Содержание
- Оглавление
- Этапы привыкания к детскому саду
- Что могут сделать родители и воспитатели
- Возможно вас заинтересует –>
- В каком возрасте отдавать ребенка в садик
- Как проходит адаптация ребенка в детском саду
- Период адаптации ребенка в детском саду
- Как приучить ребенка к садику, если он плачет
- Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям
- Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?
Импакт фактор – 0,651*
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.
Ключевые слова сон цитрат магния кортизол питание физическая активность пидолат магния пренатальный материнский стресс гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось катехоламины лактат магния стрессоустойчивость последствия стрессов у детей Похожие статьи в журнале РМЖ
Читайте в новом номере
Физическая активность во время беременности
Физическая активность во время беременности оказывает благотворное влияние на взаимосвязь матери и плода, а также отношения матери и ребенка в будущем: является эффективным буфером стрессорных воздействий и средством профилактики воспалительных заболеваний; способствует развитию нейропластичности у самой матери, плода и ребенка в ближайшем и отдаленном будущем. Снижение стресса может быть эффективной стратегией противодействия влиянию материнского стресса и недоедания/ожирения на развивающийся плод. Поведенческие вмешательства в виде снижения стресса и повышения стрессоустойчивости матери, правильного питания и достаточной физической активности во время беременности и в период деторождения могут оказать влияние на раннее развитие ЦНС и иммунной системы плода и способствовать профилактике нервно-психических расстройств [49].
Нормализация сна во время беременности
Нарушения сна часто имеют место у беременных женщин. Как правило, они связаны с неблагоприятными исходами беременности: длительными родами, высоким риском кесарева сечения, преэклампсией, преждевременными родами, послеродовой депрессией у 10–20% беременных [75, 76]. В этот период высока вероятность короткого сна, повышенной утомляемости и подверженности стрессу среди беременных женщин с депрессивными или тревожными расстройствами, увеличение веса и ожирение также усиливают эту вероятность [77]. Нарушения сна сочетаются с дневной усталостью, тревожностью и напряженностью в течение всего дня и увеличением секреции кортизола, что позволяет рассматривать нарушения сна как фактор МПС с его последствиями для матери и плода [78]. Поэтому рекомендации по соблюдению гигиены сна являются наиболее актуальными для беременных женщин.
Заключение
Преемственность между акушерами-гинекологами, неонатологами и педиатрами важна для благополучного ведения беременности, родов и послеродового периода. В свете этого своевременное предотвращение стресса в части устранения условий для его возникновения и повышение способности нервной системы будущих матерей противостоять стрессу путем правильного питания, нутрициальной поддержки, должной физической активности и нормализации сна способны позитивно повлиять на состояние здоровья ребенка, повысив качество его жизни, минимизировав развитие хронических заболеваний и состояний, требующих затратных методов терапии [79–82]. Литература Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Читать статью в PDF
Только для зарегистрированных пользователей
Поделитесь статьей в социальных сетях
Порекомендуйте статью вашим коллегам Предыдущая статья Следующая статья Наши партнеры 09/02/20
Оглавление
Что могут сделать родители и воспитатели
Этапы привыкания к детскому саду
1. Знакомство и установление контакта между воспитателем и мамой ребенка
2. Знакомство и установление эмоционального контакта между воспитателем и ребенком через близкого взрослого (маму)
3. Ознакомление ребенка с игровой комнатой и другими помещениями группы
4. Знакомство ребенка с другими детьми
Что могут сделать родители и воспитатели
- гулять утром;
- играть до утренней прогулки, гулять утром;
- играть до утренней прогулки, гулять и обедать;
- завтракать, играть до утренней прогулки, гулять и обедать;
- завтракать, играть в группе, гулять и обедать, спать днем.
–>Главная–> » –>Статьи–> » Педиатрия » Лекции по педиатрии |
Период новорождённости (неонатальный период) – это период адаптации к внеутробной жизни, который начинается с момента рождения ребёнка и оканчивается исчезновением пограничных (транзиторных, адаптивных) состояний (28 полных суток после рождения). Это самый важный период для приспособления ребёнка к условиям внешней среды. Выделяют ранний неонатальный период (период времени от момента рождения ребёнка до окончания 7 суток жизни), в котором происходят наиболее напряженные реакции адаптации и поздний неонатальный период (с 8-го по 28-й день жизни новорождённого), когда происходит дальнейшая адаптация к условиям внешней среды, критериями которой служат динамика массы тела и роста, нервно-психического развития, состояние сна. Новорождённый – это живорождённый ребёнок, который родился или извлечён из организма матери после полной 22-й недели беременности (с 154 суток от первого дня последнего нормального менструального цикла). Доношенный новорождённый – живорождённый ребёнок, который родился в термин беременности от 37 полных недель беременности до окончания 42-й недели беременности (260-294 суток). Масса тела новорождённых в среднем составляет:
Длина тела – 50-51 см. Особенности адаптации и транзиторные состояния периода новорожденности: определение Реакции, отражающие процесс приспособления (адаптации) к новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными, физиологическими) состояниями новорожденных. Наиболее изученные переходные состояния новорождённых: – физиологическая убыль массы тела; – транзиторное нарушение теплового баланса; – транзиторные изменения кожных покровов; – транзиторная гипербилирубинемия; – транзиторная гипервентиляция и особенности акта дыхания; – транзиторное кровообращение; – транзиторная гиперфункция желёз внутренней секреции, половой криз; – транзиторный катар кишечника и дисбактериоз; – транзиторные особенности метаболизма; – пограничные состояния новорождённых, связанные с функцией почек – транзиторные особенности раннего неонатального гемопоэза Особенности адаптации и транзиторные состояния периода новорожденности: клиническая картина ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ) УБЫЛЬ МАССЫ ТЕЛА: она отражает метаболическую адаптацию новорождённого и наблюдается почти у всех младенцев к 3–5-му дню жизни. Потеря массы тела составляет 6 % (до 10 %), восстановление до показателей массы при рождении наступает к 6-7дню жизни. ТРАНЗИТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА: у новорождённого холодовых рецепторов в 10 раз больше, чем тепловых, в связи с чем чувствительность ребёнка к переохлаждению выше, чем к перегреванию. Нормальным считается колебание температуры тела у ребёнка в неонатальном периоде в пределах 36,5–37,5°С. Транзиторное нарушение теплового баланса возникает из-за несовершенства процессов терморегуляции и неадекватной адаптации (у недоношенных, при асфиксии и т.д.), а также при неадекватном уходе (высокая температура окружающей среды и т.д.).
У недоношенных, незрелых новорожденных может быть снижение температуры тела при снижении температуры окружающей среды. ТРАНЗИТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ:
Физиологическая желтуха новорождённых (транзиторная гипербилирубинемия). Это появление видимого жёлтого окрашивания склер и/или слизистых оболочек ребёнка вследствие повышения уровня билирубина в крови новорождённого. Желтуха появляется чаще к 3-му дню жизни, исчезает у доношенных за 14 дней, у недоношенных – за 21. Развивается вследствие низкой активности фермента печени глюкуронилтрансферазы.. Видимая иктеричность кожных покровов появляется у доношенных при уровне билирубина в крови 105 мкмоль/л, у недоношенных – 85 мкмоль/л. Нормальными являются следующие показатели уровня билирубина:
ТРАНЗИТОРНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ НОВОРОЖДЕННОГО: гормональный (половой) криз обусловлен влиянием гормонов матери (эстрогенов).
Особенности адаптации и транзиторные состояния периода новорожденности: клиническая картина ТРАНЗИТОРНЫЕ СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ НОВОРОЖДЕННОГО: после рождения в связи с активизацией подкорковых структур головного мозга и повышения уровня адаптивных гормонов и симпатикотонией со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается тахикардия (180-200/мин.). При благоприятной адаптации здоровых новорождённых в течение первого часа отмечается нормализация ритма сердца:
в дальнейшем – 140-160/мин. ТРАНЗИТОРНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НОВОРОЖДЁННОГО: повышенная частота дыханий типа «гасп». Первое дыхательное движение после рождения осуществляется по типу «гасп» – с глубоким вдохом и затрудненным выдохом, отмечается в первые 3 часа жизни.
в дальнейшем – 40-60 в 1 мин. ТРАНЗИТОРНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НОВОРОЖДЕННОГО: Транзиторный дисбиоз. Кишечник при рождении ребенка при не осложненном течении беременности стерилен. Затем через ротовую полость, верхние дыхательные пути и прямую кишку в пищеварительный тракт поступает различная флора матери и окружающей среды. При этом первичная бактериальная флора кишечника представлена не только бифидо- и лактобектериями, но и условно-патогенной микрофлорой. С середины периода новорожденности в составе флоры кишечника доминируют бифидобактерии. Физиологическая диспепсия новорожденных (транзиторный или переходный катар кишечника) – это нарушение стула у новорождённого с 3-4-го дня жизни. Стул в этот период жизни называется переходным (участки разного цвета: белого, желтого, зелёного; жидкий, водянистый, с комочками, слизью; более частый – до 4-6 раз в сутки и более. Длится это состояние 2-4 дня. В генезе имеют значение лактотрофный характер питания, раздражение кишечника ранее не попадавшими в него жирами, белками. Со 2-й недели жизни испражнения приобретают обычный вид (золотисто-жёлтый; кашицеобразный; кислый), 2-3 (до 4-6) раз в сутки. ТРАНЗИТОРНЫЕ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИИ ПОЧЕК НОВОРОЖДЕННОГО:
Моча новорожденного мутноватая, красно-коричневого цвета, оставляющая на подгузниках пятна соответствующей окраски. ТРАНЗИТОРНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ: Неонатальная гипогликемия. Это снижение уровня глюкозы крови до 2,2 ммоль/л и ниже в первые сутки жизни, но возможно появление симптомов и на 4-5 сутки после рождения. К группе риска развития гипогликемии относят недоношенных и/или незрелых детей, гемолитическую болезнь новорожденных, рожденных матерями с сахарным диабетом. Причинами гипогликемии так же могут быть недокорм или переохлаждение. Клиначески плавающие круговые движения глазных яблок, нистагм, затем неэмоциональный крик, слабость, срыгивание, отказ от еды, мышечная гипотония, судороги, бледность, потливость, артериальная гипотензия, тахикардия, тремор. Первое определение уровня гликемии необходимо сделать у детей из группы риска не позднее 60 минут после рождения, а далее – каждые 4-6 часов (первые 2-х суток) и каждые 6 часов (в следующие 2 дня ). Если при отсутствии симптомов гипогликемии регистрируется уровень глюкозы ниже 2,6 ммоль/л, необходимо начать кормление ребенка и определять уровень глюкозы каждые 30-60 минут. Если ребенок имеет симптомы гипогликемии или не получает энтеральное питание, или уровень глюкозы крови 2,2 ммоль/л и менее – необходимо начать парентеральное введение растворов глюкозы. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА КРОВИ НОВОРОЖДЕННОГО: Лабораторные показатели крови у новорождённого:
4. УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ НОВОРОЖДЁННЫМ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ.
В палате новорождённых рекомендуется совместное пребывание матери и новорожденного до момента выписки из роддома на 3-и сутки. Уход за пуповинным остатком:
Уход за кожей и слизистыми оболочками:
В роддоме проводится скрининговое обследование на врождённый гипотиреоз, фенилкетонурию, муковисцидоз. ВСКАРМЛИВАНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ Для проведения вскармливания новорожденных ВОЗ разработала ряд принципов (распространяются только на здоровых новорожденных), в том числе:
Формулы для определения объема молока.
n – число дней; 70 – если масса при рождении меньше 3200 гр. 80 – если масса при рождении больше 3200 гр.
n – число дней;
m– масса ребенка, n – число дней;
Суточный объем = 1/5 долженствующей массы. Число кормлений. У здорового новорожденного – кормление «по требованию». |
LanaDel |
–>Просмотров–>: 2365 –>Категория–>: Лекции по педиатрии | | |
Возможно вас заинтересует –>
18 сентября 2020 20:52 4855 Общество pixabay.com  / 
Подросший малыш с удовольствием общается со сверстниками, и родители стремятся как можно скорее отдавать активных детей в детский сад. Но иногда поспешность оборачивается проблемами, и адаптация ребенка проходит не так, как хотелось бы маме и папе.
Всегда веселый и активный кроха вдруг становится раздражительным, отказывается идти в садик, плачет. Конечно, такое поведение не может не огорчать. Как правильно вести себя в этой ситуации родителям? Как ускорить и упростить адаптацию к новым условиям жизни и общения малыша? И как приучить ребенка ходить в садик без слез? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук, детский психолог Ольга Архипова.
В каком возрасте отдавать ребенка в садик
Бытует мнение, что чем раньше отдать кроху в садик, тем проще ему будет там освоиться. Но это мнение ошибочно.
«Поступление в детский сад — серьезный стресс для ребенка, — комментирует детский психолог, кандидат психологических наук Ольга Архипова. — Особенно для малышей в возрасте одного, двух лет. В этом возрасте между ребенком и мамой существует сильная эмоциональная связь. При этом потребности в общении с другими детьми пока нет».
По словам специалиста, самое неблагоприятное время для знакомства с садиком — один год. В это время адаптация ребенка к условиям детского сада проходит тяжелее всего. Малыш не только сильно переживает разлуку с мамой, но также боится незнакомых ему людей.
Схожие эмоции испытывают дети в возрасте полутора лет. Со стороны родителей будет ошибкой ждать, что веселый и беззаботный кроха спокойно войдет в детский коллектив и там мгновенно переключится на общение со сверстниками и взрослыми. На практике все происходит иначе. Резкая перемена привычного образа жизни становится серьезным испытанием для нервной системы малыша.
В два года кроха уже не так сильно боится посторонних, а его привязанность к маме постепенно уменьшается. Но это не значит, что адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе пройдет без проблем. Далеко не все детки в два года морально и физически готовы идти в ясли, а значит, процесс привыкания к новым условиям может затянуться.
«Самый благоприятный возраст для поступления ребенка в детский сад — три года», — отмечает Ольга Архипова».
pixabay.com  / 
Как проходит адаптация ребенка в детском саду
Сам процесс адаптации представляет собой постепенное приспособление малыша к новым для него условиям.
Кроха должен привыкнуть к новому режиму дня, обязательным правилам и нормам. Должен приспособиться к новому режиму питания и другим блюдам, которые часто отличаются от тех, что он привык есть дома. Меняются условия его взаимодействия со взрослыми, вокруг появляется много сверстников. И самое главное, что все это происходит без мамы.
«Адаптация детей в детском саду в два года проходит дольше и труднее, — продолжает Ольга Архипова. — В этом возрасте мальчики все еще сильно привязаны к маме, и разлука с ней становится настоящим испытанием. Мальчикам проще адаптироваться после двух с половиной лет. В более раннем возрасте они в два раза чаще болеют. Девочки обычно испытывают сильный страх».
Особенно сложно протекает процесс привыкания у физически ослабленных, болезненных детей. В коллективе они сразу заболевают или начинают чахнуть, худеть. У малыша может внезапно повышаться температура без других признаков болезни.
В три года адаптация детей в детском саду проходит значительно проще. Трехлетки уже стремятся к самостоятельности, проявляют инициативу. Многие неплохо владеют речью и приобретают навыки самообслуживания, благодаря чему чувствуют себя в коллективе значительно увереннее. Большинство деток уже имеют опыт общения со сверстниками, приобретенный во время прогулок. Но самое главное, что после трехлетия разлука с мамой переносится проще, а потребность в детском обществе только увеличивается.
«Если малыш переживает кризис трехлетнего возраста, с садиком нужно повременить, — советует Ольга Архипова. — Необходимо подождать завершения этого периода, чтобы не создавать дополнительной эмоциональной нагрузки».
pixabay.com  / 
Период адаптации ребенка в детском саду
Как долго будет проходить адаптация, зависит от многих факторов. Имеют значение не только возраст, но также особенности личностного и физического развития малыша, воспитание. Обычно этот период заканчивается в течение одного месяца, но только в том случае, если кроха посещает садик регулярно.
За это время большинство малышей начинают легче переносить расставание с мамой, улучшается их эмоциональное самочувствие, появляется интерес к коллективу, совместным играм. Но бывает и так, что малыш категорически не настроен на посещение группы, никаких позитивных изменений не происходит ни за месяц, ни за больший срок.
Если же ребенок начинает болеть, время адаптации в детском саду увеличивается. Как правило, после каждого длительного отсутствия этот период начинается заново.
«С учетом всех факторов, нормой считается продолжительность адаптации в течение трех месяцев», — уточняет Ольга Архипова.
Как приучить ребенка к садику, если он плачет
Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу. Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них.
pixabay.com  / 
- Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.
- Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно. И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать. Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления. Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.
- Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду
Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям
В первый год посещения садика малыши могут много и часто болеть — этому способствует не только расширившийся круг общения. Иммунную систему могут ослаблять стресс и эмоциональная напряженность, а потому родителям важно заботиться о том, чтобы максимально снизить степень переживаний крохи и настроить его на позитивный лад.
Чаще других болеют мальчишки и девчонки, которые подвергаются чрезмерной заботе родителей или бабушек. Если с первых дней жизни их кутают и одевают не по погоде, риск простудных заболеваний возрастает. То же происходит, если малыша одевают не в соответствии с температурой в группе. Это увеличивает период адаптации к саду.
pixabay.com  / 
С психологической точки зрения главным стрессом для ребенка является расставание с мамой. Детки по-разному демонстрируют свое отношение к этому. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи показывают нервное возбуждение и даже агрессию.
Это происходит потому, что малыш пока не может правильно оценивать необходимость и время пребывания в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и оставит его навсегда, что и вызывает столь бурную реакцию. Если кроха проявляет агрессию, объектом ее может становиться не только детвора вокруг, но даже сама мама. Ей малыш будет мстить за свои переживания, когда она вернется и заберет его домой.
К счастью, так происходит далеко не всегда. Внимательное отношение мамы решает эту проблему и большинство деток, которые изначально провожали родителей со слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Уже через некоторое время они активно играют со сверстниками.
Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?
Руководствуйтесь следующими рекомендациями родителям по адаптации детей в детском саду.
pixabay.com  / 
1. Настраивайте малыша на позитивный лад. Внушайте ему, что он уже большой, а потому может ходить в садик. И это здорово!
2. Приходите в группу чуть позже обычного. У деток младшего возраста сохраняется механизм эмоционального заражения. Если рядом кто-то плачет, велика вероятность, что и ваш сын или дочь тоже расплачется «за компанию». Старайтесь приходить в сад, когда большинство деток уже в группе.
3. Не устраивайте сцен прощания. Поцелуйте кроху, обнимите, скажите, что придете за ним чуть позже. После этого с улыбкой уходите, не реагируя ни на крики, ни на плач.
4. Не показывайте своих переживаний. Конечно, время адаптации тревожно не только для крохи, но и для мамы. Но говорить об этом в его присутствии не нужно. Относитесь к этому периоду как к необходимости. А обсуждая с малышом его день, спрашивайте лишь о том, что уже произошло. Пусть он рассказывает о своем общении, новых знакомых, историях, произошедших с ним в группе. Не заостряйте внимания на том, что ждет его завтра.
5. Отлучайтесь на некоторое время. Создавайте ситуации, когда вам нужно куда-то уйти, а кроха должен подготовиться к вашему приходу. Пусть это будет интересное поручение сделать маме сюрприз или выполнить несложное задание.
6. Объясняйте, как общаться со сверстниками. Будет ошибкой считать, что малыш в коллективе должен всему научиться сам. Рассказывайте, как и почему нужно здороваться с другими людьми, зачем делиться игрушками, просить разрешения, почему не нужно огорчаться из-за отказа. Эти навыки очень пригодятся в детском коллективе.
7. Приучайте выбирать игрушки. Пусть малыш берет с собой только те, которыми готов поделиться с окружающими.
8. Не отзывайтесь о садике плохо, даже если вы недовольны работой воспитателей или оснащением группы. Никогда не отправляйте в сад в качестве наказания, не угрожайте, что оставите там на целый день или на всю ночь.
9. Не перегружайте психику крохи дома и старайтесь не менять садиковский режим в выходные дни.
«Родителям нужно насторожиться, если ребенок в течение дня в садике остается подавленным, часто плачет, сторонится сверстников и воспитателей, — уточняет Ольга Архипова. — Дома он может демонстрировать агрессию, заторможенность, бурно реагировать на наказания или устраивать истерики. Показателем отклонений могут стать нарушение аппетита и сна. В этих случаях не нужно посещать детский сад. Необходимо остаться на несколько дней дома и желательно обратиться к психологу».
Вернуться назад
Новости партнеров
ли со статьей или есть что добавить?