Гимнастика для детей 4 месяцев: упражнения, их описание и фото

image Содержание

Гимнастика положительно сказывается на самочувствии и развитии ребенка любого возраста. Но для грудничков первых месяцев жизни она нужна особенно.

Помочь малышу освоить новые навыки — задача любого любящего родителя, ведь в общем развитии ребенка первого года жизни тесно взаимосвязаны и психическое, и эмоциональное, и физическое развития. Без одной составляющей картина будет неполной. В этой статье мы расскажем о том, как проводить гимнастику детям в 3-4 месяца.

Возрастные особенности

Для трехмесячного ребенка окружающий мир становится интереснее с каждым днем. Малыш уже умеет удерживать головку лежа на животе, уже старается подниматься на ручках из этой позы, если впереди происходит что-то интересное. Кроха эмоционально реагирует на маму, улыбается, а также более осознанно реагирует на прикосновение взрослых к разным частям его тела. Массаж и гимнастика в этом возрасте могут стать настоящим удовольствием и веселой игрой.

image

В этом возрасте начинает формироваться полноценное цветовое ощущение. А потому яркие игрушки, погремушки и приметные предметы помогут не только развитию зрения, но и будут отличным стимулом и мотиватором во время детской гимнастики. Точно так же можно использовать и звуки, ведь малыш уже с легкостью определяет, откуда они исходят, и заинтересованно поворачивает голову.

В 3-4 месяца у малыша начинают исчезать врожденные рефлексы, которые активно использовались родителями во время массажа и гимнастики с самого рождения. Теперь им на смену приходят рефлексы условные, малыш уже начинает пытаться выпрямлять туловище, вытягиваться. Это означает, что скоро кроха начнет переворачиваться, а мышцы спины и ножек готовятся к ползательным движениям.

Спит малыш в течение дня уже меньше, бодрствование становится более длительным, и это дает дополнительные возможности для проведения развивающих занятий.

Общие требования к зарядке

Физическая активность для малышей должна быть ежедневной. Поэтому гимнастика должна стать неотъемлемой частью повседневного рациона. Приступать к упражнениям нужно после того, как мышцы и связки малыша «разогреты» предварительным массажем.

Гимнастика для четырехмесячного ребенка становится более сложной, теперь это не только воздействие на мышцы, это тренировка зрительной и слуховой функций, формирование первых речевых навыков — гуления.

Без вспомогательных материалов маме не обойтись — понадобятся яркие игрушки, погремушки, приятная музыка и знание потешек, считалочек, детских стишков, развивающих восприятие ритмичности человеческой речи.

Каждое движение должно быть прокомментировано. Малыш должен постепенно осваивать части собственного тела, и мама может ему в этом помочь, отчетливо называя их во время выполнения упражнений.

В 3 месяца ребенок нуждается в проведении комплексного занятия, все упражнения которого делятся условно на две группы:

  • пассивные (мама выполняет упражнение спокойно лежащему ребенку);
  • активные (малыш принимает живое и непосредственное участие в происходящем по мере своих возможностей).

В комплекс ребенку с некоторыми проблемами развития и здоровья добавляют упражнения из арсенала ЛФК, если таковые назначены лечащим врачом.

Можно добавить к занятиям упражнения на шаре (на фитболе). Практикующие динамическую гимнастику завершают зарядку проведением динамических упражнений. Каким бы ни был составленный для вашего ребенка комплекс занятий, он обязательно должен включать в себя:

  • выкладывание на животик (развивает мышцы живота и шеи);
  • разминку для конечностей (стимулирует мышцы рук и ног);
  • упражнения для смены положения тела в пространстве (повороты с поддержкой, ползание с поддержкой).

Общеукрепляющая гимнастика не подразумевает точечного массажа, массирования и другого воздействия на позвоночник, поясницу (область почек), на подмышечные и подколенные впадины, на родничок на голове.

Гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, снимает остатки мышечного гипертонуса, с которым рождается до 100% детей, развивает легкие, нормализует работу сердца и сосудов, улучшает кровообращение. Тонус уходит постепенно, и это совершенно нормально.

Сначала ослабевает напряжение мышц ручек, и только к концу 4 месяца — сгибательных мышц ног. Но это происходит не у всех, и некоторое напряжение мышц считается вполне естественным вплоть до полугода.

Всегда проводите гимнастику по определенному плану, начиная с простого и постепенно переходя к сложному:

  • массаж и разминка — 5 минут;
  • пассивные упражнения для рук и ног;
  • упражнения для суставов и связок конечностей;
  • общие упражнения для развития мышц живота и спины;
  • активные упражнения (перевороты, ползание, фитбол);
  • успокаивающий легкий релаксационный массаж — 2-3 минуты.

Воздействие на мышцы и суставы ребенка должно быть аккуратным и незначительным. В противном случае у малыша будут болеть мышцы.

Каждому взрослому, который хотя бы раз перетренировался в зале или переиграл в спортивные игры, знакомо мучительно ощущение «забитости» мышц. У детей мышечная ткань в ответ на избыточную нагрузку ведет себя точно так же.

А потому следите, чтобы нагрузка была умеренной, иначе проблем со сном и аппетитом потом не избежать.

Упражнения

Предварительный массаж проводят традиционным способом. Сначала растирают и легко массируют руки и ноги по направлению от пальчиков вверх. Затем круговыми движениями слегка растирают мышцы груди и живота, спинку, ягодицы. Потом можно переходить непосредственно к гимнастическим упражнениям. Мы рекомендуем такие приемы:

  • «Боксер». Уложите кроху на спинку. Возьмите кисти его ручек в свои и делайте выпады ими вперед, так, как это обычно делает боксер на ринге. Упражнение хорошо развивает мышцы рук и верхней части спины, способствует укреплению плечевых суставов.
  • «Мельница». Ребенок продолжает лежать на спине. Зафиксируйте кисти его ручек между своими большим и указательным пальцами и потрясите кисти, а потом повращайте их по кругу. Делайте это осторожно, чтобы не травмировать малыша.
  • «Бабочка». Разведите ручки малыша в стороны и приведите обратно к груди. После того как вы несколько раз проделаете это, поднимайте ручки вверх и опускайте их вниз, вдоль тела. Завершите упражнения полукруговыми движениями сверху вниз, руки малыша должны выписывать две дуги по бокам от него, как крылышки бабочки.
  • «Велосипед». Не нужно забывать и об упражнениях, которые вы проводили ребенку в первые недели после рождения. По-прежнему актуальным остается «Велосипед» – приведение со сгибом ножек в коленях попеременно. Но привычный уже прием нужно немного усложнить. Делая «велосипед», слегка надавливайте своими ладонями на стопы ребенка, чтобы «педали» крутились с небольшой нагрузкой. Упражнение отлично развивает голени, коленные суставы, бедра, нижние и длинные мышцы спины.
  • «Каракатица». Малыш лежит на спине. Поднимайте его ножки к головке и опускайте их в исходную позицию. При этом следите, чтобы ноги не сгибались в коленях. Для этого придерживайте одной рукой конечности малыша в области голеностопа, а второй — под коленками.
  • «Лягушка». Малыш находится на животе. Подставьте под стопы свои ладони и надавите, чтобы малыш согнул ноги в коленных и тазобедренных суставах. Его поза при этом будет напоминать позу лягушки. Слегка подвиньте малыша вперед. Это упражнение станет хорошей базой для будущего ползания. Стимулируйте участие ребенка в процессе — положите перед ним яркую игрушку, чтобы он сам пытался дотянуться до нее.
  • «Поворот». Положите ребенка на спинку, вложите ему в правую руку свой указательный палец, чтобы малыш крепко за него ухватился. Придерживая малыша за левую сторону тела, потяните руку на себя и аккуратно совершите переворот со спины на живот через левый бок. Затем проделайте переворот через правый бок, но для этого нужно дать малышу ухватиться за ваш палец левой ручкой.
  • «Гусеница». Положите ребенка на живот, вытяните его ручки вперед, приложите ладонь к стопам и слегка наступательно надавите, чтобы кроха продвинулся чуть вперед. При этом его ручки согнутся в локтях, снова возьмите ручки и положите вперед. Таким образом, как гусеничка, малыш будет медленно продвигаться вперед, например, к интересной игрушке. Помните, что у ребенка обязательно должен быть стимул для совершения активных упражнений. Если не будет мотивации, не будет и удовольствия от гимнастики.
  • На мяче. Положите малыша животом на мячик, придерживая за бока. Покатайте мяч вперед и назад, влево и вправо. Поверните ребенка на спину и проделайте то же самое. Упражнение стимулирует развитие мышц живота и спины, а также способствует развитию вестибулярного аппарата.

Полезные советы

Несколько полезных советов помогут сделать занятия для трехмесячного ребенка приятными:

Включайте музыку, разговаривайте с малышом — общение поможет установлению эмоционального контакта, к тому же ребенок будет воспринимать гимнастику как веселую и интересную игру.

Не проводите гимнастику перед вечерним купанием. Упражнения стимулируют нервную систему и усиливают кровообращение. В результате малыш может хуже засыпать и беспокоиться ночью. Лучше всего делать гимнастику в первой половине дня.

Всегда наблюдайте за настроением ребенка. Если у него именно сегодня настроение не очень хорошее, он капризничает, гимнастику лучше не делать.

Если позволяют погода и время года, проводите гимнастику без одежды и на свежем воздухе. Так удастся совместить полезную зарядку с закаливанием, как советует детский доктор Евгений Комаровский.

Гимнастику не делают в дни болезни, особенно если у ребенка повышена температура. Также нельзя делать гимнастику без участия врача детям со врожденными пороками сердца, тяжелой почечной недостаточностью, крупными грыжами (паховыми, пупочными или спинномозговыми).

Прежде чем проводить упражнения, если начинаете заниматься с чадом впервые, посмотрите обучающее видео. Оно поможет понять технику выполнения.

Технику зарядки для ребенка 3-4 месяцев смотрите в следующем видео.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Сегодня мы поговорим о том, насколько важен массаж и гимнастика для ребенка (4 месяца). Комаровский Е. О. – признанный в стране врач-педиатр, автор собственного телевизионного проекта, чьи видеоролики пользуются огромной популярностью у родителей, считает, что создать дома подходящие условия для подобных процедур и овладеть необходимыми навыками под силу любому взрослому.

В чем же их польза?

При регулярных занятиях укрепляется сердце и сосуды, лучше начинают функционировать дыхательная и кровеносная системы, развиваются двигательные навыки и происходит естественное регулирование процессов торможения и возбуждения головного мозга.

Доктор Комаровский рекомендует заниматься с грудничками с двух месяцев. Но мы в нашей статье поговорим о детишках 3-4-5-месячного возраста. Почему? Ребенок с 3 месяцев становится более активным. Количество времени бодрствования увеличивается, и для гимнастических занятий можно выбрать удобные промежутки, когда малыш сыт, спокоен и в хорошем настроении. Существует даже пальчиковая гимнастика для детей 4 месяцев!

Мы растем

Начиная с 3 месяцев уже уверенно держащего головку малыша следует почаще выкладывать на живот для укрепления шейных, спинных и других мышц. В 4 месяца ребёнок осваивает опору ладонями и держится на вытянутых ручках. Для развития мышц и связок кистей очень полезно научить его хлопать в ладошки, а также ударять ручкой по ровным предметам.

Примерно в том же возрасте появляются первые слова, улыбки и активизируются движения ножек и ручек. С этого же возраста – около 4 месяцев – малыш начинает активно интересоваться игрушками, он хватает все подряд и пытается удержать руками, благодаря чему суставы и мышцы укрепляются. Дело родителей – развивать такой интерес и обеспечить подбор полезных и правильных погремушек.

С 3-4-месячного возраста у малышей нормализуется мышечный тонус ножек и ручек (явления гипертонуса сходят на нет). Теперь можно заниматься пассивными видами упражнений на укрепления мышц-сгибателей. Гимнастика детей 3-4 месяцев начинается с самых несложных из них. Пассивные упражнения чаще всего проводятся в форме встряхивания (вибрации), дополнить процедуры нужно приемами массажа (растирание).

С чего же начать?

В чем заключается массаж и гимнастика для ребенка 4 месяца? Начав с поглаживания, осторожно массируйте поверхность детского тела подушечками пальцев, которые при этом согнуты. Завершается массаж также поглаживанием, благодаря чему нервная система успокаивается, а мышцы расслабляются. Со временем действия при массаже приобретают большую интенсивность. Помимо этого с данного возраста предлагается освоить первые гимнастические снаряды. Чаще всего таковым является крупный и яркий надувной мяч.

Гимнастика для детей 4 месяцев дополняется водными процедурами в виде ванн комнатной температуры. Первые навыки плавания можно привить ребенку именно в таком возрасте. Продолжительность занятий постепенно растет от 15 до 20-25 минут. Ясно, что всё сказанное относится к случаям, когда ребенок здоров и положительно реагирует на гимнастические занятия. Если же это не так, требуется посоветоваться с педиатром.

Детский массаж: основные приемы

Начнем с массажа ног. Малышу, лежащему на спине, массируют ножки поглаживанием и растиранием по кругу. Двигаться нужно от пяток к бедрам и проделывать за один подход 3-4 (не более) движения. Поглаживания производят до растираний и после них, завершая упражнения.

Как правильно делать кольцевое растирание? Аккуратно захватив ножку ребенка пальцами обеих рук, делаем по наружной стороне голени руками движение по кругу. Дойдя примерно за 3 оборота до уровня колена, начинаем растирать мышцы бедер. Сами колени никогда не растираются! Процедура повторяется около 6 раз, результатом должно стать легкое покраснение кожи.

Тренируем ножки

К другим полезным упражнениям, которые включает в себя гимнастика для детей 4 месяцев, относятся так называемые скользящие шаги. Применяется оно также к лежащему на спине ребенку, направлено на укрепление мышц детских ножек. Делайте упражнения осторожно, без резких движений во избежание риска травмирования. Взрослый берет руками голень малыша, при этом большие пальцы массажиста помещаются на ее внешнюю сторону, а все остальные – на внутреннюю. Ножку ребенка выпрямляют и слегка встряхивают, затем сгибают снова. При этом пяточки малыша не должны отрываться от поверхности стола (пятка по нему плавно скользит).

Процедура повторяется поочередно с левой и правой ногами по 4 раза. Такая гимнастика для детей 4 месяцев, у которых сохраняется гипертонус сгибателей-мышц, не годится, вместо нее можно использовать описанное ниже упражнение (в виде рефлекторной ходьбы).

Выполняя это упражнение, малыш “стоит”. На самом деле вы держите его за подмышки вертикально, лицом к себе, подошвы детских ножек слегка касаются твердой поверхности. В таком положении срабатывает рефлекс, и малыш начинает передвигать ногами – “ходить”. Заниматься рефлекторной ходьбой можно с ребенком начиная от полутора месяцев.

Массируем ступни

Еще одно полезное упражнения заключается в массаже ступней. Применяется он к лежащему на спине малышу и заключается в поглаживаниях, растираниях и поколачиваниях. Трижды погладив ступни ребенка, продолжите растиранием их внешней и внутренней частей. Двигаться при этом нужно от пяточек к пальчикам.

Завершив растирание ступни, можно начать поколачивание. Для этого несколько раз (от 8 до 10) по ступням детских ножек легко ударяют указательным пальцем (его тыльной поверхностью), направление массажа при этом сохраняется. В завершение ножки следует снова погладить.

Гимнастика для детей 4-5 месяцев включает отлично развивающую и укрепляющую ножные мышцы процедуру разгибания-сгибания ступни. При выполнении его используем рефлекторное сгибание ее при надавливании со стороны подошвы на место основания пальчиков. Заставив малыша несколько раз согнуть-разогнуть ступню, осторожно разотрите внешний ее край для распрямления. Процедура повторяется около 4 раз.

Переходим к ручкам

Массаж детских ручек проводим в том же положении (уложив ребенка на спину). Взрослый дает свой большой палец ребенку, который тот рефлекторно зажимает в кулачок. Нужно придержать детскую кисть и произвести несколько поглаживаний по направлению к плечам, затем уже знакомое нам кольцевое растирание. Как и для ножек, упражнение заканчивается трехкратным поглаживанием.

Кольцевое растирание рук производится активными движениями по кругу. За 4-6 оборотов пальцы производящего массаж достигают локтя и затем плеча. Рекомендуется около 5 повторов, в результате которых должно наблюдаться небольшое покраснение кожи.

Следующее упражнение, которое предлагает гимнастика для детей 4 месяцев, заключается в скрещивании на груди детских ручек. Малыш по-прежнему лежит на спинке, ручки его скрещены. Взрослый дает ребенку свои большие пальцы в ладошки и помогает сжать кулачки. Другие пальцы массажиста легко придерживают кисти детских рук, которые с легким встряхиванием разводятся по сторонам и вновь скрещиваются. При этом положение ручек малыша относительно друг друга следует постоянно менять: левая вверху, правая внизу, затем наоборот. Процедура повторяется около 6 раз.

Повороты

Очень полезны упражнения в виде поворотов на животик. Заниматься ими следует несколько раз в день. Лежащего на спинке малыша придерживают правой рукой за ножки в нижней части голени. Дав в ладонь малышу указательный палец, левой рукой придерживая за запястье, осторожно поворачиваем туловище на правый бочок. Малыш подхватывает инициативу и производит самостоятельный поворот влево головой и верхней частью тела.

В момент достижения положения на правом боку ребенка слегка придерживают и вытягивают вперед его левую ручку, благодаря чему происходит рефлекторный переворот в положение на животик. Ручки малыша теперь располагаются под грудью. Поворот на животик в противоположную сторону (перекатывание через левый бок) делается точно так же. Гимнастика детей 4-6 месяцев, как правило, таких упражнений уже не содержит, так как к этому возрасту малыши хорошо умеют переворачиваться сами.

Другие упражнения

Переходим к следующему упражнению – теперь малышу предстоит приподнимать плечи и головку, лежа на спине. Как и раньше, положив в детские ладошки большие пальцы и придерживая другими за кисти обеих рук, осторожно тянем малыша, добиваясь легкого приподнимания головы и плеч. Сажать ребенка нельзя! Таких легких подъемов рекомендуется проделать около трех.

Очень благотворным считается массаж детского животика. Его основные приемы состоят в поглаживаниях различных видов (круговых, встречных или по косым мышцам). Каждое из них желательно повторить около 4 раз. Затем животик можно начать слегка растирать, вначале круговыми движениями между пупком и ребрами (одной рукой). Затем обеими руками растирают прямые мышцы детского животика. Движения при этом достаточно активны и производятся в определенном ритме. Как результат, кожа малыша приобретает легкий розовый оттенок. Завершается массаж успокаивающим поглаживанием.

Массируем спинку

Не забудьте помассировать спинку ребенка. Заключается это в плавных поглаживаниях спинки и ягодиц, производимых обеими руками. Вверх вы ведете внешней стороной каждой ладони, а вниз – внутренней. Количество повторов также равно четырем.

Завершив поглаживание, начинаем растирать детскую спинку. При этом чередуются круговые движения с прямыми. Растирание производится как сдвигания кожи на спинке вверх и вниз пальцами руки взрослого. Другой вид растирания детской спинки – по спирали. Делают его двумя руками: левой – против часовой стрелки, правой – по ней. Руки периодически меняются местами.

Переходим к массажу груди

Аналогично проводится массаж груди путем обыкновенных и круговых поглаживаний и вибрации. Последнюю процедуру проделывают чрезвычайно осторожными легкими нажатиями на детскую грудь от середины к бокам. Поглаживают малыша по межреберным промежуткам кончиками пальцев.

Хорошо способствует укреплению суставов и мышц детских ручек так называемое упражнение “боксер”, которое представляет собой выпады руками. Взяв уже описанным ранее образом детские ручки, поочередно сгибаем и разгибаем их. Плечи малыша при этом слегка приподняты, а со стороны кажется, будто он боксирует. Для каждой руки осуществляется по 6 повторов, при этом резкие движения под запретом во избежание травмы.

Гимнастика для детей 4 месяцев на фитболе

Отличный эффект дают упражнения на мяче, которые, как правило, очень нравятся ребенку. При этом замечательно тренируется вестибулярный аппарат, а мышцы ручек и ножек эффективно расслабляются. Выполнять их нужно не ранее чем через полчаса после еды. Мяч должен быть ярко раскрашенный, теплый или комнатной температуры. Этот снаряд обязан вызывать у ребенка лишь положительные эмоции.

Гимнастика для детей 4 месяцев на мяче начинается с того, что малыша осторожно кладут на фитбол животиком, разведя колени. Затем ребенка плавно покачивают на мяче из стороны в сторону, а также по кругу. Обязательно крепко придерживайте его за спинку, остерегайтесь падения.

Гимнастика для детей 4 месяцев при дисплазии

Дисплазией тазобедренного сустава грудные дети страдают относительно часто. Обнаруживается она либо в роддоме, либо при обследовании врачом-ортопедом и представляет собой врожденный подвывих тазобедренного сустава. При легкой степени ее функции сустава не нарушаются.

Дисплазия может принимать одну из трех форм – от легкой да отягощённой, в которой нарушается нормальное соотношение суставной сумки и головки бедра. Симптомами дисплазии служат затруднения при разведении в сторону детских ножек, щелчки в тазобедренных в суставах, асимметрия складочек, разная длина ножек.

Заметив что-либо подобное, родители обязательно должны проконсультироваться с ортопедом. При вовремя поставленном диагнозе на первом году жизни возможна корректировка в формировании тазобедренного сустава, которая происходит и после рождения. Выявив дисплазию и назначив курс лечения, врач обязательно порекомендует вам специальную гимнастику.

Особенности действий при дисплазии

Начинаются упражнения со специального массажа. Ножки следует растирать от голени к бедру легко и очень осторожно. Затем массируем детскую стопу и аккуратно поворачиваем ее в разные стороны.

Необходимо растереть малышу каждый из пальчиков, чтобы разжать их, используем все те же рефлексы или рисуем на подошве восьмерку.

Растерев ножки, переходим к их разминанию. Спиралеобразными движениями продвигаемся от ступни к голени, нажимая достаточно сильно.

Гимнастика для детей 4-5 месяцев при дисплазии заключается в следующих приемах:

1. Одну ножку удерживают на поверхности, другую прижимают к животику, поочередно чередуя.

2. Разгибаем ножку в коленном суставе и отводим в сторону. Впоследствии можно проделывать то же самое сразу двумя ногами. При этом обращайте внимание, как малыш реагирует. Если упражнение не нравится ему (доставляет дискомфорт), его прекращаем.

3. Держа руками пяточки ребенка, медленно поворачиваем их по кругу.

4. Хорошего эффекта можно добиться следующим несложным упражнением. Потяните детскую ножку по направлению к лицу, коснитесь ею носика. Начиная с 5-6 подходов, ежедневно увеличивайте их на 1.

А теперь посложнее

К другому, более сложному комплексу упражнений можно перейти спустя несколько недель. Предваряется он аналогичным массажем, проводимым теперь уже на животе. Упражнение заключается в попытках максимально согнуть детские ножки в тазобедренных суставах с подтягиванием коленок к противоположным локтям.

Другое упражнение – ножки разводим в стороны, затем, придерживая таз в прижатом к поверхности положении, касаемся попы пятками. В таком положении задерживаемся на 5-6 секунд.

Возраст до одного года считается самым важным периодом в становлении эмоционального и физического здоровья малыша. И если в первые несколько недель новорожденный наделен только безусловными рефлексами, данными ему природой при появлении на свет, то к 4 месяцам в развитии ребенка наступает переломный момент — он начинает сознательное знакомство с миром.

Изменения на уровне физиологии

К четвертому месяцу жизни малыш полностью приспосабливается к окружающей среде, и его организм приступает к следующему этапу своего развития — серьезной психоэмоциональной и физической перестройке. Трансформация касается всех органов и систем маленького человека: меняется физиология, активно развиваются психомоторные функции, появляются первые эмоции, постепенно уходят безусловные рефлексы, а им на смену приходят важнейшие навыки.

Этот период в жизни младенца — один из главных и ответственных, поскольку именно в 4 месяца в организме происходят значительные физиологические перемены, которые и будут служить основой для будущего развития и здоровья ребенка. Поэтому так важно не упустить этот серьезный момент и в случае возможного отклонения вовремя принять меры.

Физиологические особенности малыша, прошедшего четырехмесячный рубеж:

  • Органы зрения уже достаточно хорошо развиты: ребенок в 4 месяца умеет воспринимать и различать оттенки и цвета, а также сознательно фокусировать взгляд на предметах и лицах. Улучшается острота зрения, и малыш приобретает способность хорошо видеть не только вблизи, но и на расстоянии. Цвет глаз в этом возрасте меняется на постоянный, а зрительные мышцы укрепляются и, как результат, проходит легкое косоглазие, свойственное многим новорожденным.
  • Слезные железы запускаются в работу, и плач уже сопровождается не только криком, но и слезами.
  • Слуховые органы практически сформированы: малыш поворачивает голову в сторону источника звука, проявляет реакцию на обращение к нему с расстояния 2,5 м, внимательно вслушивается в речь и различает интонации. Реагирует на резкие звуки, а также медленную или ритмичную музыку.
  • Налаживается работа пищеварительной системы: в нужном количестве вырабатываются желудочные ферменты, расщепляющие и переваривающие пищу. Это положительным образом сказывается на всех функциях ЖКТ: прекращаются колики и спазмы кишечника, приходит в норму частота и консистенция стула, а также налаживается аппетит. Как следствие, ребенок становится более спокойным и расслабленным, лучше спит и гораздо реже просыпается по ночам.
  • Многие безусловные рефлексы, свойственные новорожденным в первые недели жизни, к четырем месяцем уже практически не наблюдаются. Так, к этому возрасту должны полностью исчезнуть поисковый, хоботковый, защитный и рефлекс Бабкина. Если последние все еще присутствуют, необходимо показать ребенка невропатологу.

Показатели роста и веса

Оценить правильность развития ребенка помогают его физические показатели. Для этого грудничок ежемесячно проходит проверку на соответствие возрастным нормам. Так, сильное отклонение от общепринятых параметров в сторону уменьшения или, наоборот, увеличения может быть признаком нехватки (или переизбытка) того или иного полезного вещества, а также являться симптомом серьезного заболевания внутренних органов.

Мальчики немного опережают девочек по некоторым показателям, поскольку, как правило, рождаются крупнее, однако ежемесячная прибавка в весе и росте и у тех, и у других приблизительно одинакова.

Таблица физического развития в четыре месяца, согласно данным российских педиатров:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 5,5 7,6
Вес девочек, кг 5,4 7,0
Рост мальчиков, см 58,7 64,5
Рост девочек, см 58,4 64,0
Окружность головы мальчиков, см 40,2 43,6
Окружность головы девочек, см 39,1 42,2
Окружность груди мальчиков, см 38,6 44,6
Окружность груди девочек, см 38,9 43,0

Согласно данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нормы выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 5,6 8,7
Вес девочек, кг 5,0 8,2
Рост мальчиков, см 59,7 68,0
Рост девочек, см 57,8 66,4
Окружность головы мальчиков, см 39,2 44,0
Окружность головы девочек, см 38,1 43,1

Малыши, рожденные раньше срока, могут сильно отставать от своих сверстников по показателям веса, роста и других значений, то же касается и детей, которые по наследственным причинам родились чрезмерно крупными.

Педиатры считают такую ситуацию вполне закономерной и советуют родителям сильно не волноваться, но и не оставлять проблему без внимания: в обоих случаях рекомендуется в первую очередь показать ребенка профильному специалисту, который поможет откорректировать рацион грудничка.

Психическое и эмоциональное развитие

На психоэмоциональном уровне ребенка также происходят важные изменения. Малыш с удовольствием интересуется окружающим пространством, внимательно изучает свое тело и стремится к контакту с близкими людьми. В 4 месяца у грудничка активно развивается нервная система. Проявляется это в таких реакциях:

  1. Ребенок начинает испытывать и выражать различные эмоции. Это может быть как бурная радость или удивление, так и недовольство, волнение и раздражение. Такие проявления поначалу носят лишь кратковременный характер и очень быстро сменяют друг друга.
  2. Появляются первые речевые функции, выражающиеся в громком смехе и вскрикивании. Ребенок начинает произносить короткие слоги, а также активно гулит и агукает.
  3. Малыш показывает свою заинтересованность: радостно тянется к игрушке, поворачивает голову в сторону случайного звука, а также с любопытством долгое время рассматривает свои ручки и ножки.
  4. Умение различать лица близких и посторонних людей является очень важным признаком нормального развития ребенка в 4 месяца: девочки могут узнать маму даже на фотографии, мальчики же в психоэмоциональном развитии немного отстают, тем не менее и они в этом возрасте уже хорошо отличают маму или папу от чужого человека. В первом случае малыш начинает радостно дергать ножками, улыбаться и тянуть ручки. При виде же чужого человека ребенок, наоборот, напрягается, пытается отвернуться или начинает громко плакать.
  5. Узнавание своего имени также свидетельствует о полноценном развитии малыша, достигшего четырехмесячного возраста.

Физические навыки

Ребенок становится гораздо крепче, чем ранее, а его движения приобретают вполне осознанный характер. Некоторые дети в этом возрасте даже делают попытки сесть на ягодицы, однако ни в коем случае нельзя искусственно присаживать ребенка, опирая его на подушки, поскольку такая нетерпеливость родителей может привести к травмированию неокрепшего позвоночника малыша.

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца:

  • Переворачиваться со спины на живот, а затем обратно;
  • Пытаться подтянуться, держась за перекладину или руку взрослого;
  • При кормлении придерживать ручками бутылочку или грудь матери;
  • Лёжа на животе, приподнимать ягодицы и делать попытки оттолкнуться ножками от поверхности;
  • Сознательно брать игрушку и некоторое время удерживать ее в руке;
  • В положении лежа на спине приподнимать голову вместе с плечевым корпусом;
  • Хорошо удерживать голову;
  • Поднимать корпус, опираясь на ладони;

Питание четырехмесячного ребенка

По всем рекомендациям современных педиатров ребенок в возрасте четырех месяцев должен получать только грудное молоко. Если же по каким-то причинам мать не может держать малыша на естественном вскармливании, последнее заменяют качественными молочными смесями и вводят прикорм в виде небольшого количества овощного пюре или каши.

В 4−5 месяцев грудничка обычно переводят на 5-разовое кормление. Последний прием молока ориентировочно должен приходиться на 20−21 час, после чего здоровый и сытый малыш обычно спит около 10 часов. Тем не менее не все дети этого возраста способны так долго обходиться без питания и все еще просыпаются ночью для привычного приема пищи. Не следует игнорировать такие просьбы ребенка, однако вместо молока лучше дать ему немного детского чая или разведенного натурального сока. Постепенно малыш привыкнет к новому режиму питания и будет спокойно спать всю ночь.

График приема пищи у ребенка на искусственном вскармливании должен быть более точный и строгий, поскольку ни одна даже самая дорогая и качественная смесь не способна заменить натуральное материнское молоко.

Малыш-«искусственник» должен питаться не менее 6 раз в сутки с промежутками между кормлениями в 3,5 часа. Суточную норму смеси определяют таким образом: вес ребенка (в граммах) делят на 7. Полученное число является общим объемом, необходимым на сутки. Далее это количество равномерно распределяют на 6 порций. В среднем получается, что малыш за одно кормление должен употребить приблизительно 150−170 мл адаптированной смеси. Прикорм рекомендуется вводить очень осторожно после консультации с педиатром. Обычно начинать лучше с одной маленькой ложки в день, постепенно доводя суточную порцию до 100 г.

Распорядок дня и ежедневные процедуры

Кроме правильного развития и питания, ребенок в 4 месяца должен приучаться к соблюдению определенного режима: четко отличать день от ночи, а также спать, бодрствовать и гулять в приблизительно одинаковое время. Такой график необязательно делать идеально точным по времени, однако придерживаться его последовательности все же необходимо. Кроме сна и кормления, в ежедневный распорядок четырехмесячного малыша обязательно входят:

  1. Прогулки на свежем воздухе. Они должны быть регулярными независимо от погоды. Разница заключается только в их продолжительности: в теплый сезон малышу необходимо находиться на улице не менее 3–4 часов, в холодный же период время пребывания на воздухе нужно сократить до 1–2 часов. Гуляние важно четырехмесячному ребенку не только для укрепления его иммунитета, но и для изучения окружающего пространства.
  2. Развивающие занятия. Малыш в этом возрасте очень нуждается в общении и играх, поэтому следует как можно чаще разговаривать с ребенком, читать ему короткие детские стишки и петь песенки. Не рекомендуется развешивать над кроваткой слишком много ярких, но однообразных погремушек — гораздо полезнее, если такие игрушки будут различными по форме, цвету и издаваемым звукам. Дети в таком возрасте очень любят наблюдать за полетом мыльных пузырей, однако нужно внимательно следить, чтобы мыло от таких шариков не попадало ребенку в лицо.
  3. Водные процедуры. Четырехмесячные дети, как правило, прекрасно воспринимают купание, поэтому такие процедуры должны быть ежедневными. Для ванночек желательно использовать травяные отвары, хвойные экстракты или морскую соль. Однако перед применением этих добавок необходимо проконсультироваться с участковым педиатром.
  4. Гимнастика и массаж являются основой физического развития малыша. Занятия гимнастикой лучше всего проводить в утренний период, когда ребенок активен более всего. Массаж же правильнее делать после принятия водных процедур перед сном. В магазине можно приобрести специальные детские массажные масла, которые обладают успокаивающим и расслабляющим действием на нервную систему, помогая грудничку лучше настроиться на ночной отдых.

Развитие в четыре месяца не всегда четко соответствует описанным нормам, поскольку есть ряд причин, по которым малыш может отставать от своих сверстников по тем или иным показателям.

И если доктор не видит никаких серьезных отклонений в психическом или физическом функционировании детского организма, не нужно паниковать. Гораздо важнее помнить, что даже грудной ребенок — это маленькая личность со своими индивидуальными качествами и темпераментом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий