Как происходит повреждение нервной системы у плода и младенца

Родовая (перинатальная) травма – повреждения, полученные ребенком во время родов. За время родового периода младенец может получить внутричерепные повреждения, повреждения спинного мозга, периферической нервной системы, костно-мышечной системы, а также тканей и внутренних органов.

Почему во время родов случается травма?

Роды по правилам.

Ребенок прокладывает себе путь в эту жизнь головой. Буквально протискиваясь сквозь узкий и тесный туннель родовых путей, малыш головой раздвигает дорогу всему остальному телу. Чтобы облегчить ему эту задачу и помочь голове малыша справить с колоссальным, оказываемым на нее, давлением, природа задумала человеческий череп, состоящим из множества костей, они плотно «подогнаны» друг к другу, но на момент появления ребенка на свет практически друг с другом не скреплены. Как 3D-пазл. Такое строение черепа позволяет ему деформироваться и подстраиваться под все трудности и сдавливания «родового маршрута». Не ломаться, а, наоборот, восстанавливаться после появления на свет. К тому же все тело ребенка в момент родов сложено таким образом и должно иметь такие пропорции, чтобы пройти родовой путь с наименьшим стрессом и потерями. Так должно быть в идеале. Однако на деле все происходит далеко не всегда гладко. Если роды проходят по незапланированному природой сценарию, малыш во время рождения рискует получить травму. Что, к сожалению, часто и происходит (статистика показывает вероятность получения повреждений различной степени тяжести в более, чем 80% родов; тяжелые травмы, конечно, составляют меньшую их часть). Как можно догадаться, череп и шейный отдел позвоночника – наиболее уязвимые части организма ребенка в процессе родов, так как именно на них приходится самая основная нагрузка. И каким бы твердым не казался череп, каким бы надежным его не задумала природа, но в режиме экстремальных перегрузок его конструкция достаточно уязвима, ведь череп новорожденного состоит из множества маленьких костей, практически автономных друг относительно друга. Во время родов кости черепа очень подвижны, и в результате каких-то вынужденных или случайных нарушений «родового сценария» алгоритм движения костей черепа может измениться, что может привести к их смещениям, черепно-мозговой травме, и, как следствие, нарушению мозгового кровотока (в том числе, ишемия или недостаток кислорода – гипоксия), кровоизлиянию в мозг. Повреждения нервной системы во время родов наиболее опасны. Они связаны не только с областью мозга (головного и спинного), но могут также касаться нервных сплетений или отдельных нервов.

Довольно серьезной травмой является повреждение мышц. Так, повреждение грудино-ключично-сосцевидной мышцы становится причиной кривошеи – состояния, при котором голова ребенка имеет явно выраженный наклон на сторону и развернута при этом в противоположную.

Во время родов случаются также повреждения костной системы. К наиболее частым из них относится перелом ключицы во время родов, который в случае, если он не был сразу же обнаружен или должным образом пролечен, может повлечь за собой неприятные последствия для мышц и связок.

В следствие родовых травм также могут быть повреждены мягкие ткани и внутренние органы (причем повреждения внутренних органов могут быть следствием нарушений нервной системы).

Причины родовой травмы.

  • неправильное наложение акушерских щипцов,
  • вакуум-экстракция плода,
  • а также искусственная стимуляция родовой деятельности.
  • тазовое предлежание,
  • несоразмерность размера головки ребенка и родовых путей мамы,
  • неправильное вставление головки малыша,

Почему перечисленные выше случаи травмоопасны?

Последствия родовой травмы.

Лишь немногие травмы дают о себе знать сразу же после рождения или проявляются какими-либо симптомами по прошествии небольшого времени.

На ранних сроках у малыша могут быть диагностированы, например, кривошея, асимметрия головы, косолапость, мышечный гипертонус. (ДЦП) – последствие наиболее серьезных родовых травм.

Большая часть повреждений не очевидна сразу же после рождения ребенка и проявляется лишь со временем. Причем иногда родовая травма требует достаточно большого временного интервала для того, чтобы себя обнаружить. К «бомбам замедленного действия» относятся психоневрологические нарушения ( ) – задержки развития , различные состояния аутистического спектра, судорожные синдромы.

С чем это связано?

В этом отложенном во времени режиме и заключается опасность таких травм. Они могут проявиться серьезными последствиями. Такими, например, как: , аутизм, расстройства аутистического спектра (РАС), эпилепсия и эписиндром, гиперкинезы. Или обернуться менее тяжелыми, но при этом ни чуть ни менее значительными диагнозами – такими как: задержки речевого развития или задержки психоречевого развития, различные нарушения речи (алалия, дизартрия, логоневроз), проблемы, связанные с обучением (дислексия, дисграфия), и поведением (синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

Сначала, до года, доктора лечат кроху от:

  • чрезмерных срыгиваний,
  • кишечных колик,
  • дефицита веса,
  • беспокойного поведения,
  • постоянного плача и нарушений сна,
  • гипервозбудимости,
  • задержки моторного развития.
  • нервная возбудимость,
  • задержки речи и нарушения речи различных этиологий,
  • задержки развития,
  • энурез,
  • тики,
  • косоглазие.
  • нарушении поведения, гиперактивности,
  • нарушениях внимания, мышления, памяти,
  • трудностях в обучении,
  • сколиозе,
  • частых головных болях,
  • слабом иммунитете,
  • повышенной утомляемости.

Диагностика и лечение родовых травм.

Что делать?

Если в помещении выбило пробки и перегорела лампочка, можно или безрезультатно пытаться вкрутить новую лампочку, или включить альтернативный фонарик, или починить электропроводку – то есть, в последнем случае, устранить причину внезапного наступления темноты. Очевидно, что лечить прежде всего нужно причину заболевания, а не ее последствия. В этом состоит суть остеопатического подхода. Наибольшая доля последствий перинатальных травм приходится на нарушения нервной системы. И внимание врача в этих случаях в первую очередь обращено к черепу, кости которого были травмированы или смещены во время рождения. Врач- остеопат с невероятной точностью определят смещения костей черепа и внутрикостные напряжения, что можно подтвердить с помощью аппаратной диагностики. Как профилактика родового травматизма может рассматриваться остеопатическое сопровождение беременности, когда врач-остеопат на различных этапах беременности проводит коррекцию и готовит организм будущей мамы к родам.

  • Tweet
  • Share
  • +1
  • Email
  • VKontakte

Гипертонус (нарушение тонуса)

Дисплазия тазобедренных суставов

image Неонатус Санус /Блог /Груднички /Гипоксия в родах Гипоксией считается состояние кислородного голодания, которое может возникнуть внутриутробно или во время родов. По шкале Апгар у таких детей оценка 7 баллов, если оценка 6 и меньше – это уже ишемия – крайняя степень гипоксии. Остеопатия помогает справиться с негативными последствиями гипоксии…

Гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы перинатального генеза – это очень частый диагноз, с которым обращаются родители со своими детьми. 75-85% заболеваний нервной системы у детей своими истоками уходят в ранние сроки внутриутробного развития или проблемы в родах. Внутриматочная гипоксия и гипоксия в родах обуславливают нарушения маточно-плацентарного кровообращения, что может сопровождаться недостатком кислорода у плода. Гипоксические нарушения у детей часто связаны с функциональным дисбалансом, ограничением кровотока и движения ликвора. Остеопатия нормализует движения в теле и способствует питанию мозга, исправлению негативных послествий перенесенной гипоксии.

Гипоксия и асфиксия, происходящие в родах и в период новорожденности, не проходят бесследно и могут оказать негативное воздействие на развивающийся мозг. Исходом может стать значительная потеря нейронов, дистрофические изменения нервных клеток в коре головного мозга и в подкорковых структурах и желудочках головного мозга.

В клинической картине могут быть такие симптомы:

  • снижение или отсутствие сосательного рефлекса
  • поражение нервной системы
  • срыгивания
  • детский церебральный паралич
  • пирамидная недостаточность
  • гидроцефалия

При дефиците кислорода нарушается ауторегуляция мозгового кровообращения, изменяется проницаемость нейронов, нарушается обмен веществ в нервных клетках, скапливаются вредные аминокислоты и свободные радикалы. В результате токсических действий этих веществ наступает гибель нейронов, возникает запрограммированная смерть нервных клеток.  С учетом прогрессирования деформации нейронов, клинические симптомы могут проявиться позже, через несколько лет. Это говорит о том, что дети после перенесенной гипоксии должны наблюдаться неврологом и остеопатом.

image

Диагностика гипоксии

Дети с диагнозом перинатальное постгипоксическое поражение ЦНС наблюдаются неврологом в течение 2 лет. По истечении этого срока диагноз снимается, либо меняется на более сложный (ДЦП, гидроцефалия и тд).

Методы диагностики постгипоксического состояния:

  • УЗИ головного мозга показывает анатомию нервной системы
  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ) характеризует функцию нейронов
  • допплерография сосудов головного мозга характеризует функции сосудов мозга, с какой скоростью и симметричностью они работают и насколько качественно доставляют кислород мозгу.
  • МРТ крайне редко делается детям в первые 2 года, так как требуется наркоз для проведения этого исследования.

На УЗИ головного мозга определяются следующие постгипоксические изменения:

  • Кисты (появляются уже после 10-14 дня после гипоксии).
  • Деформация извилин и борозд головного мозга.
  • Перивентрикулярная лейкомаляция – некроз клеток мозга вокруг желудочков мозга, является в плане прогноза крайне неприятным симптомом, часто заканчивается гидроцефалией и ДЦП.
  • Увеличение размеров желудочков мозга, межполушарной щели и других ликворосодержащих пространств.

Периодичность проведения исследований у детей, перенесших гипоксию, 1 раз в 3 месяца до года и 1 раз в 6 мес. на втором году жизни.

Оценка по шкале Апгар не единственный критерий перенесенной гипоксии. Например, у плода, в ответ на недостаток кислорода, открывается сфинктер прямой кишки и меконий выходит в околоплодные воды, из-за чего они становятся зелеными. О кислородном голодании может свидетельствовать также состояние плаценты (преждевременное старение, аномалия развития сосудов, и т.д.). Иногда такие дети рождаются с высокой оценкой по шкале Апгар, но гипоксия все-таки имела место.

Мозг детей в первые 2 года жизни очень пластичный и с удовольствием принимает все методы лечения, быстро откликается и выдаёт прекрасные результаты. В последнее время остеопатическое лечение занимает заслуженное место в программе лечения детей, перенесших гипоксию.

Последствия гипоксии

Ранее мы рассматривали причины и диагностику постгипоксических состояний и договорились о том, что дети, родившиеся с оценкой 7 баллов по Апгар и ниже, рассматриваются как перенесшие гипоксию. К этой группе также относятся дети, имевшие обвитие пуповиной, недоношенные дети и т.д.

Крайне важно регулярно проводить осмотры таких детей в динамике в определенные возрастные периоды: 1 мес., 3 мес., 6 мес., 9 мес., 1 год. Целью осмотра и наблюдения является профилактика и уменьшение хронических заболеваний и снижение степени отдаленных последствий. Около 83% детей, перенесших гипоксию, имеют поражения ЦНС в различных проявлениях и сочетаниях.

В течении заболевания выделяют 3 периода:

  • острый период до 1 мес.
  • восстановительный период с 2 мес. до 2 лет
  • исход заболевания — после 2 лет.

Самые частые симптомы поражения ЦНС в остром и восстановительном периоде. Иногда эти симптомы проявляются в сочетании друг с другом:

  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  • Ребенок очень беспокойный, негативный к осмотру, отмечаются нарушения сна, нарушения мышечного тонуса и т.д.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  • Из-за увеличения количества жидкости в пространствах головного мозга повышается внутричерепное давление. Характеризуется быстрым темпом прироста окружности головы, большим родничком, беспокойным поведением, частыми срыгиваниями.
  • Вегето-висцеральный синдром.
  • Нарушение функций ЖКТ, частые срыгивания, частый стул или запоры, вздутие живота. Нарушение регуляции тонуса сосудов, которое проявляется как неравномерность окраски кожи (мраморность). Нарушение ритма дыхания и сердечных сокращений.
  • Синдром угнетения ЦНС.
  • Снижение двигательной активности, снижение тонуса мышц, ослабление рефлексов сосания и глотания.
  • Пирамидный синдром.

Выражается гипертнусом икроножных мышц, тугоподвижностью в голеностопных суставах, хождением на цыпочках, задержкой темпов речевого развития, а также двигательного.

При наличии данных симптомов не стоит дожидаться планового осмотра, лучше сразу обратиться к неврологу и остеопату для ранней диагностики и лечения.

Лечение гипоксии

Постгипоксическое поражение ЦНС требует этапного лечения после проведения реанимационных мероприятий (если они были необходимы) начинается восстановительный период, применяется:

  • ЛФК
  • массаж
  • физиотерапевтическое лечение
  • медикаментозная терапия (ноотропные препараты, сосудистые препараты, витамины)
  • гидрокинезотерапия (плавание)
  • все активнее применяются такие методы, как бобат-терапия, войта-терапия, которые особенно полезны для детей с нарушением мышечного тонуса
  • остеопатия.

Остеопатическое лечение гипоксии в родах

Остеопатическое лечение по праву занимает одно из ведущих мест в реабилитации детей, перенесших гипоксию. Балансировка костей черепа позволяет снять напряжение с твердой мозговой оболочки и с полушарий головного мозга, тем самым обеспечивая максимально полноценное функционирование ЦНС.

Остеопатические методики позволяют осуществить дренаж венозных синусов, в результате чего налаживается резорбция ликвора и нормализуется внутричерепное давление. Освобождение шейного отдела позвоночника, устранение кривошеи способствует адекватному кровоснабжению головного мозга.

Раннее проведение остеопатического лечения на первом году жизни позволяет детям не только не отставать в развитии от своих сверстников, но иногда даже развиваться с опережением. Очень важно проводить это лечение с первых месяцев жизни, так как это поможет избавиться от отдаленных клинических патологических симптомов. Сеансы остеопатии детям проводятся начиная с первого месяца жизни. Остеопатическое лечение, создавая оптимальное функционирование ЦНС останавливает процесс постгипоксических изменений в нейронах, тем самым как-бы перепрограммирует мозг на полноценное развитие.

Не нужно бояться гипоксии, нужно предпринять весь комплекс мер для реабилитации после неё. Тем более, что современная медицина даёт нам множество инструментов для этого.

Преимущества лечения последствий гипоксии родов в нашем медицинском центре Неонатус Санус

Наша клиника остеопатии и неврологии на Васильевском острове «Неонатус Санус » – здоровье с рождения,  имеет большой практический опыт профилактики и лечении новорожденных детей, младенцев и детей грудничкового возраста.

Мы умеем и любим работать с маленькими детьми!

В нашей клинике работают опытные врачи-остеопаты, неврологи. Каждому малышу уделяется много внимания, чтобы понять ребенка, точно оценить его состояние, дать рекомендации родителям и при необходимости провести эффективное остеопатическое лечение.

В нашем центре вы можете получить лучшее обследование, лечение и рекомендации от ведущих специалистов Санкт-Петербурга.

Клинический пример лечения последствий гипоксии в нашем остеопатическом центре

Отзыв наших пациентов о лечении гипоксии

Видеоотзыв смотрите по сслыке

Поражение нервной системы

Срыгивания

Детский церебральный паралич

Гидроцефалия

Получите консультацию у специалиста: Включены в услуги:

Мы уделяем особое внимание новорожденным и грудничкам. В нашем центре в СПб собран 20-летний опыт и ведут прием лучшие детские врачи-остеопаты. Остеопатия — это философия здоровья, а не просто набор лечебных техник. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это структурная целостность организма, которая сопровождается адекватным адаптационным ответом на всевозможные внешние воздействия.

подробнее

Нарушение функции нервной системы — это проблема, которая может выражаться в появлении боли, снижении активности, усталости, сопутствующих проблемах внутренних органов.

подробнее Записаться на прием

Ваше сообщение успешно отправлено.

Период новорожденности, пожалуй, нельзя сравнить ни с одним другим периодом в жизни человека по степени различных воздействий на организм. Находясь в утробе, ребенок полностью ограничен от зрительных, вкусовых и обонятельных впечатлений, практически не испытывает слуховых и тактильных ощущений, избавлен от необходимости преодолевать силу притяжения Земли и приспосабливаться к изменениям температуры окружающей среды. Все необходимые вещества ребенок получает, не прикладывая к этому никаких собственных усилий – через пуповину. Едва родившись на свет, младенец в буквальном смысле подвергается бомбардировке различными ощущениями и чувствует себя крайне дискомфортно. Ему нужно научиться приспосабливаться к этому миру. Без этого невозможно выжить. Но новорожденный еще совершенно беспомощен, поэтому ему крайне необходим заботящийся о нем взрослый.

Задачи этой стадии развития: выживание организма.

Основная мотивация и то, что заставляет младенца развиваться: физиологические потребности и, затем, стремление к новым ощущениям.

Ведущая деятельность: выживание. Ребенок адаптируется к условиям окружающей среды. Организм приспосабливается к температурным изменениям, пытается преодолеть силу притяжения Земли, учится переваривать пищу, самостоятельно дышать и тому подобное. Происходит «запуск» всех систем и первичная отладка их деятельности. Это касается и нервной системы. Запуск происходит от внешней стимуляции, рефлекторно. Так, сосательный рефлекс возникает при соприкосновении губ младенца с соском или любым другим объектом. 

Постепенно, на основе безусловных рефлексов, развиваются более сложные формы деятельности.

Развитие психических функций

Восприятие. Ребенок рождается с низкой остротой зрения, ему трудно зафиксировать свой взгляд на объекте, но мозг ребенка уже реагирует на зрительные, в первую очередь, движущиеся стимулы. Зрительная система младенца способна к различению только крупных объектов и не воспринимает мелкие детали. Движения глаз осуществляются рефлекторно, и никакого процесса рассматривания пока нет. Самым привлекательным зрительным объектом для младенца является человеческое лицо, а из всех возможных лиц – лицо матери (или того человека, который больше всего заботится о малыше).

Уже в период внутриутробного развития отмечается реакция мозга плода на слуховые стимулы, особенно на речь. Новорожденный проявляет интерес к человеческому голосу и, в особенности, к голосу заботящегося о нем взрослого.

Прикосновения играют особую роль в жизни младенца. По-видимому, это один из основных источников информации о мире в данном возрасте. Информация об объекте, полученная таким путем, транслируется в другие системы восприятия и делает мир привычным и знакомым. Хорошие прикосновения к младенцу оказывают на него успокаивающее воздействие, снижают выработку гормонов стресса и, тем самым, способствуют лучшему физическому и познавательному развитию.

Понимание речи. Новорожденный различает звонкие согласные (например, слоги «ба» и «га») и интонационные характеристики обращенной к нему речи.

Собственная речевая активность. Собственные звуки (крик, плач, кряхтение и т.д.) носят еще рефлекторный характер, но к концу периода в структуре комплекса оживления появляется голосовая реакция на появление взрослого.

Эмоциональное развитие. Новорожденный ребенок выказывает беспокойство, недовольство с помощью крика, плача. В возрасте 1 месяца у ребенка начинает формироваться система эмоционального реагирования на появление взрослого. Эта система не может заработать самостоятельно, для этого нужен стимул: контакт «глаза в глаза», улыбка и голосовое обращение взрослого. Все те реакции, которые возникают у ребенка в ответ  (улыбка, звуки, повышение двигательной активности), составляют комплекс оживления. Своего завершенного вида комплекс оживления достигает к 3 месяцам. Далее на его основе развиваются коммуникативные способности ребенка. 

Двигательные функции. Преимущественно рефлекторные и генерализованные движения. Сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, автоматическая ходьба и т.д. На их основе впоследствии возникают истинные произвольные движения (пищевые, манипулятивные, необходимые для перемещения). Новорожденный вынужден бороться с земным притяжением, поэтому его мышечный тонус в норме слегка повышен (физиологический гипертонус). Ему все время приходится отрывать свои конечности от поверхности, на которой он лежит. Совершая много движений конечностями, он тренирует силу своих мышц и, одновременно, получает много новых ощущений от своих собственных движений. Именно благодаря этим ощущениям, он получает обратную связь, которая потом поможет ему научиться управлять своими движениями.

Внимание и управление поведением. До месячного возраста эти возможности достаточно трудно оценить. Очевидно, у малыша есть ориентировочный рефлекс. Он может поворачивать голову в сторону звука. Громкие звуки или включение света вызывают реакцию пробуждения. Некоторые исследования показывают, что новорожденные дети довольно быстро научаются управлять внешними явлениями, если им доступен инструмент такого управления. Так, например, в экспериментах со специальным прибором в виде соски они научаются с помощью изменения интенсивности сосательных движений регулировать длительность демонстрации на экране человеческих лиц (продлевая демонстрацию лица матери) или продолжительность звучания голоса (также предпочитая слушать голос матери).

Показатели активности. Новорожденный практически все время своей жизни проводит в состоянии сна (около 17-20 часов), просыпаясь фактически только на кормление. 80% всего времени сна занимает так называемый «парадоксальный» или «быстрый» сон.

Основные события в развитии мозга новорожденного

У новорожденного ребенка – менее интенсивно, чем у плода – происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества. Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают. Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.

Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д. к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения. Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.

На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.

Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца [2].

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки / Действия с предметами

Движения общие

Речь

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Вздрагивает и мигает при резком звуке

Хватательный рефлекс

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке

Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» – ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого

1 месяц

Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета

Прислушивается к звуку, к голосу взрослого

Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого

Захватывает одной рукой другую руку.

Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

Задачи взрослого

Новорожденного еще очень мало чему можно научить. От взрослых полностью зависит запуск систем, связанных с эмоциональной регуляцией поведения. Речевое общение с новорожденным, телесный контакт, взгляд «глаза в глаза» и улыбка — то без чего не «заработают» механизмы привязанности и, соответственно, ребенок не приобретет одного из мощнейших механизмов мотивации поведения, когда человек соглашается на что-то ради ценности отношений. Показано, что заботливое поведение матери по отношению к новорожденному кардинальным образом сказывается на последующем физическом и интеллектуальном развитии ребенка (см. статью «Занятия или объятия»).

Взрослый должен стараться находиться с ребенком в телесном контакте. Даже если мама не кормит новорожденного грудью, кормить из бутылочки нужно, удерживая младенца на руках, прижимая его к себе. Нужно стараться делать младенцу массаж, мягко поглаживая его, избегая резких, неприятных для него прикосновений. Важно говорить с ребенком, петь ему песенки, начиная с первых дней жизни. Важно при общении смотреть ему в глаза, потому что младенцы более внимательны к лицу матери, если ее взор направлен прямо на них. Важно улыбаться младенцу, потому что это «запускает» работу лимбической системы мозга – системы, играющей принципиальную роль во всем последующем эмоциональном и социальном развитии ребенка.

Взрослый может помогать новорожденному, создавая условия для развития у него тех движений, которые должны появиться в этот период: подтягивать его за ручки, когда он лежит на спине, используя его хватательный рефлекс, выкладывать его на животик, чтобы он старался приподнимать голову, помогать ему фиксировать взор на игрушке и следить за ее движением, когда его глаза смогут двигаться содружественно (игрушка должна быть достаточно крупной и яркой), перекладывать его в кроватке так, чтобы он не поворачивался к источнику света только одной стороной. Очень важно не ограничивать ребенка в движениях, если к этому нет специальных медицинских показаний.

Взрослый может ставить новорожденному музыку. Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.

Многих родителей интересует вопрос, нужно ли создавать новорожденному жесткий режим жизни (кормить, класть спать, выгуливать строго по часам). В настоящее время врачи склоняются к тому, что ребенок должен сам устанавливать режим своей жизни. Отчасти это объясняется тем, что навязывая ребенку определенный режим, взрослый перестает быть чувствительным к его потребностям, что дезориентирует малыша и может привести к формированию его личности по тревожному типу (см. статью «Тревожный ребенок»).

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

  • Отсутствие отчетливых реакций на внешние стимулы (звуки, свет)
  • Трудности засыпания
  • Беспокойный, прерывистый сон, увеличенный период бодрствования
  • Частый громкий крик, надрывный плач без видимой причины
  • Срыгивания фонтаном

Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?

Обратиться к врачу: неонатологу, педиатру, детскому невропатологу, остеопату.

Полезно сделать следующие исследования: нейросонография (НСГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи.

В профилактических целях имеет смысл сделать скрининг новорожденного, который позволяет выявить множество наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, ведущих к отставанию в физическом и психическом развитии. Развитие большинства этих заболеваний можно предотвратить без особых усилий.

Важно не игнорировать рекомендации невропатолога и быть внимательными к таким диагнозам как «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром мышечной дистонии», «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «постгипоксическое поражение центральной нервной системы». К сожалению, это не пустые слова, которые пишет в карточке врач просто для того, чтобы что-то написать. Это факторы риска развития последующих проблем в поведении и обучении.

Литература:

  1. Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.

  2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.

  3. Tau G.Z., Peterson B.S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168. Читать статью (на англ.яз.) здесь…

Они могут быть как диффузными (например, появиться вследствие энцефалопатии) так и локализованными (возникнуть в результате опухоли или травмы головного мозга)

У таких детей нарушены функции многих тканей в мозгу и не только, нужно немало времени, чтобы они поменялись на другие или здоровые, которые будут выполнять свои функции правильно.

ВАЖНО помнить , что у детей уникальный иммунитет и регенерация, поэтому при любом диагнозе можно рассчитывать на значительные улучшения, если давать организму методики, которые помогают обновиться тканям.

Но есть и другая сторона медали: часто не слишком квалифицированные специалисты просто злоупотребляют данным диагнозом, не желая глубоко анализировать характер неврологической патологии у ребенка.

В медицине существует классификация недугов, которые можно объединить под термином ОПМ (органическое поражение мозга).

Заболевания, относящиеся к органическим поражениям головного мозга:

Существует несколько основных причин возникновения органического поражения головного мозга у детей

  1. Механические черепно-мозговые травмы также влекут за собой серьезные повреждения тканей мозга.
  2. Нередко органическое повреждение мозга вызывают инфекционные заболевания (менингит, абсцесс, энцефалит и др.), в том числе и внутриутробные инфекции, провоцирующие поражение центральной нервной системы – краснуха, герпес, энтеро- и респираторные вирусы, вирус иммунодефицита.
  3. ОПМ может возникнуть и вследствие сосудистых заболеваний мозга – энцефалопатии, геморрагического инсульта.
  4. Такого рода патологии могут развиться из доброкачественной опухоли.
  5. Эпилепсия также способна спровоцировать органическое поражение головного мозга у ребенка.

К центральной нервной системе (ЦНС) относят головной мозг (в том числе ствол мозга и мозжечок) и спинной мозг.

К сосудистым заболеваниям ЦНС относят острые и хронические нарушения мозгового кровообращения. Острые нарушения мозгового кровообращения:

Инсульты — в результате тромбоза, эмболии, разрыва сосуда и кровоизлияния, изменения свёртываемости крови или других факторов возникает резкое снижение кровоснабжения участков головного мозга, что вызывает появление неврологической и общемозговой симптоматики. Наиболее частые признаки — общая слабость, онемение в теле или конечностях, паралич конечностей или половины тела, нарушение мимики лица, головокружение, головная боль, затруднение или потеря речи, слуха, зрения, нарушение мышечного тонуса. Чем раньше начато лечение, тем больше вероятность полного восстановления после инсульта.

Транзиторные ишемические атаки — симптоматика та же, что и при инсультах, но она купируется самостоятельно и полностью менее чем за 24 часа. Наличие такой ишемической атаки в анамнезе в несколько раз увеличивает вероятность развития инсульта.

К наиболее часто встречающимся хроническим нарушения мозгового кровообращения относят хроническую ишемию головного мозга (дисциркуляторная энцефалопатия), другие виды энцефалопатий, церебро-васкулярная болезнь, сосудистый паркинсонизм.

Клинические проявления этих заболеваний многообразны: головные боли, головокружения и нарушения равновесия, нарушения в эмоциональной сфере и когнитивных функций (память, способность к обучению, рациональное мышление). На более поздних стадиях может развиваться расстройство ходьбы и другая очаговая неврологическая симптоматика — расстройство мышечного тонуса, экстрапирамидный синдром (патологические спонтанные движения скелетных мышц).

Инфекционные заболевания

Менингиты — развивается воспалительный процесс оболочек мозга. Наблюдаются общеинфекционные симптомы (озноб, гипертермия, изменения периферической крови и другие) и менингеальный синдром, который включает в себя общую гиперестезию, фото- и фонофобию, ригидность затылочных мышц (при сгибании шеи), специфические неврологические симптомы.

Существует менингизм — клинически проявляется как менингит, но раздражение мозговых оболочек вызвано неинфекционными факторами.

Энцефалиты — группа воспалительных заболеваний головного мозга. Причины: вирусы, другие инфекционные агенты (например, микоплазмы, риккетсии), аллергические факторы. Клиническая картина включает в себя общеинфекционные проявления, очаговые неврологические симптомы (выпадение функций, парезы, афазия и другие проявления).

Миелиты — воспалительные поражения спинного мозга. К специфическим симптомам миелита относят двигательные и тазовые нарушения, корешковые боли, парестезии в конечностях и теле, другие чувствительные расстройства.

В последнее время при лабораторных исследованиях на инфекции часто обнаруживается инфицирование вирусами Эпштейна-Барр, цитомегаловирусами и другими герпесвирусами. Острый период заболевания может протекать как без специфических симптомов, так и в лёгкой форме — лихорадка, температура, слабость, недомогание, головные боли, насморк, кожные высыпания, увеличение лимфатических узлов. То есть представлены все симптомы острой респираторно-вирусной инфекции (ОРВИ). В более тяжёлых случаях развивается распространённое поражение нервов, головного и спинного мозга, а также внутренних органов, высыпания на губах, слизистой рта и половых органах, на коже, по ходу нервных стволов и корешков. Всё это может сопровождаться выраженным болевым синдромом, который сохраняется от нескольких недель до нескольких месяцев в форме нейропатической боли.

Существует масса других инфекционных заболеваний ЦНС (полиомиелит, нейросифилис, токсоплазмоз, паразитарные заболевания ЦНС и другие).

Аутоиммунные заболевания ЦНС — возникают в результате неправильной работы иммунной системы, которая начинает считать чужеродными клетки собственного организма. К ним относят острый рассеянный энцефаломиелит, оптиконевромиелит, рассеянный склероз, оптический неврит. Наиболее часто встречающимся из них является рассеянный склероз. Ему посвящена отдельная статья на нашем сайте.

Исследования последних лет выявили закономерность между проведением некоторых прививок и увеличением вероятности развития многих аутоиммунных заболеваний.

Нейро-дегенеративные заболевания — медленно прогрессирующие заболевания нервной системы, сопровождающиеся медленной гибелью нервных клеток (нейродегенерация). К ним относят болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона, деменция с тельцами Леви, мультисистемная атрофия, кортикобазальная дегенерация и многие другие.

Прионные заболевания — группа редких и тяжело протекающих нейродегенеративных заболеваний (болезнь Крейтцфельдта-Якоба, фатальная семейная инсомния, синдром Герстмана-Штраусслера-Шейнкера и другие). Возбудителем является патологически изменённый белок, способный к спонтанной агрегации. Агрегаты этого белка накапливаются внутри и вне нейрона, вызывают дегенерацию тканей.

Клиническая картина в зависимости от особенностей поражения может включать в себя расстройство практически всех функций нервной системы — двигательные, чувствительные, мозжечковые, экстрапирамидные расстройства, деменцию (слабоумие).

Наследственные заболевания ЦНС — многие неврологические заболевания могут быть обусловлены генетически, либо иметь генетическую предрасположенность. Именно поэтому в нашей клинике принимает врач-генетик. Про нейрогенетику вы можете прочитать в разделе «Наследственные заболевания нервной системы — нейрогенетика».

Травматические повреждения спинного и головного мозга — этот раздел описан на нашем сайте под названием «последствия травм нервной системы».

Лечение и реабилитация заболеваний ЦНС

В подавляющем большинстве случаев необходимо комплексное лечение заболеваний центральной нервной системы, которое включает в себя медикаментозную терапию, методы мануальной медицины, массаж, физиотерапию, ЛФК и другие.

С целью уменьшения риска повторных эпизодов, обострений заболевания и более полного восстановления особенно важна реабилитация. Она проводится после основного курса лечения и может включать в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, иглорефлексотерапию, гомеопатическое лечение, мануальную медицину (мануальная терапия, остеопатия), массаж, ЛФК. Особенно важно провести коррекцию образа жизни, профиля физической активности и питания пациентов. Такие рекомендации мы даём нашим пациентам индивидуально по окончании курса лечения.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий