина гиперактивности ребенка. Согласно исследованиям, ребенок с гиперактивностью может родиться у пар с большой разницей в возрасте. Опасным считается союз, где возраст мамы не достигает 19 лет, а отец был старше 39. То есть разница в возрасте мамы и папы более чем в 30 лет может быть причиной синдрома гиперактивности ребенка. Вторая причина, касающаяся совместимости пар – это резус-фактор крови, который может быть несовместимым. Чаще всего такая кровная несовместимость может быть при отрицательной группе крови у мамы, и положительной – у отца.

Отравление свинцом

Нет, это вовсе не значит, что вы кормите своего ребенка свинцом, и у него развивается гиперактивность. Свинец может содержаться в продуктах питания или же возникает из-за дефицита других микроэлементов. В частности, магния. При дефиците магния свинец накапливается в детском организме, а ведь врачи давно признали его вредным металлом. Нервная система ребенка из-за накопления свинца расстраивается, поскольку этот микроэлемент – мощнейший нейротоксин, то есть вызывает отравления. Свинец в повышенных дозах в организме ребенка способен ухудшить память и внимательность, влиять на адекватное восприятие всего вокруг. И, конечно же, поведение ребенка.

Плохой рацион ребенка

Педиатры в один голос твердят, что неправильное питание может вызывать серьезные отклонения в поведении ребенка. В частности, спровоцировать его гиперактивность. Самые опасные для ребенка продукты – те. В которых содержится много химических веществ. Это продукты с ароматизаторами, красителями, наполнителями, размягчителями и так далее. Они вызывают изменения в работе мозга и способны спровоцировать излишнюю агрессивность либо – наоборот – пассивность.

Опасным для ребенка может стать также продукт, который провоцирует аллергию, а следовательно – биохимические изменения в организме.

Наследственность

Не стоит удивляться, что ребенок гиперактивен, если его родители тоже были гиперактивными в детстве. До 60% дошкольников, у которых родители страдали от гиперактивного поведения, будут копировать его. С генами не поспоришь!

Материальное состояние семьи

В нашей стране ни по телевидению, ни в психологической литературе не принято акцентировать внимание на бытовых проблемах семьи как причине состояния здоровья. Поэтому можно взять во внимание исследования западных ученых Кинга и Ношпича, которые пишут о связи материального состояния семьи и последствий физиологических отклонений. Так вот, ученые пишут о том, что в семьях с высоким достатком последствия сложных родов, повлекших за собой отклонения в здоровье плода, снижаются или вообще пропадают к тому моменту, как ребенок пойдет в школу. Такая закономерность не наблюдается у тех детей, где родители еле сводят концы с концами.

Дефицит внимания

Психологи утверждают, что гиперактивность и дефицит внимания – очень распространенная парочка. Дети, испытывая недостаток внимания и любви со стороны взрослых, часто проявляют гиперактивность, чтобы обратить на себя внимание родителей и учителей, выделиться.

[9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

Как выявить гиперактивность у ребенка?

Чтобы убедиться, нормально ли поведение ребенка или у него присутствует синдром гиперактивности, нужно выделить как минимум 6 поведенческих признаков из девяти вышеперечисленных.

При психологической гиперактивности

  1. Ребенок невнимателен, он не может сосредоточиться на чем-либо долго, не замечает явных деталей
  2. Ребенок не в состоянии долго выполнять одно и то же задание, не доводит ни одно дело до конца
  3. Ребенок невнимательно слушает взрослых или своих ровесников, у тех, кто с ним говорит, создается мнение, что ребенок не слышит обращения к нему
  4. Дошкольник не может правильно организовать свою деятельность, перескакивает с одного занятия на другое
  5. У дошкольника нет никакого желания решать какие-то интеллектуальные задачи, он противник умственного напряжения
  6. Ребенок часто теряет вещи, несобран
  7. Дошкольник очень быстро отвлекается на посторонние шумы, малейший источник света или звука может немедленно переключить его внимание с важного занятия
  8. Ребенок часто забывает элементарные вещи

Физические проявления при повышенной гиперактивности

  1. Когда ребенок волнуется, он может часто и быстро двигаться при сидении или даже позе стоя
  2. Ребенок часто вскакивает с места
  3. Ребенок может очень быстро бегать и прыгать, долго не сидит на месте
  4. Ребенок постоянно физически активен
  5. В школе или садике такой ребенок может срываться с места, шуметь, кричать, перекрикивать других
  6. Ребенок не может участвовать в спокойных играх
  7. Ребенок отвечает быстрее, чем прозвучит вопрос
  8. Дошкольник не способен сидеть или стоять в очереди, ждать, пока его куда-либо пригласят
  9. Ребенок часто вмешивается в разговор других, прерывает всех на полуслове Есть еще и смешанный тип гиперактивности, при котором могут наблюдаться и психологические, и физиологические признаки.

Как справиться с гиперактивностью дошкольника?

Биологическая особенность мозга такова, что он формируется до 12 лет. Это значит, что до 12 лет ребенка нужно оберегать от стрессов, поскольку при стрессах в некоторых участках мозга ребенка могут произойти необратимые изменения.

Ребенка также нужно беречь от развития разных заболеваний, на первый взгляд, с неврологией не связанных. Это могут быть нарушения в работе почек, бронхиальная астма, заболевания сердца и сосудов, частые простуды с переходом в пневмонию. Эти нарушения здоровья, считают врачи, могут влиять на деятельность мозга, поэтому ребенка нужно вовремя диагностировать и лечить, чтобы не запустить хронический процесс.

Нельзя сдерживать физическую активность дошкольника, который гиперактивен. Нужно, наоборот, поощрять любимые виды спорта ребенка, потому что это даст ему возможность выплеснуть эмоции. Очень хорошо устанавливать четкие правила в таких играх, это будет воспитывать в гиперактивном ребенке организованность и стремление к достижению своих целей.

Когда ребенок достигает старшего дошкольного возраста, у него улучшается мелкая моторика пальчиков. В этом возрасте можно приучать ребенка к рисованию, лепке, подарить конструктор. По ходу занятия нужно хвалить и поощрять ребенка, и тогда он сможет постепенно привыкать доводить свои дела до конца. Это в дальнейшем поможет ребенку высидеть весь урок, не вскакивая с места.

Если ребенок-дошкольник будет окружен любящим вниманием родителей с первых лет своей жизни, к 6-7 годам синдром гиперактивности можно успешно преодолеть.

Школьные ранцы

  • Delune
    • 3-серия
    • 7-серия
    • 7-mini
    • 9-серия
    • 10-серия
    • 11-серия
    • Full-set (с наполнением)
  • Winner One / SkyName
    • 2000-серия
    • 5000-серия
    • 6000-серия
    • 7000-серия
    • R-4 серия
    • Ранцы с наполнением

Школьные рюкзаки 1-4 класс

  • R1-серия
  • R2-серия
  • R3-серия
  • Рюкзаки с наполнением

Подростковые рюкзаки

  • Easy girl — серия
  • Easy man — серия
  • Town girl — серия
  • Town man — серия

Мешки для обуви

  • DeLune
  • Winner One / SkyName

Школьные пеналы

  • DeLune
  • Winner One / SkyName

Комплекты Фартуки для труда Детские чемоданы Сумки спортивные Дошкольные прогулочные рюкзаки Молодежные рюкзаки Рюкзаки

  • По цене (дешевле — дороже)
  • По цене (дороже — дешевле)
  1. Статьи
  2. Что такое гиперактивный ребенок? Определение в психологии, симптомы, причины и методы борьбы с синдромом

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

–  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

–  воровство,

– обман,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Нейропсихолог помогает ребенку справиться с нарушением, выбирая для этого специальные стратегии и программы.

Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

НАШ АДРЕС

Лицензия

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки информации. Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание, рассеянны, забывчивы, теряют и забывают свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня.

Чем опасен СДВГ?

Нарушение внимания и гиперактивность у детей приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок с дефицитом внимания также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности.

Виды СДВГ у детей

Выделяют 3 вида течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от симптомов:

  • Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания

Частота синдрома дефицита внимания и гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть, по крайней мере, один ребенок с данным заболеванием. Мальчики страдают СДВГ в 2 раза чаще девочек и для мальчиков более характерно наличие изолированной гиперактивности или гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания.

Прогноз лечения СДВГ

Прогноз лечение СДВГ у детей относительно благоприятен, так как у значительной при правильном подходе симптомы заболевания исчезают в подростковом возрасте. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

Симптомы и диагностика

Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии, по крайней мере, 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он: Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе С трудом поддерживает внимание в работе и игре Не слушает то, что ему говорят Не в состоянии следовать инструкциям Не может организовать игру или неигровую структурированную деятельность (например, выполнение домашнего задания) Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания Часто теряет вещи Часто и легко отвлекается Бывает забывчив Для диагностики гиперактивности необходимо наличие, по крайней мере, 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он: Совершает суетливые движения руками и ногами Часто вскакивает со своего места Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема Не может играть в «тихие» игры Всегда находится в движении Очень много говорит Ребенок импульсивен, если он: Отвечает на вопрос, не выслушав его Не может дождаться своей очереди Вмешивается в разговоры и игры других Обязательными характеристиками СДВГ также являются: Продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 месяцев Постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома) Выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности Исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания

От чего возникает СДВГ?

В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и перинатальное повреждение центральной нервной системы (поражение головного и спинного мозга, возникающее в процессе беременности, родов и раннего послеродового периода), которые могут сочетаться друг с другом. Именно они определяют изменения со стороны функционирования нервной системы и нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине синдрома. Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего — внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации. Нарушения, сопутствующие СДВГ (так называемые, коморбидные расстройства). Дополнительные сложности внутрисемейной, школьной и социальной адаптации у детей с СДВГ могут быть связаны с формированием сопутствующих нарушений, которые развиваются на фоне СДВГ как основного заболевания не менее чем у 70% пациентов. Коморбидные расстройства при СДВГ представлены следующими группами: оппозиционно-вызывающим поведением, тревожными расстройствами, расстройствами настроения, нарушения развития речи, трудностями обучения, недостаточностью координации, неловкостью, тиками). Другими сопутствующими СДВГ расстройствами могут быть нарушения сна, и непроизвольное мочеиспускание во сне.

Как лечат СДВГ?

Наилучшие результаты в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигается при сочетании различных методов, однако решать вопрос о комплексе необходимых лечебных мероприятий должен врач невролог. Нашими врачами при лечении СДВГ используются уникальные метод Биофизической нейромодуляции, который запускает внутренние механизмы саморегуляции структур ЦНС и способен восстановить нормальное развитие ребенка, положительно влияя на познавательные функции (внимание, память, речь). Кроме того, наш метод положительно действуют на обменные процессы в нервной системе и способствует созреванию новых клеток мозга. В случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, неврозами лечение комбинируют с микрополяризацией и интерактивными тренингами адаптивного нейро-биоуправления, которые усиливают синаптическую передачу в разных структурах мозга. Зачастую, сопутствующие СДВГ расстройства сна и поведения требуют дополнительных занятий с нейропсихологом. Еще одно направление терапии СДВГ заключается в контроле негативных факторов питания и окружающей среды, приводящих к поступлению в организм ребенка токсических веществ (свинец, пестициды, пищевые красители, консерванты). Среди микронутриентов с подтвержденным клиническим эффектом при СДВГ следует отметить препараты магния. Таким образом, лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности должно начинаться рано (сразу после постановки диагноза), быть комплексным, непрерывным и продолжительным.

Опубликовано чт, 26/11/2020 — 11:02

Не по назначению   и без надобности 

   К сожалению,  я часто замечаю  что количество прописанных психиатрами нейролептиков  не по назначению растет, особенно среди детей, получающих государственную помощь в психоневрологических диспансерах и психиатрических больницах. Однако, стоит напомнить любителям нейролептиков , что психотические расстройства ( психозы типа шизофрении ) обычно возникают во взрослом возрасте и затрагивают лишь небольшую часть детей и подростков.  Однако нейролептики , отпускаемые не по прямому назначению, чаще всего направлены на агрессивное и разрушительное поведение, связанное с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Что действительно беспокоит сейчас, так это то, что многие из этих предписаний нейролептиков происходят  на фоне появляющихся доказательств того, что существуют серьезные побочные эффекты, которые могут быть гораздо более выражены у детей , чем у взрослых , принимающих нейролептики. 

Догнать и перегнать Америку

   Мы все же отстаем от Америки в деле лечения детей нейролептиками , у нас разрешен для детей и подростков практически один нейролептик — рисперидон , а США уже пять . Действительно, FDA одобрило пять лекарств — рисперидон, арипипразол, оланзапин, кветиапин и палиперидон — для лечения подростков в возрасте от 13 до 17 лет.  Замечу , что бюрократия есть во всех странах и для того, чтобы разрешить использования того или иного препарата пройдет не один год , в то время как доказательная медицина уже ушла далеко вперед , например, агомелатин судя по научным публикациям можно назначать детям , но не разрешено протоколами и стандартами утвержденными Министерством Здравоохранения. Напрашивается простой вывод, : а , что если нам вообще забыть про нейролептики и попробовать лечить психически больных детей препаратами других классов , например , блокаторами NMDA рецепторов , типа ремантадина или амантадина, конечно, если есть показания ( напряженность , возбудение и пр.) , благо эти лекарства Минздрав разрешил давать летям болеющим гриппом А. 

Надо ли лечить аутизм нейролептиками? 

   FDA одобрило рисперидон и арипипразол для лечения «поведенческих проблем, связанных с расстройством аутистического спектра» у детей в возрасте от пяти до шести лет ( в нашей стране еще нет разрещения назначать арипипразол детям , поэтому ни один психиатр , особенно, в государственной системе здравоохранения , не назначит вашему ребенку  арипипразол , у которого гораздо меньше побочных эффектов , чем у рисперидона . Спрашивается , что наши дете, чем-то хуже американских детей? Было обнаружено, что оба препарата уменьшают раздражительность, агрессию, членовредительство, истерики и перепады настроения у детей с аутизмом. В одном из крупнейших на сегодняшний день исследований рисперидон уменьшал поведенческие симптомы и уменьшал жесткие интересы и повторяющееся поведение, типичное для аутизма, но не влиял в отличие от арипипипразола на социальные и коммуникативные дефициты, то есть одни из основных симптомов аутизма. 

Нейролептики не назначают при СДВГ и агрессивном  поведении детей

    Врачи часто назначают антипсихотики детям и подросткам  с расстройством поведения, оппозиционно-вызывающим расстройством или СДВГ, даже если эти препараты не одобрены для лечения этих состояний. В обзоре восьми рандомизированных контролируемых испытаний, проведенных в 2012–2008 годах, исследователи пришли к выводу, что современные нейролептика несколько  снижают агрессивные тенденции у детей с расстройствами разрушительного поведения, но их эффекты были лишь незначительными. Обзор использования этих нейролептиков не по назначению показал, что доказательства, подтверждающие их эффективность у детей, у которых только диагностирован СДВГ, были «низкими или очень низкими».

Кому это нужно? 

   С 2002 по 2009 год количество рецептов на атипичные нейролептики увеличилось на 65 % — с 2,9 миллиона до примерно 4,8 миллиона. Согласно исследованию 2012 года, опубликованному в JAMA Psychiatry , ошеломляющие 90 %  этих рецептов не соответствуют назначению. На  СДВГ и деструктивные поведенческие расстройства приходится около 38 % всех неролептиков  у детей и подростков.

Побочные эффекты новых нейролептиков 

    Современные нейролептики , назвали «атипичными», чтобы отличить их от антипсихотических препаратов первого поколения( классические нейролептики, типа галоперидола и аминазина ). Изначально новые нейролептики позиционировались как более безопасная альтернатива их предшественникам. Однако, сейчас  стало ясно, что атипичные антипсихотики связаны с множеством серьезных побочных эффектов, таких как увеличение веса, диабет, высокий уровень холестерина и сердечно-сосудистые заболевания. В исследовании 116 детей  с ранним началом шизофрении, принимавшие рисперидон, набрали в среднем 2 кг. после приема лекарства в течение восьми недель, тогда как дети, принимавшие оланзапин, поправились в среднем на 3 кг , что побудило комиссию по обзору безопасности прекратить прием оланзапина раньше времени . У детей, принимающих новые нейролептики , также в три раза больше шансов заболеть диабетом 2 типа, чем у детей, не принимающих  эти лекарства. Кроме того, оба класса нейролептиков сопутствует риск поздней дискинезии — неврологического расстройства, приводящего к непроизвольным движениям мышц лица. Исследование 2008 года показало, что это неврологическое заболевание встречается примерно у 4%  пациентов, принимающих атипичные нейролептики, по сравнению с 5,5 %  — классические нейроледептики. 

Категория сообщения в блог:  Биологическая психиатрия

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий